lybs.ru
Последователи скорее простят вождю отсутствие принципов, чем успехов. / Андрей Коваль


Книга: Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)


19. Понятие інтертекстуальності (по крайней мере, в рус. лит-знавстві) ввел Михаил Бахтин в 1924 г. (Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. Работы 1920-х годов. - К., 1994), а сам термин - французская постструктуралістка Юлия Крістева (1967).

20. Современное зарубежное литературоведение” - М., 1996. - С.3.

21. “...Нужен был следователь. Лучше всего - англичанин (інтертекстуальна цитація)” [Эко,612]. Эта цитата интересна еще и тем, что подчеркивает запланованість (а не спонтанность) “інтертекстуального цитирования” в лит-ре постм-м.

22. Борхес Х.Л. Дом Астеріона // Вселенная, 2000. - № 1-2. - С.23.

23. Борхес Х.Л. Вавилонская библиотека // Борхес Х.Л. Проза разных лет. М.: Радуга, 1984. - С.80.

24. Бесконечность - характерный признак лабиринта и особенно его осовремененного разновидности - різóми (специфической сетки, что нет начала/конца, центра/периферии, входа/выхода) - емблематичних фигур философии и эстетики постм-м.

25. Способность и стремление не только к реминисценциям из других лит-ных произведений или заимствования из “навкололітер-ного” дискурса, но и к рецепции не собственно беллетристического (в этом случае - “парфюмерно-технологического”) материала, тоже отличает гіперрец-во лит-ры постм-омп от интертекст-те других лет-них суток. Кроме того, гіперрец-во лит-ры постм-омп по степени интенсивности и производительности принципиально превосходит все заимствования, лит-ра знала до того. Образно говоря, семантически близкие понятия “гіперрец-сть” и “интертекст-сть” (общая сема - ‘заимствования’) соотносятся друг с другом примерно так, как понятие “бриз” и “шквал” (общая сема - ‘движение воздуха’).

26. Ліалá - псевдоним итальянской писательницы Лианы Негретті (1897-1995), популярной в 30-40-е годы.

27. “1997 года франкоязычный журнал “L'Hebdo” (Лозанна, Швейцария) опубликовал результаты опроса литературных критиков из 18 стран. Им было предложено определить десятку лучших современных писателей. Каждый имел возможность назвать не более десяти имен. В итоге список возглавил Габриэль Гарсиа Маркес, второе место занимает Милан Кундера, третье место разделили Джон Апдайк и Умберто Эко...” [Вселенная, 2000. - №1-2. - С.146].

28. “Симулáкр (фр. - стереотип, псевдоріч, пустая форма) - одно из ключевых понятий постм-ской эстетики, занимающее в ней место, что в классических эстетических системах принадлежит художественному образу. С. - образ отсутствующей действительности, правдоподобная копия, лишенное подлинника, поверхностный, гіперреалістичний объект, за которым нет никакой реальности... Эстетика С. знаменует собой триумф иллюзии над метафорой, опасный энтропией культурной энергии. Шизоидное, истерически параноидальный стереотипы раннего постм-м меняются на эстетическую меланхолию и ипохондрию. Сравнивая культуру конца ХХ в. с сонной осенней мухой, Бодрийяр указывает на риск деградации, истощения, “схода со сцены”, которые затаились в эстетике С.” [К,423].

29. Как-то один из писателей XIX в. ужасно оскорбил своего коллегу, назвав его позорно-унизительным прозвищем “клей и ножницы”. Раньше за такое прозвище можно было наложить головой на дуэли, сейчас же это - ведущий принцип искусства, ведь без клея и ножниц трудно делать коллаж или клип. Воистину, все течет...

30. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989. - С.388.

31. Bart J. The literature of Replenishment. - Athlantic Monthly, jan. 1980, pp.65-71.

32. Похожие тенденции прослеживаются не только в лит-ре: “Искусствоведы рассматривают постм-зм как новый художественный стиль, отличный от неоавангарду возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии” [К,349].

33. Tsvetan Todorov. Viaggio nella critica americana // Lettera, 1987, № 4, р.12. Эко назвал эту метафору Тодорова “злой”, я бы отметил другую ее черту - меткость.

34. Казак Стефан. Проблема национальных традиций романтизма в “Энеиде” Котляревского // Славіа орієнталіс, 1970.- № 2 [цит. по кн.: Ткачук М. Художественный мир “Энеиды” Котляревского. - Тернополь, 1994].

35. Собственно, раздирали (и съедали) живого козла, который на этих культовых праздниках “замещал” собой Діонíса (рим. Вáкха - отсюда “вакхáнки”, “вакханáлія”) [подробнее см.: Тема, 2001. - №4].

36. Сравн.: “Постм-ские принципы философии маргинализма, описательности, безоціночності ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. Постм-зм отказывается от дидактически-профетичних оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности ... связан с новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. Антитез/а/ высокое - массовое искусство... не воспринимается эстетикой постм-омп как актуальна” [К,350].

37. Подробнее о взглядах одного из ведущих западных культурологов на современное состояние культуры см.: Habermas J. Modernity. An Incomplete Project // The Anti-Aesthetics. Essays on Postmodern Culture. Port Townsend; Wash., 1986.

38. Клепсидра (гр. klepsidra) - водяные часы.

39. Первый писатель Третьего тысячелетия // Литература плюс, 1999. - № 17-20. - С.1. Далее - [Л+].

40. А модные книги часто покупают, увы, совсем не для чтения. Говорят, одна “интеллектуалка” заявила, что уже прочитала “Детей Арбатова”. Поэтому, наверное, ему лучше было принять формулу “их купили около пяти миллионов людей”.

41. Сравн.: “Павича называют первым писателем Третьего тысячелетия, но сам он тянется не в будущее, а в прошлое, к рапсодів, аедів, Гомеру, к той литературе, которая была до книг, а значит сможет выжить в постгутенбергівському мире, когда - и если - их снова не будет” [Л+, 17-20,с.13]. Кстати, в Эко есть работа с говорящим названием - “От Интернета до Гуттенберга”.

42. Павич М. Хазарский словарь. Роман-лексикон на 100 000 слов. - Львов: Классика, 1998. - С. 71-72.

43. Зубрицкая М. Дискурс ограниченной и неограниченной интерпретации: Дискуссии вокруг романа Умберто Эко “Маятник Фуко” // Эко У. Маятник Фуко. - Львов, 1998. - С.630.

44. Так, Бодлер возмущался, когда в его шлифованных произведениях издатель менял даже одну-единственную запятую.

45. В его статье “Конец истории?” (1989), которая наделала шуму в Западном мире, речь шла о том, что человечество в своем развитии остановилось, признав западную демократию самым совершенным (а следовательно - последнее) типом общественного устройства (именно тогда советский строй был провозглашен “неудачным экспериментом, который длился 70 лет” и стал намечаться развал СССР). Правда, Фукуяма закончил статью не так уж и пессимистично (правда, опять, как и в заголовкові, на всякий случай спрятавшись за знак вопроса): “Возможно, ... перспектива многовековой скуки вынудит историю стартовать снова?”.

46. См., например, работы М.Артамонова “История хазар” (на которую, кстати, ссылается сам Павич в “Хазарском словаре”), Л.гумилева “Древняя Русь и Великая степь” и др.

47. Первый во всемирной лит-ре образ “естественного человека” - это весьма симпатичный дикарь Пятница с просветительского романа “Робинзон Крузо” Д.Дефо (ХVІІІ ст.).

48. “...Я разбудил в себе медієвіста от зимней спячки и отправил копаться в собственном архиве. Монография 1956 года по средневековой эстетике, сотня страниц 1969 года на ту же тему, занятия средневековой культурой в 1962 году, в связи с Джойсом; наконец, в 1972 году - большое исследование об Апокалипсисе и о иллюстрации к толкованию Апокалипсиса Беата Лієбанського: одним словом, мое средневековья поддерживалось в боевой готовности. Я выгреб кучу материалов - конспектов, ксерокопий, подъемников. Все это добиралось начиная с 1952 года...” [Н,604]. Итак писатель Эко “одолжил” у медієвіста Эко почти 30-летний научный стаж и доработок. Вот тебе и “игровая”, “ироничная” поэтика постмодернизма! И здесь каждый экспромт - “рояль в кустах”.

49. “Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре”. - СПб.: Азбука, 1999. - С.56-57.

50. Сравн.: “Я сел перечитывать средневековые хроники. Учиться ритму, наивности” [Н,608].

51. Ср. красноречивое название статьи В.Агеєвої: “будет Ли постмодерн золотым веком классики? [Л+, № 2, с.4-5].

© Aerius, 2004




Текст с

Книга: Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Юрий Иванович Ковбасенко Литература постмодернизма: По ту сторону разных сторон (2004)
2. 5, как к міметúчності, так и к безудержной...
3. 10, монтажом заимствованных из текстов-доноров цитат,...
4. 21. Перечень можно продолжить. Как справедливо...
5. 23. Как это похоже на описание библиотеки аббатства в “Имени...
6. IV. Бегство в несерьезности? Следующей характерной...
7. V. “Високоброва низькобровість”|“низькоброва...
8. 35 [код 3], и на разрывание Орфея вакханками, и еще кто...
9. 41 не конкурент, так что слухи о ее смерти слишком...
10. 44, то сейчас трансформация художественного произведения...
11. 45? А, если нет Будущего (ведь Истории - конец),...
12. 49. Хотя, возможно, это от уже упомянутого іронізму. Но...
13. 4. Кстати, с чисто методической точки зрения лит-ра пост-м, с одной...
14. 19. Понятие інтертекстуальності (по крайней мере, в рус. лит-знавстві)...

На предыдущую