lybs.ru
Сначала было слово. Потом появилось пустословия. / Александр Сухомлин


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Быт и искусство Греции

Хозяйство. В древнейшие времена население Греции занимались больше скотоводством. Гористая страна со своими лугами к никакого другого хозяйства не предоставлялась. Позже распространилось земледелие, но оно никогда не дошло до большого развития, потому что почв, благовидных на посевы, было размерно немного. Небольшие пространства плодородной земли греки старались усугубить тем, что осушали болота и болота и наводнювали и управляли неужитки. Управа пашни была достаточно разнородна. Слышим о триполеву1 хозяйку и удобрения пашни, а некоторые окрестности славные были садоводством/Местного хлеба Греции не хватало, и надо было довозить его из черноморских колоний и из Сицилии. Зато греки управляли удовольствием оливне дерево и виноград, и поэтому масло и вино шли на визів в больших количествах.

Промысел из примитивного состояния Гомеровской эпохи развился достаточно всесторонне, а некоторые его участки имели мировое значение. На первом месте стояло гончарство, что развилось особенно в Афинах, в Коринфе и в Малой Азии. Греческий посуда отличался художественными формами и богатой орнаментикой. В давние времена фон был желтоватое, на котором делали рисунки более темной краской. В Афинах в VI в. до Хр. начали рисовать фигуры черной краской на красном фоне. От в. распространился посуда черной краски с красными фигурами, и этот обычай остался и в более поздних веках. Посуду украшали сначала геометрическими и растительными рисунками, позже рисовали целые сцены из мифологии или повседневной жизни. Они изображают ремесленное жизни, банкеты, гимнастические упражнения, игры, театр, школу, свадьбы, похороны, военные соревнования и др. Эти образки является чрезвычайно пенным источником познания греческого быта.

Довольно высоко стоял также металлургический промысел, особенно изделие оружия. Воинственная Греция требовала много всякого военного орудия. Зал bo добывали в Лаконии и Бестии, медь - на Эвбее, серебро - в Лаврионе в Аттике, золото находилось на фракийскому побережье. Свое оружие, так же как и посуда, греки доставляли различным варварским народам.

Прибрежное население отдавалось всецело торговли. Нехватка средств пропитания в убогой родине гнала греков за море и делала их купцами и посредниками. В самши Греции комуніїсація стояла низко: дорог было немного и они были недоступны. Поэтому с конечности между главными центрами происходила только морская правда. Важнейшими торговыми городами в самши Греции были Афины с Піреєм и Коринф. Они были обязаны своему развитию центральному расположению, а именно месту, где сходились важнейшие пути. На севере до большего значения дошли Потидеа, Олшф и Амфиполис. В Малш Азии перед вели Милет и Эфес. Не меньшее значение имели столице богатых эгейских островов. Греция экспортировала скот, масло, вино, гончарные изделия, оружие, всякие украшения. Наибольший экспорт шел в черноморские земли и до Италии. В привозе главную роль играли прежде всего зерно, нужное для пропитания густого населения, далее материи, украшения и образцовые восточные изделия. Когда Александр Великий подвел Западную Азию и Египет, греческая торговля освоила эти страны. Повсюду возникли эллинские колонии и фактории, а греческие купцы доходили так же в Индии и Средней Азии, как в Аравии' и Нубии. Но сама Эллада немного воспользовалась этой экспансии, ибо мало могла дать собственных продуктов и изделий к великой всемирной торговли - матерная страна обнищала и обезлюднилася.

Евтихіда, богиня-опекунша города Антиохии

С развитием торговли и коммуникации устабілізувалися меры и веса. Мерами длины были сажень, лжоть, стопа и ширина пальца (цаль1). Для больших пространств употребляли длину бегового тору - т. н. стадион, что имел 600 стш; еще большее расстояние определяли персидским парасангом, что имел СО стадионов (5,5 км). Веса тяжестей были: талант - 26 кг, мина - полкилограмма, драхма - 5 граммов, обол - 0,8 г. Такие

сами названия имели греческие монеты: талант - 60 мин, мша - 100 драхм, драхма - 6 оболов, обол - 16 лепт (лептон). Каждое более город били свою монету; с одной стороны конечно был герб города, с другой - председатель опікунчого божества.

Быт. Ежедневное, частная жизнь греков претерпевало значительных изменений на протяжении веков. В древнейшие времена царили суровые, примитивные обычаи. Над семьей царил отец-от него были зависимы и женщина, и дети. Отец имел право избавиться от новорожденного ребенка, особенно когда она была слабосила и неразвитая. Женщине нельзя было выходить вне дом и участвовать в публичных собраниях и праздниках. Родители венчали детей, не спрашивая их воли; не раз женились и братья с сестрами, чтобы задержать имение в семье. Но позже, с ростом культуры, нравы стали мягче. Быстрее всего поступили в развитии греки в Малой Азии, встретились с ориентальными народами, затем Афины, что стояли в культурных связях со всем тогдашним миром. Аспазия, жена Перикла, происходившая из Милета, принесла в Афины восточные свободны обычаи, интересовалась наукой и искусством, радушно принимала участие в мужском обществе. Афинская толпа неохотно относилась к тем новостей и либеральную женщину потянула перед судом за оскорбление родительских обычаев.-Но прогресс шел дальше, и в эллинистической эпохе перемены обняли уже всю Элладу, за выемкой далеких недоступных закутин, где законсервировался давний быт.

Достаточно различных обычаев спряталось в семейной жизни. Когда приходила на свет ребенок, дверь дома украшали оливним ветками - если это был парень, или стяжками, когда была девушка. Имя ребенку давали на десятый день по народинах на святочному собрании семьи. Имена означали различные ценные приметы, например, «сила народа» - Демосфен, «зроджений из Бога» - Диоген, «мудрость» - София, «мир» - Ейрене на др. До седьмого года жизни дети прятались дома. Забавляли их куклами и глиняными игрушками. Позже они шли до школы, в которой многие отдавались физическим упражнениям. В Спарте, как знаем, это был главный смысл воспитания. В Афинах заботились о гармоничном развитии тела и духа («калокагатія»). Под руководством учителей - «граматистів» - парень учился читать, писать и считать, позже занимался лектурой Гомера, Гесиода и других писателей, много учил наизусть. Одновременно в «кіфаристів» изучал музыку - игру на кифаре, флейте, лире и пение. Более обеспеченная молодежь могла добыть выше знания у учителей философии и бесідництва1 - софистов и риторов. Визначніші философы, как Сократ, Платон, Аристотель, охотно учили молодежь и даже имели свои школы. Наука велась на открытом месте: во садах, рощах и городских галереях. На 18-м году жизни юноша становился совершеннолетним. В Афинах его вписывали в реестры граждан. Но он не имел права участвовать в народных собраниях, а только как есть ф есть бы отбывал военные упражнения и пограничву службу.

Греки женились в молодом возрасте. Но Аристотель в своей науке о государстве добивался, чтобы мужчины не женились раньше как перед 37-м годом жизни, а женщины - перед 18-м. Свадебные обряды не были очень развиты. Перед днем венчания девушка жертвовала богам клок волос и свои детские игрушки. Брак выглядел так: отец девушки составлял жертву богам и потом отдавал дочь жениху, освобождая ее из-под своей власти и опеки. На свадебном банкете молодая сидела при отдельном столе со своими подругами, в белом одеянии, с головой, покрытой дымкой. По закате гости увозили молодоженов при пении и свете факелов к их дому; там они составляли жертву богам и делились хлебом и овощами в знак супружеской общности.

Греческий одежда менялся в разные эпохи. В гомеровские времена мужчины носили дома длинный хитон - род рубашки, перепоясаної поясом, вне дома накладывали хламиду - кусок сукна, зіп'ятий на груди или на плече. Женщины носили пеплос - длинный платок, которым обвивали тело. В V в. до Хр. мужские хитоны стали короткими, а вместо хламиды пришел плащ - хламіс, или гіматіон. Женщины начали употреблять полотняные хитоны, а сверху надевали плащи. Мужская одежда был белый, порой расшитый или вышитый; женские наряды бывали цветастые.

Греческий дом отличался простым планом. Все хозяйственные дома творили четырехугольник, с двором посередине. Жилой дом состоял из главной комнаты (мегарон) и боковых комнат для женщин и детей. В эллинистические времена центром дома стало давнее двор - перистиль. Строили его так, что вокруг ставиликолонаду, а посередине-жертвенник бога-опекуна. Вокруг перистиля стояли жилые комнаты; главная горница называлась простас. Комнаты были без окон, а свет входило из перистиля. Только позже, когда начали ставить этажные дома, начали употреблять окна с форточками с міки1 или стекла.

Греки відживлялися2 трижды на день. При утреннем завтрака еды хлеб, мочений в вине; в полуднє потребляли хлеб, овощи, овощи и вино. Главный обед был вечером - тогда ели мясо, сыр и другие блюда и пили вино, смешанное с водой. На святочному пиру сначала потребляли сами печеные и вареные блюда, а позже пили вино и заедали его тістами и овощами. В состоятельных домах при пирах выступали музыки, певцы, танцоры, порой - писатели и ученые.

День делили на 12 часов, но эти часы сначала бывали не одинаково длинные, в зависимости от времени года. Месяцев было 12, по 29 или ЗО дней, так что год имел 354 дш. За то по пяти годах коротких вставляли три года длиннее - по 13 месяцев, или 384 дш. Месяц делили на три декады.. Время дня определяли солнечными часами или с помощью клепсидри - стеклянного сосуда, из которого вода вытекала в подробно обозначенных остановках времени.

Умерших хоронили в земле, в деревянных, глиняных или каменных гробах. Во время войны или эпидемии тело сжигали, а прах складывали в урны, которую хоронили в земле. При похоронах выступали флейтисты и планки1. По окончании обрядов происходило пиршество в память умершего. На могилах ставили разнородные памятники, особенно величавые для рыцарей, павших на войне.

Религия. Греки отличались необычайной творчоюуявою на религиозном поле. Ни один из древних народов не вытворил такой массы разнородных божеств и столько рассказов о них, как эллины. Греческая религия проходила различные стадии развития. В древнейшие времена господствовал примитивный анимизм: вся природа была оживлена2, каждая гора, каждая река, родник, роща, дерево, скала, камень имели свою душу и были божествами. Богов радостно изображали в Зверской форме или вмішаній звірино-человеческой фигуры, со звериными головами, рогами и др. Позже культ сосредоточился круг некоторых главных божеств, как Зевса - бога неба, Аполлона - бога света, Деметры - богини земли, Диониса - бога вина. Эти культы возникали в разных частях Греции, но благодаря развитию колонизации и торговли стали известными всему эллинскому миру, а жрецы и поэты украсили их красивыми рассказами - мифами.

Происхождение богов и их династии описал поэт Гесиод в своем произведении «Теогония». Перед веками существовал хаос, беспорядочная мешанина всяких элементов. С этого беспорядки возникли небо - Уран и земля - Гея. Детьми этой старейшей божеских пары были великанські титаны, между ними одноглазые киклопы. Уран сбросил их в подземелье, но его сын Крон (время) сверг отца с престола и воцарился над миром. Чтобы не допустить к власти своих детей, Крон съедал их по очереди. Вирятувався только один Зевс. Он освободил некоторых титанов из подземелья и поднял против отца борьбу за власть. По десяти годах Зевс победил и воцарился над землей и небом. Власть над морем отдал брату Посейдону, над подземельем - Гадесові.

Греки делили своих богов на небесных, земных, водных и подземных. Боги неба царствовали на Олимпе под предводительством Зевса, который назывался господином богов и людей. Он владел громом, а символами его были орел и дуб. Его жена, Гера, занималась супругами и семейным жизнью. П птицей была пава. Сыновьями Зевса были Аполлон - бог Солнца и света, опекун искусства и науки (ему принадлежали лавр и лебедь); Арес-бог войны, которому посвящены были волк и пес; Гермес - посланник богов, опекун промысла, торговли и всяких хитростей; Гефест - хромой кузнец, опекун ремесел. Дочери Зевса звались: Афина Паллада-богиня мудрости и войны, которой принадлежали сова и оливне дерево; Артемида - богиня охоты и луны, которой посвящено лань; девять муз, занимались искусством и науками, а именно: Эвтерпа - лирической поэзии, Эрато - любовной, Каллиопа - героической, Полигимния - религиозной, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Терпсихора - танком, Клио - истории, Урания - астрономии. Из других богов неба Гелиос был богом Солнца, Эрос - любви Гименей - супруги, Эол - ветров, Аск-лепій - лечение, Афродита - богиня любви, Гестия - домашнего очага, Фемида - справедливости, Нике - победы, Геба - молодости, Тихое - счастье, Немезида - справедливой мести.

Важнейшими богами земли были Деметра - опекунша рістні и земледелия, Персефона - времен года, Дионис - вина и радости, Господин - стад и скотоводов. Вся природа была переполнена различными меньшими божествами, как сатиры, силени, нимфы, дриады. На море под властью Посейдона жили разные второстепенные боги, как Тритон, Протей, сирены, в реках-наяды.

Подземный мир Гадеса находился в дальнем подземелье, к которому вели пути через пещеры; плыли там реки: Ахе-ровт - грусти, Стикс - страха, Кокіт - плачу, Лета - забвение, Пиріфлегетон - огня. Души вел в подземелье Гермес, а через Ахеронт переводил Харон, которому каждая душа платила обол. Вход в подземелье берег пес с тремя головами - Кербер. Суд над умершими отбывали три справедливые судьи: Минос, Радамант и Эак. Души справедливых переходили к Елісію, где вели жизнь в вечном счастье. Неправедные души доставались в Тартар, где их преследовали богини мести - Эринии. Казни грешников были тяжелые. Данаиды, что убили своих мужей, ситами носили воду в бочку без дна. Король Тантал за свое лакомство1 терців неугасимую жажду, хотя стоял по шею в воде, а над ним свисали самые вкусные овощи. Король Сизиф целую вечность тянул под гору большой камень, который все ему вырывался из рук и падал надел . Греки отдавали дань богам молитвами, жертвами, пением и танцами. При святынях богослужбами занимались жрецы. В некоторых святынях это правительство переходил по наследству от отца на сына. Но чаще всего на жрецов избирали народные собрания граждан, известных честной жизнью. Жрецы одевались в длинные хитоны, обшивані порфірою, носили длинные волосы и венцы на голове. Жертвы составляли из овощей, цветов, хлеба, молока, вина, меда и зверушек. Зевсу жертвовали баранов, Дионису - козлов, Аполлону - осла и др. Жертвенных животных убирали венцами, кровь их выливали на жертвенник, а мясо пекли на праздничный пир.

В приписанных речинцях происходили большие религиозные праздники. Так, в Афинах четыре года праздновали т. наз. Панафинеи - на памятник соединение Афин. Главным обрядом праздника была процессия, во время которой женщины передавало богине Афине вышитый пеплос. Д и о н и с и й происходили четыре раза в год в честь Диониса - это был праздник радости. Наиболее таинственный характер имели т. зв.Елевсинсь-к и м и с т есть р и й, что происходили в Элевсине под Афинами. Из Афин шла туда процессия «священной дорогой», с песнопениями в честь богини Деметры. Паломники проводили ночь в танках на лугу, освещенном факелами, и участвовали в праздничной постановке, в которой жрецы изображали поход Деметры к свету теней и ее поворот на землю. Некоторые обряды были доступны только для посвященных «містів».

Греческий народ интересовался тайнами человеческой жизни и сильно верил в разные ворожбы. Гром, молния, затьми Солнца, полет птиц, сон, чихание, непонятные слова - все то ведуны умели вияснювати. Большое уважение имели святыни, при которых жрецы занимались пророченням. Славнейшая пророчил была при святилище Аполлона в Дельфах. Гадалка Пифия пила воду из священного источника, жевала листья лавра и заседала на треноге над оврагом, из которого добывались какие-то испарения. Задурманена ними, произносила непонятные слова, а жрецы записывали их и укладывали в виде стиха - гекзаметру, их ответы все были двузначные, «пифийские». Дельфійську святыню охранял союз соседних государств (т. н. а м ф и к т и о н и я). В Додоне, в Эпире, в святилище Зевса жрецы гадали по шуму листьев священного дуба.

Глубокий смысл греческой религии старалась предоставить секта о р ф и к и в. Они навязывали к традиции мифического певца Орфея, что, ища умершую женщину Евридіку, посетил подземелье и познал тайны позагробового жизни. Орфіки видели в человеческой природе два элемента: добрый (діонісійсь-кий) и злой (титанический), то есть душу и тело, и учили, что обязанностью человека является присмирювати тело аскетической жизнью. Этот этический направление развивали позже некоторые философы, особенно Платон и стоики.

Олимпийские игрища. Греки почитали своих богов еще одним оригинальным способом - гимнастическими упражнениями на т. н. игрищах. Это были особые праздники, которые происходили каждые несколько лет в разных сторонах при самых славных святынях. Так, например, были Пифийские игры, посвященные Аполлону в Дельфах, Немейские при святилище Зевса в Немеи в Арго лиде, Истмийские возле Коринфа. Но наибольшую славу приобрели себе

Олимпия - это была местность в Элиде в Средней Греции. Не было здесь никакой людной дома, а только святой гай Альтід а, посвященный Зев-сове, в стоп горы Крон. Этот гай мерами греческих городов обведен был четырехугольником стен и галереями, а посередине, среди деревьев старого леса, стояли святиш богов. На самом высоком месте, на высокой террасе, стояла святыня Зевса, построенный в дорийском стиле, с тремя налами. Здесь находилась большая статуя Зевса - славный произведение Фидия. Недалеко от святыни был алтарь, посвященный богу, на котором составляли праздничные жертвы, а по другой стороне священное дискобол - юноша, что бросает металлический кружок.

Далее в роще стояла святыня Геры с алтарем богини, святилище матери богов, называемая Метроон, 12 сокровищниц разных городов и государств, где прятали подарки, составленные богам, пританейон - дом, в котором гостили победителей, большие галереи, длинные на 100 метров, называемые «галереями запаха отголоска», потому что голос у них отбивался. В разных местах среди леса стояли статуи богов и героев, а также олимпийских победителей, ибо каждый из них имел право поставить себе памятник.

За стенами священной рощи были жилища жрецов, правительственный дом совета, организовывала игрища, и дома для выдающихся гостей. Здесь также простирались широкие площади, предназначенные для гимнастических упражнений - т. н. гимнасии и палестры - и площади, на которых проходили гонки-стадион и ипподром. Стадион - это изначально была мера расстояния, равнялась 600 стопам, то есть 192 метрам; такие размеры имел олимпийский майдан, на котором становились гонки пехотинцы. Ипподром, площадь для состязаний всадников, был вдвое длиннее.

Олимпийские игрища состоялись впервые, по преданию, в 776 г. до Хр., а потом происходили каждые четыре года. Это 4-летие называли олимпиадой. Когда приходило время игрищ, во всей Греции провозглашали мир, чтобы обеспечить свободный доступ к Олимпии всем, кто хотел на них появиться. Это было всенародное греческое праздник, и на него з'їздилися массы народа не только с суши, но и с островов, а даже из далеких колоний. Все греческие государства посылали торжественные посольства. Гости располагались в шатрах на просторной долине реки Алфея. Но были среди них одни только мужчины, потому что женщин на игры не допускали.

Игрища продолжались пять дней. Провод над ними имели 10 граждан Элиды,.яких звали «греческими судцями». Первого дня происходило религиозный праздник: посольства всех государств и народов составляли Зевсу жертвы и дары в священной роще. В этот же день судьи заприсягали спортсменов, что [те] будут держаться спортивных предписаний, и делили их на группы. Второго дня проходили соревнования юношей в беге, атлетических дужаннях и борьбе на кулаки. Третьего дня приходили важнейшие соревнования взрослых: бег единичный (раз через стадион), двойной и длиннее, пляски и дужання1, борьба на кулаках и т. н. панкратион, т.е. дужання, получене с борьбой на кулаки. На четвертый день проходили конные скачки - или верхом, или на двухколесных повозках, запряженных четвернею. Победители из каждого дня получали почетные награды - пальмовые ветви, украшенное стяжками. Пятого дня судьи награждали всех победителей высшей наградой - с ветками священного дерева маслины Зевса, срезанным золотым ножом. Участники составляли праздничную жертву богам, а потом гражданство принимало их пиром. Победители на Олимпийских играх имели чрезвычайное уважение в своих государствах, их награждали подарками и почестями, ставили им памятники, виславляли в песнях. В Дель-специальность наградой был лавровый венок, на Істмійських игрищах - сосновый или плющевий, в Немеи - плюшевый.

Архитектура. Города были центрами торговли и культурной жизни, строили величаво, и они приняли вид больших столиц. Самые значительные из них-Афины - занимали пространство в промірі более 1500 м. Посередине был замок Акрополь, недалеко - холмы Ареопаг и Пнікс, на которых происходили правительственные собрания, Далее рынок (агора) и широкие пригород, перерезаны путями и улицами. И замок, и весь город были обведены оборонительными стенами с воротами и башнями. Двойной мур лучив также Афины с портом Піреєм. На Акрополе содержались лучшие святыни - Парфенон, Эрехтейон, святыня богини победы Нике, а также галерея образов (пінакотеке), арсенал (халкотеке) и др. Под замком был театр, уладжений под голым небом на склоне горы, дом для музыкальных концертов (одейон), различные святыни, Памятники Пещеры,

крытые галереи для проходов (стоа), также святыни. Подобно выглядели также другие большие города. Хотя греческие строения служили разным целям, их внешний вид был более-менее одинаковый. Все дома были в поземому плані1, простокутниками2, реже имели квадратная форму. Фронтовая часть, а порой и все бока были украшены колоннадой. Крыша строилась низким, спадистим на две стороны.

Найхарактеристичніші строения - это греческие святыни. Они бывали разных размеров: и имели часовни, и большие, монументальные гали.

В середине святыня делилась на две части: богослужебную комнату (наос) с притвором (пронаос) и заднюю комо-ру-казну (опістодомос). Наибольшим украшением святыни была колоннада, простиралась все на фронте строения, а не раз и вокруг нее. Колонны стояли одним рядом, время - двумя и тремя. На них опирались балкування и крышу святыни. Каждое строение в зависимости от формы имела отдельное название: например, простильос-с колоннадой спереди, амфіпростильос - спереди и сзади, периптер - с одним рядом колонн вокруг, диптер - с двойной колоннадой и др.

Греческие колонны знаем в трех стилях - дорійськім, іонійськім и корінфськім. Дорійська колонна, низкая и довольно грубая, стояла прямо на підмурівці; ее капитель была простой, состояла из т. н. подушки и четырехугольной плитки. Колонна была вдоль жолобкована (канельована), так же как и в двух других стилях. На колонны опиралась продольная балка, что творила архитрав, или епістиль, без всяких украшений. На архитрав опирались фриз, состоящий зтригліфів (концов поперечных балок), которые были украшены тремя нарезами, и м е т о п ы, на которых изображали различные орнаменты или целые сцены. Дорійська колонна в сравнении с другими давала впечатление силы и монументальности.

В ионийском стиле колонна стояла на основании, была выше и стройнее. Капитель ее творили т.н. бараньи рога, или волюты. Коринфский стиль отличался капителью, украшенной орнаментом из листьев дерева аканфа. В обоих стилях архитрав был гладкий, без украшений, фриз очень много орнаментированный плоскоризьбамы. Эти стили по сравнению с дорическим отличались легкостью и нежностью. В конце концов греки комбинировали разные мотивы, так что нет двух строений, которые были бы к себе вполне подобные. Порой вместо колонн давали статуи женские (т. н. кариатиды) или мужеські (атланты).

Большие святыни внутри имели также два ряда колонн делили их на две нави. Потолок был гладкий, порой разделена на четырехугольные поля (т. н. касетоны/. На фронте и сзади святыни крыша творил треугольное поле (т. н. тимпан), на котором поміщували плоскорізьби.

Греческие святыни были меньше строений Востока, но отличались необычайной простотой, гармонией и художественным викінченням. Все, начиная от плана и заканчивая орнаментом, было тщательно обдумано и логично реализовано. Каждая мельчайшая часть имела свою функцию в целости, каждый орнамент имел ясную и обозначенную роль в гармоничной целостности.

Светские строения имели подобный план, как и святыни. В них также главную роль играли колонны, что делили дом на части. Публичные галереи (стоа) также опирались на колоннаду. В эллинистические времена начали строить шире заложенные строения, порой на несколько этажей. Славная была гробница карійського короля Мавсола в Галикарнасе (IV в. до Хр.): вдолі была четырехугольная постройка, в которой находилась погребальная кладовка, выше возносилась святыня в іонійськім стиле, окружена колоннадой; крыша святыни имел вид пирамиды, а на его верху стояла мраморная квадрига - военный воз, запряженный в четыре лошади. На этот вроде ставили и другие мавзолеи - гробовые памятники. Жертвенник в Пергаме отмечался монументальными лестницами и широкой колоннадой. В то время появились роскошно построены палаты, просторные бани, высокие морские маяки-фонарные. Наибольшей славы получила фонарь на острове Фарос круг Александрии в Египте. Построил ее архитектор Сострат за Птолемея И. Она имела вид башни, высокой на 120 м, построенной на три этажа: первый - четырехугольный, второй - восьмиугольный, третий - цилиндрический. В верхней части был фонарь, в которой светили деревом и смолой, а большое выпуклое зеркало побільшувало свет в 30 раз. Помещено [было] здесь астрономическую обсерваторию с солнечными и водными часами, «рожею ветров» и различными принадлежностями. Этот маяк простоял до VIII в. по Хр. Уничтожил его землетрясение.

Визначніші строения греки зачисляли до семи чудес мир. Среди них были ^арийский маяк, гробница Мавсола и святилище Дианы в Эфесе. (Иные чудеса были еще: египетские пирамиды, вавилонские висячие сады, Олимпийский Зевс1, Родосский колосс).

РЬьба и живопись. К несравненной высоты греки доказали свою резьбу. Они начинали с очень скромных попыток. Первые спрятаны произведения - т. н. архаической эпохи - еще довольно примитивные. Например,/ Аполлон с Тенеї (около Коринфа) с VII-VI в. до Хр. выдает полную неподвижность фигуры: голову держит прямо, руки прижаты к телу, ноги зсунені; на лице - «мертвая» улыбка. Но с каждым дальнейшим веком скульптура поступала все выше, фигуры набирали движения, лица - выражения, техника становилась все виробленнішою и разнообразнее. К развитию резьбы немало повлиял развитие спорта на различных соревнованиях и игрищах художники имели возможность обсервувати1 тело в рЬних позициях, имели готовые модели до своих трудов.

Коринфский архитектурный стиль

В эпоху персидских войн снискала себе славу різьбарська школа из Арголиды, что своими произведениями обслуживала весь греческий мир, от Ионии до Сицилии. В Афинах в то же время чрез резчика Критий и Не-сіот создали группу Гар-модія и Аристогітона - убивників тирана Гиппарха: один из них поднял меч, чтобы сразить тирана, второй по-слонює товарища левой рукой, на которую накинул хламиду. Но самые высокие образцы в эту сутки дал М и р о н с Елевтерів в Аттике (около 450 p.). Он первый дал фигурам движение и ' естественное напряжение мышц. Общеизвестен его дискобол - юноша, размахивается, чтобы бросить диск, кружок. Резьба отличается гармонией тела и спокойствием лица. Мирон изображал также охотно фигуры зверей, особенно славная была его резьба коровы.

Но самым славным різьбарем старинный мир считал второго художника с Елевтерів - Ф и д и я, работал в Афинах. Он был другом Перикла и его советником в творческих планах. Он выполнил важнейшие произведения, что украшали Акрополь. Из-под его' руки вышла большая статуя АфіниПарфенос (Девицы), что содержалась в Парфеноне, выполненная из золота и слоновой кости (т. наз. Хризоелефантина). Но этот труд не дошел до нас - знаем его только с более поздней поменшеної копии и изображений на монетах. Зато уцелели плоскорізьби из фризов и тимпанов Парфенона, что изображали мифологические сцены. их выполнил или сам Филиалов, или его ученики. Они дают нам понятие, как выглядели произведения долота этого великого художника. Филиалов выполнил также статую Зевса для святиш в Олимпии, высотой 10 м, что удивляла современников своим величием и они причисляли к чудесам света. Эта резьба также погибла.

Ниоба с дочкой. Резьба

Соперником Филиал был Поліклетз Аргоса. Он хотел к тому, чтобы дать канон гармонии человеческого тела, то есть найти "пропорции между различными ча-лггинами. Образцовым его произведением был д о р ы 4> о г -; копьеносец, юноша, что идет вперед, причем тяжесть его тела ложится на правую ногу. Пропала его большая статуя Геры, которую считали за равную Фідієво-м Зевсу.

УIV в. до Хр. греческая резьба продолжала золотой век своего развития. С острова Парос, где находился лучший мрамор, происходил різьбар С к о п а с, о котором говорили, что он сумел излить душу в камень. Скопас резал сильные, мужесвкі фигуры с патетичным выражением лица. Его Арес, бог войны, сидит на скале, сплел руки на коленях, задумчиво всматривается в даль. В другой его резьбе - Аполлона, идущая вперед в длинном, розвіяному хитоне, с кифарой в руках, лицо фигуры полное творческого вдохновения. Афинянин Пракситель изобразил молодые, стройные и нежные фигуры. Аполлон Савроктон опирается левой рукой о дерево, а правой пытается поймать ящерицу; Гермес в одной руке держит маленького Диониса - бога вина, а второй наставляет ему кисть винограда; Эрос с опущенной головой держит в руках лук. Наибольшую славу приобрела Праксителеві его Афродита, выполненная для святыни в Кніді в Малш Азии. Он изобразил богиню, коды она входит в купели и сбрасывает одежду на вазу, стоящую перед ней. Эту резьбу считали за образец классической красоты, и она спряталась в многих копиях. В подобные стиле творил афинянин Л о х а р; его Аполлон (т. наз. Бельведерский), стройный, высокий, легким шагом идет вперед как повелитель света и добра. Четвертый великий художник того времени, Л и с и п п с Сикіона, изображал удовольствием атлетические фигуры, как Геракла, опирающегося левым простертою на булаву, покрытую львиной шкурой; Посейдона, который выходит из моря с трезубцем, или Зевса с мощной, маєстатичною1 головой. Но не меньшее мастерство он показал в резьбе юношеских фигур, как, например, «Апоксіомен» - змагун, что шкребачкою очищает тело от пороха. Лісіпп имел свой отдельный канон пройорцій тела, что позволял ему творить легче, стройнее фигуры. Александр Великий только ему позволял себя портретувати, и Лісшп создал много статуй короля.

Осталось еще много архітворів неизвестных авторов. Скопасові или Праксителеві приписывали группу Ниобы с 7 сыновьями и 7 дочками, что гибнут от стрел Аполлона и Артемиды. Самая трогательная в этой группе - фигура самой матери с наименьшей дочкой, примыкающей к ней. Из той самой школы могла походить статуя Артемиды, что с луком идет на охоту, Неизвестные нам авторы портретных резьб - Перикла^ Сократа, Софокла, Демосфена, Гомера и других выдающихся деятелей и писателей.

В эллинистической эпохе різьбарство давало также большие композиции, как, например, славную группу Лаокоона, появившееся на острове Родос. Она изображает жреца с двумя сыновьями, которых оплітають ужи. Искусно предан здесь физическую боль человека. С родоських резьб широко известна была также группа, изображающая быка, к рогам которого привязывают королеву Дыру (т. наз. Фарнезький бык). Родос славился также бронзовой статуей Гелиоса, высокой на 32 м, - считали ее также за чудо света (т. наз. Родосский колосс). В Пергалгі появились известные резьбы, из которых одна изображает смерть галла, а вторая - галл, убивающий себя и жену. Из Александрии происходит большая статуя, изображающая бога реки Нила, которого окружают 16 мальчиков - символ богатства страны.

Не дошло, к сожалению, до нас почти никаких памятников греческого искусства. Полігнотіз Фасоса (V в. до Хр.) украсил афинские строения историческими мальовилами, как получение Трои и бой под Марафоном. Аполлодор, афинянин, получивший имя художника теней, ибо первый употреблял светотень и перспективу. Наибольшую славу имел А п является л л е с с Эфеса. Широко известна была его Афродита Анадіомена - фигура богини, выходящей из моря и выжимает воду из волос. Римский император Август откупил этот образ у жителей острова Кос за огромную сумму в 100 талантов. В эллинистическую сутки развилось портретную живопись (останки его спрятались в египетских гробницах).

В то же время распространилась новая изобразительная техника - мозаика: образы, заключенные из кусков разноцветного мрамора или стеклянной массы.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую