lybs.ru
Больше всего ненавидят друг друга те, что любят Бога под разными именами. / Андрей Коваль


Книга: Правоведение / Копейчиков В.В.


Правоведение / Копейчиков В.В.

1.1. Основные закономерности возникновения государства и права
Существует несколько взглядов на политическую организацию общества и право в аспекте их возникновения:

- социальное развитие общества начался без политической организации и права;

- социальное развитие не только начался, а закончится без политической организации и права;

- политическая организация и право возникли и развивались вместе с возникновением и развитием человеческого общества. Государство при этом рассматривается как часть политической организации общества.

Чтобы выяснить истину, необходимо проанализировать определения политической организации общества и права и отследить, на каком именно этапе развития общества они появляются.

Одной из теорий возникновения государства и права, историко-материалистическая, сторонниками которой были Л.-Г. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс и др. Сущность этой теории заключается в том, что государство возникает в результате развития и упадка первобытного строя, развития способа производства, что и определяет социальные изменения в обществе. Эта теория несет в себе два аспекта: а) подход советской науки, связанный с возникновением классов и классовых антагонизмов; б) подход исследователей западной философской и юридической науки, связанный с усложнением структуры общества и общественных отношений, возникновением "общих дел" и необходимости совершенствования управления обществом. Оба подхода в равной степени имели место во время возникновения государства и права.

Согласно этой теории, на протяжении длительного времени люди жили, не зная государства и права. Это была эпоха первобытного общества. И уже тогда люди стремились к коллективным формам жизни. Они вместе производили примитивную оружие, вместе охотились, вместе добывали пищу, изготавливали одежду из шкур животных. Жили люди в этот период развития общества, объединяясь в небольшие группы - первобытное стадо или орду. Постепенно люди научились производить более совершенные орудия труда, строить жилье, добывать и готовить разнообразную пищу, одомашнивать диких животных, обрабатывать землю и выращивать необходимые для питания растения. Первобытное стадо заступало совершеннее объединения людей - первобытная родовая община (род), то есть коллектив людей, происходили от одного предка и вели совместное хозяйство. Постепенный переход от коллективного к парных браков, запрет браков внутри рода приводили . до активного общения между отдельными родами, вследствие чего они объединялись в фратрії и племена. Такие объединения осуществлялись на основе языковой, экономической, территориальной и брачной общности.

Коллективная собственность на средства производства, социальное единство членов рода (племени) определили и соответствующие формы организации общественной власти. В родовой общине управления осуществляли все взрослые члены рода (мужчины и женщины). Все важные дела они решали сообща на собрании членов рода (племени). На таких собраниях избирались старшины, вожди, руководители и ловчие. Эти избранные лица были первыми среди равных, их власть базировалась исключительно на авторитете. Их уважали все члены рода, преклонялись перед их мудростью, храбростью, смекалкой, ловкостью и т.д. Власть в первобытном обществе:

- базировалась на родовых отношениях (род объединял людей по действительной или допустимой кровным родством, был собственником средств производства, объединял членов рода для коллективного труда, выступал хозяйственным центром для производства материальных благ);

- в социальном смысле была непосредственно общественной (не существовало специального аппарата управления и принуждения);

- имела такие качества, как единство, взаимопомощь, сотрудничество (члены рода выполняли свои функции на принципах убеждения. Принуждение применялся очень редко и выполнял роль общественного воспитания. Исключительной формой принуждения было изгнание из рода. Рид также защищал своих членов от внешних врагов, для чего использовалась военная сила или месть родственников);

- выполнялась рядовыми и выборными членами рода добровольно, без специального аппарата управления. Войско формировалось из всех мужчин рода или племени, способных носить оружие.

Для регулирования разнообразных отношений, которые возникали между людьми, применялись социальные нормы. Человеческое общество, как и любая сложная система, может нормально функционировать и развиваться только с опорой на определенные правила, на основе которых выбирается один из многих возможных вариантов поведения определенного субъекта.

Для регулирования общественных отношений между людьми и их объединениями в обществе формируются и в той или иной форме обеспечиваются определенные правила поведения которые ориентируют людей на достижение определенной цели. Такие правила, призванные обеспечивать порядок и стабильность в обществе, называются социальными нормами. С их помощью осуществлялось социальное регулирование отношений между субъектами через установление моделей поведения людей, которые должны или не должны осуществляться, определение условий, при которых закреплена модель поведения разрешается или запрещается, определяются субъекты, на них при этих условиях распространяется определенное правило, устанавливаемое той или иной нормой.

Назначение социальных норм заключается в упорядочении поведения субъектов, что ведет к обеспечению системности и определенной предсказуемости общественных отношений. Благодаря этому участники таких отношений могут прогнозировать свое поведение и поведение других субъектов в ситуациях, которые предусмотрены в конкретных социальных нормах. Они регулируют то поведение, которое имеет социальный характер, а потому связана с взаимоотношениями между людьми, их объединениями, социальными группами.

Общественные отношения первобытного общества регулировались нормами первобытной морали, обычаями и традициями, религиозными нормами и всевозможными запретами (табу). Гарантом их соблюдения в основном был не принуждение, а страх перед сверхъестественными силами и богами. Для первобытных людей обычай связан с мифической построением мира. Соблюдение обычаев означало уважение предков, дух которых постоянно наблюдает за жизнью на земле. Всякое нарушение обычаев могло привести к негативной реакции духов земли и навлечь опасность для этнической группы или даже отдельного человека.

Итак, первобытные люди выполняли социальные нормы добровольно, без специального принуждения, присущего государству.

Однако несмотря на позитивную организацию социальной жизни в обществе, первобытный строй не был идеальным, поскольку; труд людей базировалась на примитивных средствах производства, давала мизерные результаты и не удовлетворяла всех потребностей членов рода. Производственная деятельность людей сводилась к получению еды и одежды, сооружение примитивных жилищ, изготовления некоторых орудий труда и т.д.; роды и племена активно не общались между собой, не налаживали взаимных доброжелательных отношений, что часто приводило к вооруженным столкновениям и даже войн;

многочисленные предрассудки, отсутствие образования и письменности порождали жестокость людей по отношению друг к другу;

отсутствие нормальных условий жизни делала человека беззащитным перед явлениями природы и стихией, что уменьшало продолжительность жизни.

Необходимыми были дальнейшее развитие общественного производства, поиск способов усовершенствования орудия производства, средств труда. Итак, первобытные люди от присваивающего хозяйства, которое базировалось на охоте, сборе корней, ягод, другой пищи растительного мира, рыболовстве, постепенно начали переходить к производству. Развивались (или отпочковывались) скотоводство, возделывание земли, выращивание злаков, ремесло и торговля.

Общими причинами возникновения государства и права стали:

- три крупных разделения труда (выделение скотоводческих племен, отделению ремесла от земледелия, возникновение и развитие торговли);

- появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

- образование классов как больших групп людей с противоположными интересами и появление міжкласових конфликтов;

- несостоятельность общественной власти первобытного строя урегулировать классовые противоречия и конфликты и возникновение государства как политической организации публичной власти.

Первобытное общество розшарувалось в период распада родового строя. Появление классов с противоположными интересами повлекла межклассовые конфликты между родовой знатью и другими членами родов, а также с пришлым населением. Родовая власть была уже неспособна урегулировать эти конфликты; возникло государство, как политическая организация публичной власти.

Право, как и государство, возникли благодаря необходимости управлять социальными процессами. В юридической литературе существуют различные взгляды на возникновение права. В зависимости от этого различают право общесоциальное и право юридическое. Как общесоциальное явление право разделяют на права человека, права нации, права народа, права объединений, права других групп, права человечества. Юридическое право устанавливается или санкционируется государством. Следовательно, юридическое право возникает только с возникновением государства, поэтому закономерности возникновения государства касаются и возникновения права.

Различая право и закон, следует отметить, что право как институционное образование становится таким благодаря источникам права, то есть внешняя форма выражения права.

Следовательно, юридическое право - это задекларированные государством правила поведения субъектов, чтобы отражать правду, справедливость, добро и т.д.

Право возникает в результате:

- перерастание мононорм (первобытных обычаев, традиций, морали) в юридические нормы;

- правотворческой деятельности компетентных государственных органов или должностных лиц;

- преобразования решений судебных органов по конкретным делам в общую норму, е обязательным для решения аналогичных случаев.

Между правом и государством устанавливается достаточно сложный связь. Через право государство стремится внедрять в жизнь свою волю, которая при авторитарных режимов имеет классовый характер. А это означает, что первобытные обычаи или традиции приспосабливаются к интересам господствующего класса, обеспечиваются соответствующими санкциями, их реализация поддерживается аппаратом государственного принуждения и является средством подчинения воли населения экономически и политически господствующего класса.

Так возникает правовой обычай как древнейшая форма права.

Судебные органы, как органы государства в авторитарных государствах, защищали интересы господствующей верхушки, а потому не применяли некоторых обычаев, которые защищали интересы всех, или меняли их содержание, вводя новые правила. Судебные функции часто выполняли церковные служители, правители или другие должностные лица государственных органов. Защищая интересы господствующих классов, судебные органы создавали судебный прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу приобретало свойств общей нормы. Это побудило появление судебного (административного) прецедента.

С появлением письменности государство (его органы), а также должностные лица через правотворческую деятельность закрепляли свою волю в законах, указах и других нормативных актах. В первых государственных законах закреплялось имущественное неравенство, сословные привилегии, бесправие рабов и других слоев бедного населения. Примерами таких законов являются законы Хаммурапи, XII таблиц. Ману, "Русская правда", "Польская правда" и др. Например, законы Хаммурапи, царя Вавилона, действовали в XVIII в. до н. э., состояли из 282 статей и регулировали в основном уголовные отношения. Почти в каждой норме отражалось классовое неравенство. Возьмем хотя бы правило о том, что врач, вылечив знатную человека, должен получить 10 сиклей серебра, если больной мушкенум - 5 сиклей, а если раб, то рабовладелец должен был отдать врачу только 2 сиклеї серебра.

Классовые интересы отражались в нормативных актах не только материального, но и процессуального права. Так, во время рассмотрения судебных дел использовались ордалії (испытания огнем, водой и т.п.), поединки, присяги, откуп. Поэтому богатые всегда могли откупиться. Следовательно, юридическое право, сформировавшись вместе с созданием государства, в рабовладельческий и феодальный периоды развития государственности имело классовый характер и защищало интересы экономически и политически господствующего класса. В то же время рабовладельческое, феодальное и капиталистическое или социалистическое право является явлением культуры и цивилизации, поскольку несет в себе информацию о прошлых и ныне существующие общественные отношения между людьми на разных этапах развития политической организации общества.

Книга: Правоведение / Копейчиков В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Правоведение / Копейчиков В.В.
2. 1.2. Особенности формирования государственно-правовых институтов у разных народов
3. 1.3. Теории возникновения государства
4. 1.4. Черты, отличающие государственную организацию от организации власти первобытного общества
5. 1.5. Характерные признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества
6. 1.6. Роль государства и права в организации общества и осуществлении политической власти
7. 2.1. Понятие государства и его признаки
8. 2.2. Аппарат государства как система государственных органов. Место аппарата в механизме государства
9. 2.3. Характеристика внутренних и внешних направлений деятельности (функций) государства
10. 2.4. Понятие и виды формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-правового режима (формы государства)
11. 2.5. Соотношение и взаимодействие государства и личности
12. 2.6. Формы взаимодействия государства и объединений граждан
13. 2.7. Общая характеристика концепций о сущности и социальном назначении государства
14. 3.1. Понятие права и его признаки
15. 3.2. Место и роль права в системе социальных норм
16. 3.3. Понятие системы права как внутренней его организации
17. 3.4. Характеристика источников права как внешней формы его выражения
18. 3.5. Правотворчество как процесс самоорганизации права
19. 3.6. Правовые отношения
20. 3.7. Реализация норм права: общая характеристика
21. 3.8. Правоохранительная система и правоохранительная деятельность
22. 3.9. Законность, правопорядок, общественный порядок и дисциплина
23. 3.10. Правонарушение: понятие, состав и виды
24. 3.11. Юридическая ответственность: понятие, цель, виды, основания привлечения и освобождения
25. 4.1. Конституционное право - ведущая отрасль национального права Украины
26. 4.2. Исторические предпосылки развития конституционного процесса в Украине
27. 4.3. Общие принципы демократического конституционного строя Украины
28. 4.4. Народовластия в Украине и формы его осуществления
29. 4.5. Виды референдумов
30. 4.6. Избирательное право и избирательная система в Украине
31. 4.7. Территориальное устройство Украины
32. 4.8. Гражданство Украины как один из институтов конституционного права
33. 4.9. Конституционные права, свободы и обязанности граждан Украины, гарантии их соблюдения
34. 4.10. Общая характеристика системы органов государственной власти и местного самоуправления в Украине
35. 4.11. Верховная Рада Украины как единственный орган законодательной власти в Украине
36. 4.12. Президент Украины - глава государства
37. 4.13. Кабинет Министров Украины - Правительство Украины
38. 4.14. Центральные и местные органы исполнительной власти в Украине
39. 4.15. Судебная власть в Украине
40. 4.16. Местное самоуправление в Украине
41. 5.1. Кодекс законов о труде Украины
42. 5.2. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание
43. 5.3. Принятие на работу
44. 5.4. Увольнение по инициативе работника
45. 5.5. Расторжение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа
46. 5.6. Рабочее время
47. 5.7. Время отдыха
48. 5.8. Трудовая деятельность лиц, которые не достигли 18-летнего возраста
49. 5.9. Трудовая дисциплина как разновидность дисциплины
50. 5.10. Материальная ответственность
51. 5.11. Материальная ответственность
52. 5.12. Индивидуальные и коллективные трудовые споры
53. 6.1. Виды формованных пенсий согласно Закону Украины \"О пенсионном обеспечении\"
54. 6.2. Закон Украины \"О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел\"
55. 6.3. Закон Украины \"О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы\"
56. 6.4. Закон Украины \"О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты\"
57. 6.5. Закон Украины \"Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине\"
58. 6.6. Государственную защиту семьи и детства. Закон Украины \"О государственной помощи семьям с детьми\"
59. 7.1. Экологическое право Украины: понятие и предмет правового регулирования
60. 7.2. Законодательство об охране окружающей природной среды: общая характеристика
61. 7.3. Экологические права и обязанности граждан
62. 7.4. Права и обязанности природопользователей
63. 7.5. Земельный фонд Украины и правовые меры его охраны
64. 7.6. Формы собственности на землю
65. 7.7. Аренда земли
66. 7.8. Плата за землю
67. 7.9. Составляющие природно-заповедного фонда
68. 7.10. Правовые средства охраны атмосферного воздуха и животного мира
69. 7.11. Правовая охрана водных ресурсов
70. 8.1. Гражданское право Украины: понятие и система
71. 8.2. Общая характеристика гражданского законодательства Украины. Гражданский кодекс Украины
72. 8.3. Гражданско-правовые отношения, их возникновение, изменение и прекращение
73. 8.4. Субъекты гражданско-правовых отношений
74. 8.5. Объекты гражданско-правовых отношений
75. 8.6. Осуществление гражданских прав и исполнение юридических обязанностей
76. 8.7. Защита гражданских прав
77. 8.8. Понятие и формы собственности в Украине
78. 8.9. Субъекты права собственности и защита их прав
79. 8.10. Гражданско-правовые договоры: понятие и виды
80. 8.11. Гражданско-правовая ответственность
81. 8.12. Наследование по закону и по завещанию
82. 8.13. Приватизация в Украине
83. 8.14. Предпринимательская деятельность в Украине
84. 8.15. Правовые основы инвестиционной деятельности
85. 8.16. Условия и порядок признания юридических лиц банкротами
86. 9.1. Финансовое право Украины: понятие и предмет правового регулирования
87. 9.2. Бюджет и бюджетная система
88. 9.3. Налоговая политика в Украине: общая характеристика
89. 9.4. Система налогообложения и ее значение
90. 9.5. Понятие \"налог\"
91. 9.6. Виды налогов
92. 9.7. Налогоплательщики и объекты налогообложения
93. 9.8. Ответственность за нарушение законодательства о налогах
94. 9.9. Законодательство Украины про банки и банковскую деятельность
95. 10.1. Жилищное право Украины: понятие и предмет его правового регулирования
96. 10.2. Жилищное законодательство Украины: общая характеристика, Жилищный кодекс Украины
97. 10.3. Жилищный фонд и его виды
98. 10.4. Право граждан на жилище и формы его реализации
99. 10.5. Порядок предоставления жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий
100. 10.6. Договор жилищного найма: понятие, значение и ответственность за его невыполнение
101. 10.7. Приватизация государственного жилищного фонда
102. 11.1. Брачно-семейное право Украины: понятие и предмет правового регулирования
103. 11.2. Кодекс о браке и семье Украины
104. 11.3. Брак и семья по семейному законодательству
105. 11.4. Условия и порядок бракосочетания
106. 11.5. Брачный контракт
107. 11.6. Прекращение брака
108. 11.7. Личные и имущественные права и обязанности супругов
109. 11.8. Личные и имущественные права и обязанности родителей и детей
110. 11.9. Опека и попечительство
111. 12.1. Административное право Украины: понятие и предмет правового регулирования
112. 12.2. Источники административного права. Кодекс Украины об административных правонарушениях
113. 12.3. Управление как объект административного права
114. 12.4. Государственная служба; понятие, правовой статус государственных служащих
115. 12.5. Административные правонарушения: понятие и признаки
116. 12.6. Состав административного правонарушения
117. 12.7. Административная ответственность: понятие и особенности
118. 12.8. Административные взыскания: понятие и виды
119. 12.9. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
120. 12.10. Порядок привлечения к административной ответственности
121. 13.1. Уголовный кодекс Украины, его общая характеристика
122. 13.2. Преступление: понятие и признаки
123. 13.3. Уголовная ответственность и ее основания
124. 13.4. Состав преступления
125. 13.5. Состав преступления
126. 13.6. Стадии совершения преступления
127. 13.7. Добровольный отказ от доведения преступления до конца
128. 13.8. Добровольный отказ от доведения преступления до конца.
129. 13.9. Уголовное наказание и его виды
130. 13.10. Уголовная ответственность несовершеннолетних
131. 14.1. Осуществление правосудия в Украине; понятие, основные задачи и признаки
132. 14.2. Принципы осуществления правосудия
133. 14.3. Конституционный Суд Украины, его задачи и функции
134. 14.4. Гражданское судопроизводство в Украине. Гражданский процессуальный кодекс Украины
135. 14.5. Рассмотрение хозяйственных споров в Украине. Арбитражный процессуальный кодекс Украины
136. 14.6. Уголовное судопроизводство в Украине. Уголовно-процессуальный кодекс Украины
137. 14.7. Нотариат в Украине: понятие, задачи и функции
138. 15.1. Прокуратура в Украине: понятие, основные задачи и функции
139. 15.2. Система органов прокуратуры
140. 15.3. Адвокатура в Украине: понятие, основные задачи и функции
141. 15.4. Виды адвокатской деятельности
142. 15.5. Органы внутренних дел Украины
143. 15.6. Милиция в Украине: понятие, основные задачи и функции
144. 15.7. Служба безопасности Украины: понятие, основные задачи и функции
145. 15.8. СЛОВАРЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

На предыдущую