lybs.ru
Достигнутые вершины упираются в пустоту. / Андрей Коваль


Книга: Конспект лекций Педагогика


Конспект лекций Педагогика

Часть И. Общие основы педагогики 1. Возникновение педагогики как науки.

Термин «педагогика» получил свое название от греческих слов paidos - дитя и ago - вести. В дословном переводе paidagogos означает «предводитель детей». Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем: для определения искусства вести ребенка в течение жизни, т.е. воспитывать, обучать, давать образование. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

С середины XX века человечество поняло, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим в некоторых странах вместо термина «педагогика» употребляют термины «андрогогіка» (от гр. andros

- мужчина и ago - вести) и «антропогогіка» (от гр. antropos

- человек и ago - вести). Педагогика расширила свои границы и охватила воспитания человека в целом.

Современная педагогика - это наука о воспитании человека. Под понятием «воспитание» в данном случае понимаем образование, обучение и развитие, т.е. употребляем его в наиболее широком значении.

Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Оно неотделимо от социального воспроизводства поколений, естественной необходимости готовить к жизни потомков. Именно поэтому воспитание является общей и вечной категорией.

Педагогические представления, знания складывались в практическом опыте. По свидетельству наскальных рисунков задолго до человеческой цивилизации воспитание детей осуществлялось путем включения их в жизни рода или семьи: привлечение к труду, охоты, сооружения жилища. В некоторых племенах начали возникать своеобразные «школы» - хищные, где люди преклонного возраста готовили подростков к взрослой жизни. Педагогические знания систематизувались в виде выводов, советов, рекомендаций и существовали в народных обычаях, обрядах, традициях, народном творчестве. Этот своеобразный свод правил и нормативов стал источником развития социального поведения человека в своих основных постулатах: исповеди трудолюбия, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, милосердия, уважения к старшим, миролюбия, - того, что позже вошло в кодекс жизни цивилизованного общества, стало первоосновой педагогической науки и практики.

Развитие и усложнение производства, накопления научных знаний об окружающем мире требовали от человека специальной, достаточно длительной подготовки. В зависимости от того, как было поставлено воспитание детей и молодежи, общество прогрессировало быстрее или медленнее. Образование и воспитание стали важнейшей предпосылкой его развития. Возникла потребность в педагогических знаниях, которые базировались бы не на эмпирических, субъективных представлениях людей, а на обобщении типичного, характерного, т.е. знаниях объективных, научных.

Науку часто отождествляют со знаниями, что является грубым недоразумением. Наука - это не только знание, но и сознание, т.е. умение должным образом пользоваться этими знаниями.

Серьезные попытки обобщить опыт воспитания, выделить теоретические начала воспитания были начаты в наиболее развитых государствах древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции. Первые научные педагогические обобщения входили в состав философии, ибо в философии в то время аккумулировались все знания о природе, человеке, обществе.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Теоретиками педагогики были выдающиеся греческие мыслители: Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ (469-399 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Арісто-тель (384-322 гг. до н. э.), в трудах которых существовало немало глубоких мыслей по вопросам воспитания человека, формирования его личности. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Его крылатые афоризмы, которые пережили века, и сегодня наполнены глубоким смыслом: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда», «Большинство багатознайок не имеет ума».

Сократ основал философскую основу гуманистической педагогики. Его казнили по приговору афинского суда, составленного на основании лживого обвинения, суть которого сводилась к отрицанию Сократом "государственных" богов и поклонения новому божеству". Этим божеством был человек.

Сократ считал, что основой личности является субъектное. Человек должен получать образование не путем научения, то есть передачи истины, а путем самостоятельного поиска ее смысла. Самым ценным в человеке является умение видеть истину (нравственность) и должным образом себя вести. Истину можно познать и усвоить только через нахождение противоречий в своих поступках, мыслях, понятиях. Раскрытие этих противоречий отвергает надуманное знание, а смущение, которое охватывает разум, побуждает к поиску подлинной истины. Самокерівництву душе ученика способствует умение учителя создавать условия, необходимые для ее пробуждения. Средствами создания таких условий служат маєвтика и ирония. Маєвтикою Сократ называл искусство добычи за помощью умелых проблемных вопросов скрытого в человеке правильного знания. Иронии - манеру прикидываться дураком перед невеждами, которые считают себя знатоками и мудрецами, для того, чтобы они могли из собственных ответов узнать свою глупость и направить свои усилия на истину.

С точки зрения Платона, человек - это проявление всего внешнего, которое является неизменным и поэтому - объективным. В связи с этим основой личности является не субъектное, а объектное. Истина - это идеал воспитания: сочетание благородства, богатства, физических и духовных способностей. Но постижения истины не может дать постоянного знание, ибо познание человека ограничено чувственным восприятием. Отсюда, образование должно образовывать правильные понятия и отсекать то, что мешает воплощать идею нравственности. Следует прежде всего ограничить естественную чувствительность человека. Праведная мысль - это результат воспитательной деятельности справедливого государства. С другой стороны, предпосылкой самосохранения государства является формирование граждан в духе праведности. Таким образом, интересы государства и отдельного человека взаимосвязаны. Педагогика подчиняется политике. Обучение приобретает целенаправленного и жестко виховального характера.

В системе научного познания и образования Аристотеля идея трактуется не как самостоятельная категория, а как внутренняя сущность вещей. Поэтому качество знаний полностью зависит от того, насколько удается сделать понятным, строгим и четким их содержание, то есть основные понятия всех дисциплин. Достичь этого можно только опираясь на законы, которые обобщают распоряжения относительно того, как что-либо должно быть или происходить.

Аристотель считал, что воспитание ("nafigefta") является государственной функцией и сводится к формированию у личности необходимых совершенств. Для этого следует использовать три фактора: природные задатки, способность приобретать привычку и способность делать суждения.

Природные задатки "облагораживаются" путем усвоения знаний, необходимых привычек и применение умений и навыков на практике. Способность приобретать привычку является основой своеобразных "тренировок", которые формируют умение правильно мыслить и вести себя соответственно нанесенных образцов. Способность делать суждения, то есть выражать собственное мнение, опирается не на опыт, который есть у человека, а на опыт, что передается ей. Этот опыт научно обоснованный и проверенный.

Факторы воспитания, выделенные Аристотелем, создали почву для первого научного определения педагогики как учения о правильное формирование личности. Это определение не потеряло своей актуальности сегодня, дойдя до нас практически неизменным.

Развитие педагогической мысли нашел свое продолжение в трудах древнегреческих философов и ораторов. Первый «штатный» педагог Марк Квинтилиан (35-96 гг.), который учил юношей-патрициев ораторскому искусству, был автором 12-томной книги «Двенадцать книг риторических наставлений», собственно, первой педагогической книги. Наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

В средние века педагогическая теория потеряла прогрессивную направленность античных времен. Педагогические идеи философов-богословов имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI ст.), когда происходило разложение феодализма и началось развитие буржуазного общества, появился целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, которые своим лозунгом провозгласили античное изречение: «Я - человек, и ни от чего человеческого не свободна». Среди них итальянец Вітторіно де Фельтре (1378-1446), голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1533-1592).

До начала XVII века педагогика продолжала оставаться частью философии. Отделение ее от философии и оформлению в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В 1632 году Коменский создал выдающееся произведение «Великая дидактика», который положил начало науке о процессе обучения, а в 1633 году - первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа». Все педагогические сочинения Я.А. Коменского пронизывают мысли о том, что человек является «самым совершенным, прекрасным творением», «чудесным микрокосмом»; школа - «мастерской гуманности», а правильное воспитание всегда должно быть природовідповідним. Не потеряла ни актуальности, ни своего научного значения и его схема организации школы, теоретическое обоснование и разработка принципов обучения, классно-урочной системы обучения и т.д.

Мы решили везде следовать за природой, и как и проявляет свои силы одна за другой, так и мы должны идти за последовательным порядком развития умственных способностей.

Я.А. Коменский

Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошло имя английского философа и педагога Джона Локка (1632-1704), который сконцентрировал свои усилия на теории воспитания джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с прочностью моральных убеждений; французского материалиста и просветителя Жана-Жака Руссо (1712-1778), автора идеи природного совершенства детей, теории «свободного воспитания», по которой воспитание должно проводиться только за интересами и желаниями детей, что будет способствовать их развитию; швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), который предложил учителям прогрессивную теорию нравственного воспитания учащихся, развил идеи гуманного воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитие им соболезнования и жалісності как основы нравственного развития, пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильному труду; немецкого педагога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), автора теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (чотириетапна модель урока, понятие виховуючого обучения, система развивающих упражнений); немецкого педагога Фридриха Адольфа Дістервега (1790-1866), известного идеями об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также мыслями о подготовке народных учителей, которая должна базироваться на получении научных знаний и привитии высоких моральных качеств.

В Украине происходили те же процессы рождения педагогики в недрах философской мысли. Со времен Киевской Руси до нашего времени дошли установочные произведения воспитания: сборник законов «Русская правда» Ярослава Мудрого и «Правда» Ярославичей (его сыновей), «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Евдокии Полоцкой», «Поучение детям монаха Ксенофонта», ряд отрывков из газет и писем, где подаются описания народных традиций воспитания детей в семьях, отношение родителей к своим потомкам, моральные сентенции поведения человека в обществе.

Вершиной украинской народной педагогики современные исследователи считают казацкую педагогику, которая воплощает в себе «национальную психологию, характер, правосознание, мораль и другие компоненты национального сознания, духовности народа»1. Основой воспитания детей с детства были ведущие идеи казацкого движения (свобода и независимость Украины, нерушимости прав человека и народа, суверенность личности, народовластия). В малечий период, а дальше - на семейно-школьном степени ведущее значение имели культ Отца и Матери, Бабушки и Дедушки, Рода и Народа.

Среди выдающихся просветителей XVIII века, которые обогатили отечественную педагогику, почетное место принадлежит Григорию Савичу Сковороде (1722-1794). Он первый в украинской педагогике в центре внимания поставил ребенка - его чувства, отношения с миром, ее дела, наклонности и дарования; определил цель гуманистического процесса - формирование "истинной-" человека думающего, чуткого, образованного, со светлым умом, горячими чувствами, подготовленной к труду ради ее счастья и блага народа.

Развитие педагогической мысли в Украине тесно связан с прогрессивными течениями в российском и украинском социальной жизни, что обусловлено историческими причинами.

Большой вклад в развитие научной педагогики сделал выдающийся отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), автор стройной и оригинальной педагогической системы, которая охватывала основные проблемы воспитания и обучения. Основной идеей этой системы была народность, которую он понимал как своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, социальными условиями жизни, географическими особенностями. Главными чертами народности педагог считал любовь к родине, родной язык, веру в могучие силы народа. Основной целью воспитания должна быть подготовка всесторонне развитого человека, а краеугольным камнем теории воспитания - учение о трудовом воспитании, утверждает: в трудовой деятельности развивается и формируется человек.

Материальные плоды трудов составляют человеческое благополучие; но только внутренняя, духовная, животворящее сила труда является источником человеческого достоинства и вместе с тем нравственности и счастья.

К.Ц. Ушинский

Обучение должно осуществляться с учетом возрастных и психических особенностей развития ребенка, организовываться на основе принципов посильности и последовательности, преемственности и систематичности, наглядности и эмоциональности. Методы преподавания должны способствовать развитию и активизации познавательной деятельности учащихся, их мышления и речи в процессе обучения.

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Руководящая роль в воспитании принадлежит педагогу. Все базируется на его личности. Учитель должен любить свою профессию, быть высокообразованным человеком, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Ушинский требовал полной перестройки системы образования на основе новейших научных достижений: «...Педагогическая практика без теории - то же, что знахарство в медицине».

Основательные труда педагога «Педагогическая антропология», «О камеральную образование», «Три элемента школы» и другие, а также учебные книги для детей начальных классов выдержали множество изданий.

Во второй половине XIX - начале XX века в Украине на вопросах образования и воспитания сосредотачивали свои усилия почти все деятели культуры и искусства, литературы и науки. Т.Г. Шевченко (1814-1861) подготовил и издал «Букварь южнорусский» (1861). І.Я.Франко (1856-1916) сделал существенный вклад в разработку истории школьного и университетского образования в Украине. М.П.Драгоманов (1841-1895) отстаивал национальную народную образование как такую, которая вбирает в себя лучшие достижения мировой культуры. П.А. Грабовский (1864-1902) посвятил ряд статей по проблемам народного образования. Леся Украинка (1871-1913) отстаивала необходимость народного образования, изображала плачевность сельских школ и учителей.

Закарпатский педагог О.В. Духнович (1803-1865) внес весомый вклад в теорию и практику начального образования: написал букварь, методические книги для учителей. Известный украинский педагог Х.Д. Алчевская (1841-1920) исследовала проблемы обучения взрослых и воспроизвела их в пособиях «Что читать народу?», «Книга для взрослых». Известный педагог и общественный деятель С.Ф.Русова (1856-1940) создала концепцию национальной системы образования и воспитания, написала ряд трудов по педагогике: "Дошкольное воспитание", "Дидактика", "Моральные задача современной школы" и другие.

В конце XIX - начале XX века исследования педагогических проблем начинаются в США, куда постепенно перемещается центр педагогической мысли. Инициативные покорители Нового Света без предубеждения приступили к исследованию педагогических процессов современности и быстро достигли весомых результатов: сформировали закономерности человеческого воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования, которые дают возможность каждому человеку быстро и успешно достичь поставленной цели.

Выдающиеся представители американской педагогики - Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949).

Педагогика социалистического периода пошла по пути разработки идей воспитания человека нового общества. С этих позиций педагогическую теорию разрабатывали Н.К.Крупська (1869-1939), П.П. Блонский (1884 - 1941), С.Т.Шацький (1878-1934), А.СМакаренко (1888-1939), В.О.Сухомлинський (1918 - 1970).

Славу педагогике социалистического периода принесли работы А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания детского коллектива, педагогического руководства им, предложил методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. И.О. Сухомлинский исследовал проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания школьников, вопросы политехнического образования, теории обучения, воспитания детей в семье, самовоспитания и самообразования, профессионального мастерства учителя, осуществления всеобщего обучения и руководства школой. Многие его советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и реформировании школы.

Исторический путь становления педагогики как науки свидетельствует о том, что ее возникновение и развитие определялись объективными социально-экономическими потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни. Ни общество, ни воспитания «вообще» не существовало. На определенном этапе исторического развития существовало конкретное общество и воспитание, направленность и уровень которого отражали достигнутый уровень развития общества.

Однако, в каждую эпоху были деятели, которые поднимались выше интересов своего класса. Они выдвигали прогрессивные педагогические идеи, которые отмежевывались от официальной педагогики. Именно эти идеи составляют основу преемственности в педагогической теории и стимулируют ее развитие.

Книга: Конспект лекций Педагогика

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90. 3.2. Воспитание умственной культуры.
91. 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка.
92. 3.4. Воспитание основ нравственной культуры.
93. 3.5. Воспитание экологической культуры.
94. 3.6. Трудовое воспитание и профориентация.
95. 3.7. Воспитание эстетической культуры.
96. 3.8. Формирование физической культуры.
97. Тема 16. Воспитание личности в коллективе. Тема 16. Воспитание личности в коллективе. 1. Формы воспитания.
98. 2. Коллектив как форма воспитания.
99. 3. Педагогическое управление коллективом.
100. 4. Развитие детского коллектива.
101. 5. Коллектив и личность.
102. 6. Ученический коллектив.
103. 7. Внешкольные формы воспитания.
104. Тема 17. Общие методы воспитания. Тема 17. Общие методы воспитания. 1. Понятие о методах воспитания.
105. 2. Классификация методов воспитания.
106. 3. Методы формирования сознания личности.
107. 4. Методы организации деятельности.
108. 5. Методы стимулирования.
109. Тема 18. Технология воспитания. Тема 18. Технология воспитания. 1. Понятие о технологии воспитания.
110. 2. Комплексный подход.
111. 3. Воспитательные дела.
112. 4. Тематика воспитательных дел.
113. 5. Воспитательная дело как система.
114. Тема 19. Диагностика воспитанности. Тема 19. Диагностика воспитанности. 1. Диагностика и измерения воспитанности.
115. 2. Критерии воспитанности.
116. 3. Степени воспитанности
117. 4. Методы диагностики воспитанности.
118. Тема 20. Семейное и общественное воспитание. Тема 20. Семейное и общественное воспитание. 1. Семья как специфическая педагогическая система.
119. 2. Семейное воспитание в различные периоды развития общества.
120. 3. Правовые основы современного семейного воспитания.
121. 4. Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей и молодежи.
122. 5. Общественное воспитание.
123. Тема 21. Управление: суть, история развития, современное состояние управления образованием.
124. 1. Понятие об управление, менеджмент, внутрішкільне управления, педагогический менеджмент.
125. 2. Государственное управление системой общего среднего образования.
126. 3. Внутрішкільне управления.
127. 4. Школа как педагогическая система и объект управления.
128. Тема 22. Процесс управления. Тема 22. Процесс управления. 1. Понятие о процессе управления.
129. 2. Функции внутришкольного управления.
130. 3. Принятия решений.
131. Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. Тема 23. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей. 1. Инновации в образовании.
132. 2. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки.
133. 3. Повышение квалификации учителей и их аттестация.

На предыдущую