lybs.ru
Вера в то, что глупцы не думают, - самая опасная форма оптимизма. / Данил Рудый


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Индия и Восточная Азия

Индия и ее религии. Великий Индийский полуостров в доисторические времена имел население темной краски. Его останками являются дравиды, что до сих пор живут в Южном Декані. Но в разные времена напливали сюда различные племена из Средней Азии, так что расовый характер Индии является довольно смешанным. VII тыс. до Хр. на индийские низины ворвались с севера народы индоевропейского происхождения. Назывались они «ария», что означает

«благородно врожденные». Это были скотоводы, жившие со своих стад скота, но также охотно занимались земледелием. Делились на роды и племена и подчинялись королям, что имели спадщинну власть. Очень скоро витворилися в них общественные классы: жрецов - «брахманов» воителей - «кшатрия» и хлеборобов - «вайшія». Местных жителей они отчасти истребили, отчасти завоевали и сделали своими рабами - «шудра». Позже этот классовое деление стал еще более резким, так что от одной касты к другой переход был запрещен, а темнокожее население считали нечистым-«пария». Потворилися и различные второстепенные классы, каждый из которых имел свои отдельные права, верования и обычаи.

Арии почитали сначала одного высшего бога, что звался Д и а в с или Д и а в с п и т а (то же, что и греческий Зевс и римский Юпитер). Позже наибольшего почета испытывала троица богов - «тримурти»: Брахма, представлял собой всю жизнь, В и ш н у - опекунша людей и Ш и в а - божество, которое все уничтожает и потом заново творит жизнь. Индийские жрецы представляли себе божество как духовную силу, что проникает весь мир, творит его и все заново возрождает. Такое мировоззрение названо пантеїзмом (или теопанізмом, как это обозначают некоторые исследователи). С ним вязались верования в странствие душ. По смерти человека душа переходит в какое-то иное естество-- Второго человека, зверя, растение. Степень возвышения или понижения зависит от суммы добрых или злых дел умершего, что называется «карма». Только по долгом времени человек кончает свой круг жизни - «самсару» - и доходит до освобождения - «нирваны». Вера в странствие душ углубил различия между общественными классами Индии: брахманы считали себя священный состояние, что скорей всего постигает спасение, другие слои должны были проходить длинное путешествие, - чем кто ниже, тем длиннее. Жизнь и религию Индии в древнейшие времена узнаем из старинных песен, называемых в е д а («знание»). Старшая их часть носит название «Р и г в е д а» - «знание песен».

Официальная наука брахманов - брахманизм - встретила реакцию в новой религии - буддизме. Основателем новой религии был Сидхартха (около 560-480 гг. до Хр.) - сын князя страны Саки. Он рос в богатстве и удобствах, молодо женился и имел сына. Но роскошная жизнь не давало ему удовлетворения. По примеру аскетов - йогов, которых в Индии было много, он отправился в путешествие, поселился в отдаленной місцевині и отдался постам и духовным упражнениям. По нескольких годах он выступил как Б у д д а («просвещенный») с новой наукой.

Будда не интересовался метафизическими вопросами и признавал полный атеизм и акосмізм - это значит, отрицал существование божества, души и даже мира. Бог, мир и человек - это только Индийский бог Шива берет себе женщину богиню Парвати

сумма физических и психических явлений в постоянном, нескінченнім перепливі («самсара»). Это движение без отдыха является самым большим страданием мира. Конец его находится, в отдыхе нирваны, к которому человек должен стреміти. Будда провозгласил «четыре благородные истины»: первая-всю жизнь есть страдание; вторая-люди из бессознательности привязываются к жизни; третья - до цели доходит тот, кто вирікається любви к жизни; четвертая - путь к спасению ведет восемью тропинками (это - честный взгляд, честная воля, честное слово, честное дело, честную жизнь, честное соревнование, честная мысль, честное погружение в себя). Для обычных людей Будда давал простые моральные приказы: не убивать никакого живого существа, не воровать, не говорить неправды, не употреблять опьяняющих напитков, не проводить разнузданного жизни, быть благосклонным ко всем. Но за наивысший идеал он считал мудреца, избегает любви и радости и находится в полной душевной бездільності. За то у буддистов распространилось необычайно монашескую жизнь, появилась большая сила монастырей и пустынь, в которых сторонники новой религии последовали жизни своего учителя.

Одновременно появилась вторая религиозная секта - джиністів. ее создателем - или, радніше, оновником - был Вардгамана (540-468 гг. до Хр.), называемый М а г а в и г а, то есть «великий герой». Он происходил из рыцарского сословия, двенадцать лет предавался аскетическим упражнениям и наконец почувствовал себя свободным от страданий, стал «победителем» «джина»1 (отсюда - название его приклонників). Он предписывал суровые епитимьи и даже поручав2 добровольном голодову смерть.

Новые религии распространились среди низших классов, потому что не признавали общественного неравенства и даже париев принимали за своих исповедников. Но высшие слои остались при выгодном для них брахманізмі.

История и культура Индии. Об историческом развитии Индии в древние времена не имеем никаких определенных сведений. Инди не имели еще своих историков, а их ученые больше интересовались религиозными вопросами, чем политикой. Когда дошла до могущества Персидская держава, Индия ногах частью перешла под его власть. Кир подвел Афганистан и Белуджистан. Дарий дошел до Инда. В 330-326 гг. до Хр. Александр Великий завладел этими самыми странами и дошел до устья Инда. Многочисленные индийские князья, жившие в безнастанних войнах fa собой, не смогли опертися3 македонским фалангам.

Все-таки чужинецький наезд взбудоражил усыпленные силы великой страны. Князь Ч а я д р а г у п т а (321-297 гг. до Хр.), храбрый полководец, начал организовывать великую державу. Когда Селевк Никатор, наследник Александра в Индии, появился над Индом, чтобы снова накинуть здесь греческую власть, Чандрагупта выступил против него с таким большим войском, что македонский полководец должен с ним помириться. Принял выкуп - 500 слонов - и оставил Индию. Эта первая индийская держава занимала западную часть Индии, достигала от гор Гиндукуш до моря. Греческие писатели рассказывали чудеса о столичной Паталіпутру, что была окружена стенами и имела 64 ворот и 570 оборонительных башен. Чандрагупта развил обширную торговлю и удерживал дипломатические связи с эллинистическими государствами.

Еще большую славу снискал себе король А ш о к а (274 - 233 гг. до Хр.). Он признавал религию Будды и пытался ввести в жизнь высокие науки учителя. Он только раз в жизни вел войну, а в итоге старался удерживать мир и добром объединять людей. Ашока часто объездил свое великое царство, что обнимало всю Индию от Гималаев до Индийского океана, и везде голосив1 религиозные науки. В местах, где жил Будда, он выставил памятники, в других местах приміщував на скалах надписи с моральными наставлениями. При главных путях приказывал копать колодцы, насаждать тенистые деревья, лелеять лічничі2 растения, чтобы помогать путникам и бедноте. От своих наместников требовал он кротости и милосердия в отношениях с подданными. Даже осужденным на смерть давали время на поправу. Ашока созвал в Паталипутре буддистский собор, на котором было принято основные религиозные предписания. Он с жаром вел миссионерскую деятельность и присоединил к буддизму Кашмир, Декан, Цейлон и другие пограничные страны. Сам жил очень скромно, при его дворе в пищу только растительные продукты. Этот князь-монах - это появление, чрезвычайно характеристическая для Индии, в которой религий-но-нравственные ценности всегда стояли на первом месте в жизни. Его присказки спопуляризував у нас Иван Франко в «Моим ізмарагді».

Но объединение Индии не продлилось долго. Снова начались внутренние упрямыми, и большая страна разбилась на множество мелких княжеств. Северо-западные части добрались даже под власть греческих царей Бактрии. Но благосостояние и культура там стояли всегда высоко. Рим за цісарства вел с Индией живу торговлю через Египет и Красное море: отправлял перец и другие корни, жемчуг, бриллианты, ювелирные изделия, хлопчатобумажные материи. Большие государства появились только в VII в. по Хр.

Самой фигурой тех времен , был король Г а р с а (606-647 pp.)-обладатель надгангських краев. Он имел несколько крупных военных походов, змагаючи к тому, «чтобы вся Индия была под одним щитом». В его войске должно было быть 60 000 военных слонов. Гарса благосклонно относился ко всем религиям, но больше всего симпатизировал буддизму. Построил много буд-дистських монастырей, уладжував религиозные диспуты, в которых принимала участие также его ученая сестра Райяшрі, проповедовал добрые дела, закладывал приюты для путников. Его власть ласковостью, но за убивания зверей он безжалостно наказывал смертью.

Индийская культура на протяжении веков дошла до высокого развития. Как у всех древних народов, так же и в индив в центре культурных соревнований стояла религия. Различные теологические школы, брахманські и буддийские, ривалізували1 с собой, стараясь довести до высочайшего уровня екзегезу2 священных книг и преданий. При этом развились важно грамматические студии. Ученый П а н и н и, живший, вероятно, в V в. до Хр., составил грамматику санскрита-литературного языка того времени. Знатоки считают ее лучший филологический произведение древнего мира. Высоко стояли в индив астрономия и математика. Т.н. арабские цифры, которых употребляем теперь, перешли к нам из Индии через посредство арабш.

В IV в. до Хр. появились большие шдійські эпопеи: «М а х а б х а г а и» - рассказ о борьбе между двумя рыцарскими родами, и «Г а м а я н а» - история благочестивого короля Рамы и его верной жены. Обе поэмы чрезвычайно длинные: «Махабхарата» состоит из 100 000 подвшних стихов! Индийские эпопеи дают живописные описания местной жизни и величавые картины боев. Как герои выступают войов-ники и благородные женщины, что защищают идеалы верности, благочестия, справедливости и рыцарства. Ведущий мотив их - победа права. В «Рамаяні» все те благородные приметы находят свое здшснення в лице героя Рамы, фигура которого изображена с нежностью и глубоким почуванням.

В те времена зародились также т. н. п а р а н ы, то есть «старые легенды», прославляющие деятельность брахманов. «Т а н т р а» - это опять священные книги секты «шакта», что дают предписания, как отбывать богослужшня.

Выдающимися памятниками індшського искусства есть святыни-ступы, в виде огромных полушарий, строящихся из камней. Такие строения вокруг окружает каменная стена с большими воротами, украшенными богатой резьбой. Чаще всего здесь изображены сцены из жизни Будды, причем выступают большие массы людей, звери, города, сады и др. Удивляет нас чрезвычайно буйная фантазия, которая проявляется в тех картинах. От II в. до Хр. Индия попала под греческие художественные влияния, которые шли через Бактрию. Греческая техника сказалась здесь в архитектуре и резьбе, а греческие мотивы в орнаментике (например, корінфські колонны). Но больше всего развилась портретная резьба, что дала произведения очень высокой стоимости. В те времена любимым фигурой резчиков становится Будда, которого изображали в найрізнорідніших видах.

Средняя Азия. Средняя Азия занимает широкие, гористые и высо-действующие пространства от Каспийского моря по Китай и от Индии до Сибири. Климат здесь континентальный, с малым количеством дождей, то тамошние страны имеют характер пустынный или степной. Земледелие не могло здесь дойти до большего развития. Только в долинах рек управляли несколько земли с помощью искусственного наводнения. Племена Средней Азии жили в основном со скотоводства и вели кочевую жизнь, переходя со своими стадами и отарами с места на место в поисках доброй паши. Они имели свой родовой уклад, лучилися не раз в большие союзы и непрестанно вели с собой борьбу за пастбища или по другим причинам, часто из причин родовой мести. Не раз находились между ними талантливые вожаки, которые умели организовать большие массы кочевого населения и на их челе идти на далекие завоевания. Средняя Азия была страной, из которой то и дело выходили упорные отряды, уничтожали и разрушали соседние культурные страны. От их нападений подверглись многие лихолетья Западная Азия, Европа, Китай, Индия. Относительно происхождения, то тамошние народы принадлежали к двух главных групп - монголов и турків1, но были также примеси других рас и племен.

В мирные времена Средняя Азия была посредником между Дальним Востоком и Западом. Хоть это страна пустынная и недоступна, но через нее всегда шли важные торговые пути, что ими купцы перевозили всякий драгоценный товар, как шелк из Китая, оружие из Западной Азии, посуда, шерстяные изделия и др. Дикие кочевники не раз уничтожали эту коммуникацию, но торговые государства заново восстанавливали свои дороги и обеспечивали их военными залогами. Этими торговыми путями в Среднюю Азию приходили также культурные влияния, что поднимали на высокий уровень примитивный быт кочевников.

Круг 1200 г. до Хр. в Монголии появилось государство г у н и в.

Монгольский всадник. Старинный-китайский рисунок

Китайцы называли их «хун-ну». Не знать наверняка, было ли это племя монгольского происхождения, или турецкого. Гуннскую язык знаем только из полутора десятков слов, что их записали китайские летописцы в неточной транскрипции. Это был заядлый, воинственный народ, живший с нападений на соседей. Они имели способ борьбы, с которым позже выступали у нас татары: их всадники засыпали врага стрелами, отбегали, изображая бегство, но затем неожиданно собирались и окружали врага. Свои набеги гунны делали в основном на Китай. Несколько раз, в разные века, они уничтожали-китайские провинции. Для обороны от них китайцы строили свой славный мур, совершали походы в пустыню и старались подорвать могущество гуннов с помощью других степных племен. В конце по 1500 годах существования гуннская держава пришла в упадок и гунский народ был принужден уступать на запад-в Европу. На месте гуннов около 150 г. до Хр. встала государство племени «сієн-пи», круг 400 г. по Хр. -государство народа «жуань-жуан», а в VI в. начала расти могущество турок. В СхідномуТуркестані, над рекой Тарым и озером Лобнор, развилось земледелие в ряде оазисов, в которых [было] принято искусственное наводораживания, Сюда проходили два караванные пути, один - вдоль гор Куньлунь, второй - несмотря на Тянь-Шань. Здесь встречались китайские купцы с иранскими. Китайцы старались удержать эти важные переходы в своих руках и некоторое время имели их под своей властью. Китайский полководец Пан-гао в 102 г. до Хр. дошел аж до Каспийского моря.

Отдельной жизнью жил Тибет, отделен от других стран высокими горами. В северной его части жили кочови-ки-скотоводы, на полдень - земледельцы. В VII в. по Хр. предстала здесь могущественное государство, что вел счастливые войны с Китаем. В то же время тибетцы приняли буддизм, что в дальнейших веках стал главной религией страны. Со временем вознеслась там общая культура и развилось религиозное литература и искусство что было под влиянием Индии.

Начала Китая. Древнейшая история Китая до сих пор еще не исследована. Хотя Китай имеет традиции очень древней культуры, но первоначальная его история окутана мифами и легендами, в которых трудно найти историческую правду. Старые предания повествуют о золотой век государства, когда народом правили идеальные обладатели, которые обеспечивали краевые мир и право и занимались религией и моралью. Единичным королям приписывали различные изобретения, как строение домов, лови, кормление скота, земледелие, шелководство, плавание, торговлю, лічиицтво, астрологию, меры и веса, письмо, музыку, образование и щ. Позже китайские историки перечисляют кількадвадцять королевских династий, но хронология древнейших времен является очень неопределенная. Между новочасными исследователями нет согласия относительно того, когда начинать исторические времена Китая: одни принимают X в. до Хр., другие начинают от 2357 г. до Хр.

Археологические исследования подтвердили пока то, что около 3000 г. до Хр. Китай проходил неолитическую эпоху. Характеристичной для тех времен есть хорошая рисованная керамика, напоминает и еламітські изделия, и нашу доисторическую керамику из Триполья. Некоторые археологи считают это за доказательство культурного сообщества Китая с Западной Азией и Восточной Европой. Круг 2000 г. до Хр. китайцы имели уже свое письмо. Но древних памятников письма осталось немного, потому что в Китае не было обычая делать надписи на камне. Как письменный материал они употребляли издавна бамбуковые таблички, что не могли долго храниться. Кроме того, древнее китайское писательство пало жертвой императора Ши Хуанди, что в 213 г. до Хр. приказал уничтожить все архивы. Тогда пропало также много древних летописей. Более поздние китайские историки пытались зреконструювати древнее летописание, но только ввели этим путаницу в историографию.

Сначала большая территория Китая была поделена на мелкие племенные государства. Провод имели все другие князья из разных окрестностей. Но окончательно на первое место выступила провинция Хунань в нижней части реки Хуанхэ. Це'була окраина, покрыта лесами и болотистая. Много труда ушло, пока заменили ее на плодородные поля. Князья этой страны в борьбе с другими князьями добывали себе все большее значение.

Конфуций, великий китайский философ

Первой династией, о которой есть определенные исторические сведения, была династия Ч ж о у, что начала господствовать круг 1122 г. до Хр. О первых ЕЕ представителей, носящие имена By и Вант, есть очень скупые сведения. Как выразительнее индивидуальность выступает только цесарь М в в а н г (1001 - 946 гг. до Хр.), воитель и законодатель. Он старался распространить свою власть на Среднюю Азию и воевал с местными кочевыми народами. Он издал первый китайский правций кодекс, в котором зреформував древние законы. При меньших проступках судья только предостерегал одной из пяти различных пригадок, за тяжелые назначении денежные оплаты и только за самые тяжкие преступления наказывал суровыми карами (например, обрезать нос, руки, ноги) или и осуждал на смерть. Король предписывал судьям: «Как судите, не надуживайте властью под влиянием чиновников, приятелей, женщин, перекупства или навета; надужиття права есть ровно преступления, судите».

Для дальнейшей истории Китая важнейшим делом было объединение разных стран в одну целость и установления сильной власти. Делами устройства занимались философически-юридические школы, которые развиваются от VI в. до Хр. Крупнейшим таким философом был Конфуций (Кун-цзы, 551-179 гг. до Хр.). В своей науке он не касался государственно-организационных дел, а обращал главное внимание на мораль в отношениях между людьми. Свой идеал он видел в древних патриархальных временах и советовал своим современникам идти по стопам прадедов. Свою науку он говорил: «Я передаю, а не сочиняю, - верю древности и люблю ее». За основу добродетели он считал знания. Король должен учиться, розсліджувати отношения, добывать себе знания-тогда станет добрым властителем. Философия Конфуция за его времен не принялся; идеализм учителя не отвечал примитивным отношениям его эпохи, что опирались на грубую силу. Только позже эта наука добыла себе сторонников.

Вторым выдающимся философом должен быть Л а о - ц з ы, но более поздние исследователи считают его мифической фигурой, а именно имя толкуют как название книги, в которой проповедовалась философия т. н. таоїзму. «Тао» -это основной стержень, суть вещей. Эта философствующая школа отвергала теоретическую науку, а дораджувала практическую деятельность, опирающейся на здравый ум. Чем меньше знания и теорий, тем лучше государство. Умный обладатель старается наполнять чрева своих подданных, а не их головы: «Он заботится о том, чтобы народ ничего не знал и ничего не хотел, а те, что знают, чтобы не смели ничего делать».

Эти философские теории и опыты разбудили в Китае заинтересованность общественными делами и немало обогатили духовного объединения страны.

Китайское цісарство. Государственное объединение Китая вышло из государства Ц и н ь, в провинции Шан-си, над Долішньою Хуанхэ. Это была гористая страна, обеспеченная от нападений соседей, достаточно богатая и хорошо уладжена. Выдающимся организатором этой государства был министр Вэй-янг в половине IV в. до Хр. Он образовал хорошую полицию, начал борьбу с распространенным в горах розбишацтвом, суровыми карами истребил бандитизм и довел до такого безпеченства, что никто не отваживался поднять с земли потерянную вещь. Он также строил дороги, осушал болота, распространил земледелие и торговлю, завел единодушны меры и веса. Необычное значение имела аграрная реформа, которую он провел: он отобрал землю у шляхты и поделил ее между крестьянами. Благодаря этим реформам государство Цинь дошла до большого благосостояния, организовала сильное войско и начала завоевывать соседей. На протяжении III в. до Хр. все китайские провинции окончательно признали гегемонию Цшь. В 221 г. до Хр. окончательно пришло к формальному объединению Китая: король ІнЧжен (246-211 гг. до Хр.) провозгласил себя императором всей государства. Цесарский титул «хуанди» содержал в себе идею божественного происхождения власти. Ин Чжэн изменил свое имя и назвался Шихуанди, что означает «первый император». Его наследники должны были носить имена, взятые от чисельників1, «вплоть до десятитысячной». Новый император устранил власть древних князей, разделил страну на новые округа и везде поставил по три управителя: гражданского, военного и контроллера. Часто поменял их, чтобы не дошли до слишком больших влияний. Он строил большие гостинці2 и каналы, колонизировал пустыре, переводя населения из густо заселенных окрестностей, завел одноцільні меры и даже одинакового размера телеги во всем государстве. Это он издал приказ уничтожить древние архивы,- чтобы этим лишить аристократию ее древних привилегий. В 215 г. до Хр. он приказал получить в одну целость оборонительные стены, построенные раньше для обороны от нападений гуннов. Так появился знаменитый «китайская стена»3. Этот Ши Хуанди стал основателем могущества Китая, а название его государства Цинь дошла до Европы в форме «Синай», «Тінай», то есть Хина.

По смерти первого императора Китайское государство снова попала во внутренний расстрел. Древние княжеские роды подняли голову, разные провинции начали добиваться автономии, шляхта пришла снова к голосу. Императоры с большим трудом вели борьбу с відосередніми соревнованиями, пытаясь с помощью министерства удержать централизм. К росту национальных чувств немало обогатили нападения гуннов. Учитывая грозную опасность гражданство понятно потребность сильной власти. Окончательно новую организацию Китая провел император У Д и (140-86 гг. до Хр.). Он создал большую армию, в которой главную роль должна была конница, построил новые стратегические дороги и начал борьбу с Гуннами. В недолгом времени вш перешел Большой мур, отогнал гуннов в монгольские степи и дошел аж до Восточного Туркестана. В руки Китая добрались караванные пути, так что можно было начать торговлю с Ираном. Новоздобуті В провинции Ди колонизировал, переводя туда населения с осередніх провинций. В этот образ пытался создать барьер между Китаем и Степью. Этот император отличился также тем, что до Китая приобщил полудневі провинции', аж по Кантон. Эти территориальные приобретения дали Китаю необычайную силу, а одновременно подняли авторитет императора-завоевателя.

В самом государстве могучий император мог не считаться с оппозицией. Древних феодалов он уничтожал во всякие способы; так, между прочим, издал декрет, большие имения должны быть разделены на меньшие земли. В борьбе с аристократией он покровительствовал людям из народа, давая им высшие правительства. Нуждаясь в больших заообів на военные походы, он налагал тяжкие налоги на высшие классы и не раз проводил реквизиции. В своем государстве завел вш однодільну1 монету, запретил отдельным провинциям бить свои деньги, завел также монополию на соль и железо. В культурной жизни підпомагав философии Конфуция, что тогда овладела высшими классами и имела полезное влияние на подъем общественной морали. Тогда уформував характеристический мировоззрение китайцев, длившийся долгие столетия.

По смерти императора в Китае началась внутренняя ворохоб-ния, которая велась между различными претендентами на престол. Нередко случались тайные убийства в цісаревіїі семье, которыми двор устранял неугодных людей. С началом христианской эры к власти пришел самозванец Ван Ман (9-23 гг.), что устранил династию Тан и объявил себя императором. Своими аграрными реформами он вызвал грозное восстание крестьян под названием «красных бровей». Легальную династию привлек император Куанг-ю-те (25-58 pp.). Он распространил власть Китая на Аннам и заново обеспечил торговые пути в Средней Азии. Генералы того времени, Бань Чао и Господин Юнг, распространили влияние Китая до границ Ирана. С того времени имеем первые определенные известия о торговле Китая 3 Римской государством, а именно вывоз китайского шелка. Транспорты шли через Иран и Месопотамию до Тира, где шелк красили и вывозили в Рим.

В первом веке по Хр. в Китае распространился буддизм. Более поздний перевод исповедовал, что император Минг-те (58-75 гг.) во сне увидел прекрасную фигуру, было видно золотым сиянием. Один из советников императора выяснил, что это, вероятно, появился Будда. Император выслал посольство в Индию и отправил первых буддийских монахов, которые распространили новую веру.

В 220 г. вымерла династия Тан. Китай попал тогда снова во внутренний расклад и борьбу, которая продолжалась вплоть до средневековья.

Истоки Японии. Япония начала свое историческое жизнь значительно позже, как Китай. В доисторические времена были там большие изменения населения. Местные автохтоны, к которым относят, между прочим, айнов, должны были уступать на север под напором завоевателей, пришедших с полудня. Кто были они, этого еще подробно не исследованы. Вероятно, племена малайско-полинезийского происхождения, хотя также был наезд и со стороны азиатского материка.

Японские предания считают первым королем своего края героя Джимму Тенно, что пришел с острова Кюсю, овладел страну Ямато на острове Ниппон и основал здесь свое государство. Японцы указывают год 660 до Хр. как начало своего государства.

Япония стояла тогда на низком уровне культуры. Население занималось рыболовством, ловлей и управой риса. Позже развились ткачество, гончарство и особенно металлический промысел, потому что страна имела богатые средства меди. Религиозные верования также были примитивными и ограничивались почитанием предков и сил природы. Эту религию названо позже «шин-то».

Японцы отличались от древнейших времен как воинственный и рыцарский народ. В упорной борьбе с местным населением они заняли все острова, а затем обратились на сушу. Королева Джинго во II в. по Хр. подвела уже часть Кореи. Через эти завоевания Япония вошла в связи с Китаем и переняла оттуда начала высшей культуры, между прочим письмо, что стало монополией отдельных писарських родов. Вскоре также распространился там буддизм, который имел очень большое культурное значение.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую