lybs.ru
Лучше полная хата, чем пустой дворец. / Украинская народная мудрость


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Литература и наука

Писательство. Греки были первым народом мира, что имел профессиональных писателей и поставил писательство на таком уровне, что оно служило образцом для более поздних народов.

Уже в прастару древности греки создали величественный эпос - «Илиаду» и «Одиссею». До сих пор не решен вопрос, когда жил Гомер, откуда происходил и действительно ли он был автором приписываемых ему эпопей. О месте уродження поэта спорили семь городов: Смирна, Родос, Колофон, Саламин, Хиос, Аргос, Афины, а как на место его смерти указывали остров Иос. Научная критика показала, что уже в древнейшие времена существовали начала эпопеи-героические песни, которые составляли и распространяли странствующие а и о д ы - народные певцы, и что издавна получился эпический стиль и его усмешка форма - гекзаметр. Гомер пользовался теми песнями, но дополнил их, уложил в одну художественную целостность, придал своему произведению одну идею и форму: «Илиада» и «Одиссея» имеют огромное значение как первые литературные произведения греческого духа, а одновременно как •источник к познанию быта старой Греции.

Гомера последовали т. н. к и к л и к и, произведения которых относятся к циклу Троянской войны. Они дополняют события, о которых у Гомера нет широкой упоминания (Становишься с Кипра, Арктін из Милета, Лесхес с Лесбоса, Гагіас с Трезени). В VIII в. эпической поэзией занимался также Г е с и о д, что в своей «Теогонии» собрал древние мифы, а в произведении «Труды и дни» дал описания деревенской жизни.

Лирическая поэзия получила название от того, что некоторые поэтические произведения рецитували1 при звуках лиры. Выдающимся лириком старшей суток был А р х и л о х (около 650 г. до Хр.) - всесторонняя и подвижный человек, один из выдающихся пионеров колонизации, храбрый воин. В своих коротких стихах, написанных в народной форме (ямбом и трохеєм), он реагировал на все мелкие события' жизни. Особенно славными были его злобные стишки, которыми {он преследовал отца своей девушки, что не хотел дать разрешения на их супругов. В элегиях поэты затрагивали политические и военные темы. Прославились ими спартанец Тирта в VII в., известный афинский законодатель Солон в VI в. и Алкайос с Мітилени. Любовную лирику создали Анакреонт из Самоса и первая греческая поэтесса Сафо с Лесбоса (VI ст.). Фшанець Пиндар (V ст.) заключал хоральные песни.

До наивысшего развития пришла в Греции драматическая поэзия. Слово «драма» означает - И чало по-гречески акцию. Название трагедии происходит от «тра - И гос» - козел, а комедии - j «комос оде» - веселая песня, j Начала драмы встали во ; время праздников в честь Диониса, когда хор, одетый в козьи кожи, в диалогах изображал различные сцены из жизни бога. Эти представления происходили первоначально круг жертвенника Диониса, затем перенесли их в отдельных театров.

Греческий театр был под открытым небом. Места для зрителей были строенные в форме полукруга и поднимались террасами все выше вверх.

Перед этим домом, на свободной сцене, актеры играли свои роли. Специальных декораций и куртин не было.

Драматическое искусство развили до высокого уровня три греческие драматурги. Первый из них, Э с х и л (525-456 гг. до Хр.), был афинянин, принимал участие в сражениях с персами при Марафоне и Саламіном, но потом перенесся на Сицилию. Он написал 90 драм, из которых осталось семь: «Спутанный Прометей», «Семеро против Фив», «Персы», «Агамемнон», «Хоефори», «Эвмениды», «Молільниці». Темы для своих произведений он брал из мифологии и древних преданий. Акция у него простая, а главная мысль та, что боги все занимаются человеком. Второй драматург - Софокл (496-406 гг.), также афинянин, был чиновником Морского союза и имел большое уважение в Афинах. Оставил этаж 100 произведений, а в драматических конкурсах взял первую награду 50 раз. Сохранились его драмы: «Аякс», «Электра», «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип на Колоносі», «Трахішйки», «Филоктет». Его произведения отличались необыкновенной ясностью и гармонией строения. Темы брал с первобытных преданий, но умел прекрасно передавать психологию своих героев и развивал глубокие этические идеи. Третий великий драматург - Еврипид (480-406 гг.) родился на острове Саламин, умер при дворе короля Архелая в Македонии. С 90 его драм дошло до нас 19. Важнейшие из них: «Медея», «Орест», «Андромаха», «Безумный Геракл», «Электра», «Іфі-гения в Тавриде», «Ифигения в Авлиде», «Вакханки», «Кіклоп». Еврипид удовольствием исследовал тайные відрухи человеческой души и мастерски изображал человеческие страсти и конфликты, что в них выходили.

Выдающимся автором комедии был Аристофан (450-387 pp.). Он специализировался на политической! комедии и остро выступал против отрицательных явлений афшського жизни. В «Рыцарях» подверг вш безмилосерднШ критике демагога Клеона и толпу, что поддавалась под его водительство, в «Облаках» высмеивал софістш, в «Птицах» - неконсеквентну политику Афш. Из 44 его комедіїі уцелело 11.

Историография. Исторические опыты начали т. н. логографи в VI в. до Хр. в Малой Азии (например, Гекатей из Милета). Они исследовали местную историю, особенно начало городов, и генеалогіїо королш, не отличали легенды от правды и старались заинтересовать читателей штересними рассказами.

Научную історіографіїо первый начал Геродот (484-425 гг.) с Галіїсарнаса, называемый «отцом истории». Вш отбывал далекие путешествия вдоль морш Эгейского, Черного и какой-то части Средиземного, познал и описал, между прочим, Египет, Персіїо, а также побережья Украины. От своих попередникш Геродот отличается тем, что хотел до познания истины. Хоть и вш охотно приводит различные предания и легенды, но ставит их на втором плане. Весь его произведение пропитан одной главной идеей - описать победу грекш над персами. Круг этой учебной темы вш группирует свое повествование.

Еще выше поставил изложение истории' афинянин Ф у к и д и д (455-400 pp.). Вш участвовал в Пелопоннесской вузы и служил на флоте. В 424 г. афиняне выслали его на помощь городу Амфшоліс, но вш опоздал и город достался в руки врагов. За это осудили его на изгнание из Афш, и вш должен был выехать к Фракии, где и написал іеторіїо Пелопоннесской войны. Вш не удовлетворялся самим рассказом подш, но старался выяснить их причины и последствия. Исторический материал вш принимал очень критично, исследовал правдомовність релящй с обеих сторш, отличал определенные факты от слухов и здогадш. Принимал во внимание характер народш и соревнования масс, должным образом оценивал роль ведущих единиц. При кожнш деле пытался ДНІТИ к дшсної правды. Имел ввиду также практическую пользу - чтобы будущие поколения знали, как должны вести себя, когда найдутся в таких же обстоятельствах. Труд Фукидида является классическим образцом прагматической истории, что старается укладывать факты в причинные связи.

К покрупнее историков принадлежал также «Ксєнофонт» (430-355 гг.)- Он происходил из Афин, был учеником Сократа, в молодости нанялся на службу в персидского принца Кира, участвовал в нещасливім боя под Кунаксою и этот поход описал в сочинении «Анабазис». Принадлежал к сим-пледов Спарты, и афиняне осудили его на изгнание. Жил он в Элиде, умер в Коринфе. Главная его работа - это «Гелленіка» - история Греции от 411 до 362 г. Он писал річево и ясно, но не был так критичен, как Фукидид, не проявлял беспристрастности и не мог скрыть своей симпатии' Спарты. Ксєнофонт был также автором трактатов о конституцию Спарты, о афинские финансы, о воспитании у персов («Кіропедія»); в конце написал воспоминания о Сократе в оборону великого философа, своего учителя.

Современник Ксенофонта, Ктесій с Кніда, написал историю Персии, а Эфор с Кимэ заключил первую всемирную историю в 30 книгах.

Во времена Александра Великого появилось много второстепенных историков, что давали панегирические и риторические произведения, в которых историческая правда играла малую роль. Позднейшие греческие историки посвящали свои опыты главным образом римськШ истории. П о л и б и й (205-120 pp.) из Мегалополя в 166 г. переехал как заложник в Рим и здесь познал подробно устройство и прошлое Рима и описал их в своей «Истории*». В способе писания вия подражал Фукидида. Д и о д о р с Сицилии написал историю всех известных тогда народов до 60 г. перед Хр. Д и о н и с и й с Галікарнаса исследовал истоки Рима. Плутархіз Херонеи (40-120 гг. по Хр.) дал славные биографии' греческих и римских деятелей. КассійДіонКокцеан(около 150--235 гг. по Хр.) написал историю римского цісарства.

Природоведение. Первые научные опыты над природой начались среди греков в Малш Азии, стояли в тесных связях с Востоком, больше всего с Сирией, а через нее в Вавилонією и Египтом. С тех древнейших очагов культуры греки могли добыть начатки знания математики, астрономии и медицины. Но в то время, когда на Востоке наука имела чисто практическую цель, греки начали первыми вводить опыты чистого познания. Первый известный нам греческий ученый - это Ф а л е с из Милета (около 600 г. до Хр.). Он умел уже предусмотреть затьми Солнца (585 г.), отвергал мифологическое понимание явлений природы, а дошукувався в них постоянных законов. За основной элемент, из которого появился мир, он считал воду. Ученик Фалеса, Анаксиман д г, за начало жизни считал нечто «неопределенное», - из него появились четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь. Землю он представлял себе как круглый щит. Высказал взгляд, Софокл, греческий драматург из низших, - люди, например, из рыб. Он первый должен был нарисовать географическую карту. Анаксимен принимал за основной элемент воздуха, Г есть г а к л и т из Эфеса (около 500 г.)-огонь. Піфагоріз Самоса (575-500 pp.) отбывал далекие путешествия, столкнулся с вавилонскими магами, затем осел в Кротоне, в Южной Италии, и там основал религиозно-философски настроенный союз. Он развил высоко математику, учил о том, что земля является шаром; порядок мира видел в гармонии чисел. Піфагореєць Ф и л о л а и выступил со смелой теорией, что посредине мира существует центральный огонь, а небесные тела кружатся вокруг него по гармонически упорядоченных кругах. Л е в к и п п и его ученик Демокрит(Уст. до Хр.) развивали теорию о том, что материя состоит из маленьких частичек - атомов.

В более позднюю эпоху греческая наука вошла на путь специальных опытов. Быстрее всего развилась медицина.

Своим расцветом она обязана святыням бога Асклбпія в Эпидавре, в Арголиде, на островах Кнід, Кос и др. Туда напливали больные со всех сторон и ложились спать в святилище, чтобы в снах, которые на них зсилав бог, познать лучший путь лечения. Жрецы имели возможность в обсервации различных слабостей и учились их рационально лечить. Первым славным греческим врачом был Дакомедіз Кротона - врач короля Дария, превышал своим знанием египетских врачей. Несколько позднее А л ь м а н впервые выступил с взглядом, что центры мысли находятся в мозгу. Превысил их славой Гіппократіз Коса (460-359 pp.), что оставил много медицинских трудов. Он был автором теории о четырех течения в человеческом теле: кровь, лимфу, черную желчь и желтая желчь. Причиной слабости является нехватка равновесия между этими элементами. Гиппократ считал за лучшего врача саму природу и что советовал смену погоды, солнце, воду, диету, на дальнейшем месте ставил лекарства. Только в тяжелых случаях он рішався на операцию. От него происходит лекарственная принцип: «Чего не излечивают лекарства, то лечит железо, что не лечит железо, лечит огонь».

Еще выше развилась медицина в эллинистические часи1 в Египте, в Адександрії. Птолемей И основал научный институт, т. наз. Музейон, собрал большую библиотеку и давал помощь ученым. Рядом с другими науками изучали здесь анатомию на основе секцій1" человеческого тела. Тогда впервые подробно исследованы мозг, печень, сердце и другие органы. Самые славные врачи эллинистической эпохи были Ерасистрат из Коса, Герофіл из Халкедона, Филиалов с Коса и др.

Естественные науки систематически разработал великий философ Аристотель (384-322 pp.). Он первый дал описания животных, растений, метеорологических явлений. Материал для опытов доставляли ему ученые, что исправились в поход на Азию вместе с его учеником Александром. Аристотель хотел к научной систематики и объема опытов над звериным миром дал действительно основные вещи. Выдающимся природником более позднего времени был Теофрастіз Лесбоса (372--287 pp.). Он дал основные труды о зверятах, о систематику и физиологию растений и немного о минералах.

В географии Ксенофан(в ст.) ввел разделение на пять климатических стреф2. Ератосфеніз Кирены (III ст.), директор Музейону, вычислил длину полуденника' Земли и нарисовал географическую карту Земли с обозначением ширины и длины.

Греки оставили' также много описаний разных стран; от времени походов Александра Великого розбудилася охота географических воткрытую.

Геродот и Фукидид, большие греческие историки

На необычной высоте было поставлено также астрономию. Аристарх ізЛа-моса (III в. до Хр.) вычислил расстояние Солнца и Луны от Земли. Он доказал, что Земля вращается вокруг своей оси в течение суток, а в течение года отбывает движение вокруг Солнца. За эти смелые взгляды наказали его ссылкой. Гиппархом из Никеи(II в. до Хр.) развивал дальше те же взгляды, вычислил подробно длину года, заключил каталог 1000 постоянных звезд, пользовался очень помисловими астрономическими инструментами.

Греки положили также основы математики и физики. Наряду с Пифагором первые места занимают Е в к л и д из Александрии (III в. до Хр.) - автор элементарной геометрии; А р х и м д (умер в 212 г. до Хр.) - знаменитый физик и механик, развил науку о геометрических фигурах, о равновесие тел, удельный вес, центр тяжести , о шдойму и разные другие механические факторы; Г есть г о н (II в. до Хр.) исследовал пружливість газов, тепло и занимался строением машин; астрономом Гиппархом создал начинания тригонометрии. В технике греки интересовались больше всего строением кораблей, военными машинами, а также старались усовершенствовать часы.

Философия. Все разнородные участки знания распоряжалась и приводила к синтезу философия. Греки отличались спекулятивним2 змислом3 и от древнейших времен философов к тому, чтобы разнородные явления собрать в одноцілу систему. Старейшие ионийские философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Герак-лит), как уже было упомянуто, искали основные элементы, к которым можно свести все жизнь, а Пифагор и его ученики старались всю разнородность мира свести к числам. Гераклит из Эфеса (540-480 гг.) видел смысл жизни в безнастанних перемінах: ничто не постоянно, все меняется, преображается, все плывет («панта рэй»). Эмпедокл (490-430 гг.) из Акрагаса на Сицилии за силы, что управляют миром, считал любовь и ненависть. Анаксагор (500-428 гг.), приятель Перикла, противопоставил материю духу («нус»). Афиняне обжаловали его за нечестие, и он вынужден был покинуть Афины.

Позже эти онтологические опыты, искали выяснения тайны жизни, потеряли сторонников. Сама разнородность космологических систем показала, что трудно найти одну, решающую ответ на эти вопросы. Тогда философия обратилась к опытам над человеком, в частности над этикой, то есть основами нравственной жизни. Первая философствующая школа, тем занялась, были софисты. Величайший из них - Протагор (487-411 pp.) - происходил из Великой Греции, был законодателем города Турюй, затем находился в Афинах, где его уважали «как бога» за его мудрость. Но когда он высказал свой взгляд на богов, суд забросил ему нечестие, и он вынужден был бежать из города. Он учил так: «О богах не могу знать, существуют ли или не существуют, также не умею указать никакой их приметы; на пути назад стоят и неуверенность вещей, и краткость человеческой жизни». Он указывал на то, что весь опыт зависит от субъективных примет людей, поэтому нельзя говорить одну правду, а правд столько, сколько людей. «Мерой всех вещей является человек». Софисты занимались не теоретическими опытами, а практическим обучением молодежи; на первом месте ставили такие науки, которые могли пригодиться ребятам в гражданской жизни. Протагор так характеризует свою систему: «Другие безоглядно мучают молодых людей, - те рады, что вткли со школы, а тут их к новой школе запрягают и засаживают силой счетов, астрономии, географии, музыки. А ко мне как придет, не будет учить ничего другого, только того, чего желает. Этой наукой является - как советовать себе дома, как лучше всего в собственном доме хозяйничать, как лучшее в государственных делах вести себя и говорить». Софисты учили риторике, то есть способов, как говорить красиво и убедительно, как победить в дискуссии противника, «как слабую мысль сделать сильнее». Они немало обогатили подъем общего образования, но своей теорией релятивної1 правды підкопали этические основы гражданства.

Против науки софистов выступал Сократ (469-399 гг.).

Он был сыном бедного різьбаря и сам сначала занимался отцовским ремеслом, служил в армии, был членом народного суда. Но позже отдался самым філософічним обработкой реальной информации. Он начал выступать против этажности софистов и их субъективизма и вопреки им доказывал, что существует одна и безоглядная правда. Обязанностью человека является стремиться к этой правды. Кто добудет знания, тот постигнет также добродетель, потому что добро и знания - это то самое. Свое учение Сократ вел индукционным методом, - основы знания добывал от учеников вопросами, а потом от подробностей переходил к общему взгляду. Наука Сократа имела глубокий этический смысл. Он обращал внимание на то, что в человеке отзывается голос божий («дай-моніон»), что ведет ее к добру. Склонялся к взгляду, что человеческая душа бессмертна. В своей науке Сократ критиковал не раз и афинский строй, и народные верования в богов. Это было причиной [того], что предводители толпы выступили против него и народный суд осудил его на смерть через яд.

На основе науки Сократа развил свою философию Платон (427-347 гг). Он происходил из состоятельной афинской семьи, отбывал далекие путешествия в Египет, Италии, Сицилии, затем осел в Афинах и учил в роще Академия, поэтому его школу и названо Академией. Платон выступал с взглядом, что мир, который мы познаем змислами, есть переменный и непостоянный, а истинная жизнь находится в мире вечном и неизменном - в мире идей. Идеи - это правзори всех наших понятий. Предметы, которые видим на земле, - это только их слабые отпечатки. За высокие идеи Платон считал красоту, добро, правду. Доказывал бессмертие души и ее преегзистенцію, то есть предыдущее существование, перед приходом на мир. В душе видел три стороны: разумную, чувственную и склонную к употреблению. Так же в идеальном государстве хотел видеть три слоя - ведущий слой философов, представляющих ум, и две ниже: сторожей-воинов и земледельцев. Науку Платона назван идеализмом.

В другом направлении повел философию Аристотель (384-322 pp.). Он родился в Македонии, где его отец был королевским врачом, обучался в платоновской Академии, был учителем Александра Великого, в конце концов основал свою школу - т. наз. Лікейон (лицей), названную так от святилища Аполлона Лікея-Волчьего. Он преподавал на проходах, поэтому его школу названо «перипатетиками». Аристотель был выдающимся природником, исследовал реальные явления жизни, и это отразилось в его философии. Он отверг науку Платона о отдельный мир идей, - он не содержится среди явлений, которые можно познать змислами. Аристотель утверждал, что существуют только реальные предметы, которые можем розслідити нашей обсервацией. Что Платон называл идеей, это - только форма предмета, каждая вещь состоит из материи и формы. Мир ідейЧ мир змислів не существуют отдельно, но взаимно дополняются. Так же человек состоит из элементов материального и духовного; они создают одно целое и взаимно на себя влияют. Во вселенной он добачав также материю и дух. Дух - это чистая форма, причина и цель мира, это - божество. Аристотель размышлял также над устройством государства, но и здесь принимал дела трезво, опираючи свою теорию на образцы, которые встречал в гражданстве. За лучший строй он считал демократию.

В эллинистические времена появилось несколько разнородных философских школ, занимались больше всего практическими проблемами - каким путем человек может прийти к счастью. С е н о н (336-269 pp.), с Кіфіона на Кипре, как на дорогу к счастью указывал на умеренность и сдержанность. Человеком должен управлять разум, что сдерживает все чувства и страсти. Зенон учил в одной из галерей - стоа - на афінськім рынке, поэтому его учеников назван стоиками. Счастье человека в полном занеханні всяких человеческих желаний видели Антисфен из Афин и Д и о г являются н из Синопы (IV в. до Хр.). Называли их «кошками» от площади Кіносаргес в Афинах, где помещалась школа Антистена, но позже это название выводили от «кінікос» - пес, словно то они поручали1 псяче жизни, без всяких выгод (с того пошло название «циников»).

Иное положение занимал Э п и к у р (341-270 гг.) с Самоса. Цель жизни он добачав в роскоши, употреблении приятностей. Человек должен избавиться от страха перед смертью и богами и жить погідно: прикрашувати свою жизнь всякими способами. Спокойствие и погоду1 можно найти только в честном и умном жизни, в философии и интеллектуальных приємностях.

П и р р о н (376-286 pp.) из Элиды, маляр, выступал против догматизма других философов и указывал (так же, как [и] софисты), что найти объективную правду - вещь невозможная. Человек найдет счастье тогда, когда сдержится от пошукування правды. От слова «скепсис» (сомнение) эту науку названо скептицизмом. Эта школа разбудила , заново критицизм, и под ее влиянием

философы Начали осторожнее Платон, философ, ученик Сократа

строить свои тезисы. Среди

учителей практической философии развился также эклектизм - направление, с разных систем выбирал то, что казалось наиболее доступным и практичным для широкой общественности.

Характеристика греческого жизни. Греки первыми между европейскими народами достигли полного развития культуры и дошли до такого высокого ее уровня, что на протяжении веков держали провод в духовной жизни Европы. В своих началах греческая цивилизация развивалась под влиянием Востока. Заметны в ней следы культур эгейской, малоазийской, египетской. Но талантливое эллинское племя сумело чужие достояние так основно себе присвоить и так преобразовать на свой лад, что греческая культура набрала характера насквозь оригинального.

Самое важное, чем греческий мир отличался от Востока, это - развитие громадяшша-единицы. У всех крупных народов Востока царила деспотичная монархия, при которой народная масса во всем была зависима от царей. Даже персы, что в своих началах показывали представления для благородного развития единицы, попали в рабство своих деспотов, и Ксеркс плетьми гнал своих подданных к бою. В Греции монархическая власть никогда не была сильной. Даже в первобытные, гомеровские времена, в эпоху войн и странствий, король был только патриархом своего племени, и его волю ограничивала совет племенного старшины. Позднее в греческих городах-государствах развилось народоправство и все государственные функции перешли к народных собраний и избранных ими чиновников. Община чувствовала себя действительно основой государства и сама управляла своими делами. Нигде в мире не было такого интереса публичными делами, как в Греции, нигде не происходило столько собраний и дискуссий, нигде общественная жизнь не овладевало так умы всего населения. В таких отношениях буйно развивался индивидуум-единица. Каждый человек имел собность проявить свой талант, широко развить свои силы и выбиться на выдающееся место в общине. Поэтому в Греции было столько выдающихся политиков, ученых, художников, философов, писателей, ибо каждая выдающаяся единица могла отметить свое влияние в жизни народа.

Поэтому также греческая культура была такая разнообразная и глубокая. На всех участках жизни греки постигли необычные результаты, так что против их осягів цивилизация Востока заняла второстепенное место. В искусстве Греция не дала таких монументальных памятников, как Египет или Месопотамия, но в своих художественных произведениях обнаружила необычное ощущение гармонии, целесообразности и красоты. Греки первыми умели держаться эстетических правил в план городов, через что, например, Акрополь в Афинах или подобные центры других городов представляли собой необычную архитектурно-художественную целостность. Каждая греческая святыня сама для себя была образцом простоты, математически вычисленных пропорций, артистического поміркувавші и целесообразной красоты. Греческая резьба сорвала с конвенціоналізмом1 Востока, и каждый скульптор подходил к произведению со своими собственными художественными правилами и пытался в новый, оригинальный способ постичь художественную цель. Греческая резьба показывает ту необычную разнородность типов и индивидуальностей, на которые был богат эллинский мир.

Греческое писательство дало позднейшим народам недосягаемые образцы во всех участках. Гомеровский эпос удивляет нас простотой художественных средств, несравненным стилем и действительно «эпическим» спокойствием. Іонійська лирика впервые открыла неведомый мир человеческих чувств. Драматургия решала самые трудные проблемы гражданского жизнь и этики. Необыкновенно глубоко и уважительно входили греки в исследовательские вопросы. Греческая наука с самого начала ставила себе смелую цель - выяснить истоки и суть жизни и мира. К этой цели философов поколения, развивая все участки знания, открывая тайны природы и человеческой жизни. Греческие историки первыми возвели ход политических событий в прагматичных, причинных связей. Исследователи государства перевели классификацию основных форм общественного устройства. Философия лучила все те опыты в одну гармоничную целостность, змагаючи до охвата всех явлений жизни в одноцілий синтез. Эта разнородность и гармоничность греческой культуры - это то, что делает ее вечно свежей и жизненной и является причиной того, что она никогда не состарится и не потеряет своих ценностей, влияния ее длились целые века и до сих пор еще дают человечеству свежие импульсы.

С одним греки не дали себе совет - не организовали одного большого государства. В политические произведения, хоть и опираются на теоретически продуманные основы, оказались недолговечными, - вспомним Афинский Морской союз, спартанскую симмахію, или даже государство Александра Великого. Грек чувствовал себя хорошо только в городе-государстве, где политический и общественный строй можно было каждая вторая день перемінювати и уліпшувати. Буйный греческий индивидуализм не мог дать себе совета с широкими просторами, что их можно было объединить только железной рукой консеквентної и далекозорої власти. Эту вмілість обнаружили только римляне.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую