lybs.ru
Счастье там, где страсть. / Лев Силенко


Книга: Всемирная история / Крипьякевич


Хозяйство и культура Рима

Земледелие. Любимым занятием римлян старых времен было земледелие. На широких низинах родилось буйное хлеб, и итальянский земледелец жил в благополучии и богатстве. Историк Плиний повествует, что фамилии виднейших римских семей выводили от родов хлеба или ярины, которую кто лучше управлял: Фабіїв-от боба, Лентулів-от чечевицы, Цицеронів-от гороха. В первые времена республики наибольшей наградой для заслуженных граждан считали такой кусок грунта, что его можно было вспахать за один день. Типом римлянина древней эпохи считали диктатора Цинцинатта, что собственными руками управлял свои четыре морга на Ватіканському горби и его просто от плуга народное собрание позвали к высшего государственного правительства. Хлеб так ценилось, что права 12 таблиц назначают смертную казнь на того, кто отважился бы выпасть посевы или срезать колосья.

Земледелие в Италии стояло на высоком уровне так долго, пока существовали малые и средние хозяйства. Позже изменились социальные отношения, мелкое крестьянство пошатнулось, а выросли крупные магнатские латифундии. Это подорвало развитие земледелия, поскольку крупным собственникам лучше выплачивалась кормление скота, и они забросили управу пашни. К упадку земледелия в Италии немало повлиял также привез дешевого зерна из провинций: итальянские продуценти1 не могли выдержать конкуренции с этим импортом и оставили труд на пашне. Широкие просторы Италии, на которых первое были умелые поля, стали заново диким степью. Различные реформаторы, начиная от Гракхов, пытались поднять крестьянство аграрными реформами, но более почтенных успехов не достигли. Земля осталась в руках крупных землевладельцев, и земледелие уже не поднялось из упадка. «Латифундии уничтожили Италию», - писал Плиний Старший.

Теорию земледелия первым подал цензор Катон Старший в книге «О управу пашни». Позже о сельском хозяйстве писал Марк Теренций Варрон в сочинении «О сельские дела», а Луций Юний Колумелла, хлебороб из Испании, дал целую энциклопедию агрономии. Римляне пользовались также чужостороннім опытом, особенно ценились карфагенські учебники земледелием. Издавна развивались в Риме огородничество и садоводство, больше управа винограда и маслины дерева. Позже римские вельможи при своих виллах развели великолепные сады и огороды.

За цісарства земледелие высоко стояло в Египте и Северной Африке, а большое значение имели также Сицилия, Сардиния, Испания, Галлия и черноморские колонии. Кроме продукции зерна, очень высоко развито виноградарство, особенно в Греции и в Галлии, так что Италия начала терять свое передовое положение. Чтобы спасать итальянских продуцентов, император Доміциан приказал повсюду в провинциях уничтожить половину виноградников, но этот эдикт не сдержал естественного развития этого участка садоводства. Оливковые деревья распространились на всех побережьях Средиземного моря, от Испании до Малой Азии, а что выращивание оливок было дешевое и давало большие выгоды, то даже мелкие собственники вращали свои пашни на оливковые сады. / В Италии до большого развития дошла кормление скота. От древнейших времен домашнего скота было здесь много, так что даже название Италии выводили от «вітеллюс» -- бычок. Когда же начало приходить в упадок земледелие, то скотоводство поднялось еще выше. Даже старый Катон, большой сторонник земледелия, считал, что скота можно иметь больше пользы, как с пашни. Рассказывали о нем анекдот, что на запрос какого-земледельца о том, какой участок хозяйства полезное, он ответил: «Добрая кормление скота». - «А дальше что?» - «Дальше слабая кормление скота». - «А потом что?» - «Бедствия кормление скота». - «А потом что?» - «Затем земледелие». В латифундиях держали больше овец, потому что шерсть нужна была для ткацкого промысла. Но и на том поле Италия позже пала, а достави скота перешли к провинций.

Промышленность и торговля. Римский промысел начался уже в первые времена республики, под влиянием этрусков и греков. Достаточно высоко стояли гончарные изделия, ткачество, а также развивались металлургический и ювелирный промыслы. Город Прене-сте было известно с изделия бронзовых пушок', т. н. цист, которые служили для укрытия бижутерии, благовоний и др. Эти пушки бывали украшены художественными узорами. В более поздние века итальянский промысел начал работать на экспорт. Богатые паны закладывали свои ремесленные верстати2, в которых работали их рабы, и эти заводы массово производили изделия, нужные в каждодневной жизни. Особенно широко развился ткацкий промысел, что доставлял государству шерстяные материи, потому что Италия имела довольно из шерсти собственных овец. В Этрурии и Кампании производили железное орудие и оружие, в других окрестностях распространился керамический промысел. Помпеянські находки, необыкновенно богаты и разнородны, указывают, до какого высокого уровня дошло римское промышленное производство.

За цісарства рядом с Италией развивалась промышленность также в провинциях. До высшего развития пришли прежде всего те страны, которые имели свои металлы, как Испания, Галлия и альпийские провинции. Хозяйственное орудие и оружие, что они доставляли, добыли себе широкую покупність. Галлия производила также хорошо полотно и шерстяные материи. Другие участки промышленности остались на Востоке. Малая Азия, Сирия, Египет производили дорогие материи, бронзовые изделия, стекло, кераміїсу и всякие образцовые изделия, особенно ювелирные. Ь ростом промысла и земледелия в различных частях государства развилась также большая торговля, занимавшая все средиземноморские страны. Италия благодаря своему осередньому положению имела ведущее место в торговом движении. Главным центром европейской торговли был сам Рим, с которого шли гостинцы - Фламіншська и Кассійська дороги-на север, в Галлии, альпийских стран и Иллирии, а водные пути - на все стороны. В своих провшціях римляне построили величественные каменные гостинцы, мосты, заезды и города, так что купеческая коммуникация развивалась выгодно во всех направлениях. От времен Августа повсюду уладжено государственные и частные почты, что очень помогали развитию торговли. Римские купцы доходили не только до границ государства, на Рейне и Дунае, но и переходили далеко за них. Повсюду в Средней Европе находятся богатые клады римских монет, римские изделия и другие памятники, свидетельствующие о том, какой великий был здесь торговый движение.

Рим был центром морской торговли. Его порт Остия разросся в большой город, и императоры неустанно развивали и распространяли портовые уладження. Рядом с Римом важное значение имели также порты Путеолі возле Неаполя и Брундисіум над Адриатическим морем. На востоке государства крупнейшими торговыми центрами были Константинополь, Милет, Антиохія, в Греции-Коринф, в Африке-Александрия и Карфаген, на западе - Новый Карфаген и Марсилія. Каждое из этих крупных торговищ имело свои сухопутные и морские пути, которые вели глубоко в соседние страны. Римские корабли посещали Атлантический океан, доездили до Британии, имела 'богатые руды цины, нужны для металургіїшого промысла. -Над Балтіїіського моря, через германские земли, приходил янтарь. Черноморские страны доставляли меха, кожи и хлеба. Из Ирана привлекали диких зверей в цирковых игрищ. Через Египет шел давнішнлях до Эфиопии и Судана, где можно было добыть слоновую кость, золото и драгоценные пахучее дерево. Красным морем и Индийским океаном римские купцы достигли Индии и индийских островов и спроваживали оттуда корни, изделия из слоновой кости, драгоценных камней, благовония. Тем самым путем, а также через Иран и Среднюю Азию, шла торговля с Китаем, что вывозил свой шелк и другие материи. Римская торговля впервые в истории принимает характер действительно всемирный и лучить тесными связями три континента.

Религия. В религиозной творчества римляне не отличались таким буйным воображением, как греки. в их верованиях пробивается трезвый и практический ум человека, не имела времени на широкие роздумування. римляне замечали повсюду проявления божьего естества, как в ближайшей домашней обстанові, так и в природе. домашними дверями занимался бог янус, костром - богиня веста, кладовой - боги пенати. опекуном огня был вулкан, отарами заботился фавн, засівами - сатурн, церера и много других богов. христианский писатель св. августин в своем сочинении «о боже царство» так пишет об этих римские верования: «трудно на одном месте вычислить все имена богов и богинь, которые древние римляне едва могли в своих книгах списать, каждой вещи придавая соответствующее божество. они думали, что опеки над земледелием нельзя поручить одному богу, но пашню отдавали под покров богини русины, горные хребты - богу югатинові, бугорки-ко-латыни, долины - валонії. не хватало им одного богини посевов сегеції: засеянное зерно отдавали они в опеку сеи, когда зерно кільчилося - занималась им прозерпина, когда на стебле творились коленца - бог нодот, когда

амур и психея, помпеянське стебель вязалось в ножны - бостінпе мальовгию гиня волютина, когда влагалища открывались и выходил колос - пателана, когда из колосьев творился равный лан - го-стиліна... розквітлим хлебом заботилась флора, когда зерно было еще в мягком состоянии - лактурн, когда достигало-матута, когда время жатвы приближался - рунцина. каждый в своем доме имеет одного дворника, а они поместили здесь аж трех богов: двери отдали под опеку Форкула, петли-под опеку Кордеї, а порог - под покров Лиментина!»

Наибольшее значение имели боги Юпитер-бог неба и света, Марс - бог весны, Квірин - бог войны, Янус - бог начала, Веста - опекунша домашнего очага, Минерва - богиня ремесел. Позже римская религия подпала под влияние греческой, так что древние италийские божества принимали вид эллинских богов. Так появились идентичные божества: Юпитер-Зевс, Юнона - Гера, Марс - Арес, Минерва - Афина, Венера - Афродита, Диана - Артемида, Церера - Деметра, Вулкан - Гефест, Меркурий - Гермес, Амур - Эрос, Нептун - Посейдон.

Римляне относились к своим божествам с далеко большим уважением и благоговением, чем греки. Не было в них шуточных рассказов и веселых анекдотов о богах, - римлянин приступал к нему с уважением и доверием. Римский культ отличался большой формалистикой. Кто хотел добыть себе успех, должен был знать, какому богу отдать себя в опеку и в какой способ его молить. Богослужебные предписания были очень подробные и дрібничкові, а когда кто занехаював некую предписанную формулу или обряд, то вся жертва становилась неважной. Не раз ту же молитву повторяли несколько раз, чтобы ее выполнить согласно предписаниям.

Жертвы от имени семьи составлял отец, от государства - чиновники с помощью жрецов. Жрецов в Риме было очень много, и они имели большое значение в гражданстве. Верховное место имел самый высокий жрец, т. н. п о н т и ф есть к с м а кх ы-м у с, которого избирали на трибунальних собрании. Он имел надзор над всеми жрецами и выполнял над ними дисциплинарную власть. В начале каждого месяца он составлял жертву за счастье государства. Рядом с понтифексом большое значение имел король жертв («рэке сакрорум»). Это название указывает, что он перенял религиозные обязанности по древних королях. Другие категории жрецов творили фламіни, луперки, рільні братья, салії, фециалы. Отгадыванием будущего занимались авгури и гаруспіки. Авгури гадали больше с лету птиц и явлений на небе. Знаки, которые показывались с правой стороны, считались за счастливые, а левой - за неблагоприятные. Гаруспіки выясняли значение молний и громов и гадали по крови жертвенных зверей. В большом почете в Риме были сивіллінєькі книги, которые должен был купить последний король, Тарквіяій Гордый, от гадалки Сивілли. Они были написаны греческими гекзаметрами и содержали в себе ворожбы, которые относились к событиям в Риме. В трудные минуты отдельные жрецы на призыв сената искали советы в этих священных книгах.

Строительство. Величайшим проявлением художественной деятельности римлян было строительство. Здесь оказались самые ценные приметы римского ума: ясность мысли и смысл монументальности. Начала своего строительства римляне не создали сами, а опирались в строительстве на то, что дали им этруски. Важнейшими достижениями этрусской архитектуры были луки и с к л е п и н н я. Того способа строения не употребляли ни египтяне, ни греки, и редко он встречался и в строительстве Месопотамии. Только этруски это искусство усовершенствовали, а римляне пошли по их следам. Лук строили из камня, вытесанного в клинья, а луки лучили в различные виды сводов. Этот способ строительства в первую очередь появился в крупных бытовых строениях, как водопроводы и каналы (клоаки), а позже - в строении святынь, триумфальных луков и др. От этрусков римляне переняли также общий план святыни и некоторые украшения. В более поздние времена, от IV в. до Хр., римская архитектура подверглась цід греческое влияние. От греков римляне переняли восхищения к колоннад и греческие архитектурные стили, особенно ионический и коринфский. Но римские художники не придерживаетесь своих образцов рабски, а разные элементы чужого искусства злучували в новые целости. Так, например, появились комбинированные іонічно-корінфські колонны, в которых капитель состояла из аканфового листья и приміщених над ней волют. В римских строениях встречаем также полуколонны, вделанные в стены, четырехугольные столбы-філяри и пилястры, то есть філяри, помещении в стенах. Стены часто были украшены аркадами, то есть лугами, опертими на колонны или пилястры. Более гзимсами стен ставили т.н. аттики, то есть стенки, получені філярами и украшены плоскоризьбамы. Римляне любовались в богатой орнаментике и все свободные пространства стен заполняли украшениями в виде листьев, цветов и др.

Римские святыни были подобные греческих всего тем, что имели четырехугольный план и колоннаду. Реже бывали округлые святыни, как, например, старинная святыня Вести.

Самые величавіша римская святыня - это Пантеон, что ее построил зять императора Августа - Марк Агриппа в честь всех богов. Это круглое здание, с проміром на 43 м и такой же высоты, покрыта копулою; к ней достроен передсинок, опирающийся на колонны.

Правительственные здания, т. н. б а с и л и к и, •- это были просторные сооружения, разделенное рядами колонн на 3-5 нав. Потолок плоская или в виде свода. В базиликах заседали суды, для судей задаваемые там повышенные трибуны. Для сборов и проходів1 служили открытые галереи, так же, как в Греции. Специальности Рима были термы - публичные бани, которые были также местами ступеней римского дворянства. Термы состояли из купальных бассейнов с зимною2 и теплой водой и просторных залов, где происходили гимнастические упражнения, музыкальные пописи, видчиты, дискуссии и др. В термах Каракаллы самый большой зал имел 50 м в длину и 25 м в ширину. Термы Діоклеті-ана имели поместить 3200 человек.

Надгробный памятник семьи Юлиев в Сен-Реми во Франции

Большие размеры имели римские театры и цир-к и. Амфитеатр Флавиев, названный так от учредителей-императорах Веснасіана и Тита, был 77 м длиной и 48 м в ширину. Он был украшен четырьмя кондигнаціями аркад: в партере были колонны в тосканском стиле (подобные дорічних, но не желоб-кованые и оперты на основание), на первом этаже - ионические, на втором - корінфські, на высшем - пилястры с коринфскими капителями. Из цирков крупнейший - «Максиму с» - имел 640 м длиной.

В епоху. цісарства появились новые достопримечательности, а именно колонны и триумфальные луки. До наших времен спрятались две колонны, а именно колонна Траяна, высокая на 43 м, на которой изображены сцены из борьбы с даками, и колонна Марка Аврелия, со сценами войн с германами. Триумфальных луков было очень много, потому что строили их все выдающиеся императоры. До наших дней сохранились три луки: Тита - с плоскоризьбамы с войны с иудеями. Семтимія Севера - с похода на парфян - и Константина Великого. Сцены, изображенные на лугах и колоннах, дают необыкновенно ценный материал для познания римского военного жизни. Величавыми строениями были также цесарские гробницы. Лучше всего сохранился мавзолей Адриана, в средневековье заменен на замок Св. Ангела.

Памятники римской архитектуры находим не только в Риме и Италии, но также во всех провшціях, как далеко достигала римская власть - от Испании, Галлии и Британии до Африки и Азии.

Резьба и живопись. Римляне в резьбе были учениками греков и вне уровень учеников вышли недалеко. Как только римская аристократия узнала ближе Грецию, бросилась между ней мода собирать памятники греческого искусства. В своей жажде получить как можно больше и наилучшие художественные произведения римляне не колебались допускать даже обычного разбоя и грабежа.

Вроде греков римляне начали творить и свою скульптуру. Но в том не показали большого таланта, так что ни одно имя різьбаря не стало действительно славное. Наибольший успех имела портретная резьба. В Риме издавна был обычай прятать восковые маски предков, а позже начали творить прочные каменные бюсты. Таких резьб спряталось множество-императорах, полководцах, выдающихся чиновников, всяких господ и их женщин. В резьбе господствовали разные направления: архаичный, что хотел до крайней простоты, идеалистический, фигурам предоставлял идеальные черты, и в конце реалистичный. Наподобие эллинских юношеских фигур сделана статуя Антиноя-любимца Адриана, что во время быта императора в Египте бросился к Нилу, чтобы этим жертвенным актом продолжить цисарское жизни. Из реалистичных резьб ценную считают портрет императора-братовбивникаКаракал-ли с жестоким лицом.

Высоко развилась римская плоскорізьба на стенах святынь, гробовых памятниках и триумфальных лугах. Осталось также много памятников декоративной резьбы на предметах

домашней обстановка, металлической посуде и др. Особо ценные т. н. геммы, то есть благородные камни с вырванными на них украшениями.

Римское живопись эпохи цісарства знаем с помпеянсь-ких фресок. Стену делили конечно рисованными пилястрами на три части и на свободных полях изображали пейзажи с полями, садами, цветниками, фигуры богов, мифологические сцены, образы из хозяйственной жизни, охоты, рыболовства, свадебные сцены, игры, танки и др. Такие мальовила в простых, но ярких красках необыкновенно оживлювали комнату.

Вроде Востока в Риме принялась также мозаика, в которой изображали портреты, мифологические сцены и даже крупные исторические образы. Так, например, образ борьбы Александра Великого с Дарием происходит с помпеянських мозаик.

Писательство. Римляне в первые века своей истории не имели никакого писательства. В более поздней традиции за первые литературные произведения считали право 12 таблиц и религиозные гимны. Римская литература начала развиваться только под греческим влиянием. Отцом ее должен был быть Марк Ливий Андроник - освобожденный раб, что в III в. до Хр. перевел неумелым стихом «Одиссею». Его примеру Гней умственных и физических описал стихами Первую Пунічну войну, а Квинт Еній составил национальную эпопею, посвященную римской истории от времен Энея.

До высшего развития римское писательство доходит только при конце республики. Виднейшим представителем прозы был Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до Хр.). Он добыл себе славу прежде всего как бесідник. Свои речи он произносил на народном собрании, в сенате и в судах, а затем публиковал как литературные произведения. Он составил таких речей свыше 100, а половина их спряталась до новых времен. Найголоснішими из этих речей были против Катилины и «филиппики» против Антония. Он составил также теорию бесідництва, в которой превратил и усовершенствовал греческую риторику. Большую известность получили также Цицеро-новые письма, которых осталось круг 1000. Цицерон был мастером прозы, латинский язык развил и довел до подлинно литературного уровня, создал ясный, художественный стиль.

Одновременно с прозой к все высшего уровня доходила поэзия. Современник Цицерона, Тит Лукреций Кар (100 - 55 гг. до Хр.), написал гекзаметрами философическую поэму «О природе вещей». Гай Валерий К а т у л л (87-54 гг. до Хр.) создал любовную лирику.

Самым славным национальным поэтом стал Публий В е р г и л и й Марон (70-19 гг. до Хр.), что в своей знаменитой «Энеиде» изобразил начала Римского государства. Эта эпопея сложенная наподобие «Илиады» и «Одиссеи», но поэт сумел чужие мотивы превратить оригинальным способом и дал поэму, навеянную римским духом. Это была любимая лектура римлян и школьный учебник для молодежи, цінений как на содержание, так и учитывая язык и стиль. Вергилий писал также лирические стихи, а именно «Буколики», или пастырские песни, а также дал «Георгики» - поэтическое описание земледельческих занятий.

Современником Вергилия был Квинт г о р а ц и и Флакк (65 - 8 гг. до Хр.). Наибольшую славу добыли ему «Песни», в которых {он воспевал спокойную жизнь, гражданские добродетели, приязнь, любовь и погідну епікурейську философию. Не меньшее значение имели его сатиры, в них изобразил смешные типы своих современников из разных классов и кругов гражданства. Его лозунгом было «насміхом поправлять обычаи».

Гораций и Вергилий жили под особой протекцией императора Августа и его художественного советника Мецената и в благополучии и выгоде могли писать большие произведения.

Третий великий лирик того времени - это Публий в в и д е Назон (43 г. до Хр. - 17 г. по Хр.). Он занимался главным образом любовной лирикой в сборниках: «Книга любви», «Искусство любви», «Лекарство на любовь», «Письма» и др. Мифологические темы проработал в «Метаморфозах» и поэтическом календаре «Фасті». В 8 г. по Хр. император Август сослал Овидия за какую-то, ближе неизвестную, вину в Тома над Черным морем (недалеко [от] нынешней Констанцы), и там поэт находился до смерти. В ссылке появились лирические сборники «Книги печали» и «Письма с берегов Черного моря».

В золотом возрасте римской литературы, за цісарства, жило еще несколько выдающихся писателей: Альбій Т и б у л (54-19) и Сикст Проперций (49-15) - писали элегии; Марк Анней г Л у к а н (39-65) - поэму о войне Помпея с Цезарем «Фарсалія»; Децим Юний Ю в е н а л (67-147) - сатиры; Марк Валерий М а р ц и а л (40-98 pp. по Хр.) - эпиграммы; невольник Ф есть д р (i в. по Хр.) - басни; Тит П е т р о и и й Арбитр (умер в 66 г. по Хр.) - сатиры; А п у л е й (II в. по Хр.) - повесть «Метаморфозы».

Драматического литературы римляне не создали. До театра они относились с некоторым пренебрежением, как к игрищ, неподходящих для свободных людей. По республики добыли себе огласку два авторы комедий: Тит Макций Плавт (254-148) и Публий Т есть р есть н ц и и Афер (190-159 гг. до Хр.). Но позже они не нашли талантливых подражателей.

Историография. Древнейшими римскими историками были т. н. а н а л и с т ы, то есть летописцы, что списывали хронологически главные события прошлого (например, Фабий Піктор). Первым визначнішим историком был Марк Порций Катон Цензоры (т. наз. Старший), что в книге «Начала» подал историю Рима от основания города до 149 г. Более поздние анналісти устроили научный метод и критичнее относились к древних преданий.

Первые образцы классического дієписання дал Гай Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне», в которых описал завоевание Галлии в 58-52 pp. Он ввел в историографию стиль ясный, простой, без лишних украшений, но именно через то хорош и интересен. Военные события он описывает кратко и обстоятельно, как опытный солдат и полководец, а также дает яркие описания обычаев галльских племен. Второй славный произведение Цезаря - «Записки о домашнюю войну», то есть о борьбе с Помпеем в 49-48 гг.

Современник и сторонник Цезаря, Гай Саллустій Крисп (86-35 pp.), описал війнуз Югуртою 111-105 гг. и заговор Катилины в 63 г. Он брал себе за образец Фукидида, давал хорошо обдуманные характеристики действующих лиц, стиль употреблял сложный и штудерний, прикладывал большой вес до моральной оценки лиц и событий. Меньшим талантом отличался Публий Корнелий Нэп (100-30 pp.), что составил целый ряд жизнеописаний знаменитых людей, как римлян, так и других народов. Его легкий стиль сделал его популярным в школах. Первым исследователем римской старины был Марк Теренций В а р р о н (род. в 116 г. до Хр.). Он написал круг 720 книг исторического содержания; с внимания на его большие знания звали его полігістором.

Составить полную римскую историю старался Тит Ливий (59 г. до Хр. -17 г. по Хр.) в «Книгах от основания Рима». Он не был критическим исследователем, пользовался всякими источниками без разбора, а главное соревнование прикладывал к тому, чтобы подать хороший, художественное изложение. Как стилист он занимал одно из первых мест среди римских историков и имел большое воспитательное воздействие на гражданство, указывая ему образцы гражданских добродетелей в прошлом.

Крупнейшим римским историком был Публий Корнелий Тацит (55-120 гг. по Хр.). В своих «Анналах» и «Истории» он дал историю цісарства от Тиберия до Домициана. Тацит был необычным психологом и знатоком человеческой души, умел войти глубоко в понимание мотивов, которыми руководствовались действующие лица, и дал первостепенные характеристики выдающихся императоров. Так же" в широких линиях умел изобразить строй Римской империи и исторические силы, которые на нее влияли. Он старался писать «без злости и привязанности», но его симпатии были на стороне республики и аристократии.

Биографии императоров подал также Гай С в е т о н и и Транквилл (II ст.)-секретарь Адриана, но он больше интересовался дворовыми скандальными историями, чем настоящей историей.

Науки и философия. В других участках науки римляне оставили немного оригинальных произведений - они больше следовали греков. Истоки римской филологии дал упоминавшийся уже Варрон в трактате «О римский язык». Элий Донат (IV в. до Хр.) и Присциан (V ст.) составили основные грамматики латинского языка. О риторику несколько трактатов написал Цицерон, а позже Марк Фабий Квінтиліан (35-35 pp. по Хр.) составил большой учебник «Основы бе-сідництва».

В естественных науках наибольшим авторитетом был Гай П л и н и и, т. наз. Старший (23-79 гг. по Хр.), что написал энциклопедический сочинение «История природы»; здесь содержались зоология, ботаника, минералогия, физика, астрономия, медицина. Плиний исследовал первый взрыв Везувия в 79 г. и погиб при том от трійливих1 газов. Философ Сенека оставил сочинение «Естественные вопросы». Географическое описание старинного мира подал Помпоний Мелла (И ст.) в книге «О географии».

На поле философии римляне также проявляли немного оригинального творчества, а больше шли за греками. На греческой философии опер свои взгляды Цицерон - первый римский философ. Он был сторонником стоицизма и в своих письмах «Об обязанностях», «О дружбе», «О старости» и др. проповедовал поміркування и обязательность.

Антиной, любимец императора

Адриана, жертвовал за цисаря

свою жизнь. Резьба

Стоиком был также Луций Анней Сенека (4-65 гг. no Хр.), из испанского рода, известный как учитель императора Нерона. Он оставил много трактатов, диалогов и писем, в которых обсуждал главным образом этические вопросы. Он проповедовал равенство людей, согласие, кротость, милосердие-идеи, которые приближали его науки до христианства, и поэтому первые христианские писатели охотно пользовались его аргументами. К стоїцької школы принадлежал также император Марк Аврелий, о взглядах которого уже упомянуто в другом месте. Стоїцька философия имела большое влияние на римское жизни. Сторонники древней римской строгости и добродетели находили в ней родственные взгляды и охотно пользовались ими при своих реформационных соревнованиях. Но среди высших классов было также немало сторонников епікуреїзму, кличи которого часто встречаем в римских поэтов. Эти эпикурейцы даже науку трактовали как источник развлечения и потребления. Один из них выразил это характеристическими словами: «Довольно уже создали те, что были перед нами; нам время розглянутися в их произведениях, и искать в них роскоши».

Римляне на поле духовной культуры были все учениками греков. «Завоеванная Греция завоевала победителей, римлян», - такой присказкой римские писатели охарактеризовали отношение Рима к Эллады. Не в области философии, науки или искусства оказалась величие римлян, а на другом поле - в организации государства. Рим освоил огромные пространства на трех континентах, завоевал народы разного происхождения и культуры и сумел объединить их в одну могущественную империю. Римское право, римская администрация и суд, римское войско, римская хозяйственная система -- это были те силы, связывавшим Восток и Запад в нераздельную ціліеть. На этой основе развивалась совместная греческо-римская культура, которая впоследствии стала основой цивилизации новых народов.

Книга: Всемирная история / Крипьякевич

СОДЕРЖАНИЕ

1. Всемирная история / Крипьякевич
2. Начала и могущество Египта
3. Упадок Египта
4. Устройство и хозяйство Египта
5. Египетская культура
6. Месопотамия
7. Западная Азия и Иран
8. Индия и Восточная Азия
9. Эллада. Начала греческой истории
10. Греческие государства
11. Персидские войны
12. Афинское государство
13. Пелопоннесская война и упадок Греции
14. Македонский государство
15. Быт и искусство Греции
16. Литература и наука
17. Истоки римского государства
18. Завоевание Галлии
19. Война с Карфагеном
20. Завоевание Востока
21. Аграрные реформы
22. Марий и Сулла
23. Упадок Республики
24. Юлий Цезарь
25. Октавиан Август
26. Золотой век Цісарства
27. Упадок Римского государства
28. Хозяйство и культура Рима
29. Восточная Европа в древние времена

На предыдущую