lybs.ru
Вы слышите эти пули, это народ говорит. / Юрий Липа


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


2.2. Испанский героический эпос

История Испании имеет важное значение для понимания своеобразия испанской культуры. С древнейших времен Пиренейский полуостров населяли иберы, на которых нападали (и смешивались с ними) финикийцы, греки, кельты, карфагеняне. В III-II вв. до н. э. полуостров завоевали римляне. Местное население было романізоване, везде вводилась латина. С II-IV вв. происходит христианизация Испании. В начале V в. сюда вторгаются германские племена (свевы, аланы, вандалы); в середине века весь полуостров покоряют вестготы. Но постепенно германцы сливаются с иберо-римским населением, которое находилось на более высоком уровне культуры.

В 711 г. начинается новая нашествие в Испанию - сюда вторгаются африканские мавры и арабы. Мусульмане захватили почти всю территорию, и только на севере, в горах, образовалось независимое королевство Астурия, которое тут же восстало против завоевателей. Началась длительная борьба местного населения с мавро-арабским господством. С XI в. в этой борьбе значительную роль сыграла новая испанская страна Кастилия. Процесс отвоевания испанцами своей территории называется реконкиста. Особенно успешной она была в XI-XIII вв. Хоть реконкисте руководила феодальная знать, главной силой в ней было городское население, крестьяне и мелкое рыцарство. Благодаря патриотическому энтузиазму и самоотверженности народа Испания под конец XV в. полностью освободилась от иностранного господства. В процессе реконкисты сложилась испанская государство, сформировался народный характер.

На развитие испанской культуры раннего средневековья большое влияние имели античность и христианство. Большую роль в жизни Испании сыграла также развитая на то время арабская культура. В частности, она ослабила влияние католической церкви, которая была неспособной осуществить сильный нажим на умственную жизнь страны, как это было в соседней Франции и в некоторых других европейских странах.

Ранньосередньовічна народная поэзия не сохранилась, поскольку испанское духовенство считало ее не достойной записи. Первые памятники на испанском языке (акты, сборники законов и др.) относятся к IX-X вв. Судя из памятников, что сохранились, в испанской народной поэзии к XIV в. доминировал героический эпос(1), создателями и носителями которого были хуглари.

(1) Смирнов А. А. Средневековая литература Испании.- Л.: Наука, 1969. С. 33.

Центральной фигурой испанского героического [62] эпоса является Сид, которого народ любовно называл «мой Сид», добавляя - «в добрый час рожденный». Это личность историческая. Руй (Родриго) Диас де Бівар (около 1043-1099 pp.) принадлежал к кастильской знати и был начальником войск у короля Кастилии Санчо II. За воинскую доблесть он получил прозвище Кампеадор (ратоборец, воитель). Мавры, которые боялись и одновременно уважали испанского полководца, называли его Сидом, что по-арабски означает «господин». После гибели Санчо II его брат Альфонс VI невзлюбил Сида и за разговорами придворных выгнал из страны. Сначала Сид с женой находился на службе то в испанских, то в мавританских правителей, но, отвоевав у мавров богатую область Валенсию, стал самостоятельным и помирился с Альфонсом. Руй Диас был выдающимся деятелем реконкисты, он и освободил от мавров значительную часть Испании. Личные черты Сида - твердый характер, рассудительность, демократизм, талант полководца и государственного деятеля - способствовали его популярности среди народа. Он по праву считается национальным героем Испании-

Наверное, народ еще при жизни Сида воспевал его подвиги и победы. Но из большого эпического материала о Руй Диаса сохранились только близка к историческим фактам поэма «Песня про Сида», поэма «Родриго» (XIV в.), что рассказывает о молодости героя (в ней значительное место занимает вымысел) и большие циклы романсов XIV-XVI вв.

«Песня о Сида» - жемчужина испанской культуры*. Созданная в XII в.,она дошла до нас в списке 1307 г. в неполном и частично искаженном виде. Поэма состоит из 3735 стихов и имеет три части. Отдельные детали в содержании, в частности география произведения, дают ученым основание утверждать, что «Песня» создана в юго-восточной части Кастилии, которая в XII в. была центром народного поэтического творчества.

* Испанский героический эпос получил всестороннее освещение в трудах выдающегося современного испанского медієвіста Г. Менендеса Підаля.

Начало первой части («Изгнание») утерян. О причине ссоры Сида с королем Альфонсом известно из других испанских источников. Начинается список с изгнания Сида. Обливаясь горячими слезами, Сид прощается с родным домом, с женой и малолетними дочерьми, которых он должен оставить под защитой монастыря, и по строгому приказу короля под страхом смерти едет на чужбину. Узнав об изгнании Сида, к нему сходятся «люди всякого рода, отовсюду»: крестьяне, ремесленники, обедневшие рыцари, все готовы выступить на борьбу [63] с ненавистными маврами. Сначала тяжело приходится Сиду. Он углубляется в мусульманские земли и со временем приобретает немало побед. Не раз большая добыча попадает в его руки. Часть ее Сид добровольно отправляет королю Альфонсу, желая примирения с ним во имя совместной борьбы с маврами.

Содержание второй части «Замужество дочерей Сида» составляет рассказ о том, как Сид, получив большой город Валенсию, посылает королю 100 отборных лошадей. Король готов помириться со своим теперь могущественным вассалом и позволяет ему взять к себе жену и дочерей. Знатные инфанты де Каррион, соблазнившись богатством Сида, решили пожениться с его дочерьми. Сам король выступает в роли свата, считая этот брак большой честью для Сида. Неохотно соглашается Сид на замужество дочерей, не по душе ему знатные женихи. Но он не хочет отказать королю, до которого, забыв прошлые обиды, относится с большим почтением. Сид приглашает к себе в Валенсию инфантов и торжественно празднует свадьбу.

Третья часть («Бесчестье в дубовом лесу Кор-пес») тематически разнообразна. Инфанты де Каррион недолго прожили в согласии с Сидом. В доблестном окружении Сида они оказались ничтожествами и трусами. Не вытерпев насмешек вассалов Сида, зятья решили отомстить. Они просят разрешения поехать в Каррион, чтобы показать своих молодых жен родственникам. Тяжело на душе у Сида, но он благословляет дочерей, отдает им приданое и щедро одаривает зятьев, вручив каждому из них по боевому мечу, что считалось величайшей честью. Инфанты только ждали случая отомстить за свой позор на дочерях Сида. Как только они въехали во владения Кастилии, в дубовом лесу Корпес соскочили с коней, и здесь, в гуще, привязав молодых жен к деревьям, избили их бичами и острогами почти до смерти. Сид жалуется королю. «Это король присватав моих дочерей, и мое бесчестье является бесчестьем моего сеньора»,- говорит обиженный отец. Король собирает кортесы, куда неохотно появляются инфанты в сопровождении многочисленной родне. Прежде всего Сид требует возврата своих мечей, потом приданого дочерей, которое зятья успели пустить на ветер. И в конце концов, защищая свою честь, Сид вызывает их на поединок. В битве в долине Каррион, в землях инфантов, Сид с женой побеждает обидчиков и прилюдно называет их предателями. Победитель Сид снова отдает дочерей замуж, уже за королей Наварры и Аррагона.

«Поэма о Сида», как и вся средневековая испанская [64] литература, отличается от других памятников западноевропейской литературы целым рядом особенностей. Если для французского и немецкого народного эпоса характерен трагически-героический тон, то в испанской поэме героическое не отделено от повседневной, здесь представлен разнообразный жизненный фон и доминирует оптимистическое мировосприятие. Перед нами Испания эпохи реконкисты, которая, по мнению специалистов, не была настолько «черным» периодом в истории Испании, как об этом думали позже: «Действующие лица «Песни» - не только христианские и мавританские войска, в ней изображены люди, далекие от военной жизни: женщины, дети, монахи, горожане, евреи; все они воссоздают картину мирной жизни городов: торговые соглашения, разлуки, путешествия, поздравления и радость встреч, свадьбы, встречи в тесном кругу для обсуждения семейных дел или для веселых развлечений, отдых после обеда, красивые наряды, торжественные приемы и религиозные церемонии»(1).

(1) Менендес Падаль Г. Избранные произведения.- М.: Иностр. литература, 1961, с. 197.

Содержание поэмы очень близок к исторической основы. «Песня» возникла через полвека после смерти героя, когда события жизни и слава его ратных подвигов были живы в народной памяти. Поэме свойственна реалистическая манера изображения событий и психологии действующих лиц. Описание повседневного бытия и борьбы испанцев с маврами неизвестный хуглар сопровождает огромным количеством подробностей и деталей, характерных для того времени. Поэма дает четкое представление о вооружении испанских и мавританских воинов, о тактике сражений, военную терминологию.

Не только Сид, но и почти все действующие лица «Песни» исторические; они были вассалами, друзьями или врагами Сида. Но есть и уход от исторических фактов. Так, наблюдается определенная демократизация и идеализация образа Сида. Вопреки историческому прототипу Сид показан інфансоном, то есть рыцарем, который не принадлежит к придворной знати. Хуглар также умалчивал негативные моменты в биографии и поведении Сида, например его службу в мавританских правителей. Демократизм и антиаристократична направленность поэмы проявляются также в постоянном высмеивании и осуждении разнообразных «высокородных» пороков барселонской и леонской знати, а также инфантов де Каррион - гордыни, хвастовства, расточительства, трусости, коварства и жестокости. Тщеславному феодальной знати противопоставляются воины Сида и его ближайшие помощники - люди смелые, решительные, дружелюбные и простые. В образе Сида поэт подчеркивает лучшие черты испанского [65] народа - спокойное достоинство, сдержанность, прямоту, мудрое терпение. Сид Кампеадор осуждает междоусобную вражду, для него родина - это вся Испания, которую он хочет видеть свободной и единой. Демократический дух поэмы свидетельствует о народном характере реконкисты, которая вылилась в широкое национально-освободительное движение. Испанский народ видел в реконкисте не только национальное освобождение, а освобождение из-под крепостного гнета. Ведь участник реконкисты освобождался от крепостной зависимости, всадник становился идальго, что обусловило возникновение в Испании многочисленного мелкого дворянства, резко отличного от старой испанской знати.

Важное место в поэме занимает семейно-бытовая тематика. Сид не только доблестный воин и верный вассал, но и нежный муж и отец. Разведен с семьей, в изгнании он все время думает «о любимую и верную жену», заботится, чтобы она и дети не знали нужды. Заранее он готовит приданое для дочерей, желая им счастья и благополучия. Семья для Сида - не только объект забот, она вдохновляет его на мужественные и героические поступки. Так, Сид просит Жену Химену и дочерей, чтобы они с высокой башни наблюдали бой, который он будет вести, защищая Валенсию. И донья Химена является достойной своего мужа. Она мужественно переносит жизненные невзгоды, твердо веря в лучшее будущее. Супружеская верность, искренность и согласие царят в семье Сида. Устои семьи в узком смысле (родители и дети) и как общность родственников, помогают, защищают и отвечают друг за друга,- показаны непоколебимыми.

Верен реалистической манере, хуглар не скрывает практического отношения к жизни своих героев, но этот практицизм обусловлен тогдашней действительностью, условиями бытия. Люди, которые шли за Сидом, покинули свои дома и имущество, которое, по приказу короля, немедленно конфіскувалось. Суд осознает свою ответственность за них: «Молю бога, отца небесного, чтобы всем вам, кто оставил ради меня дом и наследственное имущество, я мог сделать сколько-нибудь добра - отдать вдвое больше за то, что вы потеряли». Сид и его бойцы откровенно радуются военной добычи: лошадям, золотую, богатой одежде, дорогим тканям, пленным, которых можно продать или взять за них выкуп.

Испанская поэма отличается от «Песни о Роланде» отсутствием религиозной экзальтации и фанатизма. Религиозный элемент занимает в ней весьма скромное место. Правда, в поэме сказано, что борьба с маврами ведется во имя «доброго христианства», [66] но при этом оказывается, что для жены Сида это возможность «добыть себе хлеб насущный» и «заслужить плату». В отличие от французского эпоса, в испанской поэме нет религиозной нетерпимости или ненависти к иноверцам. Человека здесь оценивают не по ее религиозной принадлежности, а по личным качествам.

Стиль поэмы лишен каких-либо витиеватостей и чопорности. В основном тон рассказа сдержанно-энергичный, порой в нем ощутимы интимные интонации (в семейных сценах), юмор (в бытовых эпизодах), эпический размах и сила (в батальных картинах). По сравнению с французской поэме «Песня про Сида» беднее на внешние украшения - метафоры, поэтические сравнения. Но ее автор хорошо владеет искусством непосредственного ощущения жизни и легко делает читателя свидетелем всех тех событий, что происходят. Общая реалистическая тональность, сюжетная многогранность, устойчив демократизм и гуманность «Песни» снискали ей заслуженную славу в веках.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую