lybs.ru
Та же война с одних причин может в мире быть: чтобы свои и людськії обиды отвлечь. / Касиян Сакович


Книга: Суд, правоохранительные и правозащитные органы Украины / Маляренко


Суд, правоохранительные и правозащитные органы Украины / Маляренко

1.1. Понятие правоохранительного органа и правоохранительной деятельности
Понятие правоохранительного органа. Среди многих государственных органов правоохранительные имеют определенные юрисдикционные и организационные отличия от других органов государства. Юрисдикция правоохранительных органов заключается в полномочиях, которые делегированы государством и которые устанавливают объем их компетенции, способы рассмотрения и принятия решений, порядок их обжалования. Под правоохранительным органом понимают государственное учреждение (или государственную юридическое лицо), которая действует в системе органов власти и выполняет на основе закона государственные функции (властные, организационно-распорядительные, контрольно-проверочные и т.д.) в различных сферах внутренней и внешней деятельности Украинского государства. В Законе Украины "О государственной защите работников суда и правоохранительных органов" представлен перечень правоохранительных органов, к которым, в частности, относятся:

органы прокуратуры;

органы внутренних дел;

органы службы безопасности;

военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины;

таможенные органы;

органы охраны государственной границы;

органы и учреждения исполнения наказаний;

органы государственной налоговой службы;

органы государственной контрольно-ревизионной службы;

органы рыбоохраны;

органы государственной лесной охраны;

другие органы, которые осуществляют правоприменительные или правоохранительные функции (ст. 2).

В состав юрисдикции правоохранительных органов входят взаимосвязанные элементы, а именно: охрана и защита права, восстановления нарушенного права, прекращения или рассмотрение нарушения права, выявления или расследования преступлений. По закону правоохранительного органа принадлежит такой государственный орган, предмет деятельности которого законодательное зафиксировано как его задачи или функции именно охранного назначения, хотя в названии это может и не отражаться. Правоохранительные функции или задачи в основном зависят от участия того или иного органа в охране (поддержании) правопорядка. Правопорядок - объективная потребность развития государства и общества. Его обеспечение должно происходить в пределах законности. Поддерживают правопорядок ежедневным соблюдением, исполнением, использованием и применением норм права участниками правовых отношений. Участие в таких отношениях уполномоченного органа налагает на него исключительно важную ответственность. Для правоохранительного органа правопорядок уже сам по себе представляет высший уровень необходимости. Привлечение ним правонарушителя к ответственности только из соображений целесообразности содержит опасность. Для правоохранительного органа недопустимо обосновывать нарушение правопорядка политическими, технократическими или другими интересами. Например, действия ответственных должностных лиц при прокладке транспортных магистралей без соблюдения норм экологической безопасности или организация публичных мероприятий без соблюдения порядка их проведения могут обусловить негативные последствия, в том числе - совершение преступлений.

Поддержание правопорядка и пресечение правонарушений возложена на компетентные государственные органы (прокуратуру, органы внутренних дел, налоговую милицию, органы Службы безопасности Украины), для которых деятельность по поддержанию правопорядка, предупреждения правонарушений, дознание и расследование преступлений является обязательным и заключается в неотложном и адекватном реагировании на факты неисполнения или ненадлежащего исполнения требований правовых норм со стороны юридических или физических лиц. Мотивацию правонарушений, в частности незнание правовых норм и т.д., могут учитывать в характере реагирования, но ее не может быть признано основанием для неприменения соответствующих мер по пресечению правонарушений. В процессе деятельности по пресечению правонарушений осуществляют правомерное воздействие (реагирование на условия и причины правонарушений, разъяснение процессуальных прав и обязанностей, информирование правонарушителя и его микросреды о последствия правонарушения и т.д.). Вместе с тем недопустимыми являются противоправные действия по отношению к правонарушителям со стороны сотрудников правоохранительных органов в виде угроз, угроз, побоев и т.п.

Восстановление нарушенного права - приоритетная задача в действиях правоохранительных органов. Речь идет о системе правомерных действий, к которым принуждают физическое или юридическое лицо, своими действиями обусловила убытки или любые другие негативные последствия, по их возмещению. Для этого предусмотрена процедура отмены незаконного решения, принятого государственным (или правоохранительным) органом, установлен порядок восстановления нарушенных правоотношений, возмещение морального или материального вреда, закреплены компенсационные выплаты за неправомерные действия правоохранительных органов и т.д.

Правоохранительные действия тесно связаны между собой. Они образуют целостную правоохранительную деятельность, в которой охрану правового порядка осуществляют органы внутренних дел, защита национальной безопасности - органы Службы безопасности Украины, расследование преступлений - органы досудебного следствия, восстановлении нарушенного права - органы государственной исполнительной службы. Деятельность правоохранительных органов является публичной, многоплановой. Каждый из указанных органов соответствует, в пределах наделенных полномочий, за собственный вклад в совершенствование его деятельности, ежедневные контакты с гражданами, помощь им в выполнении конституционных обязанностей.

Итак, правоохранительный орган - это юрисдикционный орган, уполномоченный государством осуществлять в установленном законом порядке функции или задачи по охране права, охраны правопорядка, расследования или предотвращения нарушений права, восстановления нарушенного права, защите национальной (государственной) безопасности, поддержания правопорядка, обеспечения состояния законности.

Понятие правоохранительной деятельности. Потребность в определении правоохранительной деятельности возникла вследствие того, что в Конституции Украины провозглашено: Украина является "социальное, правовое" государство, среди органов которой все больше возникают параллельные, внешне идентичные функции и задачи контроля, защиты и охраны прав человека, интересов гражданского общества и самого государства (ст. 1). Она взяла на себя обязанность охранять человека и общество от негативных проявлений, социальных отклонений. Человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаны наивысшей социальной ценностью (ст. 3). Решение проблемы жизнеобеспечения человека, ее охрана и защита как высшей социальной ценности имеет много составляющих, относящихся к различным отраслям права, к различным видам юридической практики. Понятие правоохранительной деятельности широко используют в правовой и социально-политической литературе. Однако оно не обоснованно, хотя законодательство о статусе правоохранительных органов, функции, задачи и конкретные направления их деятельности, полномочия отдельных органов и должностных лиц достаточно развиты. В учебной литературе нечетко определены признаки правоохранительной деятельности, не разграничены понятия правоохранительной деятельности и специальной правоохранительной деятельности, иногда правоохранительную деятельность не отличают от судебной и правозащитной.

По количеству субъектов и значимости в государстве правоохранительная деятельность занимает значительное место и постоянно привлекает внимание органов власти, политических партий, средств массовой информации, общественности. Правоохранительная деятельность - многоаспектная. Политическими, управленческими и правовыми средствами ее направлено на блокирование социальных отклонений, локализация социальной напряженности или правовых конфликтов. Сложную систему правоохранительной деятельности реализуют в различных видах правоприменительных действий, а именно: правоустанавливающих, правозабезпечувальних, правопримушувальних и правовідновлювальних.

Указанные виды правоохранительных действий уполномочены осуществлять органы прокуратуры, органы досудебного следствия и дознания, органы юстиции. Правоустанавливающие и правопримушувальні действия могут осуществлять органы службы безопасности, налоговой милиции и таможенные органы.

Структурно в системе правоохранительной деятельности относятся следующие направления:

а) деятельность по обеспечению охраны участников уголовного судопроизводства;

б) деятельность органов прокуратуры;

в) деятельность по выявлению, предотвращению и расследованию преступлений;

г) деятельность по защите государственной (национальной) безопасности, государственной границы и охраны правопорядка.

Каждое направление правоохранительной деятельности имеет существенные особенности. Этим объясняют наличие так называемых "силовых структур", субординацию внутри правоохранительных органов, определенных организационных и информационных связей между ними, автономное, то есть независимое друг от друга, ведомственное регулирование оперативной деятельности и управления.

В Украине по действующему законодательству возможна только государственная правоохранительная деятельность. Негосударственную правоохранительную деятельность не предусмотрено, хотя участие граждан в охране правопорядка и государственной границы является достаточно развитой и регламентированной.

Правоохранительной деятельности присуща взаимодействие между государственными органами различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Но несмотря на множественность ее субъектов, такая деятельность имеет единый, целостный характер. Целостное выполнение правоохранительной функции в государстве образовано системными усилиями уполномоченных органов с выявления или расследования правонарушений, восстановления нарушенного права, защиты правопорядка, надзора за соблюдением законности, активной и целеустремленной взаимодействием в процессе этой деятельности и координацией между уполномоченными органами.

Правоохранительная функция государства заключается в обеспечении конституционного порядка, национальной безопасности; она предопределяет состояние законности, актуализирует охрану конституционных прав человека и гражданина и восстановления неправомерно нарушенных прав. Признаки правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность является разновидностью применения права за временем, пространством и кругом лиц. В законе установлен порядок применения норм, стадии, процедуры, последствия его невыполнения.

Основной признак правоохранительной деятельности заключается в ее свойства охранять права физического или юридического лица публично установленными процедурами (публичный характер деятельности).

Социальная ценность такой деятельности заключается в положительном влиянии на правовое поведение человека (групп людей) с помощью использования разрешений, предписаний, запретов или реализации юридической ответственности. Следовательно, она является своеобразным охранным инструментом государства.

Деятельность уполномоченных органов способна положительно влиять на человека, мотивировать его правомерный способ поведения, применяя к правонарушителям правомерное принуждение.

Поэтому противодействие правоохранительной деятельности является нежелательным, а в определенных случаях, предусмотренных законом, недопустимо. Лиц, которые препятствуют правомерному правоохранительной деятельности, может быть привлечено к ответственности.

Сущность охраны заключается в том, что она является способом деятельности уполномоченного органа, которого лишены права действовать иначе чем на основе закона или выходить за пределы предоставленных полномочий. В процессе правоохранительной деятельности, может быть использовано только официальные (официальная информация) и правомерны (правомерным путем установлены факты и т.д.) средства воздействия на юридическое или физическое лицо в отношении движимого или недвижимого имущества или неимущественных прав, которые им принадлежат.

Инструментарий правоохранительной деятельности используют при решении различных вопросов государственной жизни. Вместе с тем в деятельности государственных органов и их должностных лиц правоохранительные действия, которые они должны выполнять, могут быть не основным, а производным (вспомогательным) задачей. Например, подавляющая часть действий и задач, которые выполняют должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях (органы санитарно-технического контроля, пробирного надзора, горного надзора, надзора за охраной труда и т.п.), являются управленческими или организационными, а не правоохранительными. Вместе с тем правоохранительные органы обязаны выполнять действия, имеющие упорядкувальне, консультативное, а не охранное назначения. Например, на органы налоговой службы, которые выполняют определенные правоохранительные действия, по Закону Украины "О государственной налоговой службе Украины" возложена задача формировать и вести Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единый банк данных о плательщиках налогов (юридических лиц), а также разъяснять законодательство по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов (ст. 2 Закона).

Таким образом, положительное влияние на физические или юридические лица являются имманентным признаком, публичным способом взаимодействия между властью и человеком, что провозглашено Конституцией и законами Украины.

Вторым признаком правоохранительной деятельности является процедурный характер деятельности (процессуальная признак).

Она указывает на то, что способы осуществления правоохранительной деятельности состоят из специально установленных юридических процедур, таких как подача иска, подачи заявления о правонарушении или о преступлении, представление обращения, опрос, допрос и т.д. Нарушение должностными лицами правоохранительных органов установленных процедур признают существенным нарушением процессуального законодательства. В основном это влечет за собой признание действия правоохранительного органа неправомерной. О важности соблюдения процедуры правоохранительных действий свидетельствует также и то, что во время массовых репрессий 30-х годов нарушения законности происходило именно в виде упрощения процедур и появления чрезвычайных правоохранительных органов.

Все процедуры правоохранительного назначения являются формально определенными. Например, процедуры обращения граждан к государственным учреждениям по вопросам защиты собственного права, по вопросам привлечения к уголовной ответственности, по решению трудовых споров, доставления нарушителя для составления протокола об административном правонарушении и т.д подробно описаны в соответствующих законах, положениях, инструкциях. Характерным признаком правоохранительных процедур является то, что они имеют протокольную форму. Это означает, что любое процессуальное действие (возбуждение уголовного дела, допрос, обыск, задержание подозреваемого, предъявление обвинения и т.п.) должен протоколироваться, при этом требования до составления акта или протокола являются одинаковыми для всех участников уголовного, гражданского судопроизводства или производства административных правонарушений.

Это касается и требований к составлению процессуальных актов другими субъектами охраны, а именно прокурора, следователя, органа дознания и т.д.

Итак, процедурная (процессуальная) признак правоохранительной деятельности указывает на формальную определенность такой деятельности и недопустимости его нарушения.

Третьим существенным признаком правоохранительной деятельности признают статусную (профессиональную) признак лица, которая является уполномоченным государством субъектом такой деятельности. Осуществлять мероприятия по охране права, восстановления нарушенного права, выявления и расследования преступлений, поддержания правопорядка должен только компетентный, профессионально подготовленный, процессуальное уполномоченное государством должностное лицо, которое лишено права занимать любую другую должность или заниматься другой деятельностью (кроме научной и творческой) и делегировать свои полномочия другому лицу.

В полномочиях должностного лица следует различать их характер, объем и предел. Характер полномочий каждого субъекта правоохранительной деятельности адекватный предмету его профессиональных задач; он предусматривает перечень прав и обязанностей должностного лица по выполняемой правоохранительной деятельности. По характеру выполняемых полномочий следует разграничивать прокурорские, следственные, оперативные, дізнавательські, нотариальные, исполнительные и контрольно-проверочные правоохранительные действия. Право осуществлять такие действия не может передаваться (делегироваться) другому должностному лицу. Нотариус, например, не имеет права осуществлять прокурорские или следственные действия. Для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела проверочные документы должны быть переданы органа прокуратуры или органа дознания, которые должны рассмотреть вопрос по существу и принять решение. В соответствии с компетенцией должностные лица издают соответствующие акты (приказы, постановления, предписания, протесты, протоколы).

Сущность статусного признака состоит в том, что решения, которые принимает уполномоченное лицо, подлежат пересмотру по особым, определенным в законе обстоятельствами. В правоохранительной деятельности достаточно распространено правило преюдиційності, по которым установлены уполномоченным лицом юридические факты или правоотношения а priori являются истинными, а потому решение по этому поводу не подлежат пересмотру другими правоохранительными органами. Эти юридические факты могут быть пересмотрены только при соблюдения опять же определенных процедурных правил (следственные документы могут быть пересмотрены лишь по мотивированному представлению прокурора или обоснованным обжалованием адвоката, а акт проверки налогового органа может быть оспорен в судебном порядке).

Объем полномочий зависит от должности, которую занимает лицо, ее государственного (профессионального) ранга или специального звания. Полномочия руководителя органа (службы) всегда шире, чем у подчиненного лица, объемы выполняемой работы и полномочий не всегда пропорциональны. Назначение правоохранительной деятельности сложилось исторически, оно функционально определено пределами компетенции правоохранительных органов и должностных лиц. В зависимости от этого различают виды компетенции (общей, территориальную и ведомственную). Согласно пределов своей компетенции должностные лица издают соответствующие акты, которые действуют в определенной области (например, на железной дороге, в области охраны природы, в охране государственных финансов и т.п.).

Кадры правоохранительных органов формируют преимущественно из юристов или лиц, которые имеют специальную подготовку. На заказ правоохранительных органов ежегодно к ним на работу направляют значительное количество граждан с высшим юридическим образованием. Повышение эффективности правоохранительной деятельности во многом зависит от совершенствования системы воспитательной и социальной-психологической работы с личным составом правоохранительных органов.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это государственная правомерная деятельность, заключающаяся в воздействии на поведение человека или группы людей со стороны уполномоченной государством должностного лица путем охраны права, восстановления нарушенного права, прекращения или рассмотрения нарушения права, выявления или расследования с обязательным соблюдением установленных в законе процедур для этой деятельности.

Книга: Суд, правоохранительные и правозащитные органы Украины / Маляренко

СОДЕРЖАНИЕ

1. Суд, правоохранительные и правозащитные органы Украины / Маляренко
2. 1.2. Понятие специальной правоохранительной деятельности и специального правоохранительного органа (службы)
3. 1.3. Понятие судебной и правозащитной деятельности
4. 1.4. Предмет дисциплины \"Суд, правоохранительные и правозащитные органы Украины\". Ее место среди других юридических дисциплин
5. 2.1. Общая характеристика правового регулирования деятельности суда, правоохранительных и правозащитник органов
6. 2.2. Классификация нормативно-правовых актов о деятельности суда, правоохранительных и правозащитных органов
7. 3.1. Направленность и эффективность судебной и правоохранительной деятельности
8. 3.2. Нравственность и эффективность деятельности суда и правоохранительных органов
9. 3.3. Координация правоохранительной деятельности
10. 4.1. Правосудия, его признаки и принципы осуществления
11. 4.2. Судебная система Украины
12. 4.3. Органы судейского самоуправления
13. 5.1. Судья - носитель судебной власти. Гарантии независимости судей
14. 5.2. Избрание судей и прекращения их полномочий
15. 5.3. Аттестация и дисциплинарная ответственность судей
16. 5.4. Правовая и социальная защита судей
17. 6.1. Местный суд - основное звено системы судов общей юрисдикции
18. 6.2. Председатель местного суда
19. 6.3. Организация работы местного суда
20. 7.1. Порядок избрания, состав и полномочия апелляционных судов
21. 7.2. Председатель апелляционного суда и его заместители
22. 7.3. Судья апелляционного суда
23. 7.4. Организация работы апелляционных судов
24. 8.1. Виды военных судов, порядок их избрания, состав и общие полномочия
25. 8.2. Военный суд гарнизона. Председатель военного суда гарнизона
26. 8.3. Военный суд региона, Военно-Морских Сил) и его полномочия. Председатель военного суда региона, Военно-Морских Сил)
27. 8.4. Организация работы военных судов
28. 8.5. Особенности статуса судей военных судов
29. 9.1. Место Верховного Суда Украины в судебной системе. Его полномочия, состав и порядок избрания
30. 9.2. Пленум Верховного Суда Украины. Президиум Верховного Суда Украины
31. 9.3. Председатель Верховного Суда Украины и его заместители
32. 9.4. Судья Верховного Суда Украины
33. 10.1. Высшие специализированные суды
34. 11.1. Статус Конституционного Суда Украины. Его состав и полномочия
35. 11.2. Порядок назначения судей
36. 11.3. Председатель Конституционного Суда Украины и его заместители
37. 11.4. Организация работы Конституционного Суда Украины. Аппарат Конституционного Суда Украины
38. 12.1. Правовые основы деятельности Высшего совета юстиции Украины
39. 12.2. Организация деятельности Высшего совета юстиции Украины
40. 13.1. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
41. 13.2. Функции прокуратуры
42. 13.3. Система прокуратуры и организация ее работы
43. 13.4. Акты прокурорского реагирования
44. 13.5. Кадры органов прокуратуры

На предыдущую