lybs.ru
Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают сказки тем, кто никогда туда не попадет. / Генри Менкен


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


1.3. Древньоскандінавська литература

Особое место в средневековой культуре занимает литература скандинавских народов, которые в свое время не вошли в орбиту античной цивилизации и великого переселения народов. На территории Швеции, Норвегии, Дании протяжении первого тысячелетия сохранялся общинно-родовой строй, существовала большая патриархальная семья. Характер бытия скандінавців напоминал устройство континентальных германцев перед падением Римской империи. Вожаки племен и племенных союзов - конунги* - выбирались из племенной знати и окружали себя боевыми дружинами из молодых воинов. Под командой вождя строились боевые корабли, готовилась оружие: боевые топоры, копья, мечи, луки, щиты. Конунг распоряжался и военной [29] добычей - одаривал племенную знать, дружинников. Пленных продавали или превращали в рабов. Родовая знать держала в своих руках и религиозные дела, она ведала обрядами, жертвоприношением, что также увеличивало ее влияние и могущество. Все свободные земледельцы - бонды - пользовались одинаковыми правами. Важные дела решались на общем собрании всех свободных - тінзі. Однако фактически на тінзі верховодили знать и богатые бонды. Скандінавці занимались земледелием, скотоводством, хотя суровая природа часто ставила под угрозу урожай и корм для животных. Важным подспорьем в хозяйстве было рыболовство, китобойный промысел. Они издавна поддерживали торговые связи с другими европейскими народами; молодые люди часто занимались пиратством, что не осуждалось. Гористая, сильно пересеченная местность, густые леса определяли характер поселений. Скандінавці жили хуторами, которые защищали людей и скот от невзгод северного климата. Долгие зимние вечера проводили возле домашнего очага, слушая разные жизненные истории, а также легенды о богах, героях, которые нередко уходили корнями в загальногерманські времена. Здесь долго пользовались древньогерманськими рунами, которым придавали магическое значение.

* Конунг (сканд.) - первоначально военный вождь племени, позднее король.

На рубеже VIII-IX вв. начинается бурная . массовая экспансия скандінавців, которая продолжалась почти три века и получила название эпоха викингов*. В русло переселения, колонизации, захвата чужих земель и разбоя утягувалися все новые поколения норвежцев, шведов, датчан. В эту эпоху произошли глубокие сдвиги во всех сферах материальной и духовной жизни скандінавської севере: положила она также отпечаток и на те народы, которые сталкивались с викингами. Считают, что есть немало причин, которые заставили скандінавців порвать с привычным традиционным укладом и смело нырнуть навстречу неизвестности. Несомненно, важную роль сыграла необходимость в новых землях, возможность расширить торговые связи и политическое влияние, способствовали этому и разложение родового строя и нежелание родовой знати примириться с усилением власти конунгов, губить свои вольности и привилегии. Кроме того, скандінавців привлекала возможность поживиться за счет беззащитной перед ними Европы, которую в тот период раздирали феодальные распри и междоусобицы. Но есть и такое мнение, что значительную роль в этой «внезапности» массового появления скандінавців в Европе (и не только в Европе), их воинственную непримиримость нужно объяснять [30] и «внутренними стимулами» (1). Столкновения с Европой (которая шла по пути феодализации и христианизации), осознание контраста между «своим» образом жизни (и мышления) и «чужим», предчувствие угрозы обычном «своем» уклада со стороны «чужого мира» породили среди скандінавців беспокойство, страх и стремление подчинить себе эти «чужие» силы, что и проявилось в неукротимой энергии, воинственности и героическом пафосе. Считают, что эпоха викингов совпадает с высоким расцветом искусства скандінавців (особенно в Исландии) и определяет характер некоторых его сторон. Так в изобразительном искусстве возродился «звериный стиль» (или «тератологічний») - поезд до изображения устрашающих зверей, чудовищ, хищников (мир представлялся непрерывным столкновением непонятным, враждующих сил). В литературе этим настроениям соответствует расцвет поэзии скальдів, с ее сложной символикой и словесными эмблемами.

(1) Гуревич А. Я. Начало эпохи викингов: Скандинавский сборник, XII.- Таллин, 1967, с. 128-147.

* Сначала слово викинг означало морской набег, позже - воин-моряк.

География экспансии викингов довольно широкая. Датчане и норвежцы бесчинствовали главным образом в Западной Европе, наводя ужас на население северного побережья Франции, Балтики, Британских островов. В Европе их называли «норманнами», то есть «северными людьми». В 911 г. часть северной Франции фактически оказалась под властью нормандского герцога (она и сегодня называется Нормандией). Экспансия на восток имела несколько иной характер. Шведские купцы-воины хорошо знали путь из Финского залива до Днепра и Черного моря, а также по Волге до Каспия в византийские, арабские, хазарские владения, богатые на драгоценные металлы, ткани, посуда. Они охотно вступали в жены славянских князей на службу к византийским императорам. На Руси их называли варягами. При необходимости славяне отражали варяжские вторжения и нередко прогоняли их за море.

Штормы Северной Атлантики не пугали викингов, на устойчивых деревянных лодках, ориентируясь по солнцу и звездам, они совершали дальние океанские переходы. Около 870 г. норвежцы открыли Исландию и дали острову название Island - страна льдов. В конце X в. исландцы добрались до Гренландии и около 1000 г. (почти за пять веков до Колумба) вступили на берега Северной Америки. Скандинавские племена не принимали участие в великом переселении народов, но передвижения скандинавов и способ их бытия в «эпоху викингов» были подобными континентальных германцев в эпоху, которая предшествовала падению Римской империи. [31]

Особенно важное значение для истории культуры скандинавских народов имело освоение Исландии (870-930). Сначала в Исландию переселилась часть норвежской знати и свободных крестьян, недовольных усилением королевской власти и феодальных отношений. Удаленность этого заброшенного на край света острова, хорошо защищенного от внешних военных нападений, наличие свободных земель способствовали созданию здесь общества, в котором долго сохраняются архаичные черты доклассового, родового строя и его идеологии. Исландское общество состояло из свободных общинников - бондов. Из родовой знати выбирали старейшин - хватит, которые одновременно были жрецами и судьями. С 930 г. верховным органом правления в Исландии стал «альтинг» - всеісландські народные собрания, которые сыграли важную роль в исландском обществе. «На альтинг приезжали, чтобы добиться правды и справедливости, обменяться новостями, обсудить текущие события. На альтинг собирались как на народный праздник. На нем знакомились, заключали торговые сделки и устраивали браки, знакомились с законами и судебной процедурой, соревновались в играх, слушали рассказы о путешествиях... рассказывали саги, декламировали стихи. Альтинг считают колыбелью исландской литературы и сравнивают его роль в жизни исландского общества с ролью столичного города, в котором сосредоточена культурная жизнь страны и расцвет которого обусловливает расцвет культуры народа» (1).

(1) Стеблей-Каменский М. Ы. Культура Ислан-дии.- М.: Наука, 1967, с. 25.

В 1000 г. на альтинга по мирному соглашению между язычниками и христианами официальной верой было признано христианство. Но христианская религия не оказала заметного влияния на общественный и духовный уклад исландцев. Христианство еще два века мирно сосуществовало с язычеством и победило его больше в сфере официальных обрядов, чем в сфере убеждений. Местные клирики с уважением относились к родной старине и своими записями устного народного творчества способствовали увековечению поэтических памятников язычества.

В середине XII в. с ростом имущественного и социального неравенства, укреплением родовой знати (хьовдінгів) в Исландии усилились внутренние раздоры. Могучие хьовдінги в своей жажде богатства и власти пренебрегали моральными принципами и законами суток исландского «народоправства». В 1262 г. Исландия потеряла свою независимость, підпавши под власть норвежских королей, которые издавна мечтали о покорении этого богатого острова. [32]

В период независимости (870-1262) в Исландии была создана богатая и своего рода уникальная литература. В ней иногда трудно разграничить народное творчество и осознанное, индивидуальное авторство, седую старину и современность, варварскую жестокость и изысканную манерность. В то время когда в Европе уже погибла языческая культура, здесь, в далеком северном крае, сохранялась и создавалась литература, которая во многом воспроизвела обычаи, верования и народно-эпическую традицию германо-скандінавської языческой старины. И вместе с тем, по сравнению с кельтским эпосом, достопримечательности скандінавської словесности отражают высшую степень художественного сознания.

Древньоскандінавська литература состоит из песен «Эдды» (еддична поэзия), поэзии скальдів и прозаических произведений - саг.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую