lybs.ru
Иногда героизм заключается в том, чтобы называть вещи своими именами. / Андрей Коваль


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни просвещенной Европы начала XII в. считают Пьера Абеляра (1079-1142). Блестящий оратор и преподаватель, он стоял во главе частной светской школы [82] в Париже, известной своим свободомыслием. На лекциях Абеляра собиралась разная публика - клир, горожане, рыцари, ваганты. Слушатели и последователи были до конца ему преданы и повсюду шли вслед за наставником. Абеляр с уважением относился к античной философии и всего ценил Ум. В книге «Да и нет» он предлагает ограничить религиозную веру «разумным обоснованием». По мнению Энгельса, главное у Абеляра - не сама теория, а сопротивление авторитету церкви(1). За критику католических догматов и фанатизма взгляды Абеляра дважды были осуждены церковью и папой как еретические.

(1) Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. X, с. 300 - 302.

Будучи уже монахом, он считает необходимым в автобиографической «Истории моих скитаний» рассказать о безмерное любви к своей ученице - талантливой и красивой Элоизы, а также о том, как жестоко преследуют их церковные фанатики и завистники. Трагическая история этой любви нашла отражение и в их переписке, которое поражает психологической глубиной и искренностью чувств. «История» Абеляра и его переписка является ценным литературно-историческим источником в изучении духовной атмосферы Европы начала XII ст., а также свидетельством возрождения античного духа индивидуализма, растущего сознания о самоценности отдельной личности.

2.6. Рыцарская литература

Значительным явлением средневековой культуры является рыцарская литература, расцвет которой приходится на XII - XIII вв. С утверждением феодализма закрепляется привилегированное положение феодального класса, в XII в. окончательно оформляется классовое сознание феодалов и их идеология. Чтобы доказать свое право на господство, феодальный класс предъявляет «претензии на монопольное владение «благородством» как в прямом, так и в широком значении этого слова... Это понятие благородства нашло наиболее полное выражение в институте освященного церковью «рыцарства» - общности всех благородных воинов, равных между собой. Рыцарство идеологически сплачивало все слои класса и несколько стирало их имущественное неравенство. Оно также способствовало резкому обособлению феодалов от «неблагородных», то есть от всего прочего населения»(1) .

(1) История Франции.- М.: Наука, 1972, т. 1, с 89.

Рыцарство составляло своеобразную военно-феодальную организацию со своими законами и идеалами [83] сословной чести и доблести. Посвящение в рыцари было важным событием для представителей феодального класса и происходило в обстановке торжественной церемонии. Рыцарские заповеди призвали быть храбрым воином, верно служить сюзерену, бороться с «неверными», защищать слабых и обиженных. Но эти идеалы в большинстве своем не отвечали хищнической феодальной атмосфере «предательских убийств, отравлений, коварных интриг и всяческих подлостей, которые только можно себе представить, всего того, что крылось за поэтическим именем рыцарства...»(1).

(1) Маркс К-, Энгельс Ф. Произведения, т. 21, с. 393.

Расцвет рыцарской литературы обусловили много причин. Большое значение имели контакты с арабізованою Испанией и странами Ближнего Востока (в результате крестовых походов). Они способствовали укреплению международных связей Европы, расширению кругозора европейцев, знакомили их с выше и изящней культурой арабских стран, с достижениями их науки, философии, поэзии. Но главной причиной является экономическая стабилизация, культурный взрыв XII вв. Это время подъема европейских городов, которые становятся центром светского образования и свободомыслия. В Европе заметно возрастает интерес к знаниям светского характера, в частности к античной наследия - произведений Аристотеля, Платона, Вергилия, Ови-действие, Ювенала, Стация и др. Все это вело к ослаблению церковно-религиозного влияния и углубления процесса секуляризации* европейской культуры.

В настоящее время в определенной степени меняется образ жизни рыцарства и его сословные идеалы. Рыцарский «кодекс чести» пополняется заповедями, которые можно определить понятием «куртуазід»**. Ключевыми принципами куртуазії становятся доблесть, радость, воздержание (то есть чувство меры, гармония). Таким образом, идеальный рыцарь должен быть не только храбрым, стойким в защите чести, щедрым, но и изысканно вежливым, уметь вести себя в обществе, особенно в окружении женщин, способным на нежные чувства. Жизнь в феодальном среде становилось все пышнее и красивее. При дворах и в замках собиралось изысканное общество, время шло в светских роз- . весах. Здесь создавалась новая рафинированная культура, поддерживались изысканные манеры, утонченный быт. Наряду с прежними развлечениями - охотой, воїнськими упражнениями - широко культивируется увлечение музыкой, литературой; становится модным меценатство. Смягчение нравов и эстетизация быта стимулирует заинтересованность проблемами интимного плана. Заметную роль в придворно-рыцарском кругу [84] начинает играть женщина, которая, например, во Франции пользовалась довольно большой свободой, а также правом наследования. По законам куртуазії, благородная дама должна была любезностью, изяществом манер, красотой привлекать достойное общество в свой дом и делать его центром куртуазії и изысканности. Возникает культ «Прекрасной Дамы» - сложная куртуазная этика, согласно которой рыцарь идеализирует, превозносит даму и васально служит ей. На честь благородной дамы вершатся ратные подвиги, устраиваются турниры. Любовь к ней, красота ее и добродетели воспеваются в стихах.

* Секуляризация (лат. se-cularis - мирской, светский) - освобождение от влияния церкви в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве.

** Франц. cour - двор; courtois - учтивый, вежливый, галантный.

Появляется тип странствующего рыцаря, который, ища подвигов и славы во имя своей дамы, бродит по странам Европы и Востока, рискуя жизнью, и умирает с ее именем на устах. Так, австрийский рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн (XIII в.) хвалился, что объездил часть Европы, вызывая всех встречных рыцарей на бой в честь своей дамы. Свои подвиги он описал в поэме с декларативным названием - «Служение Даме».

Часто таким странствующим рыцарем был неімущий рыцарь-однощитник, особенно склонен ко всякого рода авантюрам в надежде обрести богатство и положение в обществе. Именно в этом окружении шло вербовки крестоносцев - «спасителей гроба господня», «рыцарей» разбоя и грабежа мусульманских стран.

Заповеди куртуазії были принципами сословной этики, однако далеко не все рыцари прониклись такой моралью. Войны и набеги, как и прежде, были стихией рыцарства. В повседневные хранились домостроевские обычаи, жестокое отношение к крестьян и городского люда, захватнические тенденции. Однако появление новых нравственно-эстетических идеалов в среде рыцарства способствовала смягчению нравов и развитию нового светского мировосприятия, которое по своему характеру отличалось от морали предыдущего средневекового состояния, пронизанного религиозным аскетизмом и законами войны и разбоя.

Своего апогея рыцарская культура достигла во Франции и повлияла на национальное воспитание французов. Особенности рыцарского жизни отразились в рицарській (или куртуазній) литературе, которая развивалась в формах лирики и романа.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую