lybs.ru
Кто не жил посреди бури, то цены не знает силе. / Леся Украинка


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Упадок Римского государства

Начало анархии. На владении Марка Аврелия кончается «золотой век» цісарства, что дал Риму большой расцвет и благосостояние. По нему начинаются времена упадка. Сын Марка, Коммод (180-192 гг.), был жестоким тираном и погиб от руки насланной атлета. Царская власть пала так низко, что преторіани за деньги продавали ее кандидатам. О такой торг повествует историк Кассий Диен: «Начался позорный торг, словно на какой-то торговице. И сам Рим, и всю власть выставлено на продажу. Продавали их убивники императора, а покупали Сульпіциан и Юлиан, ліцитуючись взаимно, один в обозе, второй вне обозом. Добавляли один более второго, аж дошли до суммы 5000 динаров на воина. Солдаты говорили Юлиану: „Сульпіциан дает столько, сколько ты даешь?", - а Сульпіцианові: „Юлиан столько обещает, сколько ты приложишь?" И был бы победил Сульпіциан, потому что был префектом города и первый дал сумму 5000, но Юлиан сейчас приложил 1500, призывая громким голосом и показывая руками...» Но и Юлиан по двум месяцам наложил головой. Разные легионы в провинции начали тогда сами назначать своих императорах, и в государстве началась внутренняя война.

В конце мир вернул кандидат паннонських легионов Септимий Север (.193-211 гг.). Он происходил из Лептиса в Северной Африке и был больше фінікійцем, чем римлянином. Жена его, Юлия Домна, была дочерью сирийского жреца. Септимий Север не имел никаких сантиментов для староримських традиций, но понимал значение государства и умел ее организовать. Он был по душе воином и по-военному решал все вопросы. Своих соперников одного за одним разгромил неблагосклонных сенаторов наказал смертью и конфіскатою имения и тем добыл себе полное признание во всем государстве. Свою власть он опирав на войске. Преторианскую гвардию, что дошло до слишком большого значения, он переорганізував таким образом, что на место италиков втянул в нее избранных воинов из всех легионов. Между ними было немало варваров, но именно на их послушание император мог рассчитывать. Чтобы иметь еще певнішу поддержку, он осадил в самом Риме один из легионов, хоть древние права остро это запрещали. У сената отобрал последние права, даже заряд Италии и судопроизводстве в трибуналах. Все дела вели теперь цесарские чиновники, а доходы шли в императорскую казну. На помощь цесарю пришли знатоки права, в основном чужаки, как славный Папініан, что вводили в Рим ориентальную доктрину, согласно которой император стоял на правом, а его воля творила закон. Так в Риме началась абсолютная монархия.

Септимий Север прославился как полководец в походе на парфян. Он дошел до Вавилона и образовал новую провинцию - Месопотамию. Его победы почтили в Риме величавым триумфальным луком. Император умер во время похода в Британию.

Наследство оставил сыну Марку Аврелієві Антонінові, который получил прозвище Каракалла (211-217 гг.) - от военного плаща с капюшоном. Этот молодой распутный мужчина продолжал политику Септимия Севера, развивая дальше военную монархию. Но при этом проявлял удивительную жестокость, убил даже собственного брата Септимия Гегу, что по воле отца должен был быть его співрегентом. Легко относился сенатом, а покровительствовал только военные, при каждой возможности разделяя между воинами богатые дары. Государственного сокровища не хватало на такую щедрость, и он был принужден понижать стоимость денег, что привело позже к руины финансов. Всех подданных он считал за равных против императора и в 212 г. издал эдикт, которым право гражданства распространил на всех свободных жителей государства. Рим украсил величавыми термами, руины которых до сих пор удивляют своим широким планом. Погиб в Азии, забитый по наущению префекта Марка Опелія Макрина.

Макрин старался захватить власть, но и его [был] убит, а императором стал Варій Авив Басіан, под именем Элагабала (218-222 гг.). Это был 14-летний юноша, жрец бога Солнца в сирийском городе Эме, а на престол достался благодаря сокровищам святыни и протекции семьи Каракаллы. Новый император задержал далее правительство жреца и перенес в Рим сирийский культ Солнца, должен теперь занять место древней римской религии. Елагабал упал в релігшний шал и считал себя за божество. «Запрягал к телеге четырех больших собак и так ездил по цесарской палате. Выступал публично с четырьмя огромными оленями, запряженными в телеги. Запрягал также львов и называл себя Великой Матерью. Также и тигров запрягал, называл себя Вакхом и носил те же одежды, что были на статуях богов. Дневные дела исполнял ночью, ночные - днем, считал это проявлением роскоши, так что вечером вставал с кровати и начинал принимать поздравления, а утром клался спать. Имел повозки, украшенные золотом и драгоценными камнями, а серебро, бронзу и слоновую кость считал за ничто. Также запрягал к возу по четыре лучшие женщины и так ездил. Имел еще тот обычай, что приглашал на пир по 8 лысых, 8 одноглазых, 8 хромых, 8 глухих, 8 черных, 8 высоких и 8 грубых, - чтобы из них всех насмехаться. Также раздавал гостям все серебро, что было на пиру, и все драгоценные чаши. Часто добивался, чтобы ему придумывали новые предписания на блюда, и когда ему нравилась чья-то совет, то назад давал высокую награду, а когда не нравилась, то говорил ему это кушать, пока чего-то лучшего не выдумает...» Елагабал не журивсь вполне государственными делами, и в конце воины его забили.

«Тридцать тиранов». Новым императором стал тіточний брат1 Элагабала - Марк Аврелий Александр Север (222 - 235 гг.). Он имел едва 14 лет жизни, и в управе помогали ему мать Юлия Мамеа и знаменитый юрист Домиций Ульпіан. Они сорвали с абсолютизмом и вернули значение сената. [Было] принято бережливости, поменшено число войска в Италии, ограниченно плату преторіан. Но эти реформы вызвали бунты среди войска, и воины Ульпиана убили. Молодой император отличался обязательностью и добросовестностью, но имел заслабу руку, чтобы овладеть анархию. К тому еще начались войны на границах. Парфянская держава пала, а на ее месте возникло Персидское королевство под руководством новой династии Сасанидов (227 г.). В Персии под влиянием жрецов-магов развился национальное движение, ожила древняя религия По-ратустри; персы начали преследовать другие вероисповедания и остро одолевали эллинистическо-римскую культуру. Но-воперські обладатели обновили старые империалистические соревнования и пытались выпереть римлян из Азии. Север Александр исправился до Малой Азии и там задержал персидский наезд в 232 г. Но одновременно на севере начали шевелиться германы, и император должен был ехать к Могунції организовывать оборону. Здесь збунтоване войско убило его вместе с матерью.

Римская государство попадала во все большую анархию. Императоры один за другим кончали насущной смертью, в войско пришла дезорганизация, развилось разбой, упадок благосостояние. Царская власть становилась игрушкой в руках амбициозных военных старшин. Цісарями по очереди были: Мак-симіан (235-238), фракиец, что не знал даже хорошо латинского языка; три императоры с именем Гордиан (238-244); сын арабского шейха Филипп Араб (244-249); іллірієць Деций, который жестоко преследовал христиан. Лучшие отношения наступили за императора Валериана (253-260), обладавший совместно с сыном Галлієном (253-268); оба они зорко берегли границы от варваров, а в середине государства старались удержать строй. Но в провинциях все приходило к розрухів, появлялись все новые самозванцы, так что эти времена названы эпохой «тридцати тиранов». Императоры Клавдий (268-270) и Аврелиан (270-275 гг.) защищали Италию от германского наезда, но Дакия уже отпала от Рима.

Не имели большего значения дальнейшие императоры, что восседали по два-три года: Тацит (275-276), Проб (276-282), Кар (2£2-283), Нумеріан (283-284), Карин (283-285 гг.). Они почти все покончили насущной смертью, убиты войском.

Монархия Диоклетиана. По долгих годах анархии Римская государство получило в конце нового сильного обладателя в лице Гая Аврелия Валерия Диоклетиана (284-305 гг.). Он был сыном освобожденного невольника из Далмации, в молодом возрасте ушел в армию и отличился таким талантом, что добывал все высшие ступени и в конце стал префектом императорской гвардии. Офицеры гвардии провозгласили его императором.

Диоклетиан сразу взялся за реформы устройства государства. К тому времени правнр обов'язував порядок, введенный Августом, т.е. співуправа императора с сенатом, но на протяжении трех веков значение сената підупадало, потому что новые люди, что входили на место аристократической элиты, не показывали никакой самостоятельности и во всем подлежали цісарям. Поэтому все более мощные императоры вовсе не считались с сенатом и вместо многочисленной сенатского совета предпочитали видеть зависимых от себя чиновников. Император становился фактическим единовладцем. Диоклетиан решился окончательно закрепить цисарску власть в Риме и придать ей форму абсолютного володарства. Историк Аврелий Виктор так об этом пишет: «Он первый начал одеваться в величественные пурпурные, шелковые, перетикані золотом одежды и носить обувь, украшенное драгоценными камнями. Он первый от времен Калигулы и Домщиана приказал называть себя публично господином и богом и при поздравлении отдавать себе божескую честь». На цесарском дворе заведено церемониал на ориентальный манер, к цесарю доступ стал очень затруднен, а кто приближался к личности обладателя, должен был становиться на колени или ударять челом до земли и целовать край императорской одежды. Раньше эти восточные обычаи вызвали в Риме неприязнь и негодование, теперь взгляды изменились, и эти пренебрежительные формы уважения к повелителю производили большое впечатление.

Чтобы обеспечить государство от потрясений при смене престола, Диоклетиан завел систему співуправи четырех обладателей. Когда в Галлии в 286 г. войско провозгласило императором его товарища Максимиана, Диоклетиан счел ему императорский титул Августа, что его и сам имел, и отдал ему в управу западные провинции. В 293 г. оба Августы адоптували себе наследников престола - Галерия и Константія Хлора, и они с титулом цезарей стали співрегентами цесарей. Все три співрегенти родом из Иллирии, из низких родш, но каждый из них отличился как полководец или администратор. Эта верховная коллегия имела четырех заверить цісарству постоянную прочность, ибо когда один из Августов умирал, на его место должен был вступить новый цезарь.

Диоклетиан провел новое административное деление государства. Италию и все другие края поделил на маленькие провинции, так что вместе их число доходило до 90. Во главе провинции стояли наместники, которые имели различные титулы, как «консуларіс», «корректор», «пре-зес», - соответственно до состояния, из которого происходил. Провинции злучувалися в большие округа - д и есть-есть с и й под предводительством «викариев», подлежали непосредственно цісарям. Начальники всех больших и меньших округ имели свои правительства и бюро со специальными чиновниками в разных дел. Таким образом, встала сплошь организованная бюрократия, что своей сетью охватывала всю страну. Центральная управа была в руках императорской рады, что звалась консисторією. ее члены управляли различными ресортами государственных дел как цесарские министры. Диоклетиан отделил гражданскую власть от военной. Чиновникам [было] отобрано команду над вШськом, а вшськовими залогами управляли отдельные войсковые старшины.

Диоклетиан пытался организовать заново государственные финансы, что были вполне в упадок во времена анархии. Он провел в всш государству новый кадастр грунгів, причем налоговой единицей был т. наз. «югум» - кусок грунта, что его мог обработать один человек. На население наложен высокие грунтовые и поголовные налоги, - такие тяжелые, что многие земледельцев знеохотилося до пашни, бросало ее и бежать вне границы государства, в страны варваров. Император старался также преподнести римскую монетарную систему и увш заново золотую и серебряную монеты, рядом с медным. Но обнищавшее население стало прятать ценные монеты, и реформа не оживила хозяйства. Началась общая дороговизна, так что император был принужден провозглашать максимальные тарифы, но и они не довели до желаемых последствия*.

Диоклетиан в своих централістичних соревнованиях также пытался завести одноцільність религии. С особым рвением он преследовал христианство, тогда уже добыл себе широкое распространение и обняло не только низшие сословия, но и аристократию.

На границах государства при Диоклетиане царил размерно спокій1. Хоть время от времени повторялись нападения варваров, а также взрывались порой внутренние восстания, они всеобщего мира не нарушали. Император вел одну большую войну - с Персией в 293-297 pp., получил обратно Месопотамию и обеспечил спокойствие на границе, так что Рим мог навязать торговые отношения с Ираном.

Константин Великий. В 305 г. Диоклетиан отрекся от престола и одновременно с ним поступил его співрегент Максимиан. На их место Августами стали прежние цезари Г а л е р и й (305-311 гг.) іКонстантій (305-306 гг.), а титул и власть цезарей получили на западе Флавий Валерий Север, на востоке - Галерий Валерий Максимиан Дая. Но уже в год позже скончался император Константій, и его смерть закивала систему власти, которую установил Диоклетиан. Британские легионы на свою руку провозгласили императором Константійового сына Константина (306-337 гг.) - 20-летнего юношу, что

отличался большим талантом и энергией. Эта узурпация дала лозунг к общей упрямыми. По примеру Константина провозгласил себя императором также Максентій, сын Максимиана, а потом выступили еще другие претенденты. Зря старый Диоклетиан на съезде в Карнунтумі старался согласовать амбициозных кандидатов на престол: Римская держава распалась на пять вражеских округ. Окончательно споры решены в борьбе. Константин сначала находился в Галлии, занят обороной границы от германов. Когда же довел там до мира, ударил вперед на Испанию и приобщил ее к своей государства, затем двинулся на Италию. Максентій, что находилась резиденция в Риме, защищал столицу и со своей армией вышел навстречу Константанові. В бою у Мульвійського моста над тібром кон - император константин великий стантин разбил вполне войска своего соперника 28 октября 312 г. Христианская традиция повествует, что перед боем Константин увидел во сне Христа, который указал ему крест со словами: «Этим знаком победишь». Император приказал на своих военных знаках поместить Христову монограмм-м, и это дало ему победу. На памятник этой борьбы сенат выставил Константинов! триумфальный лук и назвал его именем базилика, которую начал строить Максентій.

В Медиолане с началом 313 г. Константин зіхався с одним из контркандидатів - Л и ц и н и а н о м Л и ц ы н и е м (308-324 гг.) и признал ему власть в восточных провинциях. Оба обладатели выдали совместно славный М д и о л а н-с к и й эдикт 313 p., которым обеспечили христианам свободу веры. Это был поворотный пункт в истории Римского государства - поганство1 утратило свое значение, а провод принявшая христианство.

Так окончательно Константин стал самовладним властителем Римского государства. Свое верховное положение он старался закрепить соответствующими титулами и церемониалом. Дворцовые обычаи, что их завел Диоклетиан, новый император усугубил еще новыми формами. Отличием императорскую достоинства стала золотая диадема, украшенная жемчугом, как у персидских королей, а также скипетр и золотое яблоко. Титул, с которым подданные обращались к повелителю, был «наш господин». Императора не называли уже богом, потому что этого не позволяла христианская религия, но считали его Божьим избранником, что стоит под особой Божьей опекой. Лицо императора превозносил цесарский двор, к которому принадлежали как высшие государственные чиновники, так и различные дворовые функционеры, уделенные к личной службы цесарю.

Константин рядом с Римом образовал новую столицу в Константинополе. «Чтобы звеличати свою победу над Люцинием, Константин древнюю Византию назвал Константинополем и, как свой родной город, украсил его с необычным величием, чтобы оно равнялось Риму. Со всех сторон стаскивал к нему жителей и выдавал на них большие суммы, чем исчерпал почти все сокровища и цесарские доходы. Установил здесь даже сенат второго ранга, а его члены получали титул светлых». Император построил здесь разные публичные дома и церкви и предоставил городу различные привилегии. Так, например, малоимущее население получало даром хлеб. Новая столица от начала приняла христианский характер, а благодаря полезному-расположению между Европой и Азией выросла в крупный торговый центр.

Константин не имел обычая замыкаться в своем дворе, а энергично вел рулю государства. В организации государства он шел по следам Диоклетиана, но в разных участках дополнил учреждения своего предшественника. Центральную управу должна дальше цесарская совет - т. н. праздника консистория. К ней принадлежали министр императорских имуществ, министр сокровища, начальник полиции и канцелярии, личный секретарь императора, начальники администрации и начальні2 полководцы. Константин подробнее обозначил объем действия разных правительств и отделил их компетенции. Высокие чиновники принадлежали по-прежнему к рыцарскому, или сенаторского, состояния, но все больше объединялись в одну бюрократическую прослойку. Константин провел важную реформу в армии, а именно отделил полки, несшие службу на границе, от других легионов. От того времени пограничные отделы оставались все на том же месте и не ходили в дальние походы. До пограничного войска император затаскивал также и варваров, что переходили границу, как герман, сарматов и др. Это имело ту пользу, что в римской армии напливали свежие храбрые элементы. Но позже чрезмерный наплыв чужаков стал грозным для единства государства.

Константин занимался также пристально религиозными делами своего государства. Римской религии он не бросил, потому что высшие сословия и войско этого ему не позволяли. Он имел и дальше достоинство высшего жреца и підпомагав старом культа из государственных фондов. Но одновременно подготавливал путь к победе христианства и строил христианские церкви, причем помогала ему особенно его мать Елена, признана святой. Большое значение имел первый собор, то есть съезд епископов всей государства, состоявшегося в Никее, в Малой Азии, в 325 p., где впервые [было] провозглашено основы церковной организации. Император как глава государства считал своим долгом помогать церковной власти в борьбе с еретическими науками Доната и Ария, но в своих соревнованиях шел не раз так далеко, что его опека становилась для церкви невыгодной. За свои заслуги перед христианством Константин получил фамилию Великого.

Констаитій II и Юлиан Алостат. Константин сорвал с древней системой адоптации, а власть по себе решил передать своим сыновьям. Его наследником должен был быть сначала старший сын Крисп, но потом по невыясненным причинам император наказал его смертью вместе со своей второй женой Фаустой. Власть перешла к трем младших сыновей императора, имевшие подобные имена: Константин, Константій и Констанс. Но между молодыми цісарями пришло к спорам и войны, и наконец остался живым только Константій II (337-361 гг.). Он был искренним сторонником христианства и в 354 г. приказал закрыть все языческие святыни. Но при том он хотел к супрематии над церковью и этим вызвал замешательство в христианском мире.

Под конец жизни Константія легионы в Галлии провозгласили императором его стрийового брата-Юлиана (360-363 гг.). Это был последний сторонник язычества на цесарском престоле. Историк Аммиан Марцеллин рассказывает: «От ранней молодости Юлиан наклонялся все больше к почитанию богов, а в меру, как рос, эта привязанность становилась все более страстной. Но через страх он прятал все, что делал, в самой большой тайне. Только когда отпали причины, которых [он] боялся, и когда увидел, что пришло время, что может действовать свободно, открыл тайну своего сердца и в открытых, решительных распорядкам приказал открыть святыни и уважения богам составлять жертвенных зверей. Но чтобы укрепить следствие своих постановлений, он допустил до своего двора рассорившихся лидеров христиан и призвал их, чтобы оставили споры и чтобы каждый спокойно служил своей религии».

Юлиан, которого христиане назвали Апостатом (отступником), сначала не агрессивно выступал против христианства, а только пытался восстановить древние греко-римские верования. Он вырос на студиях греческой философии, был сторонником неоплатонизма и представлял себе, что древний культ можно обновить на новых основах. Сам принял правительство высшего жреца и старался преобразовать языческую религиозную организацию наподобие христианской иерархии: назначении в разных провинциях начальных жрецов, будто епископов, которым должны подлежать жреческие коллегии различных святынь. Юлиан начал высылать в начальных жрецов послание, указывал им пути честной жизни и склонял к харитативной труда. В одном письме писал так: «Прикажи жрецам, чтобы не ходили в театры, не пили по кабакам и не предавались никаким штукам и позорным занятием. В каждом городе уладжуй гостеприимные дома, чтобы чужие люди, не только из наших, но и из других, если нуждаются Лук Константина Великого в Риме

помощи, могли пользоваться нашей любви к ближнему. Потому что это позорная вещь, что никто из иудеев не просит милостыни, а эти безбожные галілейці, кроме своих людей, питают и наших, потому что наши совершенно не имеют от нас помощи. Учи внзнавців эллинской религии, чтобы причинялися до таких дел, - прихиляй их к такой благотворительности и учи их, что у нас так бывало от древних времен...»

Но Юлиан спустя недолгое время убедился, что его идеи не принимаются в гражданстве, и древний культ уже безвозвратно потерял свои творческие силы. Тогда цесарь заострил свое положение христиан. Прежде всего он старался вызвать борьбу между самими христианами и поэтому в 361 г. отозвал из ссылки разных еретиков, их осудил Константій. Он имел надежду, что несогласные между собой христианские секты сами себя истребят. В 362 г. он провозгласил запрет христианским учителям учить в школах, чем хотел устранить влияние церкви со школы. Кровавых преследований не уладжував, считал их противными культуре, но не наказывал тех, что делали нападения на церкви и священников.

Юлиан недолго был у власти: в 363 г. отправился в поход на персов, неосторожно сам пошел в бой и добыл тяжелую рану, от которой и умер. Христианская традиция повествовала, что когда ударил его вражеское копье, он увидел в этом Божью кару и крикнул: «Ты победил, Галілеянине!»

Переселение народов. На Юлиане вымерла династия Константина Великого. По кратком владении Иовіана (362-364 гг.), что вернул права христианству, основал новую династию император Валентиниан (364-375 гг.), что правил совместно с братом Валенсом (364-378 гг.). За его сына Грациана (375-383 гг.) крупнейшим событием было начало переселения народов.

В половине IV в. по Хр. в Европе появился монгольский народ гунны. Они долгие времена проживали в соседстве Китая, и китайцы не раз вели войны с племенем «хун-ну». По неизвестным причинам они отправились на запад и поселились над Волгой. * Историк Аммиан Марцеллин подает полный ужасы описание их быта и обычаев: «Они дикие сверх всякой меры. Когда родится парень, перерезают ему глубоко лицо мечом, чтобы на этом месте не выросло волос. Они небольшого роста, но коренастые, с крепким телом и грубой шеей, а выглядят так устрашающе, что можно бы их взять за двуногих зверей или незугарно обработанные деревянные фигуры, что их ставят на перилах мостов. Ведут дикий образ жизни, что до еды не употребляют ни огня, ни другой заправки, но питаются корнями диких растений и полусырым звериным мясом, а кладут его на конский хребет под сидження1 и таким образом разогревают и смягчают... В бой бросаются беспорядочно со страшным криком. Удобные, подвижные и быстрые, если встретят сопротивление, не раз разбегаются, а когда вражеская лава разобьется, заворачивают и разбивают ее в страшной разные. их способ борьбы заключается в том, что издали бросают стрелы с искусными костяными остриями, а вблизи воюют мечами, совершенно не оглядываясь вне себя; когда же враг засло-ется от удара меча, набрасывают на него петлю из шнура, настигают его и валят с коня или с ног. Во время перемирия они вероломные, непостоянны и изменчивы, идут за первым попавшимся обманом и с необыкновенной страстью поддаются воле, что их за собой тянет. Словно неразумные звери, они не различают, что хорошо, а что худо, лживые и лицемерные, не вяжутся никакими предписаниями религии ни даже предрассудками, а только горят безоглядной жаждой золота».

Добрый пастырь. Старохристиян-ская резьба"

В 375 г. гунны двинулись с берегов Волги и далее на запад и ударили на племена, заселяли Восточную и Среднюю Европу. Настун дикой жестокой орды вызвал необычный переполох у всех народов, и началось массовое бегство на запад. Это и было начало

«великого переселения народов». Сильнее всего зашевелились германы. Уже от трех веков они перли на запад, а задерживали их только хорошо укрепленные римские границы. Теперь, когда силы Рима ослабли, тяжело было их задержать. Гунны уничтожили великую державу остроготів над Днепром и Днестром, а потом ударили на их западных соседей - візиготів. Тогда візиготи начали просить императора Валенса, чтобы позволил им переправиться через Дунай и поселиться во Фракии. Валене знал их как храброе и упорное племя и задумал образовать из них пограничное войско. По его согласию 10000 готов перешли через Дунай на римскую территорию. Но свободны германы не умели поддаваться острой римской дисциплине и начали ворохобитися. им на помощь подоспели другие германские отряды и даже часть гуннов. Валене пытался задержать наступление варваров, но его силы были невелики, и в сражении под Адрианополем в августе 378 г. он пал.

Грациан убрал себе за співрегента выдающегося полководца Феодосия (379-395 гг.). Он был родом из Испании, не получил высшего образования, но отличался бистрим умом и большой энергией. Жизнь вел простой, не любил выделяться цесарским одеждой, для всех был доступен и ласковый, так что сравнивали его с Траяном. Только против человеческой нечестности бросался в безудержный гнев и тогда издавал строгие распорядки, а позже раскаивался в том.

Новый император успокоил готов и взялся за приведение в порядок государства. Много внимания посвящал церковным делам. Вш остро выступил против арианства и с эдиктом 380 г. поручил всем подданным обязательно принять решение Никейского собора. В 381 г. в Константинополе состоялся Второй Вселенский собор, утвердивший никейские постановления и приговорил аріанські выступления епископа Македония. Сам Феод осий проявлял необыкновенную честь епископам и своим примером указывал, как его подданные должны относиться к церкви.

Перед смертью в 395 г. Феодосии! разделил государство между двумя сыновьями - Аркадием, что должен владеть на востоке, и Гонорием, которому дал западные провинции. Назверх государство задержала одноцільність, оба императоры совместно издавали законы и назначали чиновников, но в действительности появились уже два отдельные центры - Рим и Константинополь, и каждый из них шел своим отдельным путем.

Упадок западного цісарства. В западной части государства от имени малолетнего Г о н о р и я (395-423 гг.) правил начальный вождь - талантливый вандал Стиліх. Он послужил государству тем, что задержал поход германов На Италию. В 401 г. он разбил отряды візиготів под Вероной, в 405 г. разгромил под Флоренцией большое германское войско, что мало числити 200 000 человек. Но через дворцовые интриги Стиліха наказали смертью. В 410 г. візиготський король Аларих с новыми отрядами вошел в середину Италии іздобув Рим. Это событие потрясло весь тогдашний мир, ибо от времени наезда галлов (в 390 г. до Хр.) Рим никогда не был во вражеских руках. Аларих прошел вдоль всю Италию, но, к счастью для Рима, вскоре умер. Чтобы успокоить варваров, император был принужден отдать новому королю візиготів Атаульфові за женщину свою сестру Плацидію, что ее германы взяли были в плен. Королева получила от своего мужа как брачный дар 12 золотых тарелок, заполненных драгоценными камнями, заграбованим в Риме. Германских наїздників император попал в свое войско и разделил между ними свободные земли. Таким образом германы стали земледельцами и потому, что нашлись между густым римским населением, скоро зроманізувалися.

За владение Вацентиніана III (424-455 pp.) на Галлию напал грозный король гуннов-А т т и л а, которого звали «божьим кнутом». Как причину войны указывали на то, что Аттила желал добыть в жены сестру императора Валентиниана - Гонорію. Сама княжна, увлеченная славой варварского царя, давала на это согласие, но императорский двор не хотел на это согласиться. Тогда Аттила двинулся на Галлию. До боя пришло наКаталаун-ских полях, в Шампани (круг Шалона над Пустой). По одной стороне стоял славный полководец Аэций с римскими войсками и союзными візиготами и аланами, во втором - Аттила во главе бесчисленных восточных племен. Історік Иордан писал: «Весь свита князей и начальников разных народов стоял при нем и все ждали приказы Аттили, и как только вш глазами давал знак, каждый без малейшего сопротивления, с большим страхом приближался, чтобы выполнить его распорядок. Аттила, король королей, над всеми проводил, сам всем рулил. Поощрены его словам полки бросились к бою. Враги приблизились, и начался большой, страшный бой, упорный и упрямый, равного которому не знает никакая древняя история. Если можно верить переказові, то поток с низкими берегами, переплывал через это поле, так стал прибывать через кровь, которая текла из ран воинов, переменился на бистру реку, а когда те, что через раны терпели жажду, черпали оттуда воду, пили кровь, которую пролили из ран...» Візиготи ударили очень сильно на гуннов, так что переломили их скамью, и сам Аттила едва не погиб и вынужден был укрыться в своем лагере. Это была последняя крупная победа римского оружия.

Аттила отступил за Рейн и в 452 г. неожиданно двинулся на Италию, угрожая, что посетит Рим. Ему навстречу, над реку Мінцій, вышел папа Лев И на главе цесарского посольства. Это впервые папа выступал в обороне Италии. В войске гуннов началась какая-то эпидемия, Аттила принял условия и повернул на север. В 453 г. он внезапно умер, и его государство вскоре обветшала, так что Римское государство відітхяула свобідніше.

Но в 455 г. на Италию исправился из Африки король вандалов Гензерих. Варвары завоевали Рим без препятствия и грабили йога две недели так дико, что «вандализм» вошло в присказку. Гензерих забирал не только золото, но все, что имело какую-в. ценность. «Не пощадил даже меди, ни ничего другого в императорских палатах; ограбил святилище Юпитера капитолийского, а даже забрал половину ее крыше, что был сделан из грубо позолоченной стали и имел величавый, удивления достойный вид». Забрал также в плен цисарску семью, а дочь Валентиниана, Евдокию, отдал в жены своему сыну.

Среди такого лихолетья західноримська государство окончательно пала. Германы творили уже большую часть войска и вели себя в Италии, как в своей земле. Не стало настоящих римлян, которые хотели бы и умели бы защищать свою родину. Конец цісарства пришел незаметно и неславно. Последним императором был малолетний Ромул (475-476 гг.), которого звали Августулом - «цісаренком». Против императорской управы взбунтовалось войско, а во главе его стал старшина императорских копейщиков - Одоакр из племени герулов или скірів. Он детронізував малого императора и сам провозгласил себя королем Италии. Так окончательно покінчалася царская власть в Риме. Східноримська государство просуществовала еще тысячу лет дольше.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую