lybs.ru
Лучше несправедливость, чем неправду терпеть. / Роман Коваль


Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)


Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это довольно значительная группа произведений, в сюжетной структуре которых много общего с пізньогрецьким романом «нищеты». В романах этого типа почти отсутствует сверхъестественное. На первый план выдвигается изменчивость человеческой судьбы, в преодолении которой главная роль принадлежит не рицарській доблести и ловкости, а терпению, настойчивости, а иногда и хитрости. Для романов этого цикла присущи насыщенность бытовыми подробностями и простота изложения. Наиболее характерными для данного жанра являются произведения, которые получили название «идиллических» романов. Они создавались по такой сюжетной схеме: нежная привязанность с детства, переросшая в любовь, социальное неравенство (или разное вероисповедание), насильственное разлучение влюбленных,поиски друг друга,встреча и счастливое сочетание (брак). Причем все невзгоды не меняют героев ни внешне, ни духовно. [110]

Классическим образцом такого жанра является французский анонимный роман «Флуар и Бланшефлор» (около 1170 г.), исключительно популярный в средние века. Это рассказ о любви двух юных сердец - сарацинського принца Флуара и пленной дочери христианки Бланшефлор. Начало романа окрашен идиллическими тонами: юная любовь не знает тревог и сомнений, это - нежность и радость только что пробужденного чувства. Родились они оба в один день, вместе играли, учились, занимались музыкой, их детская дружба постепенно переросла в любовь, чему способствовало не только постоянное общение, но и прекрасная природа благодатного Средиземноморья. На пути влюбленным становится отец Флуара, который считает, что сын должен выбрать невесту из своего круга, и отправляет его в заморскую школу, а девушку продает заезжим купцам. Флуар, жизнь которого стало безрадостным, отправляется на поиски любимой. В романе нет описаний рыцарских подвигов (хоть принц готов на любые испытания), основное внимание уделяется описаниям морских путешествий, разных стран и городов, особенно бытовой стороны жизни и разных забавных приключений. Душевная чистота и благородство юноши повсюду вызывают восхищение людей и желание помочь ему как можно быстрее найти свою подругу. Наконец принц находит ее в Вавилоне, где местный эмир заточил юную красавицу в недоступной башне. Задобрив часового подарками, Флуар проникает в комнату любимого в корзине с розами и лилиями. Но их тайная радость недолговечна: эмир захватил их врасплох. Юное супругов ждет кара. Но даже угроза смертной казни не приглушает их нежной привязанности, каждый из них берет вину на себя и хочет умереть первым, чтобы продлить жизнь второму. Роман заканчивается счастливым браком. География романа, интерес к экзотике свидетельствуют о том, что создавался он не без влияния контактов с Ближним Востоком и арабской культурой.

Ярким образцом «идиллического» романа является также песня-сказка «Окассен и Николета», которая возникла в начале XIII в. в Пикардии (Северо-Западная Франция) . Это также рассказ о влюбленных, которые сумели преодолеть все препятствия на пути к счастью. Героев разделяет социальное положение и вера: Окассен графский сын, Николета - сарацинська пленница. Отец юноши добивается, чтобы опекун Николета запер ее в башне, а сына бросает в подземелье замка. Влюбленные вынуждены бежать, однако на их пути оказалось [111] столько препятствий, что только через несколько лет судьба соединила их в счастливом браке. Окассен действует вопреки правилам рыцарского сословного кодекса. Он - смелый человек, но равнодушен к рыцарской славы и подвигов. Отец с трудом уговаривает его принять участие в феодальной войне, чтобы защитить собственные владения. Эта странная для феодала поведение (да и некоторые другие факты) дает повод считать эту повесть пародией на феодально-рыцарские законы и обычаи. Но главной темой произведения является любовь. Это светлый гимн взаимной любви и верности. Это - ясный мир чувств, трепетных, нежных, непоборних. Вот почему героев так привлекает сказочная страна Торлор, где нет кровавой феодальной вражды и влюбленные могут безоговорочно отдаваться радостям и наслаждениям. В романе прославляется все прекрасное, светлое, разумное. Окассен насмешливо относится к религиозным догмам. Он не хочет попасть в рай, потому что туда пойдут попы, несчастные, больные, нищие. Он согласен на ад, только бы рядом с ним была его верная подруга Николета. Тем более, что в ад отправляют ученых, доблестных воинов, нежных благородных дам, жонглеров. Автор с интересом изображает сцены повседневной жизни, сочувственно относится к нищей жизни народа. Любовные переживания героя по сравнению с бедой пастуха (ему грозит тюрьма за пропажу барского вола) расцениваются автором как барская прихоть.

Роман привлекает необычайной свежестью, легкой улыбкой, тонким восприятием природы, которая всегда созвучна настроениям героев. Особым лиризмом отмечена рассказ о Николета. Умная и решительная, она «столь прекрасна, такая, юная, светлая, лучезарная», что пастухи в лесу отказываются воспринимать ее как земную существо, для них она - фея. Сама ее юная прелесть может вылечить от застарелой болезни. Определенные признаки фольклорного стиля (чередование прозы и стихов), а также элементы демократического мировосприятия дают основания предполагать, что повесть «Окассен и Николета» возникла в жонглерському среде.

В Германию рыцарский роман проникает конце XII ст. Он влияет на героический эпос, окрашивает его куртуазією. Своей вершины немецкий куртуазный роман достиг в творчестве трех поэтов конца XII-начала XIII вв.- Готфрида Страсбургского, Гартмана фон Aye и Вольфрама фон Ешен-баха. Готфрид Страсбургский прославился как создатель стихотворного обработки французского романа о [112] Тристана и Ізольду. его роман (наиболее значительный за пределами Франции) отличается психологической глубиной и мастерством в воссоздании рыцарского быта. В эпоху романтизма, когда пробудился интерес к средневековью, именно немецкий роман способствовал заинтересованности этой старинной любовной историей.

Гартман фон Aye познакомил земляков с артурів-скими романами Кретьена де Труа («Эрек» и «Івейн»). Самобытным его произведением является стихотворный роман «Бедный Генрих» с ярко выраженной ведущей идеей: простые люди добры и сострадательны, ради спасения других они способны на сподвиж-водство. Ясность и чистота речи, богатство рифмы, глубокая человечность его романа захватили многих писателей, в том числе Ивана Франко.

Выдающимся поэтом был Вольфрам фон Ешенбах. Вольфрам является автором знаменитого романа «Парцифаль» - немецкой версии «Персивалю» Кретьена де Труа. Немецкий поэт раскрыл до конца все не решены Кретьеном проблемы и, главное, углубил мотив Грааля. В Эшенбаха Грааль - волшебный камень, который дает людям вдохновение, силу и блаженство. Жизненный путь Парцифаля сложный и извилистый. И только столкнувшись с человеческими страданиями, он приходит к выводу, что истинное предназначение рыцаря - не в исполнении куртуазных заповедей, а в служении высоким моральным идеалам. Он становится во главе рыцарского братства тамплиеров, для которых поклонение Грааля означает активную проповедь нравственной чистоты и человеколюбия. «Парцифаль» Эшенбаха - произведение многоплановое. В нем отразились не только поиски нравственного идеала, но и тяготение к воспроизведению повседневности: быта замков, городов, заморских путешествий, войн, поединков, что составляет яркую и разноцветную картину тогдашней жизни.

Первые романы на английском языке появились в начале XIII в. Создавались они на основе произведений нормандских поэтов. Особенно популярными в рыцарском среде (а также в народном) были романы на сюжеты легенд о короле Артуре (роман «Артур», «Артур и Мерлин», «Ланселот Озерный» и др.). Жемчужиной английской литературы считается роман Томаса Мэлори (около 1417 - 1470 гг.) «Смерть Артура», который является систематизированной обработкой французских и английских переводов романов об Артуре. [113]

Куртуазная литература - важный этап в развитии европейской литературы. Она обогатила ее новыми идеями, жанрами, художественными средствами, способствовала формированию реалистического метода. Куртуазная лирика и роман, для которых свойственны гуманистические тенденции, проповедь уважения к женщине, к естественных человеческих чувств, имеют определенное воспитательное значение. В частности, «...средневековый роман передал последующим эпохам высокое представление о человеческом долге, о чести и благородстве, о бескорыстие и подвижничество, о доброте и сострадании... представление о том, что потом стало называться тяжело определенным, но всем понятным словом «рицарскість» (1).

Рыцарская литература сыграла свою роль в подготовке гуманистической идеологии и искусства эпохи Возрождения.

Книга: Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Галина Леонтьевна Рубанова, Владимир Андреевич Моторный История зарубежной литературы средних веков (1982)
2. 1. Литература периода разложения родового строя и становления...
3. 1.1. Кельтский эпос Значительную роль в развитии материальной...
4. 1.2. Германский героический эпос. Отражение его в...
5. Англосаксонская «Поэма о Беовульфа». В середине V в.....
6. 1.3. Древньоскандінавська литература Особое место в...
7. Еддична поэзия. Сборник «Старшая Эдда» составлена во второй...
8. Поэзия скальдів. В Норвегии и Исландии на протяжении XI-XIII вв....
9. Выдающимся исландским поэтом, ученым и политическим деятелем был...
10. 1.4. Литература на латинском языке Долгое время, пока не...
11. Одной из значительных средневековых памятников является поэма «Вальтарій»,...
12. 2. Литература развитого феодализма Процесс становления...
13. 2.1. Французский героический эпос На территории современной...
14. 2.2. Испанский героический эпос История Испании имеет важное...
15. 2.3. Немецкий героический эпос Империя Карла Великого...
16. 2.4. Южнославянский героический эпос Жанр героического...
17. 2.5. Литература на латинском языке
18. Пьер Абеляр. Центральной фигурой духовной жизни образованного...
19. Лирика трубадуров и труверов. Рыцарская лирика возникла на...
20. Жанры лирики трубадуров. Самым высоким лирическим жанром была канцона...
21. Мінезанг. В Германии рыцарская лирика развивается в конце...
22. Рыцарский роман. Родиной рыцарского романа является Северная...
23. Бретонский цикл. Сюжеты произведений бретонского цикла связаны с...
24. Византийский цикл. Так называемые византийские романы - это достаточно...
25. 2.7. Городская и народная литература XII-XIII вв. в Западной...

На предыдущую