lybs.ru
Откуда же нам знать, что мы делаем, если мы еще не закончили? / Александр Перлюк


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


1.2. Германский героический эпос. Отражение его в древньонімецькій и англосаксонской литературе

В начале нашей эры у германцев царил еще первобытнообщинный строй. Они заселяли обширную территорию между Рейном и Эльбой и между Северным морем и Средним Дунаем. Труды Юлия Цезаря, Тацита и другие античные источники свидетельствуют, что германцы занимались скотоводством, охотой, они знали и земледелие, часто совершали набеги на владения Римской империи. Жили германцы родовыми общинами, верховная власть принадлежала народному собранию. Со временем родовой строй превратился в строй «военной демократии» (Ф. Энгельс). Предводителем племени был вождь, который опирался на военную дружину. Князь и дружина обогащались за счет нападений на соседние племена, а также находясь на службе в римских войсках. Позже власть стала наследственной, а из королевских жен впоследствии сложилось феодальное дворянство.

По свидетельству Тацита, германцы имели свою мифологию - песни о происхождении богов и людей, боевые песни, посвященные богу войны, подвигам героя и др. Известно также, что германцы знали рунічну письменность. Рунами, которые напоминали греческие и латинские буквы, они делали краткие записи на камнях, деревьях, оружия и т.д. (вероятно, рунам оказывали также магическое значение). Никаких документов, произведений, записанных рунами, не сохранилось.

В эпоху великого переселения народов (IV - VI вв.) германцы розмітались почти по всей Западной Европе. Судьба их сложилась по-разному. Одни погибли в войнах с различными племенами и народами, другие ассимилировались с местным населением. Из племен, которые остались на территории современной Германии, сложилась немецкая нация. Особенности исторического развития германских племен отразились в народно-героическом эпосе, в котором выделяют два периода (1). Первый период связан с эпохой великого переселения народов, с распадом у германцев патриархально-родового строя и широкой переселенською и военно-колониальной экспансией. В то время на руинах Римской империи создавались новые варварские государства. «Это был своеобразный «героический век», который стал «эпическим временем» в эпосе германских народов» (2). Второй период представлен немецким эпосом эпохи расцвета феодализма (3).

(1) Жирмунский В. М. Германский героический опсс в трудах Андреаса Хойслера.- В кн.: Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.: Иностр. литература, 1960.

(2) Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса.-М.: Наука, 1968, с. 6.

(3) См.: раздел «Германский героический эпос».

Сохранилось незначительное количество памятников древньогерманського [23] эпоса. Это, например, отрывок «Песни о Хільдебранта» (VIII в.), поэма «Беовульф» (около 700 p.), отрывки эпоса о Вальтера Аквитанского («Вальдер», X-XI вв.) и о битве в замке Финна («Фіннсбург»).

Древньогерманська эпическая традиция сохранилась также и приобрела самостоятельного развития в Скандинавских странах, особенно в Исландии (сборник «Эдда» и др.). При восстановлении сюжетов древних эпических сказаний (древньогерманських и скандинавских) дополнительным источником являются исландские саги о древних временах (прозаические переводы), а также латинские хроники средневековых историков (гота Иордана, франко Григория Турского, лангобарда Павла Діакона, саксонца Відукінда и особенно датчанина Саксона Грамматика), которые в своих произведениях рассказывали героические песни и сказания (1).

Все памятники германского эпоса, которые сохранились в той или иной степени связаны с событиями эпохи великого переселения народов. Однако в результате различных причин историческая основа в них очень видоизменена. Это объясняется тем, что на той стадии, когда возникал эпос германцев, в их сознании действительный факт и вымысел еще не отделялись. Кроме того, в устном песенном творчестве исторические события, факты, лица поэтично переосмысливались и героїзувалися. Опираясь на исторические события, эпос создавал свою поэтическую историю, которая « народной памяти воспринималась как достоверная картина героического прошлого. Следует также принимать во внимание, что эти памятники возникли в эпоху язычества, а письменную форму приобрели уже после принятия христианства, а следовательно, при записи подлежали обработке уже в духе христианской идеологии.

(1) Жирмунский В. М. Германский героический опсс в трудах Андреаса Хойслера.- В. кн.: Хойслер А. Германский героический опсс и сказание о Нибелунгах, с. 5-6.

Так, сюжетная основа многих памятников народов германского происхождения связана с событиями V в. Известно, что в 437 г. гунны разрушили государство бургундов на Рейне, и тогда же погиб их король Гундікарій со всем королевским родом. Но в эпосе Гунтер (Гундікарій) и его родственники, войско встретили смерть при иных обстоятельствах - король гуннов Аттила (в действительности он не принимал участия в битве 437 p.), зізвав всех бургундов к себе для того, чтобы присвоить их сокровища. Кровопролитные столкновения германцев с гуннами послужили исторической основой того, что в эпосе вообще часто фигурирует имя короля Аттилы (Етцеля), в скандинавских памятниках - Атні. Интересно, что в песнях «Эдды» Атні выступает как жестокий и коварный правитель, а в немецком [24] эпосе - как добрый и справедливый. Вероятно, король гуннов не раз был союзником германцев в набегах на Римскую империю. Известно также, что Аттила умер в 453 г. на ложе своей жены - германской пленницы Ильдико (сокращенно от Хильда, в эпосе - Крімхільда). Этот факт тоже найдет широкое отражение в эпосе. В исторических сказаний о гибели бургундов и о смерти Аттилы очень рано присоединяется франкское сказание о Зигфрида, который не имеет исторического прототипа, и, наверное, является порождением сказок о богатырях. Этот эпический материал положен в основу многих достопримечательностей разных времен и жанров*.

* Наиболее известными из них являются «Эдда», «Эдда» Снорри, «Сага о Волсунгів», «Песнь о Нибелунгах» и др.

В древньогерманському эпохе воспроизведено бытия высшей ступени варварства: боевые выезды, битвы, распри между родственниками, добывание сокровищ, похищение невесты и т.д. В эпосе воспеваются сила героя, его храбрость, решительность, его боевое оружие. Значительное внимание уделяется теме родовой мести, согласно законам которой члены рода обязаны были мстить за убийство и обиды, которые нанесли их родственникам. Значительное место в эпосе отводится сокровищам, драгоценностям, которые были символом власти, могущества, счастливого нрава. Однако в представлении германцев золото было и причиной трагической судьбы, раздора, кровавых распрей и смерти.

Создателем и исполнителем песни был дружинный певец, наделенный поэтическим даром воин. Свою песню он исполнял конечно во время пира в кругу вождя и дружинников. Ограниченность во времени заставляла певца выбирать наиболее эффектный эпизод какого-то события, воспевать какую-то личность. Характерными признаками песни есть завершенность эпического сюжета, лаконизм, эмоциональная приподнятость. В песне небольшое количество действующих лиц, значительную часть занимает драматический диалог. Для германской песни свойственный тонический алітераційний стихотворение, обусловленный особенностями ударения в германских языках. Розповідалась она речитативом под аккомпанемент арфы.

Со временем дружинный певец стал профессиональным певцом, поэтом. В западных германцев он назывался скопом, на скандінавській севере - скальдом. Певцы почитались почестями и щедро вознаграждались правителями. Песни дружинних певцов быстро становились достоянием народа и продолжали жить в устной традиции, что позволяет по праву отнести их к народному творчеству.

Единственным сохранившимся образцом героической песни континентальных германцев есть отрывок из «Песни о [25] Хільдебранта», записанный на страницах латинского богословского рукописи конца VIII-IX вв. В нем рассказывается о поединке отца с сыном. Это законченный эпизод, но предполагается, что слушателям из других поэтических источников известно то, что предшествовало этому событию и что произойдет после нее. В основе песни лежит трансформированная в народной памяти историческое событие. Известно, что в 476 г. начальник варварской жены германец Одоакр сверг последнего римского императора и захватил власть. Но в 493 г. его победил король остготов Теодорих (в немецком героическом эпосе - Дитрих Бернский). В «Песни» эти события и отношения между персонажами искажены, в ней рассказывается, что как раз Отахр (Одоакр) изгнал короля Дитриха; вместе с ним из Италии убегает и Хільдебрант - начальник его жены, оставив в родном крае женщину и маленького сына Хадубранта.

Тридцать лет провел Хільдебрант на службе у короля гуннов Аттилы и теперь возвращается на родину во главе войска. На границе он встречается с сыном*, который выехал со своей женой навстречу врагам. Старый Хільдебрант знает, что перед ним его сын, и пытается избежать кровопролития. Но Хадубрант, стремясь подвигов и славы, рвется к бою. Он не признает в старом гунні отца (давно слышал о его смерти) и называет Хільдебранта трусом, что было для воина худшей обидой и делало столкновение неизбежным. Драматизм этой истории усугубляется конфликтом между долгом воина и отцовским чувством.

Горе мне, всевластный боже! (сказал Хільдебрант) горе идет!

.....................................................................................

И в скольких опасностях смерть меня не постигла!

Сейчас же собственный сын меня свалит топором,

Убьет своей рукой, или сам я его убийцей состояния.

Хільдебрант принимает вызов сына. На этом текст обрывается. Конечно такой поединок заканчивается победой отца или примирением.

Песня воссоздает суровый дух и противоречивую мораль того времени: наряду с преданностью правителю, личной отвагой, гордостью героям свойственны хитрость, коварство. «Песня о Хільдебранта» приобрела наверняка широкой популярности, о чем свидетельствуют более поздние обработки этого сюжета.

* Ситуация типичная для народно-героического эпоса (например, былина «Богатыри на заставе. Бой Ильи Муромца с сыном» и др.).

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую