lybs.ru
Хоть волк линяет, но нрав не меняет. / Левко Боровиковский


Книга: Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)


35 [код 3], и на разрывание Орфея вакханками, и еще кто знает на что [код 4 → ∞]: “.../Гренуй/ вылил на себя содержимое этой бутылочки и вдруг засиял неземной красотой. На мгновение они, словно от огня, шарахнулись от него с благоговением... Но тотчас же почувствовали, что отпрянули только для того, чтобы наброситься на него, что их набожность превратилась в страсть, а изумление - в восторг. Они почувствовали непреодолимую тягу к этой человека-ангела. Ангел излучал неудержимое притяжение, которому ни один человек не могла сопротивляться, тем более что никто не хотел сопротивляться, ибо то притяжение было их нескрываемым желанием: туда, скорее к нему!.. Люди окружили Гренуя, двадцать, тридцать человек, и сужали круг все сильнее. И вот обруч уже не вмещал всех, они начали давить, відпихати, выталкивать друг друга, каждый хотел дотянуться до середины... Они бросились на ангела, навалились на него, сбили с ног. Каждый хотел прикоснуться к нему, урвать себе хоть кусочек от него, хоть крыло, хоть перышко..., іскрину его чудесного огня. Они сорвали с него одежду, выдирали волосы, содрали кожу с тела, обскубли его, вп'яли когти и зубы в его мясо, напав на него, как гиены... Вот блеснул нож, второй нож, посыпались удары, кромсая тело, зазвенели топоры, с треском разрубая суставы и кости. В кратчайшее время ангела было разложено на тридцать, и каждый член этой стаи, ухватив себе кусок, забирался подальше, гонимый похотливой жаждой, и пожирал его. За полчаса Жан-Батист Гренуй до последней косточки исчез с лика земного. Когда каннибалы, закончив трапезу, снова собрались у костра, никто не проронил ни слова... Убийство или другой никчемный преступление каждый из них, будь то мужчина или женщина, уже совершил за свою жизнь. Но сожрать человека?.. Они думали, что на такое кошмары не будут способны никогда и ни за что. И удивлялись, как легко это им далось, и что при всей неудобства они не испытывали даже намека на нечистая совесть. Наоборот! В животе, правда, было немного тяжеловато, зато совсем легко на сердце. В их мрачных душах вдруг зашевелилось что-то приятно-светлое. А на лицах появился девичий, нежный отблеск счастья. ... Они чрезвычайно гордились собой. Они впервые совершили нечто из любви[Зюскинд].

Итак, казалось бы, все литературные произведения гіперрецептивного постмодернизма, да еще и с его ориентацией на массового читателя36, должны хорошо восприниматься широчайшим целом. Но реально немало постмодернистских художественных текстов вряд доступны многим его реципиентам (читателям и/или пользователям компьютеров), а есть кругом чтения прежде всего немногочисленных интеллектуалов, в частности - профессионалов-литературоведов. То есть и постмодернизм, пришедший на смену модернизму, ничего не смог поделать против общей тенденции “увеличение дистанции между культурами экспертов и широкой общественности” (Ю.Хабермас)37, между элитарным и массовым читателем.

Правда, литература постмодерна - понятие далеко не однородное как в концептуальном, так и в эстетическом смысле. В ней, в частности, заметны “прозрачный” и “темный” стиле (как в свое время в провансальских трубадуров, сторонников “ясной” [trobar leu] и “замкнутой” [trobar clus] манер творчества). Вот, например, перечень жанровых разновидностей сочинений М.Павича (который, по моему мнению, тяготеет прежде всего к “темного стиля”, “замкнутой манеры”, в отличие от тех же Эко и Зюскинда): “Хазарский словарь” - это роман-лексикон, “Последняя любовь в Цареграді” - роман-пособие для гадания на картах таро, “Внутренняя сторона ветра” - роман-клепсидра38, “Пейзаж, нарисованный чаем” - это роман-кроссворд, сборник “Стеклянная улитка” - это рассказы из сети интернет...”39. Недавно появился очередной произведение писателя - “Звездная мантия”, который тоже получил неожиданное жанровое определение - “роман-астрологический справочник”. Поэтому закономерно возник вопрос: “Господин Павичу, а вы сами не считаете, что придумываете книги, слишком сложные для обычного читателя...?” И хотя мастер слова за словом в карман не полез: “Мои книги очень популярны - их уже прочитали около пяти миллионов людей. Это отвергает мысль о том, что книги Милорада Павича слишком сложными” (Л+,13), читая его произведения, думаешь немного иначе.

Думаю, Павлин несколько ошибается или лукавит: прежде всего, даже если эти подсчеты верны, то он сравнивал тиражи своих книг с тиражами ныне модных детективов, “фéнтезі” или женских романов? Или с тиражом одного “Имени розы” - 10 млн. экз.? К тому же, существует понятие литературной моды40, а талантливый сербский писатель в интеллектуальных кругах многих стран мира сейчас не просто модный, а культовый.

Другое дело, что читать Павича действительно интересно. Согласен, “гимнастика ума” - один из разновидностей интеллектуальной наслаждения: то во время противопоставление “мужского” и “женского” версий “Хазарского словаря”, то во время наблюдения “переливания” мнения автора и читателя в “клепсидрі” романа “Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандра”, что его нужно читать с обоих концов (как конспект экономного студента, который записывает два предмета в один тетрадь с обоих его концов). Согласен также, что сейчас некоторые интеллектуалы презрительно морщатся даже при употреблении словосочетания “линейное письмо”. Но речь идет именно о интеллектуалов (как минимум - квазіінтелектуалів), а не о массового читателя.

Поэтому считаю, что “общедоступность” литературы постмодернизма - это один из ее мифов, возможно, интенция некоторых писателей, но никак не ее абсолютная реализация. Кроме того, интернет литературе в эстетическом смысле пока что

Книга: Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)
2. 5, как к міметúчності, так и к безудержной...
3. 10, монтажом заимствованных из текстов-доноров цитат,...
4. 21. Перечень можно продолжить. Как справедливо...
5. 23. Как это похоже на описание библиотеки аббатства в “Имени...
6. IV. Бегство в несерьезности? Следующей характерной...
7. V. “Високоброва низькобровість”|“низькоброва...
8. 35 [код 3], и на разрывание Орфея вакханками, и еще кто...
9. 41 не конкурент, так что слухи о ее смерти слишком...
10. 44, то сейчас трансформация художественного произведения...
11. 45? А, если нет Будущего (ведь Истории - конец),...
12. 49. Хотя, возможно, это от уже упомянутого іронізму. Но...
13. 4. Кстати, с чисто методической точки зрения лит-ра пост-м, с одной...
14. 19. Понятие інтертекстуальності (по крайней мере, в рус. лит-знавстві)...

На предыдущую