lybs.ru
Коллективно совершенная подлость канонізується. / Андрей Коваль


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій», пример создания книжного латинского эпоса на материале народных сказаний. Большинство исследователей считает, что поэма возникла в середине IX в. и автор ее принадлежит к «третьему поколению» поэтов каролингского Возрождения. Имя его, возможно, Геральд (так он называет себя в тексте). Интересным является генезис этого произведения. Поэма возникла на основе древньогерманського фольклора эпохи великого переселения народов, но смысл героической песни (оригинал или уже латинский запись) был пересказан вергіліанськими стихами. Стилистическая гармония этого произведения, в котором соединились такие несовместимые содержание и форма, свидетельствует о поэтическую одаренность неизвестного автора.

Содержание поэмы таков: заложник короля гуннов Аттилы Вальтер Аквитанский бежит из плена на родину вместе с невестой Хільдегундою. На границе, в горах, их встречает король франков Гунтер с женой - он требует отдать ему клад Аттилы, который беглецы захватили с собой, а также Хільдегунду. Возмущен Вальтер побеждает Гунтера в двенадцати поединках, он вынужден сражаться и с другом детства Хагеном, вассалом Гунтера. Но все заканчивается торжеством мира и дружбы. Поэма «Вальтарій» (как и «Беовульф») имеет следы христианизации (герой крестится, молится и т.п.), но в целом в поэме господствует климат древньогерманського эпоса. В ней воссоздан дух эпохи великого переселения народов: кровавые столкновения с гуннами, жестокие поединки, интерес к золота, сокровищ и т.п. Вальтер, [47] как это свойственно эпическому герою, рассчитывает только на свою физическую силу и оружие. Герой традиционно храбрый, сдержанный, осторожный, не лишен благородства (например, Вальтер предлагает Гунтеру мир перед боем). По содержанию поэма является выдающимся памятником германского раннесредневекового эпоса; интересна она и в плане исследования трансформации германских эпических сказаний.

Латинские хроники. Сначала средневековая историография следовала традиции античных авторов, которые старались не только показать ход истории, но и дойти его причин. Но уже в VI в. замечается переход к средневековой хроники с ее механической констатацией фактов.

Наиболее значительными историческими трудами раннего средневековья является «История готов» Иордана (VI в.), «История франков» Григория Турского (VI в.), «Церковная история народа англов» Беди Достопочтенного (VIII в.), «История датчан» Саксона Грамматика (XII в.) и др. Поскольку в средние века не существовало четкого разграничения между истиной и вымыслом, то в историографии тех времен значительное место занимает легендарный элемент. Рассказывая об историческом прошлом своего народа или о современных им событиях, средневековые историки часто пересказывали героические песни и устные поэтические сказания. Большинство этих произведений имеет литературную ценность. Исторические труды служили сюжетным источником для многих произведений средневековья и эпохи Возрождения.

Клерикальная литература развивалась в течение многих веков на латинском языке и народными языками. Своей тематике она тесно связана с христианской верой и церковью, однако в ней отразились не только официальные церковные взгляды, но и идеи «ереси» с их протестом против феодально-церковного гнета, которые проникали к ней через низовое духовенство.

Клерикальная литература возникла еще в недрах Римской империи. В ранней христианской литературе нашла глубокое отражение борьба между языческим и христианским мировосприятием. Первые христианские авторы, с одной стороны, опирались на опыт античности, зависели от ее достижений и уже выработанных форм, а с другой - пытались избавиться от этого влияния выработать свою систему поэтических образов и манеру изложения. Перед ними стояла сложная задача: искоренить из сознания новообращенных христиан языческие представления и утвердить христианское учение о сотворении мира, о бессмертии [48] души и неизбежности расплаты за земные грехи в загробном мире. На смену античным эпическим поэмам с их мифологией и героической тематикой пришли поэмы, которые разрабатывали библейские сюжеты. Одновременно с ними составлялись жития святых - краткие сказания о мучениках за веру, о монахов-отшельников, которые покидали светская жизнь и подвергали себя различным истязаниям. Этот жанр выработал свою поэтику и точную сюжетную схему: рождение святого от богатых и знатных родителей, раннее монашество, мученические подвиги, «чудеса» у гроба святого и, наконец, похвальное слово ему. Наиболее популярным на Западе было «Житие святого Алексея», в котором наиболее отчетливо проявилась аскетическая доктрина. Постепенно жанр житий урізноманітнювався, обогащался новыми деталями (включая патриотический и политический аспекты), захватывал описаниями далеких путешествий, подвигов, чудес и даже юмором. Позднее возникли легенды. Сначала легендами называли религиозно-фантастические биографии святых; со временем - связанные с религиозным культом притчи о животных, растения и т.д. Например, притчи о льве, который безжалостно мучил язычников, но преданно служил христианам-отшельникам. С середины XII в. появляется большое количество народных легенд о Богоматерь, в которых рассказывается о любви и сочувствия Мадонны до простых людей. Популярной была французская стихотворная легенда «Жонглер Богоматери» (XIII в.). Известная в Европе сборник «Золотая легенда» Иакова где Ворагіне (XIII в.) стала источником сюжетов для эпоса, лирики, драмы.

Распространенным жанром были видения, в которых, конечно, изображался потусторонний мир: блаженную жизнь благочестивых людей, адские муки грешников, чистилище за более легкие проступки. Видение отмечались поучительностью и злободневностью. «Ясновидящий», которому во сне появлялись картины загробной жизни, встречал в раю или в аду своих современников и слышал «голос с неба», который предвещал, что ждет каждого за его поступки. Это вселяло в униженных и обездоленных надежду, что их утискувачі будут наказаны. Видения позволяли также пропагандировать разные взгляды и мнения, выступать против политических и личных врагов. Эта особенность оказалась очень живучей, она была усвоена и вагантами, и представителями куртуазної и городской литератур (например, «Роман о Розе», «Видение о Петре-Пахаре»), найдя совершенный выражение в «Божественной комедии» Данте. [49]

Распространенными были также различные произведения морально-дидактического характера с религиозной и светской тематикой: проповеди, поучения, молитвы, притчи, басни и др. Одновременно с эпическими жанрами развивалась и клерикальная лирика (гимны, песни, стихотворные молитвы и т.д.), а также церковная драма. Они вобрали в себя ряд фольклорных приемов, выработали свои сюжетные схемы, поэтические образы, стиль.

В клерикальній литературе, кроме религиозной тематики, отразились народные обычаи, быт, чаяния, а также свойственное человеку извечное стремление к изображению окружающего мира.

Рассматривая письменность этого направления, следует упомянуть о литературную деятельность Иеронима и Августина. Иероним (около 340-420) хорошо знал и ценил античность; он первый открыл для Запада литературный характер многих текстов Библии; сам был автором популярных житий и легенд, использованных впоследствии Г. Флобером, А. Франсом, Л. Толстым, М. Лесковым и др. Выдающимся писателем этой эпохи исследователи считают Августина (354-430). Он автор знаменитой «Исповеди», которая вызвала много подражаний (Абеляр, Данте, Петрарка, Паскаль, Руссо, Л. Толстой).

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую