lybs.ru
Выше от умения читать между строк - только искусство читать между книгами. / Андрей Коваль


Книга: Конспект лекций Социальные технологии


Конспект лекций Социальные технологии

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

§1. Современные тенденции общественного развития.

Последние годы второго тысячелетия ознаменовались активной переоценкой ценностей и теорий, круг которых стремительно расширяется. Конец XX века предстал как финал классической, стихийной, спонтанной, истории.

Очевидно, кульминационным и одновременно синтетическим пунктом этого движения является интеллектуальная, духовно-просветительская революция, которая готовит приход нового общественного строя, а в более широком понимании - новой мировой цивилизации.

Понятие «мировая цивилизация» ныне вошло в социально-политического обихода главным образом в значении мирового сообщества как некоего целого. Когда еще совсем недавно под цивилизацией понимали уровень и результаты технологического освоения действительности, материальное и духовное богатство, то теперь все чаще прибегают к этого термина, чтобы обозначить способы и формы реализации человеческой сущности с точки зрения двух критериев общечеловеческого бытия: гармонизации отношений в системе «общество - человек - природа» и укрепление среди-планетарного единства, консолидации человечества как сообщества в условиях экологической угрозы. Именно в таком контексте осмысливаются «кризис цивилизации» и пути ее преодоления.

Машинная цивилизация предоставила развития человечества крайне однобокого и убыточного характера: с одной стороны - грандиозные научные и технические достижения, которые позволили радикально обновить предметную среду жизнедеятельности человека и удовлетворить ее разнообразные потребности, с другой - разрушение природной среды, оскудение и омертвение духовной жизни, ухудшение здоровья многих поколений людей. Поэтому все очевиднее встает необходимость системы противовесов, границ всем прежним механизмам развития в «стихийной парадигме»: рынку, частной собственности, егоцентричному индивидуализму, всей либерально-атомарній модели общества «всеобщего благоденствия», в котором воспевается «свобода человека без границ», где «социум», «экономика» вращаются вокруг «человека-предпринимателя», которая максималізує свою личную выгоду.

Изменение социальных порядков - это смена геополитических эпох в развитии человечества. Новый порядок развития по своей сути - отрицание многих ценностей и истин машинной цивилизации; ему свойственны, по мнению современных исследователей, такие черты, закономерности, которые не являются простым продолжением старых (классических) и много чем отличаются от них.

Ведущей тенденцией становится некласичність будущего существования человечества. Возникнув как символ революции в основах физики, прежде всего - в связи с принципом доповняльності Н.Бора, а затем - в связи с космологическими антропными принципами, категория некласичності все больше приобретает характер идеи революционного обновления основ цивилизационного развития.

Центральным звеном в такой тотальной системе есть новый человекоцентризм бытия, когда человек берет на себя ответственность за динамику соціоприродної гармонии и управление ею. «Управляемость», как императив, становится доминирующей характеристикой некласичності, которая противостоит нынешней стихийной форме бытия.

Следовательно, преодолевается типичная для нашего времени тенденция противопоставления культуры и цивилизации, культурный прогресс становится синонимом прогресса цивилизационного.

В рамках неклассической социологии, которая получила теоретическое обоснование в трудах А. Субето, важное значение приобретают понятия многомерность и многовариантность.

Многомерность - это не отношения между общественной системой и ее отдельными сферами, уровнями, подсистемами и между структурами, одна из которых определяется как базовая, первичная, фундаментальная. Это отношения, которые раскрываются на более глубоком уровне: между такими структурами, каждая из которых является равноценным индивидуальным измерением того общественного целого, к которому она входит.

Понятие многовариантности развития имеет несколько значений:

- выбор одного варианта из потенциально имеющихся в определенный исторический период;

- реализация неодинаковых вариантов развития одного и того же типа общества по различным условиям;

- наличие в потоке развития качественно неоднородных слоев, которые движутся параллельно или в разных направлениях.

По мнению многих ученых, в современном мировом развитии на первый план начинают выходить законы системно-циклической динамики, т.е. общие законы становления многомерного мира, которые одновременно определяют его ритм и его поступательности. В них проявление определенная конфигурация новых отношений, которые складываются между различными сторонами общественного целого.

Задачей украинского общества на современном этапе является социальная модернизация, то есть целенаправленный эволюционный движение в современных цивилизованных структур и состояний. Основания для этого содержатся в структурах сознания и ценностных ориентациях - этих самых высоких регуляторах человеческой деятельности, изучение которых может быть осуществлено с социально-философских, социологических и психологических позиций.

Сейчас в общественном и индивидуальном сознании происходит разрушение традиционных ценностных норм, вытеснения их новыми. Регулярные опросы населения дают представление о группировке социальных субъектов за основными ценностями, которые связаны с духовным достоянием, политической деятельностью или производством.

Знание преобладающих ценностей и субъективных закономерностей на том или ином этапе социального развития дает возможность проводить якнайсприятливіший для общества государственный курс. В то же время важно учитывать не только главные господствующие тенденции, но и многочисленные их разновидности в рамках ведущих общественных ценностей. Они формируются исходя из тех целей и задач, которые стоят перед обществом в определенный исторический период и отражают фундаментальные общественные потребности. Согласно данным многочисленных социологических исследований, в основной группе таких ценностей входят: здоровье, материальное благополучие, безопасность, образование, справедливость, равенство, мирное сосуществование с другими государствами, народами и национальностями.

их удовлетворение возможно в условиях социально ориентированного правового демократического государства при научной организации государственного управления.

Как известно, характерные признаки всех типов демократии - признание народа источником власти.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако способы апелляции к этому источники разные.

Либеральная демократия опирается на профессиональные знания и институты правительства, которые не позволяют ей превратиться в охлократию и обеспечивающих возможность компетентного выполнения своих функций. В то же время либеральная демократия может превратиться в к примеру меритократию - власть «лучших», так сказать, духовных аристократов, которые берут на себя смелость выражать интересы народа.

В отличие от этого плебісцитарна демократия обращается к эмоциональному начала человека, организуя плебисциты и референдумы. Переступив определенную грань, она превращается в охлократию.

Авторитарная демократия представляется как переходная форма - от тоталитарных к либерально-демократических режимов. Она основывается на приоритете волевого аспекта политической деятельности. При таких оценках необходимо учитывать продолжительность периода формирования у населения демократической культуры, или культуры демократии, становления гражданского общества. Очевидно, в этот промежуток времени наиболее эффективными будут также и адекватные технологии социального действия.

Общество может находиться в устойчивом состоянии в двух случаях:

- если оно способно удерживать социальные отношения и культуру в относительно неизменном состоянии;

- если оно имеет способность в процессе интенсивного воспроизводства так менять и совершенствовать жизненно важные параметры, они повышают организованность, эффективность воспроизводства, способность противодействовать ентропийним процессам.

Прототип первого вида - традиционное общество, где царит статичное воспроизводство, основанное на определенном постоянном моральном идеале. В основе второго варианта лежит либерально-демократическое общество, где высшей ценностью является неуклонное развитие, повышение эффективности воспроизводства и прогресс.

Между этими моделями - множество состояний промежуточного характера, которые таят различного рода противоречия (например, между збільшуваним стремлением к потреблению и отставанием в соответствующем производстве, разрушением старых параметров и неспособностью создавать новые и т.д.) и возможность раскола общества. Однако переход от первого типа зависимости к другой является непременным условием развития.

Анализ важнейших показателей общества позволяет сделать вывод, что оно испытывает колебательных движений. Во многих случаях можно говорить о циклическую динамику общества, которая сложилась исторически на основе природных циклов (смена времени суток, фазы луны, времена года и др.).

Осложнения развития общества, новые масштабы приводят к тому, что в нем разворачиваются всеохватывающие циклы уже на собственном базисе, - к тому же не только экономические, политические, но и культурные циклы.

Значение циклов заключается в том, что на них общество как бы прощупывает крайние варианты возможностей своего существования, испытывая на прочность важнейшие параметры собственной воспроизводственной деятельности. Благодаря им оно освобождается от бесперспективных новшеств и элементов, а также от устаревших структур. Сложность понимания циклов заключается в том, что они возникают как органические, которые вырастают из самой основы социокультурного развития общества, однако в определенный момент могут приобрести неорганического, даже патологического характера.

Неизменные циклы способны начать разрушать общество, в котором появились новые жизненно важные параметры, источники прогрессивных форм развития. Это происходит тогда, когда общество по тем или иным причинам не в состоянии привести исторически сложившиеся циклы в соответствие с другими изменениями, или наоборот. Опасности можно избежать лишь в том случае, если творческие возможности общества приобретут способности преодолевать историческую инерцию. В разных культурах по-разному, но, однако, всегда вызревает способность превращать эти циклы на предмет познания.

По мнению большинства ученых, в настоящее время происходит глобальное изменение социальных порядков, типов культур, или суперсистем (определение П. Сорокина), смысл которой, прежде всего, в переоценке ценностей, в замене ведущей ценности нынешнего времени ценностью грядущего. При такой тенденции пути общественного развития предусматривают их многовариантность, которая основана на многомерности современного мира. Следовательно, появляются новые подходы к пониманию социальной реальности и возможных перспектив.

Можно выделить три модели социальной реальности: статическую, динамическую и социально-технологическую.

Статическая модель - это видение социальных явлений как неподвижных, всегда равных самим себе, которые не имеют способности к самоизменения. Общественная жизнь воспринимается здесь как механическая совокупность явлений, которые подлежат произвольному комбинированию согласно цели и идеалов субъекта (государства, группы, личности). В то же время нет объективных ограничений на возможные комбинации, а имеющиеся (субъективные) обусловлены намерениями субъекта и его ресурсами.

Динамическая модель связана с видением социальных явлений как таких, что меняются, так и взаимосвязанных. Это проявление более общего взгляда на мир, который передается не столько в утверждениях «все течет, все меняется», сколько в различии социальных процессов, их источников и форм, результатов и последствий. Любое направленное действие воспринимается здесь не сама по себе, а как элемент или звено в цепи внутренних и внешних импульсов социального процесса. Она оценивается с точки зрения не декларируемого, а возможного и достигнутого результата.

Эта модель может быть связана с различными ценностными ориентациями и поведенческими стратегиями человека. Открывая непрерывную изменчивость социальной среды, одна находит надежду на достижение поставленных целей, вторая начинает беспокоиться, а третья удается в тоску. У разных людей вид пропасти способен вызвать мысли о побеге, и о необходимости сооружения моста.

Видеть и знать - еще не значит уметь.

Социально-технологическая модель - это видение социальных процессов с точки зрения возможных направлений, форм и способов их оптимизации, оценки предполагаемых результатов и последствий, принятие решений и минимизации вероятных ошибок.

Она продолжает и дополняет динамическую модель, которая благодаря этому приобретает конструктивной направленности.

Обзор моделей социальной реальности наводит на мысль о социально-технологическую культуру как отдельной личности, так и общества в целом. Нам нужно научиться грамотно, цивилизованно жить, строить соответствующим образом свои отношения с другими людьми, окружающим миром. Социально-технологическая культура включает в себя, прежде всего, умение анализировать социальные системы, знать их структуру, логику и потенциал развития.

Книга: Конспект лекций Социальные технологии

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конспект лекций Социальные технологии
2. §2. Основные понятия социализации.
3. §3. Человек в процессе социализации.
4. §4. Среда социализации.
5. §5. Социальные системы и процесс социализации.
6. §6. Социальный процесс - предмет технологизации.
7. РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. §1. Социальные технологии как часть социальных отношений.
8. §2. Классы и типы социальных технологий.
9. РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. §1. Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства.
10. §2. Политическая система как целое.
11. ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. §1. Суть и способы функционирования политической власти.
12. §2. Механизм реализации политической власти.
13. §3. Технология демократических выборов.
14. §4. Технология распределения единой политической власти.
15. РАЗДЕЛ 5. ЧЕЛОВЕК И КОММУНИКАЦИИ.
16. §1. Человек как объект воздействия коммуникаций.
17. §2. Коммуникации - составляющая общества.
18. §3. Общественное мнение - носитель коммуникации (информации)
19. §4. Метод политической коммуникации.
20. §5. Основные модели коммуникации.
21. РАЗДЕЛ 6 КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
22. §1. Идеология
23. §2. Пропаганда.
24. §3. «Паблик рилейшнз».
25. §4. Перформанс
26. РАЗДЕЛ 1. ФОКУСНЫЕ ГРУППЫ - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ. РАЗДЕЛ 1. ФОКУСНЫЕ ГРУППЫ - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ. §1. Фокусные группы - история вопроса.
27. §2. Использование фокусных групп в осуществляемых исследованиях.
28. РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ФОКУСНЫХ ГРУПП. РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ФОКУСНЫХ ГРУПП. §1. Планирование и организация проведения исследований
29. §2. Проведение исследования и анализа в фокусных группах
30. §3. Выбор мест проведения исследования. Сбор данных.
31. §4. Анализ.

На предыдущую