lybs.ru
Чем больше ошибок в юности, тем более интересные мемуары! / Александр Сухомлин


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце XII-XIII вв. Для определения ее в XVIII в. немецкие ученые ввели термин «мінезанг»- любовная песня (нем. Міппе - любовь, Sang - песня). В мінезангу рано проявились два направления: «народный» и куртуазный. «Народному» направления присущи простота, естественность в воспроизведении почути-тов^ Он близок к народной любовной песни и почти не обозначен куртуазним поклонением даме; [92] стиль его более архаичный. Главные представители «народного» направления - фон Кюренберг и Дитмар фон Айст. им ближе фольклорная трактовка любви, когда женщина ждет любимого и тоскует по ним. «Я сокола кормила и когда он вырос, я обвила его перья чистым золотом и пустила на волю. И он улетел в далекие страны»,- грустит покинутой милым героиня Кюренберга.

Куртуазный направление мінезангу развивался в прирейнських областях страны под непосредственным влиянием провансальских образцов. Поэты куртуазной стиля (Генрих фон Фельдеке, Фридрих фон Хузен, .Генріх фон Морунген, Рейнмар фон Хаге-нау и др.) воспевали «высокое» любовь со всем его куртуазним ритуалом: восхваление дамы, «томлением», «страданием» и страхом осуществления своих желаний. Выдающийся мастер куртуазной стиля - Морунген. Его песням свойственны душевная глубина, тонкость и многогранность в изображении любовного чувства.

Параллельно с куртуазною поэзией развивался дидактический жанр - шпрух *. Сохранился сборник шпру-хов Сперфогеля (середина XII в.) -очевидно, бедного бродячего поэта, его стихотворные поучения и дидактические байки бытового и религиозного содержания базируются на народной дидактике и фольклорных представлениях.

* Шпрух (нем.- Spruch) - морализаторский выражение, усвоенный мінезингерами от шпиль-манов, самая любимая форма немецкой средневековой политической и поучительно-сатирической поэзии.

Художественной вершины и творческой самобытности мінезанг достиг в творчестве самого выдающегося средневекового поэта Вальтера фон дер Фогельвейде (около 1160-1230). Бедный рыцарь, он был профессиональным поэтом и зависел от знатных покровителей. В любовной лирике Вальтер начал с прославления «высокой любви», но позже, под влиянием народных песен и лирики вагантов, нарушил куртуазну традицию. Он превозносил простую девушку или женщину, которая нежно и откровенно отвечает на его чувства. «Могут быть другие, лучшие за тебя, но в моих глазах ты хорошая... Ты прекрасна, и этого достаточно. Я люблю тебя и перед золотом королевы выбираю твой стеклянный перстінець»,- признается поэт, его поэзия проникнута душевной простотой, искренностью и подлинным лиризмом. Он вводит в мінезанг фольклорные традиции, народные мелодии, весеннюю песню и танцы, создает картины природы.

Фогельвейде первый из миннезингеров использовал публицистические возможности шпруха. Будучи современником жестокой борьбы между Римом и германскими правителями, Вальтер в своих шпрухах страстно [93] призвал к национальному единству. В этом общем раздоре поэт прежде всего обвиняет папу: «Когда он користолюбивий - все користолюбиві, когда он врет - все врут его ложью, когда он обманывает - все обманывают». Творчество Фогельвейде последних лет овеяна грустью и глубоким разочарованием, связанными с началом кризиса немецкого рыцарского общества.

Признаками угасания рыцарской культуры обозначена творчество известного баварского поэта Нейдхарта фон Рейенталя (около 1180-1250) и ряда его современников и последователей. Нейдхарт был первым представителем так называемой сельской куртуазной поэзии стиля и прославлял «низкое любви». Он обогатил мінезанг народными мотивами, но его бытовой натурализм (введение в куртуазный содержание бытовых сценок из крестьянской жизни с драками и ссорами) предоставил его поэзии характер сатиры на жизнь крестьян. Поэт снискал славу «врага крестьянства» и со временем стал действующим лицом ряда комических рассказов - шванків, которые вошли в народной книги «Нейдхарт - Лис» (XV в.).

Эпигоном классического куртуазной мінезангу был Ульрих фон Лихтенштейн - автор віршового биографического произведения «Служение даме» (1255). Лихтенштейн довел до экстравагантной крайности «любовное васальство». Так, чтобы уверить даму в искренности своих чувств, он отрезал себе мизинец и направил его ей вместе с любовным посланием.

Особое место в школе «крестьянской поэзии» занимает мінезингер Тангейзер (середина XIII ст.). Он ввел в мінезанг мотивы и формы народных танцевальных песен. Певец «низкой любви», Тангейзер пародировал крайности «вассального служения» даме. В автобиографической лирике поэт не скрывает, что в его насыщенном приключениями и странствиями жизни большую роль сыграли красивые женщины и вино, что стало причиной его разорения. Вокруг имени Тан-гейзера возникла легенда, окрашенная антиклерикальними мотивам, согласно которой поэт был пленным и любовником «вельможной Венерн» и жил в Венериній горе. Испугавшись своей греховности, он отправился на покаяние в Рим. Но папа проклял поэта и заявил, что как не может зазеленеть посох в его руке, так и нет ему прощения на земле. Огорченный поэт возвращается к Венере, но папский посох вдруг зазеленел. Таким образом было раскрыто неправедное жорстокосердя «божьего наместника». Противопоставление в этой легенде земной чувственной любви христианском [94] аскетизму, прославление внутренней свободы человека впоследствии использовали немецкие романтики Г. Гейне, Л. Тик. Композитор Г. Вагнер создал оперу «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурзі».

Прекрасные лирические песни оставили и известные куртуазные эпики Вольфрам фон Ешенбах и Готфрид Страсбургский.

В середине XIII в. развивается морально-дидактическое направление, которое широко использует жанр шпрухів, авторами которых все чаще становятся бюргеры. В их среде в XIII в. была создана поэма «Война певцов», в которой рассказывается о соревнованиях міннезінгерів в замке Вартбург. Действующими лицами в ней выступают известные поэты, среди них Генрих фон Офтердінген (стихи которого не сохранились). Легенда о состязание миннезингеров широко использовалась в эпоху романтизма в литературе и музыке. Угасая, куртуазный мінезанг постепенно освобождал место новому явлению - бюргерском мейстерзингу. Возвышение городов, их экономическая независимость способствовали развитию свободомыслия и обличительно-дидактического направления в литературе.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую