lybs.ru
Когда ты не живешь для блага Отечества, значит, ты делаешь своих детей сиротами. / Лев Силенко


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Месопотамия

Шумеры и аккади. Вторая страна, что в ранние времена дошла до высшей культуры, была Месопотамия - низина между реками Евфратом и Тигром. Эта низина встала с намулів, что их обе реки наносили с гор; геологи вычислили, что один километр этой низины прибывал каждые ЗО лет. Почва здесь была необыкновенно плодородная, а реки наводнювали его своими излияниями: Тигр - в мае и июне, Евфрат - в сентябре. На сырой земле в теплом підсонні растительность доходила до необычной буйности. Так же как и Египет, Месопотамия была благодаря своей природе хлеборобским страной.

Древнейшая культура Месопотамии происходит из каменного века, когда еще местное население не знало металлов. Английские и немецкие археологические экспедиции нашли несколько жилищ с тех древних времен. Человеческие усадьбы стояли на островках среди багон, дома были с убиваної глины или строенные из тростника и покрыты соломенными матами. Еще и до этого времени в этих окрестностях встречаются такие убогие ліп'янки. Жители края знали управу хлеб, держали скот, а больше всего свиней. Орудия вироблювали из кремня, посуду лепили из глини. их утварь обладает хорошей форме, а не раз украшено и примитивным орнаментом. Женщины любили украшения из ракушек, разноцветные камешки и глиняные игрушки. Особое внимание обращают женские фигурки из терракоты. Все они имеют стройное тело, с очень широкими плечами и фантастически уформованою головой; одни держат руки на бедрах, другие на левом плече имеют ребенка. Какого происхождения были эти древнейшие жители Месопотамии, до сих пор еще не исследовано.

Круг 3000 года до Хр. среди этих автохтонов встречаем новый народ, который звал себя именем шумер. Вид их знаем с шюскорізьб, которых они оставили достаточно много. Они отмечались орлиным профилем, имели большие глаза, широкие лицевые кости, несколько уплощенным сзади голову. Сами считали себя за туземцев, что от начала человечества жили над Евфратом. Но ученые исследователи пришли к взгляду, что это - пришлый с других сторон народ. Только не решено еще, откуда они появились. Одни считают их за народ, посвоячений с теперешними жителями Афганистана, которых они напоминают своим типом, другие выводят их из Средней Азии или сибирских степей.

Шумеры имели более высокую культуру, чем пражителі Месопотамии. Они употребляли уже гончарный круг, и их посуда от начала отмечается разнородными формами. Также они умели ковать медь и ввели первые металлические орудия. На протяжении веков они все больше развивались и пришли к до высокого культурного развития.

За владение шумеров Месопотамии не творила одного государства, а состояла из нескольких или даже полутора десятков мелких державок. Центрами этих политических тел были города Киш, Ур, Лагаш, Урук, Ниппур, Адабе, Ашшур и другие. Каждый город был сильно укреплен,- в нем стояли святыня бу-га-опекуна, палата князя, пшихліри1 на запасы хлеба. Здесь был также торг для окрестности. Отдельные территории изначально были отделены от себя багнами, но потом развились между ними живые торговые сношения. Главным властителем государства считали местного бога. Он имел земли, поместья, пшихліри", конюшни, слуг и невольников. Король был только наместником («ішакку») бога. Свою власть обязан богам, а свои приказы издал в божьем имени и во всех важнейших делах советовался со своим богом. Высшим чиновником был управитель королевской палаты, что, как"первый міїнстр, управлял всеми государственными делами. Упоминаются также жрецы, судьи, писари, торговые агенты и др. Вшсько делилось на пехоту и отделы военных повозок. Солдаты носили металлические шлемы, а как оружие употребляли копья и луки. Высоко стояла коммуникационная служба - посыльные разносили приказы королей до самых дальних окраин.

О политических событиях древней Месопотамии шформують нас т. н. «династические письма». Это - записки разных королшських родш, что подают имена володарш и их выдающиеся дела. Но эти письма не имеют определенной хронологии, и не раз трудно определить, к какому времени какое-то событие принадлежит. Древнейшие датированные записки относятся к 2800 году до Хр., а о древности времена можно говорить только в общих чертах.

Среди шумерских городов-государств в ранних временах на первом месте стоял город Л а г а ш. Его король Еанатум первый завоевал соседние города и создал большую державу над Нижний Евфратом и Тигром. Его столица была тогда главным центром торговли во всей стране.

Круг 2600 года до Хр. Месопотамия попала под власть семитских правителей. Одно из семитских племен, амореи, уже раньше жило на края Месопотамии. Позже начали наплывать туда новые ватаги семитов, не знаем наверное откуда - из Аравии или Сирии. Семитские князья овладели страну, кажется, не войной, а мирным путем. Величайший из них, С а р г о н, сначала занимал место конюшего в шумерского князя, затем восстал против него, объявил себя королем и начал господствовать в новом месте - А к к а д (Агаде). От этого названия называли также аккадами месопотамских семитов. Саргон объединил почти всю страну над Евфратом и в своих походах достигал до Персии, Малой Азии и Средиземного моря; имел даже освоить остров Кипр. Но в более поздние времена пришло в Месопотамии' к вну-тріїпніх войн, продолжавшихся долгие годы. Этим воспользовался напшдикий народ гутш, что проживал в горах Загрос, и овладел страну над Евфратом. По ста годах Утухенгаль, князь Урука, получил свободу для шумерской земли. Самым выдающимся королем того времени был Ш у л ь г и (2288-2231 гг. до Хр.), княживший в городе Ур. Вш пытался объединить различные племена своего государства один народ, завш общую религию, одну систему счисления времени, единодушны веса и ш. Вш также завш новое оружие в вшську, а именно луки, которых перше1 шумеры не знали.

Это было время большого могущества Шумерского государства, которое простиралось от Ливана на западе до Сузш на востоке. Но до Месопотамии наплывало все больше семітш, - на шумерских різьбах появляются все частіїпе бородатые типы. В конце круг 2000 года до Хр. шумерская власть пала, а на ее месте возникла Вавилонская государство, в якш провод имели семиты.

Шумерская культура. Сутки шумеров, которая длилась почти целое тысячелетие, принесла Месопотамии высокое развитие культуры.

Поднялось необычайно земледелие, что было главным занятием населения. Урожаи зависели от виливш рис, поэтому шумерские обладатели очень заботились о том, чтобы развести воду равномерно по всш стране. Построено [было] много каналов, а роботами управляли опытные пгженери. Сохранились планы тех строений, вырытые на глиняных табличках. Воду по полям разливали с помощью журавлей, которых приводили в движение волы. На різьбах того времени видим картины труда на пашни, сады, пастухов со стадами в поле. Земли принадлежали отчасти к князю, отчасти в частных людей или союзов. Как видно, сложность управы заставляла организоваться в какие-то общества. Государство проводило очень подробный кадастр почв и на этой основе стягивала налоги.

О развитии промысла свидетельствуют останки различных предметов, которые открыто в королевских гробницах в Уре. Есть там посуда золотая и серебряная, красивой формы, гравированный просто, но гармонично, чаши, миски, рюмки, лампы, а также различные орудия, как топоры из меди, копья, стрелы, стилеты, всякие украшения - ошейники, завушниці, амулеты, фигурки в виде львов, ослов, быков. Техника очень разнообразна, например, видим резаное камни, инкрустацию из ракушек и т. п.

Много разнородных предметов привозили из других стран. Месопотамия уже в те давние времена была перекрестным пунктом, в котором сходились торговые пути с разных сторон. Из Ирана привозили алебастр, с Памира - лазурь, из Индии - карнеол'. Связи с Индией были очень живые - в шумерской керамике встречаем подражания индийских мотивов. Коммуникация шла, кажется, уже морем, - правда на Евфрате развилась очень скоро. Из Малой Азии приходили золото и серебро, с Кавказа - медь. С Сирией удерживался безнастанний торговый движение. Через Сирию Месопотамии связывалась также с Египтом. Шумерское искусство имело некоторое влияние на египетские изделия.

Шумеры оставили много памятников своего строительства. В Месопотамии нет камней, надо было его свозить аж из пустыни. Поэтому шумеры ставили свои строения из кирпича, которую умели хорошо выжигать и закрашивать разными цветами. Города были обведены высокими стенами, а для гарнизона строили большие башни. В Уре открыто фундаменты такой огромной башни, длиной 60, шириной 45 м. Святыни имели также вид больших башен в несколько этажей, что сужались кверху. Особенностью шумерской архитектуры является своды и копули2. Немного пізнниих народов знало эту трудную технику. Стши строили с рЬнобарвної кирпича и выкладывали их каміїшям различной окраски. Часто встречаются украшения из ракушек или мозаика.

Резьба прошла значительное развитие. Сначала фигуры есть тяжелые, неуклюжие, потом чрез резчика научились старанніїле моделировать тело, особенно же умело изображали мускулатуру. Много спряталось статуй князя Гудеа из Лагаша. Шумерские мастера охотно изображали фигуры зверей - быков, львов, кошек, а также птиц.

Развилась также религия. В древнейшие времена каждая усадьба имела свое отдельное божество. Позже возникла целая религиозная система. [Согласно ей] сначала существовала сама вода, потом она разделилась на два естества - океан со сладкими водами и соленое море. Из этих двух праелементів появились и боги, и люди. Боги имеют человеческую фигуру и человеческие чувства и страсти, но есть бессмертные. Все боги добры; зло вызывают злые духи, что творят низшую категорию божеських существ. Мир Делится на небо, где царит Ан, на воздух и землю, где господствует Энлиль, и на океан, на котором царствует Энки. Вторую троицу творил бог Луны Енцу со своими детьми - Солнцем (Баббар) и планетой Венерой - Нанаї, или Иштар. Кроме главных богов почитали очень много меньших, ибо каждый человек имел своего бога-опекуна, и каждое другое существо имеет при стороне свое божество. Богов изображали обычно в человеческом виде, только на голове приміщували им пару рогов, порой убранных зельем. Духи-опекуны имели порой другие фигуры, например, орла с головой льва, льва с человеческим бюстом и др.

Богов почитали песнями и жертвами. От древнейших времен встречаем разнородные религиозные обряды, процессии, праздники. Издавна был также отдельный класс жрецов - «шангу». Пророчеством и заговорами занимались также женщины. Чтобы побороть силу злых духов, нужно было знать чародейный формулы и заклинания. Были отдельные жрецы - «бара», что гадали о будущем на основе всяких знаков, например, печени жертвенного зверя или капли масла, киненої на воду.

Шумеры имели веру в жизнь на втором мире. Люди встали из болота на подобие богов и продолжают жизнь после смерти. Своих мертвецов шумеры хоронили в земле в соломенных матах или гробах; тело клали на стороне. К могиле давали всякие домашние предметы, которых покойник употреблял при жизни, часто также из глины выработанную модель лодки, которым он должен был переправиться на тот свет. В могилах королей древнейшей эпохи встречаем жертвы людей. Так, в гробнице одной королевы в Уре похоронены ее заколоченные слуги: прибічна стража в шлемах и с копьями, дворцовые дамы с пышными украшениями, музыканты с музыкальными инструментами, погонщики с волами, лошадьми и телегами...

Шумеры употребляли письмо, которое называем клиновим1, ибо слова обозначаемых клиньями, заключенным в разнородные комбинации. Это письмо тяжелое к відчитання, потому что те же знаки обозначают разные слова. Так, например, «нун» значит «большой», а удвоенное «нун-нун» означает «князь». Уста назывались «ка», вода - «а», но «ка-а» значит «пить». Хоть это шумерское письмо не было легким, однако оно удержалось в Месопотамии на протяжении трех тысячелетий.

Клиновыми знаками шумеры обозначали также и цифры. Исчисление их было «шестидесятые»: главными числами были 12 и 60.

Обзор шумерского жизнь указывает, что уже в те давние века витворилися основы культуры Месопотамии и позже вавилоняне и ассирийцы эти основные взгляды только развивали и дополняли.

Вавнлонія. Хаммурапи. Место государства шумера и аккада около 2057 года ,до Хр. заняла Вавилонская, или Халдейский, держава. ее столицей был Вавилон, положенный в месте, где реки Евфрат и Тигр больше всего наближувалися к себе и где сильнее всего развивалась торговля. В древние времена Вавилон не играл политической роли, а имел только религиозное влияние на соседние города. Его значение преподнесла династия, происходившая из семитского племени амореїв. Е основателем был Сумуабум, что первый подвел соседние города и положил основы под могущество своей страны.

Историческое значение имеет шестой король из этой династии (1955-1913 гг. до Хр.)-X аммурапі, что вславив свое имя большим сборником законов. Он покорил Ассирию, а на запад распространил свою власть на Каркемиша и вел успешные бои с горными племенами, набегали на Месопотамию. Этот король объединил разные провинции в одну целость и всюду завел одноцільне право и администрацию. По его приказу Мардук, бог Вавилона, стал главным божеством этого государства. Чтобы поднять значение этого малоизвестного первых бога, вавилонские жрецы составили новое повествование о сотворении мира.

Тиамат, бог моря, и Айсу, властелин океана, решили уничтожить других богов и создали большое число всяких уродов. Ану и Эа боялись вести с ними борьбу. Тогда выступил Мардук: «Когда я за вас отомщу, вирятую вашу жизнь и приведу в кандалах Тіамата, созовите собрание, вивищіть меня и проголосіть мою славу! Слово из моих уст должно так, как ваше, решать судьбу! Все, что я сделаю, должно быть непременное! Непременное и священное должно быть слово из уст моих!» Боги на пиру, упоенные вином, приняли условия Мардука. Он пошел на бой с Тіаматом, преодолел его, убил и из его тела создал небо и землю. Благодарные боги на своих собраниях провозгласили пятьдесят имен Мардука и передали ему власть решать судьбу. Так бог Вавилона сравнялся со старыми богами. Ежегодно на новый год происходило большой праздник, что напоминало народу это событие.

Хаммурапи был хорошим хозяином, занимался хлебопашеством и строил новые водные каналы. Осталась надпись, в котором король повествует о свои культурные дела: «я Выкопал канал Нар-Хаммурапи, благословенство людей, что отправляет большие воды для стран шумера и аккада. Оба его берега я заменил на плодородную землю, рассыпал кучу пшеницы, обеспечил водой на вечные времена шумера и аккада. Рассеянный населения я собрал воедино, уладив им пастбища и корыта к водопою, обеспечил их благосостоянием и богатством, дал им жить в спокойных домах».

Самым славным делом Хаммурапи был его кодекс прав. Французская археологическая экспедиция в 1902 г. нашла в Сузах в Персии, большой блок диорита, высокий 2,25 м, покрыт клиновыми надписями. В верхней части есть плоскорізьба, на которой изображен на престоле бог Солнца и справедливости Шамаш, а перед ним стоит Хаммурапи. По відчитанні надписей оказалось, что это законы этого обладателя. Они касались различных уголовных и гражданских дел, как кража, грабеж, оскорбление святыни, условия продажи, наследство, адоптація, невільництво, право мести и много других. Наказания за преступления были суровые: очень часто осуждали на казнь смертью. «Когда кто вломиться в чужой дом, на месте влому убьют его и там похоронят. Когда кто допустит грабежа и его схватят, он будет убит. Когда кто выбьет глаз високоуродженому, выбьют ему глаз. Когда кто другом сломит часть тела, сломят ему ту самую часть. Когда кто выбьет зубы ровно себе, выбьют ему зубы. Когда кто выбьет зубы одному из убогих, заплатит третью часть меры серебра. Когда строитель построил дом и не укрепил строения, так что он рухнет и станет причиной смерти владельца, - такого строителя убьют». Итак, тогда господствовало право мести - «око за око, зуб за зуб».

Ассирия. В коротком времени по светлой господстве Хамму-рапе Вавилонская держава пала в результате, кажется, наезда малоазийских хеттов, что овладели и уничтожили Вавилон. Теперь на первое место выступила Ассирия, занимавшая северную часть Месопотамии. Ассирийцы в своем языке назывались «ашшурашу», от имени Аіншур, что означало их главный город, весь край и господствующее божество. Это были семиты, посвоячені с аккадами. Отмечались низкой, крупной фигурой, мясистым носом и черными, густыми, жесткими волосами. Ассирия сначала была зависима от Шумерского государства, затем-от Вавилона и только круг 1380 года до Хр. король Ашшур-убалліт получил ей полную независимость. Ассирийцы не отличались высокой культурой. Это был воинственный, отважный народ, что в дальних походах и завоеваниях искал себе багатства. их войско славилось необычайной организацией, а ассирійську конницу считали за непобедимую. Ассирийцы от малоазийских хеттов переняли железное оружие и легко побеждали соседей, что все еще имели медное или бронзовое вооружение.

Первые короли независимой Ассирии вели войну на все стороны, чтобы обеспечить и расширить свои границы. Да, воевали они с государством Митанни над Северным Евфратом, была славная из управы льна и изделия полотна, со страной Элам в Западной Персии, с горными народами иранского Загросу, с сирийскими номадами. Салманассар И (1280-1261 гг. до Хр.) одержал важную сирийскую крепость Каркемиша, что царила над бойким торговым путем. Король Тукульті-Нинурта И (1260-1236 гг. до Хр.) победил могущественных хеттов и вывел с собой 30 000 пленников и поселил их в новой квартире, которую построил в соседстве Ашшура. Но наибольшей славы достиг тем, что завоевал Вавилон и присоединил его к своему государству. Таким образом, важнейшие торговые пути достались в руки Ассирии. Король приказал разрушить стены Вавилона, жителей вырезал или забрал в плен, вывоз также, как невольника, бога Мардука со всеми сокровищами его святыни. Так показал он народу, что Вавилонская держава с ее опекуном потеряла всякое значение. Но король-победитель несчастливо покончил жизнь: против него взбунтовался сын, запер его в палате и в конце убил.

Века позже вел новые підбої Тиглатпаласар И (1115-1093 гг. до Хр.). Когда на его государство напали малоазийские племена, он вошел глубоко в Малую Азию, завоевал тамошнее население и приневолив его платить себе дань: 1200 лошадей и 2000 штук скота ежегодно. Также оттуда вывез большие запасы железной руды. Потом исправился на Сирию, в горах Ливана охотился на диких ослов, дошел до Средиземного моря, первый из ассирийских королей сел на корабль и убил рекіна1. Этот поход произвел большое впечатление в тогдашнем мире: египетский фараон прислал ассирийском победителю в подарок крокодила и какого-то еще невиданного зверя. Но с востока Ассирию все беспокоили соседние народы, и король 28 раз переправлялся через Тигр.

Палата ассирийского короля Саргона II в Хорсабаді, круг Ниневии. Реконструкция

упадка. Развитие страны часто был зависим от индивидуальности обладателя. Заново поднялась Ассирийская держава в IX в. до Хр. Ашшур-нацир-апал II (884-859 pp.) снова повел свое войско к Средиземному морю и по старинке шумеров омыл свое оружие в морских волнах. Поддались ему финикийские города, даже Tip и Сидон. Но эти победы втянули Ассирию в бесконечные войны на западе. Богатое сирийское население не хотело терпеть чужой власти и непрестанно восставало против ассирийцев. Много труда и крови стоило королям том, чтобы удержать престиж великодержавность Тиглатпаласар ПИ (745-727 гг.) советовал себе тем, что збунтовані племена целыми массами переселял в другие окрестности, где они не могли найти союзников.

Упорные бои на западе вел С а р г о н II (722-705 гг.). В 722 г. он завоевал Самарию и уничтожил израильское королевство. Население вывел с собой и расселил в разных окрестностях, некоторых загнал даже в далекой Мидии. Позже разбил государство хеттов и занял Малую Азию вплоть по реку Галис. Протекторат его признал остров Кипр, где король велел выставить свой памятник. Но в Сирии увеличились влияния Египта. Фараоны сами не исправлялись против ассирийцев, но тамошним князьям помогали создавать коалиции против завоевателей. Ассирия терпела это долго, но в конце постановила рассчитаться с Египтом. Король Асар-хаддон (669-648 pp.), упорядочив сирийские отношения, в 671 г. двинулся на Египет. Переход через пустыню был очень тяжелым, но его облегчили арабские номады, что доставили верблюдов. В безнастанній борьбе с египетскими войсками ассирийцы пришли окончательно к Мемфиса и одержали столицу.

В 669 г. новый король Ашшурбанапал (669-626 pp.) пришлось еще раз получать Мемфис и дошел до Фив. Ассирийцы из похода привезли в качестве трофеев два обелиска. Египет стал ассирийском провинцией. Ашшурбанапал одержал победу также на востоке: в 648 г. он задушил восстание в Вавилоне, а в 633 г. отбил наезд персов.

Ассирия в то время была такая мощная, как еще никогда. ЕЕ владения простирались от Средиземного моря и Ливийской пустыни далеко аж в Иран. Все народы Запада были покорены. Никогда еще на Западе не было такой огромной империи. Но неожиданно, с малых, казалось, причин, огромное строение упала.

Одновременно пришли два события, которые потрясли Ассирию: умер король Ашшурбанапал, что своим авторитетом удерживал целостность государства, и с севера напали на Месопотамию скифы. Этот народ иранского происхождения грозной волной прошел всю Ассирию и дошел вплоть до границ Египта. Скифы не умели добывать городов, но сельские дома падали жертвой их набега. В стране воцарилась анархия. Этот грозный момент использовали враги ассирийской власти. Генерал Набопаласар провозгласил себя королем Вавилона и выступил с оружием против ассирийцев. Мидийский король Кіак-сар, что уже перед тем был в войне с Ассирией, повел свою сильно организованную конницу на Месопотамию. Войска коалиции в 612 г. одержали столицу Ниневию и уничтожили ее так, что уже не смогла она подняться из руин. Ассирийская держава перестала существовать, а ее частями поделились победители.

Организация и культура Ассирии. Ассирийская держава отличалась от Вавилонской больше всего тем, что была од-ноцільна, не делилась на автономные территории. И столица в ней всегда была одна - сначала Ашшур, затем - Ниневия.

Король был так же наместником бога на земле и в божьем имени решал всякие дела. Первым министром был - И пальний вождь «туртан» - от его имени называли второй год владения короля, как первый - по королевски. Жизнь государства сосредоточено на войне. Военный поход И начинали очень святочно, засягаючи советы у святынь, и Ежегодно в том же месяце проходил просмотр войска. И Хорошо была уладжена розвідницька служба: тайные вы - И сланники исследовали отношения во враждебной стороне. Во И время ведения войны ассирийцы были очень жестокими. Часто ' читаем, что король приказывает убивать пленников, отрубать им руки живьем, вырезать языки, обдирать кожу. Тела убитых складывали в пирамиды, а срубленными головами украшали стены. Все то делали в честь брга Ашшура, которого изображали как войовника с напнутим луком и кладеною стрелой.

Народ делился на шляхту, несвободных людей и невольников. | Высоко стояло йское право, відписи которого происходят с XIV в. до Хр. Очень подробно были урегулированные семейные отношения. Отец имел неограниченное право над детьми, выбирал дочерям женихов, мог даже детей продать вневолю. Замужние женщины заслонювали1 голову. Когда человек попадал в плен, женщина должна была ждать на него по крайней мере два года. Когда не имела с чего жить, город давало ей дом и кусок земли. По двух годах право позволяло ей отдаться во второй раз. Когда же мужчина возвращался позже, она должна была вновь перейти к нему.

Ассирийская культура не развилась так буйно, как шумерская. Воинственный народ не заботился о возвышении и обогащение ежедневного быта. Памятники ассирийского искусства куда беднее, чем у вавилонцев.

Из ассирийских строений лучше всего исследована палата Сар-гона в Дур-Шаррукіні круг Ниневии. Она имела более 200 покоев. Главный фасад имел три монументальные ворота, украшенные огромными быками с человеческими головами. При главном входе стоял сказочный герой Гильгамеш, что левым высокою занимал льва. По бокам ворот стояли большие четырехугольные башни. Палата делилась на три группы забудувань: в первой находился королевский двор, во второй - правительственные залы, третью творила святыня. Залы не отличались размерами: самый большой имел 32 м длиной, но только 8 м в ширину. Стены были украшены эмалированными кирпичами разной краски, а также разноцветным камнями и плоскоризьбамы.

Сначала они следовали шумерские и вавилонские взори1, но потом развили этот вид искусства самостоятельно и дали необыкновенно ценные произведения. Наибольшую славу снискали себе плоскорізьби раненого льва и львицы из палаты Ашшур-банапала, что теперь находятся в Британском музее. Очень много осталось сцен из жизни властителей, особенно с охоты и военных походов, и опікунчих духов с крыльями, удивительных зверей и т.д.

В писательстве ассирийцы в основном подражали вавы-лонців и хеттов. Но развился в них самостоятельно один род литературы - летопись. Эти летописи повествуют о военных походах королей, их лови, а порой об их строения. Повествование держится всего одной схемы: заранее летописец виславляє 1 v короля и подает его родословную, потом занимается каким-то событием, наконце проклинает всех тех, что не поверят его словам... Лучшую форму имеет описание соискание Суз по Ашшурбанапала.

Новая Вавилонская государство. Хоть Вавилония потеряла свое и великодержавное положение, но не перестала быть отдельной, автономной провинцией. От XX к VII в. до Хр. царило в ней девять различных династий. Вавилонские короли все философов к тому, чтобы вернуть назад свою независимость. Развитие 1 торговли и культуры давал им для этого надлежащие основания. Но "j ассирийские властители пристально заботились о том, чтобы не дать \ Вавшюнії прийти к древнему значение. Всякие попытки са-1 мостійності они уничтожали в начинаниях, высылая на Вавилон И военные экспедиции. Несколько раз город был взят и разрушен, но все відживалося заново и доходило до нового развития. В конце Набопаласар (625-604 pp.) своей победой над Ассирией вернул независимость своей стране.

До наибольшего расцвета Вавилония дошла за его сына И преемника Навуходоносора (по-вавилонськи - Набу-Кудуррі-утсур II, 604-562 гг.). Он прославился как великий вождь. В бою под Каркемишем в 604 г. он разбил египетские войска и одержал для Вавилонии воздействия в Сыры. С непокорными князьями продолжал борьбу и оружием заставлял их признать свою власть. Одним из эпизодов этой борьбы было завоевание Иерусалима в 586 p., другим - тринадцатилетняя блокада финикийского Тира, окончательно должен был помириться с Вавилонією.

Еще больше имя снискал себе Навуходоносор тем, что заново обеспечил Вавилонии мир и поднес ее благосостояние. У Сиппара, на месте, где Тигр и Евфрат приближаются к себе, он построил т. н. мидийский мур для охраны от нападений горных племен персов. Во всех городах построил охранные стены и другие укрепления.

Особое внимание посвятил столичном Вавилонові. Город имел свои укрепления еще со времен Хаммурапи, что их ассирийцы были распространили. Навуходоносор растянул их на такой широкий простор, что они занимали 18 км вокруг, благодаря чему Вавилон стал крупнейшим городом тогдашнего мира. Мур был двойной: внешний, построенный из жженой кирпича, внутренний - из непаленої. Город творил неправильный четырехугольник, в середине которого проплывал Евфрат. Улицы пересекались под прямым углом. Красотой славилась «священная улица», что шла между святынями. Она была выложена каменными плитами, приміщеними на підбудові из кирпича и асфальта. Эта улица вела к мосту над Евфратом, что опирался на філярах с каменными резными капителями. Останки моста спрятались и до сих пор поражают величием. Славные были также королевские сады, уладжені на підбудові со столбов и колонн. Греки считали их за одно из «чудес света».

Навуходоносор построил в Вавилоне новую королевскую палату, очень простую, на сильных основаниях. Она состояла из четырех групп домов, оправленных вокруг внутреннего двора. Тронный зал имел 52 м в длину и 17 м в ширину, а следовательно, превышал размерами зеркальную галерею Версаля. Толщина его стен - 6 м. Весь зал был рисованный набело и только ниша, в которой стоял королевский престол, имела богатые украшения. В других комнатах встречаем мальовила в разных красках: например, на светло-синем фоне желтые столбы с темно-синими волютами и белыми напіврозетами, фриз с геометрическими орнаментами в тех же двух цветах.

Святыни так же, как и палаты, имели просторные внутренние дворы. Назверх они были удержаны просто, не перегружены орнаментами. Лучше всего сохранились «ворота Иштар». Единственным украшением их были ряды символических львов и драконов из эмалированных кирпичей. Фон было синее, сами фигуры - разных красок. На внутренних стенах встречаем также эмалированные Кирпича, инкрустацию из разноцветного камня, мальовила. Часовни богов были не раз украшены кедровым деревом и металлическим обрамлением.

В Вавилонии высоко процветали науки. В математике считали дальше на шестидесятки, как в шумерские времена. С того времени происходит разделение года на 12 месяцев по ЗО дней и деление круга на 360 степеней. Этот способ счисления от вавилонцев перешел к другим народам, в том числе и греков. Вавилоняне подняли высоко науку астрономии. С помощью примитивных инструментов они вычислили путь Солнца - эклиптике. Познали и обозначили движения планет и важнейших звезд. Грек Диодор писал: «Над звездами халдейці делали обсервации от долгих времен, и среди всех людей они наиболее обстоятельно розслідили движения и силы отдельных звезд. Поэтому они умеют угадывать будущность людей». С астрономией вязалась тесно астрология - вмілість гадать о будущем.

Вавилонское писательство. До высокого развития дошла вавилонская литература. Она имела в основном религиозный характер и опиралась на старые мифы, возникшие еще в шумерскую эпоху.

В фрагментах спряталось повествования о сотворении мира. В организации акции стоит бог Мардук, ведет борьбу с враждебными богами и их чудовищами, побеждает их и становится господином мира. Тогда он творит небо со звездами и месяцем, землю и наконец - человека.

Вторая поэма описывает потоп мира. Боги решили уничтожить землю и наслали на нее наводнение. Но бог Эа желает спасти Гильгамеше, короля Урука. Во сне он приказал ему построить большой корабль и там спрятать семью, всех домашних зверушек и другое имущество. Началась буря. «С вершины небес взошла черная туча, Адад бросает из нее громы, Набу и Шарру идут вперед, идут как буревестники через горы и страны. Нерталь ломит мачту, Нініб начинает наступление, Анункі подносит факел, молнией, освещает всю землю... Гудит ветер, поднимаются воды вверх, спадает наводнение на людей, не видит уже брат брата... Испугались боги потопа, бежали на небо, прилегли как собаки, жмутся к стене...» Корабль Гильгамеше счастливо задержался на горе Нісіб. Шесть дней длилась наводнение, а седьмого буря приутихла. Гиль-гамеш выпустил тогда голубя, чтобы узнать, есть ли где сухая земля, но голубь вернулся. Так же вернулась ласточка, и только ворон не вернулся. Тогда Гильгамеш выпустил всех зверей и сам с семьей вышел из корабля и составил богам жертву. «Составил богам я жертву на высоком холме, - семь и еще раз семь сосудов я поставил, под них подложил камыш, кедр и мирт. Боги вдихували хороший запах и, как мухи, собрались над жертвой...» подземного мира. «В страну без возврата, страны далекой идет Иштар, дочь Сина, - к дому темноты, 'усадьбы Іркаля, к дому, что с него путешественники не выходят никогда, к дому, где жители лишены света, где порохом питаются и глиной, как птицы, одеваются в одежды крылатые...» В подземелье вело семь ворот, и у каждых вратари забирали у нее все одежды и украшения. Так дошла она до яростной богини Эрешкигаль. Но и не хотела ее принять, а наслала на нее шестьдесят слабостей, так что Иштар умерла. Но тогда на земле замерло все жизнь природы. Заметил это добрый бог Эа и послал в подземелье своего посланника Намтара. Тот окропил богиню «водой жизни», и она ожила. Снова проходила Иштар через семь ворот, вратари вернули ей все украшения, и она вернулась на землю. Тогда снова земля пришла к жизни и расцвета. Так в поэтической форме изображен ежегодное замирания и відживання природы.

Вавилоняне оставили также много религиозных гимнов, молитв, замовлювань и чародійних формул.

Другие роды литературы не пришли до большего значения. Спрятались некоторые описания сражений, рассказы о королях, исторические хроники и др.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую