lybs.ru
Его произведения выдержали десятки изданий. Читатели - ни одного. / Андрей Крыжановский


Книга: Жизнь и творчество




Жизнь и творчество

title: Купить книгу "Сборник стихов": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Костенко Лина book_name: Сборник стихов

(год рождения 1930)

Лина Васильевна Костенко родилась 19 марта 1930 г. в г. Ржищеве на Киевщине в семье учителей. В 1936г. семья переехала в Киев, где Лина закончила школу на Куреневке и еще школьницей начала посещать литературную студию при журнале «Днепр», который редактировал Андрей Малышко. В 1946г. опубликованы первые стихи Лины. Девушка поступила в Киевский педагогический институт им. М. Горького (теперь педагогический университет им. М. Драгоманова), но оставила его и уехала учиться в Московский литературный институт им. М. Горького.

Лина Костенко окончила институт в 1956г., а в следующем году вышла первая книга ее стихов «Лучи земли».

Второй сборник «Паруса» была опубликована в 1958г., впоследствии - сборник «Странствия сердца» (1961 г.).

В 1962г. сборник «Звездный интеграл» была рассыпана идеологической цензурой и мира не увидела. Потом поэтическому слову Лины Костенко был объявлен запрет, ее произведения не выходили отдельными изданиями в 1977-го, до появления сборника «Над берегами вечной реки». Произведения и даже само имя автора исчезли со страниц периодики. Поэтесса писала «в стол». Это тогда были написаны и «Берестечко», и «Маруся Чурай», и стихи, составившие книжки «Над берегами вечной реки» и «Неповторимость». В 1963 г. вместе с А. Добровольским Лина Костенко создала сценарий фильма «Проверьте свои часы». 1964-1965 гг. были, очевидно, время переоценки ценностей, в частности мировоззренческих. Л. Костенко не принадлежала к каким-диссидентских организаций, но когда в 1965 году начались аресты украинской интеллигенции,- подписывала письма протеста, когда во Львове судили В. Чорновила и его друзей, она была на процессе. В 1969г. Осип Зенкевич издал в диаспоре большой сборник «Поэзии», в которую вошло все лучшее, созданное на то время поэтессой, в частности поэзии, которые распространялись в «самиздате» за запрет коммунистической цензурой.

.еще один сборник «Княжа гора» была рассыпана в 1972 г. Это не было странным, ведь звучание стихов сборника было настолько смелым для того времени, что нельзя даже представить, что эти произведения могли быть напечатанными. Вот, например, строки из стихотворения «Райская элегия»: .

Бог ей говорит: о, женщина! Ты же только слабое существо.

Ты забыла, что я в нашу рыл тебя из ребра?

Не скузуйся со мной, потому что с того варки.

Ибо с того варки не будет тебе добра.

А она ему говорит:

- На то же оно. Господи, и лето,

Чтобы плоды поспевали. И что же ты создал за мир?

Еще же нет ни человечества, ни прессы, ни головліта,

А цензура уже есть, и есть запретный плод!

В 1977г. напечатан сборник Лины Костенко «Над берегами вечной реки», через два года роман в стихах «Маруся Чурай», а в 1980г. - сборник «Неповторимость».

В 1987г. вышел сборник «Сад нетающих скульптур». За роман в стихах «Маруся Чурай» и сборник «Неповторимость» поэтесса получила Государственную премию Украины имени Т. Г. Шевченко.

Сборник «Избранное» увидела мира 1989г.

За книгу «Инкрустации», изданную на итальянском языке, Лине Костенко 1994 г. присуждена премия Франческа Петрарки, которой Консорциум венецианских издателей отмечает произведения выдающихся писателей современности. В 1998 г. в Торонто Всемирный конгресс украинцев наградил Л. Костенко высшей своей наградой - медалью Святого Владимира. В 1999 г. был написан исторический роман в стихах «Берестечко» и отдельной брошюрой издана лекция «Гуманитарная аура нации, или Дефект главного зеркала», прочитанная 1 сентября 1999г. в национальном университете «Киево-Могилянская академия». В 2000г. Лина Костенко стала первым лауреатом Международной литературно-художественной премии им. Елены Телиги.

Во время Оранжевой Революции поэтесса была доверенным лицом лидера оппозиции Виктора Ющенко.

Уже в ранних стихах Лины Костенко властвовали глубокие философские подтексты, что и до сих пор заставляют задуматься не над сказанным непосредственно, но легко угадываемыми. Дебютировав немного раньше «шестидесятников», она стала их «предтечей», одной из тех, кто возвращал поэтическому слову эстетическую полноценность, кто решительно ломал привычные художественные критерии. Выход книги «Над берегами вечной реки» стал настоящей литературной сенсацией. 1 не только потому, что ею Лина Костенко возвращалась в поэзию: читатель чувствовал настоящую тоску по книжкам, в которых проступает совершенно независимое художественное мышление без авторових оглядань на цензоров и редакторов. «Вечная река» - вмещает в себе жизнь отдельного человека, помноженное на ее обогащенную и отточенную историческим опытом память, «вечная река» - это масштабное русло, в котором слилось и неразрывно соединилось сугубо личное и общечеловеческое.

Лина Костенко - одна из тех, кто не потерял человеческого достоинства во времена испытаний, и ее шістнадцятирічне молчание не выглядело как слабость или компромисс с властью, ибо свою позицию поэтесса всегда выражала прямо и открыто:

/ не боюсь доносчика в трактире, потому что все говорю в глаза королю.

ее принципиальность и прямота настолько пугали и раздражали представителей власти, что они с огромным удовольствием в любой способ заставили бы ее молчать. Но Л. Костенко пользовалась такой большой популярностью и любовью читателей, что чиновники просто боялись ЕЕ трогать.

Произведения Л. Костенко на литературные темы активизируют самосознания поэзией своей роли в системе истинных духовных ценностей. Достаточно их и в сборнике «Над берегами вечной реки», а еще больше в книгах «Неповторимость» и «Сад нетающих скульптур» (1987). А рядом немало произведений, в которых авторская мысль обращена к вечным сюжетам искусства и мифологии, исторических событий и эпизодов из биографий выдающихся людей. Эти стихи сплошь переткані интересными параллелями, реминисценциями, часто заряженные полемикой, в которой много тонких ироничных выпадов - один из любимых литературных приемов Лины Костенко. И в этом, кажется, никто не может на равных конкурировать с ней.

В книге «Над берегами вечной реки», а дальше и в следующих духовном зрительные читателя широко раскрывается национальная история («Лютеж», «Чигиринский колодец», «Старая церквушка в Лемешах», «Князь Василько», «Чадра Маруси Богуславки», «Гориславы-Рогнеда», «Древлянский триптих», драматическая поэма «Дума о братьях неазовских»).

Чрезвычайный, беспрецедентный успех имел исторический роман В стихах «Маруся Чурай». Это произведение не имеет ничего общего со всем тем, что до сих пор было написано о легендарной поэтессе, и представляет в украинской литературе редкий жанр. Работая над ним, Лина Костенко использовала те скупые исторические, а по сути, напівлегендар-нет сведения о певице-поэтессу из Полтавы Марусю Чурай, что с течением времени дошли до нас.

Образ Маруси Чурай, ее песни вдохновляли многих художников и к Л. Костенко: А. Шаховеького, Л. Боровиковского, С. Руданского, В. Самойленко. О. Кобылянская положила сюжет Маруси-ной песни «Ой, не ходи. Грицю...» в основу своей повести «В воскресенье рано зелье копала»..., а М. Старицкий - в основу пьесы.

Роман в стихах «Маруся Чурай» - это художественная трансформация известного сюжета о несчастной любви девушки к парню, которого она отравила за то, что тот, предав их любовь, ушел к другой. Роман Лины Костенко неисчерпаемый своим содержанием, богатством поэтических тем, философско-нравственных коллизий, общечеловеческой и национальной проблематикой. Среди тем, которые звучат в романе «Маруся Чурай», прежде всего стоит выделить тему нелегкой, но и высокой одновременно, миссии художника и его слова в жизни и судьбе украинского народа. Если бы Лина Костенко писала лишь о трагической любви девушки и ее измену, то роман закончился бы вместе с разделом «Казнь». Но такое могло быть в том случае, когда героиня была бы обычным человеком или же, по крайней мере, не имела искры редкого поэтического дарования. Маруся Чурай вполне могла бы сказать о себе словами одного из лирических стихотворений Л. Костенко: «Я только инструмент, в котором плачут сны моего народа».

Необычность любовного сюжета (казалось бы, до сих пор традиционного, хорошо известного в украинской литературе) начинается с необычности самой Маруси Чурай. В ее глубокой и искренней натуре живет очень сильное максималістське начало: «Все - или ничего». Грицева мать говорит о ее сердце, что оно «гордое и трудное». Трудное - потому что не признает компромиссов, отвергает напівпочуття, мучается одиночеством, требуя подлинности и полноты во всем. И прежде всего в любви. Марусина любовь встретилась с раздвоенной, розчахнутою душой Грица Бобренка. Так появляется в романе Лины Костенко драма «неравные душ» - поэтически-максималистской и обыденно-прозаической, в которой исчезают, гибнут зачатки чего-то высокого и настоящего, того, что заставляло Марусю думать о казака Григория Бобренка как о рыцаре. Передумуючы в тюрьме свою Любовь, Маруся Чурай находит весьма точные слова, которые объясняют коллизию двух нерівновеликих сердец:

Моя любовь достигала неба,

а Гриша ходил ногами по земле.

Важно понять, что в этих словах - не столько упрек или осуждение, сколько нужда, вздохи, тоска...

Итак, небо и земля. Поэзия и проза. Максимализм - и прагматизм. Душевный порыв - и практический расчет. Безоглядность - и и «трезвость», которая многими и понимается как умение жить...

Вечная коллизия человеческой жизни...

И если для Гали Вишняківни не существует моральных альтернатив (она полностью принадлежит будничности, материально-прозаїчній су- -йети, которая не предусматривает каких-либо духовных усилий или напряжений), то Іриць Бобренко поистине завис между «небом» и «землей»., Маруся или Галя - вот его вполне реальный выбор. И, наконец, «земное» притяжение берет верх, перед нами предстает драма человека, которая не состоялась.

Вспомним Мавку из «Лесной песни» Леси Украинки, которая упрекнула Лукашу за то, что тот «жизнью не смог к себе равняться».. Так и Григорий Бобренко: было дано ему какую-то человеческую неординар-ность, но - характера не хватило; высоты испугался; мир ловил и таки поймал... Объятиями и состоянием Гали Вишняківни, соблазном более простого и понятного (чем в случае с Марусей) жизни-бытия...

Много перед кем лукаво и невидимо встает в жизни этот «ибо §ренківський» выбор, и сложность его еще и в том, что он ** не однократный, а ежедневный, всегдашний, вечный...

Упоминание о «Лесную песню» не является случайной: исторический роман Лины Костенко многими мотивами, коллизиями, характерами близок к драме-феерии Леси Украинки. «Треугольник» Маруся - Гриц - Галя напоминает «треугольник» Мавка - Лукаш - Акулина. Аналогии просматриваются и при сопоставлении «Маруси Чурай» по драматической поэме Леси Украинки «Боярыня». Весьма близкие натуры, казачка Маруся и «боярыня» Оксана с их нравственным максимализмом, заостренной патриотическим сознанием, возникают как оппозиция компромиссности, нецільності и той двойственности, из которой вырастает измена - в одном случае возлюбленной, в другом - Украине (но и в определенном смысле любимой женщине тоже). Образ Маруси можно воспринимать как апологию человеческой цельности, а это очень важное качество в системе моральных ценностей поэтессы Лины Костенко. Свидетельством цельности героини ее романа есть и неразрывность житейских и творческих принципов Маруси Чурай. В таких случаях иногда говорят о единстве этических и эстетических начал, что означает: в же,итті она такая же, как и в своем творчестве, а в творчестве - как и в жизни.

«У тебя и мука пойдет в песне»,- говорит однажды Гриша Маруси. И совершенно прав. Понимает, чувствует, что для Маруси пойти на сделку с собственной совестью, заставить себя забыть о Грицеву измену и стать с ним под венец - означало бы что-то невозможно; невозможно - потому неестественное для нее.

Это же целый век будет стоять между нами. А с чего же, Гріщю, песню я сложу?!

Она даже какая-то беззащитная в этом своем удивленно-измученно-м вопросе. Если говорить высокими словами, то песня для нее - такой же священный алтарь, как и любовь. Это великие стихии одной большой души, которые сливаются в целое, что его невозможно разделить.

И при этом цельность Маруси Чурай совсем не похожа на «стале-весть» монумента. Нет, и еще раз нет - она женщина, а значит, бывает нежной и беззащитной, заколдованной и измученной, страстной - и с выжженной душой... И именно в этом смысле можно говорить о величии души этого полтавской казачки, образ которой соизмерим с най-принаднішими женскими образами мировой литературы.

Творчество Лины Костенко - выдающееся явление в украинской литературе новейшего времени. В сутки жестокого идеологического насилия над искусством и художниками ее слово звучало как бунт против покорности и компромиссности, эрзацев и стандартов, благодаря чему выходило за пределы чисто литературные, становясь духовно-общественным фактором. В ее поэзии прекрасно згармонізовані лирическое и эпическое начала: откровения авторского «я» сочетается со словесным живописью, объективной, зіпертою на картины и сцены, рассказом, сюжетностью, умением рисовать характеры, воссоздавать колорит далеких и близких времен. В наибольшей степени это проявилось в поэмах Лины Костенко, и прежде всего в ее историческом романе в стихах «Маруся Чурай».

Отличительной чертой творчества поэтессы является интеллектуализм - движение, поэзия, взлеты мысли, которая постигает великие исторические просторы, напряженно ища ключей к тайнам бытия человека, нации, человечества... этот Поиск нередко связан с «интенсивным переживанием культуры», а не только с непосредственным созерцанием течения жизни. Общение с большим культурным опытом человечества и его создателями, осмысление парадоксов истории, в школе которой современный человек далеко не всегда выглядит умным учеником, обостряют ощущения дисгармонійності и неустроенности мира в конце XX в., которое в поэзии Лины Костенко предстает как весьма драматический акт в жизни человеческой цивилизации. Из подобных ощущений и выводов возникают апокалипсические мотивы в его поэзии. Но конечная остановка в этом движении к нелегких истин нашего драматического времени - все же не отчаяние и безнадежность, а острое вожделение красоты/совершенства, уюта, человечности, желание пропечь равнодушную сознание, достучаться до ума, пробудить человеческое достоинство...

На одной из пресс-конференций Лина Костенко напомнила, что зов писателя - писать, а в последнее время она мечтает писать стихи не с политической окраской, а «рисовать птиц серебряным карандашом на льняном холсте»:

Я дерево, я снег, я все, что я люблю. И, может, это и есть моя высшая сущность.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Драматическая поэма «Снег во Флоренции», «Дума о братьях-азовских», роман в стихах «Маруся Чурай», исторический роман «Берестечко», стихи «Страшные слова, когда они молчат», «Украинское альфреско», «Выхожу в сад, он черный и худой», «Пусть будет легко. Прикосновением пера», «Недумано, негадано».


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Брюховецкий В. Лина Костенко. - К., 1990.

2. Гусар-Струк Д. Исторический роман Лины Костенко // Современность. -

1990. - № 5.

3. Кудрявцев М. Художник и время: идейная проблематикапоетичноїдрами Лины Костенко//Дивослово. -1998. - №8

4. Панченко В. Поэзия Лины Костенко. - Кировоград, 1997

5. Клочек Г. Исторический роман Лины Костенко «Маруся Чурай». - Кировоград, 1998.

6. Бажан М. Поэма о любви и бессмертии //Дивослово. - 2005. - № 3.

7. Панченко В. Одиночество на верховьях: Поэзия Лины Костенко во времена «оттепели» и «заморозков» //Дивослово. - 2005. - № 3.

8. Савка М. Жизнь на баррикадах поэзии //Дивослово. - 2005. - № 3.


Книга: Жизнь и творчество

СОДЕРЖАНИЕ

1. Жизнь и творчество
2. ... И не удивляй, что я приду неожиданно.
3. А уют поет, как сирена.
4. АСТРАЛЬНЫЙ КРИК
5. БЕЛАЯ СИМФОНИЯ
6. БОЛЬ ЕДИНСТВЕННОГО ОРУЖИЯ
7. В имении гетмана Ивана Сулимы,
8. ВАН-ГОГ
9. Вечернее солнце, спасибо за день!
10. Уже началось, наверное, будущее.
11. Выхожу в сад, он черный и худой,
12. Веер мадам Полетики
13. Все больше на земле поэтов,
14. Готические ели над куполами буков,
15. Гротеск
16. Гудит огонь - веселый сатана,
17. Псалмы
18. Дворы стоят в пурге астр.
19. СУДЬБА
20. Дождь полил, и день такой полывяный.
21. ДОЖДИ
22. ЭСТАФЕТЫ
23. Есть стихи - цветы
24. Жизнь идет и все без корректур.
25. По черно-синей горой, на склоне радостного дня,
26. Заворожи мені, волхве!
27. Тень, сумрак, день золотой.
28. Обычная себе мгновение...
29. Кажется, с нами что-то уже не то...
30. ЗАРИ
31. И засмеялась ранняя весна: - Пора! -
32. И скажет мир
33. И я не я, и ты мне не ты.
34. И как теперь тебя забыть?
35. ИМА СУМАК
36. Иисус Христос распят был не раз.
37. КАЛИНОВА СВИРЕЛЬ
38. Кобзарю
39. Когда уже люди обляглися спать,
40. Кому - то-чтобы хлеба ломоть.
41. Корректная ога врагам
42. Красивая осень вышивает клены
43. ЛЕЙТМОТИВ СЧАСТЬЕ
44. Летят на землю груши, как из рогаток.
45. Письмо
46. Люблю черниговскую дорогу
47. ПОЧТИ ПЕРЕВОД С ПРОВАНСАЛЬСКОЇ
48. Мать
49. Меня с детства любят все деревья...
50. Мне открылась истина печальна...
51. Мы выехали в ночь. И это было сумасшествие.
52. МЕЖДУ ПРОЧИМ
53. Мой первый стих, написанный в окопе...
54. ГОРОД УР
55. Моя любовь! Я перед тобой.
56. Музыки
57. На конвертики домов
58. Не говори печальными глазами
59. Не знаю, увижу ли Вас, или нет.
60. Не знал, не знал звездочет гостробородий...
61. Не надо класть руку на плечо
62. Не надо думать ничтожно
63. Неснятый кадр несыгранной роли. Ивану Миколайчуку
64. Ничего такого не случилось
65. Обступи меня, лес, как в легенде
66. Ой нет, еще рано думать о все
67. Страстная осень
68. Осенний день, осенний день, осенний!
69. Осенний день березами почавсь
70. Так, как отродясь, тайно, с тыла
71. Глазами ты сказал мне: люблю
72. ПАМЯТНИК І.М.СОШЕНКУ
73. ПАПОРОТНИК
74. Пастораль ХХ столетия
75. Знойный день... лесов сладкая вялая...
76. ЛЕПЕСТКИ СТАРИННОГО РОМАНСА
77. ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПЕТУХ ЗАПІЄ...
78. ПОДМОСКОВНЫЙ ЭТЮД
79. Пинг-Понг
80. ПЕСЕНКА С ВАРИАЦИЯМИ
81. Племя Тода
82. Плыли мы вечером лиманом
83. Послушаю этот дождь
84. ПРИТЧА ПРО РЕКУ
85. Расскажу тебе мысль тайную
86. Светлый сонет
87. СКИФСКАЯ БАБА
88. СМЕХ
89. Остановлюсь я и долго буду слушать
90. Спины меня
91. СТАРЫЙ ЧАСОВЩИК
92. Старые дубы, спасибо вам за осень
93. Старенькая женщина, Магдо или Луиза
94. Стояла груша, зеленел лесок
95. Страшны слова, когда они молчат
96. Страшный калейдоскоп
97. ВОСХОДИТ СОЛНЦЕ
98. СЕДЬМОЕ НЕБО
99. Такой чужой и вдруг - неизбежен...
100. Ты - Шива
101. Ты смотришь. А я уже - как на трапе
102. ТЕНЬ СИЗИФА
103. Тунгусский бог
104. Здесь обелисков целая рота
105. В сумеречные доброй дібровості
106. В мире злом и холодном
107. В чистом поле, в поле на раздолье
108. УКРАИНСКОЕ АЛЬФРЕСКО
109. Умирают мастера
110. Пусть будет легко. Прикосновением пера
111. Метели
112. ХУТОР ВИШНЕВЫЙ
113. Цавет Танем
114. Этот лес живой. У него добрые глаза...
115. ЧАДРА МАРУСИ БОГУСЛАВКИ
116. Караулит на ветер последние листья
117. Жду дня, когда себе скажу
118. Красные капли боярышника
119. Почему-то помню, что река называлась Леглич
120. Шиповник трудно отдает плоды
121. Еще название есть, а реки уже нет
122. Я утром голос горлицы люблю
123. Я очень тяжело Вами відболіла
124. Я брошу все. Я верю в километры...
125. Я хочу на озеро Свитязь...
126. Я хочу знать, любишь ты меня...
127. Какая разница - кто куда пошел...

На предыдущую