lybs.ru
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. / Пифагор


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Устройство и хозяйство Египта

Фараон. От древнейших времен Египет был под властью фараонов. Фараон, по-египетского «пер-о», означает «великий дом» -- в такой образный способ египтяне обозначали высшую власть. Своих обладателей египтяне почитали, как мало кто из других народов. Фараон считался потомок богов, сыном Божьим, - нередко его титулували «добрый Бог». Простому человеку нельзя было осматривать лицо обладателя. Когда кто встречал фараона, то должен был броситься лицом в землю и так лежать, пока поход фараона не пройдет. Только высшие чины имели право целовать его ноги. Чиновники в своих письмах даже не упоминали имя своего обладателя, а высказывались о нем в безличной форме: «что видно», «что виєлухано». В песнях и гимнах фараонов воспевали такими же словами, как и богов. Гимн в честь Тутмоса Ш начинается вот так: «Ты равен Ра во всем, что делаешь, - все, чего хочет твое сердце, осуществляется. Когда ты ночью чего захотел, это осуществляется скоро, с приходом рассвета. Мы видели много твоих странных дел от времени, как ты стал королем обеих стран, и мы не слышали и не видели ничего, что было бы им ровно. Что из твоих уст выходит, равняется словам богов. Твой язык является вагою1, а твои уста более, [чем] чувствительный язычок в весе Тота. Какому пути ты не знаешь? Где то место, которого бы ты не видел?..»

Когда фараон умирал, то, по мнению набожного народа, он только возвращался в свою божью семью, и тогда уже строили ему святилища и почитали его как божество. Эти понятия египтян о божественности королей лучше всего иллюстрирует образ2, на котором фараон Рамзес II составляет поклон своему собственному подобию, которая заседает между богами, - фараон чтил себя, как бога.

Когда и каким образом образовалась такая сильная королевская власть, об этом не знаем ничего определенного. Египет в древнейшие времена делился на несколько княжеств, а затем они объединились в одно государство. Фараоном стал, очевидно, тот князь, что создал это объединение. Он сразу имел верховное значение среди других вельмож, а позже с помощью духовенства предоставил своей власти освященный характер. То, что власть фараонов сначала не была неограниченной, видим из отношений в Верхнем Египте. Там долгие времена при фараоне заседал «совет вельмож полудня», к которой принадлежали 20 провинциальных князей. Они имели влияние на управу государства, а если фараон не имел достаточно авторитета, то даже сами принимали рулю государства в свои руки. В Дольней Египте такого совета князей не было, и тут фараон решал все своей воле. Более поздние фараоны философов к тому, чтобы сделать тех местных вельмож зависимыми от себя чиновниками. Порой они достигали своей цели, но за слабых властителей эта магнатская олигархия снова приходила к силе.

Позже королевскую власть скрепил состояние «писарей» - чиновников, которые знали искусство письма. Этот класс, протегова-ный фараонами, [по своей] природе был защитником прав короны и выступал против всех тех, кто стремился уменьшить власть фараона. Эта новая правительственная аристократия вела борьбу прежде всего против старой родовой шляхты и ее автономных традиций. Вислід1 соперничества легко было предвидеть: удобное и интеллигентное ведомство победило феодалов, были проникнуты старосвітчиною и не сумели изобрести себе лучшие организационные методы. Побеждая родовую шляхту, писари приготовили основы под королевский абсолютизм.

К возвышению авторитета фараонов не менее привело духовенство. От древнейших времен существовал тесный союз между государственной властью и религией. Фараоны щедро одаривали всякие святыни и жреческие коллегии, а жрецы благодарили за это тем, что своими воздействиями поддерживали и укрепляли королевскую власть. Особенно от времени «священной войны» против гиксосов, когда фараоны-победители восстановили загублен культ богов, жрецы всеми силами старались утвердить веру в божественное начало власти. Фараон как сын богов является полноправным господином Египта и всего мира. Все земли и вся власть принадлежат ему как наследие богов, все должны повиноваться ему, а кто против него выступал, тот вел борьбу с богами. Союзу с духовенством фараоны обязаны непреклонностью своей власти.

Управа государства. Величайшие фараоны управляли государством лично. «Большой дом», палата короля - это был центр всей государственной жизни. По обычаю, фараон утром принимал высоких чиновников и обсуждал с ними важные дела: потребности администрации и судівництва1, состояние скарбу2, государственные предприятия, развитие каналізації3, планы новых строений, религиозные вопросы. Деятельные фараоны изучали подробнее сообщения своих министров, просматривали большие свитке кассовых счетов, делали существенные заметки, требовали объяснений. Не раз фараон сам решал какой-то вопрос и даже диктовал текст распоряжения. Время от времени фараоны проводили контроль управы, объезжали край, осматривали канализацию, дороги, рудники, сами выслушивали жалобы своих подданных и наказывать чиновников за надужиття.

Самым высоким чиновником при лице фараона был первый министр, или визирь, который соединял в себе правительство канцлера государства и высшего судьи. В его бюро сходились все нити государственной администрации. Под его кермою_ работал целый штаб урядовцш и писарей разных степеней. Его бюро содержались при самой фараоновій палате. Ему подлежали провшціальні правительства, от них он получал сообщения и присылал им распоряжения и инструкции. Документы, что [их] он выдавал, назывались «королевскими письмами». Все государственные акты он прятал в архиве. К нему принадлежали также организация оборонных средств государства, содержание армии, строение крепостей, военный флот. Вш управлял строением каналов и всем наводненням4 Египта, поддерживал связи со святынями и жрецами и охранял порядок в календаре. Имел свой отдельный корабль, которым объезжал край - Вообще его обязанности были очень широки.

Первый министр стоял также во главе судопроизводства. Ежедневно утром, после аудиенции у фараона, он зднімав печати с дверей суда и начинал там управления. Перед ним лежала книга законов, которая содержалась на 40 папирусных звоях. Высокий суд должен был быть представителем безоглядной справедливости. Один фараон давал своему министру такие указания:

Египтянин ізжінкою со времен Нового государства

«Это оскорбление для богов, когда кто проявляет себя сторонничим. Это наука, которой ты имеешь кермуватися. С твоим знакомым должен вести себя так же, как с тем, кого не знаешь, с тем, кто близок королю, так же, как и с дальним. Не показывай несправедливого гнева человеку, а гневись только тогда, когда есть оправданная причина. Распространяй страх перед тобой, чтобы тебя боялись. Потому что только тот является князем, кого боятся. Значение имеет тот князь, который выполняет справедливость». Доступ к суду имел каждый, и судебные слуги имели немало хлопот, чтобы упорядочить большую толпу, что тиснулася к судебному дома. Судебные выдавали в очень скором времени: дела с столищ решали до трех дней, с дальних окраин - до двух месяцев. Велись очень подробные судебные записки: протоколы следствия, списки заключенных, наказанных и др.

Двойные функции первого министра - административные и судейские - были такие широкие, что вньне был в силе все выполнять. Поэтому позже, при XVIII династии, это правительство поделили на два - визиря полудня для Верхнего Египта и вЬира севере - для Нижнего.

Рядом с первым министром важное значение при дворе имел королевский казначей, что правил в «белом доме». Он распоряжался финансовыми средствами государства. Главной его задачей было взимать дань со всех провинций Египта. Всякие налоги платили тогда натурой: скотом, зерном, маслом, вином, медом, полотном. Казенные чиновники все то благоустраивали и сдавали до отдельных магазинов, амбаров, конюшен - это давало много работы. В скарбових правительствах содержали подробное перепись владельцев почв и на его основе накладывали налоги. Государственные доходы Египта были очень большие: со всех сторон по Нилу плыли флотилии кораблей, нагруженных различными продуктами. Наиболее ценными считались средства золота и серебра, которые привозили из Нубии.

Со стороны административного Египет был поделен на округа, которые у греков назывались «ном». Было их 20 в Верхнем Египте и столько же - в стране дельты. Сначала это были отдельные княжества, и князья удерживали в них верховную власть. Позже место князя занял королевский чиновник, который назывался «первый под королем». Под его кермою были разные провінціальні правительства: административное бюро, скарбовий отдел, суд, канализационный правительство, военный отдел - каждый с различными чиновниками и писцами. Важнейшие задачи выполнял скарбовий отдел, потому что через

него шли все дани к центральной казны. За порядком в провинциях ухаживали отдельные королевские контроллеры, часто посещали различные окрестности. Организационная сеть Египта была развита целесообразно уже в III тыс. перед Христом. Из более поздних государств только цісарський1 Рим поставил свою администрацию на таком высоком уровне.

Знать и жрецы. Социальное разделение египетского населения был достаточно разнороден. Встречаем здесь шляхту разного рода, состояние жрецов, мещанскую слой и несвободное крестьянство.

В древнейшие времена верховная прослойка состояла из крупных земельных собственников. Вся земля в Египте принадлежала в основе фараону, что имел право разделять ее между своими подданными. Это была словно ленная система: король разделял владения по своей воле и так же мог их отбирать у непослушных вассалов. Когда кто-то умирал, его сыновья должны были заново делать меры, чтобы им оставили отцовские владения. Порой фараон оставлял землю вдовицы по верным слуге до времени, пока ее сын не доходил до зрелых лет. Но за слабых фараонов этот феодальный порядок падал очень скоро. Та же самая земля оставалась в руках одной семьи на протяжении нескольких поколений, так что терялась даже память о том, что фараон мог ею распоряжаться. Выдающиеся аристократические роды доходили до большого значения в своих округах. Некоторые вельможи жили, как князья, Имели своих чиновников, свой суд, собирали налоги с населения, имели даже собственные крепости и гарнизоны. Фараоны были вынуждены считаться с ними и отдавать им высшие государственные правительства. Так же и состояние жрецов в значительной части происходил из шляхты.

Родовая аристократия потеряла свое влияние тогда, как образовался отдельный урядничий состояние-слой «писарш». По мере того как росла культура Египта, росла и потребность решать различные государственные дела с помощью писаных актов. Но египетское письмо было очень сложное и тяжелое, и выучить его можно было только длинной наукой. Поэтому чиновники, которые умели писать, ценились очень высоко и добывали наивысшие правительства и достоинства. Кандидаты на писарей учились в отдельных писарських школах, а затем пополняли свои знания в различных правительствах. В службе их главной обязанностью было верно стоять при фараоне. Один из правительственных чиновников так учил своих сыновей, которые также добывали правительственную карьеру: «Боритесь за его имя, будьте верны ему - и не будете знать беды. Кого король любит, тот имеет благословенство, но для врага его светлости нет могилы, и труп его бросят в воду». Фараон Сесостріс ПИ писал к одному из чиновников: «Моя светлость посылает тебя в посольстве, потому что мое сердце есть определенное, что ты все выполнишь по желанию моей светлости, ибо ты воспитался на науке моей светлости, вырос как воспитанник моей светлости и как единственный питомец моей палаты».

Отношения между старой аристократией и новой бюрократией от самого начала были очень напряженными. «Старая шляхта погорджувала новыми дворцовыми чиновниками, что пришли к воздействию из темных низин. Так же образованный писец с презрением относился к брусуватого провинциального вельможи как к невежественного и бессознательного болвана» (Г. Шнайдер). Позже между обоими состояниями пришло к открытой борьбе за власть. Фараоны, очевидно, помогали своему урядництву. Много аристократических родов погибло во время борьбы с гиксосами. Фараоны безоглядно уничтожали тех, которые не помогали им в борьбе с наездниками. Писарський состояние занимал не только правительства древних ученых, но и их земли. В этот способ медленно эти «новые люди» переняли место старой шляхты.

За Нового государства шляхетское сословие дополнился военным элементом. Крупные военные походы укрепили значение войска. В важнейших центрах появились сильные гарнизоны, и их коменданты взяли в свои руки не только военную, но и гражданскую управу. Офицерский состояние было очень солидарен и успешно конкурировал с урядшщтвом. Но впоследствии и и военная элита вошла в древнюю шляхту и еще скрепила ее значение.

Особенностью Египта был хорошо организован жреческий состояние. Но, как замкнутая каста, духовенство появилось довольно поздно. Долгие времена не было отдельных жерців1, а всякие религиозные функции в святынях выполняли сами граждане за этой очередью. Только тогда, когда религия приобрела государственный характер, когда фараоны развели официальную опеку над культом, когда святыни получили большие земельные предоставления, - только тогда отделился и особое жреческий состояние. Среди египетского духовенства царило наследование: священнические должности переходили от отца к сыну. За Нового государства жречество сконсолідувалося в замкнутую прослойку, которая имела свои права и привилегии. Тогда жрецы получили большого влияния на государственные дела, и не раз даже фараоны должны были делиться с ними властью.

Низшие слои. Слабее выявленным был среднее состояние, что стоял между шляхтой и общественными низами. Принадлежали туда ремесленники, купцы и часть землевладельцев. Развитие этого слоя зависел от общего благосостояния страны. Когда Египет расширил свои границы и заживав долгих лет мира, когда больше всего процветали промыслы и торговля - тогда и это состояние имел времена своего расцвета. Занимались им и фараоны, и провинциальные князья. На кладбищах под Абидосом спрятались многочисленные гробницы мещанского населения со времен Средней государства с богатой и разнородной обставою - это указывает на благосостояние этого слоя. За Нового государства к среднему сословию принадлежали также свободные воины, которых Египет имел тогда большое число. Но политического значения этот класс не получил - слишком разнородные и нескоординированные элементы относились к нему. Богатые и меткіші единицы могли добраться между шляхту, но большинство очень легко попадал в зависимость от вельмож и шляхты.

Большая часть населения Египта состояла из несвободных людей. Они были собственностью фараона или крупных землевладельцев, при продаже земли переходили вместе со своими жилищами под власть нового владельца. Работали больше всего на пашне, но также на других работах - как ремесленники и рабочие. Тысячами гнали их к каменоломів2 и рудников. Женщины занимались больше всего ткачеством. Вместе с местным простолюддям до невольничьих работ употребляли также военных пленников, которых фараоны приводили из дальних походов.

Сельское хозяйство в Египте. Вверху пашут, мотичать и сеют. Вдолі перегоняют стадо через созревшее зерно, чтобы вимолотити зерно. В ієрогліфічному писании - пастушеские песни

гнобил вдовицы, не відпихав от себя крестьянина; никогда не отгонял пастуха, ни у владельца невольников не забирал его людей за налоги. Никто не жил в нищете в моей стране, никто за моих времен не терпел голода. Как приходило лето голода, я приказывал пахать все поля округа антилоп вплоть до полуденной и северной границы, удерживал людей при жизни и поставлял им пищу, так что не было ни одного голодного. Я давал так же вдовы, как и той, что имела мужа. Не имел у меня большой первенства перед малым. Позже пришли большие разливы Нила, богатые на зерно и всякие вещи, но я все же не взыскивал неуплаченных налогов». Подобными же словами славит себя князь Сиута: «Я имел недостатком зерна. Когда страна была в нужде, я удерживал город хлебом. Я позволял, чтобы мещанин сам брал зерно для себя и для своей женщины, для вдовы и ее сына. Я дарил все налоги, что со времени моего отца не были уплачены. Я заполнил пастбища скотом, все было плодотворное, коровы родили вдвойне, конюшни наполнились телятами».

Но такие добрые обладатели принадлежали, видимо, к виїмків. Конечно, паны использовали простой народ с полной безоглядностью. Один писарь в письме к приятелю пишет: «представляешь себе судьбу крестьянина, что управляет землей? Экзекутор налогов приходит на пруд, чтобы собрать десятину со жатвы. "Ь ним идут слуги с кнутами и негры с пальмовыми палками. Все кричат: «Давай хлеба!» Если крестьянин не имеет зерна, бросают его на землю, вяжут, тянут к каналу и топят».

Народ терпеливо сносил свою судьбу. Только раз встречаем известие о бунте рабочих по дороге до копей на Синайском полуострове. Эту экспедицию было выслано в неподходящую пору - знойным летом. Дорога вела через безводную пустыню. Рабочие зворохобилися, не захотели идти дальше, сетуя на «плохую летнюю пору», на то, что «возвышенность летом горячая, а горы жгут кожу». Чиновник, который вел поход, должен был принять немало мер, пока удалось ему успокоить збунтовану массу. В память об этом событии он выставил пам'ятковий камень и на нем описал свои переживания.

Хозяйство. Древний Египет прославился как крестьянская страна. Развитие его зависел от Нила, что своими излияниями звожував египетскую пустыню и превращал ее в плодородное поле. Поэтому для Египетского государства важнейшим делом было использовать должным образом Нильские наводнения и распространить их на широкие просторы края. От древнейших времен египтяне старались инженерными средствами овладеть реку, строили побережні валы и дамбы, проводили всюду каналы и рвы. Для управления этими огромными роботами нужна была одна центральная власть, и поэтому канализационная система Египта стояла лучше тех фараонов, которые имели достаточно авторитета, чтобы во всей стране проводить одновременно целесообразны водш работы. Наибольший объем имел большой сборник воды, называемый озером Мерис, что его построил Аменемхет III.

Египет в те времена продуцировал больше всего пшеницы и был настоящей «кладовой» Древнего мира. Позже он питал Римскую державу. Имеем также первые известия о развитии садоводства. Из фруктовых деревьев в Египте росли дактилева пальма, смоковница и сикомора - эти деревья разводили в большем количестве при палатах фараонов и князей и при святынях. Так, например, читаем о большой сад при святилище Амона в Фивах, а в Италии к главной святыне вела большая пальмовая аллея.

При хлеборобском хозяйстве очень распространенным было скотоводство: есть упоминания о рогатый скот, овец, коз и ослов. Зато лошадей в ранние времена в Египте не было. Только кочевые гиксосы привели их из Азии, и от того времени встречаем лошадей и в хозяйстве, и в армии, а также большие королевские стада.

Стадо скота переходит брод Рисунок со времен Старой государства

большой ловец прославился фараон Аменхотеп III: на одних охоте он убил 76 диких быков, за первые десять лет своей власти застрелил 102 львов. Занимались также рыболовством; между прочим, убивали рыбу, бросая в нее копьем.

Горное дело развилось из древних времен. Добывали очень много разнородного камня, нужного на строение храмов и палат, а также до резьбы и украшений. Так, между прочим, встречаем гранит с каменоломів при катарактах, кварц, диорит, малахит, алебастр и др. Фараоны Древнего государства в своих монументальных строений спроваживали с Асуану огромные гранитные блоки длиной до 10 м и весом 50-60 т. Египетские каменщики умели даже самое твердое камни резать медными пилами и обрабатывать такими же сверлами.

Из металлов быстрее всего добывали медь в рудниках на Синайском полуострове. Уже за Древнего государства кузнецы производили медные окутье, гвозди, хорошее оружие, разнородный посуда. Позже открыли золото в Нубии, и это дало повод к підбоїв этой страны. Золотарство стояло в Египте очень высоко. Диадемы и другие украшения, открытые в гробницах королей, проявляют такую мастерство и легкость, что их можно смело поставить рядом с лучшими европейскими изделиями более поздних времен. Серебра в Египте не было, - привлекали его, пожалуй, с Кілкії, а поэтому серебряные изделия ценились выше, чем золотые. Железа в Древнем Египте еще не умели обрабатывать. В гробницах встречаются порой железные кольца, но они азиатского происхождения. Как большую редкость их ценили наравне с золотом.

Достаточно разнородными были керамические изделия. В древнейшие времена египтяне производили посуду просто с камня: в древнейших гробницах встречаются миски и банки, выполненные из самых твердых видов камня-диорита и порфира. Глиняная посуда сначала делали без гончарного круга. Орнамент их простой (не раз это - обычные оттиски корзин), цвет глины красный или черный. Позже и форма, и декор становятся все более художественными, посуда бывал глазурованная, с рисунками зверей, птиц, рыб, людей, кораблей и др. Встречаются также фаянсовые изделия, чаще всего зеленого и синего цвета. Из глины производили также фигурки зверей и людей.

Мало доховалося образцов других видов промысла. Деревья в Египте было немного, и лучшие его породы спроваживали из далеких стран, например, кедр из Сирии, а гебан - из Средней Африки. Поэтому деревянные изделия встречаются редко. В скотоводческой стране имели достаточно кожи и обрабатывали ее умело. Мягкие, крашеные в разные цвета кожи служили на покрытие стульев, скамей, на подушки и покрывала, а также на занавеси и балдахини. В Египте сеяли много льна. Управа его была под контролем отдельного королевского чиновника. Ткачеством занимались больше всего женщины. Сохранились образцы тонкого и деликатного полотна, которое трудно отличить от шелка. Более грубые ткани производили из волокон других растений.

Очень большие услуги египтянам приносил папирус. Его ботва вязали в длинные вязанки и делали из них легкие лодки; можно было крутить из него веревки, так же как и из пальмового волокна; производили с него сандалии и мать; но важнейшее значение папирус имел как материал для письма.

Торговля. Главным коммуникационным путем Египта была река Нил, на которой скапливалась вся внутренняя торговля страны. По широких водах реки переплывали непрестанно большие и меньшие лодки, барки, корабли: разные транспорту корабли доходили до 50 м длиной. Они перевозили всякие припасы и земледельческие промышленные изделия до больших городов. Торговля была обменная: меняли рыбу за посуду, хлеб - за кожи, деревянные изделия - за металлические предметы. Визначніші купцы употребляли своего рода деньги, а именно золотые и медные перстни умовленої веса. Не раз встречаем писаны торговые договоры, купеческие счета и другие хозяйственные записки.

Хоть Египет создавал замкнутую географическую целостность, его буйное хозяйственная жизнь искало связей с более далекими странами. Чтобы добыть нужные сирівці, египтяне перешли соседние пустыни, одержали трудные для перехода катаракты и наконец открыли себе путь на море.

В самой Африке египетские фараоны начали торговлю со страной Куш, то есть Нубією, а со временем подвели ее и приобщили к своей государства. В этот способ Египет открыл себе путь к Судана и его природных богатств. Но из-за того, что коммуникация суше была тяжелая и опасная, египтяне предпочитали пользоваться водным путем - Красным морем.

При VI династии впервые было пробито путь из Нильской долины до морского побережья. Довершил это «управляющий южных ворот» и главный казначей Египта - Гену. Под его личным руководством в пустыню исправилась экспедиция из 3000 человек с большими средствами пищи: каждый мужчина получал ежедневно две банки воды и 20 малых хлебов. Снабжение организовано было чрезвычайно умело, а по дороге построили 15 колодцев и цистерн, чтобы иметь воду с избытком. Красным морем египетские корабли доездили до страны Пунт, то есть Сомали, и там добывали драгоценные дерево, особенно гебан, пахучие резины и смолы, мірру, золото, страусиные перья, редких африканских животных - пантер, обезьян и т.д. Уже было упоминание о большую экспедицию королевы Хатшепсут, которая с Пунту отправила дерева мирры до своих садов.

С Азией лучила Египет дорога через суецьке побережья. И здесь путь вел через пустыню и надо было по дороге копать колодцы для воды. От времен государства Средней дорогу облегчал канал от Нила до Красного моря, благодаря которому путники могли хоть вчасти обойти пустыню. Большой опасностью на этом пути были пустынные бедуины, которые наскакивали здесь на купеческие караваны, поэтому фараоны должны были обеспечивать переход отдельными фортами, в которых находились вооруженные гарнизоны. Так же укрепленными были рудники меди на Синайском полуострове. Главный торговый путь шел морским берегом до Финикии и Сирии; из Сирии одна віднога шла к Малой Азии, вторая, более важная, - в Месопотамии. Из Финикии Египет отправлял разнородные промышленные изделия, особенно знаменитые материи, металлические изделия, оружие, художественные украшения, пахучее кедровое дерево из Ливана. Малоазійська Киликия поставляла серебро, из Ассирии поступали лошади, из Вавилонии-всякие драгоценности, особенно ляпис-лазурь. От устья Нила вел также морской путь вдоль азиатского побережья. Египетские корабли доходили до Кипра, славного из меди, и до островов Эгейского моря. Аменхотеп НИ с торговыми кораблями высылал также воєїші, чтобы обеспечить транспорты от нападений ливийских пиратов.

Из чужеземцев Египет посещали больше всего финикийцы, а также жители островов Эгейского моря. Египет вывозил также достаточно своих собственных изделий. Драгоценный египетский посуда, некоторые металлические предметы, подоби1 египетских богов и типовые скарабеи - все это открыто на раскопках на островах Эгейского моря и даже в самой Греции. С торговлей шли туда разнородные культурные влияния.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую