Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. Литература развитого феодализма
Процесс становления феодальных отношений в большинстве стран Западной Европы завершился в конце XI века. Началась эпоха зрелого феодализма. Европейское общество разделилось на два антагонистических класса - землевладельцев-феодалов, зависимое от них крестьянство. Феодальное государство состояла из замкнутых поместий-феодов, которые были основной клеткой феодального общества. Маломаєтні рыцари и рыцари-однощитники были вассалами более богатых баронов, а те, в свою очередь, зависящими от могущественной феодальной знати - герцогов, графов, непосредственных вассалов короля - верховного сюзерена, номинального правителя государства. Такая же иерархия характерна и для духовенства, где главой был папа. Крестьяне, которые в X в. потеряли все свободы, были окончательно прикреплены к земле и своим трудом удерживали все общество, несли бремя налогов во время войн.
Экономическая стабилизация, рост производства, расширение международных связей, торговли способствовали развитию европейской культуры. Литература этого периода, по сравнению с ранньосередньовічною, более [50] разнообразна по содержанию и жанрам. Она представлена большим количеством народных памятников и произведений, шире и глубже отражают быт, идеи, мораль своего времени. Народное творчество продолжает развиваться в устной форме, поскольку народ почти до конца средневековья не имел доступа к письменности. В это время расцветает народно-героический эпос, в котором отразились общенародные интересы и чаяния. Взгляды привилегированного феодального класса воспроизведены в рицарській литературе; духовенства и церкви - в клерикальній литературе (которая как отдельное направление существовала до XII-XIII вв.). С развитием городов в XII в. возникает городская (бюргерська) литература, демократическая по своему характеру и близка к народному творчеству. Несмотря на социальные разграничения, все эти направления развивались не изолированно, а влияя друг на друга и взаимно обогащаясь. Народное творчество, как и раньше, питает письменную литературу разных направлений своими жанрами, сюжетами, художественными средствами.
Носителями, исполнителями, а в значительной мере и авторами обработок народной поэзии были профессиональные певцы-потешные, которые сыграли большую роль в формировании европейских литератур. Во Франции их называли жонглерами, в Германии - шпільманами, в Испании - хугларами. Они несколько напоминают русских скоморохов. Народные певцы-потешные вели свою родословную с древних времен. В Древнем Риме и его провинциях было немало странствующих актеров, которых называли мимами, или гістріонами. Они путешествовали по дорогам империи и развлекали зрителей своим примитивным репертуаром: показывали дрессированных животных, акробатические номера, разыгрывали комические сценки бытового содержания. Мимы со временем смешались с местными дружинними и народными певцами-потішниками. Таким образом возникли жонглеры, шпільмани, хуглари.
Во Франции понятие «жонглер» появилось не ранее VIII в. В основном это были бедные, бездомные люди, которые и в жару, и в холод путешествовали пешком или в кибитках по дорогам средневековой Европы. Жонглер был одновременно певцом-музыкантом (стихи исполнялись под аккомпанемент народного инструмента) и разнообразным актером. «Ты должен играть на разных инструментах, вертеть на двух ножах мячи, перекидывать их с одного лезвия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре обруча; купить себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы пугать дураков; приучать собаку стоять на [51] задних лапах; знать искусство вожака обезьян, вызвать смех зрителей забавным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по тросу, протянутой от одной башни к другой...»,- так поучает жонглера один трубадур*.
* Трубадур - средневековый поэт, представитель рыцарской лирики.
Светская власть и церковь, которые враждебно относились к мирским развлечениям, жестоко преследовали жонглеров, их проклинали в проповедях, называя «пономарями сатаны», отлучали от церкви, запрещали хоронить на кладбищах. Несмотря на такую позицию властей, народные певцы пользовались большой популярностью. Жонглеры выступали на перекрестках больших дорог, в городах, селах. Они - непременные участники ярмарок, народных и религиозных праздников. Во время войн народные певцы поднимали дух войска боевыми песнями перед боем. Выступали они и при королевских дворах, в замках сеньоров и даже во дворцах епископов. Путешествуя дорогами средневековой Европы, жонглеры собирали и распространяли новости, известия о различных событиях. Благодаря им древние песни и сказания распространялись из страны в страну.
Искусство жонглеров тесно связано с народным творчеством и обращено главным образом к народной аудитории. Однако часть жонглеров оставалась служить при дворах, выполняя иногда ответственные административные или дипломатические поручения своих сюзеренов. Сталкиваясь с различными кругами средневекового общества, они отражали в своих произведениях также и черты феодально-аристократического мировоззрения.
Из всех жанров средневековой народной поэзии лучше всего сохранился героический эпос. Зародился эпос в условиях первобытнообщинного строя и окончательно оформился на ранних этапах рабовладельческого и феодального общества. Исследователи считают, что у всех народов мира эпос возникает при подобных социально-исторических условий и обнаруживает типологическое родство в проблематике и поэтике (жанровые признаки, тематика, идейное содержание, типичность образов, стиль и т.д.). Известны две формы народного эпоса - песня и эпопея. Создателями и носителями эпоса в Западной Европе сначала были дружинні певцы, которые тоже принимали участие в событиях, сражениях, походах, что воспевали в своих песнях. С распадом жен носителями героического эпоса стали профессиональные певцы, на Западе - жонглеры, хуглари, шпільмани. В их среде и возникли широкие развернутые формы - поэмы (эпопеи). Песня и поэма имеют одинаковые принципы построения [52] сюжета: противопоставление героя и его соперника, зачины и концовки, развернутые описательные моменты, трехкратные повторы, распространенные диалоги и т.д. Эпоса присуща устойчивая система художественных средств - ты-печные ситуации, гиперболизация, постоянные эпитеты; традиционный в эпосе также торжественный стиль, который придает серьезности и величавости оспівуваним событиям. Традиционной схеме рассказы о богатыре есть рассказ о чудесном рождении героя, о его первый боевой выезд, братание богатырей, хвала боевому коню, оружия, подвиги перед свадьбой и т.д.
На ранних ступенях развития эпос связан с мифологией, но постепенно он освобождается от мифологических представлений. Предметом изображения в нем становится история народа, борьба за племенну, народное единство. «Эпос - это история в народной памяти в предвзятой идеализации, но его предвзятость поэтическая» (О. М. Веселовский) (1).
Эпос создавался в эпоху племенных междоусобиц, в период создания государственности и борьбы с чужеземными нашествиями. Это и определило характер его главного героя. Центральным персонажем героического эпоса всех народов есть воин-богатырь. Роланд или Илья Муромец, Сид, Марко Королевич или Давид Сасунський - народный герой всегда выступает как защитник родной земли от чужеземной оккупации, как борец за единство народа и противник произвола феодалов. Народная фантазия наделяет героя необыкновенной силой, мужеством и доблестью, в которых если бы воплощена мощь целого народа. Героями эпоса часто выступают представители господствующей верхушки (правители, знать), но это не противоречит его народной сути. Уместно напомнить слова Гегеля о том, что народ в своей поэзии изображал героями знать не потому, что отдавал предпочтение знатным лицам, а «с попытки дать изображение полной свободы в желаниях и действиях, которая реализуется в представлениях о царстве»(2).
(1) Веселовский А. Н. Новейшие исследования о французском зпосе.- ЖМПН, 1885, апр., с. 260.
(2) Гегель. Сочинения, т. 12.-М., 1938, с. 195.
Таким образом, важной чертой идейно-эстетического своеобразия эпоса есть историческая основа, поэтически переосмысленная с точки зрения народной идеологии. Классический героический эпос выражает общенародные интересы, он играет чрезвычайно важную роль в формировании национального сознания каждого народа.
Народно-героический эпос эпохи зрелого феодализма дошел до нас в записанном, частично в литературно опрацьованому виде.
Одним из наиболее сложных в литературоведении является вопрос об авторстве в рамках народно-героического эпоса. На современном этапе большинство исследователей [53] придерживается мнения, что эпос является принципиально анонимным. Сама история развития эпоса будто обусловила его «безавторство». Песни, предания, которые возникали еще в эпоху великого переселения, сразу становились достоянием народа. Передача этого материала следующим поколениям в устной традиции способствовала восприятию его как продукта коллективного творчества. В эпоху раннего средневековья эпическое произведение принадлежал всем; каждый певец мог выполнять его и произвольно изменять. Такое отношение к эпосу сохранилось и в период создания развернутых поэм. Большинство жонглеров, шпильманов, хугларів были неграмотными. Они на слух изучали известный уже эпический материал, добавляя к нему что-то свое. Поэтическая переработка хорошо известных массовому слушателю песен, сказаний, поэм ни жонглером, ни его слушателями как самостоятельное творчество не оценивалась.
Вместе с тем такое поэтическое труд нельзя воспринимать как механическое воспроизведение уже известных народных сюжетов и приемов. Жонглеры в основном были людьми одаренными, они быстро воспринимали новые веяния. Для каждого поколения традиционные сюжеты, очевидно, были основой для создания новых вариантов уже в духе идеологии другой эпохи. Действительно талантливый певец делал свой вклад в уже существующий общенародный поэтический фонд. Выдающийся советский медиевист В. М. Жирмунський назвал это «индивидуальным творчеством в рамках коллективной традиции» (1).
(1) Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературьі.- М.; Л.: Худож. литература, 1965, с. 73.
СОДЕРЖАНИЕ
На предыдущую
|