lybs.ru
Связать себя по рукам и ногам легче всего собственным языком. / Леонид Сухоруков


Книга: Судебные и правоохранительные органы (конспект лекций ЛНУ)


Судебные и правоохранительные органы (конспект лекций ЛНУ)

1. Предмет и система курса “Судебные и правоохранительные органы” и его соотношение с другими учебными дисциплинами.

2. Понятие и признаки правоохранительной деятельности Правоохранительные функции.

3. Понятие, признаки и система правоохранительных органов Украины.

4. Законодательство, регулирующих основы организации и функционирования судебных и других правоохранительных органов.

1. В отличие от многих других курсов юридических дисциплин - уголовного, административного, трудового, права и т.д., основой которых является определенная отрасль права, курс “ Судебные и правоохранительные органы” нет такой основы. Этот курс основывается преимущественно на базе тех или иных правовых институтов, как институты судоустройства, статуса судей, оперативно-розыскной деятельности, а также положений тех или иных отраслей права, в частности конституционного, административного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, трудового и права социального обеспечения.

Следовательно, предмет курса “Судебные и другие правоохранительные органы” составляют правовые институты и нормы указанных отраслей права.

Предмет данной дисциплины составляет изучение сведений относительно нормативно-правовой базы, основных принципов, организации, задач, функций, полномочий и основных направлений деятельности государственных органов, осуществляющих судебную и иную правоохранительную деятельность, а также негосударственных организаций, призванных содействовать реализации правоохранительной функции государства.

Предмет данной учебной дисциплины имеет тенденцию к расширению. Это происходит за счет как появления новых правоохранительных органов или существенной реорганизации ранее существовавших, но не считались правоохранительными, так и расширения и более детальной законодательной регламентации отдельных направлений правоохранительной деятельности.

Специфика предмета курса “Судебные и другие правоохранительные органы” проявляется в том, что он является комплексным учебным курсом, объединяет, обобщает и синтезирует правовые институты и нормы различных отраслей права.

Собственно поэтому учебная дисциплина “ Судебные и правоохранительные органы” изучается наряду с другими правовыми дисциплинами и тесно с ними взаимосвязана.

Базой, основой этого курса является конституционное право Украины, которое определяет первичные принципы организации и функционирования судов, прокуратуры и других правоохранительных органов, их место и роль в государственном механизме, их взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти.

Конституционное право является основой для принятия других НПА, детально регулирующих систему, структуру, состав судебных и правоохранительных органов, их задачи, функции, полномочия.

Тесная взаимосвязь прослеживается и с административным правом, поскольку на судебные и правоохранительные органы возлагается обеспечение законности и правопорядка в сфере управленческой деятельности, в том числе охраны общественного порядка и государственной безопасности.

Нормы, регулирующие организацию и функционирование судебных и правоохранительных органов являются базовыми для таких отраслей права как уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, хозяйственно-процессуальное.

Материальное и социальное обеспечение работников судебных и правоохранительных органов регулируется нормами права социального обеспечения, вопросы кадрового обеспечения этих органов, дисциплинарной ответственности работников судебных и правоохранительных органов урегулированы нормами трудового права.

Систему курса “Судебные и правоохранительные органы” составляют следующие разделы:

1. “Общие положения”, где изучаются вопросы предмета, метода и системы этой учебной дисциплины, основных понятий, которыми оперирует данная дисциплина, законодательство о судебные и правоохранительные органы.

2. “Судебная власть. Суд и правосудие. Судоустройстве Украины”, где рассматриваются положения о место, роль и содержание судебной власти в Украине, правосудия, судоустройства и статуса судей.

3. Вопросы организации деятельности и правового статуса других правоохранительных органов( в частности прокуратуры, органов МВД, СБУ, ГНА, органы по вопросам исполнения наказаний, военной службы правопорядка в ВСУ и др.)

4. Правовой и социальной защите работников судебных и правоохранительных органов.

5. Составляют нормы, регулирующие отдельные направления правоохранительной деятельности.

6. Освещаются вопросы организации и функционирования отдельных государственных и негосударственных органов, в частности, Высшего совета юстиции, Министерства юстиции Украины, органов государственной исполнительной службы, а также адвокатуры и нотариата и других органов.

2. Одной из ведущих функций государства является обеспечение охраны прав и законных интересов граждан, физических и юридических лиц от противоправных посягательств, обеспечения принципа законности, а также охраны установленного в государстве правопорядка. Собственно, каждая из этих задач как раз и выполняется с помощью правоохранительной деятельности, что реализуется соответствующими органами государства.

Понятие правоохранительной деятельности принято различать в узком и широком значениях. Это касается и понятия правоохранительный орган.

Итак, в широком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность

всех государственных органов и негосударственных организаций по обеспечению соблюдения прав и свобод граждан, их реализации, обеспечения законности и правопорядка. В узком смысле правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных органов (государственных и негосударственных) с целью охраны прав и свобод граждан, правопорядка и обеспечение законности, что реализуется в установленной законом форме и пределах полномочий, предоставленных этим органам.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Правоохранительная деятельность носит властный характер, который заключается в реализации от имени государства и на основании предоставленных ею полномочий, соответствующими органами и должностными лицами, их предписания являются обязательными для адресатов.

2. Правоохранительная деятельность реализуется не в любом порядке, не любым способом, а лишь с применением законных мер воздействия к правонарушителям в установленной форме.

3. Правоохранительная деятельность имеет правоприменительный характер, не принимаются новые юридические нормы, а применяются уже существующие. Действия и результаты действий субъектов правоохранительной деятельности направлены на других субъектов права, создавая, изменяя или прекращая их права и обязанности .

4. Реализация правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные органы, которые, для выполнения правоохранительных функций, государство наделяет средствами и материальными ресурсами.

3. Вопрос определения понятия “правоохранительные органы” является дискуссионным в юридической литературе. Одни ученые считают, что этим понятием охватываются все государственные органы хотя бы в некоторой степени наделенные правоохранительными функциями. Другие предлагают рассматривать этот вопрос в широком( все государственные органы, которые наделены определенными полномочиями в области контроля за соблюдением законности и правопорядка) и узком (государственные органы, специально созданные для обеспечения законности и правопорядка, борьбы с преступностью, осуществляют такую деятельность в установленных законом формах и которым предоставлены полномочия применять предусмотренные законом меры принуждения) понимании.

В правоохранительные органы традиционно относят органы прокуратуры и милиции. Анализ действующего законодательства показывает, что в соответствующих законах, где речь идет о статусе соответствующих органов прямо названы правоохранительными только три, а именно СБУ( Закон Украины “О Службе безопасности Украины”,ст.1), Управление государственной охраны Украины (ст.11 ЗУ” О государственной охране органов государственной власти и должностных лиц”) и Военная служба правопорядка( ст.1 ЗУ О Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины).

Несколько иной подход к определению правоохранительных органов применен в Законе Украины “ О государственной защите работников суда и правоохранительных органов” В ст.1 этого Закона прямо указано, что это органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, органы и учреждения исполнения наказаний, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы, которые осуществляют право применимы и правоохранительные функции.

Этот перечень противоречит нормам других законов Украины( вспомнить каким именно), а также имеет некоторые внутренние противоречия.

Понятно также, что органы государственной исполнительной службы, судебной экспертизы, нотариата, адвокатуры, которые подчинены Минюсту, как и само Министерство, не имеют полномочий относительно выполнения правоохранительных функций. Однако с другой стороны, деятельность Министерства юстиции И адвокатуры непосредственно связана с деятельностью правоохранительных органов.

и юридических лиц, законности и правопорядка путем применения принудительных из

2 . Правоохранительные функции

Правоохранительные функции - это основные направления воздействия на любые случаи нарушения прав и законных интересов физических мероприятий в установленной законом форме.

Правоохранительные функции разделяют на :

- главные

- второстепенные и вспомогательные.

Главные непосредственно связанные с борьбой с преступностью. К ним относятся:

1. профилактическая ( то есть предупреждение правонарушений, которые влекут за собой административную или уголовную ответственность);

2. защитная (защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц);

3. охранная (охрана общественной безопасности, общественного порядка, собственности);

4. оперативно-розыскная;

5. расследования преступлений;

6. судебного рассмотрения дел;

7. рассмотрения дел об административных правонарушениях

8. исполнение приговоров, решений, определений и постановлений судов, постановлений органов дознания и досудебного следствия и прокуроров.

К второстепенным и вспомогательным функциям относятся:

1. контрольная (надзорная);

2. разрешительная;

3. правороз'яснювальна;

4. аналитическая и/или методическая;

5. информационная;

6. нормотворческая ( с правом издания актов межведомственного характера);

7. координационный.

3. Следовательно, правоохранительным есть орган, который наряду с профилактической, осуществляет еще одну или несколько перечисленных главных функций, которые являются определяющими в его деятельности.

К правоохранительным органам можно отнести ( с точки зрения выполнения ими указанных функций):

А) судебные;

Б) прокуратуры;

В) милиции;

Г) налоговой милиции;

Д) СБУ;

Е) Управление государственной охраны;

Есть) Пограничных войск;

Ж) Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины;

С) дознания государственной таможенной службы;

Ы) дознания государственного пожарного надзора;

И) Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний.

Признаки правоохранительного органа:

1. выполнение профилактической и еще одного или нескольких главных функций;

2. необходимость особого организационного, правового, кадрового, материально-технического, финансового, информационного, научного и иного обеспечения.

3. к работникам этого органа законом предъявляются специальные требования относительно деловых и моральных качеств, уровня образования, отсутствия судимостей и т.д.

4. работники правоохранительных органов пользуются повышенным социальным и правовым защитой.

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО , ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКАМИ КУРСА “СУДЕБНЫЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ “

С целью обеспечения реализации правоохранительной деятельности государство формирует систему правовых норм, которые объективируются наружу в таких источниках права как НПА.

Сложность познания курса “Судебных и правоохранительных органов” заключается в необходимости изучения большого количества НПА , являющихся источниками различных отраслей права. Если учитывать только законы, акты Президента и Кабинета Министров Украины, то их уже насчитывается более ста.

Особенностью курса “Судебные и правоохранительные органы” как раз является отсутствие единого базового НПА, как, скажем, в Уголовном праве, Уголовно-процессуальном праве, гражданско-процессуальном и т.д.

Чтобы обеспечить максимально эффективное изучение курса “Судебные и правоохранительные органы” в юридической литературе принято классифицировать НПА по двум критериям:

1. юридическим:

а) по юридической силе;

б) по субъекту принятия ( государственный орган принял и в каком порядке.

ПО юридической силе высокое место в иерархии НПА принадлежит Конституции Украины. В контексте изучения дисциплины “Судебные и правоохранительные органы” первостепенными являются положения, содержащиеся в разделах II -“Права, свободы и обязанности человека и гражданина”, VII- “Прокуратура”, VIII- “Правосудие”, XII “Конституционный Суд Украины”.

На основании ст.9 Конституции Украины второе место в системе НПА по юридической силе занимают международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Они не могут противоречить Конституции Украины, но заключение международных договоров, которые ей противоречат возможно после внесения предыдущих изменений к Конституции. Среди них : Всеобщая декларация прав человека , Европейская Конвенция по правам человека 1950г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г, Конвенция против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания от 10.12.1984 р.Ратифіковано 26. 01.1986 г., Конвенция о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г., ратифицировано 10.11.1994 г.( с оговорками), Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам от 20.04.1959 г. Ратифіковано16. 01.1998 г.

Законы Украины, среди которых следует выделить, во-первых законы, принятые референдумом. Особое место занимают решения Конституционного Суда Украины.

Далее идут постановления ВРУ, указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения КМУ, правовые акты ВР АРК, ведомственные и межведомственные приказы, положения, инструкции и др.

II. По смыслу НПА делятся на:

1) акты общего характера

2) акты о суде, правосудии и судоустройстве.

3) Акты о статусе отдельных правоохранительных органов

4) Акты о социальной и правовой защите сотрудников правоохранительных органов

5) акты об отдельных направлениях правоохранительной деятельности

6) акты о органы и учреждения , деятельность которых непосредственно связана с деятельностью правоохранительных органов.

Книга: Судебные и правоохранительные органы (конспект лекций ЛНУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Судебные и правоохранительные органы (конспект лекций ЛНУ)
2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В УКРАИНЕ. СУД И ПРАВОСУДИЕ.
3. ЛЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ( ПРИНЦИПЫ ) ПРАВОСУДИЯ ( СУДОПРОИЗВОДСТВА ).
4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ
5. Суды общей юрисдикции в Украине.
6. Апелляционные суды
7. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ УКРАИНЫ
8. Высший совет юстиции. Органы судейского самоуправления. Государственная судебная администрация
9. ПРОКУРАТУРА В УКРАИНЕ
10. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ

На предыдущую