lybs.ru
Лучше вовремя браться за ум, чем потом хвататься за голову. / Леонид Сухоруков


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


1.1. Кельтский эпос

Значительную роль в развитии материальной культуры Западной Европы сыграли кельты - одна из древнейших этнографических групп континента. В V-IV вв. до н. э. кельты занимали значительную часть Европы, но под натиском германцев, римлян они частично перебрались на Британские острова, где подчинили себе туземное население. В V в. н. э. началось массовое вторжение на Британские острова англов и саксов. Кельтское население было частично уничтожено, частично [17] вытеснено в Ирландию и горную Шотландию или смешывалось с завоевателями. Часть кельтов вернулась на континент и заняла Арморіку, нынешнюю французскую Бретань. Основным центром кельтской цивилизации в средние века была Ирландия. Однако в ее культуре, в том виде, в котором она отразилась в эпосе, не все было исконно кельтским. В ней закрепились определенные черты культуры тех племен, населявших Британские острова и Ирландию перед кельтами и находились на более архаичном уровне развития, например пикты с их остатками матриархата, с каменным орудием и странными переводами. Набеги викингов (VIII-X вв.) на Ирландию обусловили определенный скандинавский влияние на ее культуру; заметны в ней также не очень значительные элементы христианства и античности.

Все это не могло лишить культуру кельтов самобытности, определенной всем укладом их жизни. В Ирландии долго сохранялся родовой строй и его духовная атмосфера; общинная собственность на землю, власть старейшин рода, мифологические представления о богах, вера в духов, которые якобы жили в камнях, растениях, в воде. Природа воспринималась кельтами одухотворенной, полной тайн и загадок.

Нравы были грубыми и жестокими. Кельтские вожди постоянно воевали между собой, занимались грабежом, похищением скота, которая очень высоко ценилась и была мерилом стоимости. Во время пиратских набегов на побережья Англии и Шотландии кельты брали в рабство местных жителей. К VIII в. воевали у кельтов не только мужчины, но и женщины.

Устойчивость пережитков родового уклада в Ирландии обусловливалась различными причинами. Во-первых, незначительным влиянием христианства, которое было здесь принято в V в. Проповедниками сначала были только чужаки, а вскоре и местные жрецы, которые терпимо относились к народным верованиям и местных традиций. Во-вторых, феодальные порядки вводили в Ирландии завоеватели, поэтому до них еще очень долго относились враждебно, оберегая свою родовую общину. «Древнейшие из кельтских законов, что до сих пор сохранились, показывают нам род еще полным жизни; в Ирландии он, по крайней мере инстинктивно, живет в сознании народа еще и теперь...» - писал Ф. Энгельс(1).

(1) Маркс К., Энгельс Ф. Произведения, т. 21, с. 126.

Ирландский эпос создавался в период со II по XII вв. на основе местных родовых преданий. Сначала охранниками поэтических переводов были старейшины рода. Впоследствии к литературному творчеству стали [18] причастны друиды (жрецы-заклинатели), а также барды и філіди. Барды - это поэты, певцы, музыканты. Школы бардов существовали в Ирландии в XVIII в., в них на общественные средства училась часть населения. Філіди были законознавцями, учеными и советниками при княжеских дворах; одновременно они были рассказчиками, поэтами и авторами мифологических и героических сказаний. Видимо, при дворах, в среде філідів и зародился тип ирландской саги. От філідів этот эпический материал перешел в народных певцов и стал общим достоянием, глубоко осознанным и с любовью воспринятым ирландским народом. Эпические сказания ирландцев - скели - некоторыми чертами подобные исландских саг, поэтому их также стали называть сагами. Известно около 280 ирландских саг, рукописи, сохранились, относятся к XI-XII вв. В сагах отразились особенности как эпохи их возникновения, так и той эпохи, когда они были записаны. Но архаическая основа преобладает: саги воспроизводят быт, верования и представления еще языческой Ирландии. Если героический эпос многих народов был преимущественно стихотворное, то ирландские саги с самого начала складывались прозой. Правда, позже в них в наиболее напряженных патетических местах делались стихотворные вставки, которые драматизируют, оживляют и украшают рассказ. Саги очень разнообразны по содержанию. В героических сагах основное внимание сосредоточено на изображении военной доблести героя, в ней рассказывается о битвы, походы, соревнования. Довольно много места в них занимает фантастика.

Не лишены героики и фантастические (или романтические) саги, но преобладает в них фантастика. Герои этих саг чаще общаются с фантастическими существами. Ирландский эпос насыщен мифологией. Принятие христианства не викорінило «языческих» представлений. В сагах находим образы старых мифологических богов (света, ремесла, мудрости и т.п.), но чаще - полубогов, это сиды - прекрасные, вечно молодые и мудрые женщины и мужчины маленького роста, которые проживают где-то за морем или под землей, проводя время в играх, развлечениях, любви; щедрые и великодушные, они вместе с тем могут жестоко отомстить людям за приоткрытое им зло. Значительное место в фантастических сагах занимает тема мореплавания, которая открывает простор для художественного домыслу и воображения. В ирландских сагах, в отличие от других европейских ранних эпосов, немало внимания уделяется женщине и любовным чувством. Тема любви [19] в них часто сочетается с трагической ситуацией, в которую попадают герои.

Самыми древними сагами ирландского эпоса является саги уладського цикла возникли на севере Ирландии при дворе уладських королей в те времена, когда Oulad был одной из крупнейших и мощнейших частей Ирландии. Сохранилось более ста текстов. Сначала главным героем произведений был король уладів Конхобар, впоследствии основное внимание переносится на его племянника - молодого, непобедимого богатыря Кухуліна. Хроники относят жизни Конхобара и Кухуліна до начала нашей эры. Таким образом, частично эти саги исторически достоверные. Очевидно, короли и военачальники, воины, которые отличались своей доблестью, становились героями народных преданий.

Каждая из саг цикла является завершенным произведением, и вместе они составляют единство, разворачивая на фоне родового быта фантастически яркую и жизненно сложную судьбу Кухуліна. Он - сын бога света и ремесла Луга и сестры короля уладів Конхобара. В семилетнем возрасте, получив оружие, Кухулин стал непобедимым воином. Красота и отвага юноши так волновали сердца девушек и женщин, что "мужи Ирландии решили поскорее женить его. Отец красавицы Емер («Сватовство Емер»), не желая расставаться с дочерью, поставил перед женихом тяжелые условия. Выполняя их, Кухулин побывал в Шотландии, у королевы Скатах, где овладевал секретами военного искусства. Здесь он победил богатырку Айфе, она родила ему сына. В будущем Кухулин убьет его в поединке - отец и сын при встрече не узнают друг друга (это очень распространенный мотив в народно-героическом эпосе Запада и Востока).

Значительное место в поэтической биографии Кухуліна занимает сага «Болезнь Кухуліна», в которой рассказывается о любви Кухуліна до фантастического существа - сиды Фанд. Сага отличается тонким психологизмом; в ней переданы противоречивые чувства, что мучают Кухуліна - супружеская верность и страстная любовь к очаровательной Фанд. Фантастическая сида предстает в образе юной женщины с нежным сердцем; она сама отказывается от любимого, поняв, что в Емер есть права на Кухуліна и что она достойна быть женой героя.

И.о. события, важные для всего племени, рассказывается в монументальной саге «Похищение быка из Куалнге». В ней особенно отчетливо проявилась глубоко народная основа героического образа Кухуліна. На уладів напали злые и жестокие враги во главе [20] с могущественной королевой Медба (причиной войны был отказ продать им быка). Улади-мужчины в то время были поражены магической болезнью, и только Кухулин (здоровый благодаря божественному происхождению) стал на границе возле брода на защиту страны. В течение трех месяцев, без сна, в бесчисленных боях самоотверженно защищал он Oulad. В одном из эпизодов саги с большим драматизмом изображен поединок двух богатырей. Кухулин и Фердіад, как представители враждующих племен, вынуждены выйти на смертельный поединок, но они - собратья, в юности вместе учились ратному делу. Днем они дерутся, а ночью Кухулин посылает Фердіаду лекарство от ран, а Фердіад поставляет Кухуліна вкусными напитками и едой. Победив Фердіада, Кухулин плачет над его телом, сетуя на тех, кто заставил собратьев взяться за «скорбное дело».

Величественная сага «Смерть Кухуліна» посвящена героической гибели богатыря. В ней особо подчеркивается патриотизм народного героя. Враги снова напали на Oulad. Они знают, что убить Кухуліна можно только его собственным копьем, поэтому угрожают позорить его род в «злых песнях», если он не отдаст им своего оружия. Кухулин отдает копье и погибает. Тяжело раненный, он привязал себя перед смертью к высокому камню, чтобы умереть стоя.

Тематическая единство этого большого цикла обусловлена и тем, что все саги проникнуты идеей защиты родному краю, верой в то, что народ способен выдержать всевозможные испытания. Кухулин героїзований прежде всего как защитник племени от враждебных ему сил. В его образе воплощен героический и этический идеал всей древней Ирландии. Народному герою свойственны несокрушимая мощь, военная доблесть, чувство высокого патриотизма; он верен слову, друзьям, законам гостеприимства, чуткий к чужой беде. Сам Кухулин так характеризует свои поступки: «Горд я в могуществе и доблести своей и способен охранять рубежи страны от внешних врагов. Я - защита каждого бедняка, я - боевой вал всякого крепкого воина. Я даю удовлетворение обиженному и наказываю вины сильного». Все это напоминает черты идеальной рыцарской этики периода расцвета феодализма и свидетельствует о том, что высшие идеалы средних веков формировались в народной среде и генетически были идеалами народными.

Героизация и идеализация образа Кухуліна достигается приемами архаического эпоса (фантастическая [21] гиперболизация, сказочно-мифологические черты и т.п.). Кухулин изображен как человек, которого сама природа выделила среди других: семь зрачков было в королевских глазах его, по семь пальцев на каждой руке и ноге. Особенно прекрасным казался соплеменникам Кухулин в состоянии боевого задора. От ярости он странно раздувался, над его головой появлялись молнии. Равно глаз западало в него вглубь головы так, что цапля не могла бы его достать, а второе выкатывали наружу, как котел, в котором варят теленок. Уладські женщины, влюбленные в Кухуліна, добровольно осліпляли один глаз.

Саги уладського цикла, благодаря высоким поэтическим свойствам, стали образцом для других кельтских циклов. Яркая фантастика сочетается в них с конкретностью картины варварской жестокости, с душевной тонкостью и психологической глубиной в изображении интимных чувств и человеческих страстей. Стиль саг четкий, ясный и в то же время украшен высокопарными метафорами, эпитетами, аллегорическими образами.

Важной частью ирландского эпоса является цикл Финна, который состоит из саг, созданных в племени феніїв. Саги этого цикла имеют усложненный сюжет, в котором тесно сплелись героика и фантастика. Главным героем их является король Финны, у него был сын Ойсин (Оссиан), который сочинял песни. Во второй половине XVIII в. с усилением интереса к народному творчеству, сюжетами отдельных саг и именем Оссиана воспользовался шотландец Джеме Макферсон, который создал и выдал подделку - сборник «Песни Оссиана». И хоть литературную мистификацию разоблачили, «Песни» пользовались большим успехом и оживили интерес к творчеству кельтов, а также в старинных произведений, что способствовало развитию романтической поэзии. «Песни Оссиана» вызывали восхищение Карамзина, Пушкина, Жуковского.

Кельтские саги повлияли также на развитие западноевропейского рыцарского романа (XII - XIII вв.). Так, история красавицы Грайне (сага «Преследование Діармайда и Грайне»), на которой женился старый король Финны, ее любовь к племяннику короля - Діармайда, побег юной пары и долгие скитания напоминают сюжет рыцарского романа «Тристан и Изольда». В этом романе использованы и некоторые сюжетные мотивы и детали из саги «Изгнание сыновей Уснеха» и «Повесть о Байле Доброй Славы». [22]

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую