Книга: Всемирная история / Крипьякевич
Эллада. Начала греческой истории
Страна и народ. Полуденная чаще Балканского полуострова, которую заселяли греки, отмечается виїмковими1 географическими приметами: гористістю, хорошо расчлененным побережьем и мягким підсонням. Горные гряды и цепи проходят Грецию во всех направлениях и творят множество долин, оврагов и замкнутых котловин. Племена, что здесь оседали, легко находили недоступные места, в которых можно было безопасно спрятаться и защищаться. А потому, что горы трудно было переходить, отдельные дома жили собственной жизнью и теряли контакт с соседями. Это повлекло разделение Греции на много мелких державок, упорно защищали свою независимость. Между прибрежными місцевинами коммуникация происходила только морем. Море награждало недоступность суши: оно входило в землю глубокими заливами, которые обеспечивали спокойную плавание, и словно приглашало к путешествиям в широкий мир. Греки очень скоро познакомились с морем, и на морских волнах отыгрывались важнейшие события из истории древней Эллады. Климат южных окраин является очень ласковое, там нет зимы, человек не нуждается вкладывать много труда, чтобы виживитися и одеться. Растительный мир там такой буйный и разнороден, что обеспечивает найконечніші человеческие потребности.
Древние греки, эллины считали себя автохтонами своей страны. Но новочасні опыты доказали, что они пристранствовали с севера, с прародины индоевропейских народов, и что свой очаг имели где-то в Восточной Европе. Когда это произошло, наука не в силах подробно обозначить. Путешествие происходило не сразу, а несколькими струями, в разные времена.
Первые греческие племена появились на Балканском полуострове около 3000 г. до Хр. На самом полудни, на Пелопоннесе, осели ахайці, в Средней Греции, а именно в Аттике, - іонійці, на севере до горы Олимпа, - еолійці. Позже прибывали с севера все новые ватаги путешественников. Последний, самый сильный движение имело место около 1200 г. до Хр. Тогда из-за Дуная, вторглись на Балканский полуостров родственные с греками иллирийцы, а под их натиском путешествовало на юг греческое племя дорийцев, что дошло на Пелопоннес и здесь завоевало древних поселенцев.
В первые времена греки стояли на довольно низкой ступени культуры. Главное их занятие было скотоводство. Ь своими стадами и отарами они путешествовали по краю, ища новые дома. За проживание служили им повозки, запряженные волами. Только когда они осели на постоянном месте, начали ставить примитивные хижины с Очагом посредине, с которых дым выходил дверью. Это т. н. м есть г а р а н - строение, характеристическая для греческого быта. Земледелие распространялось медленно. Его больше следили женщины, чем мужчины. За одежду долгое время служили кожи, медленно распространялось ткачество, а также гончарство.
На новой родине грекам вскоре стало тесновато. Гористая страна не могла виживити все новые ватаги, которые приходили с севера. Тогда смелее бросились к дальнейшей поездки - на море. Густые общины островов на Эгейском море, Киклады и Спорады, облегчали плавание, потому что все на горизонте видно было землю. Небольшими легкими лодками плыли здобувці все дальше, открывали новые страны и получали их в борьбе. Первые походы имели характер пиратских набегов. Отголосок этой хулиганисто-героической борьбы находим в «Илиаде». Но за войовниками плыли спокойные поселенцы оседали на плодородных островах и на побережьях суши и занимались там скотоводством и земледелием.
Эта колонизация происходила постоянными путями, которые себе находило каждое племя. Еолійці и ахайці имели свои дороги на севере Эгейского моря и дошли до острова Лесбос и Троады в Малой Азии; іонійці заняли Эвбею и соседние острова посреди моря (Андрос, Наксос, Хиос, Самос) и среднее малоазійське побережья (т. наз. Ионию); дорийцы получали самые крупные острова-Крит, Родос и Кипр и южный край Малой Азии.
Эгейская культура. Населения, его греки застали в странах Эгейского моря, не было с ними посвоячене, а, вероятно, принадлежало к группе малоазийских народов. Об этом свидетельствуют названия некоторых гор, рек и сел на греческом суше и островах (как Коринф, Закшф, Гаргет, Керес), в которых языковеды дошукалися посвоячення с языком малоазийских к арийцам. Эти неизвестные нам ближе автохтоны этих стран создали высокую культуру, что своими истоками восходит к 3000 г. до Хр. Эту культуру названо эгейской. Виднейшие ее достопримечательности спрятались на острове Крит.
Археологические исследования на Крите ведено от 1870-х годов, но на большую скалю1 повел их только в 1890-х годах англичанин Артур Эванс. Отчество, что был богатым фабрикантом и занимался археологией, он получил большое имение и посвятил его вполне научным розыскам. С Крітом вязался старый греческий перевод о могущественного короля Миноса - сына бога Зевса, отличался большой добротой и справедливостью. Он построил лабиринт - большой дом, в котором было множество комнат и переходов, что шли в разных направлениях. В лабиринте Зевс замкнул страшного быка с человеческой головой - Минотавра, который пожирал людей. Этого быка убил афинский герой Тезей.
Эванс решился отыскать эти тайные Миносу строения. Он выкупил почвы, что их народ указывал как место лабиринта, и начал раскопки, которые длились шесть лет (1900-1905 гг.). Выследи розысков превысили самые смелые надежды. Повезло откопать большие стены, фундаменты строений, гробницы, а в них сотки ваз, разнородное орудие и всякие художественные произведения. Опыты, их ведено разновременно на греческом суше, дали также много ценных находок, так что эгейская культура оказалась в полной величине и разнородности.
На Крите было несколько больших городов. Самые значительные из них - Кнос, Фаїстос и Малия. Характеристическое том, что эти дома не имели больших оборонительных стен. Как видно, жизнь на Крите плыло спокойно и безопасно. В каждом городе наибольшее внимание обращает королевская палата. Это конечно комплекс домов, поставленных в четырехугольник, замыкают внутренний двор. До палаты ведут монументальные лестницы, украшающие переднюю сторону строения. Далее идут крытые переходы (пропилеи), колоннады, портики. Эгейские колонны довольно низкие и тяжелые, довольно подобные поздних дорийских. Стены строили из мелких камней, кирпича и глины на более мощной каменной підбудові. Некоторые палаты имели по несколько этажей с разнородными террасами. Окон не знали - свет входило дверью или отверстиями между колоннами.
Жизнь двора скапливалось в главной комнате, которую греки звали «мегарон». В нее входили через портик. Балки потолка опирались на деревянные колонны. Посередине стоял очаг, дым из которого выходил через щели в крыше. Пол был выложен каменными плитами, а стены украшались фресками.
В палате в Кноссе на Крите спрятался тронный зал-небольших размеров, с каменным престолом, что стоит при одной стене. По обеим сторонам под стенами идут каменные скамьи. Возможно, здесь происходили ступени королевского совета. Но в палатах есть также большие галі1, где могло поместиться больше народу, часовни или складниці религиозных предметов, мешкальщ комнаты, лазнички, кухни. В боковом крыле находили место работные всяких ремесленников, как гончаров, резчиков, кузнецов, склады вина и масла, различные хозяйственные кладовые. Здесь спрятались огромные горшки и вазы, в которых прятали хлеб, вино, елей и др.
Королевская палата творила центр города. Рядом с ней стояли дома выдающихся жителей, не раз этажные, и большие каменные дома, в которых проживание снимали за чиншем. Были также публичные здания, магазины и торговые склады. Некоторые города имели правильный план, улицы пересекались под углом, дороги были мощеные. Встречаем уже. и канализацию и водопроводы, которыми до города шла свежая вода. Бедные то население ставило свои дома из кирпича, сушеной для балкування, крышу покрывали соломой или тростником. Интересно то, что дома часто имели план круглый или овальный. Эгейские строения очень часто имеют стены, украшенные фресками. Стену, на которой были примістити мальовило, заправляли заборчиком и на нем рисовали насвіжо. Употребляли яркие краски, реже зеленую. Эгейские рисунки изображают найрізнорідніші сцены из жизни: религиозные процессии, лови, игрища, борьбу быков, воинов, выступления акробатов и танцовщиц и др. Часто встречаются рисунки с природы, виды садов и цветников, разноцветные цветки, птицы, срываются к лету, кот, заседает на добычу, и т.д. Поражает в них большое понимание движения, жизни, динамики.
Троя. До городов, их греки одержали во времена своего перенесення1, принадлежал также И л и о н, или, как его назвали римляне, - Т р о я. Из Гомеровской «Илиады», в которой описана десятилетняя осада Трои, знаем, что это был оборонительный город с большими стенами, башнями и другими укреплениями.
Найти это славный город постановил себе цель жизни немецкий археолог Генрих Шлиман. Свои розсліди начал он в 1871 г. и вел их к смерти в 1890 г. Долгое время он не мог наткнуться на спрятанные руины, но случайно заметил среди равнины небольшой бугорок Гиссарлык, в котором только и нашел большие свалки древнего города.
Долголетние раскопки высказали, что на том месте существовала не одна квартира, а в разные времена, одно во втором, аж девять городов. С первого, древнейшего города открыто только останки стен, что доходили до 3 м толстых. Лучше спряталось второй город. На спланированном холме стояли вокруг оборонительные стены, построенные из больших камней сильно построенными стенами, так что когда враг получал внешнюю ворота, защитники могли еще защищать внутренние ворота. Кроме этого, сам замок был укреплен стенами. Замковая постройка была простокутня. Жилище состояло из двора, галереи (портика) и горницы. Стены строили на каменном підмуруванні из сушеной кирпича и скрепляли их балками. На стенах есть следы фресок. Крыша, кажется, был плоский, как это, в конце концов, видим аж до сих пор в сухом підсонні Востока. Свет входил через отверстия в крыше, туда же выходил дым из очага. Итак, строение была такая же, как строение палат на Крите или в Микенах, только значительно проще.»
Гомерова Троя занимала шестую слой в свалках. Нашли по ней немного. Спрятались только остатки мощных стен и следы оборонительных башен. Вход ворота были с четырех сторон, а также была маленькая калитка для вылазок. Откопали также колодец в середине замка. С самих строений сохранились только остатки фундаментов. Следовательно, этот «священный Илион», которого больше всего искали археологи, оставил меньше памятников. Останки его стен уцелели благодаря тому, что римляне употребляли их (вместе со свалками седьмого и восьмого города) до строения девятого города - «Нового Илиона».
Что на этом месте, на холме Гиссарлык, стояла действительно Гомерова Троя, это старался доказать преемник Шлимана, археолог Дерпфельд. На основе студий терна и интерпретации «Илиады» ему, казалось, удалось убедить ученый мир, что Илион мог быть только здесь, [а] не где. Но в более поздние времена другие археологи выступили с аргументами, что в Гіссарлику есть только остатки великой гробницы, где хоронили павших героев, и фортификаций, что эту гробницу защищали. Настоящий Илион должен был бы стоять где-нибудь, в месте, что теперь называется Ка-ра-Юр. По чьей стороне рация - это покажут дальнейшие раскопки.
Хозяйство н устройство. Народ, сдвинул такие большие города и замки, также в других участках культуры стоял на высоком уровне. Ловлю, которому так усердно предавались примитивные народы, в егейців было уже только забавой крупных .панів. Охотились порой на диких кабанов, что делали ущерб земледельцам, то опять на быков, которых на Крите употребляли для борьбы в цирках и на жертвы богам. Лови на быков происходили с помощью головомойки, что загонял зверей в заставленные сити. Но главным занятием населения было земледелие и скотоводство. Знали уже все роды хлеба, растили виноград и оливне дерево, видимо, также фиги. Из домашних зверей наиболее распространенными были овцы, козы и коровы. До езды употребляли ослов и мулов, а конь появился в Греции только по 1500 г. до Хр. В домашнем хозяйстве производили муку - не только на жерновах, но и на более удобных млынках, и выжимали масло в специально зладжених корытах. Развились разнородные ремесла, что доставляли изделия на одежу и до ежедневного потребления. Очень высоко стояло гончарство, что дало изделия очень оригинальные и красивые. Особенно крітська керамика отличается разнородностью красок и богатой орнаментикой, помыслы которой брали из растительного и морского мира. Довольно часто встречаются статуэтки, изображающие людей и животных (быков, мулов и др.). Всякое орудие и оружие изготовляли из бронзы. В руинах и гробницах находят плуги, котлы, топоры, мечи, наконечники копий - все из бронзы, потому что железо еще не было распространено. Очень" хорошие были ювелирные изделия: ошейники, цепочки, диадемы, запинки, шпильки и др.
Эгейские острова, особенно Крит, стояли в живых торговых связях с другими культурными странами. На экспорт шли дерево, масло, вино, бронзовая посуда, ювелирные и ювелирные изделия, керамика, порой материя. Свои продукты и изделия егейці вывозили до Египта, Финикии, Малой Азии, Греции, Италии и Испании. Самые оживленные торги шли со страной высочайшей культуры - Египтом. Егейці имели над Нилом свои фактории, что посередничали в этой торговле. Из Египта вывозили стекло, гончарные изделия, золото, дорогие камни, слоновую кость, а также хлеб. Серебро и олово добывали с Пиренейского полуострова, стояли также в связях с черноморскими странами и спроваживали оттуда хлеб.
В древние времена торговля имела обменный характер. Еще в «Илиаде» цену оружия означали числом коров. Но позже начали употреблять за монету плитки меди и золота, такого же веса, как в Египте и Вавилоне. Как видно, система весов и денег во всем тогдашнем мире была одинакова.
С ростом торговли развился также эгейский флот. Эгейские корабли были более подобные египетским, как к финикийских, отмечались симметричным строением и хорошим видом. Описания их находим у Гомера, а изображение - на резных микенских перстнях. Корабли были разной величины и типа, одни - возбуждаемые веслами, вторые - парусами. Эгейский флот был такой большой, что им не раз пользовались египтяне, так же; как и финикийскими кораблями.
Материальное благополучие, в котором жили эгейские города, предоставил характеристические черты духовной культуре этих народов. На раскопках найдено много разнородных памятников, относящихся к тогдашней религиозной жизни. Среди егейсь-ких божеств на первом месте стояли богини. Возможно, это была одна главная богиня, которой позже давали разные имена: Великая Мать, Кибела, Рея и др. Изображали ее в разных видах: между двумя львами или с козлом, или между зверями, птицами и рыбами, или с луком в руке. Существовали мужские божества - это неопределенно. Чаще приходят демоны в виде полулюдей с головами быков, львов и лошадей. Интересно, что егейці не ставили святынь своим богам. В королевских палатах встречаем порой небольшие кладовки со скамейками, на которых стоят фигурки богинь, обрядовые рога, двойные топоры и разнородный посуда, но это, видимо, не были домашние часовни, а скорее сложнее обрядовых предметов. В этих кладовых нет самого важного - жертвенных алтарей. Егейці почитали своих богов на открытом месте, на холмах и в священных рощах. При некоторых королевских палатах есть просторные дворы с лестницей вокруг, в виде более поздних театров, - может, здесь совершались религиозные обряды. К культу употребляли переносные алтари из камня и дерева, часто украшенные резьбой, жертвенные столы, дзбани и разную другую посуду. Внимание обращают т. н. сакральные рога, подобные рогам быка. Неизвестно, они были символом быка, изображали мышцы богини Матери. Вторым символом был топор с двумя остриями, что означала власть и могущество. Символическое значение имели также престол, щит и дерево. Своим богам егейці составляли жертвы, чаще всего кровавые из зверей. Есть также следы, порой жертвовано богам и людям. При обрядах выступали жрекині, что выполняли танки при звуках флейты и арфы. Не раз они пописувалися танком с ужами. В честь богов происходила также борьба быков - тав-ромахія. Умерших сжигали на костре или прятали их в земле. На Крите умели также мумифицировать тела и прятали их в Саркофагах.
О ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ строй того времени не имеем подробных сведений. Егейці оставили некоторые литературные памятники или надписи, но письмо их, вроде иероглифов, до сих пор еще не відчитане. Опять же древние предания является слишком фантастическими, чтобы из них можно было добыть что-то определенное. Так, например, рассказ о царе Миносе свидетельствует, что на Крите была могучая держава. То же самое подтверждают величавые руины королевских палат. Но действительно жил Минос, в какое время он владел, были его дела-об этом ничего определенного не знаем. Что тогдашнее государство имело произведенную организацию, на это доказательством являются акты, списанные на табличках с правительственными печатями. Таких печатей на Крите найдено очень много.
При королях большое значение имела шляхта, что творила военную жену. Как выглядело тогдашнее войско, это знаем из разнородных образов на посуде, саркофагах и др. Рыцарь на голове был шлем, украшенный лошадиным хвостом; от врага заслонювався щитом, до наступления имел бронзовый обоюдоострый меч или копье. Выдающиеся господа употребляли также, луки. Войско выступало общиной, с одинаковым оружием. Это, пожалуй, была королевская гвардия, вооруженная на один лад.
Эгейская культура пала под натиском народов, с севера направлялись на море. Круг 1700 г. до Хр. Полудикие наездники впервые посетили Крит, уничтожили величавые палаты, разграбили города и с добиччю и пленниками вернулись до своих усадеб. Но непонятно, какого рода они были. Одни ученые считают их за греческих ахайців, другие - за пксосів, что тогда также ^наехали на Египет. По этому наезде критские обладатели отстроили свое государство, поставили новые палаты, развили заграничну торговлю. Это был золотой век эгейской культуры. Но круг 1400 г. до Хр. новая волна греческих наездников залила острова Эгейского моря, и снова их жертвой стали богатые города и королевские строения. И тем вместе греки уже не возвращались к своей родине, а осели по островам как господа и властители егейців.
Геройский возраст греков. На новой родине, в Греции и на островах, греки быстро начали добывать себе новую культуру. Много культурных достояний они принимали от завоеванных егейців, но и сами высказали талант и оригинальность и смело шли вперед на пути развития. В этом развитии мягкость, артистический вкус и прихотливая культура егейців счастливо дополнялись строгости, самостоятельностью и энергией греков. Тогдашняя промышленность испытывала очень больших изменений в связи с распространением железа, которое производилась обработка главным образом в альпийских странах. Появились новое железное орудие, а также железное оружие, которое изменило способы ведения войн. Хоть греки предавались уже охотно хліборобству и огородничеству, их беспокойный нрав побуджувала их до борьбы, завоеваний и путешествий. Напасть на соседнюю квартиру и забрать ее стада скота, неожиданным набегом лодками заскочить прибрежный город, сжечь его и ограбить, - это считалось геройским делом, которое воспевали народные певцы. Эту эпоху греческой истории называем геройским возрасте. В это время наиболее могущественными были ахайські обладатели Ар-голіді на Пелопоннесе. Их силу свидетельствуют укрепления замков в Микенах и Тиринфе. Жизни было неспокойное, воинственные племена проходили страну вдоль и поперек, и кто хотел иметь безопасность, [тот] должен находить защиту за сильными стенами и заграждениями. Стены микенского замка, построенные из крупных блоков камня, доходят до 8 м толстых и поражают своим величием. Между ними прячутся знаменитые Львиные ворота, построенные из блоков, длинных на 3-4 м, украшенные вверху плоскорізьбою, что изображает двух львиц. Огромные стены этой эпохи названы кіклопсь'кими от имени великанов киклопов, что их находим в «Одиссее».
Строения ахайських обладателей значительно отличаются от критских. Палаты на Крите отличаются широким заделкой, ясными, большими покоями и галямы, а в Мике-нах зато лестница тесные, комнаты узкие, много коридоров, каморок и сокровенных тайников. В целости эти строения вызывают мрачное впечатление военных крепостей или казематов. Очевидно, люди, которые их строили, вели жизнь тяжелое и тревожное, среди безустанной опасности, и больше заботились о стойкость и силу своих усадеб, чем об их красоте.
Тип грека с VI в. до Хр, Т. наз. Кле-об, или Битон. Резьба Полімеда из Аргоса
Микенские обладатели оставили величественные погребальные памятники. В Микенах спрятались девять королевских гробниц, имеют вид куполообразных строений. Найвели-' чавіша из них - т. н. гробница Агамемнона. До нее ведет коридор - 35 м длиной и 6 м шириной, построенный из каменных блоков. При конце коридора есть вход в гробницу, украшенный боковыми колоннами и треугольной надстройкой из крупных резных блоков камней. Сама гробовая кладовка покрыта куполом 15 м высотой, сужающийся кверху. Построили ее из каменных плит таким образом, что каждую высшую прослойку камни передвигали несколько до середины, так что строение имеет вид свода. Жизнь этих времен познаем из крупных греческих эпопей - «И л и а д ы» и «О д и с с есть й».
«Илиада» описывает осаду города Трои. Борьба началась с того, что троянский королевич Парис похитил жену у одного из греческих князей Менелая - прекрасную Елену. Десятилетняя война закончилась завоеванием и уничтожением Трои. В «Одиссее» описывается путешествие мудрого Одиссея, короля Итаки, что, возвращаясь из Трои, не мог никак попасть к родине и бродил по Эгейском и Средиземном морях. Оба архітвори встали где-то в межичасі X-YII в. до Хр. Древнейшую их основу творят песни, в которых участники походов описывали свои и чужие приключения. Эти песнопения распространяли отдельные певцы - айоди, часто - слепые старцы. Таким слепцов должен быть и Гомер, которому приписывали авторство этих эпопей.
«Илиада» и «Одиссея» не являются произведениями, современными Троянской войне, но все же содержат много воспоминаний с героической эпохи, благодаря которым мы познаем обстоятельства тогдашней жизни.
Бурная волна переселений уничтожила большие государственные организации. Не встречаем уже таких могущественных властителей, как микенские. Греция разбилась на большое число мелких державок или, вернее, округ. Каждая большая обитель жила своей отдельной жизнью под предводительством своих князей - анактів. Нигде не было сильной власти, королей ограничивала шляхта попавшиеся люди, что творили хорошо организованное военное положение. Все важные дела решал совет вельмож, и определения ее король должен выполнять. На таких совещаниях каждый рыцарь имел право говорить. Кто отличался даром речи, в руки переходили провод и политические влияния.
Среди путешествий упадала также культура. Перевелись замки с большими «кіклопськими» стенами. Дома гомеровской эпохи имели только валы, стены из кирпича и деревянные заборола. Королевские палаты имели вид небольших дворов, строящихся из дерева и скромно уладжених. Упало декоративное искусство, редко встречаем резьбы и мальовила, тогдашние вазы значительно худшего изделия, чем древние эгейские. Греки разрушили древнюю культуру, а на ее место не сумели еще создать своей. Достаточно сильными были чужие, орієнтальні1 воздействия. Например, одежды того времени очень цветастые, с богатыми узорами, напоминающими восточные образцы.
Самобытность греков проявлялась в основном в религии. «Илиада» и «Одиссея» указывают нам, какой богатый был греческий пантеон, .яку массу разнородных божеств почитали и народ, и высшее сословие.
Каждая река, каждый источник, каждый холм, долина, лес, роща, каждое дерево имели своего опекуна-бога. На этом поле греки проявляли необыкновенно богатое воображение и самостоятельность и большой поэтический талант. Религия надолго стала главной приметой греческой культуры, начала мощно нарастать.
Книга: Всемирная история / Крипьякевич
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Всемирная история / Крипьякевич |
2. | Начала и могущество Египта |
3. | Упадок Египта |
4. | Устройство и хозяйство Египта |
5. | Египетская культура |
6. | Месопотамия |
7. | Западная Азия и Иран |
8. | Индия и Восточная Азия |
9. | Эллада. Начала греческой истории |
10. | Греческие государства |
11. | Персидские войны |
12. | Афинское государство |
13. | Пелопоннесская война и упадок Греции |
14. | Македонский государство |
15. | Быт и искусство Греции |
16. | Литература и наука |
17. | Истоки римского государства |
18. | Завоевание Галлии |
19. | Война с Карфагеном |
20. | Завоевание Востока |
21. | Аграрные реформы |
22. | Марий и Сулла |
23. | Упадок Республики |
24. | Юлий Цезарь |
25. | Октавиан Август |
26. | Золотой век Цісарства |
27. | Упадок Римского государства |
28. | Хозяйство и культура Рима |
29. | Восточная Европа в древние времена |
На предыдущую
|