lybs.ru
На третий день гость - как в горле кость. / Украинская народная мудрость


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Греческие государства

Начало организации. Отношения в Греции начали стабилизироваться тогда, как закончилась прогулка дорийцев, - круг 1000 г. до Хр. В то время возникают греческие государства, ведут уже прочное политическую жизнь.

На далекш севере, вМакедонії, жили племена смешанного фракшсько-греческого происхождения. Другие греки не считали их за чистых эллинов и называли чужеземцами - варварами. Они занимались скотоводством,

отличались рыцарским, духом, но не скоро создали свое государство. На полдень от Македонии лежала Ф е с с а л и я.

Замыкали ее горы Олимп, Пинд, Пелион и Осса. Первобытные обитатели отдавались страстно кормления лошадей, позже распространилось земледелие. Не было здесь одного государства, а целый ряд мелких самостоятельных округ. Э п и г, замешканий иллирийцами, не играл большей роли у.спільнім жизни Эллады, только святилище Зевса в Додоне посещали набожные подорожники.

Средняя Греция делилась на несколько мелких государств. Страна Д о р и д а напоминала, что здесь задержались дорийцы в своем путешествии на юг. Фокід а славилась горами Парнас и святым городом Дельфами, где была широко известна святилище Аполлона. Л о к р и д а отличалась от соседних стран аристократическим строем, который продлился долгие времена. Б а т и я была хлеборобским страной, имела даже издавна искусственную канализацию; делилась на много округ, держались своих старинных замков, как Орхомен, Фивы, Танагра. В Ко-, ронеї существовала со старых времен очень почитаемая святыня Афины, при которой рыцари собирались в военные походы. Беоти имели много преданий о своих героях, и в них быстрее всего появились поэты (Гесиод, Пиндар). Гористые страны Э т о л и я и Акарнанія жили примитивной жизнью. Здешние крестьяне-скотоводы имели славу диких варваров.

На переходе из Средней Греции в Пелопоннес простирался коринфский Истм со странами М а г а р и д а, Коринф и Сикіон. Эта окраина дошла до большого развития благодаря своему географически-коммуникационном положению. Через него проходил оживленный сухопутный путь с севера на полуднє, а также здесь приближались два моря - Ионийское и Эгейское. Коринф издавна был живым торговым городом с развитым керамическим промыслом. Существовали предания, что в этих сторонах некогда имели свою колонию фінікіяни.

На самом Пелопоннесе лежало несколько обособленных от себя стран. Высокие горы, еще большие, как в других сторонах, творили границы между различными государственными организмами. Наиболее заперта была А р к а д и я. Здешние горы вздымались отвесными, недоступными валами, так что до Аркадии не могли добраться чужие завоеватели, и язык и обычаи остались здесь наиболее чистыми и нетронутыми. Также к прибрежной А х а й й мало наплило чужаков. Но здешнее население, благодаря соседству с морем, было более предприимчивая и принимало живое участие в колонізаційному руси. Само название ахайців была известна далеко на востоке. Западная Е л и д а имела добрую землю и влажный климат, поэтому растительность в ней отмечалась особым буйством. Но главное значение Элида добыла за того, что на ее территории лежала Олимпия - священное место Зевса, в котором происходили славные олимпийские игрища.

На востоке ведущее место занимала А р г о л и д а. Здесь лежали древние очаги государственности и культуры, Микены и Тиринф, но они упали в сутки переселений. Позже ведущую роль играл Аргос, обладатели которого со своего могучего замка пытались подвести соседние страны. Но соперником Аргоса стала Спарта.

Спарта. Дорийцы во время своего переселения на Пелопоннес заняли между прочим плодородную долину реки Эврот в Лаконии. В упорной, долгой борьбе они поконали главный город края Амікле и его жителей сделали своими рабами. Потом присоединили себе дальних соседей, с их помощью перешли бугры Тайгета и заняли земледельческую Мессению. Так возникла лакедемонська государство.

Столицей ее был город Спарта. От других городов оно отличалось тем, что не имело оборонительных стен, зато его жители проживали в постоянной военной поготівлі. Ведущее место должны были завоеватели - спартиаты. Они делились на ЗО родов и заселяли пять домов города, т. н. комой. Они творили войско, и в их руках была вся власть в государстве. Второй класс творили п являются р и о и к и - «люди, жившие вокруг», жители домов, окружили Спарту. Они имели обязанность доставлять военную жену и платить налоги, а в итоге были свободными людьми. Спартиаты, которых было немного числом, опирали свою силу на періойках и старались создать им хорошие условия жизни, чтобы они оставались верными государству. И действительно, періойки даже в самые тяжелые минуты придерживались верности Спарте. Очень тяжелое было положение третьего класса - и л о т и в. Это были потомки подбитого населения, что добровольно не хотело поддаться дорійцям. Они стали невільниками. их осадили по несколько семей на землях спартіатів, и они управляли пашню и имели обязанность половину прихода давать своим господам. Во время войны их употребляли как слуг к помощи рыцарям. Спартиаты не признавали за ними никаких прав, относились к ним с пренебрежением и обращались с ними остро и жестоко. Был обычай, что ефори1 ежегодно заново виповідали ілотам войну, чтобы в тот способ спартиаты имели свободную руку против своих подданных. Поэтому илоты не раз поднимали восстания против Спарты, но все безуспешно.

Извозчик из Дельфов. Тип грека с V в. до Хр.

Государственный строй и быт Спарты отличались от уклада других греческих городов.

Создателем его должен был быть Л и к у р г, фигура полумифическая: не знать, откуда он пришел и когда жил. Во главе государства стояли два короля, - по преданию, из двух могущественных родов, Агіадів и Евріпонтидів, что вели с собой борьбу, а потом соединились. Короли имели небольшую власть; они только составляли жертвы богам; стояли во главе войска во время войны и судили некоторые гражданские дела. Настоящую управу государства имели пять есть ф о р и у - «надзорців», которых избирали народные собрания. Они проводили1 на всяких совещаниях, вели суд, контролировали чиновников и даже королей, заведовали сокровищем, следили, чтобы всякие законы и постановления были точно исполняемые. Законодательная власть принадлежала до двух советов. Одна - геруссія, или совет старших, состояла из обоих королей и 28 членов, по меньшей мере 60-летних; она приготовляла внесения во всяких государственных делах и вела некоторые суды. Вторая совет, а п является л л а, - это были народные собрания, в которых принимали участие все совершеннолетние спартиаты. Апелла принимала или отвергала внесении рады, но без дискуссии, только коротким возгласом.

Спарта славилась твердым жизнью и острым воспитанием молодежи. Когда приходила на Свет ребенок, собрание старейших членов рода решало, или оставить младенца при жизни. Калек и слабовитих детей выбрасывали на гору Тайгет, потому спартанские законы разрешали жить только физически сильным людям. Ребенка с детства призвичаювали к недоразумениям и суровой жизни: купали в холодной воде, выставляли на холоде одевали в простую одежду. На седьмом году жизни ребята шли к государственным школам и там учились на средства государства. Ребят делили на дружины под руководством опытных людей, и молодежь среди военных упражнений и игр училась выносливости и храбрости. Ребята ходили остриженные до кожи, босые и почти голые, в одном только плаще; спали на тростнике, который собственными руками, без помощи ножа, виломлювали на реке. Нельзя было употреблять теплую купель, ни намазывать тело маслами, как это делали другие греки. Ребята сами приладжували себе ужин, собирали с поля ярину, рубили дрова. В спартанских школах обращали больше внимания на физическое воспитание, значительно меньше-на формальное образование. Молодежь учили изъясняться кратко, яснО и остроумно. Проводник жены по ужину делал ребятам вопросы, которые требовали продуманной ответа, например, которая есть величайшая добродетель мужчины и в чем она проявляется. Кто не сумел дать короткой, «лаконичной» ответа, того проводник наказывал: кусал его за большой палец руки. Высоко стоял в Спарте пение. В песнях виславляли героев, которые полегли за родину, и позорили трусов, обрисовывая их нищенскую жизнь. Во время религиозных праздников становились три хора, каждый из спартіатів другого возраста, и славили свои дела. Старики начинали: «Которая из нас когда-то была храбрая молодежь!» Взрослые мужи отвечали: «Сегодня при нас сила, попробуй, если хочешь!» А хор ребят кончал: «Придется вам оставить место для нас!»

В бой спартиаты шли с песней и весельем. Тогда свободно было наряжаться в красивые одежды, фризувати волос, кичиться хорошим оружием. Когда приближались к врагу, украшали голову венками, а король приказывал сурмачам играть в горны и сам первый начинал боевую песню. «Это был праздничный и грозный вид, когда они маршировали при звуках музыки, в равной лавой, без тревоги в душе, ласково и погідно, ведомые песней на опасность жизнь», - повествует Плутарх в жизнеописании Ликурга. Славные были боевые песни древнейших спартанских певцов-поэтов - Терпандра и Пиндара.

В повседневной гражданской жизни спартани отмечались также необычайной простотой и умеренностью. Земля в Спарте была поделена на равные части, и каждые несколько лет заново делили пашню, чтобы не позволить кому-любое дойти до большего имущества. Все граждане должны быть равными. Строго запрещали торговлю с другими странами, чтобы не допустить чужосторонніх изделий и обычаев. Не позволяли употреблять золото и серебро, - спартанские деньги были железные и служили только в конечній необходимости. На частные дела спартіат мог жертвовать немного времени, ибо главной его обязанностью было служить государству. Взрослые мужчины жили совместно в военном лагере группами по 15 человек. Совместно отбывали гимнастические и военные упражнения, также совместно питались, причем каждый доставлял свою пайку жратвы.

Широко известна была спартанская «черная уха» с вепрячого мяса, вареного в крови, которую приправляли солью и уксусом. «Никому не позволено было жить по своему благоволению, но все имели приписан расписание труда, словно в лагере, - и вообще считали, что не принадлежат себе, а только государству» (Плутарх).

Афины. Реформы Солона. Афинское государство своими истоками уходит в IX в. до Хр. Уже тогда князья, владевшие в афинском замка -: Акрополе, объединили под своей властью мелкие государства Аттики, аж горы Парнас на севере. Имена первых обладателей знаем из более поздних переводов. Замок в Афинах словно был построен королем Кекропсом, что был наполовину человеком, наполовину змеем. Он завел религиозный культ и государственные учреждения. Самым славным афинским героем считали Т есть с есть я, сын Эгея. Это он забил Минотавра на Крите, вел борьбу с кентаврами, с Гераклом исправлялся против амазонок - рыцарского племени женщин, что жили над Черным морем. Он объединил всю Аттику в одно государство.

Афины, что лежали недалеко от моря, больше, чем Спарта, подлежали внешним воздействиям. Они скоро образовали свой флот, вошли в международную торговлю, познакомились с культурами Востока и сами начали развивать свою культуру.

Скорее, чем другие государства, прошли они также устройству перемены. Власть дидычные королей не продолжалась здесь долго. Шляхта высоких родов - евпатриди - ограничивала все больше своих обладателей. Органом аристократии был ареопаг - совет, заседавший на холме Ареса. Ареопаг вел уголовное судопроизводство, имел надзор над управой государства и назначал чиновников. Сначала добавили королеве к помощи начального вождя - полемарха и чиновника для гражданских дел - архонта, которых выбирали все на новый год. Затем установлены шесть судей - тесмотетів, в конце место ди-дичного короля занял выборный, в котором оставлено только богослужебные дела. Так Афины монархии сменились на аристократическую государство.

Пришли также важные социальные перемены: Шляхта не только дошла до политической преимущества, но и использовала свою власть против низших слоев. Свободные до сих пор крестьяне-земледельцы попали в долги, а потому, что не могли их платить в все более тяжелых отношениях, должны заставлять почвы, и на крестьянских землях появились каменные столбцы, на которых были записаны долговые суммы. Кто же долга не выплатил в определенный реченець1, тот становился подданным господина, и его можно было даже продать, как раба, в чужие земли.

Эти отношения вызвали среди крестьянства движение, враждебный к аристократии. В 630 г. до Хр. какой-то Кілон стал во главе недовольных и пытался овладеть Афины. Чтобы не допустить худших событий, аристократия решилась на реформы. В 621 г. по поручению ареопага Дракон списал и упорядочил древние законы, но никаких изменений, полезных для народа, он не провел, а позже эти «драконовские» права осужденных, как «кровью писаны».

Горячим сторонником реформ был Солон, потомок старого королевского рода Медонтидів. Это был образованный человек, [который] отбывал много путешествий, познал отношения различных стран. Он понял, какая опасность висит над государством, и призвал аристократию к реформам.

На 594-593 год ареопаг назначил Солона архонтом, отдавая ему повновладу провести основные перемены строя. Солон занялся заранее судьбой крестьянства. Он унев-жатвы долги, затащишь на застал почвы, приказал устранить долговые камни с крестьянских земель и вернул крестьянам их собственность, а тех крестьян, что их запродали за долги в рабство, выкупил средствами государства. Это была солонская сейсахтея - «обтрясення долгов». Благодаря этому возродился в Аттике крестьянский состояние, в котором государство могло найти желаемую сопротивления. Это было особенно важно, учитывая перемену в способе ведения войны. Повсюду в Греции теряла значение рыцарская конница, а главным войском стали пехотинцы. Теперь Афины могли принять несвободных крестьян к военной організації.1

Все население Солон разделил на четыре класса в соответствии с имущества. При этом принимал во внимание не только земельную собственность, но и движимое имущество, - в Афинах рос уже тогда купеческий «пентакосіомедімної», годовой доход которых выносил более 500 мер зерна, вина или масла; второй класс - «гіппейси» - рыцари, которые имели доход свыше 300 мер; третий - «зевгітаї», с доходом более 200 мер; четвертый - «тетеси», с доходом ниже 200 мер. Согласно имении граждане платили налоги и отбывали военную службу - богаче более тяжкую, в коннице, малоимущие - более легкую. Зато богатые имели доступ к высшим правительств.

Важнейшие реформы Солона касались политического устройства Афин. Солон ограничил право ареопага - оставил ему только судопроизводстве по уголовным делам. Законодательную власть он отдал народному собранию (экклесия), к которым принадлежали граждане в возрасте более ЗО лет, из трех высших классов. Не была ли это полная демократия, потому что малоимущие люди были исключены от участия в политической жизни, и все же середньозаможні круги имели решающий голос. Виконну власть имела бы в л - совет, состоявший из 400 членов; выбирали ее единичные округа (финны), каждая по 400 членов. Солон завел также народные суды (г е л а я).

Реформы Солона создали из Афин государство иного типа, чем была Спарта. В Спарте преимущество имел замкнутый класс спартіатів, в Афинах {же было] открыто широко ворота гражданам из средних слоев. В Спарте весь строй опирался

Греческие вазы с рисунками олимпийских игрищ на дисциплину и принуждение - в Афинах основой строя стали свобода 1 ответственность единицы. Спарта была государством консервативной, что при своих учреждениях оставалась неизменной целые века, - в Афинах беспрестанно кипела жизнь и все создавались новые формы организации.

Тирания Писистрата. Реформы Солона сначала встретили сопротивление аристократии. Могучие афинские евпатриди не хотели отречься от провода в государстве, не хотели допустить к' правительств людей низшего сословия. С другой стороны, народ был недоволен тем, что не получил новых почв, которых издавна добивался. Начались новые разрухи. Неуверенное положение использовал один из аристократов - Писистрат - и провозгласил себя в 560 г. тираном, то есть одновладцем. Он принадлежал к одной из самых выдающихся афинских фамилий, что выводила свой род от героя троянской войны Нестора. Был он хорошим полководцем, во главе афинских войск победил Мегару и присоединил под власть Афин остров Саламин, благодаря чему имел популярность среди народа. Но сначала недолго удержался у власти. Его тесть Мегакл, со второго могущественного рода - Алкмеониды, что помог ему получить власть, выступил против него, и Писистрат вынужден был бежать из Афин. По нескольких годах он собрал новые силы, под Афинами разбил войско своих противников и окончательно и овладел город.

Тирания Писистрата (546-527 гг. до Хр.)-это времена первой ] светлости Афин. Писистрат задержал все учреждения Соленая: разделение на классы, народные собрания, совет четырехсот членов, но и сам обнял верховную власть без никакого отдельного правительства. ] Сначала охраняла его прибічна сторожа» но потом виздобув себе такую популярность в широких кругах, что никто не отваживался против него выступать. Часть шляхты, невдо-волена с его власти, виемігрувала из Афин. ЕЕ земли он сконфіскував, и это отбило охоту у других к оппозиции. И Писистрат присоединял к себе народ. Заботился о том, чтобы ; поднять земледелие, а еще больше огородничество И садоводство: Аттика начала тогда продуцировать масло и вино на вывоз. Это подняло благосостояние крестьянства. Старался поднять % ремесленничество, охотно принимал пришельцев, оседали в Афинском государстве как неполноправные м является т о й к и. Аттічна керамика и 4 снискала себе известность по всей Элладе. В горах Лавріон, в Южной Аттике, начали добывать серебро за счет государства. Благодаря росту торговли развилась афинская пристань 1 Пирей. Писистрат усугубил афинский флот и пытался и добыть для Афин колонии; между, прочим, по долгой борьбе И одержал Сигейон в Малой Азии над Геллеспонтом, чтобы заверить Афинам надзор над привозом хлеба из черноморских колоний.

Писистрат чувствовал себя настоящим властителем Афин и заботился о том, чтобы поднять свою столицу в глазах всей Эллады. Сам проживал в замке на Акрополе, и этот очаг города прикрашував величавыми строениями. Построил великую святыню-хранительницы города . - богини Афины, длинную на 100 футов, т. наз. Гекатомпед. В честь богини завел торжественные праздники, т. наз. П а н а ф и н является го, что взыскивали до Афин население со всей округи. Интересовался древним культом богини Деметры в Элевсине, поставил ей новую святыню и обновил тамошние праздники-мистерии. Покровительствовал культ Диониса - бога винной лозы, что перешел в Афины из Фракии. Вообще сознательной заботой окружал все те божества, культ которых мог привести к развитию хозяйства, а одновременно поднять значение Афин. На его дворе проживали виднейшие тогдашние певцы и поэты, впервые списали народные эпопеи, и - «Илиаду» и «Одиссею». В греческой политике Писистрат занимал передовое место. Он навязал связи с различными близкими и более далекими городами и государствами, получил влияние на острове Делос, где находилась славная святыня Аполлона, на некоторые другие острова поставил на службу приверженных себе тиранов. Благодаря тому Афины начали играть первую роль в эгейском мире.

Значение Писистрата было такое большое, что по его смерти власть перешла без препятствия к его сыновьям - Гиппия и Гиппарха. Но они не отличались родительским талантом. Прогнані Алкмеониды с другими аристократами организовали заговор и начали борьбу. Hipparchus убили два заговорщики, Гармодій и Аристогітон, в 514 г. Гиппий воздержался дольше, но, когда до Аттики вошли спартани, окончательно должен был подвергнуться и выехал над Геллеспонт, к Сигейона (510 p.).

Афинская демократия. Хотя аристократия победила, но она уже не могла остаться долгое время при проводе. Низшие классы дошли уже до сознания и значения и добивались участі.у власти. Предводитель Алкмеониды К л и с ф является н, сын Мегакла, решился провести основные реформы в демократическом направлении. Прежде всего он завел новое административное деление Аттики. До сих пор афинский народ делился на четыре округа (ф и л ы). Каждая фила решала сама свои дела, а потому, что местная аристократия имела наибольшее влияние, то от ее голоса все зависело. Клістен завел десять округ и к каждой из них причислил общины из разных окрестностей Аттики. Даже единичные кварталы Афин были записаны в разных фил. Через эту реформу шляхта в каждой фили осталась в меньшинстве, и к голосу дошли средние классы: земледельцы, купцы, ремесленники.

Когда [было] проведено такую реформу, только тогда афинские учреждения стали подлинно демократическими. Народное собрание решали все основные дела, которые касались внутренней и заграничной политики. Они происходили на холме Пнікс, позже - в театре Диониса. Перед совещаниями происходило богослужение, на котором бросали проклятия на тех, что своими речами хотели бы обмануть народ. Оратор накладывал на голову міртовий венок и с промовниці произносил речь. Голосовали, поднимая руки, время голосование было тайным и проводилось с помощью камешков или черепков, которые бросали в урны. На собрании происходил также т. н. черепковий суд: граждане на черепках писали имя того, кого считали за врага народа. То, что против него было по крайней мере 6000 голосов, должен был идти в ссылку, хотя бы первое и заслужився для государства. Этот остракизм (от «остракон» - черепкова табличка) был грозным оружием афин-ской демократии.

Народные собрания избирали большой совет (буле), которое [было] побільшено до 500 членов. Приписан возраст был 30 лет, а кандидат мог быть только с трех зажиточных классов.' Рада выполняла постановления народных собраний, вела государственный клад, имела надзор над войском, приготовляла проекты законов. Совет делилась на 10 отделов - это были п р и т а н ы. Каждый отдел в течение десятой части года полагоджував ежедневные дела. Притани правили даже ночью, потому афінєький гражданин имел право каждой минуты появиться в правительстве. Собрание избирали также чиновников разных категорий: стратегов, то есть полководцев, поборців, экзекуторов, полицейских чиновников и др.

Гармодій и Аристогітон, убийцы афинского тирана Гиппарха в Афинах были разных родов. Важнейшими были народные суды - г е л и а я. Судей выбирали архонты жребию из числа граждан, что сами до этого правительства соглашались. Среди них творили десять трибуналов по 500 членов и 100 заместителей.

И судьи, и чиновники составляли присяги, что будут выполнять свои

обязанности согласно закону.

Греческие колонии. Для сильно розродженого греческого племени Балканский полуостров унедовзі показался тесноватым. Мало было здесь широких долин, которые предоставлялись бы на поселение и ведения земледелия, не было с чего жить густой населения. К тому же с севера напливали все новые племена, ища себе усадеб. Перенаселение становилось все больше. В некоторых окрестностях жизни становилось невозможно через переходы и' нападения варварских отрядов, уничтожавших все по дороге и местным жителям не давали спокойно жить. Эти разнородные причины вызвали среди греков сильное переселенческое движение на море и за море.

Начала греческой колонизации достигают до 2000-1500 г. до Хр. Сначала она шла на восток, на Эгейское море. Разные племена путешествовали разными путями. Северные эгейские острова освоили еолійці, что вышли с побережья Фессалии. Они заняли острова Тэне-дос и Лесбос и часть малоазийского побережья, получило название Эолиде. Наибольшую часть Кікладів и Воспоминаний заняли іоній-ц, а именно:, острова Мелос, Парос, Наксос, Самос, Хиос и много меньших, а также побережья Малой Азии с городами Эфесом и Мілетом (т. наз. Ионию). На полдень колонизацию вели сначала а х а и ц и, заняв Крит, Родос, Кипр. Потом их место заняли дорийцы.

Афина Парфенос, богиня-опекунша города Афин священный огонь из домашнего очага. Предводитель похода звался архагет, когда же основывал новый дом, принимал титул в и к и с т - основатель. В более поздние времена некоторые сильнее города, например Афины, начали закладывать свои государственные колонии. Был обычай, что переселенцы перед выездом посылали висланників к славной пророчні в Дельфах, чтобы засягнути советы богов. Дельфийские жрецы имели информацию об отношениях в далеких землях и могли дать добрый совет. На новом месте эмигранты выискивали себе высоко положено оборонное место и там ставили укрепленный город. Близлежащие земли делили между собой, а местных жителей или присоединяли к себе, или - и это бывало чаще - завоевывали и делали своими подданными.

До наибольшего развития греческое переселения дошло во времени между 750 и 550 гг. до Хр. Тогда волны переселенцев ушли далеко за Эгейское море - на север, полуднє и на запад.

Колонисты из Халкиды на побережье Македонии, - от них получил название тройной полуостров Халкідіке. Вскоре появились дома Над Пропонтидою, то есть морем Мармуру1. В 658 г. переселенцы из Мегары основали над Босфором город Бізантіон, что благодаря полезному положению между двумя морями и пути из Европы в Азию развился в значительный торговый центр. Затем греческие корабли вошли в Черное море. Это море сначала названы «Понтос Аксейнос», то есть Негостеприимное море, - в действительности же это иранская название, что означает Черное море. Но когда правда здесь развилась, греки сменили название на Евксейнос -- Гостеприимное море. Плывя вдоль малоазийского побережья, основали доме Синопу, Трапезунт и много других. Этот путь довел их до плодородной Колхиды, то есть Закавказья. С этой страной связан предание о героя Язона, что во главе аргонавтов исправлялся туда, чтобы добыть «золотое руно». И действительно, а тамошних реках находили золотой песок.

Черноморскую колонизацию наиболее усердно вел малоазийский Милет: в течение одного века он основал 90 домов. На украинском побережье тогда возникли города Тира в устье Днестра, Ольвия в устье Буга, Херсонес, Феодосия и Пантикапей в Крыму, Фанагория при Керченском проливе, Танаис в устье Дона.

Греки начали тогда поселяться также на африканском побережье. Наибольшее значение имели здесь Кирене в Ливии и Навкратіс в дельте Нила.

Сильным руслом греческая колонизация пошла на запад. В Полуденный Италии появились города Тарент, Гераклея, Сибарис, Кротон, Кимэ (римские Кумовья}, Неаполь. Эта страна получила тогда название Великой Греции. На соседней Сицилии греческого происхождения были Сиракузы, Катана, Мессана, Акрагас и много других. На французском побережье греки основали Массалия (современный Марсель) и Ніїсею (Ницца), на Пиренейском полуострове - Сагунт и Менаке (круг Малаги). Здесь на западе греческие переселенцы встретили финикийцев, что имели ,уже там много своих жилищ и факторий.

Колонизационный движение имело чрезвычайное значение для Греции. Хоть колонии были независимые от материнской страны, [они] все-таки удерживали тесные связи со своими городами. Новые жилища нуждались в промышленных изделий, их сами не могли себе создать, зато посылали к родине сырые продукты, которых имели с избытком. За то росла греческая торговля и материальное благосостояние. Колонии удерживали с родным краем религиозные связи, принимали участие в ежегодных праздниках и злучених с ними игрищах. Культ греческих божеств распространяли колонии на новых землях и, наоборот, из новых стран перенимали тамошних богов. Происходил культурный обмен между разными землями, и это обогащало всесторонне Грецию. Греки выперли из значительной части Средиземного моря финикийцев и сами взяли на себя их роль, - стали посредниками между культурой Востока и Запада.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую