lybs.ru
Во всем мире патриотизм - это претензии, и только у нас - это скромность. / Дмитрий Корчинский


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


2.4. Южнославянский героический эпос

Жанр героического эпоса широко представлен у славян. Он сохранился, в частности, в южнославянских народов - сербов и болгар и является выдающимся памятником их духовной культуры. Героический эпос южных славян издавна привлекал внимание выдающихся деятелей мировой культуры, которые изучали и популяризировали его,- О. Пушкина и М. Чернышевского, И.-В. Гете и В. Скотта, В. Гумбольта и братьев Я. и В. Гримм, П. Мериме и А. Мицкевича, В. Караджич, М. Старицкого, И. Франка, М. Рыльского и многих других.

Выдающимися образцами героического эпоса южных славян есть юношеские песни (их можно сопоставить с русскими былинами), героями которых являются отдельные правители Болгарии и Сербии (Момчил, Марко Королевич и др.). Сюжеты героического эпоса у этих народов имеют ряд общих моментов и в то же время различаются между собой.

В сербохорватському эпохе выделяется несколько циклов: докосовські песни - о событиях, когда Сербией правила династия Неманичей в 1168-1371 pp.; косовские песни - посвященные Косовской битве между войсками сербского князя Лазаря и турками в 1389 г., в которой сербы потерпели поражение; песни о Марка Королевича - современника этой битвы, вассала турецкого султана (песни о Марка Королевича занимают значительное место и в героическом эпосе болгарского народа) и др. О времени возникновения южнославянского героического эпоса существует несколько гипотез. Согласно наиболее распространенной гипотезе (ее поддерживал и известный советский ученый М. И. Кравцов), героический эпос южных славян возник еще в период раннего средневековья. Первые записи эпических песен относятся к XVI в.

Героями песен косовского цикла является князь Лазарь, воевода Милош Обілич, брать Юговичі, народные герои, которые в Косовской битве боролись за свободу и независимость своей родины. Косовские песни имеют трагическую тональность, потому что с поражением в битве [74] на Косовском поле сербский народ связывал разорения и падения своего государства. Сюжеты косовских песен является своеобразной поэтической обработкой действительных исторических событий. В песнях народ раскрыл свое понимание исторической правды, поступков исторических лиц, воспел героев-богатырей. Скорбь и горе народное, оплакивание погибших органически связаны с протестом против чужеземного гнета, с верой в освобождение.

Мужественные, мощные юноши-богатыри с оружием в руках отважно вступили в поединок с турками-поработителями, которые топчут их честь, разоряют и разоряют родную землю («Банович Стахиня» и др.). Сам турецкий султан уважает силу и свободолюбие славянских богатырей. Своим сатрапам он говорит о них:

...В Крушеві еще лежит корона

На слуге, на сербі Неманенку

По найменню что царь славный Лазарь;

Круг него скупились сербы

И все сербские воеводы славные:

А что первый Обиленко Милош,

Юноша славный, на весь мир хорош,

По юношеству над его нет.

Сам с царем он может побороться;

Второй у него Косовенко йванко,

Третий рыцарь - то Милан Топлиця,

А четвертый - Юг-Богдан старенький,

Сыновей у него Юговенків девять:

И таких же и нет ни у кого...

(«Бранкович зовет на Косово турок», перевод М. Старицкого).

Султан надеется лишь коварством покорить сербов, используя для этого предателя - зять царя Лазаря Бранковича. В песне «Сон царицы Костыли» перед женой царя Лазаря раскрывается трагическое будущее: предательство зятя, гибель мужа, падение государства. В вещем сне царица Милица видит

...Как напали на сербский край турки,

Победили Неманича царство,

Потеряли пречесного Лаза

На Косовім, на широком поле.

Там то и предал его Вук Бранкович,-

Пусть побьет его час лютая!..

Вещий сон раскрывает царицы Костыли, что не останутся невідомщеними ни царь Лазарь, ни его богатыри, которые полегли в битве:

...А что второй воевода Милош,

От начала и до остатку искренний,- [75]

Заколол царя Мурата в турок,

Отомстил за своего хозяина,

За преславного царя, за Лаза!..

(Перевод М. Старицкого).

Драматично развивается действие в действительности. Царь Лазарь навсегда прощается с царицей Костылем и идет с войском на Косово поле, где и гибнет вместе со всем сербским воинством, защищая от турецкого нашествия родную землю:

...Все полегли на Косовом поле!

Там погиб славный царь наш Лазарь,

Там много копий сломалось,

Поломались и турецкие и сербские,

Но больше сербских, чем турецких...

(«Царь Лазарь и царица Милица», перевод М. Рыльского).

Большая эпическая песня «Косово поле» раскрывает картину жестокой сечи, кровавую битву, доблестную смерть сербских героев, которые защищали родину от той силы, что «край родной наш пришла опустошит». С особым трагизмом звучат песни косовского цикла «Смерть матери Юговичів», «Девушка Косовка» и др. Старая мать девяти сыновей-богатырей Юговичів узнает о смерти своего мужа и детей на Косовом поле: мужественное сердце старая мать имела, «слезы горькой не бросила», но когда увидела отрубленную руку младшего сына Демьяна, не выдержало ее старое сердце:

...Сердце здесь напружилося в нее,

От боли сердце у нее лопнуло

По сынах по девяти из горя,

По десятом Юг-Богдане сивім.

Высокий трагизм образов матери, девушки-косовки, которые не дождались с поля битвы близких и любимых, сочетается в песнях с патриотизмом и светлой верой в то, что кровь, пролитая за справедливое дело, жизнь, отданная за родину, оправданы и значимы. Борьба за свободу своего края является святой обязанностью каждого, кто может держать оружие в руках.

Косовский цикл эпических песен - величественная и бессмертная народная памятник всем тем, кто боролся за счастье народа, за его независимость.

Значительное место в юношеских песнях занимает цикл, посвященный Марку Королевичу (около 250 песен). Марко Королевич - фигура историческая: он был обладателем Западной Македонии и вассалом турецкого султана; возможно, участвовал в битве на Косовском [76] поле, но как вассал на стороне турок выступал и в других походах турецкого султана. Таким был исторический Марко Королевич. Песенный герой совсем другой. В цикле песен перед нами предстает почти всю жизнь Марка Королевича, которое совсем не совпадает с исторической реальностью. В песнях герой является воплощением силы и патриотизма, мечтаний и чаяний народа, мужественным защитником обиженных. И хоть в песнях Марко Королевич - подчиненный турецкого султана, но эта вассальная зависимость в глазах народа связана с трагическим недоразумением (проклятием отца). Она является лишь номинальным, потому песенный Марко Королевич не боится ни султана, ни его пашей, ни разбойников-янычар. Он с презрением, пренебрежительно относится к ним, и этот мотив подчеркивается во всех песнях цикла.

Марко Королевич - идеальный герой, в котором народ видел своего защитника. Он смело и решительно выступает против могущественных врагов - Мусы Кеседжия, Аллила-аги и других. Марко Королевич никогда не стерпит обиды ни своей чести, ни чести своего народа. Поэтому именно в образе Марка Королевича воплощенная вера порабощенного, но не покоренного народа в освобождение и свободу. Этим Марко Королевич напоминает былинного богатыря Илью Муромца.

Поскольку Марко Королевич представлен в песнях как герой и витязь, то даже его рождения сказочное (его мать - сказочная дева, которая предоставляет ему богатырской силы). В некоторых песнях он крестьянский сын. Маркив конь - Шарац-также наделен сказочными чертами: он умный, дает своему хозяину советы, предупреждает его об опасности и др. (это своеобразный конек-Горбунок из русской сказки). Песенный Марко Королевич живет сотни лет, в некоторых песнях он, по воле народной, не умирает, а засыпает, чтобы проснуться тогда, когда будет туго народа, когда поднимется народ на священную борьбу за свободу.

Марко Королевич совершает много подвигов: он освобождает пленников из турецкой неволи («Первый подвиг Марка»), громит турок-насильников («Кто лучший юноша»), отбирает отцовскую саблю в султанского визиря («Марко узнает отцовскую саблю»), помогает сиротам («Марко Короленко и бей Костадин»). О меч и свободу он не забывает и тогда, когда занимается мирным трудом - пашет землю. Старая мать говорит сыну:

...Ты возьми волов и ралю, сынок,

Виори ты горы и долины [77]

И посей ты білую пшеницу,

Будет с чего жить нам с тобой...

Слушается Марко Королевич материнских слов:

...Он волы в ралю запрягает,

И не пашет ни долин, ни гор он,

Только пашет царю дороги...

Турки-янычары приказывают Марку, чтобы он не трогал царских дорог, но Марко лишь отвечает им: «Пашню не топчіте», а спустя

...Схватил он с волами рало

Да и побил он янычар-турок...

(«Пахота Марка Королевича», перевод М. Рыльского).

Песни о Марка Королевича и другие произведения героического южнославянского эпоса перекладались языках многих народов мира, на украинском языке перевод осуществили М. Старицкий, М. Рыльский, Л. Первомайский. [78]

Песни героического эпоса южных славян воплощают высокие художественные достижения народно-поэтического творчества, является проявлением морального кодекса народа. Значительная их эстетическая роль: юношеские песни имели большое влияние на литературный процесс, на духовную жизнь Сербии, Болгарии и других стран. Наряду с героическим эпосом Франции, Германии, Испании эпос южных славян составляет яркую страницу мировой культуры.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую