lybs.ru
Ребенок рождает родителей. / Станислав Ежи Лец


Книга: Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)


4. Кстати, с чисто методической точки зрения лит-ра пост-м, с одной стороны, дает учителю прекрасную возможность для проверки, закрепления, повторения и систематизации лит-ного мат-лу, изученного в течение всех лет обучения (ведь в постм-ских произведениях есть реминисценции и аллюзии фактически из всех лет-них суток и направлений), но, с другой стороны, требует от словесника как основательной филологической подготовки, так и углубленной работы с учащимися на всех без исключения этапах обучения. Если, скажем, ученики плохо усвоили лит-ру эпохи Просвещения и/или романтизма, повесть Зюскинда “Запахи” они или не поймут вовсе, или воспримут поверхностно. Особенности преподавания лит-ры постм-м - тема отдельного серьезного разговора.

5. Трудно согласиться с мнением, что “постмодернизм не отличается ни от чего, кроме как от модернизма, который непосредственно ему предшествовал” (Затонский Д.В. Постмодернизм в историческом интерьере // ВЛ, 1996. - № 3), поскольку он готов к рецепции модернизма так же, как и любого другого художественного явления. Другое дело, что, по формуле Ю.Тинянова, внук скорее заимствует что-то у деда или племянник у дяди, чем сын у отца: так и постм-зм является значительно более активным реципиентом, скажем, романтизма (в лоне которого возникли исторический роман /В.Скотт/ детектив /Е.По, что их очень любят постм-ти), чем модернизма. Та же тенденция и в отношении “исторического антуража” постм-ких произведений: им чаще бывают Античность и Средневековье, чем Новые времена.

6. Но исследователь фактически опровергает свою же мысль: “...Чуть ли не каждая утопия получала свое антагонистическое отображения. И недавно произведения Т.Мора, Т.Кампанелли, К.А.Сен-Симона, Ш.Фур'є и “Мы” Є.Замятіна, “О дивный новый мир” О.Гакслі, “1984” Дж.Орвелла твердо стояли с разных сторон оси мировоззренческих координат. А сейчас все они определенным образом уже “одну сторону...” (Затонский Д.В. Постмодернизм: Гипотезы возникновения // ИЛ, 1996. - №2). Почему? Потому что постмодернизм - “по ту сторону” утопий и антиутопий, по ту сторону всех “разных сторон”.

7. Якимович А.К. Культура ХХ века // Культурология. ХХ век: Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997(далее - [К]). - С.222.

8. Правда, по мнению Д.Наливайка, постм-зм и деконструкция, по крайней мере в США, уже отходят в тень, а место лидера занимает т. н. “новый историзм”. Ситуация напоминает погоню двух котят за хвостом друг друга: они бегают по кругу, а толку мало. Наши литераторы за счастье должны назваться постм-мы, “их” же - стремятся к основам чего-то похожего на реализм, от которого у нас сейчас тщательно открещиваются. То от какой литературоведческого наследия мы отказываемся?

9. Дж.Р.Серль. “Перевернутое слово” (рец. на кн.: Jonatan Culler. On Deconstruction: Theory and Critisism after Structuralism. Cornell University Press, 307 pp.).

10. Ср. название предисловия к повести П.Зюскінда “Запахи или История одного убийцы”: Белоцерковец Наталья. Гениальная компиляция // Вселенная, 1993. - № 11-12. (Далее - [Зюскинд]).

11. Хотя и эта мысль не нова: еще в 1910-х гг. идею “искусства без творчества” стал воплощать авангардист Марсель Дюшан, который принимал бытовые вещи (сушилку для бутылок, писсуар и т.д.), ставил на них чье-то имя и экспонировал на художественных выставках.

12. Палімсéст (гр. palimsēston /biblion/ - заново зіскоблена /книга/) - рукопись на пергаменте сверху смытого или зискобленого текста; палімсести были распространены до начала книгопечатания. (Здесь - произведение-реципиент в котором заметен, “проступает” влияние произведения-донора).

13. Центóн (лат. cento - одежда или одеяло из разноцветных кусочков) - букв-ный произведение (чаще - стих), составленный из отрывков других произведений. Был особенно популярен в эпоху Барокко.

14. Пастíш (пастíччо) (итал. pasticco) - букв-ный или музыкальное произведение-реципиент, состоящий из фрагментов, заимствованных из разных произведений-доноров.

15. Колáж (фр. collage - букв. ‘наклейки’) - прием в изобразительном искусстве, по которым на определенную основу наклеивают фотографии, различные материалы, которые отличаются цвету и фактуре; произведение, выполненное таким способом. Сам по себе К. может быть и оригинальным (например, К. Пикассо), но все больше и больше колажуються чужие произведения, стоит вспомнить К. Параджанова на тему “Моны Лизы”, которые выставлялись в Киеве.

16. Эко выдвинул интересную концепцию (“Средние века уже начались”, 1973), где сравнил наши времена с эпохой Средневековья.

17. А бедняга-Теренций, один из самых талантливых драматургов Рима, был даже сочувственно назван Юлием Цезарем “полу-Менандром” (“dimidiatus Menander”).

18. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна // Литература плюс, 1998. - № 2. - С.8.

Книга: Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)
2. 5, как к міметúчності, так и к безудержной...
3. 10, монтажом заимствованных из текстов-доноров цитат,...
4. 21. Перечень можно продолжить. Как справедливо...
5. 23. Как это похоже на описание библиотеки аббатства в “Имени...
6. IV. Бегство в несерьезности? Следующей характерной...
7. V. “Високоброва низькобровість”|“низькоброва...
8. 35 [код 3], и на разрывание Орфея вакханками, и еще кто...
9. 41 не конкурент, так что слухи о ее смерти слишком...
10. 44, то сейчас трансформация художественного произведения...
11. 45? А, если нет Будущего (ведь Истории - конец),...
12. 49. Хотя, возможно, это от уже упомянутого іронізму. Но...
13. 4. Кстати, с чисто методической точки зрения лит-ра пост-м, с одной...
14. 19. Понятие інтертекстуальності (по крайней мере, в рус. лит-знавстві)...

На предыдущую