lybs.ru
Больше внимания людям уделяют садисты. / Александр Перлюк


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Истоки римского государства

Страна и народы. Италия занимает осереднє1 место среди островов Средиземного моря. Это ее расположение словно предестинувало2 ее к ведущей роли в средиземноморском мире. От северных народов она была снабжена двумя горными валами - Северными Альпами и Апеннинами. Хоть эти горы не являются непереходные, все же они задерживали неотложные наступления варваров. Апеннины разделяют Италию на две части: одна обращена к Адриатическому морю, вторая - к Тирренського. Побережье Адриатического моря, ровные и пологие, не привлекали к себе большего коммуникационного движения, зато западный, тирренський берег имел много природных пристаней, и здесь мореходство могло успешно развиваться. На западе скорей созрели политические организмы, и на этой стороне разыгрались главные исторические события страны. Италия, говорили, обращается лицом к западу так, как Эллада - к востоку.

От Греции Италия отличалась полезно тем, что имела много плодородных равнин, через что земледелие было главным занятием населения, а крестьянский состояние было основой могущества государства. Италия в старинную сутки имела много лесов, а ласковое погоды способствовало развитию садоводства и виноградарства. Из минеральных богатств были здесь медь и железо. Соседство моря очень скоро развило торговлю и повлекло рост культуры.

Какого происхождения были древнейшие жители Италии, об этом есть только догадки. Одни исследователи считают их за приходній из Испании и Полуденной Франции, другие ищут их родину в Северной Африке. Этих автохтонов победили, позже племена индоевропейского происхождения, которых называем и т а л и к а м и. Они пришли с севера, а путешествие их Римский пейзаж. Аппійова дорога и гробница Куріаніїв

длилась примерно от 1700 до 1200 г. до Хр. Приходили они разными отрядами в разные времена, так же как греческие племена - к Греции. Они имели уже некоторую культуру, отмечались моногамией и сильно развитой властью отца в семье. На основе языка можно поделить их на две группы: в м б р и й с к о в с к и й с к у, к которой принадлежали умбры, сабиняне, самніти, кампани, лукани и другие, и латинскую, что ее творили латиняне. На востоке некоторые страны заняли иллирийские племена, как венеды, в окрестности нынешней Венеции', и япіги - в Апулии. В окрестности Генуи сидели лигурийцы, неясного происхождения. Побережье Южной Италии заняли греческие колонисты, которые дали начало значительным городам, как Кумы, Неаполь, Регион, Локри, Кротон, Сибаріс, Тарент, - вся страна получила название Великой Греции. На Сицилии по одной стороне жили греки в таких городах, как Акрагас, Сиракузы, Мессина, во втором искали жилищ фінікіяни.

Таким образом, древняя Италия создавала такую же племенную мозаику, как [ij тогдашняя Эллада. Но единичные народы не жили в таких закрытых, недоступных котловинах, как греческие племена. Благодаря равнинному положению Италии переход из одной страны к другой не был тяжелым, поэтому и легче пришло тут к объединению в одном государстве.

Этруски. Был еще один из пришедших народ в Италии-этруски. Они занимали гористую страну от Северных Апеннин по Средней Тибр. Соседи звали их также тиренами, тирсенами или тусками. Геродот в своей «Истории» повествует, что этот народ пришел в Италию морским путем из Малой Азии. Новочасні опыты потвердили эту традицию: так, например, на острове Лемнос найдена надпись, язык которого есть подобная этрусской. Это было племя, посвоячене с малоазийскими народами, не индоевропейское. В Италию они пришли в 1000-800 гг. до Хр.

Этруски развили в себе значительную культуру. Спрятались останки их строений, а именно пышно уладжені гробницы. С архитектурной стороны они обращают внимание тем, что впервые встречаем здесь луга и своды. Этрусские саркофаги украшены фигурами мужчин и женщин, в которых человеческие фигуры отдан с большим реализмом. Высоко стояла в них резьба звериных фигур. Обозначения этрусского влияния носят т.н. Капитолийская волчица и химера. Этруски умели обрабатывать не только медь, но и железо, и их изделия отличаются богатством орнаментики.

На этрусских изделиях, особенно на вазах, и в их мальовилах знать греческие влияния ранней эпохи. Этруски элементов развить в собственном искусстве. Оказывается у них какая-то странная закостенелость стиля. В религиозных верованиях этрусков выступают различные демоны и чуда; их жрецы - гаруспіки-охотно занимались гаданием из молний, громов и зверских потрохов.

Этруски создали первую большую державу в Италии. Зав'язком ее был союз 12 этрусских городов под предводительством Веїв, что злучилися больше для религиозных функций, чем для политических нужд. Позже этрусский власть распространилась на полуднє и на север. На полдень этруски овладели дома над Тібром, между ними также Рим, и достигли в Кампании, где их городами были Капуя и Ноля. На севере перешли вне Апеннины,

в надпаданську низину, и завладели ею вплоть до Адриатического моря. Этруски имели свой флот, вели живую торговлю, особенно на Тирренському море, что от них получило название. Они не раз оружием защищали свои торговые просторы. Около 600 г. до Хр. они возвели борьбу с греками за Массалия (Марсилію) и до союза с карфагенцями разбили греческий флот у Корсики.

Но этрусский гегемония в Италии удержалась недолго. Сначала этруски потеряли полудневі провинции. В 474 г. до Хр. под Кумами разгромил их сильно сиракузанський флот, и этруски должны были отречься от господства над греческими колониями. Часть Кампании заняли тогда самніти, что сошли с гор. На севере этруски также должны были свести борьбу с галлами и окончательно оставили надпаданську низину. Этрусский государство не имело внутренней силы, чтобы защититься от различных врагов, и окончательно вернулась к своим первоначальным границам. На ее месте первую роль в Италии начал играть Рим.

Начала Рима. К югу от Этрурии, по левой стороне Тибра, простиралась широкая низина - Лациум, которую заселяли латиняне. Они жили в небольших домах, что скапливались у оборонных городов, возложенных на буграх.

Значительнее місцевинами были Альба Лонга, Пренесте, Ту-скулум, Тібур, Ариція, Лаврентум, Лавініум и др. Эти города творили вместе союз для религиозных целей под руководством Альбы Лонги. Из политической жизни этой организации не знаем ничего определенного. В более поздние времена римские историки украсили это давнее прошлое разными переводами. Основателем государства должен быть троянец Эней, что по разрушении Іоіона (Трои) приток к Лациума, победил короля рутулів Турна, женился на Скамье-ниею, дочери Латина, короля Лаврентума, и по нему одідичив королевскую власть. Его сын Асканий основал Альбу Лонгу и дал начало династии альбанських королей.

Между латинскими жилищами позже на первое место выдвинулся Рим. Свое развитие он обязан положению над сплавним Тібром, в месте, где через реку проходил самый большой путь с севера на юг. С холмов, лежали по левой стороне реки, поселения и обороны лучше предоставлялся Пала-тин, - с широкой плоскорівнею на горе и стремительными стоками. Римская традиция указывала здесь древнейшую обитель, а археологические находки указывают, что человеческая жизнь появилось здесь еще во II тыс. до Хр. Отдельно существовала обитель на Квіринаді. Здешнее население хоронило усопших в могилах, когда наПалатині были тілопальні похороны. В VIII или VII в. обе эти дома получились в один город, вместе с жилищами на Капитолии, Віміналі, Есквіліні и Целії.

Римские историки подавали как год основания Рима 753 г. до Хр. Город должны были учредить братья-близнецы Ромул и Рем, внуки альбанського короля Нумитора, что чудотворным способом вирятувалися от смерти. Брат Нумитора, король Амулий, хотел их утопить, но кош, в котором бросили их в реки, задержался при фиговом дереве, детей накормила своим молоком волчица, а позже воспитал их пастух Фавстул. Когда ребята подросли, забили Амулія, королевскую власть отдали Нуміторові, а сами решили построить новый город, - там, где их вирятувало. С лету птиц гадали, кто должен предоставить название дома, - над Ромулом перелетели 12 супів1, и он стал основателем города. Он обвел вокруг бороздой горб Пала-тина и так отметил границу города. Когда же Рэм начал насмехаться с брата, Ромул убил его и завещал, то именно встретит каждого, кто захочет перейти стены города.

Новочасні историки думают, что Рим укрепили этруски тогда, как распространяли свою державу на юг. Даже имя Ромула выводят из названия этрусского благородного рода «Румлна». Так же имена последних римских королей - Тарквініїв - есть етруськими. Что этруски господствовали в Риме, о

Римская волчица. Бронзовая резьба с VI в. до Хр. Близнецов Ромула и Рема добавлены резьбы во времена Ренессанса этом свидетельствуют, кроме того, отличия римских королей (плащ, кресло, палка), которые перенято от этрусков, а также этрусские влияния в религии и искусстве.

Устройство Рима. Основной клеткой в организации римлян была р о д и н а. К ней принадлежали отец семейства, его жена, дети - даже взрослые сыновья со своими женами и детьми. Отец имел неограниченную власть над семьей. Пока он жил, даже взрослые сыновья не имели своей воли, во всем должны ему подчиняться. Отец был господином и судьей семьи, мог сыновей наказывать смертью, свободно было ему от них избавиться, запродати в плен, даже убить. Женатый сын становился власновільним тогда, когда годился на это отец и святочно освобождал его из-под своей руки. Дочери уходили из семьи, когда отдавались замуж. Отец управлял всем имуществом семьи, распоряжался и тем, что дети добыли своим трудом или получили от кого-нибудь в дар или в записи. Отец от имени семьи отправлял молитвы и религиозные обряды. При домашнем очаге и образах богов-опекунов скапливалось все жизнь семьи. По смерти отца его место заступал старший сын. Ему подчинялись младшие братья и сестры, а также мать-вдова. В конце концов женщина в доме была не пленницей, а полной хозяйкой и самостоятельно управляла женским хозяйством. Суровая родительская власть давала семье Ромул и Рем между пастухами. Резьба на алтаре, знайденім в Ocmit

большую целостность и единство. Семья - это был фундамент, на котором стояла вся общественная организация Рима.

Родственные семьи творили г и д (гене). Род имел свои совместные богослужения и места похорон и удерживал свою генеалогию. Роды лучилися в к у р и й, которых в древнем Риме было ОКОЛО. Граждане, принадлежащие к этим курий, творили верхнюю прослойку, которая называлась патрициями. Они выводились от древнейших поселенцев Рима. Остальная часть населения имела название плебеев. Принадлежали к ним подбитый населения, всякие иностранцы и пришлые люди, что пришли в Рим в более поздние времена. Патриции творили замкнутый класс и не допускали ни плебеев к супругам в своих семьях, ни в своих религиозных обрядов.

В Римском государстве верховную власть имел сначала король. Первым королем считали Ромула (753-716 pp.), основателя Рима, который должен был утвердить весь римский строй. Дальнейшим королям приписывали развитие различных общественных и государственных учреждений. И так Нума Помлілій (715--672 pp.) должен был ввести религиозные обряды и праздники; Туллий Гостілій (672-640 pp.) получил Альбу Лонгу и построил в Риме дом (курию) для сената; Анк Марцій (641-616 pp.) укрепил Рим и основал порт Остію; Тарквиний Старый (616-578 pp.) должен был провести канализацию в Риме; Сервий Туллий (578-534 гг.) завел Деление на центурии и обвел Рим стенами; Тарквиний Гордый (534-510 pp.) был последним королем.

О первых королей трудно сказать, действительно ли это исторические личности, - возможно, что их выдумали римские историки, чтобы более пластично объяснить истоки Рима. Но последние короли - Тарквінії - без сомнения существовали и происходили из Этрурии: в этрусских гробницах найдены надписи, где упоминается имя «Кневе Таркунієс Румакв».

Король в государстве имел такую власть, как отец в семье. Он управлял всеми государственными делами, издавал законы, назначал чиновников, заключал договоры с соседями, заведовал государственным сокровищем, проводив1 у.війні. Он был высшим судьей, имел право осуждать граждан на телесное наказание и на смерть. В знак этой власти при нем шли 12 ликторов - слуг с вязанками розог и застромленими в них топорами. Король от имени государства составлял жертвы богам, вел провод во всех богослужениях, назначал жрецов. При его доме стояла святыня богини-хранительницы Вести. Он также был главным жрецом и с разных знаков отгадывал волю богов. Королевскую власть развили короли из этрусского рода и завели в Риме этрусские королевские знаки отличия: палку из слоновой кости с образом орла, красный плащ, красные ботинки, золотой венец, т. н. курульне кресло, украшенное слоновой костью, и правительство ликторов.

Но власть королей не была неограниченная. Каждый новый король должен был получить признание ведущей слои патрициев. Власть его заключалась на договоре с обществом. Общину представлял сенат - совет старейшин, состоявший из 300 Химера, Бронзовая резьба с V в. до Хр.

членов - по 10 в'щ каждой курии. Король имел обязанность спрашивать советов сената в каждом важном деле. По смерти короля государственная власть переходила к сенату и он назначал заместителя короля (інтеррекса), но каждые пять дней другой; хенат проводил также избрание короля.

Патриции собирались также на куріальні собрание (коми-циа куріата). В них мог участвовать каждый отец семейства. Но щ сборы могли происходить только на поручение короля и не имели права вести дискуссий. Говорил только тот, кому разрешил король. Эти комиции решали о войне, потверджували некоторые законы, решали судебные дела, когда осужденный на смерть зголосив отклик. Куріальні собрание торжественно вручали власть яовообраному королеве.

Граждане высшего класса, патриции, имели в государстве равное положение. Не обращали внимания на то, кто был богат или беден, - все пользовались одинаковыми правами. И даже верхняя одежда для всех был одинаков - белые шерстяные тоги. Главной обязанностью граждан была военная служба, а также работа при строении стен и публичных учреждений. Постоянных налогов римляне еще не знали.

Начала республики. Как и почему закончилось королевство в Риме, об этом не знаем ничего определенного. Римские историки рассказывали, что последний король - Тарквиний Гордый - завел деспотической управу, не созвал сенат на совет, накладывал на граждан большие налоги и обязанности, злоупотреблял карой смерти, конфисковал бесправно имущество и сам громадив себе большие богатства. Когда же сын Тарквиния оскорбляет женщину высокого рода, Лукрецию, и она отобрала себе жизнь, народ восстал против тирана и изгнал его из города в 510 г. до Хр.

На место королевства наступила республиканская управа. Во главе государства стояли два консулы, которых избирали народные собрания. Они имели такой же объем власти, как и король: вели администрацию и суд, созвали на совет сенат и народные собрания, были самыми высокими военачальниками в войске, отбывали религиозные обряды от имени государства. Но власть их была ограничена тем, что они правили только один год. При том же один консул мог спротивитися распорядками второго. Отличием консула была тога, обрамована красной ламівкою, курульне кресло на 12 ликторов. На случай грозной военной опасности консулы уступали, а на их место сенат назначал диктатора, который имел неограниченную власть, и 24 ликторов. Но диктатор мог править дольше 6 месяцев.

Другие учреждения остались незатронуты: сенат имел такую же власть, как и первое, остались также куріальні сборы. Виднейший историк Рима, Теодор Момзен, делает такое замечание: «Как видим, при перемене монархии на республику в римском устройстве осталось все почти по-старому. Поскольку вообще государственный переворот может быть консервативным, то это имело место здесь - никакого основного элемента общественного устройства не устранили...» Этот переворот, как говорит Момзен, состоялся за понимание двух тогдашних классов гражданства: патрициев и плебеев. И одним, и вторым надоела королевская власть, и оба состояния в соответствии хотели от нее избавиться. Патриции сами были слишком слабые, чтобы такую перемену-провести - они должны присоединить к себе этого выступления плебеев. Понятно, что при том они обещали плебеям какие-то концессии, что касались перемены их положения.

Плебеи не были однопільним классом. Принадлежали к ним и богатые земледельцы и купцы, и промышленники, и бедное население. Зажиточная их часть желала получить себе политические права, а именно место в народных собраниях и высшие правительства. Убогой сословию больше зависело на поправі [своего] экономического положения. Что обещали патриции плебсові за ... участие в борьбе против короля, этого не знаем наверняка. Когда уже возникла республика, они в первую очередь провели некоторые хозяйственные реформы: обнизили торговые оплаты в римской пристани Остии, закупили за государственные средства большие средства хлеба, чтобы продавать их дешево гражданам, торговлю солью сделали государственной монополией, чтобы купцы не использовали беднее население. Все эти постановления имели целью успокоить низший класс. Проведено ли было также какие-то политические реформы - об этом трудно сказать. В те времена существовал уже разделение на поместные классы. Римские историки приписывали это разделение королеве Сервієві Туллієві, но более поздние исследователи считают, что он появился только в начале республики. К первому классу принадлежали граждане, имеющие имущество свыше 100 000 ассов (асс-И фунт меди, весил 327 граммов), ко второму классу-с имуществом свыше 75 000 ассов, к третьему-50 000, в четвертый-25 000, до пятого -11 000 ассов. Этому разделению подлежали не только патриции, но и плебеи. Впервые оба класса стали здесь рядом себя. Эта организация имела военный характер. Каждый класс делился на ц есть н т у р и й, то есть сотни. Первый класс имел тяжелейшую службу в коннице. Жовнир должен был удерживаться в армии за свой счет вместе с конем. Низшие классы служили в пехоте. Чем беднее класс, тем легче должен службу. Но разделение на классы имел политическое значение. Граждане, поделены на центурии, відбувалицентуріальні собрание(коміціацентуріата).На этих собраниях решали различные государственные дела, как избрание консулов, дела войны и мира, отзывы от судебных приговоров и др. Центуріальні сборы со временем переняли компетенции куріальних сборов. Но на этих новых собрании преимущество имели самые состоятельные граждане, принадлежавшие к первому классу. Этот класс имел более центурий, как все четыре низшие классы (в более поздние времена - 98 на всех 193 центурий), а голосование проводили центуріями. Что решили центурии первого класса, это становилось законом, - о мнение других центурий даже не спрашивали. Таким образом, с центуріальної оргашзаціїкористалися самые единицы, как из патрициев, так и плебеев.

Борьба плебеев fa патрициями. Народные трибуны. Плебеи не вдоволилися этими первыми достижениями. Государственная власть все еще была в руках патрициев, которые занимали правительства консулов, заседали в сенате, да и вцентуриальних собрании имели большинство. Патриции использовали свое преимущество в ущерб плебеям - накладывали на них большие налоги и обязанности, не допускали до разделения земель, полученных от врагов Рима, не были справедливы в судах, за неуплаченные долги наказывали острыми язвами и др. По этой причине между плебеями не раз приходило к розрухів и острых выступлений против патрициев. Наконец пришло до открытого восстания.

В 494 г. до Хр. римляне вели войну с одним fa соседних народов. Плебеи отказались идти в поход, пока сенат не знесе1 строгие законы о долгах. Благосклонен к ним диктатор Маний Валерий успокоил их, а по щасливім окончании войны поставил перед сенатом соответствующее внесение. Но сенат отверг проект реформ. Тогда плебеи, что творили большинство в войске, покинули лагерь, что стоял под воротами Рима, и под предводительством своих старшин в воєннім порядке пошли на соседние холмы, чтобы там основать новую обитель. Это была т. н. с ц е с и я на Священную гору. Только тогда сенат увидел, в какой опасности является государство, и согласился на уступки. Рассказывали позже, что плебеев о необходимости согласия убедил сенатор Аппий Клавдий. Он поведал им легенду о том, как члены тела взбунтовались против неро-бы-желудка и не хотели давать ему еды, но за то ослабло все тело. Только тогда оказалось, что желудок нужен. Таким желудком есть патриции, и плебеи должны их питать своим трудом, и без них государство не могло бы обойтись.

Достижением плебеев после первой сецессии был правительство трибунов народа. Было их изначально два, позже число их возросло до 10. Они должны были защищать граждан перед надуживаннями консулов и других должностных лиц, имели право закладывать спротив1 против заряджень правительств (словом «veto» - «запрещаю»), за уголовные проступки могли в'язнити высших чиновников, даже консулов. Зато сами имели запевнену девственность, - не свободно было их в'язнити. Против розпорядків2 трибуна мог выступить только второй трибун и сдержать их своим «veto». Трибунов плебеи избирали на своих-трибунальних собрании (коміціа трйбута). На эти сборы народ сходился участками города, называвшиеся «трибус».

Правительство трибунов стал мощным оружием в руках плебеев в их борьбе за равноправие. Трибуны могли задержать все государственное управление, если чиновники выступали против народа. Сначала патриции пытались устранить этот опасный контроль. Так, например, в 491 г. амбициозный шляхтич Гней Марцій Кориолан пробовал провести постановление, чтобы так долго не продавать народу хлеба из государственных магазинов, пока он не отречется трибунату. Но трибуны поставили его перед судом, и он должен был оставить город. Позже патриции согласились на существование этих защитников народа, ибо предпочитали иметь легальную оппозицию, чем народные восстания.

Право 12 таблиц. Шаг за шагом плебеи получали себе новые права. В 454 г. сенат дал согласие на списания3 законов. К тому времени право было только устное, народное, и чиновники могли допускаться надуживань. Списать право [было] поручено комиссии децемвиров - десяти мужей, к которым принадлежали не только патриции, но и плебеї. им было дано высшую власть в государстве, - на то время даже завешено в правлении и консулов и трибунов. В 451 г. децемвіри подали в утверждении народа списаны законы. Вырезано было их на 10 бронзовых таблицах и повешен на рынке под ратушей. Но законы показались неполные, поэтому собрание поручили децем-вірам власть еще на год 450-й, чтобы списали еще две таблицы. Децемвіри выполнили это поручение, но не хотели уступитися правительства. их предводитель, патриций Аппий Клавдий, явно хотел к тирании. Своих противников он угнетал безоглядно. Так, например, однажды под лагерем коварно убили древнего народного трибуна Луция Сикка Дентата - найхо-робрішого мужа в Риме, участвовал в 120 боях и добыл 45 почетных ран. Среди народа это вызвало большое возмущение. Еще большее впечатление произвела дело дочери сотника Луция Вергінія: Аппий Клавдий отказал ей в правах свободной горожанки и причислил к невольниц. Ь' отец, чтобы не допустить позора дочери, убил ее мечом на рынке. Народ поднял восстание. В воєннім порядке двинулись плебеи снова на Священную гору, чтобы там выбрать заново трибунов. Тогда сенат отобрал власть у децемвиров и начал против них судебное следствие. Аппий Клавдий сам отобрал себе жизнь в тюрьме, а других децемвиров [было] приговорен к изгнанию.

Списанное децемвірами право Двенадцати таблиц стало основой римского законодательства. воины несут убитого товарища.

Уравнении плебеев с патрициями. Поощрены первыми успехами, плебеи упорно повели дальнейшую борьбу за расширение своих прав. В 445 г. они получили право делать супруги с патрициями. Это было решение необыкновенной важности, ибо оба враждебные себе классы начали объединяться в совместных семьях и все больше сливались в одну народную массу.

Богатым плебеям очень зависело на том, чтобы постичь высший в государстве правительство консулов. Патриции не хотели на это согласиться и в 443 г. дали плебеям только правительство военных трибунов

«с консулярною властью», что порой могли заступать консулов. Зато образовали новое правительство цензоров, которые проводили перепись населения, - это правительство был доступен только для патрициев.

В 421 г. плебеи завоевали собіуряд квесторов - государственных казначеев. После успешной войны с етруськими Веями, в которой плебейские отделы очень отличились, плебеи снова подняли дело самого правительства. В 367 г. на внесение трибунов Гая Ліцінія и Луция Секстия им было окончательно отдано консулат. Первым плебейским консулом стал один из внескодавців - Ліціній.

Римский чиновник. Резьба

Но патриции одновременно сократили власть консулов и судопроизводстве передали новым чиновникам - преторам, которыми могли быть только патриции. Патриціанськими чиновниками были также культурные едилі, имели надзор над порядком в городе. Народные трибуны вели дальнейшую борьбу за полную ріїшоправність плебеев и отвоевывали для них правительство за правительством. В 356 г. впервые плебей Гай Тщетной Рутіл стал диктатором;)! 351 г. избрали плебея цензором; в 337 г. до рук плебеев перешел также правительство претор а. Таким образом, все государственные правительства стали доступными для плебеев.

На самом конце плебс постиг религиозные достоинства. В этом участке патриции обнаружили себя крупнейшими консерватистами и никак не хотели допустить народную массу к своим богослу-жений. Только в 300 г. до Хр. плебеи открыли себе доступ к жреческих правительств - понтификов и авгурів.

Среди этой долгой борьбы состояний очень возросло значение народных трибунов. Они не стали обычными чиновниками, а держали давний характер контрольного органа. Власть их побільшилася: они получили право созывать сенат и на его заседаниях ставить свои взносы. Также возросло значение трибунальних коміцій: их решения становились так же законом, как и решение других народных собраний.

Но из полученных прав воспользовался не весь плебейський класс, а только его верхушка. Выше правительствами, которые давали политические влияния, интересовались только самые богатые плебеи. Правительства в Риме были бесплатные, и могли занимать только независимые граждане. Как первое провод в государстве имели выдающиеся патриціанські роды, так [и] теперь к ним примкнуло несколько богатых плебейських семей, - они теперь совместно рядили государством. Как в древние времена, так и теперь характер власти оставался а ристократичним.

Но хоть римская аристократия имела большие влияния, она все же не могла использовать государство для своих сословных целей, ибо ее власть все ограничивали народш сборы. В этих собраниях принимали участие все граждане свободны, без оглядки на то, принадлежали ли [они] к нерхньої слои, до низов. Народные комиции были высшим органом в государстве, к которому шли отзывы во всех делах; за допом'огбю трибунов народ мог контролировать политику правительства и выполнения всех неполезных для себя распорядков задерживать. Поэтому, хоть в Риме рядила аристократия, народ считал государство публичным добром («res publica»), своей собственностью и охотно работал для ее развития. Римляне отличались политической трезвостью, понимали, что слишком широкая свобода ведет к анархии, поэтому почитали свм провод. Все хозяйственные и социальные недоразумения решали легальным путем в самши государству, а на сверх выступали как однопільний и солидарный народ.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую