lybs.ru
Простит мучителей... я не почувствую в себе силы! / Павел Грабовский


Книга: Семейное право України / Гопанчук В.С.


Сімейне право України / Гопанчук В.С.

1.1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ПРАВА
Рассматривая вопрос о исторические формы семьи и брака, нужно обратиться к классической работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", которая была написана в 1884 году и имеет определенное значение и научную ценность на сегодняшний день.

В работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Энгельс раскрыл законы и основные этапы развития первобытнообщинного строя и причины его неминуемой гибели. Он исследовал возникновение и развитие семьи, частной собственности, классов и государства, то есть тех сил, которые взорвали первобытнообщинный строй с середины и привели к образованию классового общества.

В науке долгое время (вплоть до 60-х годов XIX века) семью считали первоначальной, древнейшей формой древнего общества, что из нее впоследствии возникли род, племя, государство.

В названной работе Энгельс доказал, что такая формула не отражает действительного положения вещей.

Ф. Энгельс изучил результаты исследований Моргана, воспользовался трудами ряда ученых по истории древнего общества, после чего дал новое объяснение исторических форм семьи и брака.

Свое объяснение семьи Энгельс начинает с низшей стадии, с периода, когда человек только начала отделяться от природы и еще ничего не производила, а лишь использовала готовые продукты материального мира. Для этого периода характерными были неупорядоченные половые сношения: каждая женщина принадлежала каждому мужчине, как и каждый мужчина - каждой женщине. Это - племенной период. Брачные отношения строятся без разбора родные, без учета степени родства. Допускались браки как по горизонтали, так и по вертикали - между родителями и детьми, между братьями и сестрами. Вполне понятно, что этому периоду не известны такие понятия, как брак, семья: ни семьи, ни брака здесь не существовало, а было племя как неделимый очаг.

Из этого первобытного состояния возникли две формы группового брака:

1. Кровноспоріднена семья.

2. Семья пуналуа - екзогамна.

Кровноспоріднена семья - первая ступень развития семьи. Это такая форма семьи, когда родственная группа (орда, поселок) поделена на разные слои поколений. Брачные связи строятся в пределах поколений. Между членами различных поколений брачные отношения запрещены, но в одном поколении они разрешены, несмотря на кровное родство. Итак, все братья и сестры, родные и бокового родства без ограничения живут вместе. Брачные связи здесь строятся по горизонтали и запрещаются по вертикали, то есть между родителями и детьми. Это было прогрессом, шагом вперед в развитии семьи. Родители живут в одном кругу, а дети во втором.

Братья и сестры - родные, двоюродные и т.д. - все считаются между собой братьями и сестрами и уже в силу этого мужьями и женами друг друга.

Родственные отношения брата и сестры на этой ступени развития семьи включают взаимные половые отношения как нечто само собой разумеющееся. Впоследствии, когда было запрещено брачные связи между членами одного родового слоя родственной группы, возникла семья пуналуа. Пуналуа - это уже вторая ступень развития семьи, когда не могут быть в супружеской связи не только родители и дети, но и братья и сестры.

Пуналуа языке жителей Гавайских островов означает "супружеский товарищ" - так называют мужчин имеют общих жен, и женщин, имеющих общих мужчин. Круг брачных (половых) связей еще более ограничивается. Это уже ограничение не только по вертикали, но и по горизонтали. Мужчины одной группы вступают в брачные (половые) связи с женщинами другой группы. Так возникает екзогамія, то есть позародове супругов. Группа сестер имеет общую группу мужчин, но из этой группы мужчин исключают их братьев, а из группы женщин исключаются сестры мужчин. При этой форме семьи все еще не известно - кто является отцом ребенка, но известно - кто ее мать. Хоть она и называет всех детей общей семьи своими и выполняет по ним материнские обязанности, и все же отличает своих родных детей среди других. Отсюда следует, что если существует групповой брак, то происхождение можно установить лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линия.

Никакого участия в хозяйстве женщин мужчины не брали в связи с тем, что они работали в другом роде и никакого отношения к имуществу женщины не имели. Они - члены другого рода (мужчины-пришельцы). Если умирала женщина, ее имущество переходило детям, сестрам, родителям - все они и составляли род. Такая семья называлась безбатьківською.

Мужчины приходили в этот род для брачного сожительства и не были родственниками. Браки внутри рода запрещались. Существовало "материнское право", конечно, не в прямом смысле этого слова, потому что на то время права как такового не было, а был род как первоначальный очаг родового строя, как часть племени.

Существование такой формы брака - не случайное явление, оно имело материальное основание. Этим основанием было коллективное домашнее хозяйство, в котором женщине отводилось ведущее место. Вокруг семьи создавалось крепкое домашнее хозяйство, мужчины занимались охотой, а весь груз домашнего хозяйства ложился на женщин, следовательно, они занимали в семье почетное и лидирующее положение. Эпоха матриархата существовала десятки тысячелетий.

По мере развития племенного жизни все ширшали понятие родства. Итак, расширялся и круг лиц, между которыми супружеские отношения были запрещены, труднее было найти себе женщину для таких отношений. За это мужчине приходилось жить с одной женщиной, хотя полигамия (многобрачие) принципиально не отрицалась.

Семья пуналуа все развивалась. В чем заключался этот развитие? Брачное круг начало все больше сужаться, и это привело к тому, что из него начали изыматься не только родные братья и сестры, но и двоюродные, а впоследствии - троюродные. Вот почему в условиях родового строя семью пуналуа меняет парная семья:

остается одна пока еще непрочно соединенная брачная пара, та молекула, с распадением которой брак вообще прекращается. Заслугу в образовании такого брака Энгельс приписывает женщине, которая в силу своего биологического развития (большей привязанности к определенной личности, что не является характерным для мужчин) - пыталась жить с одним мужчиной.

Парная семья вытеснила групповые супругов, медленно исчезали через запрет вступать в брак с кровными родственниками. С появлением парной семьи возникают похищение и покупка женщин. Это - внешний признак радикального переворота, произошедшего в глубинах группового брака. В основном несколько парных семей живут в одном доме, ведут совместное хозяйство, причем заправляют хозяйством не мужчины, а женщины, потому что во время бракосочетания мужчины переселяются к женщинам, а не наоборот.

Парная семья в условиях родового строя была неустойчивой, брак можно было легко разорвать, ибо он был основан на личных чувствах. Дети оставались с матерью. На этой ступени развития еще царит "материнское право" - ребенок получает от матери имя своего родового союза. Хозяйство принадлежало не парной семьи, а рода, и это был супружеский очаг, а не хозяйственный. Такую парную семью не следует путать с моногамией (единобрачие), ибо для того, чтобы парная семья развилась в прочную моногамную семью, нужны были иные причины, кроме тех, что существовали, а именно - необходима была действие общественных движущих сил.

Приручения, одомашнивания животных и их разведение создали неслыханные до того источники богатства, породив новые общественные отношения. Но кому принадлежали эти богатства, в частности в виде избытка продуктов? Сначала они, бесспорно, принадлежали роду. Расширение производства во всех отраслях: животноводстве, земледелии, домашнем ремесле - привело к тому, что человек смог производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для ее существования. Когда же появился избыток, то возникла потребность в его присвоении, и его начала присваивать парная семья. Вследствие этого парная семья претерпела существенных изменений. Весь излишек стал принадлежать в семье мужчине, поскольку он его создавал. Парная семья перестала быть брачным центром, а стала хозяйственным центром. Она получила независимое положение и этим самым противопоставила себя родовые.

В связи с накоплением богатства, что дало мужчине превосходство над женщиной, мужчина стремился использовать свое господствующее положение и изменить порядок наследования в пользу своих детей, а не на пользу потомков женского колена, как это было раньше. Но пока родовид шел от матери - такого изменения нельзя было ввести. Следовательно возникла потребность в изменении старого порядка, и в конце он был изменен в пользу родительской системы родословной и наследования.

Эта величайшая из революций, их понесло человечество, не могла произойти на основании какого решения в определенный момент исторического периода о том, что все будущие дети принадлежат к роду их родителей. Это был долгий процесс, в котором родовид материнского колена менялся на родословную от родителей в силу того, как родительская власть под влиянием новых экономических причин преобладала в семье. Матріархальна парная семья уступает место семье патриархальной, что вырастает из ее глубин.

Ф. Энгельс писал в своей работе, что свержение материнского права было всемирным историческим поражением женского пола. Мужчина захватил и в доме бразды правления, а женщина утратила свое почетное положение, была превращена в слугу, в раба его похоти, в простое орудие деторождения.

Патриархальная семья стала промежуточным звеном между парным супругами и моногамией. Это доказано трудами М. Ковалевского, который исследовал патриархальную семью, которая существовала у сербов и болгар.

После хозяйственного распада патриархальной семьи ее заменила моногамная (одношлюбна), основанной на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей. Происхождение детей от отца не подлежало сомнению. А это нужно для того, чтобы дети как прямые наследники вступали во владение имуществом отца. Моногамная семья отличается от парного брака крепкими супружескими связями, которые уже нельзя расторгнуть по желанию сторон. Теперь уже, как правило, только муж может расторгнуть брак и прогнать свою жену. Только он имеет право супружеской измены. Существование рабства рядом с моногамией, наличие молодых красивых рабынь, находящихся в полном распоряжении мужчины, придало моногамии с самого начала специфический характер, сделав ее моногамией только для женщин, а не для мужчин.

И совсем не случайно Энгельс в своей работе подверг анализу возникновения семьи, возникновение частной собственности и государства, поскольку частная собственность породила семью, а государство стало на защиту интересов частной собственности. Все эти формы обусловливают друг друга и не существуют друг без друга.

Энгельс отмечал, что моногамная семья вовсе не была плодом любви, она была формой семьи, в основе которой лежали экономические условия. Итак, подводя итоги, следует отметить, что в своей работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Энгельс достоверно доказал исторически переходный характер различных форм брака и семьи, показал, что изменения форм семьи и брака всегда были оговорены изменениями в материальной жизни общества, а положение мужчины и женщины в обществе определялось их положением и ролью в семье.

Так, семья основана на групповом браке, по мнению Энгельса, была результатом очень низкого уровня развития производительных сил, когда в силу этого люди вынужденно жили первобытной коммуной. Отношения, что складывались в такой семье между мужчинами и женщинами, со всеми привилегиями женщин, с господством "материнского права", определялись тем положением, которое занимали мужчина и женщина в первобытном обществе. Низкий уровень развития производительных сил обеспечивал удовлетворение только найобмеженіших потребностей человека, и вся деятельность первобытных людей направлялась на поиск средств существования. При этом в такой деятельности женщина имела ряд преимуществ над мужем, которые обеспечивали ей ведущее положение. В соответствии с естественным разделением труда по полу мужчина воюет, охотится и ловит рыбу, добывает пищу и вырабатывает необходимые для этого орудия; женщина работает дома и занимается приготовлением пищи и изготовлением одежды: варит, печет, шьет, обустраивает жилье. Она - хозяйка в доме, а поскольку домашнее хозяйство в первобытном обществе было общим, то женщина занимала ведущее положение в обществе. Такое господство женщины в обществе, а также то, что при имеющихся на то время брачных отношений она была единственно достоверно известным родителем молодого поколения, повлекло господства материнского права, то есть по матери определялось происхождения детей по материнской линии осуществлялось наследование.

Чем же объяснить, что в последующих общественных формациях, в основе которых была частная собственность на орудия и средства производства, женщина не только потеряла свое первоначальное положение, но и стала зависимой от мужа?

Достаточно распространенной в социологической науке является теория насилия. Так, дореволюционные ученые в своих работах отмечали, что с древности физическая сила ценилась очень высоко, и человек, который мог носить оружие, а следовательно, могла отстоять свое существование, признавалась обладателем жизнь. При таком положении вещей женщина должна была занять и видимо заняла место вещи, объекта права. В подтверждение этой теории ученые приводят древние способы заключения брака: похищение и покупка женщин и т.д.

Однако такое объяснение порабощения женщины не было научным, поскольку не могло отразить истинного положения вещей, указать правильные пути освобождения женщины.

Критикуя теорию насилия в создании классов, Энгельс показал, что никакое насилие не может появиться раньше, чем возникнет избыток продуктов производства, потому что для поддержания насилия нужен определенный аппарат - так же, как для осуществления самого акта насилия нужны определенные инструменты.

Следовательно, дело не в физиологических или физических достоинствах каждого отдельного индивидуума над другим, а в том, кто присваивает излишки производства, в кого они сосредотачиваются, кто может содержать аппарат насилия.

Таким образом, изменение положения мужчины и женщины в семье не может объясняться физиологическими различиями между полами, потому что они существовали с первых дней существования человечества и на протяжении довольно долгого периода доисторической эпохи не приводили к порабощения женщин мужчинами.

Объяснение надо искать только в изменениях материальной жизни общества, и Энгельс объясняет потерю женщиной ее первоначального господствующего положения в семье изменениями экономического положения семьи в обществе. Только на определенном этапе развития человеческого общества могли происходить те коренные изменения в положении мужчины и женщины, которые привели к порабощению последней.

Первое крупное разделение труда и выделение пастушьих племен, развитие земледелия, достижения в области производственной деятельности, увеличение ее объемов привели к тому, что рабочая сила стала способной вырабатывать значительно больше, чем было нужно для ее нужд. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых, а с появлением стад и накоплением других богатств в семье, в ней самой произошла революция. В связи с тем, что промысел всегда был делом мужчины, весь излишек, который давал промысел, доставался мужчине, и хотя женщина участвовала в потреблении его, но доли собственности не имела; в то время, как работа мужа стала более продуктивной, труд женщины оставалась непродуктивной, она лишь удовлетворяла насущные потребности семьи, но не создавала никакого богатства.

Разделение труда в семье остался неизменным, однако он полностью перевернул домашние отношения, которые существовали только потому, что разделение труда вне семьи стало другим.

Энгельс писал, что та сама причина, которая прежде обеспечивала женщине ее господство в доме - ограничение ее труда занятием домашней работой, - эта самая причина теперь утверждала господство мужчины в доме; домашняя работа женщины утратила теперь свое значение по сравнению с промышленной трудом мужчины; его труд был всем, ее работа-незначительным придатком.

Как отмечалось выше, Энгельс доказал, что причиной первого экономического закабаления женщины стало то, что она на фоне роста производственных сил оказалась отстраненной от общественного производительного труда, а ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер и стало частным делом каждой отдельной семьи. Собственника имущества (а таким стал человек) не могла сейчас удовлетворить существующая система родства по матери и обусловленная этим система наследования по материнской линии. У него появилось естественное желание оставить свое богатство в наследство своим, а не чужим детям, а этого можно было достичь лишь при единобрачия. Некоторые ученые склонялись к тому, что единобрачие воплощает высшие моральные принципы в равноправии супругов. Дореволюционные российские ученые считали, что единобрачие возникла с общим развитием культуры человеческого рода, когда преимущество половых инстинктов, униженное положение женщины сменились признанием его как личности.

Однако Энгельс показал, что переход от полигамии к моногамного брака обуславливался экономическими причинами. Добиться правового закрепления своей власти над женщиной мужчина смог лишь тогда, когда он экономически поднялся над ней.

Однако и женщина не добровольно отказалась от своих привилегий и преимуществ. Так, Энгельс писал, что единобрачие появляется в истории отнюдь не как примирение между мужчиной и женщиной и еще меньше, как высшая форма брака. Наоборот, она появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предыдущей истории антагонизме статей.

Вопрос о предмете, то есть о характере тех общественных отношений, которые подлежат регулированию, является основным при выделении любой отрасли права в самостоятельную.

Главный вопрос, который встает при изучении предмета семейного права: является ли семейное право самостоятельной отраслью права, входит гражданского права?

Из общей теории права известно, что вопросы предмета определяется характером отношений, которые им регулируются: если они специфические, самостоятельные - то такие отношения составляют самостоятельную отрасль права.

Вопрос о предмете семейного права является спорным, еще не решенным окончательно. Некоторые юристы считают, что семейное право является составной частью гражданского права, как, например, наследственное право, жилищное право и т.д. Чем обосновывается эта мысль?

Во-первых, обе отрасли регулируют одни и те же подобные правоотношения, то есть правоотношения на почве брака и родства (спор между супругами по поводу имущества, алиментные правоотношения) и личные отношения.

Во-вторых, поскольку и в гражданском праве регламентируются имущественные и личные неимущественные правоотношения, то нет оснований для разграничения этих отраслей, и таким образом семейное право является составной частью гражданского права.

Другие юристы (их большинство) считают, что семейное право - самостоятельная отрасль, которая принципиально отличается от других отраслей права. Они утверждают, что хотя объектом семейного права и является регулирование имущественных и личных неимущественных взаимоотношений, однако это не совсем обычные имущественные и личные отношения - они отличаются по своему характеру и имеют ряд особенностей:

1. Семейно-правовые взаимоотношения характерны своими источниками. Если гражданские правоотношения возникают, как правило, из договоров, то брачно-семейные отношения возникают из родства, брака, усыновления, и все имущественные отношения вытекают из личных. Эти правоотношения связывают не посторонних, а близких людей - родственников, супругов.

2. В первую очередь, семейные правоотношения - это личные неимущественные, и лишь во вторую очередь, они являются имущественными. Имущественные правоотношения вытекают из личных: есть родство, брак - есть имущественные отношения. А в гражданском праве 99% взаимоотношений - это имущественные отношения.

3. Семейные права и семейные обязанности нельзя отчуждать, передавать, покупать, продавать или дарить. Причем не только личные, но и имущественные. Нельзя, например, передать право на получение алиментов или же на воспитание детей. А в гражданском праве почти все имущественные отношения легко передаются (например, право на получение наследства).

4. Семейные правоотношения регулируются отдельным Кодексом о браке и семье Украины, был первым принят в нашей стране.

5. Процесс рассмотрения семейных дел отличается от рассмотрения гражданских, как существенно отличается и исполнение решений. (По делам о передаче ребенка на воспитание второму из супругов нельзя так легко выполнить решение, как решение, скажем, об отчуждении определенной вещи).

6. Семейно-брачные отношения в Украине во многих случаях регулируются нормами морали, а не только правовыми нормами. Это характерно только для семейного права.

Все это дает основания рассматривать эту отрасль права как специфическую, самостоятельную, имеет объектом личные и имущественные отношения, которые возникают на почве брака, родства и усыновления.

Предмет права - это содержание, главная суть определенной его специфической отрасли, что отличается от других отраслей права.

Бесспорно, чистых явлений в природе не существует. Но когда некоторые юристы считают, что для семейного права можно "одалживать" нормы, если их не хватает, из других отраслей права, то такой подход не является оправданным. В таких случаях дело надо решать по аналогии закона, а не нивелировать границы между разными отраслями права, которые должны быть четко очерчены.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что предметом семейного права является совокупность норм, которые регулируют личные неимущественные права и вытекающие из них, имущественные отношения людей, возникающие на почве брака и семьи. Подобным образом определяют предмет семейного права и наиболее известные в нашей стране специалисты в этой области такие, как Г. Матвеев, В. Рясенцев, Г. Свердлов, В. Бошко. Определив предмет семейного права, можно сделать вывод, что семейно-брачные отношения не могут находиться вне сферы регулирования права.

Говоря о семейном праве как о самостоятельной отрасли права, мы все же не можем не заметить, что оно связано с институтами гражданского права - особенно с наследственным, где основным видом наследования является наследование по закону, то имущество переходит от одних лиц к другим, связанных между собой брачными отношениями или родственными отношениями. И хотя лицо вправе в завещании лишить свою семью наследия, ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР устанавливает правило обязательности доли в наследстве для несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, нетрудоспособных жены, родителей. Следовательно можно говорить, что наследование в основном имеет семейный характер. В определенной степени семейное право связано с жилищным правом, где право на жилую площадь возникает не только из договора жилищного найма, а также с семейно-брачных отношений. Хотя понятие "член семьи" в семейном и жилищном праве не является тождественным, поскольку в семейном праве при определении члена семьи мы исходим из родства, брака (или усыновления), а в жилом имеет значение еще и совместное проживание. Принципы семейного права - это основные начала, руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется семейно-правовое регулирование общественных отношений. Одним из принципов семейного права является единобрачие (моногамия), то есть граждане могут одновременно состоять только в одном браке. Эта норма закреплена в ст. 25 Семейного кодекса (СК) Украины.

Принцип свободы и добровольности при заключении брака определяют ст. 51 Конституции Украины и ст. 24 СК Украины. Он означает, что выбор жены, мужа гражданами Украины осуществляется с их собственного желания. В то же время суть этого принципа в том, что государство гарантирует защиту интересов лица, право которого на свободный выбор жены, мужчины возбуждено.

Принцип свободы при заключении брака неразрывно связан с другим основным принципом семейного права - со свободой расторжения брака (ст. 105 СК Украины).

После Октябрьской революции, провозгласив первым Декретом свободу расторжения брака, государство, прежде всего, имела в виду предоставить женщинам, которые зарегистрировали брак в дореволюционный период, возможность выйти из-под жесткой власти мужа. Однако злоупотребление правом на развод несовместимо с интересами государства по укреплению семьи, улучшению дела воспитания детей, поэтому расторжение брака поставлено под контроль государства. И хотя как при судебном, так и при упрощенном административном (через государственные Загсы), расторжении брака свобода на развод сохраняется, но существует предотвращения самовільності в этих отношениях, если это наносит большой вред супругам или детям.

Четвертым принципом семейного права является принцип полного равенства мужчины и женщины в личных и имущественных правах. Это определяют ст. ст. 21, 24, 51 Конституции Украины и ст. 7 СК Украины.

Еще одним из важнейших принципов является принцип нравственности и материальной поддержки нуждающихся членов семьи. Правовое обеспечение этого принципа осуществляется алиментным обязательствам (п. 2 ст. 51 Конституции Украины, ст. 180 СК Украины), а именно: родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия, а совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителей. Кроме этого, супруги должны материально поддерживать друг друга в случае необходимости, а в случае отказа в такой поддержке тот из супругов, который нуждается в материальной помощи, имеет право на получение содержания от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить, в судебном порядке. Это право сохраняется и после расторжения брака.

Семейное право регулирует определенный круг общественных отношений и определяется базисом общества.

Образуя единую четкую систему, семейное право как самостоятельная отрасль является составляющей частью общей системы всего права.

Семейное право содержит ряд институтов, которые органично связаны между собой общими принципами.

Система семейного законодательства выражена главным образом в системе Семейного кодекса. Научное познание системы права включает познание закономерностей, формирование и взаимосвязь отдельных структурных частей. Система семейного права состоит из двух частей:

Общей и Особенной.

Общая часть содержит общие нормы, которые распространяются на все семейно-правовые отношения. К ним относятся: нормы о предмете, законодательство, цели и задачи, принципы, субъекты семейных правоотношений и др.

Особенная часть - это совокупность институтов, каждый из которых регулирует определенный вид семейных отношений. Система семейного права является специфической потому, что состоит из институтов, которых нет в других отраслях права. К основным из них относятся: брак (порядок регистрации и прекращения), правоотношения (правоотношения супругов, правоотношения родителей и детей, правоотношения других членов семьи), усыновление, опека и попечительство, регистрация актов гражданского состояния.

Следовательно, система современного семейного права - это структура, элементами которой являются семейно-правовые нормы и институты, размещенные в определенной последовательности.

Книга: Семейное право України / Гопанчук В.С.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сімейне право України / Гопанчук В.С.
2. 2.1. Первые декреты Советской власти по вопросам семьи и брака, первый семейный кодекс РСФСР, их значение
3. 2.2. Первые декреты о браке и семье в Украине
4. 2.3. Первый семейный кодекс Украины 1919 года
5. 2.4. Семейный кодекс 1926 года
6. 2.5. Изменения Кодекса УССР 1926 года в связи с изданием Закона от 27 июня 1936 года и Указа от 8 июля 1944 года
7. 2.6. Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье, Кодекс о браке и семье Украины
8. 2.7. Семейный кодекс Украины 2002 года
9. 3.1. Семья, родственность, свояцтво: понятие и юридическое значение
10. 3.2. Содержание семейных правоотношений
11. 3.3. Акты гражданского состояния
12. 4.1. Понятие брака
13. 4.2. Порядок заключения брака
14. 5.1. Понятие и случаи прекращения брака
15. 5.2. Расторжение брака в органах регистрации актов гражданского состояния
16. 5.3. Расторжение брака в судебном порядке
17. 5.4. Юридические последствия расторжения брака
18. 5.5. Режим отдельного проживания супругов
19. 6.1. Основания и порядок признания брака недействительным
20. 6.2. Санация брака
21. 6.3. Правовые последствия признания брака недействительным
22. 6.4. Права добросовестного супруга
23. 7.1. Понятие и общая характеристика личных правоотношений с участием супругов
24. 7.2. Виды личных неимущественных прав и обязанностей супругов
25. 8.1. Понятие права собственности супругов
26. 8.2. Развитие законодательства о праве собственности супругов
27. 8.3. Право супругов на общее имущество
28. 8.4. Раздельная собственность супругов
29. 8.5. Заключение супругами сделок относительно общего и раздельного имущества
30. 8.6. Раздел имущества супругов(часть 1,2)
31. 9.1. Понятие брачного контракта
32. 9.2. Заключение и содержание брачного договора (контракта)
33. 10.1. Алиментные обязательства супругов
34. 10.2. Алиментные обязательства бывшего супруга
35. 10.3. Лишение одного из супругов права на содержание
36. 10.4. Прекращение права одного из супругов на содержание
37. 11.1. Общие правила определения материнства и отцовства
38. 11.2. Определение происхождения ребенка от матери и отца, состоящих в браке между собой
39. 11.3. Определение происхождения ребенка, родители которого не состоят в браке между собой
40. 11.4. Признание отцовства по решению суда
41. 12.1. Порядок определения фамилии, имени, отчества и регистрация гражданства детей
42. 12.2. Права и обязанности родителей по воспитанию и развитию ребенка
43. 12.3. Разрешения споров, связанных с местом проживания детей
44. 12.4. Основания и последствия лишения родительских прав
45. 12.5. Порядок восстановления в родительских правах
46. 12.6. Отобрании детей от родителей без лишения их родительских прав
47. 13.1. Суть имущественных правоотношений в семье
48. 13.2. Права родителей и детей на имущество
49. 13.3. Обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей
50. 13.4. Способы и размер оплаты алиментов на детей
51. 13.5. Участие родителей в дополнительных расходах на ребенка
52. 13.6. Прекращение права на алименты
53. 13.7. Определение задолженности по алиментам и ее взыскание
54. 13.8. Обязанность отца, матери содержать совершеннолетних детей
55. 13.9. Обязанность совершеннолетних дочери, сына содержать родителей
56. 14.1. Понятие усыновления
57. 14.2. Лица, которые могут быть усыновлены
58. 14.3. Лица, которые могут быть усыновителями
59. 14.4. Условия усыновления и порядок его осуществления
60. 14.5. Тайна усыновления
61. 14.6. Недействительность усыновления
62. 14.7. Отмена усыновления
63. 14.8. Лишение усыновителя родительских прав
64. 15.1. Понятие и значение опеки и попечительства в семейном праве
65. 15.2. Установление опеки и попечительства
66. 15.3. Права и обязанности субъектов правоотношений по опеке и попечительства
67. 15.4. Прекращении опеки (попечительства)
68. 15.5. Патронат над детьми
69. 16.1. Личные неимущественные права и обязанности других членов семьи и родственников
70. 16.2. Имущественные права и обязанности деда, бабушки, брата, сестры, отчима, мачехи, пасынка, падчерицы
71. 16.3. Алиментные обязанности фактических воспитателей и воспитанников
72. 17.1. Правовое регулирование семейных отношений с участием иностранцев и лиц без гражданства
73. 17.2. Применение законов иностранных государств и международных договоров

На предыдущую