lybs.ru
Именно знания никому кушать не даст. / Иван Франко


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


2. Литература развитого феодализма

Процесс становления феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы завершился в конце XI века. Началась эпоха зрелого феодализма. Европейское общество разделилось на два антагонистических класса - землевладельцев-феодалов, зависимое от них крестьянство. Феодальное государство состояла из замкнутых поместий-феодов, которые были основной клеткой феодального общества. Маломаєтні рыцари и рыцари-однощитники были вассалами более богатых баронов, а те, в свою очередь, зависящими от могущественной феодальной знати - герцогов, графов, непосредственных вассалов короля - верховного сюзерена, номинального правителя государства. Такая же иерархия характерна и для духовенства, где главой был папа. Крестьяне, которые в X в. потеряли все свободы, были окончательно прикреплены к земле и своим трудом удерживали все общество, несли бремя налогов во время войн.

Экономическая стабилизация, рост производства, расширение международных связей, торговли способствовали развитию европейской культуры. Литература этого периода, по сравнению с ранньосередньовічною, более [50] разнообразна по содержанию и жанрам. Она представлена большим количеством народных памятников и произведений, шире и глубже отражают быт, идеи, мораль своего времени. Народное творчество продолжает развиваться в устной форме, поскольку народ почти до конца средневековья не имел доступа к письменности. В это время расцветает народно-героический эпос, в котором отразились общенародные интересы и чаяния. Взгляды привилегированного феодального класса воспроизведены в рицарській литературе; духовенства и церкви - в клерикальній литературе (которая как отдельное направление существовала до XII-XIII вв.). С развитием городов в XII в. возникает городская (бюргерська) литература, демократическая по своему характеру и близка к народному творчеству. Несмотря на социальные разграничения, все эти направления развивались не изолированно, а влияя друг на друга и взаимно обогащаясь. Народное творчество, как и раньше, питает письменную литературу разных направлений своими жанрами, сюжетами, художественными средствами.

Носителями, исполнителями, а в значительной мере и авторами обработок народной поэзии были профессиональные певцы-потешные, которые сыграли большую роль в формировании европейских литератур. Во Франции их называли жонглерами, в Германии - шпільманами, в Испании - хугларами. Они несколько напоминают русских скоморохов. Народные певцы-потешные вели свою родословную с древних времен. В Древнем Риме и его провинциях было немало странствующих актеров, которых называли мимами, или гістріонами. Они путешествовали по дорогам империи и развлекали зрителей своим примитивным репертуаром: показывали дрессированных животных, акробатические номера, разыгрывали комические сценки бытового содержания. Мимы со временем смешались с местными дружинними и народными певцами-потішниками. Таким образом возникли жонглеры, шпільмани, хуглари.

Во Франции понятие «жонглер» появилось не ранее VIII в. В основном это были бедные, бездомные люди, которые и в жару, и в холод путешествовали пешком или в кибитках по дорогам средневековой Европы. Жонглер был одновременно певцом-музыкантом (стихи исполнялись под аккомпанемент народного инструмента) и разнообразным актером. «Ты должен играть на разных инструментах, вертеть на двух ножах мячи, перекидывать их с одного лезвия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре обруча; купить себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы пугать дураков; приучать собаку стоять на [51] задних лапах; знать искусство вожака обезьян, вызвать смех зрителей забавным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по тросу, протянутой от одной башни к другой...»,- так поучает жонглера один трубадур*.

* Трубадур - средневековый поэт, представитель рыцарской лирики.

Светская власть и церковь, которые враждебно относились к мирским развлечениям, жестоко преследовали жонглеров, их проклинали в проповедях, называя «пономарями сатаны», отлучали от церкви, запрещали хоронить на кладбищах. Несмотря на такую позицию властей, народные певцы пользовались большой популярностью. Жонглеры выступали на перекрестках больших дорог, в городах, селах. Они - непременные участники ярмарок, народных и религиозных праздников. Во время войн народные певцы поднимали дух войска боевыми песнями перед боем. Выступали они и при королевских дворах, в замках сеньоров и даже во дворцах епископов. Путешествуя дорогами средневековой Европы, жонглеры собирали и распространяли новости, известия о различных событиях. Благодаря им древние песни и сказания распространялись из страны в страну.

Искусство жонглеров тесно связано с народным творчеством и обращено главным образом к народной аудитории. Однако часть жонглеров оставалась служить при дворах, выполняя иногда ответственные административные или дипломатические поручения своих сюзеренов. Сталкиваясь с различными кругами средневекового общества, они отражали в своих произведениях также и черты феодально-аристократического мировоззрения.

Из всех жанров средневековой народной поэзии лучше всего сохранился героический эпос. Зародился эпос в условиях первобытнообщинного строя и окончательно оформился на ранних этапах рабовладельческого и феодального общества. Исследователи считают, что у всех народов мира эпос возникает при подобных социально-исторических условий и обнаруживает типологическое родство в проблематике и поэтике (жанровые признаки, тематика, идейное содержание, типичность образов, стиль и т.д.). Известны две формы народного эпоса - песня и эпопея. Создателями и носителями эпоса в Западной Европе сначала были дружинні певцы, которые тоже принимали участие в событиях, сражениях, походах, что воспевали в своих песнях. С распадом жен носителями героического эпоса стали профессиональные певцы, на Западе - жонглеры, хуглари, шпільмани. В их среде и возникли широкие развернутые формы - поэмы (эпопеи). Песня и поэма имеют одинаковые принципы построения [52] сюжета: противопоставление героя и его соперника, зачины и концовки, развернутые описательные моменты, трехкратные повторы, распространенные диалоги и т.д. Эпоса присуща устойчивая система художественных средств - ты-печные ситуации, гиперболизация, постоянные эпитеты; традиционный в эпосе также торжественный стиль, который придает серьезности и величавости оспівуваним событиям. Традиционной схеме рассказы о богатыре есть рассказ о чудесном рождении героя, о его первый боевой выезд, братание богатырей, хвала боевому коню, оружия, подвиги перед свадьбой и т.д.

На ранних ступенях развития эпос связан с мифологией, но постепенно он освобождается от мифологических представлений. Предметом изображения в нем становится история народа, борьба за племенну, народное единство. «Эпос - это история в народной памяти в предвзятой идеализации, но его предвзятость поэтическая» (О. М. Веселовский) (1).

Эпос создавался в эпоху племенных междоусобиц, в период создания государственности и борьбы с чужеземными нашествиями. Это и определило характер его главного героя. Центральным персонажем героического эпоса всех народов есть воин-богатырь. Роланд или Илья Муромец, Сид, Марко Королевич или Давид Сасунський - народный герой всегда выступает как защитник родной земли от чужеземной оккупации, как борец за единство народа и противник произвола феодалов. Народная фантазия наделяет героя необыкновенной силой, мужеством и доблестью, в которых если бы воплощена мощь целого народа. Героями эпоса часто выступают представители господствующей верхушки (правители, знать), но это не противоречит его народной сути. Уместно напомнить слова Гегеля о том, что народ в своей поэзии изображал героями знать не потому, что отдавал предпочтение знатным лицам, а «с попытки дать изображение полной свободы в желаниях и действиях, которая реализуется в представлениях о царстве»(2).

(1) Веселовский А. Н. Новейшие исследования о французском зпосе.- ЖМПН, 1885, апр., с. 260.

(2) Гегель. Сочинения, т. 12.-М., 1938, с. 195.

Таким образом, важной чертой идейно-эстетического своеобразия эпоса есть историческая основа, поэтически переосмысленная с точки зрения народной идеологии. Классический героический эпос выражает общенародные интересы, он играет чрезвычайно важную роль в формировании национального сознания каждого народа.

Народно-героический эпос эпохи зрелого феодализма дошел до нас в записанном, частично в литературно опрацьованому виде.

Одним из наиболее сложных в литературоведении является вопрос об авторстве в рамках народно-героического эпоса. На современном этапе большинство исследователей [53] придерживается мнения, что эпос является принципиально анонимным. Сама история развития эпоса будто обусловила его «безавторство». Песни, предания, которые возникали еще в эпоху великого переселения, сразу становились достоянием народа. Передача этого материала следующим поколениям в устной традиции способствовала восприятию его как продукта коллективного творчества. В эпоху раннего средневековья эпическое произведение принадлежал всем; каждый певец мог выполнять его и произвольно изменять. Такое отношение к эпосу сохранилось и в период создания развернутых поэм. Большинство жонглеров, шпильманов, хугларів были неграмотными. Они на слух изучали известный уже эпический материал, добавляя к нему что-то свое. Поэтическая переработка хорошо известных массовому слушателю песен, сказаний, поэм ни жонглером, ни его слушателями как самостоятельное творчество не оценивалась.

Вместе с тем такое поэтическое труд нельзя воспринимать как механическое воспроизведение уже известных народных сюжетов и приемов. Жонглеры в основном были людьми одаренными, они быстро воспринимали новые веяния. Для каждого поколения традиционные сюжеты, очевидно, были основой для создания новых вариантов уже в духе идеологии другой эпохи. Действительно талантливый певец делал свой вклад в уже существующий общенародный поэтический фонд. Выдающийся советский медиевист В. М. Жирмунський назвал это «индивидуальным творчеством в рамках коллективной традиции» (1).

(1) Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературьі.- М.; Л.: Худож. литература, 1965, с. 73.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую