lybs.ru
Самые красивые молнии рождают сабли. / Роман Коваль


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


1. Литература периода разложения родового строя и становления феодализма

Переход от рабовладельческой формации к феодальной сопровождался упадком культуры. Достояние античного мира были в значительной мере уничтожены. Особенно пострадали города - центры древней цивилизации. Варвары, не зная у себя на родине городов, опасались селиться в них, грабили, разрушали их, розтягаючи мрамор и камни на военные укрепления и поселения. С упадком городов приходит в упадок и образование, уровень знаний на некоторое время катастрофически падает. Дальнейшее развитие культуры тормозится общей разрухой, слабостью экономических и культурных связей. Но постепенно формируется новая европейская экономика, более сложная и производительная, растет уровень новой средневековой культуры, которая создавала уже новую картину мира. В ней не все было «темным», нашлось там место и радости, и уважении к человеку, и влечения к изображению окружающего мира. Средневековье отбросило [12] гармоничный идеал античности, но оно открыло в человеке богатство и глубину, пылкость душевных порывов. Литература этого периода создавалась в основном молодыми народами кельтского, германского, романского и славянского происхождения. Основную роль в ее развитии сыграли народное творчество, античность и христианство.

Главным источником литературы каждого народа есть устное народное творчество. Древнейшим видом народной поэзии были трудовые песни. Они возникли на основе ритмических выкриков, которые облегчали людям выполнении различных трудовых процессов. Из трудовых песен появились обрядовые, в которых с помощью мимики и жестов воспроизводились важные аспекты жизни общины - удачная охота, хороший урожай, победа над врагом и т.д. Рано возникают и календарные песенно-игровые действа, посвященные, например, долгожданной весне, которая приходит на смену тяжелому зимнему периоду. Согласно теории «первобытного хорового синкретизма», созданной академиком А. М. Веселовским, в начале поэтического развития элементы лирики, эпоса и драмы существовали в сложном «синкретическим» виде. В период расцвета первобытнообщинного строя песня-танец неотделима от мимы и движений. С обособлением личности от родового коллектива начинается раздел поэтических жанров. Песня отделяется от обряда; запевала - от хора, он становится певцом, а со временем - профессиональным поэтом. Сначала появляется лиро-эпическая песня (на материале мифологических представлений или исторических преданий о легендарных предков), потом - лирическая (хоровая и сольная); позже - драма (народно-обрядовая и культовая).

Народное творчество, которая легла в основу средневековой литературы, много веков развивалась в устной традиции. В ней еще долго отбивались обряды, верования, обычаи языческой эпохи. Церковь, враждебно и пренебрежительно относясь ко всему, что шло от древних, дохристианских времен, всячески препятствовала созданию, исполнению и записи народных песен, сказаний, басен, поговорок; она запрещала и языческие обряды, танцы, народные драматические представления. В церковных и королевских указах народные песни и игры назывались «дьявольскими скабрезными песнями» и «бісівськими игрищами». О развитии народных жанров можно судить только на основе сохранившихся памятников, народных обрядов, из косвенных источников: отрывков произведений, попавших в латинских хроник, до более поздних литературных [13] записей, а также методом типологического сопоставления с творчеством других народов, поскольку в фольклоре разных народов мира проявляется типологическая сходство на одинаковых ступенях развития.

Большое влияние на все аспекты жизни средневековой Европы имело христианство, возникшее в i в. н. э. в Римской империи как религия угнетенных масс, но постепенно превратилось в официальную религию Римской империи (IV в.). Церковь стала называться католической (то есть вселенской), а римский епископ - папой, «наместником Христа на земле». Позже христианство становится государственной религией и идеологической основой феодализма, церковь выступает «как наиболее общий синтез и наиболее общая санкция существующего феодального строя» (1). Обладая огромными земельными угодьями и богатствами, она поддерживала власть королей и крупных землевладельцев-феодалов, активно способствовала социальному и духовному закріпаченню миллионов людей. В течение веков церковь настойчиво проводит идею теократии, то есть претендует на контроль жизни европейских стран со стороны папского Рима. Она руководит духовной жизнью всего феодального общества, определяет пути развития науки, образования, искусства, ставя их на службу догмам христианства. Будучи долгое время единственным образованным сословием, духовенство сосредоточило в своих руках монополию на образование, по крайней мере, до XII-XIII вв. Ф. Энгельс писал: «Средневековье развилось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию, чтобы начать во всем с самого начала. Единственное, что оно взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных городов, утративших всю свою прежнюю цивилизацию. В результате, как это бывает на всех ранних ступенях развития, монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование набрала тем самым преимущественно богословский характер» (2).

(1) Маркс К., Энгельс Ф. Произведения, т. 7, с. 343.

(2) Там же.

Уже в IV-V вв. «отцы церкви» Иероним и Августин земной мировоззрения античных времен противопоставили аскетическую доктрину, согласно которой человек, его жизнь, весь земной мир является воплощением греха и зла. Религиозный аскетизм стал одной из черт средневекового официального мировоззрения. Церковь проповедует покорность церковным и светским властям, пренебрежение к земным благам, обещая за это вознаграждение в потустороннем мире. Распространению влияния церкви в значительной мере способствовала языковая «пестрота» раннего средневековья, [14] которая стояла на пути экономическим и культурным связям между народами. Церковь имела один язык - латынь, что усиливало церковную организацию, способствовало установлению и укреплению связей между духовенством в разных частях Европы. С целью обогащения и решения социальных противоречий церковь с конца XI-XIII вв. стала организатором крестовых походов на Ближний Восток, Балканы и др. Официально провозглашалось, что целью этих походов есть спасения «гроба господня», на самом деле - грабеж богатых стран Востока и распространение влияния христианства.

Господствующим направлением средневековой философии схоластика. Тесно связана с богословием, она отвергала опытное знание и пыталась из церковных догматов сделать конкретные выводы относительно действительности, природы и жизни человека. Начиная примерно с XI в., схоластика царит в школьном образовании, что отрывало школу от изучения окружающей действительности. Догматическое бесплідне умничанья, идеалистические Пререкания и религиозно-философские диспуты, которые проводили схоласты, не имели какого-либо практического значения. Постепенно растущее сопротивление церковной идеологии приводит к возникновению внутри схоластики новых, передовых ученик (Г. Бэкон, У. Оккам и др.), что обусловило в XIV-XV вв. упадок этого направления. Но схоластический метод мышления сохранялся еще долго. Даже после появления первых университетов (XII ст.) официальная наука еще долго оставалась «служанкой богословия».

Однако в процессе углубления противоречий феодального общества развивалась и стихийно-материалистическая народное сознание. Господствующей феодально-церковной идеологии противостояли народная культура, остатки языческих традиций и различные еретические учения. Ересями называли богословские учения, направленные против официальной религии и церкви. Мощные городские и крестьянские движения, в которых отражалось глубокое недовольство народных масс феодально-церковным гнетом, часто приобретали форму ересей. Так, в наиболее распространенных ересях катаров и вальденсов (вторая половина XII-XIII вв.) *, которые охватили ряд европейских стран, звучит требование равенства, осуждение церковной иерархии и несправедливости феодального порядка. Ф. Энгельс отмечал: «Революционная оппозиция феодалізмові проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстания» (1).[15]

* В Южной Франции катаров и вальденсов называли альбигойцами - город Альба был центром распространения ереси.

(1) Маркс К-, Энгельс Ф. Произведения, т. 7, с. 344.

Католическая церковь проводила жестокую борьбу с еретическими идеями и их последователями. В конце XII в. было создано инквизицию* - особый церковный суд, методами которого были шпионаж, пытки, запугивания. Конечно еретиков сжигали на кострах. Так церковь на протяжении веков оказывала расправу с передовыми мыслителями и учеными, которых она подозревала в несогласии с католическими канонами.

Несмотря на диктат церкви и господство религиозного мировоззрения, в эпоху средневековья наряду с аскетическими настроениями и мыслями о потустороннем мире парадоксально сосуществовали жажда радостей жизни, тягу к знаниям и свободомыслие. Для народного мировоззрения этой эпохи характерно взаимопроникновение серьезного (трагического) и смешного (комического). Официальной феодально-церковной идеологии и культуре простистояла жизнеутверждающая народное творчество с разнообразными формами смеховой культуры. От жизненных невзгод и строгого церковного надзора народ находит отдушину в различных развлекательных обрядово-зрелищных и словесных сміхових произведениях, различных видах фамильярно-площадної языка (1).

Религиозным запретам народ противопоставлял жажду светской музыки, песен, танцев, развлекательных зрелищ. На протяжении веков очень популярны были выступления мимов, жонглеров, шутов, карликов. Чрезвычайно живучими оказались комические жанры средневекового театра - соти, фарсы. Официальным феодально-церковным праздникам народ противопоставлял беззаботное веселье таких народных обрядов, как «празднование мая» с избранием королевы или короля весны, с песнями и хороводними танцами, а также многодневные народно-праздничные карнавальные увеселения во время масленицы, больших ярмарок; всевозможные «праздники дураков», «праздники ослов» и т.д. Во время этих праздников трагические стороны бытия и боязни небесной кары отступали перед свободой, радостью карнавальной стихии, они давали людям разрядку, успокоение, освобождали от чувства униженности и страха.

* Лат. inquisitio - разлук, расследования.

(1) Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М.: Худож. литература, 1965.

Христианское мировоззрение состоял в борьбе с античным мировоззрением и языческой религией варваров. Но церковь была не сразу искоренить языческие традиции родового общества и отказаться от достижений античного мира, ей пришлось, особенно на первых порах, опираться на опыт античности, усваивать и даже распространять [16]. Духовенство использовало в своих целях авторитет античной науки, философии, искусства. По-своему комментируя отрывки из текстов античных авторов, оно пыталось подтвердить ними «истинность» христианского учения. Так, были использованы философские системы Аристотеля и Платона, произведения Вергилия, Овидия, Ювенала и др. Заботясь о религиозном воспитании своей паствы, стремясь сохранить грамотные и образованные кадры духовенства, церковь вынуждена была в определенной степени подражать опыт античной образования. От римских школ она переняла грамматику, риторику, диалектику (логику), геометрии (включая географию), арифметику, астрономию и музыку, трактуя их в нужном ей духе. От Древнего Рима средневековье заимствовало также латинский язык. Таким образом, в процессе становления средневековая культура во многом опиралась на достижения античности. Более того, с развитием литературы, искусства Европа все чаще будет обращаться к многогранной культуры античного мира.

Своеобразие и сложность бытия европейских народов отразились в самобытных жанрах средневековой литературы. Однако памятников, этих показаний художественного гения и мудрости народной, сохранилось немного, поскольку народное творчество на протяжении веков развивалась в устной традиции. Значительная часть того, что было зафиксировано письменно, в эпоху почти всеобщей неграмотности, религиозного фанатизма, феодальных войн, пожаров, тотальных, эпидемий, бесследно исчезла. То, что сохранилось, имеет исключительную ценность для изучения европейской культуры.

Литература средних веков создавалась языках местных народностей и латинском языке.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую