lybs.ru
Пусть, пусть - и вовсе занехаєш. / Украинская народная мудрость


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Западная Азия и Иран

Сирия и Палестина. Между Месопотамией и Средиземным морем лежит Сирия. Природа ее делит на две части: северную, плодородную, с хорошей, богатой рістнею, и полуденную, степно-пустынной. Первые следы культуры встречаем здесь в палеолите. Сирию проживало тогда какое-то племя неизвестного происхождения, который отмечался большим ростом и сильной строением. Историки называют его праханаанцями. Круг 2500 года до Хр. впервые появились семиты и медленно освоили всю страну. Позже напливали еще малоазийские племена, а также «люди из-за моря» - европейцы.

Сирия лежала на перекрестке торговых путей, которые шли из Месопотамии, Малой Азии, от Средиземного моря и из Египта, и как посредник между разными народами скоро дошла до благосостояния и значения. Суше главная дорога шла от Каркемиша над Евфратом до Кадеша над Оронтом, через Меджиддо (недалеко [от] Аккона), долинами Кармелу до Газы и Рафии. Над морем появилось несколько интересных портов: Библос, Сидон, Tip и др. Через сирийские города проходил непрестанно живой торговый обмен между Азией, Африкой и Европой и перекрещивались здесь различные культурные влияния. Сирия дошла до большого хозяйственного развития, но никогда не смогла объединиться в одно государство. На пути назад стояли интересы и амбиции отдельных городов, одно перед другим не хотели уступить первенство, а еще больше соседство великих держав, пытавшихся завоевать богатую страну. От полудня Египет, от востока Вавилония и Ассирия, от севера - государство хеттов беспрестанно посылали свои войска в Сирию, стараясь отбить ее из рук соперников. На плодородных сирийских долинах происходили самые кровавые бои древнего мира. Никакая страна не пробыли столько наездов, набегов и грабежей.

Сириец несет дань. Египетская резьба

Среди многих сирийских державок визначніше место одержала государство Митанни. Во времена наибольшего роста она занимала Северную Сирию и простиралась до Верхнего Евфрата. Народ, создавший это государство, был, кажется, индоиранского происхождения и уважал индийские божества Индру, Митру и др. Мітанці имели прекрасную конницу, военные повозки и хорошо вооруженное войско, благодаря чему долгое время удерживались как самостоятельное государство. Первый король Митанни, Сауссадаттар (около 1450 г. до Хр.), прославился тем, что напал на город Ашшур и забрал оттуда ворота, отлитые из золота и серебра. Этим он обеспечил себе независимость от Ассирии. Обладатели Митанни также снискали себе уважение среди египтян, так что несколько фараонов взяли себе женщин из их семей. Круг 1300 г. это государство завоевали хетты.

В более поздние времена в Северной Сирии большую роль сыграл В Полуденный Сирии, на морском побережье от Яффы до Газы, лежала государство Декель, или Ф и л и с т и н и я. Фили-стімляни имели укрепленные города, тяжелые военные телеги, хорошую конницу; имели живую торговлю и торговые пути вели борьбу с Израилем. Во время борьбы между Египтом и Ассирией эта страна имела важное стратегическое значение.

Среднюю часть Сирии, Палестину, заселяли израильские племена. Библейские предания повествуют, что родители израильского народа пристранствовали до Ханаана (Палестины) из Халдеи. Сначала не могли удержаться на новых домах, перешедших в Египет и там находились долгое время. Пророк Моисей вывел их из Египта и во время быта на Синае и в пустыне утвердил в них веру в одного Бога и предоставил им уклад и законы. Под руководством Иосии израильтяне заново завоевали Ханаан и осели здесь на постоянных жилищах. Сначала израильтяне делились на 12 колен, затем образовали одно королевство под предводительством Саула. До наибольшего развития Израильская государство дошла за короля Давида, что освободил Палестину от зависимости от філістімлян и завоевал соседние народы - мо-абітів, аммонітів, едомітів и арамейців. Он перенес столицу государства из Геброна до Иерусалима и организовал администрацию и войско. Сын его, Соломон, построил величественную святыню и палату. Еврейское государство вошла тогда в связи с соседними государствами, но не играла важной роли в истории Сирии.

По смерти Соломона началась внутренняя борьба и окончательно встали две враждебные государства: иудейская с Иерусалимом и израильское со столицей в Сіхемі, Тірзі и в конце в Самарре. Розбитій1 стране угрожали соседние народы, поэтому Израильское королевство вошло в связи с Египтом, Иудейское - с Ассирией. Против чужих культурных влияний и политеизма выступали пророки, что высоко поставили религиозная литература жидов. Израильская государство пала в 721 г. до Хр. и была уничтожена ассирийским королем Са-ргоном. Иудейская продлилась полтора столетия дольше, и в 586 г. вавилонский король Набукаднасар1 разрушил Иерусалим. Устойчивое значение в истории иудеи удержали потому, что единственные из народов древнего мира задержали веру в одного Бога.

Финикия. Вдоль восточного берега Средиземного моря лежала страна, которую в древние времена называли Финикией. На севере ее границей был остров Арвад, на полдень - пригірок Кармил; от дальних стран на востоке відмежовували Финикию ливанские горы. Над морем простиралась узкой полосой низменность, в самом широком месте едва доходила до 50 км. Горы Ливана покрывали большие леса, в которых росли дубы, орехи, пішї, кипарисы, а прежде всего знаменитые ливанские кедры. Сегодня из этих кедровых лесов остались только остатки, которые удерживает как резерват Маронитский патриархат. Но когда здешние пуще славились широко, и ценное кедровое дерево шло на вывоз до дальних стран. На низменности управляли хлеб, овощи, виноград, лен и даже хлопок. Но природных богатств не хватало на пропитание густого населения, и фінікіяни очень скоро начали искать себе счастья на море.

Имя Финикии выводили от греческого «фоїнікс» (пальма), но это дерево принадлежало там до редкости. Тем-то название начали навязывать к слову «фоїнос» - красный, но и это истолкование не говорит ничего.

Речь финикиян была семитская. Главную часть населения творили семитские канааніти, но между ними осело также другое семитское племя - амореи. Кроме того, жили также здесь хетты, егейці и даже египтяне.

Финикия не творила одного государства -- каждый город именно для себя было государством. Таких городов считали 25. В древнейшую эпоху на первом месте стояла Г у б л а, которому греки дали название Библос. Это был большой торговый город, а его специаль-ністкгбув вывоз дерева на строение кораблей. От непам'ятних времен Губла была в торговых связях с Египтом и доставляла фараонам корабли даже на Красное море. Финикийские предприниматели привлекали дерево с гор волами и потом своим флотом транспортировали его морем до Нила, а из Нила до Красного моря. Вместе с египтянами они исправлялись также в страны Пунт, то есть Сомали. На тесные связи с Египтом указывают разнородные изделия, в которых наслідувалися египетские узоры, например, вазы, малые статуи, всякие украшения. Египетская речь была так распространена в Гублі, что здесь находим даже иероглифические надписи. Князья Губли употребляли египетские имена, убирались в такие же короны, как и фараоны, а на своих портретах приміщували сокола - бога Гора.

Кроме Губли, выдающуюся роль играл С и д о н, что также вел торговлю с Египтом и имел по Нилу упривілейовані склады товаров. Наконец на первое место выбился Т и р, или Сор, что благодаря своему положению на острове мог защищаться от всяких завоевателей. Король Тира Хирам в X в. до Хр. был союзником Соломона и поставлял ему до строения святыни дерево и ремесленников. Они оба высылали флоты в страну Офир над Красным морем, чтобы оттуда добыть золото. УІХ ст. Финикия попала в зависимость от Ассирии. Все достопримечательности города должны были посылать в Ниневии посольства с дарами; золотом, бронзой, дорогими вазами, слоновой костью и разнородными одеждами. Но Tip пользовался каждой возможностью, чтобы добыть себе независимость. Его большой флот без труда отбивал врага. В VII в. до Хр. Финикия короткое время была зависима от Египта, затем Навуходоносор приобщил ее к Вавилонской государства. Но Tip защищался упорно, и вавилонские войска постигли только то, что на протяжении 13 лет не допускали тірійців в других финикийских пристаней. В 539 г. Финикия вошла в состав Персидского государства. Тогда опять первое место занял Сидон. Финикийский флот помогал персам в борьбе с греками, потому что греки для Финикии были самыми опасными конкурентами на море. Когда Александр Великий двинулся на підбій Персидской империи, фнпкшські города отворили ему ворота. Только Tip, хоть и выслал победителю золотую корону, не хотш допустить греческий гарнизон в свои стены. Александр приказал засыпать пролив, отделявший тірський остров от суши, и по семи месяцах осады получил гордое-город. По смерти Александра в Фшікії перекрещивались влияния Египта и Сирии.

Финикийская культура. О религии фшікіян раньше было известно то, что перевели греческие писатели, особенно Филон из Библосу (i в. по Хр.). Но в 1929 г. в местности Рас-Шамра были открыты клиновые тексты XIII в. до Хр., и только на їхшй основе мы подробно узнаем о верованиях ФіїнкІЇ. Во главе всех финикийских богов стоял Е л ь-бог Солнца. Ему подлежала вся природа, по его приказу реки вливались в море. Называли его «отцом рокш», а символом его был бык. Второе место занимал Б а а л («господин»), или Г а д а д, - бог громов и дождей. Молнией, словно пилой, он перерезал дерева. Сын Баала, Аллеи н, был опекуном растений, ухаживал источники и поставлял сыростью землю. Мот, сын Эля, был богом летних спек и жатвы. Между обоими богами велась безнастанна борьба, что символизирует две поры года на Востоке: сухое лето и богатую дождь зиму. Когда приходит летняя жара и растительность гибнет, умирает также Алеїн. Но как мстительница выступает его сестра Анат, со своими псами нападает на стада Мота и в конце получает его в свои руки. «Мотыгой разбивает его, пришкає на огне, растирает в жерновах и рассыпает по пашне, чтобы положить конец неврожаєві».

В более поздние времена большое значение имела в Фшіїсії богиня А ш т а р т, или Астарта. В Гублі называли ее госпожой города. Культ ее лучился с почитанием молодого бога Ешмуна, которого греки прозвали Адонисом. Он погиб на охоте, убит диком, и Астарта зашла в подземный мир и воскресила его.

Своих богов фінікіяни чествовали на «высоких местах», т.е. на холмах с далеким видом. На самом высоком месте была часовня, где стоял священный камень, который назывался «бетиль», а рядом - деревянный столб - «ашера». Эти два символы означали, видимо, Астарту и Адониса. В соседстве содержалось источник или священная роща. Богам составляли разнородные жертвы - молоко, масло, птиц, домашних и диких зверей. Бывали также жертвы из людей. В Карфагене они воздержались до третьего века христианской эры, и на местах святынь находят там урны с костями малых детей.

Наиболее распространенное праздник-это А д о н и й в честь Адониса, происходивших во время жатвы. Тогда происходили поминки умерших и общий жертвенный обед. Во время того праздника засаживали в малых продукции зерна, что скоро прозябали, - звали это огородами Адониса, а нежные растения вяли по нескольких днях, были символом короткой жизни юношеского бога. Во время другого праздника жгли святочно статую божества, что возрождалось в огне.

Искусство Финикии исследовано только в некоторых направлениях. Не знаем до сих пор памятников финикийской архитектуры, хотя она, бесспорно, существовала. В одном из религиозных рассказов из Рас-Шамра описывается строение святилища Баала, которую решала богиня-мать - Ашерат. Все боги помогают в этом деле: бог-художник Гийон строит золотой престол и стол из золота, Аммат производит кирпич, Латпон ставит стены, сам Баал рубит кедры на построение крыши, а Алеїн убирает внутреннюю кладовую святыни.

Многие открыто гробовых пам'яток2, некоторые из которых имеют вид пекарских печей. Вход в склеп запирали камнем. В Гублі открыт величественный саркофаг короля Агірама с XIII в. до Хр. Он покоится на четырех львах, вверху есть изображение короля, а на стенах изображены погребальные сцены, женщины-плачки3 с поднятыми руками и поминальный обед. Много саркофагов построен в египетской способ, и знать на них воздействия искусства с берегов Нила.

Промышленность и торговля. Финикия лежала на перекрестке различных культур и в своей промышленности использовала изобретения разных народов. В финикийских гробівцях найдены найрізнорідніші изделия, как статуэтки из терракоты, украшения из резного камня, металлические ошейники, медальоны, перстни, украшения из слоновой кости, стеклянная посуда и др. В этих изделиях фінікіяни показались большими мастерами. Мало давали своего оригинального, но умело использовали чужие мотивы. Можно найти в них влияния египетские, вавилонские, ассирийские, хеттські, кипрские, греческие, не раз объединены в гармоничную целостность. Но исследователи заметили интересное явление, а именно, что фінікіяни не имели змислу для монументальности, а главное внимание обращали на декоративный сторону: вне высокомерным орнаментацией пропадает не раз основная форма предмета.

Фінікіяни усовершенствовали выработки стекла. В Египте встречаем только единогласно окрашено, непрозрачное стекло; фінікіяни первые умели делать чистое, прозрачное стекло. Особенно славные были гуты в Сидоне. Производили в них всякий посуда, также украшен различными украшениями в виде рыб, ракушек, растений или разноцветной инкрустацией. Фінікіяни пробовали также производить искусственный жемчуг и Самоцветы.

Фінікіянам приписывают изобретение порфира (пурпура) - чер-вонозабарвленого сукна. Краску они брали из одного рода морских слизняков, живущих при финикийском побережье, их сукно ценилось так, что восточные властители прятали его в огромных количествах в своих скарбівницях рядом с другими драгоценностями.

Фінікіяни вели большую, всемирную торговлю. их купцы заходили глубоко в азиатские страны, в Африку, а затем и в Европу. Но финикийская торговля прежде всего обратилась на море. Фінікіяни были первым народом в мире, развил мореходство и розслідив далекие моря. Финикийские корабли были сильно строенные, снабженные веслами и парусами. Во время попутнього ветра употребляли паруса, в противном случае пользовались веслами.

Свои відкривчі путешествия фінікіяни начали от ближайших окрестностей. Очень скоро они доплыли до острова Кипр, был известен медной рудой. Они освоили восточную часть острова и поставляли медь как к своим робітень, так и до Египта и Вавилонии. На Эгейском море они осели на островах Родос, Парос, Мелос, Фасос, Кифера, Лемнос и на Крите. Здесь они пошукували промышленные сирівці и, например, на Фасосі добывали золото. Не имеем определенных сведений, бывали финикийские корабли на Черном море, но некоторые находки оправдывают такой догадка. Много своих жилищ основали фінікіяни в Африке, как Утика, Гадрумет и в конце Карфаген - «новый город», основанное с Тира круг 814 г. до Хр. С африканского побережья фінікіяни достигли к Сицилии, где предстали их фактории Панормос (Палермо), Солунтум и др. Затем к финикийских руки добрались до побережья Пиренейского полуострова, где они основали Гадес (Кадикс), Новый Карфаген. Дальше они поплыли на Атлантический океан, были в Галлии, в Британии, где эксплуатировали олово, а за янтарем доплывали до Балтийского моря. Посещали также Западную Африку, бывали в Сенегале и на Ка-нарських островах. По поручению фараона Нехо они объехали кораблями вокруг всей Африки.

Практический купеческий змисл обнаружили фінікіяни также в том, что изобрели упрощенное звукове1 п и с ь м о. Когда другие народы Король хеттов-хадо то г-к х?-употребляли тяжелые и малопрак-

тические системы писания, они свое письмо ограничили до двадцати нескольких букв и таким образом дальнейшим поколениям облегчили культурную работу.

Фінікіяни послужили для нас и тем, что достижения восточной культуры перенесли в Европу. Хоть сами они не имели никаких культурных намерений, но сам факт, что они распространили среди полуварварских народов разные изделия и изобретения, ставит их высоко среди цивилизаторов Мероприятия.

Малая Азия. Хетты. Малая Азия - это полуостров, замкнутый Черным, Эгейским и Средиземным морями. Высокие окружающие горы - Понтийские на швночі, Тавр полудни, Армянские на востоке - еще увеличивают недоступность этой страны. Только узкими провалами можно было из Малой Азии добраться на восток и юг. Зато на западе малоазийский полуостров имеет выгодный доступ к Эгейскому морю. Этим путем всегда шла живая коммуникация, здесь возникали крупнейшие города и порты. Малая Азия из самой природы была соединителем между азиатскими странами и Европой.

Через нее, словно по выгодному помоста, доставались восточные купцы на запад и западные - на восток. Здесь также происходили крупные военные походы, здесь разыгрывалась борьба между двумя частями света.

Население Малой Азии в древние века было очень разнородным, поскольку здесь сходились с собой племена индоевропейские, семитские, турецькі1.

еж на колесиках. Еламітська детская игрушка, круг 2000 г. до Хр.

Особое влияние всегда имела Месопотамия, и малоазійська культура всегда стояла в тесных связях со странами над Евфратом.

Круг 2000 г. до Хр. в Малой Азии наступили важные этнографические изменения. Тогда началось великое переселение индоевропейских народов со своих исконных жилищ в Восточной Европе начали расходиться во все стороны. В то время из Фракии передерлося в Малой Азии воинственное племя, которое потом приняло название хетгів. Этот народ отличался рыцарским бытом, имел свою шляхту, что творила военные дружины, употреблял лошадей и железное оружие. Около 1900 г. до Хр. существовала уже сильная Хеттська государство, к которому принадлежали почти все малоазийские народы. Около 1800 г. до Хр. король Лапарнас распространил хеттські границы на Северную Сиріїо и снискал себе такое значение, что его имя стало титулом хеттских володарш, так, как позже имя Цезаря в Риме.

Могучая Хеттська государство обеспечило себе мир и развила высокую цивилизацию, умело сочетая элементы местные ассирийским и египетским. Главными божествами хеттов были Даттас, бог громш, и его жена Аріїша - богиня Солнца. Богов изображали часто с их любимыми зверями. Хетты имели также своих жерцш - парни и женщин. Ь Месопотамии перешло к хеттов клиновой письмо, но хетты употребляли также собственно, образкове письмо. Довольно высоко стояли здесь также астрономия, астрология и религиозная литература. В хеттській столицы, Таттусас, археологи открыли большую хеттську библиотеку, что дала возможность осветить прошлое этого заметного народа.

Государственная организация хеттов значительно отличалась от уклада других восточных народов. Король у них не был неограниченным властелином, а имел при себе совет вельмож, решали важные дела. Хеттский устройство можно было бы назвать феодальным. Шляхта имела в своих руках большие земельные владения, но была обязана полнить военную службу, и король мог в непослуш-ных вассалов забрать их земли. Связи между рыцарством и королем опирались на идею верности. Некоторые исследователи в этом усматривают характеристические черты индоевропейского строя, что очень отличалось от восточного деспотизма. Хеттські законы были также лагідніші, чем современные им вавилонские. Наказание смертью употребляли редко, чаще наказывали денежными оплатами.

Т? зв. «старая» Хеттська государство продолжалась до 1650 г. до Хр. Потом проходит полтора века, из которого нет никаких источников о местную историю. По «новой» государства наймо-гутнішим обладателем был Суппілуліумас И (круг 1395 - 1355 гг. до Хр.), что завоевал государство Митанни в Северной Сирии. За то хетты вошли в соперничество с Египтом, что пытался удержать Сирию под своей властью. Между обоими государствами не раз приходило то к войне, то снова к миру, который скрепляли супругов между обеими династиями. Хеттська государство пришло в упадок круг 1200 г. до Хр., когда в Малой Азии вторглись новые народы с севера - фригийцы, лидийцы и ш.

Фригийцы были, кажется, фракийского происхождения. Они основали небольшое государство на западе Малой Азии, но благодаря близости к морю и развитию торговли дошли до значительного благосостояния. С первых королей величайший был Мита, или Мидас И (круг 733-714 гг. до Хр.). Но Фригийский государство длилась недолго: уничтожили ее киммерийцы, что в VII в. до Хр. залили Малую Азию. Последний король Мидас II покончил жизнь самоубийством.

В Vfl и VI в. до Хр. среди малоазийских государств на первом месте стояла Лидия. Первоначально господствовал здесь род Гераклидов, потом новую династию основал король Гиг (687-652 гг. до Хр.). Лидия была хозяйственным посредником между Востоком и Западом, развила высоко промысел, особенно ткачество и золотарство, и вела оживленную торговлю. Благосостояние и богатство лидийцев были широко известны у всех соседей. Круг 700 г. до Хр. лидийские короли начали бить первую в мире монету из золота, серебра и мешанины обоих металлов (т. н. электры). Последний король лидийский Крез (580 - 546 гг. до Хр.) вошел в присказку через свои баснословные богатства. С культурной стороны лидийцы все больше поддавались под греческие влияния. Лидийский государство упала во встрече с Персией.

Прибічна сторожа персидского короля из палаты Дария i в Сузах. КРУГ 500 г, до Хр.

Иран. Мидийцы. Иран, так же, как и Малая Азия, был страной, замкнутой вокруг горами. Только что пространство Ирана есть далеко шире и горы его еще больше. Коммуникация с соседними краями шла долинами вдоль рек или горными провалами. Континентальный климат с небольшими осадками не позволяло развивать земледелие. Поля управляли с помощью искусственного наводораживание. Круг 3200 г. до Хр. Иран имел значительную цивилизацию, а именно производил медные изделия и эмалированную посуду.

Гончарство стояло самое высокое в стране Е л а м, недашеко от Месопотамии, где было больше всего город Сузы. Здесь найдены древнейшие керамические изделия с богатой орнаментикой, в которой часто встречаем фигуры людей, зверей, птиц, вплетеш в геометрические мотивы.

Круг 2500 г. до Хр. в Еламе встречаем отдельное образкове письмо, что удержалось здесь долгие времена рядом с ассирийским клиновым письмом. Эламитами имели также свой отдельный календарь, исчисленный на основе движений планеты Венера. Эламское государство возникла из объединения мелких княжеств и пришла во втором тысячелетии до значительного могущества. Характеристическое было то, что король не имел духовной власти, как в других восточных государствах, но при нем стоял учебный жрец, имел большое уважение. Главным врагом Элама была Ассирия, все пыталась подбить эту богатую страну.

Круг 1000 г. до Хр. до Ирана вошли с севера индоевропейские племена - мидийцы и персы. Они оставили свою прародину, что была где-то в Полуденный Украине, и, пожалуй, кавказскими провалами достались на иранскую возвышенность. С того времени индоевропейцы заняли здесь ведущую роль.

Заранее предстала М и д и й с к а государство. Мидийцы занимались больше скотоводством - славились их кони, но медленно перешли к хлебопашеству в приречных долинах. Сначала не имели общей власти, а делились на шесть отдельных племен. Потому не могли противостоять ассирийцам, что их поработили. Но в VII в. до Хр. они объединились под предводительством князя Дейока, образовали войско и начали нападать на соседей. Князь Фраорт подвел слабых еще тогда персов и выступил против Ассирии. Но сильная ассирийская армия разбила мідійську конницу, и храбрый Фраорт погиб в бою в 633 г. до Хр. Его наследник К и а к с а г (633-584 гг, до Хр.) переорганізував свое войско на ассирийский способ и снова двинулся на Ассирию. Был уже под Ніневією, когда на Мидию напали северные скифы, и он вынужден был поспешно вернуться, чтобы спасать свое государство. Он заключил мир со скифами и пустил их на Ассирию. Ассирийская держава, ослабленная степной ордой, не имела силы выступить против завоевателям, и мидийцы вместе с вавилонцями получили в 612 г. до Хр. Ниневию. Тогда Кіаксар приобщил к своей государства Северную Ассирию вместе с Арменией и Каппадокией, аж по реку Галис на западе. Столицей его была Екбатана. Политику Кіаксара продолжал Астиаг (584-550 гг. до Хр.). Мидийцы подпали под культурное влияние ассирийцев. Но Мідійська государство длилась недолго - ее завоевали персы.

Персидская держава. Персы, так же, как и мидийцы, сначала делились на несколько племен, затем объединились в одно государство под предводительством рода Ахеменидов. К и р II (по-персидски Кураїн, 602-559 гг. до Хр.) освободил персов из-под власти персов, взял и разрушил Екбатану и образовал великую Персидскую империю. Он обратился вперед на запад, против лидийцев. Лидийский король Крез организовал протиперську коалицию, в которую вошли Вавилония, Египет и Спарта. Он выступил против Кира над рекой Галис. Под Птерією пришло к кровавому бою, после которого Крез должен был повернуть к своей столице Сардів. Кир послал за ним свою быструю конницу, разгромил лидийцев и получил столицу в 543 г. до Хр. Крез попал в плен, но победитель великодушно даровал ему жизнь. Лидия стала частью Персидской державы. Тогда также греческие колонии на побережье Эгейского моря должны были признать власть Кира.

С черги1 Кир повел свои войска на восток и в упорных боях, продолжавшихся несколько лет, завоевал страну между Яксартом (Аму-Дарья) и Индом. Покончив с Востоком, начал он войну с Вавилонією. Под Опісом в 539 г. до Хр. разбил вавилонскую армию, а его союзник, князь Губару, завоевал Вавилон и взял в плен вавилонского короля. Вскоре персы завладели также Сирией и дошли до Границ Египта.

Последние годы жизни Кир посвятил организационной работы, стараясь скрепить целостность государства и обеспечить ее" перед наездами варваров. Он пал в борьбе с кочови-ками-массагетами где-то в Туранських степях. Гробница Кира осталась в Пасаргадах, где была его столица.

Наследником Кира был его старший сын - К а м б и с (529-522 гг. до Хр.). Он убил своего младшего брата Бар действие, котором Кир отдал некоторые провинции, и стал самодержцем. Чтобы закончить завоевание отца, двинулся походом на Египет. Греческий генерал Фанес с Галікарнаса провел войско Камбиза через пустыню. Там он поладил с бедуинами, и они помогли ему подвозить продовольствие для войска. Под Пелусієм Камбиз разбил египетское войско и без труда дошел до Мемфиса. Сначала он хотел объясниться с фараоном Псамметіхом III, но когда узнал, что против него приготовил заговор, детронізував его, а сам принял титул фараона и египетское имя. Дал обет, что не нарушит египетскую религию, и повелел на средства государства обновить святыни, уничтожены персидскими войсками.

Но познание Египта не успокоило его амбиций. Он решил покорить еще другие африканские государства. Прежде всего задумал подвести Карфаген - бывшую финикийскую колонию,* что тогда освоила торговлю над Средиземным морем. Но финикийцы не хотели доставить ему кораблей, и вш должен был выслать войско через Ливийскую пустыню. Поход не удался, и войско где запропастилося. Что с ним произошло - неизвестно. Так же безуспешно закончилась экспедиция в Нубию. Армии не стало пищи, и оно вернулось от катаракт. Камбиз, разочарован этими неудачами, словно впал в безумие, начал презирать египтян, высмеивал их религию, даже собственноручно ранил священного быка - Аписа. С такой же яростью относился к своим генералам. Наконец решил возвращаться в Персию. По дороге узнал, что в его большом государстве поднялись восстания и некий жрец Гаумата провозгласил себя его братом, Бардією, и взял власть в свои руки. Камбиз тогда наложил на себя руки и умер в Сирии.

Правним королем Персии был теперь его свояк, сын Гістаспа, - Д а р и и И (521-485 гг. до Хр.). По пятилетней борьбе он поконав разных претендентов, успокоил збунтовані провинции и твердо засел на персидском престоле. На пути из Вавилона в Экбатаны, под Бегістуном, на большой скале поставил памятник своей победы. Король стоит в огромной фигуры среди своей жены - перед ним пленники, «ненастоящие короли», со связанными руками, над ними-крылатая фигура бога Агура-Мазды. Надпись в трех языках-персидском, вавилонском и еламітській-повествует о славных делах Дария.

Дарий завел в своих странах однопільну государственную организацию. Разным провинциям он оставил их право, обычаи, религию, порой даже местных князей.-Но верховную власть имели повсюду королевские наместники. Система управы была уладжена так, что власть делили между собой три правительственные чиновники. Наивысшее положение имел с а т р а п (в персидском языке «кшатрапа»), что заслонял лицо короля и имел высокую административную и судейскую власть. При нем был секретарь, который вел канцелярию и имел обязанность высылать королеве сообщения о деятельности сатрапа. Третьим высоким чиновником был генерал, имевший провод над военными силами провинции. Таким образом, эти три достойные взаимно дополнялись и контролировались. Между главными городами Персидской империи владжено почты, и отдельные посланцы постоянно перевозили всякие правительственные поручения. От времени до времени обладатель высылал еще специальный контроль - т. наз. «глаза и уши короля», с чрезвычайными полномочиями неожиданно появлялся и решал на месте важнейшие дела.

Подведены народы платили налоги и на королевский двор, и на содержание сатрапов. Но сами персы были свободны от всяких даней и давали королеве только добровольные дары, когда он переезжал их территорию. Налоги собирали в натуре или деньгами. Часть добытого золота переливали в штабы и прятали в государственной казне, из части выбивали монеты. Дарий по примеру Лидии начал бить золотые монеты. На них был образ короля с луком и копьем. Называли их да рейками. Они распространились очень на западе, потому что в восточных провинциях по-прежнему весили золото на весу.

Персидская держава занимала пространства еще шире, чем первая Ассирийская: достигала от глубины Ирана до Египта и Егейсь-кого моря. Но воинственные персы рвались к еще дальних походов. В 512 г. до Хр. Дарий исправился на Индию и завоевал ее аж по реку Инд. Греческий генерал Скілак первый дошел до Индийского океана, объехал его побережья и вернулся Красным морем. Индия стала персидской сатрапией.

Затем Дарий обратился на запад, в Европу. Подвижные греческие племена освоили побережья Эгейского моря и начали вмешиваться в политические отношения Малой Азии. их демократический строй підважував персидскую деспотию. Не имея флота для морской экспедиции в Грецию, король задумал ударить на греков сушей с севера. Персидская армия перешла Босфор и овладела Фракию. Оттуда король поправился еще над Дунай, переправился через реку и вошел в украинские степи, чтобы завоевать иранский народ скифов, беспокоил Фракию. Но кочевники побоялись змірятися с персидской армией и перешли в более дальние окрестности, так что Дарий не мог их достичь. И хоть скифский поход не удался, все-таки Фракия была обеспечена, и оттуда персы могли ударить на Грецию.

Тем временем греки вызвали восстания в Малой Азии и сожгли Сарды, где находилась резиденция персидский сатрап. Пять лет Дарий нуждался в том, чтобы заново покорить зворохоблені города. Больше всего пострадал Милет, что вел провод в восстании. Город был сожжен, а жители выведены в ссылку. В 492 г. до Хр. Дарий предпринял поход на Грецию, но свіжоорганізова-ный персидский флот разбила буря у пригорка Афон. В 490 г. персидские войска причалили к Аттики, но в славнім сражения при Марафоне Мильтиад разгромил их. Дарий, разъяренный неудачей, готовился к мести и начал организовывать новую армию. Тем временем вспыхнуло восстание в Египте и не позволило ему покончить с греками. Среди этих мер он умер.

Преемник Дария, Ксеркс (485-465 гг. до Хр.), покорил заново Египет и должен был успокаивать Вавилон, который также начал выходить из послушания. Наконец в 480 г. с несметными войсками исправился на Грецию. Но в бою под Саламіном греки разбили персидский флот, а годом позже под Платеями разгромили главные персидские силы на суше.

От того времени Персидская держава начинает приходить в упадок. При каждой смене престола приходило к борьбе в королевской семье. Провинции беспрерывно бунтовали, а некоторые сатрапы становились независимыми властителями. Артаксеркс I (465 - 424 гг. до Хр.) должен был признать независимость греческих городов в Малой Азии. Дарий II Нотос (424-405 pp.) пробовал получить воздействия для Персии среди греков через союз со Спартой. Против Артаксеркса II Мемнона (405-359 pp.) поднял восстание его брат Кир, войско которого состояло вчасти из греческих наемников. Но под Кунаксою в Вавилонии в 401 г. победил король, и Кир пал в бою. Переговорами со Спартой, в т. наз. мире Анталькіда, [в] 386 г. Персия получила опять власть над малоазийскими греками. В конце концов велись упорные войны с Кипром и Египтом, что сбросил с себя персидскую власть. Артаксеркс III Oxoc (359-336 гг.) упорядочил отношения на западе, получил мощный Tip и покорил Египет. Также поборював он всюду Македонию, видя в ней грозного врага для будущности Персии.

Последним королем Древней Персии был Дарий III Кодоман (335-330 pp.). Александр Великий, опираясь на силы, организованные его отцом Филиппом, как представитель греческого мира двинулся к бою с ненавистной Персией. В боях под Іссосом и Арбелою Александр разбил персидские войска, а Дарий погиб, убит предателем - сатрапом Экбатаны.

Персидская культура. Персидская культура древнейшей эпохи представляет два противоположных явления: в искусстве - подражание чужим образцам, в этике - оригинальные моральные ценности. Памятников персидского строительства осталось немного: почти все было разрушено во время походов Александра Великого. В Дарієвій столице Персеполе, остались только останки каменных стен, лестницы, порталы, колонны. Видно на них влияние Ассирии и везде характеристические ассирийские быки и фантастические крылатые фигуры. Но местами видно и египетские образцы, даже капители, украшенные цветами лотоса. Однако в трактовке орнаментики пробивается новый стиль - все легче, стройнее, выполненный нежнее долотом. Исследователи догадываются, что здесь работали также ионийские художники. Стены палат часто украшены сценами из повседневной жизни, где выступает народ в разнородных одеждах - воины, крестьяне, приносящие дань, висланни-ки из сатрапий. Встречаются также мифологические сцены. Гробницы королей отличаются простым строением. Наиболее известный могильное памятник Кира: обычная кладовка, выставлена на підбудові, высокой на шесть этажей. Ь предметов повседневной жизни дошло до нас немного. Бронзовые и золотые изделия указывают также порой на ассирийские воздействия, порой выдают греческую руку.

В персидском религии во времена Ахеменидов выступают только три божества: Агура-Мазда (Ормузд), бог знания, Митра, бог солнца, и Анагіта, богиня вод. Агура-Мазда выступает в виде крылатого существа, так же, как ассирийцы изображали божество Солнца. Позже встречаем в персидских верованиях характеристический дуализм: на одной стороне стоит Агура-Мазда как бог света и добра, на втором - Ангра-Майню (Ариман) - бог тьмы и смерти. Создателем этой религии должен быть пророк Заратустра (Зороастер). Но среди ученых нет согласия, существовала эта религия уже по Ахеменидов, или появилась позже. Священная иранская книга, «Авеста», появляется позднее (по династии Сасанидов). И возможно, что зачатки этих верований существовали уже тогда, особенно среди мидийских магов, что прятали религиозные тайны. Борьба между обоими божествами началась тогда, когда Агура-Мазда создал мир. Его противник побеждает Агура-Мазду с помощью злых духов, и эта борьба будет продолжаться вплоть до конца мира.

С этими верованиями лупилися моральные взгляды иранцев. Человек участвует в борьбе между обоими божествами и своим чистым жизнью и трудом может привести к победе Агура-Мазды. Труд имеет даже большее значение, как жертва. «Тот святой, кто на земле построит дом, удерживает в нем огонь, заботится о своей женщине и детях и о хороших стада. Кто засевает зерно, кто управляет полевые овощи, то есть праведник. Он выполняет этим закон Агура-Мазды так же, если бы составлял жертвы». Даже самый большой грешник может получить ласку, если управляет неплодородную землю и уничтожает вредных зверей.

О воспитании молодых персов Геродот повествует следующее: «Молодежь от пятого до двадцатого года жизни учат только трех вещей: ездить на коне, стрелять из лука и говорить правду. Перед пятым годом ребенка не показывают отцу, но прячут ее между женщинами. Это делают потому, чтобы отец не имел журбы, если ребенок умирает в немовлячому возрасте. Хвалю этот обычай».

Геродот приводит еще другие персидские обычаи: «Когда два персы встретятся на дороге, легко можно узнать, что они есть уровни, потому что не обращаются к себе, а целуются. Когда один несколько ниже достоинством, целуются в лицо, а когда кто-то очень низкого происхождения, падает перед другим на колени. Больше всего уважают ближайших жителей, а меньше всего тех, что от них живут дальше всех. Охотно принимают чужие обычаи. Например, носят мидийский одежду, потому что считают его лучше своего, а во время военных походов употребляют египетские панцири. Также охотно заживают разных приятностей, что их узнавали в чужих. По военной добродетелью больше ценят того, кто имеет многочисленную семью. Поэтому, кто имеет больше детей, король посылает подарки в течение целого года

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую