lybs.ru
Личное счастье зависит от счастья народа. / Максим Рыльский


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Упадок Египта

Религиозные реформы Эхнатона. Мировое могущество Египта воздержалась более века. Сын и наследник Тутмоса III, Аменхотеп II (1447-1420 гг. до Хр.), долгое время был співрегентом отца и продолжал его счастливое правление. Вш исправлялся в Сирию, чтобы подавить бунт тамошних князш, получил светлую победу, взял в плен 500 выдающихся сирийских вельмож и вывез большую добычу - 1660 фунтов всяких драгоценностей. Главных виновников восстания повесил на своих кораблях головами вниз, а затем их тела распял на стенах Фив. Позже эти кровавые трофеи выслал в Нубии, чтобы распространить спасен озлобление среди черных племен. В бою сам лично шел на врага, а еще был большим силачом - никто не имел силы натянуть его лук.

По нему занял престол Т^тмос IV. Про этого фараона есть рассказ, что он однажды, уставший ловлями, уснул в тени Большого сфинкса. Во сне явился ему бог Солнца, образом которого был Сфинкс, и приказал откопать свое подобие с шску, что им был вокруг засыпан. Князь исполнил это, и за то боги отдали ему власть над Египтом. Он также воевал в Азии и заключил тесный союз с государством Митанни более Евфратом.

Аменхотеп ПИ (1405-1370 гг. до Хр.) удерживал дальше живые связи с азиатскими государствами. Сохранилась его переписка с обладателями Вавилона, Ниневии, Митанни и Кипра. Нашли его в 1880 г. в развалинах дома Тель-эль-Амарна. Было в нем более 300 писем, написанных на глиняных табличках вавилонским клинописью. Аменхотеп также обращал пристальное внимание на Нубию. Когда тамошние племена подняли бунт, он уладив большой поход, дошел до четвертой катаракты и завел порядок в этой провинции.

Большие перемены наступили в Египте заАменхотепаІУ (1370-1352 гг. до Хр.). Это древнейшая фигура во всей истории Египта. Когда все другие фараоны зорко берегли древние традиции, он пытался провести коренные реформы; когда другие обладатели вели трезвую и реальную политику, он оказался мечтателем и фантастом. Его дорадницями были его мать и женщина, с которыми он всегда выступал публично. Большое влияние на него оказал также жрец Еє - муж его бывшей мамки. Аменхотеп неохотно занимался войной и другими государственными делами, а всей душой погрузился в жрецьку теологию.

Египетские жреческие коллегии различных святынь рассматривали тогда внимательно вопрос, что такое божество [таи какова его суть. Самые светлые умы пришли к убеждению, что божество - это высочайший дух, из которого берут начало все вещи. Весь мир, люди, природа - все существует изначально только в Божьей мысли, затем божество именно здшснює свои планы. Дух Божий ведет также Египетскую державу, дает ей провод руками фараона, помогает ей в победе. Когда растет Египет, растет также божье царство.

Аменхотеп проникся теми взглядами, развил их и свел в единую систему. Только одно божество имело быть господином Египта - божество, что всем управляет и все обнимает. Аменхотеп решился устранить все прежние божества, а на их место ввести культ одного бога - бога Солнца, который в давние времена назывался Атон. Свою идею он проводил решительно и безоглядно. Устранил почитание всех других богов, какими бы они не были. Не пощадил даже прежнего патрона Египта - Амона, а даже преследовал его еще больше, чем других. Всюду, во всех святынях, гробницах и т.д фараону сторонники усердно вырубали из надписей и затирали Амонове имя. Чтобы назверх показать свой разрыв с древней религией, [фараон] изменил даже свое имя, потому что в нем было упоминание о Амона (Аменхотеп - значит «Амон является удовлетворен»), |и] убрал новое имя Е х н а т о н, что означало «милый Атоне». Своему богу фараон ставил новые святыни - в Египте, Нубии, Сирии и даже основал новый город, ему посвященное, - Ахет-Атон, «Горизонт Атона» (ныне Тель-эль-Амарна).

В честь своего божества Эхнатон составлял благочестивые гимны: «Как хорошо, когда ты засияешь на крае неба, ты, живущий Атоне, что жил перед веками! Когда взойдешь на восточном крае неба, каждую страну виповнюєш своей красотой. Ибо ты есть красивый, большой и блестящий, ты стоишь высоко над землей. Твое лучи занимает все земли, все, что ты создал. Ты есть Ра, и ты пленил их всех, ты в'яжеш их своей любовью. Хоть ты далеко, твои лучи всегда над землей. Хоть ты высоко вверху, твои стопы творят день!»; «Когда ты заходишь на западном краю неба, то мир лежит во тьме, словно мертвый. Они спят в своих комнатах, их головы закрыты, их носы затканные, и один не видит друга. Расхищают их добро, что лежит под их головами, и они об этом не знают. Каждый лев выходит из своей пещеры, все гадюки начинают кусать. Царит темнота, молчит мир. Ибо то, что их создал, на крае неба ушел на покой»; «Ты в моем сердце, никто не знает тебя, только твой сын Эхнатон. Ты посвятил его в свои планы и в свою силу. Мир в твоей руке, так, как ты его создал. Когда ты сходишь, живут люди, когда заходишь - умирают. Ибо ты сам есть жизнь, и тобой живем, все глаза смотрят на твою красоту, пока ты зайдешь... Когда ты создал землю, ты уладив ее для твоего сына, что вышел из тебя самого, - повелителя, живущего правдой, господина обеих стран, сына Ра, обладателя корон, Эхнатона, жизнь которого есть длинные, - и для большой королевской Жены, его любимой, госпожа обеих стран Нефер-не-фру-Атон, которая живет и цветет вечно...»

Так все свои силы и соревнования Эхнатон посвящал распространению культа своего божества. Но вместе с тем он запускал все государственные дела. Особенно это отразилось на мировой политике Египта. Когда подведены народы почувствовали, что ослабела рука, которая держала их в повиновении, [они] начали восставать. Первой восстала Сирия. Это была вина самого фараона. Он не заботился о том, чтобы поддерживать своих азиатских союзников. Король хеттов с сожалением писал до Эхнатона, почему он не отписывает ему письма. Но фараон не поддерживал переписку даже с египетскими наместниками в Сирии. Начальник заставы в Біблосі писал письмо за письмом к своему повелителю, указывал на опасное положение, просил военной помощи, но не получал ничего. Это равнодушие фараона использовали семитские князья и начали готовиться к вооруженному выступлению против своих завоевателей. В самом Египте также начали шевелиться недовольные элементы, особенно духовенство, недовольное радикальными реформами обладателя. Над могучей державой собирались грозные тучи.

Но Эхнатон не добачав опасности. Он жил счастливо, в своем идеальном мире, вдивлений в восходы и закаты Солнца, в раздумьях над естеством божества, и спокойно закончил жизнь [в] 1358 г. до Хр., оставляя в одних память еретика и нищителя богов, в других - философа и борца за правду.

От Тутанхамона до Рамзеса II. Реформы Эхнатона не удержались долго. Сразу по его смерти фиванские жрецы вызвали ворохобню против приверженцев Атона и в борьбе победили. Главный офис культа Атона, Ахет-Атон, было беспощадно разрушено, так что не осталось камня на камне. Все святилище бога Солнца упали, и имя его уничтожили во всех надписях. Богом Египетского государства стал снова Амон. Новый фараон, зять Эхнатона, имел сначала имя Здесь-анк-Атон («живой образ Атона»), но, идя за волной реакции, изменил его наТут-анк-Амон - «живой образ Амона»1. Это тот фараон, гробница которого с огромными сокровищами, что на протяжении веков оставались ненарушенными в подземелье, в 1922 г. открыла английская экспедиция.

Несколько лет в Египте продолжалась внутренняя борьба, появлялись различные претенденты на престол. Наконец постоянный порядок завел фараон Хоремхеб (1350-1315 гг. до Хр.) из княжеского рода с Алабастронполя, который еще раньше отличился как храбрый офицер и полководец. Свое управление Египтом он начал с того, что вернул всюду почитания древних богов. «Он ставил заново святыни от багон дельты до Нубии; он приказал готовить новые статуи богов, более многочисленные, чем прежде». Он пристально заботился о том, чтобы восстановить повсюду памятники древних богов, уничтожены «бунтовщиком с Ахет-Ато-на», и больше всего покровительствовал культу Амона. Фіванській святыни он вернул все древние сокровища и прибыли и даже назначил для нее отдельные прииски золота в Нубии. Жрецы Амона ликовали победе своего божества: «Горе тому, кто против тебя выступит! Твой город стоит, а тот, кто тебя зацепит, погибнет. Позор тому, кто против тебя согрешает в какой-либо стране. Солнце того, кто тебя не познал, зашло, а тот, кто тебя знает, светит. Святыня того, кто наступил на тебя, лежит разрушена в темноте, но вся земля живет в твоем свете!»

Хоремхеб издал новые законы для Египта и оповестил их на памятной каменной таблице высотой 5 м и шириной 3 м. Особенно острую борьбу он вел с перекупством1 чиновников. Когда, например, екзекуторові доказывали [его] надужиття, как казнь обрезали ему нос и ссылали в далекой крепости в арабской пустыне. Фараон назначил чиновникам высокую зарплату, чтобы они не имели причины обогащаться нечестными способами. Он старался преподнести урядничий состояние, не раз уладжував банкеты для чиновников и сам лично говорил к ним. За владение Хоремхеба государство пришла опять к внутреннему благосостоянию, и уже последующие фараоны могли подумать о военных походах и підбої.

Особую славу снискал себе Р а м с е с II (1292-1225 гг. до Хр.) - наиболее рыцарский из египетских властителей. Хеттский король Муваталлис организовал против Египта целую коалицию, в которую вошли короли Нагарини, Каркемиша, Кадета, Алеппо и другие достопримечательности снрійські князья Соединенная армия доходила до 20 000 человек. Рамзес взыскал много наємників, особенно из Нубии, и довел свое войско до той самой численности. Свои силы он разделил на четыре корпуса, которые получили имена главных богов - Амона, Ра, Птаха и Сутеха (Сета. - Ред.).,

До главного боя пришло под Кадесом в 1288 г. до Хр. Это была первая битва в мировой истории, о которой остались подробные описания. Фараон намеревался добыть Кадеш и подвигался со всей армией вдоль Оронта. Он был уверен, что ему повезет захватить неожиданным нападением этот «ключ» к Сирии*, потому вражеского войска нигде не было видно. С корпусами Амона и Ра вия неосторожно выдвинулся вперед, так что потерял контакт с остальными армии. Под самым Кадесом застали его враги, разбили вполне отделы Ра и обступили вокруг королевский лагерь. Фараон знайшовся2 в крайней опасности, ибо другие корпуса были далеко на полдень, не знали ничего о бое и не могли ему оказать помощи. Но Рамзес не потерял холодной крови, использовал слабое место в линии врага, ударил туда и пробился до южного войска. Сначала помощь дали ему какие-то новобранцы, что тянулись за его отделами. Они ударили на хеттов, что именно грабили королевские обозы, и сделали среди них замешательство. Потом подоспел корпус Птица и окончательно решил бой в пользу египтян. Рамзес выразил чрезвычайную храбрость в бою. Египетские памятники описывают красочными словами, в какой опасности был фараон и как он своей отвагой и осознанностью победил врага. Песни воспевали его рыцарство.

Но все-таки кампания не удалась: Рамзес не смог освоить всю Сирию. Исправлялся он еще раз до Палестины, получил некоторые крепости, но не мог дать совета хеттам. Должен рішитися на мир. У1272 г. до Хр. обе стороны подписали перемирие. До наших времен дошел текст этого важного условия, старой, которую знаем в полной основе. Начало было такое: «Договор, что его великий князь Хеттії, могучий Хаттусіліс, сын Мурсіліса, могущественного великого князя Хеттії, и внук Суппілуліумаса, могущественного великого князя Хеттії, на серебряной таблице составил для Рамзеса II, могущественного великого властелина Египта, сына Сети i, могущественного великого властителя Египта, и внука Рамзеса И, могущественного великого властелина Египта, добрый договор мира и братства, что заводит между ними мир на вечные времена». Главные пункты условия были такие: оба обладатели зарекаются всякой войны между собой, подтверждают давние условия и заключают оборонительный союз против всех врагов, должны вместе наказывать мятущихся подданных и выдавать взаимно политических беглецов, но должны обращаться с ними гуманно. Два відписи этого договора спрятались на стенах святыни, третий, в клинописі, найдено на глиняной табличке в Богазкьолі в Малой Азии.

Для подкрепления дружбы Рамзес взял в жену дочь Хаттусіліса. Сам хеттский король приехал в гости в Египет, и египтяне дружелюбно приветствовали его военную жену, с которой недавно сводили упорные бои.

Рамзес III. Неудачи в Сирии указывали на то, что мировое значение Египта уже подходит к концу. Не можно уже было думать о дальнейшие підбої. Египет от агрессивной политики еще больше переходил к оборонной, Удовлетворился дотеперішніми землями и был доволен, как приходилось ему их спрятать в целости. Но и это не приходило легко.

Началось время больших путешествий народов. Взбудораженные волны переселения все сильнее били в границы Египетского государства. На Средиземном море все заново появлялись разбойничьи ватаги в севере, которые на своих небольших лодках плыли вдоль побережья и беспокоили спокойные торговые города и страны. В египетских источниках встречаем имена ахайців, данайцев, ликийцев, шердів (или сардинцев), шекелеш - видимому, сицилийцев, терше - тирсеніїв-этрусков и всяких других. Эти отряды варваров добрались также до Африки и осевшие на побережье Ливии. Талантливые ливийские короли имели хорошо организованное войско, нанимали их на свою службу и начали нападать на Нильскую дельту.

Фараон Мернептах (1232-1226 гг. до Хр.) свел с ними бой в западной части дельты. Ливийские силы доходили до 20 000 военного люда. Бой длился шесть часов, в конце египетские лучники победили врага. На поле битвы пало 9000 наездников, между ними много пришельцев из-за моря. Весь вражеский лагерь достался в руки египтян вместе со всякой добычей. Останки его победители сожгли. Мернептах вел также борьбу в Сирии и удержал там владения Египта. Могущество фараона воспето в похвальном гимне: «Князья падают к земле и зовут: «Здоров!» Никто уже с девяти народов-лучников не поднимает головы, опустошен Ливию, страна хеттов успокоенная, осквернено Ханаан с его преступниками, укрощена Аскальон, порабощен Гезер, Еноам уничтожено. В Ьраїпі мало осталось людей, его потомков уже нет. Палестина стала беззащитной вдовой. Все страны объединены, все приведены к миру, все те, что бунтовали, есть в неволе короля Мернептаха».

Но в ближайшие годы силы Египта вновь ослабли. Началась борьба партий, за королевскую корону соперничали разные претенденты, пришла анархия. Значение доходят снова вельможи, владельцы больших земель, с ними ривалізує богатое духовенство различных святынь. Все большее влияние имеют чужаки, особенно сирийцы, получают в руки высокие правительства. Народ жил в нужде и голоде.

Лучший порядок наступил фараона Р а м з е с а Ш (1200-1168 гг. до Хр.), который начал XX династию. Далее он проводил борьбу с чужеземными наездниками. В западной дельте он победил грозных ливийцев и заприязнені с ними морские народы. Затем он приготовил большую экспедицию в Сирию. Эти стороны также нашлись уже в руках северных переселенцев, которые тянулись туда бесчисленными вооруженными ватагами суше на тяжелых двухколесных телегах, запряженных волами, и лодками со стороны моря. Под их заливом Хеттська государство потеряло свои сирийские провинции. Рамзес ПИ ударил на эту грозную силу с двух сторон-от моря и на суше. Египетский флот застал врага в одном из финикийских портов. Славные египетские лучники своими стрелами сразу здесяткували войско пиратов, так что в главном наступлении без труду [было] разбит их примитивные лодки. Одновременно сам фараон над Оронтом разбил сухопутное войско наездников.

Рамзес III последние годы своего владения посвятил внутренним делам государства. Против прожорливого духовенства, которое пыталось взять власть в свои руки, он искал опоры среди чужаков, в основном сирийцев, которым отдавал наиболее влиятельные правительства. Но это уже был знак, что шатаются сами основы государства, что в Египте нет египтян для провода. Не удивительно, что недовольные вельможи начали выступать против фараона и даже организовали заговор на его жизнь. Фараон открыл заговор, отдал виновников под суд, но сам не дожил до конца следствия и умер на 31-м рощ своего правления. Рамзес III оставил по себе добрую память как щедрый опекун святынь. Спрятался описание его даров для разных божеств: папирусный свиток, на долгое 39 м. Это - самый документ, что остался с Древнего Египта (т. н. папирус Гарриса).

Упадок Египта. По ПИ Рамзесе следовало девять фараонов, имели то же имя - Рамзес, но все [они] незаметны, без всякого значения. В большом государстве нарастали беспорядки и анархия. Власть фараонов все ослабевала, росло значение провинциальных князей, полководцев наемного войска и прежде всего духовенства. Последний из династии, Рамзес XI, был уже только обладателем за титулом, потому фактическую власть захватили жрецы. Могучий архіжрець Амона в Фивах, X есть р и х о р, убрал титул вице-короля, а затем провозгласил себя фараоном. Коды надо было решить какое-то важное дело, фараон должен был спросить совета у статуи Амона, и божество движением головы или словами давало знать свою волю... Египет стал теократическим государством. Но жрецы безуспешно пытались удержать единство страны. Сильнее от них показались відосередні1 силы. Заранее отпала Сирия, где заново появились национальные государства. Но еще большим ударом по могуществу Египта было то, что Нильская дельта отказала в послушании Фивам. В 1113 г. до Хр. князь Таніса в Дольней Египте - Несубанебджед (у греков - Смендес) подвел соседние княжества и провозгласил себя самостоятельным королем севера. Так опять Египет распался на два государства - Низменную и Верхнюю. Это времена XXI династии.

Дальнейшая династия, XXII (945-745 гг. до Хр.), происходила уже не из Египта, а из Ливии. Предок этого рода, Баювава, осел в Гераклеополе как наемный солдат. Его потомки доходили до все более высших правительств и в конце концов захватили власть в свои руки. Основатель династии, фараон Ш есть ш а н к (945-920 гг. до Хр.), отличался наибольшей энергией. Из своей столицы в Бубастисе он старался объединить весь Египет; повелось ему это настолько, что его сын занял главный правительство архіжерця Амона в Фивах и мог помогать отцу в его планах. Хоть Фіванська государство сохраняло свою обособленность и была свободной от дани, все-таки Нубия признавала превосходство Шешонка. Амбициозный фараон попытался подвергнуть своей власти также Сирию и прежде всего Палестину. Круг 926 г. до Хр. он напал на Иерусалим и разграбил сокровища, что их собрал Соломон. На какое-то время иудеи стали зависимыми от Египта.

Но по этих волновых успехах пришел новый упадок. Внутренняя разбивка достигало так далеко, что в VIII в. до Хр. дошло до неслыханного события - власть над Египтом перебрали в свои руки нубийцы! Нубия почти два тысячелетия была зависима от Египта. Значение ее лежало в крупных рудниках золота и в том, что она посередничала в торговли с Суданом. Когда Египет начал приходить в упадок, в Нубии появились соревнования в отдельности. Кажется, начало этому дали жрецы бога Амона, которые как политические эмигранты нашли в Нубии защита и занялись организацией страны. Столицей нового государства была Непата круг четвертой катаракты. Стояла здесь великая святыня Амона, и жрецы ее с помощью пророчеств управляли всеми государственными делами. Как росла и развивалась Нубийская государство, об этом нет никаких известий. Узнаем только неожиданно, что в 721 г. до Хр. нубійський король П и а н х и имел уже в своих руках Верхний Египет и начал борьбу с князьями Нильской дельты. Подводил он город за городом, округа за округой. Особенно упорную войну вел с княаем Саиса Тефнахтом и окончательно завоевал всю страну вплоть до берегов моря. В Дольней Египте остались еще некоторые князья (их относили к XXII, XXIII и XXIV династий), но все [они] уже признавали власть Нубии. При святилище Амона в Не-пати Піанхі поставил большой гранитный памятник и на нем оставил описание своих підбоїв.

Преемником Піанхі был его брат Ш а б а к а. Он начинает XXV, или эфиопский, династию. Это был человек, полна энергии и володарських стремлений. Он не только сумел удержать власть Нубии в Египте, но старался также противодействовать грозной опасности, которая шла на Нильскую государство с востока, от Ассирии.

Отношения Египта с євфратськими государствами издавна были дружеские - между Азией и Африкой шел живой торговый обмен. Эти мировые державы порізнила только дело Сирии. Ассирийская держава искала себе доступа к Средиземному морю и могла добыть его только в Ливане, где до сих пор господствовали египетские влияния. И хоть Египет теперь был в расписании, но традиция [его] господство над Азией была такой сильной, что Шабака решился начать борьбу с Ассирией.

Ассирийские войска впервые вошли в Сирии в 734 - 732 гг. до Хр. и заняли большую часть страны. В 722 - 720 гг, Саргон II покончил бои и все сирийские княжества сделал зависимыми от Ниневии. Но сирийцы не хотели согласиться с чужим господством и ждали только случая подняться против Ассирии. Шабака использовал эти отношения и организовал коалицию, в которую входили Tip, Иудея, Едом, Моав и другие княжества. Иудейский пророк Исайя предостерегал от дружбы с Египтом, указывая на упадок царства фара-онов. Впервые в истории Египет и Ассирия встретились на поле боя [в] 705 г. до Хр. Египетские войска вел браганич фараона на имя Тахарка, ассирийцев вел сам король Сінаххеріб. К виришного боя пришло где-то в Палестине. Сильные ассирийские войска без труда победили слабо спаянную коалицию. Но, к счастью для Египта, в ассирийском войске разразилась эпидемия и Сінаххеріб не мог воспользоваться своей победе.

Заново пришло до войны 30 годами позже. В 673 г. ассирийский король Асархаддон напал на границе Египта. Фараон Тахарка, что тогда сидел на нубийском престоле, собрал до боя значительные силы и разгромил ассирийцев. Но Асархаддон не успокоился, собрал новую армию и в 670 г. вошел в страны дельты. Тахарка защищался в Мемфисе, но ассирийцы завоевали город, и он вынужден был искать защиты в Верхнем Египте. Деморализованные князья дельты признали власть Ассирии.

Наследник Тахарки, Танутамон, попробовал еще раз прогнать ассирийцев из Египта, В 663 г. [он] получил Мемфис и покорил всю дельту. Но ассирийцы стянули новые силы, разгромили его в бою, начали осаду Фив и в конце взяли и разрушили город. В такой способ и Верхний Египет перешел под их власть. Разрушение' Фив - крупнейшей и лучшей из египетских столиц, с которой были связаны традиции крупнейшей светлости Египта, было уже доказательством [того], что Египетская держава упала безвозвратно.

Более поздние нубійські короли уже и не пробовали овладеть Египет. Они довольствовались своими южными странами и в них продолжали свое господство. Свою столицу они перенесли дальше на юг к Монроса за пятой катарактой. Там они были безопасны от нападений из Египта. Между Нубією и Египтом связи становились все слабее. Нубия забывала египетскую язык, перестала употреблять египетские иероглифы, не продолжала египетской культуры и начала жить своей отдельной жизнью - как таинственная сказочная Эфиопия.

Обнова государства. В VII в. перед Христом Египетская государство еще раз поднялась из упадка. Это были времена т.наз. Реставрации. Между князьями Нижнего Египта одним из выдающихся был Нехо из Саиса. Он заранее признал власть Ассирии и благодаря тому не только не потерял своего князшства, но и выдвинулся на первое место среди других вельмож. Его сын Псамметих (663-609 гг. до Хр.) стал освободителем Египта от ассирийского ига. Он умело использовал ослабление Ассирии, что вела вуза с Вавилоном, принудил других князей к послушанию и совместно с ними начал устранять ассирійську власть из Египта. Но еще больше в борьбе помогли ему наемные войска, состоявшие из греков и лидийцев. Эти могучие, в железо закованы ватаги помогли Псамметіхові обезопаситься от Ассирии и удержать порядок в стране. Почти без борьбы ассирийцы отступили из Египта.

Писарь, то есть чиновник, со времен Старой Египетского государства

Псамметих как обладатель вел политику далекозору и всесте-ронню. Прежде всего старался обеспечить благосостояние Египта, обновлял древнюю канализационную систему, старался поднять крестьянство и защищал его от наду-жить вельмож. Но одновременно он понимал, что Египетская государство не может существовать без патриотического гражданства, и всеми силами старался поднять сознание и традиции высших слоев. Пытался восстановить славу прошлых дней, вернуть память о могуществе Египта. Заводил заново забытое почитания древних фараонов - основателей государства, приказал отстраивать их пирамиды и гробницы. В Египте обязательными стали старинный церемониал, старый стиль, старинное письмо. Псамметих пристально заботился о том, чтобы очистить культ от всяких чуждых примесей и вернуть древние обряды. Так, [вини устранил бога пустыни Сета и приказал вытереть его имя на всех надписях. Погребальный обряд изменился на основе древних текстов. Египетская религия стала строго замкнутой, эксклюзивной. В искусстве также последовали древние образцы. Все это имело целью возродить внутренне египетский народ и дать ему внятную национальную физиономию.

Но Псамметих, хоть как замилуваний в древности, не спускал также глаза из современных интересов Египта. Почитая древние Фивы, он все же оставил свою столицу в Дольней Египте, в своем родном Саїсі, потому что тогда в стране дельты скапливались всю хозяйственную жизнь Египта и его зарубежная торговля. Фараон снова навязал тесные связи с Финикией, и тамошние купцы посещали Египет так же часто, как в давние времена. Он также первым понял значение молодого греческого народа и позволял грекам оседать в Египте. С того времени связи Эллады с Египтом становились все теснее, и той обставиш обязаны то, что позже греки много писали о географии, культуре и истории Египта, особенно же отец греческой историографии - Геродот. Псамметих задумывал также восстановить влияния Египта в Азии. Он исправился в Сирию и начал осаду пограничных крепостей, когда неожиданно напали на него дикие ватаги иранских скифов, которые залили ' своими ордами Переднюю Азию. Фараон с трудом пробрался из их рук и вернулся в Египет.

Отцу планы выполнил сын Псамметіха - Н есть х о (609-595 гг. до Хр.). Он построил сильный флот на Средиземном море и напал на Финикию. Города Газа и Абсальон, что пробовали защищаться, Нехо взял и разрушил. Отсюда фараон двинулся вглубь Сирии. Под Меджиддо, памятным с древних завоеваний Египта, заступил ему дорогу Иосия, царь Иудеи, но в неравной борьбе упал раненый. Нехо пошел дальше путем, на Евфрат, надеясь встретить там ассирийские войска. Однако Ассирия была в затруднительном положении, потому что против нее выступили Вавилония и Мидия. Сирия осталась без помощи, и Нехо овладел ц без препятствия, поставив по старинке возле Сидона свой триумфальный памятник.

Казалось, что перед Египтом открывается новая эпоха мировой мощи. Но триумф Нехо длился недолго. В 606 г. до Хр. решилась судьба Ассирии: вавилонский король Набопаласар вместе с мідійським Кіаксаром разрушили Ниневию, положили конец Ассирийском государстве и поделились ее провинциями. Сирию должна была забрать Вавилония. Вавилонский королевич Набукаднесар от имени отца отправился добывать присуждены земли. Нехо решил не ждать [его] наезда и со своими войсками вышел навстречу врагу до Евфрата. Под Каркемишем в 605 г. пришло к окончательному бою: египетские наемники не выдержали его, и Нехо в договоре с Вавилонією должен был отречься от прав в отношении Сирии. Больше он [уже] не думал о підбої в Азии. Зато все внимание обратил на юг, в сторону Африки. Начал восстанавливать древний канал от Нила до Красного моря, построил пристани и стал организовывать здесь новый флот. Чтобы решить давний вопрос, как далеко достигает Ливия, приказал финикийским морякам совершить путешествие вокруг земли. Они поехали, объехали Африку и вернулись через Гибралтарский пролив - это была самая примечательная исследовательская экспедиция древнего мира.

Конец Египта. Сын Нехо, Псамметих II (595-588 гг. до Хр.), уладив поход на Нубию, желая получить обратно для Египта это золотодайну страну. Но его 'успехи были непрочные.

Величайший из последних фараонов был А м а с и с, которого на престол вынесло збунтоване войско. Чтобы присоединить себе родовитых египтян, вш ограничил права греческих колонистов и позволил им жить только в городе Навкратісі. Но несмотря на ограничения, греки росли все больше в силу, и с их рук медленно переходила вся египетская торговля. Навкратіс стал главным греческим цортом в Египте, и величайшие города матірної1 Греции присылали свои пожертвования на строение главной там святыни, что звалась Геленіон. Амасис, хоть

и был неохотный до греков, сумел, однако, оценить значение молодого эллинского мира. Он навязал дружеские связи с Поликратом из Самоса, спартанам подарил искусственно произведенный панцирь, до Дельфов выслал щедрый дар на восстановление сожженной святыни, одаривал другие святые места. В конечном итоге развитие греческой торговли немало повлиял рост благосостояния Египта. Геродот повествует, что в Египетском государстве насчитывалось тогда 20 000 городов. Амасис заботился о безопасности государства, укрепил границы, содержал большое войско, увеличил египетский флот и поставил государство на высоком уровне. Когда же на эти репрезентационные расходы ему не стало средств, он не поколебался обратиться к святыням и принудил их, чтобы отдали на государственные нужды часть своих сокровищ. В повседневной жизни Амасис был доступный и дружелюбный, любил забавляться пирами с приятелями, а греки рассказывали о нем всякие анекдоты.

В заграничній политике Амасис раз только выступил активно против новой Персидской державы. Первые завоевания персидского короля Кира вызвали большое впечатление на Западе: все чувствовали, какую опасность несут быстрые иранские всадники. Западные государства сразу же заключили оборонительный союз, в который вошли Вавилон, Лидия, Спарта и Египет. Но пока союзники приступали к акциям, Корь уже ворвался к Лидии и разгромил и детронізував короля Креза (545 г. до Хр.). Несколькими годами позже сильным ударом разбил вш Вавилонию (539 p.). Амасис бездеятельно присматривался к росту персидского могущества, ибо не было уже силы, которая бы сдержала грозного завоевателя. Та же судьба ждала и [на] Египет. Но Амасис уже не увидел конца государства, которую так расстроил: он умер в канун катастрофы. Египет не имел уже жизненных сил к борьбе и обороне. Египетская держава развивалась и процветала благодаря усилиям своих обладателей, но не было египетского народа, что хотел бы защищать свою независимость. Последний фараон Псамметих НЕТ, сын Амасиса, не имел того таланта и счастья, что его предшественники, не сумел организовать оборону, и в 525 г. до Хр. персидские войска Камбиза почти без борьбы покорили Египет.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую