lybs.ru
Не любим нашей власти, потому что она не наша. / Виктор Радионов


Книга: Правоведение - Мельник


Правоведение - Мельник

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Глава 1. Государство

Главным объектом юридической науки (правоведения) является изучение государства и права, - это две важнейшие общественные институты, что закономерно возникли в результате длительного исторического развития цивилизации. Для каждой нации или народности возникновения собственного государства и своего права - свидетельство и доказательство перехода от первобытного строя к более высокой ступени общественного развития.

Можно сказать, что государство и право - своеобразный результат естественного отбора человечеством лучших форм организации общественной жизни.

Ценность государства и права как социального блага, приносит ощутимую пользу как обществу, так и каждому его члену, проявляется в способности организовывать и упорядочивать малые и большие человеческие коллективы, общество в целом. Государство и право выступают средствами регулирования общественных отношений, исключают из общественной жизни беспорядок и произвол, способствуют материальному и духовному совершенствованию общества. С помощью государственно-правовых институтов осуществляется защита обществом каждой личности от злоупотреблений, гарантируется жизнь и основные права человека.

Несмотря на все положительные качества, не следует идеализировать государство и право, они зародились в процессе расслоения на классы имущих и неимущих. Это средства, с помощью которых состоятельные удовлетворяли, во-первых, свои классовые интересы и, во-вторых, общественные интересы, необходимые для существования общества в целом. То есть государство и право имеют двоякую природу. Но на начальных этапах развития они были, прежде всего, средствами поддержания устройства общества, вполне выгодного для экономически сильных слоев, а общесоциальная функция их была незначительной. В целом государство и право выступают орудием улучшенного господства тех слоев, которые стоят у власти. Причем эти слои стремятся выдать свои классовые интересы за интересы всего общества.

§ 1. Общие предпосылки возникновения государства

Государство возникает и развивается в конкретных условиях жизни людей и в связи с определенной степенью развития общества.

Непосредственная причина возникновения государства и права - деление общества на классы с противоположными интересами. Это очень длительный и сложный процесс.

В теории государства и права рассматривают такие предпосылки возникновения государства:

а) три крупных разделения труда;

б) появление избыточного продукта, патриархальной семьи, частной собственности и имущественного неравенства;

в) образование классов как больших групп людей с противоположными интересами и возникновения міжкласових конфликтов;

г) несостоятельность общественной власти первобытного строя урегулировать классовые противоречия и конфликты.

Раскрывая эти предпосылки, надо отметить, что экономика первобытного строя прогрессировала с дальнейшим усовершенствованием орудий труда. Относительно распределения труда, то нужно иметь в виду выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия и появление купцов, занятых только обменом.

В новых экономических условиях одна семья имела возможность не только обеспечить себя средствами существования, но и иметь избыточный продукт, который сосредоточивался в руках старейшин, военных начальников. Важную роль играли также имущественная міжродова, а потом и внутрішньородова неравенство, появляется частная собственность, классы - группы людей, которые занимают противоположное место в общественном производстве.

В этих новых условиях родоплеменная организация существовать не могла. Нужен был орган, способный сохранить и обеспечить функционирование общества как целостного организма. Новому органу нужна была крепкая власть с определенными учреждениями, особым отрядом людей, которые бы занимались только управлением и обладали возможностью осуществлять организационное принуждение. Таким органом и стала государство.

Формирование государства прошло через ряд этапов, которым присуще сочетание черт родоплеменной и государственной организации общества.

Закономерности возникновения государства у разных народов имели свою специфику, обусловленную историческими условиями. Различают три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и давньогерманську. В Афинах возникновения государства проходило в классической форме из внутренних противоречий. В Древнем Риме этот процесс был ускорен борьбой плебеев (пришлого населения) против патрициев (римской родовой знати), а у древних германцев - завоеванием чужих территорий, для господства над которыми родовая организация была непригодна. В Киевской Руси сразу сложилась своеобразная ранньофеодальна государство.

§ 2. Теории происхождения государства

Существуют различные взгляды на процесс возникновения государства. К наиболее распространенных теорий возникновения государства можно отнести следующие:

Теологическая (Фома Аквинский) - определяет возникновение государства Божьей волей. Основная идея - восхваление государства, обоснование ее вечности и неприкосновенности.

Патриархальная (Аристотель, М.К. Михайловский) - определяет возникновение государства как результат исторического развития семьи. Как неограниченной и справедливой является власть отца в семье, так признается священной власти монарха.

Договорная (Гроций, Спиноза, Руссо, Радищев) - объясняет возникновение государства в результате объединения людей на основе добровольного согласия (договора) о том, что одни будут управлять, а другие выполнять их управленческие решения.

Психологическая (Л.И. Петражицкий, Г. Тард) - объясняет возникновение государства особыми свойствами человеческой психики - потребностью подчиняться воле более сильного, осознанием зависимости членов рода от жрецов и вождей в период зарождения государства.

Теория насилия (Гумплович, Каутский, Дюринг) - по этой теории государство возникает как результат завоевания одних племен другими, порабощения одного народа другим.

Органическая (Герберт Спенсер) - проводит аналогию между государством и биологическим организмом. Подобно биологическому организму государство рождается, размножается, стареет, погибает.

Социально-экономическая теория объясняет возникновение государства как результат внутреннего развития общества, его экономики, что приводит к возникновению социальных групп различных интересов, необходимости упорядочения общественных отношений и функционирования общества как целостной системы.

Среди других теорий происхождения государства заслуживают внимания космическая, технократическая.

Итак, в теории государства и права отсутствует единый взгляд на закономерности возникновения государства. Существуют многочисленные доктрины возникновения государства, а также исторические, географические, демографические и другие особенности возникновения государства у разных народов.

§ 3. Понятие государства, его признаки и функции

Слова “государство”, “публичная власть”, “суверенитет” знают все, но в чем заключается суть этих юридических понятий и каковы их основные признаки, известно далеко не каждому.

Нередко понятие “государство” отождествляется с понятием “страна”, то есть выступает как политико-географическое образование (Украина - государство, занимающее определенную часть суши). Авторы многих публикаций, используя термин “государство”, имеют в виду общество, например, когда пишут, что Великобритания - промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки - экономически отсталые государства.

Но в нашем случае государство рассматривается, прежде всего, как организация политической власти, существующая в определенной стране.

Дать определение государства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юристами. Например, Аристотель утверждал, что государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных общей пользой и справедливостью. Представители классовой теории утверждали, что государство - это диктатура господствующего класса.

Что же такое государство?

Государство - это универсальная политическая форма организации общества, характеризующаяся суверенной властью, политическим и публичным характером, реализацией своих полномочий на определенной территории через деятельность специально созданных органов и организаций, предоставлением своим решением обязательной правовой формы, установлением налогов с целью эффективного функционирования механизма власти и реализацией обще социальных полномочий.

Государство характеризуется рядом признаков, что, во-первых, отличающие ее от общественной власти в догосударственный период и, во-вторых, подтверждают ее роль как основного орудия осуществления политической власти.

Каждому государству присущи:

- территория, отделенная границами часть земного шара, на которые распространяется суверенитет государства и в пределах которой население превращается в граждан;

- публичный характер власти, которая воплощается в государственно-правовых институтах, обособленных от населения, имеет назначение осуществлять политическую власть и регулировать общественные отношения;

- суверенитет - политико-правовое свойство государственной власти, что проявляется в ее верховенстве, независимости, единства;

- механизм государства, т.е. система органов и организаций, которые создаются государством для реализации ее функций и задач;

- общеобязательные правила поведения - правовые нормы, которые разрабатывает, принимает и охраняет государство и которые определяют сферу отношений, охраняемых государством, делают государственные решения обязательными на уровне общества и определяют возможное наказание за нарушение установленных правил;

- система налогов - платежей обязательного характера общегосударственного или местного значения, устанавливаются для содержания государственного аппарата, а также для выполнения общесоциальных функций государства в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

Перед любым государством встают задачи, на решение которых она направляет свои материальные ресурсы, идеологические и политические усилия. Эти задачи государство выполняет через осуществление функций, которые очень тесно связаны с задачами, целями и сутью государства, но не сводятся только к ним. Анализ функций государства должен отвечать на главные вопросы: что и как должно делать государство на определенном этапе своего развития; на чем должны быть сконцентрированы усилия его органов и ведомств?

Немало специалистов считают, что функции государства - это, прежде всего, определенные направления деятельности государства, в которых выражается служебная роль, задачи, цели и закономерности развития. С помощью функций государство реализует свои задачи и цели, которые стоят перед обществом могут быть поставлены.

Государство выполняет очень много функций, которые анализируются общей теорией государства и отдельными отраслевыми науками. Теория государства и права анализирует лишь основные функции государства, их можно классифицировать следующим образом:

1. По социальным значением государственной деятельности:

а) основные, характеризующие назначение государства, наиболее общие, важнейшие направления ее деятельности. Это, например, функции обороны страны, защиты правопорядка, законности, охраны прав и свобод граждан;

б) дополнительные, которые являются составными элементами основных функций, но сущность государства не раскрывают. Так, в составе такой основной функции, как оборона страны, можно выделить ряд вспомогательных: укрепление вооруженных сил, развитие научно-технического прогресса для обеспечения их вооружением и др.

2. По сферам деятельности функции делятся на:

а) внутренние функции, осуществляемых в пределах данного государства и выражаются в ее внутренней политике, а именно: регулирование экономических отношений, организация общественного труда, охрана правопорядка, законности, прав и свобод граждан, социальная защита населения, охрана и рациональное использование природных ресурсов;

б) внешние функции, обеспечивающие осуществление внешней политики государства. Это такие функции: оборона страны, поддержание международного мира, экономического сотрудничества.

3. Государственные функции с точки зрения продолжительности их осуществления во времени делятся на:

а) постоянные функции осуществляются в течение всего времени существования государства. Это оборона страны, охрана правопорядка;

б) временные функции, которые осуществляются в течение определенного периода существования государства.

Возможное распределение функций государства по сферам общественной жизни, в которых они осуществляются. В соответствии с этим функции делятся на экономические, политические, гуманитарные.

§ 4. Исторические типы государства

Разнообразие государств, которые имели место в истории и существуют сегодня, нуждаются в определенной упорядоченности, классификации по общим и особыми признаками.

Основной классификацией государств является их распределение и объединение по типам.

Исторический тип государства - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам, которые существовали на определенных этапах истории человечества.

Согласно классификации общественно-экономических формаций все разнообразие государств в историческом контексте делится на такие типы: рабовладельческие, феодальные, современные.

Рабовладельческий - это первый в истории тип государства, который не имел общего распространения и был переходным. Это обусловило наличие в рабовладельческом обществе остатков устройства власти первобытнообщинного строя, но доминирующей силы в нем набирает тенденция государственной организации общества.

Рабовладельческий тип государства характеризуется тем, что его экономическую основу составляла частная собственность и такое средство производства, как раб. Членами государства признавалась меньшинство населения - в первую очередь, рабовладельцы и, в некоторых случаях, представители других слоев населения (крестьяне-общинники, ремесленники, торговые люди).

В некоторых обществах организация государственности начиналась с феодального типа государства. Для такого государства, несмотря на то, что она базируется в основном на сельскохозяйственном производстве, характерное уже признание крестьянина членом государства, который, не имея права собственности на землю, владеет другими средствами производства (домом, другими постройками, инвентарем). Феодальное государство объединяет всех членов общества, но они не равны по своему социальному статусу, подразделяются на различные состояния; существует в этом обществе и крепостничество. Феодальное государство является по своей сущности иннституализацией общества, его становления как целого, что существует на определенной территории и способно выступать вовне в виде единых органов. Поэтому господствующей закономерностью становления феодального общества является централизация управления, а ведущей формой государственной организации - монархия (ранньофеодальна, централизованная, сословно-представительная). Поскольку центральная власть феодального государства поддерживалась богатыми состояниями городов, возникли органы сословного представительства (земские соборы, парламент). Расслоение общества требовало правового закрепления не только неравенства различных групп, но и иерархии их взаимоотношений.

Феодальное право - жестокое, откровенно классовое, несогласованное и рассеянное. Значительное влияние имеют религиозно-правовые нормы.

Буржуазное государство и буржуазное право возникли в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Для них характерны такие черты:

- феодальное провозглашение и закрепление равноправия, законности, незыблемости прав человека, свободы частной собственности и договоров, невмешательство государства в общественную жизнь;

- цензовий характер, то есть отстранение с помощью имущественных и других цензов большинства населения от участия в формировании органов власти;

- сосредоточение основных усилий государства преимущественно на политических функциях;

- множественность форм правления (конституционная монархия, демократическая республика), возрастание роли права в регулировании общественных отношений.

Социалистическому типу государства и права присущи нигилистическое отношение к праву, попытки его отождествление с политической целесообразностью, провозглашение принципа фактического равенства (уравниловка), управление обществом с помощью репрессивных методов, отождествление права и законодательства, признание временного характера государства и права, необходимости их отмены при коммунизме как высшей стадии развития социалистического общества.

Современный тип государства характеризуется социальной направленностью, демократическим режимом образования государственных органов и осуществления государственной власти, правовой формой и характером государственной деятельности.

Современные государства наиболее развитых обществ обеспечивают удовлетворение общечеловеческих потребностей, реальное осуществление и защиту основных прав человека. Их экономической основой является наличие среди населения значительного количества собственников средств и результатов производственной деятельности и равноправие различных форм собственности: частной, муниципальной и государственной.

Существенной чертой современного государства есть отражение, обеспечение и защита естественных прав человека.

§ 5. Формы государства

Каждое государство характеризуется определенной формой, которая определяет процесс организации и осуществления государственной власти.

Форма государства объединяет три элемента:

- государственное правление;

- государственный строй;

- государственный (политический) режим.

1. Форма государственного правления отражает определенный порядок образования и организации высших органов власти.

По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Монархия - это форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу - монарху.

Монархия бывает абсолютной и ограниченной.

Абсолютная монархия - это исторический тип монархии, которой свойственна принадлежность монарху неограниченной власти. Она характеризуется отсутствием представительных органов, правом монарха издавать законы и назначать чиновников (классическим примером является Российская империя времен Петра I, Французская монархия Людовика XIV).

Ограниченная монархия - это форма правления, что предполагает четкое определение полномочий монарха. Эта разновидность монархии подразделяется на конституционную и дуалистическую.

Конституционная монархия характеризуется определенным соотношением полномочий монарха и парламента (Англия, Дания, Швеция, Япония).

Дуалистическая монархия характеризуется особым процессом назначения и контроля правительства. Она предусматривает двухпалатный парламент, нижняя палата которого избирается населением, а верхняя - назначается монархом; правительство назначается им самостоятельно или через премьер-министра, который назначается монархом; глава государства имеет право вето в отношении актов парламента (страны Африки и Ближнего Востока).

Республиканская - это форма правления, в соответствии с которой высшая власть принадлежит выборному органу - парламенту. Для нее характерны наличие высших выборных органов власти; базирование деятельности государства на принципах демократии и разделения государственной власти.

В зависимости от особенностей полномочий главы государства и их соотношение с полномочиями парламента республики делятся на парламентские, президентские, смешанные.

Парламентская республика характеризуется верховенством власти парламента; подотчетностью ему правительства; наличием должности премьер-министра, которого назначает парламент; обязанностью президента действовать только с согласия правительства (Финляндия, Индия, Турция, Италия, Австрия).

Президентская республика характеризуется наличием главы государства - президента, который может совмещать полномочия главы государства и правительства. Президент назначает правительство, которое несет перед ним политическую ответственность; он может применять право вето в отношении актов парламента; президент при определенных обстоятельствах может распустить парламент, а последний может инициировать процесс отстранения президента от власти в случае нарушения им конституции или совершения преступления (США, Аргентина, Мексика, Россия).

Смешанная республика сочетает черты парламентской и президентской. Правительство утверждается парламентом по предложению президента; он подотчетен президенту и подконтрольный парламент; президент подписывает и обнародует законы, принимаемые парламентом (Украина, Франция).

2. Форма государственного устройства отражает способ территориального устройства государства, который определяет порядок взаимодействия центральной, региональной и местной властей.

По форме устройства государства подразделяют на простые и сложные.

Простой или унитарным (от латинского unites - единство) является государство, характеризующееся полным политическим единством. Последнее проявляется в том, что государство имеет единую структуру государственного аппарата, который распространяет свои полномочия на всю территорию государства; все административные единицы имеют равный юридический статус по отношению к государству; ни одна из административных единиц не имеет политической самостоятельности и признаков суверенитета; государство имеет единое гражданство, единая система права, судебную и денежную системы (Франция, Япония, Египет, Украина).

К сложным государствам относятся федерация, конфедерация, империя.

Федерация - это союзное государство, состоящее из территорий субъектов (составляющих государства), которые имеют ограниченный суверенитет. Для нее характерно наличие двух уровней государственного аппарата, составляют органы федерации и ее субъектов; наличие двухпалатного парламента, единого гражданства и двухуровневой правовой системы - федерации в целом и ее субъектов (США, Мексика, Индия, Россия).

Конфедерация - это договорный союз государств, каждое из которых сохраняет полный суверенитет. Конфедерация характеризуется отсутствием единого гражданства; добровольным объединением, необходимым для решения общих дел и средств, созданием совместных органов путем равного представительства государств. Эта форма государственного устройства в настоящее время практически не встречается и имеет в основном лишь исторический характер (Северная Америка XVIII ст., Германия XIX в. и др.).

Империя - это сложное государство, которая включает суверенное государство - метрополию и подвластные ей несуверенные государства - колонии. Эта форма государственного устройства уже отошла в историю.

3. Форма государственного правового режима - это совокупность средств, приемов и способов реализации государственной власти, которые отображают ее характер и содержание. Различают демократический и недемократический режимы.

Основными признаками демократического режима является свобода личности в сфере экономической деятельности, гарантии личных прав и свобод, защищенность личности от произвола и беззакония, плюрализм в политической, экономической, идеологической и духовной сферах жизнедеятельности людей, правовой характер деятельности государственного аппарата и др.

В современном обществе демократический режим проявляется в трех разновидностях: либерально-демократическом, консервативно-демократическом, социально-демократическом.

Недемократический режим делится на тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим - это совокупность средств, приемов и способов реализации государственной власти, за которых вся жизнедеятельность общества и каждого отдельного гражданина (человека) абсолютно регламентирована: власть на всех уровнях формируется одним лицом или несколькими людьми из правящей верхушки, не контролируется населением, отсутствует любая возможность свободного изъявления интересов всех групп населения, привычным является грубое вмешательство в личную жизнь человека и гражданина.

Авторитарный режим - это такая совокупность средств, приемов, способов реализации государственной власти, за которых она концентрируется в руках правящей верхушки; допускается незначительное размежевание политических сил, отстаивание интересов определенных слоев населения.

Среди недемократических режимов различают военно-полицейский, фашистский, расистский, террористический, диктатуру определенной партии, класса, группы или слоя в социально-неоднородном обществе.

§ 6. Правовое государство

Среди современных политических и юридических идей одной из самых популярных является идея развития Украины как правового государства. Эта идея получила официальное закрепление в ст.1 Конституции Украины.

Исходя из современных взглядов, правовое государство характеризуется следующими существенными чертами:

1. Источником государственной власти должен быть народ. Через представительскую или прямую демократию он формирует органы власти.

2. Господство права в управлении государственными делами.

3. Верховенство законов в регулировании общественных отношений.

4. Приоритет права и свободы личности. Каждый человек имеет неотъемлемые, данные ей от рождения, права и свободы: право на жизнь, на личную неприкосновенность и т.д. Эти права и свободы не даются ни одним государством, ни законом, и следовательно, не могут быть взяты ими.

5. Наличие эффективной правоохранительной системы.

6. Высокая правовая культура общества и личности. Высокая правовая культура общества - это развитость всех его правовых институтов: законодательства, правотворческой и правореалізуючої деятельности правовой защиты лица. Правовая культура личности включает знания права, уважение к нему, умение правильно реализовывать правовые знания на практике, безусловное исполнение гражданами правовых запретов и обязанностей.

7. Ответственность государства перед обществом. Это означает, что государство в лице виновных лиц должен нести моральную и юридическую ответственность за решения и действия, которые привели к ущербу обществу.

8. Наличие разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную.

Итак, правовое государство - это государство, которое состоит из граждан, которые имеют высокую правовую культуру и формируют государственную власть демократически организованным и зависимым от общества аппаратом управления, который с помощью эффективных законов обеспечивает реализацию суверенных прав и свобод граждан.

Книга: Правоведение - Мельник

СОДЕРЖАНИЕ

1. Правоведение - Мельник
2. Глава 2. Право
3. РАЗДЕЛ II КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
4. РАЗДЕЛ III ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
5. Раздел IV ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО
6. Раздел V СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
7. Раздел VI АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
8. Раздел VII ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
9. Раздел VIII ТРУДОВОЕ ПРАВО
10. Раздел IX УГОЛОВНОЕ ПРАВО
11. Раздел Х ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
12. Глава XI СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ

На предыдущую