lybs.ru
Не строить Украину только над Днестром или Днепром, но Украину в таких размерах, которые вимірив ей самый Создатель. / Михаил Колодзінський


Книга: О державу.Ленін В.И. / Киев, 1981 1.1. Лекция в Свердловском университете 11 июля 1919 г. [1]


О державу.Ленін В.И. / Киев, 1981 1.1. Лекция в Свердловском университете 11 июля 1919 г. [1]

Товарищи, предметом сегодняшней нашей беседы за тем планом, который у вас принят и мне был сообщен, является вопрос о государстве. Я не знаю, насколько осведомлены вы уже с этим вопросом. Если я не ошибаюсь, курсы ваши только что открыты, и вам приходится впервые систематически к этому вопросу подходить. Если это так, то очень возможно, что в первой лекции о это трудный вопрос мне не удастся добиться достаточной ясности изложения и понимания для многих из слушателей. И если бы это было так, то я прошу вас этим не бентежитись, потому что вопрос о государстве есть один из самых сложных, трудных и едва ли не наиболее запутанных буржуазными учеными, писателями и философами. За то никогда не следует ждать, чтобы можно было в короткой беседе, за один раз достичь полного выяснения этого вопроса. Следует после первой беседы о это заметить себе непонятные или неясные места, чтобы вернуться к ним второй раз, в третий и четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить дальше, впоследствии, как по чтению, так и из отдельных лекций и бесед. Я надеюсь, что нам удастся собраться еще раз, и тогда по всем дополнительным вопросам можно будет обменяться мнениями и проверить, что осталось наиболее неясного. Я надеюсь также, что в дополнение

1* С

к бесед и лекций вы посвятите некоторое время чтению хотя бы некоторых из главнейших произведений Маркса и Энгельса. Нет сомнения, что в указателе литературы и в пособиях, которые ученикам советской и партийной школы даются в библиотеке, которая у вас есть,- несомненно, что вы эти главные произведения найдете, и хоть опять-таки сразу кое-кого, может, и відстрашить трудность изложения,- надо вновь предупредить, что этим не следует бентежитись, что непонятное на первый раз при чтении будет понято при повторном чтении, или когда вы подойдете к вопросу впоследствии с несколько иной стороны, потому что еще раз повторяю, что вопрос такой сложный и так запутан буржуазными учеными и писателями, что к этому вопросу каждому человеку, который хочет его серьезно продумать и самостоятельно освоить, надо подходить несколько раз, возвращаться к нему вновь и вновь обдумывать вопрос с разных сторон, чтобы добиться ясного и твердого понимания. А вам возвращаться к этому вопросу будет тем легче, что это такое основное, такое коренной вопрос всей политики, что не только в такое бурное, революционное время, как переживаний теперь нами, но и в наймирніші времена вы каждый день в любой газете с любого экономического или политического вопроса всегда наталкиваетесь на вопрос: что такое государство, в чем ее суть, в чем ее значение и какое отношение нашей партии, партии, которая борется за свержение капитализма, партии коммунистов, каково отношение ее к государству,- ежедневно вы к этому вопросу по тому или иному поводу вернетесь. И самое главное, чтобы в результате ваших чтений, бесед и лекций, которые вы услышите о государстве, вы вынесли умение подходить к этому вопросу самостоятельно, так как это вопрос вам встречаться по самым разным поводам, в каждом

4

мелком вопросе, в самых неожиданных сочетаниях, в беседах и спорах с противниками. Только тогда, если вы научитесь самостоятельно разбираться в этом вопросе,- только тогда вы можете считать себя достаточно твердыми в своих убеждениях и достаточно успешно отстаивать их перед кем угодно и когда угодно.

После этих небольших замечаний я перейду к самому вопросу, что такое государство, как оно возникло и которое в основном должно быть отношение государства к партии рабочего класса, которая борется за полное свержение капитализма,- партии коммунистов.

Я уже говорил о том, что вряд ли найдется другой вопрос, так запутанный умышленно и неумышленно представителями буржуазной науки, философии, юриспруденции, политической экономии и публицистики, как вопрос о государстве. Очень часто этот вопрос до сих пор путают с вопросами религиозными, очень часто не только представители религиозных учений (от них как раз этого вполне естественно надеяться), но и люди, которые считают себя от религиозных предрассудков свободными, путают специальный вопрос о государстве с вопросами о религии и пытаются построить - очень часто сложное, с идейным философским подходом и обоснованием - учение о том, что государство есть нечто божественное, нечто сверхъестественное, что это какая-то сила, которой жило человечество и которая дает людям или имеет дать, несет с собой нечто не от человека, а извне ему данное, что это - сила божественного происхождения. И надо сказать, что это учение так тесно связано с интересами эксплуататорских классов-помещиков и капиталистов,- так служит их интересам, так глубоко проняло все привычки, все взгляды, всю науку господ буржуазных представителей, с остатками его встретит-

5

тесь на каждом шагу, вплоть до взгляда на государство в меньшевиков и эсеров, которые с негодованием отрицают мнение, что они находятся в зависимости от религиозных предрассудков, и уверены, что могут трезво смотреть на государство. Вопрос это так запутано и усложнено из-за того, что оно (уступая в этом отношении только основам экономической науки) затрагивает интересы господствующих классов больше, чем любой другой вопрос. Учение о государстве служит оправданием общественных привилегий, оправданием существования эксплуатации, оправданием существования капитализма,- вот почему надеяться в этом вопросе беспристрастности, подходить в этом вопросе к делу так, будто люди, которые претендуют на научность, могут здесь дать вам точку зрения чистой науки,- это огромная ошибка. В вопросе о государстве, в учении о государстве, в теории о государстве вы всегда увидите, когда ознакомитесь с вопросом и вникнете в него достаточно, всегда увидите борьбу различных классов между собой, борьбу, которая отражается или имеет свое выражение в борьбе взглядов на государство, в оценке роли и значения государства.

Для того чтобы наиболее научно подойти к этому вопросу, надо бросить хотя бы беглый исторический взгляд на то, как государство возникла и как она развивалась. Наиболее надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии мнений, которые борются,- наиболее важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как определенное явление в истории возникло, какие

6

главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.

Я надеюсь, что в вопросе о государстве вы познакомитесь с произведением Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Это - один из основных сочинений современного социализма, в котором можно с доверием отнестись к каждой фразе, с доверием, что каждая фраза сказана не наобум, а написана на основании громадного исторического и политического материала. Нет сомнения, что в этом произведении не все части одинаково доступно, понятно изложены: некоторые рассчитаны на читателя, который уже имеет определенные исторические и экономические знания. Но вновь скажу: не следует смущаться, если это произведение после прочтения не будет понятен сразу. Этого почти никогда не бывает ни с одним человеком. Но возвращаясь к нему позже, когда интерес пробудится, вы добьетесь того, что будете понимать его в большей части, если не весь целиком. Напоминаю про эту книгу потому, что она дает правильный подход к вопросу в указанном отношении. Она начинается с исторического очерка, как государство возникла.

Чтобы правильно подойти к этому вопросу, как и ко всякому вопросу, например, к вопросу о возникновении капитализма, эксплуатации между людьми, к социализму, до того, как появился социализм, какие условия его породившие,- до всякого такого вопроса можно солидно, с уверенностью подойти, только бросив исторический взгляд на все развитие его в целом. В этом вопросе прежде всего надо обратить внимание на то, что государство не всегда существовало. Было время, когда государства не было. Она появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на

2 1216 7

классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые.

К тому времени как возникла первая форма эксплуатации человека человеком, первая форма деления на классы - рабовладельцев и рабов,- к тому времени существовала еще патриархальная, или как ее иногда называют - клановая (клан - поколение, род, когда люди жили родами, поколениями) семья, и следы этих первобытных времен в быту многих первобытных народов остались достаточно выразительно, и если вы возьмете какой угодно произведение о первобытную культуру, то всегда наткнетесь на более или менее определенные описания, указания и воспоминания о том, что было время, более или менее подобный первобытного коммунизма, когда разделения общества на рабовладельцев и рабов не было. И тогда не было государства, не было особого аппарата для систематического применения насилия и подчинения людей насилию. Такой аппарат и называется государством.

В первобытном обществе, когда люди жили небольшими родами, еще находясь на самых низших ступенях развития, в состоянии, близком к дикости; в эпоху, от которой современное цивилизованное человечество отделяют несколько тысячелетий,- в то время не видно еще признаков существования государства. Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которую имели старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами,- положение женщины тогда не было похоже на теперешнее бесправное, угнетенное положение,- но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть определенным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковым является теперь, как вы все понимаете, вооруженные отряды войск, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой

8

воли насилию,- то, что составляет суть государства.

Если от тех так называемых религиозных учений, ухищрений, философских построений, тех разнообразных мыслей, которые строят буржуазные ученые, абстрагироваться и поискать настоящей сути дела, то увидим, что государство сводится именно к такому выделенному из человеческого общества аппарату управления. Когда появляется такая особая группа людей, которая только тем и занята, чтобы управлять, и которой для управления нужен особый аппарат принуждения, подчинения чужой воли насилию - в тюрьмах, в особых отрядах людей, войске и пр.,- тогда появляется государство.

Но было время, когда государства не было, когда держался совместный связь, именно общество, дисциплина, распорядок труда силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины, в то время часто занимали не только равноправное положение с мужчинами, но даже нередко и выше, и когда особого разряда людей - специалистов, чтобы управлять, не было. История показывает, что государство, как особый аппарат принуждения людей, возникало только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы - значит, разделение на такие группы людей, из которых одни всегда могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого.

И это разделение общества на классы в истории должно стоять перед нами ясно всегда, как основной факт. Развитие всех человеческих обществ в течение тысячелетий во всех без исключения странах показывает нам общую закономерность, правильность, последовательность этого развития таким образом, что вначале мы имеем общество без классов - первоначальное патриархальное, первобытное

2* 9

общество, в котором не было аристократов; затем - общество, основанное на рабстве, общество рабовладельческое. Через это прошла вся современная цивилизованная Европа - рабство было вполне господствующим 2 тысячи лет назад. Через это прошла громадное большинство народов остальных частей света. У наименее развитых народов следы рабства остались еще и теперь, и учреждения рабства, например, в Африке, втд найдете и теперь. Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы. Первая группа владела не только всеми средствами производства - землей, орудиями, хотя бы слабые, примитивные они тогда были,- она также владела и людьми. Эта группа называлась рабовладельцами, а те, кто работал и отдавал труд другим, назывались рабами.

По этой форме наступила в истории другая форма - крепостное право. Рабство в огромном большинстве стран в своем развитии превратилось в крепостное право. Основное деление общества - крепостники-помещики и крепостные селя-ны. Форма отношений между людьми изменилась. Рабовладельцы считали рабов своей собственностью, закон укреплял этот взгляд и рассматривал рабов как вещь, целиком находящегося в обладании рабовладельца.' В отношении крепостного крестьянина осталось классовое угнетение, зависимость, но крепостник-помещик не считался владельцем крестьянина, как вещи, а имел лишь право на его труд и на присилування его до отбытия определенной повинности. На практике, как вы все знаете, крепостное право, особенно в России, где оно дольше держалось и приняло самых грубых форм, оно ничем не різнилось от рабства.

Далее,- в крепостном обществе, по мере развития торговли, возникновения всемирного рынка, по мере развития денежного обращения, возникал ка-

10

ный класс - класс капиталистов. С товара, по обмену товаров, с возникновения власти денег возникала власть капитала. На протяжении XVIII века, вернее - с конца XVIII века и на протяжении XIX века произошли революции во всем мире. Крепостничество было вытеснено из всех стран Западной Европы. Позднее произошло это в России. В России в 1861 году тоже произошел переворот, последствием которого была смена одной формы общества другой - замена крепостничества капитализмом, при котором разделение на классы остался, остались различные следы и пережитки крепостного права, но в основном деление на классы набрал другой формы.

Владельцы капитала, собственники земли, владельцы фабрик и заводов составляли и составляют во всех капиталистических государствах ничтожное меньшинство населения, которая вполне распоряжается всей народной трудом и, значит, держит в своем распоряжении, угнетении, эксплуатации всю массу трудящихся, из которых большинство являются пролетарии, наемные рабочие, что в процессе производства получают средства к жизни только от продажи своих рабочих рук, рабочей силы. Крестьяне, разрозненные и подавлены еще с крепостных времен, с переходом к капитализму превращались частично (в большинстве) в пролетариев, частично (в меньшинстве) в зажиточное крестьянство, которое само нанимало рабочих и представляло собой сельскую буржуазию.

Этот основной факт - переход общества от первобытных форм рабства крепостничества и, наконец, к капитализму - вы всегда должны иметь в виду, ибо, только вспоминая этот основной факт, только вставляя в эту основную рамку все политические учения, вы сможете правильно оценить эти учения и разобраться, до чего они касаются, ибо каждый из этих больших

11

периодов человеческой истории - рабовладельческий, крепостнический и капиталистический--занимает десятки и сотни веков и представляет такое множество политических форм, различных политических учений, мнений, революций, что разобраться во всей этой чрезвычайной пестроте и громадном разнообразии,- особенно связанный с учениями политическими, философскими и другими буржуазных ученых и политиков,- можно в том только случае, если твердо держаться, как руководящей основной нити, этого деления общества на классы, изменения форм классового господства и с этой точки зрения разбираться во всех общественных вопросах - экономических, политических, духовных, религиозных и т. д.

Если вы с точки зрения этого основного деления посмотрите на государство, то увидите, что до разделения общества на классы, как я уже сказал, не существовало и государства. Но по мере того, как возникает и крепнет общественное разделение на классы, по мере того, как возникает общество классовое, по мере этого возникает и крепнет государство. Мы имеем в истории человечества десятки и сотни стран, которые пережили и переживают сейчас рабство, крепостничество и капитализм. В каждой из них, несмотря на огромные исторические перемены, которые происходили, несмотря на все политические перипетии и все революции, которые были связаны с этим развитием человечества, с переходом от рабства через крепостничество к капитализму и к нынешней всемирной борьбы против капитализма,- вы всегда видите возникновения государства. Она всегда была неким аппаратом, который выделялся из общества и состоял из группы людей, занимавшихся только тем или почти только тем, или главным образом тем, чтобы управлять. Люди делятся на тех, кем управляют, и на специалистов по управлению, на тех, которые підні-

12

имеются над обществом и которых называют правителями, представителями государства. Этот аппарат, эта группа людей, которые управляют другими, всегда забирает в свои руки определенный аппарат принуждения, физической силы,- все равно, оказывается это насилие над людьми в первобытной дубине, в эпоху рабства в более совершенному типу вооружения, в огнестрельном оружии, которое в средние века появилась, или, наконец, в современной, которая в XX веке достигла технических чудес и целиком основывается на последних достижениях современной техники. Приемы насилия менялись, но всегда, когда было государство, существовала в каждом обществе группа лиц, которые управляли, которые командовали, господствовали и для вдержання власти имели в своих руках аппарат физического принуждения, аппарат насилия, того вооружения, которое соответствовало техническому уровню каждой эпохи. И, вглядываясь в эти общие явления, задаваясь вопросом, почему не существовало государство, когда не было классов, когда не было эксплуататоров и эксплуатируемых, и почему она возникла, когда возникли классы,- мы только так находим определенный ответ на вопросы о сущности государства и ее значение.

Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим. Когда в обществе не было классов, когда люди в рабской эпохи существования работали в первобытных условиях большего равенства, в условиях еще низкой производительности труда, когда первобытный человек с трудом добывала себе средства, необходимые для самого грубого первобытного существования, тогда не возникало и не могло возникнуть и особой группы людей, специально выделенных для управления и господствующих над всей остальной частью общества. Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно

13

было определенному классу людей, сосредоточившись на самых грубых формах земледельческого труда, производить некоторый излишек, когда этот излишек не был абсолютно необходим для найзлиден-нішого существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда, таким образом, окрепло существование этого класса рабовладельцев, и чтобы оно окрепло, необходимо было, чтобы возникло государство.

И она возникла - государство рабовладельческое,- аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами. И общество и государство тогда были далеко мельче, чем теперь, имели в своем распоряжении несравненно более слабый аппарат связи - тогда не было нынешних средств сообщения. Горы, реки и моря были невероятно большими препятствиями, чем теперь, и государство формировалась в пределах географических границ, далеко узких. Технически слабый государственный аппарат обслуживал государство, распространялась на сравнительно узкие пределы и узкий круг действий. Но был все же аппарат, который заставлял рабов оставаться в рабстве, вдержував одну часть общества в принуждении, угнетении у второй. Заставлять одну преобладающую часть общества к систематической работы на вторую нельзя без постоянного аппарата принуждения. Пока не было классов, не было и этого аппарата. Когда появились классы, везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления появлялся и особый институт - государство. Формы государства были чрезвычайно разнообразны. Во времена рабовладельческих странах наиболее передовых, культурных и цивилизованных по-тогдашнему, например, в древней Греции и Риме, которые целиком основаны на рабстве, мы имеем уже разнообразные формы государства. Тогда уже возникает различие

14

между монархией и республикой, между аристократией и демократией. Монархия - как власть одного, республика - как отсутствие какой-либо невиборної власти; аристократия - как власть небольшого сравнительно меньшинства, демократия - как власть народа (демократия буквально в переводе с греческого и означает: власть народа). Все эти различия возникли в эпоху рабства. Несмотря на эти различия, государство времен рабовладельческой эпохи было государством рабовладельческим, все равно - была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая. В всяком курсе истории древних времен, выслушав лекцию об этот предмет, вы услышите о борьбе, которая была между монархической и республиканской государствами, но основным было то, что рабов не считали за людей; не только не считали за граждан, но и за людей. Римский закон рассматривал их как вещь. Закон об убийстве, не говоря уже о других законах охраны человеческой личности, не касался рабов. Он защищал только рабовладельцев, которые только и признавались полноправными гражданами. Но устанавливалась монархия - это была рабовладельческая монархия, или республика - это была рабовладельческая республика. В них всеми правами пользовались рабовладельцы, а рабы были вещью по закону, и над ними возможно было не только какое угодно насилие, но и убийство раба не считалось преступлением. Рабовладельческие республики различались своей внутренней организацией: были республики аристократические и демократические. В аристократической республике небольшое количество привилегированных принимала участие в выборах, в демократической ■-участвовали все, но опять-таки все рабовладельцы, все, кроме рабов. Эту основную обстоятельство надо иметь в виду, потому что она наиболее

15

проливает света на вопрос о государстве и ясно показывает суть государства.

Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Форма этой машины бывает разная. В рабовласницькій государстве мы имеем монархию, аристократическую республику или даже демократическую республику. В действительности формы правления бывали чрезвычайно разнообразны, но суть дела оставалась та же: рабы не имели никаких прав и оставались угнетенным классом, их не признавали за людей. То же самое мы видим и в крепостном государстве.

Изменение формы эксплуатации превращала рабовладельческое государство в крепостническую. Это имело огромное значение. В рабовладельческом обществе - полное бесправие раба, его не признавали за человека; в крепостническом - привязанность крестьянина к земле. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство (а тогда крестьяне составляли большинство, городское население было очень слабо развито) считалось прикрепленным к земле,- отсюда пошло и само понятие - крепостное право. Крестьянин мог работать определенное количество дней на себя на той области, которую давал ему помещик; вторую часть дней крестьянин-крепостной крестьянин работал на барина. Суть классового общества оставалась: общество держалось на классовой эксплуатации. Полноправными могли быть только помещики, крестьяне считались безправними. их положение на практике очень мало отличалось от положения рабов в рабовласницькій государству. Но все же до их освобождения, до освобождения крестьян, открывался путь шире, ибо крестьянин-крепостной крестьянин не считался прямой собственностью помещика. Он мог проводить часть времени на своем участке, мог бы

16

сказать, в определенной мере принадлежать себе, и крепостное право при широкой возможности развития обмена, торговых отношений все больше розкладалось, и все больше расширялся круг освобождения крестьянства. Крепостное общество всегда было сложнее, чем общество рабовладельческое. В нем был большой элемент развития торговли, промышленности, что вело еще в то время к капитализму. В средние века преобладало крепостное право. И здесь формы государства были разнообразны, и здесь мы имеем монархию и республику, хотя далеко слабее проявленную, но всегда господствующими признавались единственно только по-міщики-крепостники. Крепостные крестьяне в отрасли всяких политических прав были исключены абсолютно.

И при рабстве и при крепостном праве господства небольшого меньшинства людей над огромным большинством их не может обходиться без принуждения. Вся история полна непрерывных попыток угнетенных классов сбросить угнетения. История рабства знает войны за освобождение от рабства, которые тянулись много десятилетий. Между прочим, имя «спартаковцы», которое взято теперь коммунистами Германии,- этой единственной немецкой пары той, что действительно борется против гнета капитализма,- это имя взято ими из-за того, что Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет назад. На протяжении ряда лет всемогущая, казалось бы, Римская империя, целиком основанная на рабстве, испытывала потрясения и удары от громадного восстания рабов, которые вооружились и собрались под предводительством Спартака, образовав громадную армию. В конечном счете, они были перебиты, схвачены, подвергнуты пыткам со стороны рабовладельцев. Эти гражданские войны проходят через всю историю существования

17

классового общества. Я сейчас привел пример крупнейшей из таких гражданских войн в эпоху рабовладения. Вся эпоха крепостного права так же полна постоянных восстаний крестьян. В Германии, например, в средние века достигла широких размеров и превратилась в гражданскую войну крестьян против помещиков борьба между двумя классами: помещиками и крепостными. Вы все знаете примеры таких многократных восстаний крестьян против помещиков-крепостников и в России.

Для вдержання своего господства, для сохранения своей власти помещик должен был иметь аппарат, который объединил бы в подчиненности ему громадное количество людей, подчинил их определенным законам, правилам,- и все эти законы сводились в основном к одному - удержать власть помещика над крестьянином-крепостным. Это и была крепостническое государство, которое в России, например, или в совсем отсталых азиатских странах, где до сих пор господствует крепостничество - форме она отличалась - была или республиканская или монархическая. Когда государство была монархическая - признавалась власть одного; когда она была республиканская - признавалась более или менее участие выборных от помещичьего общества,- это в крепостническом обществе. Крепостническое общество представляло собой такое разделение классов, когда огромное большинство -• крепостное крестьянство - находилось в полной зависимости от ничтожного меньшинства - помещиков, которые владели землей.

Развитие торговли, развитие товарообмена привело к выделению нового класса - капиталистов. Капитал возник в конце средних веков, когда мировая торговля после открытия Америки достигла огромного развития, когда увеличилось количество драгоценных металлов, когда серебро

18

И золото стали орудием обмена, когда денежный оборот дал возможность держать огромные богатства в одних руках. Серебро и золото признавались богатство во всем мире. Падали экономические силы помещичьего класса, и развивалась сила нового класса - представителей капитала. Перестройка общества происходила таким способом, чтобы все граждане стали как бы равными, чтобы отпал бывший деление на рабовладельцев и рабов, чтобы все считались равными перед законом, независимо от того, кто каким капиталом владеет - или землей на правах частной собственности, или это голяк, в которого сами рабочие руки,- все равны перед законом. Закон одинаково охраняет всех, охраняет собственность, у кого она есть, от посягательств против собственности со стороны той массы, которая, не имея собственности, не имея ничего, кроме своих рук, постепенно беднеет, разоряется и превращается в пролетариев. Такое капиталистическое общество.

Я не могу на этом остановиться подробно. К этому вопросу вы еще вернетесь, когда будете вести беседу о программе партии,- там вы услышите характеристику капиталистического общества. Это общество выступило против крепостничества, против старого крепостного права с лозунгом свободы. Но это была свобода для того, кто владеет собственностью. И когда крепостное право было разрушено, что произошло в конце XVIII ■- начале XIX века - в России это произошло позже других стран, в 1861 p.,- тогда на смену крепостнической государству пришло государство капиталистическое, которое объявляет своим лозунгом свободу всенародную, говорит, что оно выражает волю всего народа, отрицает, что оно классовое государство, и здесь между социалистами, которые борются за свободу всего народа, и капиталистическим государством развивается борьба,

19

которая привела сейчас к созданию Советской социалистической республики и которая охватывает весь мир.

Чтобы понять борьбу, начатую с всемирным капиталом, чтобы понять суть капиталистической государства, надо помнить, что капиталистическое государство, выступая против крепостничества, шла в бой с лозунгом свободы. Отмена крепостного права означало для представителей капиталистической государства свободу и робило.їм услугу постольку, поскольку крепостное право рушилось и крестьяне получили возможность владеть, как полной собственностью, той землей, которую они купили путем выкупа, или частицей - с оброка,- на это государство не обращала внимания: она охраняла собственность, каким бы путем она возникла потому, что государство базировалась на частной собственности. Крестьяне превращались в частных собственников во всех современных цивилизованных государствах. Государство охраняла частную собственность и там, где помещик отдавал часть земли крестьянину, вознаграждала его за помощью выкупа, продажи за деньги. Государство словно заявляла: полную частную собственность мы сохраним, и давала ей всяческую поддержку и покровительство. Государство признавало эту собственность за каждым купцом, промышленником и фабрикантом. И это общество, основанное на частной собственности, на власти капитала, на полной подчиненности всех неіму-щих рабочих и трудящихся масс крестьянства,- это общество объявляло, что оно господствует на основе свободы. Борясь против крепостного права, оно объявило собственность свободной и особенно гордился тем, что будто государство перестало быть классовым.

Тем временем государство, как и ранее, оставалась машиной, которая помогает капиталистам держать

20

в повиновении беднейшее крестьянство и рабочий класс, но внешне она была свободна. Она объявляет всеобщее избирательное право, заявляет устами своих поборников, проповедников, ученых и философов, что это государство не классовая. Даже теперь, когда против нее началась борьба Советских социалистических республик, они обвиняют нас, будто мы - нарушители свободы, что мы строим государство, основанное на принуждении, на подавлении одних другими, а они есть государство всенародная, демократическая. Вот это вопрос - о государстве - теперь, во время начала социалистической революции во всем мире, и как раз во время победы революции в некоторых странах, когда особенно обострилась борьба с всемирным капиталом,-вопрос о государстве приобрел наибольшее значение и стало, можно сказать, самым болезненным вопросом, фокусом всех политических вопросов и всех политических споров современности. Какую бы мы партию взяли в России или в любой более цивилизованной стране,- почти все политические споры, расхождения, мысли крутятся сейчас вокруг понятия о государстве. Есть государство в капиталистической стране, в демократической республике,- особенно такой вот, как Швейцария или Америка,- в самых свободных демократических республиках, является государство выражением народной воли, сведением общенародного решения, выражением национальной воли и т. д.,- или же государство есть машина для того, чтобы тамошние капиталисты могли держать свою власть над рабочим классом и крестьянством? Это - основной вопрос, вокруг которого сейчас ведутся во всем мире политические споры. Что говорят о большевизме? Буржуазная пресса ругает большевиков. Вы не найдете ни одной газеты, которая не повторила бы ходячего обвинения против большевиков в том, что они являются нарушителями

21

народовластие. Если наши меньшевики И социал-листы-революционеры в простоте души (а может, и не в простоте, или, может, это такая простота, о которой сказано, что она - хуже воровства) думают, что они есть открыватели и изобретатели обвинения против большевиков в том, что они нарушили свободу и народовластие, то они якнайсмішніше ошибаются. Теперь нет ни одной из самых богатых газет богатых стран, которые десятки миллионов отдают на их распространение и в десятках миллионов' экземпляров сеют буржуазную ложь и империалистическую политику,- нет ни одной из этих газет, которая не повторила бы этих основных доводов и обвинений против большевизма: что Америка, Англия и Швейцария, это - передовые государства, основанные на народовладді, большевистская же республика есть государство разбойников, что она не знает свободы и что большевики являются нарушителями идеи народовластия и даже дошли до того, что разогнали учредилку. Эти страшные обвинения большевиков повторяются во всем мире. Обвинения эти подводят нас к вопросу: что такое государство? Чтобы эти обвинения понять, чтобы в них разобраться и вполне сознательно к ним отнестись и разобраться не по слухам только, а иметь твердое мнение, надо ясно понять, что такое государство. Здесь мы имеем всякие капиталистические государства и все те учения на защиту их, которые создались до войны. Чтобы правильно подойти к решению вопроса, следует отнестись критически до всех этих учений и взглядов.

Я уже назвал вам на помощь произведение Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Здесь именно говорится, что всякое государство, в котором существует частная собственность на землю и на средства производства, где господствует капитал, хоть

22

бы демократическое она была,- оно есть государство капиталистическое, оно есть машина в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и беднейшее крестьянство. А всеобщее избирательное право, Учредительное собрание, парламент - это только форма, своего рода вексель, который нисколько не меняет дела по существу.

Форма господства государства может быть различна: капитал одним образом проявляет свою силу там, где есть одна форма, и другим - где другая, но по существу власть остается в руках капитала: есть ли цензовое право или другое, есть демократическая республика, и даже чем она де-ниша, тем грубее, циничнее это господство капитализма. Одна из самых демократических республик в мире - Северо-Американские Соединенные Штаты - и нигде так, как в этой стране (кто там побывал после 1905 г., то наверное имеет об этом представление), нигде власть капитала, власть кучки миллиардеров над всем обществом не проявляется так грубо, с таким открытым подкупом, как в Америке. Капитал, раз он существует, господствует над всем обществом, и никакая демократическая республика, никакое избирательное право сущности дела не меняют.

Демократическая республика и всеобщее избирательное право по сравнению с крепостническим строем были громадным прогрессом: они дали возможность пролетариату достигнуть того объединения, того сплочения, которое он имеет, образовать те стройные, дисциплинированные ряды, которые ведут систематическую борьбу с капиталом. Ничего подобного даже приблизительно не было у крестьянина-кри-пака, не говоря уже о рабах. Рабы, как мы знаем, восставали, учиняли бунты, открывали гражданские войны, но никогда не могли создать сознательного большинства, партий, руководящих борьбой, не могли ясно понять, к

23

какой цели идут, и даже в наиболее революционные моменты истории всегда становились пешками в руках господствующих классов. Буржуазная республика, парламент, всеобщее избирательное право - все это с точки зрения всемирного развития общества представляет огромный прогресс. Человечество шло к капитализму, и только капитализм, благодаря городской культуре, дал возможность угнетенному классу пролетариев осознать себя и создать то всемирное рабочее движение, те миллионы рабочих, организованных по всему миру в партии, те социалистические партии, которые сознательно управляют борьбой масс. Без парламентаризма, без выборности это развитие рабочего класса был бы невозможен. Вот почему все это в глазах самых широких масс людей получило такого большого значения. Вот почему перелом кажется таким тяжелым. Не только сознательные лицемеры, ученые и попы поддерживают и защищают эту буржуазную ложь, что государство свободно и призвано защищать интересы всех, но и массы людей, искренне повторяющих старые передсуди и не могут понять перехода от старого капиталистического общества к социализму. Не только люди, находящиеся в прямой зависимости от буржуазии, не только те, что находятся под гнетом капитала, или что подкуплены этим капиталом (на службе у капитала находится множество всякого рода ученых, художников, попов и т. д.), но и люди, просто находятся под влиянием передсудів буржуазной свободы, все это ополчилось против большевизма во всем мире за то, что при своем создании Советская республика отвергла эту буржуазную ложь и открыто заявила: вы называете свое государство свободным, а на самом деле, пока есть частная собственность, ваше государство, хотя бы она была демократической республикой, есть не что

24

иное, как машина в руках капиталистов для подавления рабочих, и, чем свободнее государство, тем яснее это обнаруживается. Пример этого - Швейцария в Европе, Северо-Американские Соединенные Штаты в Америке. Нигде капитал не царит так цинично и беспощадно, и нигде это не видно с такой ясностью, как именно в этих странах, хоть это демократические республики, как бы они не были красиво разрисованы, несмотря ни на какие слова о трудовой демократии, о равенстве всех граждан. На деле в Швейцарии и Америке господствует капитал, и всякие попытки рабочих добиться сколько-нибудь серьезного улучшения своего положения встречаются немедленной гражданской войной. В этих странах меньше солдат, постоянного войска,- в Швейцарии существует милиция, и каждый швейцарец имеет ружье у себя дома, в Америке до последнего времени не было постоянного войска,- и поэтому, когда возникает забастовка, буржуазия вооружается, нанимает солдат и подавляет забастовку, и нигде это подавление рабочего движения не происходит с такой, беспощадной свирепостью, как в Швейцарии и Америке, и нигде в парламенте не скажутся так сильно влияние капитала, как именно здесь. Сила капитала - все, биржа - все, а парламент, выборы - это марионетки, куклы... Но чем дальше, тем больше проясняются глаза рабочих, и тем больше распространяется идея Советской власти, особенно после той кровавой бойни, которую мы только что пережили. Все яснее становится для рабочего класса необходимость беспощадной борьбы с капиталистами.

Какими бы формами прикривалась республика, пусть то будет самая демократическая республика, но если она буржуазная, если в ней осталась частная собственность на землю, на заводы и фабрики, и частный капитал

25

держит в наемном рабстве все общество, то есть, если в ней не выполняется то, о чем заявляет программа нашей партии и Советская конституция, то это государство - машина, чтобы угнетать одних другими. И эту машину мы возьмем в руки того класса, который должен свергнуть власть капитала. Мы отбросим все старые передсуди, что государство есть всеобщее равенство,- это обман: пока есть эксплуатация, не может быть равенства. Помещик не может быть равен рабочему, голодный - сытому. Ту машину, которая называлась государством, перед которой люди останавливаются с суєвірною почтением и верят старым сказкам, что это есть общенародная власть,- пролетариат эту машину отбрасывает и говорит: это буржуазная ложь. Мы эту машину отняли у капиталистов, взяли ее себе. Этой машиной или дубиной мы разгромим всякую эксплуатацию, и, когда на свете не останется возможности эксплуатировать, не останется владельцев земли, владельцев фабрик, не будет так, что одни об'їда-ются, а другие голодают,- лишь тогда, когда возможностей к этому не останется, мы эту машину отдадим на слом. Тогда не будет государства, не будет эксплуатации. Вот точка зрения нашей коммунистической партии. Надеюсь, что к этому вопросу мы в последующих лекциях вернемся - и не раз.

Впервые напечатано

18 января 1929 г. в газете

«Правда» № 15

Печатается по тексту

Полного собрания сочинений

В. И. Ленина, т. 39, с 60-78

_________________________

[1] Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова образовался из организованных в 1918 году по инициативе Я. М. Свердлова курсов агитаторов и инструкторов при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете. В январе 1919 года курсы были преобразованы в Школу советской работы, а после решения VIII съезда РКП (б) об организации высшей школы при ЦК для подготовки партийных кадров - в Центральную школу советской и партийной работы. С июля пленум ЦК РКП (б) утвердил постановление о переименовании Центральной школы советской и партийной работы в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. Организации университета, выработке его учебных программ большое внимание уделял В. И. Ленин. 11 июля и 29 августа 1919 года Ленин прочитал в университете лекции о государстве (записи второй лекции не найдено). 24 октября Ленин выступил перед слушателями Свердловского университета, которые уезжали на фронт (см. В. И.. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 39, стр. 224-231).

В 1932 году по решению ЦК ВКП(б) Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова был реорганизован в Высший коммунистический сельскохозяйственный университет имени Я. М. Свердлова, что ставил своей задачей подготовку кадров партийных организаторов для перестройки сельского хозяйства; в 1935 году университет был преобразован в Высшую школу пропагандистов при ЦК ВКП(б). В 1939 году была создана Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б).- 1.

Книга: О державу.Ленін В.И. / Киев, 1981 1.1. Лекция в Свердловском университете 11 июля 1919 г. [1]

СОДЕРЖАНИЕ

1. О державу.Ленін В.И. / Киев, 1981 1.1. Лекция в Свердловском университете 11 июля 1919 г. [1]

На предыдущую