Книга: Всемирная история / Крипьякевич
Египетская культура
Развитие религии. Египетская религия на протяжении тысячелетий испытывала разнородных внутренних перемен. В древнейшие времена народные верования имели очень примитивный характер. Каждый дом, каждая округа имела своих богов. Почитали старые деревья, удивительные скалы, граничні2 столбы, реку Нил, а больше всего - зверей, отличавшихся силой, меткістю или другими приметами. Так, божеской почетом пользовались лев, волк, шакал, кот, корова, крокодил, скорпион, сокол, ибис и много других. Позже божества приняли человеческий облик, но часто давали им звериные головы. Египтяне наивно представляли себе мир и природу. Египетский земледелец считал небо за большую корову, которая передними ногами опирается на запад, задними - на восток, а на брюхе ее содержатся зари. Солнце рождается каждый день на востоке, как малый теленок. Другие сравнивали солнце с соколом, который ежедневно пролетает [за! Все небо. О начале мира рассказывали, что изначально существовало только море, на море появилось яйцо, из яйца выросла цветок, а из нее вышло солнце. Из солнца породилися другие боги.
Когда из разнородных стран Египта образовалось одно государство, среди разных богов на первое место выдвинулся бог Верхнего Египта - Гор. Его знаком был сокол. О победе Гора рассказывали длинную легенду. Родителями его были Осирис и Исида. Бог пустыни Сет чарами обманул Осириса, убил его и завернул его земное царство. Но когда Гор подрос, [он] выступил против Сета, в страшной борьбе поконав его и добыл себе отцовские владения. Египтяне считали Гора главным опекуном своей страны и приписывали ему объединения Нижнего Египта с Верхним. Фараоны назывались «служителями Гора», а со временем даже имя бога становилось титулом фараона. Главная святыня Гора была в Гієранкополі. Каждые два года происходили здесь особенно торжественные праздники в честь бога.
Почитание Ра пошатнулось в эпоху наезда кочевых гиксосов. Когда Египетская государство снова восстановилась, ведущее место занял бог А м о н. Он был первоначально местным богом в Фивах. Но когда фіванська династия освоила весь Египет, культ Амона занял первое место в этой стране. Как и Ра, его считали божеством Солнца и употребляли даже общее название Амон-Ра. Фараоны фиванской династии приобщают имя бога своего: Аменемхет, Аменхотеп. Ь время Амон стал самым популярным из всех богов, и его именем египтянин клялся в ежедневной молитве: «Как меня Амон задержит при жизни» и т. п.
Три главные божества, которые поочередно господствовали над Египтом, - Гор, Ра и Амон - представляют три степени развития египетской религии. Гор имеет черты народного божества, которое вышло из легенд, выдуманных простонародьем. Это указывает на то, что он происходит из времен, когда еще культура была в зародыше. Г а был уже богом «писарей» -новообразованной состояния интеллигенции, которая не довольствовалась уже древними народными мифами, а старалась древним преданиям дать новый смысл. Божества, изначально имели напівзвірячі приметы, принимают фигуры людей, и то людей высшего состояния - царей, властителей, которые орудуют человеческой судьбой. Сказочную болтовню длинных легенд писцы стараются очистить от наивных взглядов, добавляют содержательные объяснения, вводят мифы в сплошную логическую форму. Еще иначе выглядит А м о н. Это уже произведение профессиональных духовников-жрецов. Они преподносят божье естество на еще более высокую ступень, изображающие богов как существ, которые стоят более людьми, живут отдельной сверхчеловеческим жизнью. Давний антропоморфизм, что представлял себе богов в человеческом облике, уже не удовлетворяет жрецов-философов. Они считают божество духом, прапочатком всякого существования. До окончательного завершения эти взгляды доказал фараон Аменхотеп IV - Эхнатон. Он выступил с наукой, что существует только одно божество, которое всем и рядит все обнимает, - Солнце, А т о н. Фараон-революционер хотел к тому, чтобы во всем Египте единственно обов'язував культ бога, а всех остальных богов пытался истребить. Но его соревнования понимали только высшие слои. Народная масса не приняла этого культа и осталась при многочисленных древних богах.
Народные боги. Рядом с главными богами, культ которых покровительствовала сама государство, существовала целая масса второстепенных божеств, которые имели свои святыни в разных сторонах Египта. Уже по Старой государства, одновременно с мощным Ра, до значения пришел Птица - бог ремесленников и художников, которого издавна почитался в Мемфисе. Его жрецы с V династии приобрели большое влияние при королевском дворе, так что среди них фараон подбирал себе министров. В пяти поколениях они носят имя Птахотеп. Святыня Птаха в Мемфисе славилась тем, что здесь производили лучшие статуи богов и всякие богослужебные предметы, которые широко расходились по всему Египту.
До старших богов принадлежала божеская «девятка». Прародителем его был сам Ра, выдал из себя четырех детей: Ш в, Тефнут, ГебіНут. Сначала все они лежали с отцом на океане, но позже Шу и Тефнут, которые воплощали собой атмосферу, восстали против своей родни, и тогда бог Геб стал землей, а богиня Нут - небом. Геб и Нут потом стали родителями двух божеських пар, которыми были Осірістаїсіда, СетіНефтіда. Все девять богов царствовали вместе в одном кругу.
В более поздние времена выдающееся место занимал Осирис. Его считали господином земли и преемником Солнца и славили его как благодетеля человечества и справедливогосуддю. Но против него выступил брат - бог Сет - и убил его в ненадежный способ. Сестра и жена ла его тело, бог Анубис забальзамировал его и приготовил к похоронам. Но Исида могучими заклятиями уничтожил силу смерти и вернула своего мужа к жизни. Однако Осирис не мог уже остаться между живыми. Он стал богом подземного мира и там судил души умерших. Святым деревом Осириса считали кедр, а символом его был феникс.
Сет приобрел себе славу злого божества. Он царствовал в «красной земле» - пустыни и через то был богом «всех злых, красных вещей». Считали его за бога кочевников-гиксосов. Но Рамзес II привлек ему доброе имя и построил в его честь новые святыни. Звали его также именем в т-х.
В подземном мире, кроме Осириса, находились еще Вепвавет, которого изображали как волка, и А н у б и с - с головой собаки или шакала. М и н, властитель города Коптос, занимался купцами, которые исправлялись на восток, и оберегал пустынные пути.
Тот, бог Луны, был мудрым врачом, изобретателем письма и умел вычислять время. Позже он стал протектором писцов и ученых. Греки звали его Гермесом. Его главная святыня стояла в Гермополе. Священной птицей Тота был ибис.
С о к, или С есть бы есть, сначала славился как бог крокодилов. Имел свое священное город, который греки звали Крокодилополем. Позже он стал богом воды и опекуном рыбаков и мореплавателей. Гончары имели своего бога, что звался X н у м.
Рядом с другими богами египтяне почитали также реку Н и л как божество, что дает Египту благосостояние и богатство. Изображали его в короне из камышового листья, с овощами и рогом изобилия в руках. Позже греки фигура Нила виідеалізували в художественной резьбе.
От древнейших времен развилось также почитание священного быка-А п и с а. Древнейшая его святыня стояла возле святыни Птаха в Мемфисе. Аписа считали сначала за двойника Птаха, за внешнее проявление божеских природы. Позже он был символом плодовитости. В Мемфисе была величаво уладжена гробница Аписов, которую греки звали Серапейон.
Среди египетских богинь на первом месте стояла И с и д а - жена Осириса и мать Гора; ее почитали как идеал верной жены и доброй матери. Г а т о р, богиня коров (в связи с мифом о корове), была образу мира. С х м е т, богиня с львиной головой, отличалась воинственностью, но также занималась врачами; М а а т была опекуншей судей; Н является й т считали богиню женщин и любви; Б а с т, или Б а с т е т, находилась среди котов и славилась своей веселостью.
Когда Египет начал политическую экспансию в Азию, пришли над Нил некоторые азиатские божества, особенно из Сирии, - Баал, Кадеш, Астарта, Решеп, Анат. Они нашли своих приклонників больше всего среди общественных низов.
Богослужения и жрецы. Способы почитания богов в Египте не отличались большой разнородностью. Особенно в первые времена содержание богослужения был простым и невиробленим. Уважение богов ограничивалась тем, что к святыне доставляли продовольствие и напитки. Это происходило с некоторыми церемониями: народ входил на двор святыни и здесь, на назначенном месте, составлял свои дары. На содержание святых мест фараоны определяли доходы с отдельных земель и доставляли жрецам хлеб, вино, масло, мед. Некоторые святыни добыли себе огромные владения.
При больших святынях в рокові1 праздники проходили праздничные процессии, во время которых жрецы переносили статую бога на носилках, подобных корабля. Божество было облечено в драгоценные одежды и украшенное золотом, серебром и самоцветами. В святынях Осириса жрецы играли драматические картины, иллюстрирующие жизнь. Особенно празднично происходило заключения божества до могилы. Эти мистерии взыскивали К святыням великую силу народа. В более поздние времена к великой славе дошла святыня на краю пустыни под Абидосом, где якобы открыто «священный гроб» Осириса. В действительности это была гробница фараона Цера с И династии. Эта местность имела наибольшую популярность между всеми святыми местами в Египте. Со всех сторон шел туда на богомолье набожный люд, и старую могилу фараона засыпали целой горой горшков, в которых верующие составляли свои дары. Образованные слои египтян также относились к этой святыне с особым уважением. До хорошего тона полагалось дать похоронить себя в Абидосе. Кто не мог себе этого позволить, приказывал, чтобы его мумию на время перевозили к Осірісової святыни, в которой она могла принять участие во время местных праздников. В Абидосе осталось много пам'ят-ных таблиц, на которых разные выдающиеся люди повествуют о своих паломничествах и высказывают всякие просьбы до могущественного божества.
Молитвы египтян были простые, но не раз полные религиозного чувства. Так, например, какой-то обычный человек молится к божеству: «Амон-Ра, я люблю тебя и закрыл тебя в моем сердце. Я не допускаю печали к сердцу. Что Амон говорит, то пусть будет!» Молитва Рамзеса IV к Осирису выглядит так: «Дай мне здоровья, жизни и длинное господство, прочность всем моим членам, зрение моим глазам, слух моим ушам и ежедневную радость моему сердцу. Ты должен дать мне кушать, чтобы я насытился, и пить, чтобы я напился. Ты должен мой род спрятать на королевском престоле во веки веков. Дай мне высокие и широкие разливы Нила, чтобы можно было одарить жертвами и тебя, и всех богов и богинь полудня и полуночи, чтобы удержать при жизни священных быков и чтобы виживити в твоих странах людей, их скот и огороды, что их твоя рука создала. Ибо ты есть тот, кто их всех создал, и ты не позволишь, чтобы дать им другую судьбу, потому что это было бы не справедливо!»
В древнейшие времена в Египте не было постоянных жрецов, а богослужение в святынях повнили сами члены общины. У каждой святыни назначали очередь, в которой разные жильцы дома должны были отбывать религиозные церемонии. Так, при святынях Гора существовали четыре смены таких религиозных служителей, - греки звали эти братства «філами». Главный провод имел господин данной квартире или князь всей провинции. Время до службы в святынях управитель города назначал своих чиновников. Но со временем релнійне жизни развилось сильнее, число святынь увеличилось, так что служба в них становилась для граждан все тяжелее. Должны были появиться специальные «смотрители святынь», «чтецы» и другие религиозные функционеры. К тому же святиш доставали от щедрых жертвователей большие земельные владения и пришлось сокрушаться их управой. Таким образом медленно образовался отдельный жреческий состояние, который взял на себя все релігшні обязанности. Каждая святыня имела свою жрецьку коллегию, при больших святынях число жрецов было очень большое. По Новой коллегии государства различных святынь злучилися в одну організащю под руководством архіжерця Амона в Фшах. Но высшим жрецом всегда считали фараона. Он, как «сын богов», был с божествами в ближайшем связи. Другие жрецы только заслоняли лицо короля и все жертвы составляли его жизнь, успехи и здоровье».
Вера в посмертную жизнь. Никакой народ древнего мира не заботился так старательно об умерших, как египтяне. Они верили, что в человеческом теле содержатся различные благотворные силы, которые являются чем-то отдельным от тела. Они имели рЬні названия. «Ба» - это была словно душа, покидая тело, убирала вид птицы или цветка, тем ужа или крокодила. Другой формой душе был «эх»-в смысле ума или духа. «Каїбіт» имел вид тші. Но за важнейшую форму души считали «ка» - словно тень человека, что вместе с ней приходит на свет и товаришить ей всю жизнь. Ка имеет вид тела, но является легким, словно вздох, прозрачным и очень подвижным. Он оставляет порой человеческое тело, например, во сне или когда человек теряет сознание. И самым важным является то, что, когда человек умирает, ка покидает тело и ищет себе другого пристанища. Он может поселиться, например, в портрете умершего. Однако его можно также задержать при теле, если обеспечить тело от уничтожения.
Забальзамированное тело хоронили святочно, по установленному церемониалу, который намекал на миф о смерти и воскресении Осириса. Очень важно было уста и уши умершего открыть с помощью чародійних заговоров, чтобы на втором мире он мог говорить и слышать. Мумию клали в гробницы в деревянной или каменной домовиш. В древнейшие времена тело клали на левый бок. К гробнице давали посуду с едой и напитками и разные предметы, что их покойник употреблял при жизни. Чаще всего это было земледельческое орудие, ибо народ верил, что позагробове жизнь является продолжением земной, и каждый земледелец будет обязан стать в полеводческих работ. Когда кто желал освободить своего мертвеца от такого труда, советовал себе так, что к гробнице рядом с мумией клали статую человеческого облика со всякими орудиями служили до пільної работы. Эта статуя, скрепленная соответствующими чарами, отбывала повинность за мертвеца. На груди мумии приміщували различные амулеты, которые должны были защищать от покойника вне гробовых опасностей. Чаще всего это был священный жук - скарабей из чародійним заказом такого, например, содержания: «О, мое сердце, не становись против меня за свидетеля!» Когда тело было так обеспечено, душа имела надежду дойти до страны умерших. Душа перелетала туда, как птица, или ее переносили священные птицы - сокол или ибис. Других перевозили на лодке четыре приязни духи - сыновья Гора, но зачастую мертвецы пользовались лодкой перевозчика, который назывался «відвертай лицо», потому, гребя, [он] не смотрел в направлении, куда ехали души. Страна умерших лежала на западе, за пустыней, поэтому и кладбище строили на западной стороне дома, а умершие назывались «западными людьми». Эта страна была словно островом, обведенным вокруг водой; звали ее также «полем продуктов», ибо она отмечалась буйной растительностью. Души, которые здесь жили, каждый день вечером радостно приветствовали солнце, которое туда приходило после мероприятия.
Покойник, что добирался до того мира, должен был наперед очиститься перед судом, в котором заседали бог подземелья Осирис и 42 боги-судьи - представители египетских округ. Перед каждым судьей он должен был оправдаться с одного греха. Эти 42 грехи касались таких преступлений, как убийство, кража, особенно - покривдження несовершеннолетних, ложь, обман, лжесвидетельство, клевету, брань, подслушивания, супружеская измена, богохульство и т. под. Виказ этих проступков указывает, как высоко стояли в Египте моральные требования. Чтобы покойник умел защититься перед судом богов, до гроба давали ему т.наз. «к н и г у п о м г л ы х», в которой были готовы ответы на вопросы судей. Умерший говорил так: «Я не допустил лжи. Не вел себя плохо со своими. Не грешил в месте правды [святыни]. Не виголоджував никого. Не выжимал слез никому. Не убивал. Не уменьшал жертв богам. Не отнимал молока от уст ребенка. Не задерживал воду во время наводнения. Я есть чистый, чистый, чистый...»
Во время этой исповеди боги весили еще душу человека: на одну терезку клали сердце умершего, на другую - перо - знак правды. Покойника ждали в подземном мире еще различные опасности, которые он должен был победить. Летучие драконы пытались отобрать ему дыхание; крокодил насідався на него, чтобы вырвать его амулет; когда хотел пить, вода сменялась на огонь; враги могли ему забрать уста, сердце, голову. Лихих людей сейчас при входе раздирали чудовища, которые лучили в себе вид крокодила, льва и нильского коня. Или они погибали, осужденные на голод, жажду и вечную темноту. Против всех этих трудностей семья обеспечивала мертвеца различными чародійними заговорами, выписанными на. внутренней стороне гроба. Порой давали покойнику к гробнице целый проводник, в котором был подробно описан весь путь на тот свет, со всеми его опасностями.
Египтяне имели глубокую веру, что справедливый окончательно постигнет спасения. «Как Осирис живет, так и он будет жить, как Осирис не умер, да и он не умрет». Боги пробудят умершего из сна и возьмут его к себе: «Ворота неба открываются перед тобой и двери открываются. Найдешь там Ра, он возьмет тебя за руку и поведет к священному месту в небе и посадит на престоле Осириса, на твоем медном престоле, чтобы ты царил между благословенными. Божьи слуги стоят за тобой, а божьи господа стоят перед тобой и зовут: «Иди, ты, боже, шествия, владельцу Осірісового трона». Исида говорит с тобой и Нефтида здоровить тебя. Благословения приходят к тебе и кланяются, чтобы целовать землю у твоих ног. Ты такой вооружен и украшен, как бог, убран в фигура Осириса, на престоле старшего между теми, что есть на западе». Недвусмысленно проявляется вера в бессмертие: «Они идут туда не как мертвые, а как те, что живут».
Письмо. Древние греки различали три вида египетского письма: иероглифы, письмо ієратичне и демотичне. Иероглифы, «вырытое святое письмо» - это монументальное письмо, применяемое для надписей в святынях, гробницах и при всяких торжественных обстоятельствах. Письмо ієратичне («священное») ідемотичне («народное») - это в действительности то самое письмо, которым пользовались в повседневной гражданской жизни. От иероглифов они отличались тем, что буквы не задаваемые отдельно, а лучено их вместе.
Иероглифы - это письмо образкове1: каждый предмет изображали отдельным рисунком. Вот образцы:
Движение или деятельность значили так, как они представлялись глазам. Например, человек с кием означало «бить», птица с распростертыми крыльями - «лететь», ноги в движении - «ходить».
Малюнкове.
Труднее было изображать вещи, которые мы не видим, и абстрактные понятия. Египтянин советовал себе так, что на определение ветра рисовал напнуте парус, на определение слова «чистый» - мука, из которого льется вода, вместо «господствовать» давал скипетр. Порой один и тот же знак употребляли для обозначения двух слов, которые звучали подобно. Так, об-
Ієратичне письмо
раз зайца означал и «заяц», и «быть», потому что оба слова в египетском языке звучат «вен»; образ глаза означает «глаз» и «делать».
С образкового письма со временем витворилося письмо звуковое. Некоторые образки употреблялись и как слова, и как буквы. Например, волнистая линия обозначала и «воду» (нв), и начальную букву этого слова - «н»; открытые уста означали «уста» (ре) и букву «р». Обе системы - образкова и звуковая - часто выступают вместе рядом с собой и поэтому египетское письмо очень тяжелое для чтения. Чтобы устранить недоразумения, египетские писцы при сомнительных словах ставили еще «знак обозначения». Скажем, человек с рукой при устах означала, что речь идет о языке и о всякие духовные деяния; мужчина с кием указывал на насильственные выступления; свиток папируса вмещали при абстрактах.
Египетское письмо чуть более 500 знаков, или букв. Египтяне подобно, как и другие восточные народы, не отмечали вполне самозвуків2. Писали чаще от правой руки к левой, но на монументальных памятниках есть надписи слева направо.
За материал для письма служил папирус (египет-ски - «па-п-іур» - «растение Нила»). Это - род тростника. Египтяне перерезали ее перила вдоль и слепляли вместе в листе. Папирус был довольно дорогим и только состоятельные люди могли им пользоваться; беднее писали не раз на каменных табличках, шкаралупках ракушек и т.д. На папирусе писали кистью, который обмакивали в тушь, спрепаровану из сажи и резины.
Сбор папируса. Двое рабочих срывают трость, двое вяжут его в снопы, четверо переносят вязанки
XVII ст. Тогдашние археологи считали надписи на пирамидах за метеорологические записки или за переводы псалмов Давыдовых. На правильный путь первым ступил датский ученый Зога, который в 1797 г. опубликовал надписи из славного обелиска в Риме и указал, что имена фараонов здесь обозначены отдельными знаками. Решающее значение для нее имела дела экспедиция Наполеона в Египет в 1798 г. Бонапарт сам очень интересовался стариной и создал научный египетский институт, который должен был заняться студиями египетской культуры. Среди собранных тогда достопримечательностей нашелся базальтовый блок из Розетты с надписью в трех письмах. Как оказалось позже, это был декрет жреца из Мемфиса в честь Птолемея Епіфанеса от 196 г. до Хр., составлен «священной, народной и греческом языках». Відчитанням этой надписи занялся французский ученый Жан Франсуа Шампольон (1822 г.). Наперед он сравнил три личных имени - Птолемея, Александра и Кле-опатри, а что они были писаны звуковым письмом, он добыл несколько египетских букв и с их помощью начал отчитывать остальных. В 1822 г. Шампольон вел одновременно студии над коптском языке и открыл в ней диалект языка древних египтян, и именно это дало ему ключ к пониманию египетского письма.
Писательство. На ниве литературы египтяне не дали произведений высочайшего уровня. В их писательских трудах проявляется какая-то трезвость и умеренность, которая заставляет их держаться конвенціональних1 образцов и не позволяет развить шире индивидуальные силы. Когда появлялась какая-то литературная форма, писатели держались "ее целыми веками, не решаясь чем-будь изменить способ писания. Поэтому египетское писательство нам кажется однообразным и серым.
Старейший вид литературы в Египте - это присказки философически-нравственного содержания. Уже со времен
Здесь - таких, яы соответствуют устоявшимся традициям.
ІІтахотеп, королевский министр со времен V династии, начинает свои рассуждения следующими словами: «Приходит слабость, и человек становится ребенком. Каждый день приносит свою беду. Глаза слабеют, уши глохнут; сердце затыкается, уста мовкнуть; память исчезает и ее не хватает, чтобы затримати1 то, что произошло вчера. Что было хорошим, становится плохим. Человек теряет аппетит; нос ее затканий, уже не отдыхает...» Старый философ обращается к людям разных сословий и дает им практические указания, как жить. Богатый может принимать жизнь по своей уподобі, так как имеет всего достаточно. Но ему угрожает опасность от облесників и от его собственных страстей. Надо сдерживать свой нрав, содержать лицо в покое, всегда иметь погожий взгляд. Когда он мудрый - женится вовремя, хорошо ведет себя с женщиной, питает ее и одевает. Кто ищет женщин в чужих домах, то пропадает. Образованный писец должен быть дружелюбным ко всем, потому что от каждого можно чему-то научиться. Надо молча прислушиваться, как говорят люди, что добыли мудрость. Не надо впадать в гнев, даже когда кто имеет за собой правду. Люди зависимы должны быть смиренными и послушными: господину нравится покорность и глубокий поклон слуги. Кто будет слушать таких указаний, то зайдет высоко и сам станет господином. Люди будут говорить о нем: «Каким хорошим является то, что выходит из его уст!»
Писарь Энеи в своих поучениях говорит о женщинах. Он предписывает иметь глубочайшее почтение к матери и верность для жены. Мудрый человек старается удержать женщину в добром настроении, не докучает ей ненужными приказами, всегда есть погожим, не начинает ссоры. Но от чужих женщин надо держаться издалека: «Берегись перед женщиной, которую не знают в городе. Не смотри на нее, как она проходит, не старайся познакомиться с ней. Она является как поток глубокой воды: его водоворотов никто не знает!»
Глубочайшие по содержанию является поучение фараона Аменемхета И, что их он оставил своему сыну (мы привели их в другом месте). Это уже не практические указания по жизни, а уважительный взгляд на мир и его стоимость. Завещание фараона печальный: он разочаровавшийся в людях - все они неверные и неверные, трудно между ними найти добро и добродетель...
К присказок близко стоит египетская сатира. До старших ее образцов принадлежит история о «произносимого мужика». Нечестный чиновник бесправно забрал у крестьянина осла, но мужик так хитро и вимовно защищал свое дело, что его речь записали и передали фараону. «Сердцу его светлости это было приятнее, чем все, что есть во всей стране». Это - сатира на египетское ведомство.
В сатире на выбор звание писарь шутит по судьбе войскового старшины: «Что ты говоришь, что офицеру приходится лучше, чем писцу? Ходы, расскажу тебе о судьбе славного офицера! Приводят его еще ребенком и запирают в казарме. Получает кулаком в живот, достает второй раз в лоб, голову имеет розлупану раной, кладут его и бьют, аж нагаи режут ему кожу. Подойди, я скажу тогда, как он идет походом к Сирии, как марширует через горы; свои продукты и воду несет сам на плече, нагруженный, словно осел... Когда сойдется с врагом, то есть как птица пойман. Когда вернется обратно, в Египет, то есть как дерево, которое перегрыз червь. Он болен, лежит, везут его на осле домой, его наряд разворовывают, а его слуга убегает. Поэтому, писарь, заворачивай назад со своей
Колодец в оазисе среди пустыни МЫСЛЬЮ О Счастье Офицера».
Ту же тему встречаем в письмах писаря Веннофре к его приятелю Нехтсотепа. И здесь с юмором и иронией описано, как амбициозный старшина старается добыть себе высшую карьеру и как попадает во всякие трагикомические ситуации.
Роман. Когда в присказках и сатирах оказывается духовная трезвость египетского народа, то в сказках и рассказах египтянин дает волю своей буйной фантазии.
Первой попыткой р о м а н у есть рассказ о приключениях князя Сінуге - свояка Аменемхета i, который, страшась за свою жизнь, бежал из Египта в Сирию. Князь сам описывает свое бегство, во время которой в тревоге прятался в кустарнике, на лодочке без керми переправлялся через реку, перекрадався пустыней, чтобы не встретить никого из людей. Он зашел над «горькое озеро» и тут упал, изнеможенный жаждой. «Так смакует смерть!» - сказал себе. Но вдруг услышал блеяние овец. Поступили степные пастухи, дали ему воды, сварили молока и забрали с собой. В Сирии князь Тэна принял его гостеприимно, отдал ему в жены старшую дочь и сделал его наместником страны Яа. «Это была хорошая страна. Растут в ней фиги и виноград, а вина там больше, чем воды - Она богата медом и оливками, всякие овощи растут на деревьях. Есть там ячмень и пшеница, а отар хоронят без счета. Ежедневно я пил вино, ел хлеб, вареное мясо и гусиную жаркое, к тому же еще и дичь, которую для меня ловили...»
Сінуге прожил в Сирии много лет, отличился как рыцарь и воитель и снискал себе большую славу. Но на старости возраста затосковал по родной земле и вернулся в Египет. Фараон встретил его с гневом. Люди недоумивали: «Смотрите, это Сінуге, что стал бедуином». Но окончательно прощается князю вины, и он снова стал египтянином: «Обголили меня и сбросили с меня грязь пустыни и одежда жителей песочной страны. Нарядили меня в тонкое полотно, намазали маслом, и я уснул на кровати...»
Перевозка статуи фараона. Тянут ее 172 мужчины, уставлены в 4 колонны
Более фантастический смысл имеет сказка о князе, которому пророчня1 завещала, что он умрет от крокодила, змеи или собаки. Князь отправился на путешествие и зашел к Нагарини в Сирии. Тамошний король объявил, что отдаст свою дочь в жены тому, кто добудеться до ее окна, а окно было высоко: 70 локтей от земли. Князь одержал королеву, и она стала ему верной женой, убила гадюку, которая ночью приближалась к княжьей постели, добыла его пасть крокодила, но князь не прошел своей судьбы и погиб відхсвого любимого пса...
Со времен Средней государства происходит рассказ о моряке, который разбился в море и добрался на таинственный остров, где властвовала царица-змея. Здесь он нашел роскошную растительность и всякие богатства. Царицу он присоединил себе рассказом о своих приключениях и счастливо вернулся домой с всякими драгоценными вещами. Это - прототип распространенного потом на Востоке рассказ про моряка Синдбада.
Женская измена - это главный мотив рассказа о двух братьях - Анупа и Бату. Старший брат, Ануп, имел женщину^которая пожелала соблазнить младшего - Бату. Когда же тот не поддался на ее наущению, вероломная женщина оклеветала его перед мужем, и тот в гневе бросился с топором на младшего брата. Но Бата убежал, а боги, видя его невиновность, бросили за ним реку, полную крокодилов. По долгом странствии Бата зашел в кедровой долины и здесь встретил девяти богов, и они создали ему женщину. Она была легкодушна и интересная. Несмотря на запрет Баты, пошла над берег моря, и море забрало у нее один кучер волос. Этот кучер передали фараону, и он приказал искать эту женщину по всей стране, нашел ее и взял себе жену. Чтобы обезопаситься от Баты, • по наущению женщины он вырубил все кедриг и тогда упал также кедр, с которым была связана жизнь Баты, и тот умер. Но боги оживили его, и он стал фараоном Египта.
Гимны и песни. Любимой поэтической формой Древнего Египта были г и м н ы в честь богов и фараонов. У них египетский поэт рассказывал о своей любви к природе, к солнцу, к вселенной, ко всему далекого и недосягаемого. Старейшие гимны имеют строение довольно простое. Вот, например, гимн к Ра: «Слава тебе, великий, сын великого! К тебе бежит большой дом обладателя полудня, к тебе бежит большой дом повелителя севера! Ты открываешь отверстия небесных вод, перед тобой открывается небо. Слава тебе, одинокий1, что длится вечно!..»
Но позже смысл песни становится богаче, а форма - более викінченою. В одном гимне Ра сам воспевает свое величие: «Я есть тот, кто создал небо и землю, поднял горы и всем существам дал жизнь. Я есть тот, кто создал воду и привел большое наводнение и дал жизнь плодотворному быку. Я есть тот, кто создал небо и тайну его горизонтов и посадил туда души богов. Когда я открываю глаза, становится ясно, когда замыкаю - темнеет. Вода Нила течет, когда я прикажу. Я есть тот, кто творит часа и создает дни. Я есть тот, кто начинает реки и творит наводнение. Я есть тот, кто создал живой огонь...»
К наивысшей формы доказал этот вид поэзии фараон Эхнатон. В другом месте мы уже привели его гимн до солнца-Атона, полный глубокого філософічного содержания.
Простой и маловибагливою была египетская народная песня. Знаем лишь небольшие образцы ее из надгробных надписей. Пастух гнал овец через поля, залитые водой Нильской наводнения, пел:
Ваш пастух есть в воде, между рыбами.
Вия говорит с сомом,
Вия здоровить щуку...
Ваш пастух - пастух мероприятия...
Когда молотили хлеб, погонщик волов пел:
Молотите для себя, молотите для себя. Вы, быки, молотите для себя!
Египетская святыня. Реконструкция подает в одной половине общий вид, во второй - поземний план
Молотите для себя солому на съедение, А зерно для вашего господина! Не спочивайте, волы, СЕГОДНЯ нам холодно!
На народных мотивах развилась любовная лирика. Любовники звали себя словами: «мой брат», «моя сестра». Вот песня влюбленной девушки:
Голос голубки зовет.
Она говорит: «Земля есть ясная!»
Что имею я действовать?
Птички, не корите меня!
Я встретила моего брата.
Мое сердце счастливое чрезмерно!
Мы говорим: «Не расстанемся никогда!»
Девушка-стрелец в такой строфе воспевает свою любовь:
Жалуется дикая гусыня, Поймался на приманку, - Твоя любовь держит меня, Не могу освободиться от нее. Заберу мои сити домой, - Но что скажу моей маме: Каждый день я возвращалась с добычей... Не поставлю уже ситей сегодня, - Пленила меня твоя любовь.
За XIX-XX династий появились мастерские любовные песни, в которых выступают различные деревья как символы любви. Поэт восхваляет сикомору, которую посадила любка собственной рукой: «Она хорошая, ветви ее милое, свеже-зеленые. Она имеет много овощей, - они красны, как кармин, листья их, как малахит, светятся, как стекло. Она вытягивает мышцы, тень ее холодная. Она кладет листья в руки маленькой девочки-садівнички и посылает ее быстро к любой: «Приди, пробудь одну минуту среди молодежи! Гай, полный зелени, празднует свой день; хижина и шатер готовы; молодежь радуется, что тебя увидит... Приди, празднуй этот день в веселье-сегодня, и завтра, и послезавтра-три дня! Садись в моей тени!.. Как оп'янілий пир заметушиться, сама останешься с твоим братом. Но я [сикомора] молчаливая и не расскажу того, что увижу.
Как египтяне ценили жизнь и как умели его употреблять, об этом свидетельствует песня, которую должен был составить поэт Манерос: «Одни люди проходят, другие остаются от времен древних. Боги, которые некогда жили, покоятся в своих пирамидах. Так же похоронен и шляхту, и мудрецов. Те, кто строил дома, не имеют теперь своей крестностей, - видишь, что произошло с ними. Я слышал слова Имхотепа и Гардедефа, которые говорят так в своих поговорках: «Смотри, их жилища, их стены распадаются, нет им места, так, будто их никогда и не было! Никто не приходит оттуда, чтобы нам сказать, что с ними произошло, чтобы скрепить наше сердце, когда мы пойдем туда, куда они пошли!..» «С веселым сердцем не забывай величаво жить. Иди за своим сердцем, как долго живешь! Положи мірру на свою голову, оденься в тонкое полотно, намастися истинными божьими чудесами! Прикрасися как только можешь и не дай упасть твоем сердечные. Иди за своим сердцем и [с] своими радостями, пока живешь. Не расстраивай своего сердца, пока не придет день жалости. Но тот, чье сердце стоит тихо, не слышит жалел, а тот, кто лежит в могиле, не принимает грусти. С ясным лицом празднуй радостный день и не покойся в нем, потому что никто не берет с собой своего добра и никогда не возвращается тот, кто ушел туда...»
Эта песня, что своим содержанием напоминает более поздние оды Гора-ция, - это, пожалуй, самый заметный произведение египетской поэзии.
Наука. Египет создал первые начинания научных опытов. Египтяне не были создателями которых-каких научных теорий, но практически развязали много научных проблем. В объеме математики писцы употребляли обычных арифметических ділань1, а также простых счетов с дробями. Решали также без труду простые алгебраические задачи. В геометрии умели вычислить поверхность квадрата, треугольника, трапеции и приблизительную поверхность круга. По практическим причинам, для поміру количества хлеба, научились вычислять объем шара и вальца. Как знаменито египетские архитекторы оперировали математическими правилами, об этом свидетельствуют пирамиды: сколько же здесь счетных проблем требовало развязки! Самый полный сборник египетских математических правил - это т. н. папирус Ринд - счетный учебник, дает много практических примеров и понемногу переходит к теории. Характеристическим является его заголовок: «Предписания, как достигнуть знания всех темных вещей, всех тайн, содержащихся в предметах».
Египтяне знали важнейшие законы механики, благодаря которым умели передвигать с места на место большие массы, например, колоссальные монолиты, а также поднимать их вверх, на высшие места. Насчет пирамид - надо еще отметить, - то они необыкновенно подробно сориентированы сторон света. Такую обстоятельность постигают только очень прецизійні1 новочасні инструменты.
Много практического знания добыли египтяне из объема астрономии. Они знали подробно движения Солнца и Луны, по-видимому, также планет, делили небо на части и дали названия главным звездам. С помощью примитивных инструментов они определяли также положение разных небесных тел.
Крупнейшим научным осягом египетской астрономии был календарь, в главных основах служит человечеству до сих пор. Уже в древнейшей эпохе египтяне считали время от одного разлива Нила до другого. Солнечный год с тремя порами - наводнением, севом и жатвой - это, так сказать, народное египетское счисления времени. Известный историк древнего мира Эдуард Майер вычислил, что круг 4241 году до Хр. в окрестностях Мемфиса считали уже время на годы - по 365 дней, делили на 12 месяцев по ЗО дней, а в конце приобщали еще 5 святочных дней. Год начинался с днем, в котором звезда Сотис, то есть Сириус, появляется на восточном горизонте одновременно с восходом Солнца, - дня 19 июля. Подробности календаря ухаживал первый министр фараона. Египетский календарь позже (46 год до Хр.) ввел в Риме Юлий Цезарь, и он до сих пор доховався в греческой церкви под названием юлианского.
Очень высоко стояла в Египте медицина. Религия предписывала препарировать тело, чтобы обеспечить душе жизни, - благодаря тому египтяне всесторонне познали строение человеческого тела, и их врачебное искусство опиралось на определенную основу опыта. Спряталось несколько рукописей, содержащих лекарственные предписания. Самый ценный из них - это так называемый папирус Эберса, что имеет заголовок: «Тайная книга врача о знании артерий и сердца». Египтяне розслідили довольно подробно кровеносные сосуды, и их наука о «соки» - это древнейшая физиология. Тогдашние лекарства были преимущественно растительные, но врачи пользовались также нередко всякими заговорами и чародійними формулами. Очень популярна была универсальная микс
Книга: Всемирная история / Крипьякевич
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Всемирная история / Крипьякевич |
2. | Начала и могущество Египта |
3. | Упадок Египта |
4. | Устройство и хозяйство Египта |
5. | Египетская культура |
6. | Месопотамия |
7. | Западная Азия и Иран |
8. | Индия и Восточная Азия |
9. | Эллада. Начала греческой истории |
10. | Греческие государства |
11. | Персидские войны |
12. | Афинское государство |
13. | Пелопоннесская война и упадок Греции |
14. | Македонский государство |
15. | Быт и искусство Греции |
16. | Литература и наука |
17. | Истоки римского государства |
18. | Завоевание Галлии |
19. | Война с Карфагеном |
20. | Завоевание Востока |
21. | Аграрные реформы |
22. | Марий и Сулла |
23. | Упадок Республики |
24. | Юлий Цезарь |
25. | Октавиан Август |
26. | Золотой век Цісарства |
27. | Упадок Римского государства |
28. | Хозяйство и культура Рима |
29. | Восточная Европа в древние времена |
На предыдущую
|