lybs.ru
А вы любите свою окрадену семью,- и за ней силы до смерти и даже душу положить! / Михаил Старицкий


Книга: Конспект лекций Этика


Конспект лекций Этика

Этика - наука о морали: ее природу, сущность, специфику, роль и место в развитии человека. Она изучает особую сферу человеческой деятельности, ее закономерности и проявления в исторической практике людей, в моральных взглядах, в структуре морального сознания.

Этика не создает морали. Последняя возникает и развивается в сожительстве людей как способ межчеловеческих отношений. Особенность этих (моральных) отношений заключается в том, что в них общественная сущность человека выражена в потребности сопричастности с другим, обществом, реализуется непосредственно в отношении к другому как к человеку, определяет цель нравственных отношений и соответствующие ей средства достижения. Поэтому со времен Аристотеля моральные отношения выделяются в их своеобразии как межчеловеческие, определяются как отношения непосредственно между людьми в отличие от производственных, правовых и т.д., в которых отношение человека к другому, общества опосредованное производством продукта, законом и т. п.

Духовный характер нравственной деятельности раскрывается и в ее продукте - нравственных ценностях, которые не имеют вещественного выражения и не поддаются моделированию, изменениям (подобно правовых законов) извне. Моральные ценности охватывают внутренний мир человека, выраженный в общественной жизни, определяются как неписаные законы, возникают непосредственно в моральной деятельности людей как ее продукт - настоящая общность - человечность. Спадкоємно развиваясь, нравственные ценности составляют основу морального деятельности в ее общечеловеческом смысле.

Таким образом, в моральных ценностях выраженная специфика нравственной деятельности, ее смысл для человеческого развития, всеісторичний характер морали. Все это свидетельствует, что мораль является родовой деятельностью человека, внутренне присущей процессу эволюционного развития человечества. Сегодня эта роль морали все больше осознается людьми и закрепляется в понимании ее судьбоносного значения. В то же время исторически конкретные этапы развития нравственной деятельности существенно различаются между собой. В зависимости от социально-исторических условий меняются и содержание морального сознания, функционирования выработанных человечеством нравственных ценностей.

Объясняя эти особенности в развитии нравственности тем, что в ней реализуются истинно общественные отношения, а их развитие не совпадает с социальным прогрессом, ученые видят в противоречивом характере развития нравственности основания для изучения исторически изменяемых этических теорий, этики как науки в целом.

Этика определяется как наука, в которой осмысливаются, обобщаются, систематизируются исторические формы нравственности, формируются этические доктрины, теории, объясняющие природу, функции морали, закономерности ее развития. Итак, этика обращена к сложному миру человека, его родовой общественной сущности, которая реализуется в нравственной деятельности живых, конкретных, целостных индивидов.

Нетождественность нравственности этике, разрабатываемым последней доктринам проявляется многоаспектный и составляет отдельную область исследования. Так, при изучении внутренних, глубинных процессов нравственного развития человека этика выступает в союзе с психологией, раскрывая своеобразие нравственных чувств, нравственного сознания, механизм ее возникновения и реализации в жизнедеятельности людей. Вместе с тем будет ошибкой полагать, что полученные знания - результат зеркального отражения бесстрастно наблюдаемых процессов. Этический анализ является познанием «неуловимого», что не поддается количественному измерению. Этот анализ не оказывается непосредственно в предметно (речево) осязаемом продукте, является результатом духовного, нравственного отношения. Предмет, мотивы, способы осуществления и результат этого анализа составляют отрасль духовной деятельности людей. Этические знания и процесс осмысления нравственности предполагают понимание последней. Достичь понимания своеобразия нравственности через обобщение количественных, внешних, предметно выраженных проявлений нельзя. Чувство любви, стыда, достоинства, долга открываются пониманию лишь в контексте нравственных отношений, породивших их, и как переживания закреплены наукой в понятии «сопереживание».

Та или иная научная интерпретация морали в значительной мере зависит от такого понимания. За отношением к нему мы определяем истинность или неістинність этических знаний, утверждаем, что специфика нравственной деятельности определяет особенности этики как науки.

Рассматривая нравственность в ее практическом значении для человеческого способа отношения к миру в целом, выраженную в моральном общении способность человека соотносить себя с другими людьми, руководствуясь понятиями позорного или достойного человека, мы возлагаем в основу анализа представления о мере человечности, имея в виду степень общественного развития человека. Проявления нравственности в жизнедеятельности конкретных индивидов определяются как добродетель, порядочность, человечность. То есть критерием нашей оценки являются суждения о природе человека и своеобразие ее проявления в моральной деятельности.

Такие знания приобретаются с моральной деятельности и производимых в ней ценностей. Например, стремление стать добродетельным, которое возникло в результате умозаключений, недостаточное ни для его осуществления, ни для понимания того, что и как следует достичь. Поезд стать добродетельным остается поездом и способен служить лишь сентенции о том, что добрыми намерениями вымощена дорога в ад. Только реа-лізуючись в отношении к другому как к человеку, способность к такого акта является сущностной силой человека, силой, благодаря которой возможность, выраженная в стремлении, становится реальностью. В этом можно убедиться на таком примере. Все хотят любви. И главным условием для осуществления стремление является становление определенных моральных отношений. Увидеть в другом личность, человека в его индивидуально-неповторимом проявлении и является способом формирования сущностной, творческой силы, что порождает чувство любви.

Эти соображения имеют односторонний характер и не предусматривают раскрытия генезиса любви. их цель заключается в том, чтобы подчеркнуть, что этические знания приобретаются из живой ткани нравственных отношений, зависят от понимания, которое своими корнями уходит основы внутреннего мира человека, его чувств и переживаний и открывается в моральной деятельности. При решении таких задач ученые получают знания о нравственности. Следовательно, этика не просто отражает свой предмет, а через характер упоминаемого понимание является выражением и продолжением нравственной деятельности.

Ученый должен понимать нравственность и осмысливать ее, раскрывать ее общечеловеческий смысл и конкретно-историческое содержание, стремиться к истине о нравственности и распознавать ее через умонастроения своей эпохи, опираться на знания о природе, сущности человека и воспроизводить исторически-конкретные периоды развития и проявления нравственности во внутреннем мире индивида через его отношение к другим людям. Таким является сложный объект, что оборачивается то одной, то другой гранью в процессе исторического развития нравственности и разворачивается в предмет изучения этической науки.

Этимологически слово «этика» возникает из слова «ethos», которое выступает как термин, сперва означал привычное место обитания (ethos человека, ethos зверя), который уточнялся с тем по смыслу для обозначения устойчивого характера явлений. В отношении человека смысл устойчивого характера ее существования - ethos'a человека - определяется через быт, обычаи, характер.

В таком же значении позже у римлян со слова mos (mores), которое означало нрав, обычай, характер, образуется термин moralitas - мораль. Употребление этих терминов для отображения одного и того же содержания в давние времена указывает, во-первых, на теищо нравы и обычаи, выработанные непосредственно в практической жизни людей, выражающие устойчивый характер ethos'a человека, во-вторых, что нравственность как производное от быта словообразования означает то же самое, что и мораль. Не менее существенным является и то, что в нравах и обычаях охватываются две стороны взаимоотношений между членами общности: психологическая, внутренняя, обращенная к характеру, и внешняя, пластически выражена в обычаях.

В единстве этих двух сторон и заложены основы нравственности: ее общественная сущность, что охватывает своим перетворюючим содержанием внутренний мир человека, сообщества и составляет устойчивый характер ethos'a человека, внешнее пластическое выражение нравственности в обычаях, которые меняются в разных условиях быта.

Ретроспективный взгляд улавливает уже на этом уровне развития нравственности скрытый в нравах и обычаях связь между тем, что выделяется в устойчивом характере ethos'a человека как существенное для человека, должное человеку, и тем, в чем существенное выраженное, конкретизированное в жизни согласно с нравами и обычаями. По всей отличия последних у разных племен, они в своей основе возлагают общее, в силу которого выступают как неписаные законы. Изучая нравственность, мы также обращаемся к этой основы, находим в ней источник возникновения нравственности и многообразия форм ее исторического выражения.

Выделяя в быту и обычаях то, что закрепляется как должное человеку, то есть определенную специфику, которая толкуется древними как вечные законы богов, мы интерпретируем ее как выраженное в моральной форме связи людей общественную сущность человека. Нравственность как неписаные законы выступала единственным регулятором жизни общности.

Обозначена языком современной науки в понятии «общность» основа нравственности по своей сути не отрицает давньочасне обозначения ее как устойчивого характера ethos'a человека, а лишь усугубляет.

Нравы и обычаи отражали выработанные в процессе развития общности формы общественной связи людей, выступали нормами человечности. Таким образом, нравы и обычаи содержали в себе своеобразный смысл и в то же время его понимание как надлежащего членам общности (достойного человека). В памятниках, дошедших до нас, находим подтверждение этому в выражении: «мера компетенции человека» и т. п. Из сказанного следует, что нормы, которые составляли нравственность в древние времена, существовали в единстве выраженной в них своеобразие взаимосвязи членов общности и осознание его в обоснованиях присущего человеку, должному. Подобные подтверждения доносят до нас мифы, памятники древней культуры. Они показывают, что единственные этимологические корни терминов нравственность и этика, которые возникают со слова ethos в одном и том же значении, свидетельствуют не только о синкретизм сознания, ее нерозчленованість на различные формы общественного сознания. Для понимания феномена морального и особенностей его познания наукой этикой чрезвычайно важно подчеркнуть, что в толковании древними правів и обычаев в контексте единства содержания нравственности и как его обоснование определенного толкования нравственности - был схвачен ее глубинную связь с этикой, что наиболее четко проявилось на эмпирическом уровне функционирования нравственности.

На уровне морального контакта, начального момента морального общения возникающая симпатия или антипатия не просто переживается человеком, а осознается ею, объясняется с учетом опыта и имеющихся критериев. Наверное, в этом и следует искать объяснение того, что хоть понятия «этика» и «мораль» все больше разводятся в последующие периоды, все же их отличие раскрывается относительно их связи.

Заслуживает внимания и такой факт. Термин «этика» в значении учения о нравственности вводится Аристотелем, который в то же время неоднократно подчеркивал зависимость воспитательной действия этики на человека от нравственности. Аристотель вводит этику в систему философских наук как самостоятельную дисциплину, которая изучает сферу межчеловеческих отношений, деятельность индивида как разумного и общественного существа, и содержится между психологией (наукой о душе) и политикой (наукой о государстве).

Рассматривая моральное не как обречено человеку, а как такое, что возникает в деятельности и определяет ее развитие, Ари-стотель подчеркивает: «...нельзя быть практичным, не будучи моральным» '. Аристотель выводит эту связь из того, что «моральный характер цели допускает только моральные средства», и подводит к пониманию универсального значения нравственности для человеческой деятельности. Руководствуясь тем, что нравственность формируется в соответствии с жизнью людей и влияние на нравственное развитие осуществляется через организацию деятельности людей, Аристотель высказывает важную мысль о том, что когда «толпа не привык подчиняться соромові, а только страховые, и сдерживается от дурного не потому, что это позорно, а лишь вследствие наказаний... Невозможно, или по крайней мере нелегко изменить под влиянием науки то, что издавна укоренилось в быту» 2.

Итак, нравственность, выраженная в обычаях и нравах и возникла издавна, не является тождественной этике - учению о ней. Нравственность возникла как особая деятельность, межличностные отношения с жизненной практики людей, поддающаяся воспитанию, специфика которого требует воздействия на человека через изменение условий жизни, характера деятельности и законов, обеспечивающих общественное воспитание людей 3. В этих пределах можно говорить и о воспитательном значении этических знаний. Эта мысль Аристотеля важно для понимания соотношения этики и нравственности. Выделившись из нравственности как момент, присутствующий в - акте осознания ее человеком, этика превращается в учение о сущности морали, ее назначение, а теоретические концепции, выражающие ее, по ряду причин развиваются в сторону их нетождественности моральном сознании людей.

Книга: Конспект лекций Этика

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конспект лекций Этика
2. РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Этика как философская теория нравственности
3. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
4. Актуальные проблемы этики и их значение для решения общечеловеческих проблем
5. РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ
6. Периодизация истории этики
7. Периодизация истории этики ( продолжение)
8. Этическая проблематика марксистской философы
9. Основные линии развития отечественной этической мысли
10. Типологизация этической мысли
11. РАЗДЕЛ III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОРАЛИ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
12. Структура морали
13. Функции морали
14. РАЗДЕЛ V. ЭКОНОМИКА, ПОЛИТИКА И НРАВСТВЕННОСТЬ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА. НРАВСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
15. РАЗДЕЛ VI. МОРАЛЬ И ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
16. РАЗДЕЛ VII. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
17. РАЗДЕЛ VIII. МОРАЛЬ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
18. РАЗДЕЛ IX . ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА: СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ СМЫСЛ ЖИЗНИ
19. Счастье
20. РАЗДЕЛ X. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ДРУЖБЫ, ЛЮБВИ, СЕМЬИ
21. Дружба
22. Семья и брак
23. РАЗДЕЛ XI. МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
24. РАЗДЕЛ XII. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
25. МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
26. Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания в педагогическом наследии возрождения и просвещения
27. Принципы и методы нравственного воспитания
28. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И НОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

На предыдущую