lybs.ru
Кто крыльям завидует, кто - когтям. / Николай Полотай


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй половине XIII ст., но это, наверное, список с несколько более старого рукописи, о котором ничего неизвестно. Анализ языка и стиля свидетельствует о том, что в сборник вошли тексты IX-XII вв. Найдено сборник в XVII ст., когда в Дании, Швеции пробудился интерес к забытой старины. Тогда же сборка получила название «Эдда», по аналогии с книгой исландца Снорри Стурлусона (1179-1241). С целью различения поэтический сборник принято называть «Еддою Старшей», а книгу Снорри - «Еддою Моложе» (или «Прозаической Еддою»). Значение слова «Эдда» не выяснено. В текстах «Старшей Эдды» ученые обнаруживают сложные наслоения, связанные с обще-скандінавськими и загальногерманськими эпохами, а также незначительное влияние христианства. Но дискуссия о происхождении, место, время возникновения этих текстов не закончена. В сборник входят 29 песен, песни эти анонимные. По содержанию их подразделяют на мифологические , (10 текстов) и героические (19). Есть здесь и проза, которая И связывает, разъясняет и дополняет содержание песен.

Считают, что мифологические песни окончательно сложились в эпоху викингов (IX-XI), а следовательно, воссоздали представления позднего скандинавского язычества. Большинство героических песен «Старшей Эдды» сюжетно связана с древней эпической поэзией континентальных германцев.

Мифологические песни тематически разнообразны. В них отражено представление скандинавов о происхождении богов мира, людей. Состояли они под влиянием особенностей бытия народов скандінавської севере, [33] на протяжении веков жили в условиях суровой природы, находя приют в уединенной усадьбе. Вероятно, поэтому в их мифологии мир, где живут люди, называется Мидгард (дословно - «усадьба, которая стоит посередине»). Мидгард окружен Утгардом, «тем, что находится за оградой, вне пределов усадьбы». Это мир великанов, чудовищ, олицетворяющих разрушительные силы природы, хаос, враждебный и богам, и людям. Над миром людей возвышается Асгард, обитель богов-асов. Соединяет эти два мира мост-радуга. После смерти и боги и люди попадают в подземное царство мертвых - Ніфльхейм, где правит великан - неумолимая Хьоль. Землю окружает океан, в котором извивается кольцом мировой змей. В недрах земли скрываются карлики - альбы - искусные кузнецы, обладатели несметных сокровищ.

В «Старшей Эдде» отражены отношения и мировосприятия скандинавов эпохи разложения родового строя. Мир богов напоминает патриархальный род с чертами группового брака и матриархата. Языческие боги - это идеализированные люди. Они рождаются и умирают, не лишены человеческих страстей и пороков, но показаны более сильными, ловкими, знакомыми с магией.

Родоначальником богов и людей, творцом земли есть верховный бог Один (Водан - в западных германцев). Один, бог войны, делает своих питомцев сильными и непобедимыми. Дочери Одина, воинственные девы-валькирии, относят павших героев в Валгаллу («чертог мертвых»), где они соревнуются в боях, а потом весело пируют с Одином. Он - бог мудрости, покровитель поэтов и сам поэт. Сила его слова покоряет всех. Мужественный и стойкий, он получил «мед поэзии», отдал в заклад глаз, чтобы стать мудрым, пожертвовал своей жизнью ради знаний.

Жена Одина, богиня Фрігг - считалась покровительницей браков, воплощением плодородия, богиней любви.

Большим почетом у скандинавов, как и Один, пользовался бог молнии и грома рыжебородый Тор (у западных германцев - Донар). Тор наделен чертами простого крестьянина - скандінава, что веками мужественно боролся с суровой природой. Вооруженный каменным молотом, очень сильный, добрый, но вспыльчивый Тор всегда готов вступить в единоборство со злом. В колеснице, запряженной козлами, рыжебородый бог часто направляется на восток, где сражается с великанами, борьба с которыми - залог жизни богов и людей. Враг зла и несправедливости, Тор защищает [34] от чар, болезней, беды. В эпоху викингов его считали также богом плодородия. В древней Исландии о простодушного Тора сложено много бытовых юмористических рассказов.

Воплощением разрушительных сил, раздоров в скандінавській мифологии был Локи. Энгельс усматривал в нем черты Мефистофеля. Локи умный, но злой шутник. Он коварно погубил светлого бога Бальдра, что стало предвестием гибели богов.

Выдающимся памятником языческой мифологии есть песня «Предсказания Вйольви»*, в которой выражены идеи борьбы между Добром и Злом и идея искупления зла. Разбуженное Одином из смертельного сна Вйольва развертывает грандиозную картину сотворения мира, его гибели и возрождения. Сначала из бездны родился великан Імір, затем появились боги. Они убили Имира и из его тела создали мир: мясо стало землей, кровь - морями и реками, кости - горами... Люди были созданы из ясеня и ивы. Сами боги трудились и забавлялись на зеленых лугах Ідавйолля. Но в мире распространяется зло, боги нарушают свои клятвы, убивают светлого Бальдра. Это нарушает мир среди богов и людей. На земле наступают страшные времена:

В распре кровавой брат губит брата;

Кровные родственники друг друга режут;

Множится зло, полон подлости мир,

Век секир, век мечей, век щитов рассеченных,

Метелевых возраст, вівчий возраст - перед кончиной мира...

Начинается всемирная катастрофа. С цепи срывается волк-чудовище Фенрир, поднимается в океане мировой змей, на корабле мертвецов приплывает Локи; с ними повелитель огня Суртр, подземный великан. Фенрир пожирает Одина, Змей побеждает Тора. В пламени пожара погибает все живое. Однако в «Песни» трагизм не доходит до чувства обреченности. Пророчество Вйольви завершается прозрением, что снова встанет «из моря земля зеленая», вернется Бальдр, «заколосяться хлеба без посева». Мир снова обретет жизнь, тепло, движение. Воцарится мир, добро, счастье.

* Вйольва-колдунья, прорицательница.

Большинство ученых считают, что «Предсказания Вйольви» возникло в Исландии во второй половине X века. В песне заметны различные наслоения. Мифологические представления, лежащие в основе песни, связанные с первобытным, языческим мышлением, но их систематизация произошла позже и подверглась влиянию христианства. Отсюда идея вины и искупления, осуждение жажды золота, христианский взгляд на женщину как на первопричину всех бед. [35]

Суровый драматизм, свойственный большинству мифологических песен, объясняют разными факторами. Некоторые из исследователей причины его видит в географическом факторе - скандинавам веками приходилось вести непримиримую борьбу с северной природой. Более убедительным является мнение, что скандинавская мифология создавалась на высшем степени распада родового строя, это предопределило трагическое ощущение - разрушения, неизбежности гибели существующего миропорядка. Принимают во внимание и тот факт, что в скандінавській мифологии богов и людей связывает общая судьба - они смертны. Очевидно, поэтому в мифологических песнях Эдды нет такой светло-воодушевляющей атмосферы, которая присуща мифам Древней Греции.

С именем Бальдра («Сны Бальдра») в исландской мифологии связанные добро, мудрость, красота. Это единственный бог, о котором известно только хорошее. Одна из песен рассказывает, как Бальдру Доброму стали сниться плохие сны» («Сны Бальдра»), что предвещало ему гибель, его мать, богиня Фрігг, взяла клятву у огня и воды, железа и других металлов, камней, растений, болезней, животных, птиц и змей, что они не будут делать зла ее сыну. Поверив в безопасность своего любимца, боги решили устроить забаву. Они поставили Бальдра на поле тинга (где нельзя было убивать) и начали бросать в него копья, камни, стрелы, рубить его мечом, но он оставался неуязвимым, и это развлекало присутствующих. Эти веселье не понравились Локи, и он решил на зло всем погубить Бальдра. В образе женщины появился он в Фрігг и выведал, что все вещи дали «клятву», только росток омелы (который показался богини слишком молодым для клятвы) теперь опасен для Бальдра. Локи нашел омелу и вручил ее слепому Хьоду, брату Бальдра, заверив его, что тот обидит Бальдра, когда не бросит у брата этот прут. Слепой метнул росток, и Бальдр упал мертвым. Так произошло величайшее несчастье для богов и людей. Этот миф имеет сюжетное сходство с мифами многих народов смерть и воскресение божества, в которых отразилось первобытное представление о смене времен года как о борьбе светлых и темных сил.

К наиболее поздних песен мифологической группе принадлежит песня «Словесная ругань Локи», которая, по выражению Энгельса, «отражает то время, когда вера в старые мифы была полностью утрачена; это - сатира на богов совсем в духе Лукиана» (1). Локи, появившись непрошеным на пир к морского великана, вызывающе позорит всех присутствующих, безжалостно напоминая [36] богам об их грехи и проступки. Особенно достается богиням, каждую из. них Локи высмеивает за разврат. Боги тоже угрожают ему позором, и Локи не боится их разоблачения и сам цинично похваляется своими проступками. Эта песня напоминает старинный жанр народной поэзии - бранные, порочные песни, которые были у многих народов. Назначение их - высмеять соперника или врага.

(1) Маркс К., Энгельс Ф. Твври, т. 21, с. 40.

Героические песни «Старшей Эдды» воспроизводят древний степень развития эпической поэзии. Большинство этих песен возникло на материале героических сюжетов, сложившихся в континентальных германцев (готов, франков, бургундцев) еще в эпоху великого переселения (о гибели Нибелунгов, сказание о Зигфрида и др.). Эти песни в свое время (вероятно, в VI-VII вв.) проникли в Норвегию, а позднее - в Исландию, где потерпели местной поэтической обработки. В содержание старых переводов были введены новые персонажи, сделанные психологические углубление. Имена приобрели скандинавского звучания: Зигфрид превратился на Сигурда, Гунтер - на Гунара, Крімхільда - в Гудрун, Атилла - в Атли и др.

Героические песни «Эдды» возникали в разные времена. Несколько песен могут быть примерами героической песни еще времен великого переселения («Старая песня о Сигурде», «Старая песня об Атли»). Наряду с ними существуют новые, уже скандінавської формы песни, но разной степени давности, и поэтому в них проявился разное мировоззрение. В древнейших песнях отражены пережитки матриархата, когда кровные связи господствовали над другими связями. Так, Гудрун («Вторая песнь о Гудрун») убивает своих сыновей и мужа Атли - это месть за убийство мужем ее братьев. В немецком же варианте этого сюжета («Песня о Нибелунгах», 1200 p.), который окончательно оформился в условиях феодализма, наоборот, Крімхільда (Гудрун) коварно убивает своих братьев, мстя за смерть мужа.

В более поздних текстах Эдды значимой становится тема любви. ей посвящен исландский сюжет о встрече Брюнхільди и Сигурда, о чувство, вспыхнувшее между ними («Отрывок из песни Сигурде»). Этот исландский вариант психологически объясняет ненависть Брюнхільди к Сигурда и желание ему смерти, за то что он, не желая этого, предал ее и женился на Гудрун. Тогда как в немецкой «Песни о Нибелунгах» не совсем понятно, почему так обижена Брюнхільда.

Характерно, что в еддичній поэзии женщина выступает [37] наравне с мужчиной, не уступая ему ни в мужестве, ни в решимости. Именно ее характер и поступки зачастую предопределяют весь ход событий, особенно в осуществлении мести, которая считалась высшим долгом человека. Главная тема героических песен - мужество человека перед лицом неумолимой судьбы. Герой знает, что ждет его, но, не колеблясь, идет на встречу неизбежности. По тогдашним представлениям, высшее благо - это слава о подвигах и честь, только они остаются в памяти людей.

Одной из самых старых песен «Старшей Эдды» является «Слово о Вйолунда». По содержанию «Слово» родственно с мифологическими и героическими песнями, если бы в нем переплелись две сюжетные линии. Начало связан со сказкой про девушек-лебедушек, которые всегда покидают тех, кто посягает на их свободу. Кузнец-волшебник Вйолунд взял за жену лебедку-валькірію, но не сумел ее удержать. Покинутый женой, он скучает и надеется на ее возвращение. Далее рассказывается, что конунг Нітуд вместе со своими воинами проник в дом кузнеца, забрал его боевой меч и, связав спящего хозяина, пленил его. Желая удержать у себя умелого мастера, конунг приказал подрезать сухожилия на ногах у кузнеца и держать его на необитаемом острове, где тот ковать для конунга драгоценные произведения. И Вйолунд жестоко отплатил конунга. Он убил его сыновей и на самодельных крыльях покинул остров. Свободолюбивый пафос песни заключается в убеждении, что нет таких сил, которые могли бы несправедливо поработить человека.

Еддичний стихотворение, как и памятники західногерманської поэзии («Песнь о Хільдебранта» и «Беовульф»), основанный на аллитерации по. «Старшая Эдда» имеет народно-поэтическую основу. В ней присутствуют элементы фольклорно-эпического стиля (постоянные эпитеты, повторы, паралелізми; нерозчленованість эпического и лирического начал). В «Эдде» отражено сознание людей еще доклассового родового строя; в ней царит свободолюбивый, героический дух эпохи викингов. Песни «Эдды» имеют огромное историко-культурное значение.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую