lybs.ru
Меценатом ты не будешь, если любишь деньги. / Митрофан Довгалевский


Книга: История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак


История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак

1. Предмет и задача курса истории государства и права зарубежных стран.

2. Значение истории государства и права как науки и ее место в системе юридических дисциплин.

3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

4. Возникновения государства и права. Характерные черты рабовладельческого государства и права.

Предмет и задача курса истории государства и права за-рубежных стран

История государства и права, следуя принципу хронологии, изучает структуру, компетенцию, функции органов государ-ства, а также развитие главных отраслей права. Эта дисциплиной-на изучающая право как единое целое, государственно-правовые институты и правовое положение населения в конкретных условиях отдельных государств. В литературе есть и другие определения истории государства и права как науки и учебной дисциплины.

В этом курсе рассматриваются организация власти, государственный строй и положение в нем личности, а также пер-осные основы юриспруденции некоторых государств древности; прослеживается связь права с другими социальными нормами, их влияние на юридический быт древних цивилизаций. Знания поли-тических систем, законов прошлого преподносит правовую культуру, развивает правосознание, дает возможность лучше понять значение государственно-правовых институтов в жизни общества. Та-ким образом, задача курса истории государства и права зарубеж-ных стран являются:

- общая подготовка студентов в вопросах государства и пра-ва, выработки у них особого юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права;

- создание необходимых предпосылок для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, а также других юридических дисциплин, включая гражданское, крымина-ное право и процесс;

- содействие формированию научного подхода к процессам, которые происходят в другой стране и в мире;

- развитие умения верно и гуманно оценивать поведение людей, которые по своим волеизъявлением или случайно стали объектом или субъектом государственно-правовой деятельности.

Важность изучения истории государства и права прослідко-ся в трудах известного польского историка права акаде-мика Ю. Бардаха, который справедливо критиковал тех студентов, которые, вступив на юридические факультеты из причин легкости обучения" игнорируют историю государства и права, требуя вы-преподавания только специальных юридических предметов. Эти студенты не беспокоятся о своей культуре, их мало волнует то, что история государства и права не только не отделена от позитивного права, но является наилучшей предпосылкой его усвоения и розу-мение.

Значение истории государства и права как науки и ее место в системе юридических дисциплин

История как наука возникает в начале цивилизации, чтобы ста-ти неизменным спутником человека, его учителем, воспитателем. Уже древние авторы пытались не только описать известные им факты истории, но и объяснить их. Вместе с тем история становилась средством борьбы классов и партий .

Историческое знание достигло больших успехов в течение XVIII и особенно XIX веков. Благодаря трудам ученых-историков мы узнали о древние цивилизации Востока, Греции и Рима, о величии Киевской Руси.

Место истории государства и права в системе юридических дисциплин в основном определяют реалии объекта исследования. Она определяет разнообразие первопричин возникновения и развития государства и права. При этом особое значение на-дается изменении организационно-производственной структуры общества. Состояние общества значительно усложняется в период разложения первобытнообщинного строя, когда возникает угроза его ослабь-ления, распада и даже гибели. В связи с этим возникает не-необходимость в особой, регулирующей силе, которая стоит над сус-пільством, обеспечивает его жизнеспособность и целостность. Этой силой стало государство. По мере углубления социального рас-слоения населения механизм государства все более контро-люється верхушкой общества, которая ставит его на службу в первую очередь собственным интересам. В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин найрізнома-нітнішого, прежде всего, общенационального характера. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно вы-користовувалась используется с вузькокласовою, др-когда клановой целью, государство, как и основная часть права, сохраняет и общественное назначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с уголовной преступностью, оборона государства и другие мероприятия, отвечающие интересам большинства.

Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Согласно “логический”, то есть общая закономерность развития, и "исторический" проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций в течение очень длительного исторического времени полностью не совпадают.

Фактически это и определяет взаимосвязь истории государства и права с теорией государства и права.

Таким образом, история государства и права исследует государств-но-правовой процесс во времени и пространстве и выявляет конкретно-исторические закономерности, то есть "исторический". Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее зага-приемная закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, то есть “логический”. Таким образом, научно об-грунтованый раскрытие сущности государственно-правового процесса пе-полагает тесное взаимодействие этих наук.

Это в полной мере относится и к взаимосвязи истории госу-дарства и права с историей политических и правовых учений, которая изучает возникновение и развитие, социальную эффективность госу-вних и правовых учений в их исторической конкретности и хроно-логической последовательности.

Следовательно, история государства и права вместе с теорией государства и права и историей политических и правовых учений образуют группу так называемых теоретико-исторических наук, являющихся теоретической ной основой отраслевых юридических наук.

Периодизация истории государства и права зарубежных стран

История государства и права зарубежных стран хронологически изучает историю государственно-правовых институтов отдельных дер-жал в рамках четырех основных периодов: истории государства и права Древнего мира, истории государства и права в эпоху Средневековья, истории государства и права Нового времени, истории государства и права Новейшего времени. Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которого являются государство и право.

Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неод-нозначністю социально-экономических и государственно-правовых процессов. Так, во времена Древнего мира наряду с рабовлас-ницькими Грецией и Римом существовали страны с иным способом производства, что в науке называются “азиатским”. Это ряд стран Древнего Востока. Во многих регионах мира господину-вав первобытнообщинный строй. Только дальнейшее развитие истории показал, что "азиатский способ производства" оказался очень застойным относительно более динамичного строя стран Средиземно-мор'я. В итоге ведущей тенденцией развития Стародав-него мира ( IV тыс. до н.э. - V в. н.э.) стало становление и развитие рабовладельческого общества, для Средних веков (V - XVII - XVIII вв.) - феодального общества, для нового времени (XVII - XVIII - конец XIX вв.) - буржуазного суспільс-тва. Новейшее время (XX в.) - это начальный этап современной эпо-хи с недостаточно четкой основной магистральной линией, но уже отмеченной социалистическими революциями, появлением соци-алістичної государственности, падением колониальных империй, структурной трансформацией “западного общества”.

В пределах каждого из этих периодов и в данном курсе рассматривавших-дается история государства и права отдельных стран .

Возникновения государства и права

Первоначальная история имеет три основные этапы развития общины как формы организации людей - праобщину (первобытное человеческое стадо), родовую и проселянську общины.

Уже в период существования первобытного стада, когда только формировалась целенаправленная деятельность с использованием соответствующих средств труда, завершался биологическое развитие человека, возникали первое примитивное жилье и орудия труда, люди объединялись в достаточно устойчивые коллективы. Незначительным по своей численности (20-30 человек и несколько десятков ди-тей и подростков) праобщинам была свойственна наличие основ социальной организованности, которая базировалась на власти вожака, имела непосредственный характер, существовала в виде визуального или звукового общения, отражала общность интересов первобытных людей.

Более или менее упорядоченная форма социальной органи-зации возникла за сутки родовой общины. В ее основе были колек-тивізм в производстве и потреблении, общая собственность и уравнительное распределение средств к жизни. В условиях, когда единственной формой осознания социальных связей было отражение в сознании людей общих интересов в виде родственных связей, ведущую роль в заботе о семье и ведении гос-педерастов играли женщины. При беспорядке полового союз-ния отношения родства договорно могли быть известны лишь за каждой женской линии, родовая община существовала как материнский род, связанный общим происхождением по ма-тір'ю. Объединение родов в племена осуществлялось на основе брачных связей вследствие запрета их внутри рода. Спи-льною собственностью рода была земля - главное средство для полю-ния, сбора урожая, изготовления примитивных орудий труда и т.п. Низкая эффективность производства обеспечивала лишь необходимые жизненные потребности на основе уравнительного рас-деления в интересах всех членов рода независимо от участия в совместной трудовой деятельности, но по индивидуальным потре-бами.

Эти обстоятельства обусловили и соответствующую организацию власти - первоначальное народовластия. Общественные дела решались воле-выявлением всех взрослых членов рода на их собраниях. Племена возглавлялись старейшинами - наиболее уважаемыми и опыт-ченими людьми. Все были равными, никто не имел привилегий. Старейшины, наряду с другими членами рода, принимали участие в совместной трудовой деятельности. Их власть основывалась на осв-бистому авторитете, интеллектуальных и эмоциональных качествах, добровольном исполнении их решений другими членами рода. Важным является то, что власть старейшин направлена на обес-печение интересов рода, была конкретным и повседневным воплощением его воли, и потому могла поддерживаться реальными действиями членов рода. Эта власть сочеталась с родовой общи-ной, не отделялась от нее, олицетворяла хозяйственную, военную и наблюдательный (по исполнению обычаев) функции. В случае нарушения обычаев, общественное принуждение применялся в виде брани, физического наказания, изгнание из рода. Мера по-порицание определялась старейшинами и выполнялась ими или сородичами.

С развитием родовых общин менялась и организация власти, преимущественно в направлении иерархизации органов власти. По-мость собраний всех членов рода все чаще проводились сборы только мужчин. Большое значение придавалось единству суждений, а не решением большинства. Вводится принцип представительства: председателя хозяйств входят в родовые общинные советы, а их головы - у совета фратрій и племен. Каждому уровню власти присуща своя сфера компетенции, круг вопросов, что им решается. Орган высшего уровня имел определенные полномочия относительно низшего. Происходит разделение власти на светскую, военную, религиозную.

Наряду со старейшинами, военными вождями, жрецами появляются другие лидеры - так называемые “большие люди”. Это под-ки, которые за счет своих личных качеств и богатства, что начало появляться вследствие возникновения избыточного про-дукты, приобретали авторитета среди сородичей, пользовались их поддержкой. Богатство, знания и умения передаются пря-мым потомкам, которые также, в основном, становятся богатыми.

Государство является формой организации общественной жизни, сис-темой социального управления, что обеспечивает целостность сус-пільства, его нормальное, стабильное функционирование. Поэтому ее возникновение обусловлено соответствующими потребностями в изменении его состояний, в первую очередь, усложнением собственно социального жит-тя, качественный скачок которого обнаружил несостоятельность “первичной демократии” в новых условиях эффективно выявлять, обеспечивать-ты и охранять общие интересы.

Выявление причин возникновения государства во многом зависит от того, какой социальный институт толкуют как государственность, его сущность и назначение. Необходимость появления государства, в основном связывается с возникновением в обществе неравенства среди его членов, дифференциацией на определенные социальные слои (классы, сословия), изменением формы и харак-теру связей между ними и обществом, качественными изменениями в общественном производстве, сознания людей. Почти каждая из перечисленных причин имеет подход к державогенезу - кла-совий, теологический, патриархальный, договорной, пси-ный, насильственный. Например, при классовом понимании сущности государства как орудия классового угнетения основную причину ее возникновения усматривают в разделении общества на антагонистические классы, потребности господствующего класса сохранить и за-крепить свое положение подавлением борьбы пригнобле-них классов за освобождение от эксплуатации. Вместе с этим, исто-рия человечества имеет факты возникновения государства в обществах, в которых еще не существовали классово-антагонистические противоречия (ста-родавньоіндійські, Киевская и Новгородская в ранний период их развития, первые государства-города Двуречья, китайские государства Шань-Инь и Западное Чжоу, государства майя, инков, ацтеков и т.д.).

В каждом отдельном обществе возникновение государства обусловлено своеобразным "набором" этих причин, в свою очередь, зависящих от особенностей существования предыдущего состояния общества (географических, климатических, этнических, вы-робничих и др.). Кроме того, возникновение и формирование держа-вы - это общественный процесс, который имеет собственную историю и соответст-вене стадии становления. С этой точки зрения целесообразно различать-ты типичный и нетипичный державогенез, рассматривать возникновение государства и социальное расслоение общества на слои (классы, сословия) как длительные, противоречивые и взаимообусловлены процессы.

Возникновение государства обусловлено потребностью общества сохранить свою целостность во время расслоение на неравные по своим социальным положением слои, в осуществлении эффектив-ного социального управления в условиях увеличения населения, замены непосредственных родоплеменных связей на опосередко-вани продуктами производства, что является проявлением осложнения общественной жизни. Все эти и другие изменения в развитии общества приводят к необходимости в разделении общественного труда на мате-ріальну и идеологическую, а также окончательного отделения из сферы материального производства прослойки населения, который по своим качествам и способностям мог бы адекватно осмисли-ти закономерности развития общества, сохранения его целостности и нормальных условий функционирования. Этап разделения общественного труда приводит к расслоению общества на две группировки, различных по источнику возникновения, функциями, закономерностями развития. Действительно, группировка членов сус-пільства, что были заняты непосредственно в материальном вы-робництві, возникали и объединялись на основе единства ма-теріально-производственных и социальных интересов, а те, что занима-лись управлением, - социальных и политико-управленческих.

Дальнейшее увеличение населения, развитие производительных сил, образования общности более высокого порядка, чем община, и обусловленное этими процессами роста конфликт-ных ситуаций приводят к тому, что охранная деятельность с непосредственно общественной трансформируется в профессиональную. Для выполнения охранных функций в общинах и племенах обра-вались соответствующие должности, что и было первичной формой государственной власти.

Завершение распада власти родового строя и образования собственного государства связано с установлением публичной власти, что является существенным признаком. Если армия и флот как первичная фор-ма публичной власти существовали в виде вооруженной силы царю-чего класса, непосредственно сливалась с ним, и поэтому против-стояла только большинства населения, то создание полиции является следующим этапом отчуждения государства от общества. Государство выступает уже как вооруженная власть, что отделяется и стоит не только над большинством населения, но и над каждым отдель-мым членом господствующего класса. Публичная власть не сливается полностью с государством - это особым образом организованная власть физического принуждения в виде армии, флота, полиции, вяз-ниц т.д.

Особенности места и роли публичной власти в государстве вы-определяют материальностью, что качественно отличает ее от ідеологіч-ной силы государства, которое в значительной степени формирует чиновничество. С возникновением письменности появляется возможность воплощения предписаний и решений чиновников в письменную форму, что делает возможным их доведение до всеобщего сведения всех членов сус-пільства.

Развитие государства как самостоятельной идеологической силы сус-пільства привело к отделению права в форме письменных законов от непосредственно материальной жизни, превращение обычного права в общеобязательное, осуществление которого по-безпечувалося методами физического и экономического принуждения.

Разнообразие государств, которые имели место в истории развития чел-ства и существуют ныне, требует их определенной упорядоченности, классификации по общим и особыми признаками. Основ-ной классификации государств является их разделение и объединение по типам, то есть совокупностью наиболее существенных признаков. За критерий исто-ричном типизации государств чаще всего берется понятие суспі-льно-экономической формации, которое включает совокупность всех сус-пільних отношений в их взаимосвязи с доминирующим способом общественного производства. Научная классификация исторических типов государств исходит из тех положений, что, во-первых, определенным историческим этапам развития человечества соответствуют прита-манные только им способ производства и характер производственных отношений; во-вторых, экономический строй обусловливает все другие сус-пільні отношения и вместе с ними образует исторический тип сус-пільства; в-третьих, каждому историческому типу общества присущ только свой тип государственной организации. Исторический тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, влас-нечестивых государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.

Согласно классификации общественно-экономических формаций все государства в историческом контексте делятся на государства рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного типов.

Рабовладельческий - это первый в истории человечества тип государства, который не имел общего распространения и был переход-ным. Это обусловливает наличие в рабовладельческом обществе остатков устройства власти первобытнообщинного строя, но в доме-нуючою в нем - тенденция к государственной организации общества. Рабовладельческий тип государства характеризуется тем, что его экономическую основу составляла частная собственность на и-кий средство производства, как раб. Членами государства признавалась меньшинство населения - прежде всего рабовладельцы и некоторые пред-представители других слоев (крестьяне-общинники, ремесленники, торговые люди).

Книга: История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак

СОДЕРЖАНИЕ

1. История государства и права зарубежных стран (конспект лекций) - Мудрак
2. ТЕМА 1.2. Государство и право Древнего Египта
3. ТЕМА 1.3. Государство и право Древнего Вавилона
4. ТЕМА 1.4. Государство и право Древней Индии
5. ТЕМА 1.5. Государство и право Древнего Китая
6. ТЕМА 1.6. Государство и право Древней Греции
7. ТЕМА 1.7. Государство и право Древнего Рима
8. ТЕМА 2.1. Государство и право Франков
9. ТЕМА 2.2. Государство и право феодальной Франции
10. ТЕМА 2.3. Государство и право феодальной Англии
11. ТЕМА 2.4. Государство и право феодальной Германии
12. ТЕМА 2.4. Государство и право феодальной Германии
13. ТЕМА 2.6. Государство и право западных и южных славян
14. ТЕМА 2.7. Государство и право феодальной России
15. Тема 2.8. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СТРАН ДРЕВНЕГО МИРА
16. Тема №3.1 Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Англии.
17. Тема № 3.2. Возникновение и развитие государства и права США.
18. Тема 3.3. Образование и развитие буржуазного государства и права во Франции.
19. Тема № 3.4. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Германии.
20. Тема: №3.5. Государство и право России 18-начала 20 века.
21. Тема №4.1 Государство и право США Новейшего периода.
22. Тема № 4.2 Государство и право Германии Новейшего периода.
23. Тема №4.3 Государство и право Франции Новейшего периода.

На предыдущую