lybs.ru
Существуют писатели, способные воплотить на двадцати страницах то, что требует целых две строки. / Карл Краус


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на юге Франции, в Провансе, на рубеже XI-XII вв. Благодаря выгодному географическому положению (перекресток морских путей между романской [85] Европой и Востоком) в Провансе издавна существовали благоприятные условия для развития экономики и культуры. С римских времен на этих землях сохранялись культурные традиции, позже Прованс стал проводником арабо-испанской культуры, в которой отразились достижения греческой и восточных цивилизаций. Ранний расцвет городов, их независимость способствовали развитию свободомыслия и светского образования. Здесь рано возник феодализм; быстрый рост производственных сил в Каролінгську эпоху способствовал выдвижению Прованса в XI в. в центр европейского развития. Богатая и развитая феодальная аристократия жадно впитывала новые веяния, ценила образование, искусство, изящество. Именно в жизнерадостном Провансе впервые были воспеты новые рыцарские морально-этические ценности любви, культ «Прекрасной Дамы». Прованс стал и родиной поэзии нового направления.

Провансальские поэты назывались трубадурами*. их творчество (как и поэзия скальдів) - это осознанный творческий процесс. Они целенаправленно стремились достичь профессионального мастерства и оригинального стиля. Соревнуясь между собой, поэты упорно работали над метрикой, строфікою, рифмой, мелодией. Не случайно в их постоянном употреблении немало слов типа «ковать», «обрабатывать», «тесать» и др. «Гну я слово и стругаю //совета звучности и строя//, вдоль скоблю и поперек// прежде чем слово станет песней»,- подчеркивает трубадур Арнаут Даниель. Наиболее требовательные из поэтов считали не достойным для себя употреблять уже известную метрику или мелодию**, поэтому они витончувалися в поисках оригинальных строфічних форм, новых рифм и др.

На эту особенность обратил внимание В. С. Пушкин: «Поэзия проснулась под небом Южной Франции - рифма відізвалась в романской речи; это новое украшение стиха... имело важное влияние на словесность новейших народов. Трубадуры играли рифмой, выискивали для нее всевозможные изменения стихов, придумывали осложненные формы...» (1).

В поэзии трубадуров наблюдаются различные степени сложности. Так, на раннем этапе был создан «темный стиль». Первыми его представителями стали трубадуры-аристократы, которые хотели быть понятными только в узком кругу придворной элиты, эстетически подготовленной к восприятию куртуазної концепции в усложненной поэтической форме. Позже утверждается «ясный стиль». Поэты этой манеры понимали, что истинная ценность произведения - в его доступности для всех, их творчество обращено уже к широкой аудитории.[86]

* От Прованс, trobar - находить, выискивать.

** Поэзия трубадуров (как и народная) не отделяется от мелодии, музыки, создателем которой был конечно трубадур или исполнитель песни - жонглер.

(1) Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 10-ти тт. 7.-М.: Наука, 1964, с. 34.

Трубадуры, в отличие от жонглеров, пытались закрепить свое авторство. До нас дошло около 2540 песен и 460 имен трубадуров (из них - 30 женщин) . Трубадуры были люди разного общественного положения: от королей, знатных феодалов к купцов, ремесленников, духовенства. Они часто служили при дворах, выполняя обязанности секретарей и советников при лице сеньора, влияли на политическую жизнь.

Как и вся средневековая литература, лирика трубадуров создавалась в рамках «твердых» традиций и формул. Каждый жанр был связан с определенным содержанием, темой и имел свой «арсенал» стереотипных средств выражения - исследователи называют их «клише», «матрицами», «ключевыми словами». Индивидуальность поэта проявлялась в стремлении создать новые метрические или строфічні варианты, в новизне мелодии, в искусстве сочетания слов и наполнение их новым содержанием. То есть поэт, пользуясь поэтическими канонами, должен был свежо, изысканно и оригинально высказываться на определенную традиционную тему. При такой регламентации только наиболее талантливым удавалось выделиться из общей массы и проявить собственную манеру и стиль.

Центральной в лирике трубадуров является тема любви. Любовь воспринимается поэтами как наивысшее благо, а способность любить - как обязательный показатель душевного совершенства и куртуазної доблести. Настоящей любовью считалась «тонкая», «высокая» любовь, способна разбудить в душе прекрасные, величественные порывы. «Высокая» любовь была модной и престижной в рыцарском кругу. Она протиставлялась любви «бессмысленной», то есть грубочуттєвій - участия «глупых богачей», старых, чванливых и жадных.

Образы дамы и влюбленного в нее рыцаря отмечены чертами традиционности. Это конечно знатная замужняя женщина, изысканно-любезная, приветливая, красивая, умная. Рыцарь, согласно куртуазними принципами, должен поклонением убедить даму в искренности своих чувств, заслужить ее благосклонность.

Для куртуазної литературы характерное углубление во внутреннюю жизнь. В провансальскому лирике отражены различные психологические этапы в развитии любовного чувства. Сначала влюбленный, робкий и застенчивый, бледнеет, краснеет в присутствии своей избранной. Дама не спешит, часто надменностью и невнимательностью испытывает глубину его чувства - настоящая любовь нельзя завоевать сразу. Рыцарь просит даму, провозглашает себя ее вассалом, [87] «служит» ей. Если верный поклонник признан, то дама дарит ему шнурок от одежды, или перчатку, кольцо, а как высшую награду - поцелуй. Но такое признание не всегда означало, что влюблен становился «другом» дамы. Трубадуры часто воспевали платоническое поклонение. «Я не думаю, что любовь может быть разделенным, поскольку если оно будет разделенным, должно быть изменено его имя»,- утверждает Арнаут де Марейль.

Куртуазне любви преимущественно выступает тайным. Возможно, что дама - персонаж нередко вимислений. Но если воспевалась и реальное лицо, то рыцарская честь требовала сохранения тайны. В этом проявлялась не только дань уважения к женщине, но и попытка защитить свое счастье от «зависників». Поэтому дама выступает под условным, «кодовым» именем, а частым персонажем в песнях есть муж-ревнивец или соглядатаи-доносчики.

Любви, воспетой трубадурами, часто неотделимо от «страданий», «болезнь» (идею любви-болезни куртуазные авторы позаимствовали у Овидия). Поэт благодарен женщине за ее неприступность: любовные переживания раскрывают для него целый мир впечатлений, неведомых тем, кому удалось быстро покорить сердце любимой. «Если бы мои чувства были разделены, мне бы не пришлось проливать слез, я не испытал бы ни вздохов, ни печали, ни надежды, ни отчаяния, ни молений!» - уверяет поэт Дауде де Продас. В этом своеобразном романтическом любви немало условностей. Страдания часто были только данью моде и придворному этикету. Но нередко за этими условностями скрывались глубокие чувства - брак в эпоху феодализма был сословной, политической соглашением, где не принимались во внимание чувства будущих супругов. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «У всех исторически активных, то есть у всех господствующих классов, бракосочетания оставалось тем, чем оно было со времени парного брака,- сделкой, которую устраивают родители. И возникла первая в истории форма половой любви, как страсть...- эта первая ее форма, рыцарская любовь средних веков, отнюдь не была супружеской любовью. Наоборот. В своем классическом виде, у провансальців, рыцарская любовь устремляется на всех парусах к нарушению супружеской верности, и ее поэты воспевают это» (1).

(1) Маркс К., Энгельс Ф. Произведения, т. 21, с. 68-69.

Таким образом, любовь, которая трубадуры прославляли, определялось только личным выбором, оно отвергало феодально-сословные и церковные каноны. В период расцвета провансальской поэзии создан высокие [88] поэтические образцы, в которых открыто и страстно утверждались любовь к жизни, любовь, уважение к женщине.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую