lybs.ru
Лучшая музыка для ушей смельчаков - когда труба играет: “в наступление!” / Андрей Коваль


Книга: Административное право (конспект лекций ЛНУ)


Административное право (конспект лекций ЛНУ)

Государственное управление - вид деятельности государства, заключающийся в осуществлении ею управленческого, есть организующего влияния на те сферы и отрасли общественной жизни, которые требуют определенного вмешательства государства путем использования полномочий исполнительной упади. В то же время государственное управление осуществляется и за пределами функционирования исполнительной власти, например, на уровне государственных предприятий, учреждений и организаций.

Благодаря этому понятие "государственное управление" по содержанию шире, чем понятие "исполнительная власть". Для определения содержательно соединенных сфер или отраслей общественной жизни, требующих государственного управления, используется термин "сектор государственного управления".

Система государственного управления - сложное понятие, содержание которого охватывает следующие составные элементы:

а) субъекты управления, то есть органы исполнительной власти;

б) объекты управления, то есть сферы и отрасли общественной жизни, находящихся под организующим воздействием государства;

в) управленческая деятельность (процесс), т.е. определенного рода общественные отношения, через которые реализуются многочисленные прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления.

Административное право - это публичное право.

Административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления.

Предмет административного права:

- отношения государственного управления в сфере экономики, финансов, социальной защиты и т.д.;

- управленческие отношения в системе государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- управленческие отношения, складывающиеся в процессе внутренней организации деятельности других органов (прокуратура, суд, аппарат ВРУ), деятельности предприятий, учреждений, организаций;

- управленческие отношения, связанные с реализацией полномочий и функций исполнительной власти, делегированных государством органам местного самоуправления;

- отношения, возникающие в связи с обеспечением органами исполнительной власти и органами местного самоуправления прав и свобод граждан, оказания им различных управленческих услуг;

- отношения в сфере административной юстиции;

- отношения, возникающие в связи с применением мер административной ответственности.

Отношения, составляющие предмет административного права, характеризуются следующими признаками:

1. это управленческие отношения;

2. возникающие в результате осуществления управленческой деятельности;

3. один из субъектов наделен властными полномочиями;

4. это отношения власти и подчинения;

5. обеспечиваются силой государственного принуждения.

Метод административного права - это совокупность приймів, способов, средств, с помощью которых административно-правовые нормы регулируют отношения, входящие в предмет административного права.

Метод административного права - императивный.

Приемы, которые содержатся в административно-правовых нормах:

- предписания;

- разрешения;

- запрета.

Особенности метода административного права:

- самыми распространенными являются предписания;

- односторонность волеизъявления одного из участников административных правоотношений;

- предписания подлежат применению независимо от того, по чьей инициативе возникли административные правоотношения;

- властность и односторонность предписаний не исключают возможности применения разрешительных средств регулирования административных правоотношений;

- категоричность.

Административно-правовая норма

Административно-правовая норма - это общеобязательное правило поведения, установленное государством, регулирующим исполнительно-распорядительные отношения, возникающие между органами исполнительной власти и физическими и юридическими лицами, а также отношения внутреннего администрирования.

Особенности административно-правовой нормы:

1. в ней закрепляются отношения с управления, государственного контроля и надзора;

2. метод воздействия административно-правовой нормы - императивный, государственно-властный;

3. выполнение предписаний административно-правовой нормы гарантируется государством с помощью таких средств:

- организационные;

- разъяснительные;

- стимулирующие;

- принудительные.

Виды административно-правовых норм:

И. По целевому назначению:

- регулятивные;

- охранные.

II. По содержанию:

- материальные;

- процессуальные.

III. По влиянию на поведение субъекта:

- обязывающие;

- запрещающие;

- управомочивающие;

- поощрительные.

IV. По масштабу применения:

- общие;

- специальные.

V. По полноте изложения:

- определены;

- бланкетные.

Реализация административно-правовой нормы

Реализация административно-правовой нормы - это практическое применение правила поведения, содержащегося в административно-правовой норме, с целью регулирования исполнительно-распорядительных отношений.

Формы реализации административно-правовой нормы:

- исполнение;

- использование;

- соблюдения;

- применение.

Требования относительно применения административно-правовой нормы:

1. законность;

2. обоснованность;

3. целесообразность.

Административная реформа

Административная реформа - это вид политико-правовой реформы, которая осуществляется в сфере исполнительной власти и касается как организационной структуры, функций, кадрового обеспечения, так и взаимоотношений с местным самоуправлением.

Принципы административной реформы - это главные принципы ее проведения, которые основаны на соответствующей идеологии и политике административной реформы. В принципах раскрывается главное назначение и сущность данной реформы.

Правовая основа административной реформы - это нормативно-правовые акты, которые являются отправной точкой и механизмом обеспечения данной реформы.

Новая система государственного управления в Украине должна быть создана путем проведения административной реформы.

Содержание административной реформы:

1) комплексная перестройка существующей в Украине системы государственного управления всеми сферами общественной жизни.

2) развитие некоторых институтов государственного управления, которых Украина еще не создала как суверенное государство.

Целью административной реформы является поэтапное создание такой системы государственного управления, что обеспечит становление Украины как высокоразвитого, правового, цивилизованного европейского государства с высоким уровнем жизни, социальной стабильности, культуры и демократии, позволит ей стать влиятельным фактором в мире и Европе.

Ее целью является также формирование системы государственного управления, которая станет близкой к нуждам и запросам людей, а главным приоритетом ее деятельности будет служение народу, национальным интересам.

Для достижения цели административной реформы в ходе ее проведения должен быть решен ряд задач:

- формирование эффективной организации исполнительной власти как на центральном, так и на местном уровнях управления;

- формирование современной системы местного самоуправления;

- внедрение новой идеологии функционирования исполнительной власти и местного самоуправления как деятельности по обеспечению реализации прав и свобод граждан, предоставление государственных и общественных услуг;

- организация на новых началах государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

- создание современной системы подготовки и переподготовки

управленческих кадров;

- внедрение рационального административно-территориального устройства.

Административная реформа должна осуществляться в нескольких направлениях:

1)создание новой правовой базы, которая будет регламентировать государственное управление в Украине.

2)формирование новых институтов, организационных структур и инструментов осуществления государственного управления.

3) кадровое обеспечение новой системы государственного управления.

4) укрепление и формирование новых финансово-экономических основ функционирования государственного управления.

5) научное и информационное обеспечение системы государственного управления, формирование механизмов научного и информационного мониторинга ее функционирования.

Административная реформа рассчитана на относительно длительный период ее реализации и включает три этапа.

И) подготовительный этап - должны быть разработаны и официально одобрены Концепция административной реформы и Программа осуществления административной реформы. На этом этапе решаются первоочередные вопросы, связанные с текущим усовершенствованием элементов существующей системы государственного управления.

II) вводятся организационно-правовые основы реформирования ключевых элементов системы государственного управления.

III) углубляются трансформационные процессы, формируются новые институты, организационные структуры и инструменты государственного управления.
На всех этапах реформы принимаются меры по ее законодательного, кадрового, научного и информационного обеспечения, укрепление и обновление новых финансово-экономических основ государственного управления.

Книга: Административное право (конспект лекций ЛНУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Административное право (конспект лекций ЛНУ)
2. Тема 2. Административно-правовой статус граждан Тема 3. Правовой механизм защиты прав и свобод граждан от незаконных действий субъектов исполнительной власти.
3. Тема 4. Административная ответственность
4. Тема 5. Производство по делам об административных правонарушениях
5. Тема 6. Административный процесс
6. Тема 7. Президент и органы исполнительной власти
7. Тема 8. Контрольные полномочия органов государственной власти.
8. Тема 9. Государственная служба в Украине
9. Тема 10. Надзор в сфере государственного управления

На предыдущую