lybs.ru
Когда читаем историю Европы, - читаем историю ее народов. Читая историю России, не видим ничего, кроме темной массы. / Донцов Дмитрий


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был Снорри Стурлусон (1178-1241). Он выходец из знатного рода, владел большими земельными наделами и занимал почетное положение в исландском обществе. Втянут в политическую борьбу между исландской родовой знатью и норвежским королем Хаконом, Снорри был убит по приказу короля.

Стихи поэта не сохранились, своей славой он обязан знаменитой «Хеймскрінглі» («Земной круг») - сага о норвежских королей и «Младшей Эдде», которая имеет большое историко-литературное и познавательное значение. Трактат «Младшая Эдда» состоит из четырех частей: «Пролог», «Видение Гюльві» *, «Язык поэзии», «Перечень размеров», которые различаются по содержанию и по форме. В «Прологе» чувствуется влияние латинской книжности, не типичное для исландской устной традиции. Вызывает сомнение, принадлежит ли эта часть Снорри. Наиболее монолитной по содержанию является «Видение Гюльви», в которой представлена художественно проработанный обзор языческих мифов и различные сведения о богах. Раздел «Язык поэзии» содержит переводы мифологических сюжетов и героические сказания, в частности сказание о Ніфлунгів (Нибелунгов). Тексты мифов и сказаний нужны автору для объяснения происхождения кеннінгів и хейті. Последняя часть - «Перечень размеров» - посвящена метрике, то есть описания размеров и строф, а также стилистических приемов, которые выработались скальдами протяжении веков.

* Первоначально Гюльві - морской великан.

«Младшая Эдда», написанная в период упадка поэзии скальдів, по замыслу автора, должна была стать пособием для молодых поэтов и возродить искусство скальдів. «Эдда» Снорри вместе со «Старшей Еддою» является уникальным источником сведений о язычество германских народов.

Саги. Исландцы создали также богатую прозаическую литературу, так называемые саги (ісланд. saga - то, о чем рассказывают). Складывались саги с X по XIV ст., запись и письменная обработка их начались со второй половины XII в. Начало письменной обработке саг положили исландские клирики - создатели исторических трудов. Среди них особое место занимают «Книга о исландцев» (около 1130) Ари Торгільссона, которая представляет собой краткую историю Исландии, и «Книга [41] о занятии земли» (начало XIII в.), которая вмещала список первых переселенцев и запись о важных событиях из жизни каждого рода.

Исландские саги чрезвычайно разнообразны по содержанию. Много саг историко-бытового содержания, в них рассказывается о путешествиях в разные страны. Так, «Сага о Ейрика Рыжего» содержит интересные сведения об открытии Гренландии и Северной Америки. В некоторых сагах говорится о походах викингов в Древнюю Русь, которую скандинавы называли Гардарікою - страной городов и сказочных богатств, удивительных зверей. «Сага Олафа Трюгвасона» дает ценный материал о Киевской Руси и князя Владимира, изображенного мудрым и просвещенным правителем. Интересны известия о Новгороде: «В Холмграді (Новгороде) мир был настолько святенним, так там строго следили за общим спокойствием, что каждый, кто убил без суда человека, наказывался смертью». «Сага Олафа Святого» - это рассказ о династические связи королей скандинавских стран с Киевской Русью. С историей норвежского королевства нас знакомят «королевские саги». Самая знаменитая из них, «Хеймскрингла» («Круг земной»), созданная Снорри Стурлусоном на основе устных преданий и письменных исторических источников.

Саги напівісторичного и легендарного характера назывались «сагами давно ушедших времен», фантастические по содержанию - «лживыми сагами», или «бабушкиными сказками». В эти времена возникали также прозаические переработки песен героического эпоса. Так, «Сага о Вйолсунгів» - это пересказ содержания героических песен «Старшей Эдды» о Сигурде и Нибелунгов.

Наиболее самобытными и ценными в познавательном отношении являются родовые саги, или их еще называют «саги о исландцев» (их около 60). В них отражен быт, верования, общественные отношения скандинавов эпохи викингов. Родовые саги возникли из устных преданий о первых переселенцев и родовых семейных преданий, которые передавались из поколения в поколение. Из них постепенно складывалась история рода с развернутой биографией одного или нескольких ее представителей. Родовые саги охватывают значительный фактический материал и большое количество персонажей.

Вопрос о происхождении родовых саг, их жанровое своеобразие, авторство давно интересует ученых. В течение долгого времени в Европе (особенно в Исландии) сагу считали почти историческим документом. Этому способствовала достоверность фактов, отраженных в родовых сагах. Так, география родовых саг совпадает [42] с географией Исландии. Названия рек, долин, гор, гейзеров, озер, даже хуторов, которые фигурируют в сагах, . сохранились до сегодня. Выступают здесь персонажи, чьи имена содержатся в списках первых переселенцев в Исландию и других источниках. Изображены события - исторически зафиксированы. Исландцы, которые слушали, как и те, что позже начали читать саги, были уверены вплоть до последних времен в исторической достоверности изображенных событий и фактов. Однако современное литературоведение считает сагу художественным вымыслом и относит к области литературного творчества (1). Сага - это художественное произведение, созданное на основе исторически достоверного материала. Сначала сага существовала в устной традиции, затем прошла через письменную и литературную обработку. В процессе записи, очевидно, претерпела определенные изменения уже в духе XIII вв. (когда и было записано большинство родовых саг). Саги о исландцев анонимные. Они созданы людьми, которые, наверное, не считали свой рассказ вымыслом, они верили в то, что рассказывали. В те далекие времена в исландской речи и не было слов автор, писать, писатель.

(1) См. работы М. И. Стеблин-Каменского и др.

Главная тема родовых саг - родовые распри, месть, что раздирали исландцев в «век саг». Вольница эпохи викингов воспитывала целые поколения людей спорной морали. Мужественные и свободолюбивые, они вместе с тем гордились силой, коварством, мстительностью. Чрезвычайно развитое чувство собственного достоинства, независимости переплеталось в них с жаждой богатства и жестоким произволом. В жизни людей того времени, мужчин и женщин, большое место занимало понятие «чести» - личной и родовой. Месть за оскорбление личности и убийство считалось высшим долгом всего рода и каждого его члена. Месть часто разворачивалась в целый ряд кровавых событий, от которых страдало много невинных людей. Так, в знаменитой «Саге о Ньяля» рассказывается о мудрого законодателя Ньяля, что стал жертвой слепой мести. Вместе с ним погибли его сыновья, внук, жена. Мстителем за них стал зять Ньяля, который чудом спасся из горящего дома. «Сага о Ньяля» - крупнейшая из родовых саг. Возникла она, по-видимому, в конце XIII ст., о ее популярности свидетельствуют многочисленные списки. В саге упоминается более семисот имен собственных, более четырехсот географических названий. Это дает большой простор для изучения основной проблемы - правда и вымысел в сагах о исландцев.

Сагам присущ объективный, сдержанный тон повествования, безхитрісне, трезвое изложение фактов, событий, [43] поступков. Автор будто растворился в рассказе; его нет (его героями руководит сама судьба, в которую так верили германцы и скандинавы). Характеристика действующих лиц постепенно складывается из впечатлений о их поведение и поступки. Подробное описание сведений о родословні, родственные связи, описание местности и др. увеличивают степень «достоверности» этих подробных рассказов. В отличие от стиля кельтских саг и поэзии скальдів, речь родовых саг бедная на художественные приемы. В ней отсутствуют метафоры, сравнения, нет в сагах и элемента фантастики. Правда, случаются проявления «чудесного» (вещие сны, призраки, заклинания и т.д), но это бытовые предрассудки, характерные для первобытнообщинного строя. В родовых сагах нет описания чувств героев, погружение в их внутренний мир. Мы можем судить или догадываться о них лишь на основании фактов, через действие. Так, в «Саге о Эгила» нет речи о глубину родительского горя Эгила, когда утонул Бодвар,- силу его страданий видно из того, что во время погребения сына Егіл так вздохнул, что на нем потр ескался не только однотонную одежду, но и чулки. Но сообщено об этом в обычном, сдержанном тоне. Вместе с тем саги чрезвычайно драматические по содержанию. Как правило, это рассказ о узловые моменты жизни человека, о трагическое стечение обстоятельств, когда жизнь нескольких людей сплетается в кровавый узел. И хоть герой знает (за вещими снами), что погибнет, он, превозмогая страх, думая о славе, мужественно выходит навстречу неизбежной судьбе. Наличие в сагах трагической ситуации - конфликта - приводит исключительный драматизм этих сдержанных по стилю, подробных рассказов. Драматическая напряженность усиливается стихотворными вставками - стихами скальдів, которых в сагах немало.

Древньоісландська литература сыграла исключительно большую роль в развитии культуры всех скандинавских народов. Сюжетные мотивы, поэтику, вольнолюбний пафос саг следуют известные скандинавские писатели XIX-XX ст. Е. Тегнер. А. Еленшлегер, Бы. Бьорнсон, Г. Ибсен, X. Лакснесс.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую