lybs.ru
Меч еще долго будет находиться на вооружении поэзии. / Максим Рыльский


Книга: Культурология (конспект лекций КНЭУ)


Культурология (конспект лекций КНЭУ)

Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. • Культурология как учебная дисциплина: ее философский смысл.

2. • Сущность культуры и основные культурологические парадигмы.

3. • Основные функции культуры.

Литература:

Подольская Е.А., Ростовщик В.Д., Иванова К.А. Культурология: Учебное пособие.- Киев: Центр учебной литературы, 2003, с.6-27.

И. Культурология как учебная дисциплина: ее философский смысл

В современной культуре доминирующими становятся процессы общей интеграции. В интеллектуальной деятельности это оказалось во взаимодействии недавно далеких друг от друга наук и возникновения на их пересечении новых: биохимии, генной инженерии, биофизики и т.д.

Культурология также является интегративной сферой знания, рожденной в широком многоаспектному диалоге на пересечении философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религиоведения, социологии культуры и искусствоведения. Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых исследуются определенные феномены культуры. Таким образом, культурология относится к социогуманитарным наукам, хотя активно использует как методы естественных наук, так и специальные методы исследования в социальной сфере.

Специфика культурологии заключается именно в ее интегративном характере, в ориентации на бытие и деятельность человека и общества как целостных феноменов.

Культурология является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах познания культуры. Поэтому важной задачей теории культуры является познание сущности культуры и выявление законов и механизмов функционирования конкретных форм и сторон культуры.

Основные задачи культурологии:

1. анализ культуры как системы культурных феноменов;

2. выявления ментального содержания культуры;

3. исследование типологии культуры;

4. решение проблем социокультурной динамики;

5. изучение культурных кодов и коммуникаций.

Культура всегда интересовала философов, социологов, психологов, историков как феномен общественной жизни, раскрывает особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных формах жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура), а также как способ жизнедеятельности человека, коллектива и общества в целом. Без мира культуры трудно себе представить мир личности. К культуре в целом относится широкий диапазон человеческих чувств и мыслей от поиска смысла жизни к эстетике.

Уже в древних мифах есть попытка ответить на вопрос о начале культурной истории человечества. В легендах и мифах каждого народа есть легендарные герои, которые учат людей овладению культурными достижениями. Например, Прометей научил людей пользоваться огнем. Гермес - изготавливать орудия, обрабатывать металлы. Характерно, что судьба мифологического культурного героя почти всегда складывалась трагически. Прометей нарушил волю богов и выдал их секреты людям, за что Зевс приковал его к скале и обрек на страшные муки.

Эволюция природы и человека, как особого вида в природе, является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или иной достигнутый уровень культуры человечества определяет каждый раз заново «окультуривания» каждого родившегося человека, в результате чего в конце концов происходит окультуривание человеческой природы.

Элементы человеческой природы представляют собой единство природного и социального, или природного и окультуренной. Например, физическое тело человека представляет собой не только естественное образование, а еще и следствие многовековой трудовой, то есть культурной деятельности. Даже не смотря на то, что физическое тело человека со временем практически не изменилось, рука современного человека существенно отличается своими умениями от руки первобытного человека.

Нужны были века развития культуры, чтобы рука современного человека смогла научиться изготавливать сложную технику, создавать високодосконалі произведения скульптуры, произведения живописи или музыки, наивысшие достижения которые воспроизводятся, по словам Энгельса «в картинах Рафаэля, статуях Торвальдсена, музыке Паганини».

Еще больше это касается духовного мира человека, который формируется под влиянием культурной деятельности и в процессе осуществления культурных связей и отношений между людьми.

Проблема заключается в том, что каждый рожденный человек должен стать полноценным, потому что она должна не просто унаследовать природные задатки своих родителей, а и самостоятельно усвоить все богатство культурных ценностей.

Одним из существенных моментов культурной истории человечества есть потребности, которые в отличие от потребностей животных способны расти. Рост потребностей и было первым историческим актом, который определил противоречивую культурную историю человечества.

Извечно человек и человечество не имели других целей, кроме тех, которые начала в нас природа. Это, прежде всего, потребность в самосохранении рода «человек» и отдельного индивида. Но чтобы сохранить себя как вид в природе, человек свои витальные потребности может удовлетворить лишь способами принципиально отличными от тех, с помощью которых хранят себя животные. Для человека в природе нужна особая еда, жилье, одежда. Поэтому первый культурно-исторический акт был направлен на производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, на производство собственно материальной жизни, или второй природы.

Следовательно, акты человеческой деятельности в соответствии служили удовлетворению естественных потребностей человеческого общества, хотя в целом осуществлялись в форме культурного творчества отдельных индивидов, что реализовалась в постоянно осуществляемых актах общения людей друг с другом.

Культурное творчество людей, таким образом, проявляется сразу в качестве двойного отношения - природного и общественного.

Естественное отношение подсказано человеческой деятельности самой природой. Оно заключается в том, что человеку нужно решить вопрос, что ей делать, чтобы выжить в природе.

Общественная жизнь рождалась в процессе общения индивидуумов и всегда сводилось к тому, чтобы общими усилиями определить, как осуществить ту или иную деятельность. Ответить на этот вопрос индивид должен сам, потому что природа по поводу этого ничего не подсказала.

Таким образом, общественная потребность в труде и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органично сочетают человеческих индивидуумов в общественное целое Именно в этом заключается философский смысл культуры. Потребность в труде и общении - это потребность культурной истории человечества, связанной с появлением повседневной задачи, вызванного необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создавать самого себя и собственный мир культуры - государство, мораль, право, науку, искусство; создавать представление о добро и справедливость, совесть и честь, которые рождались лишь в процессе общения.

2. Сущность культуры и основные культурологические парадигмы

Существует много определений культуры. Одни под культурой понимают ценности духовной жизни. Другие, сужая это понятие, относят к культуре только идеологию, которая должна обслуживать сферу производства. Некоторые культурологи считают, что сегодня существуют более 500 определений культуры. Это объясняется многогранностью феномена и широким употреблением термина «культура» в конкретных дисциплинах.

Термин «культура» в первоначальном его толковании не обозначал какого-то особого предмета, состояния или содержания. Он был связан с представлениями о действии, усилия, направленные на действие чего-то, и поэтому употреблялся с определенным дополнением, позначаючих всегда культуру чего: культуру духа, культуру ума и т.д. Позднее культуру стали понимать как «человечность», что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала степени, что отличает римлянина от варвара, цивилизованного человека от дикаря, естественное от неестественного (искусственного).

Несмотря на разнообразие определений культуры, в них можно выделить синтезуюче ядро, что объединяет разные точки зрения. Таким ядром выступает слово «культура» (лат. cultura -- возделывание, выращивание, уход). Первоначальное это касалось земледельческого труда. В переносном смысле культура - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, души и духовная культура (в этом смысле Цицерон говорит уже о cultura animi) - культуру души.

Итак, культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития общества.

Специфика культуры как качественной характеристики духовно-практического освоения человеком мира (внешнего и собственного, внутреннего) отражается в том, что она (культура) показывает, в какой мере человек стал для себя и других человеком, как она чувствует и осознает себя таковым. Культура соответственно, в такой же мере, как и труд, делает человека человеком. Но если труд - это единственная социальная субстанция, что создает человека и развивает ее сущностные силы, то культура является единственной социальной мере, демонстрируя, в какой мере человек стал человеком. Иначе говоря, культура есть качественная характеристика развития общества.

Американский философ Мэмфорд считал, что культурная работа была для развития человека важнее чем физический труд. Важнее, чем возделывание земли, было создание тотемных стовбів, молитвенних дощечек, ритуальных танцев и песен, исполнение обрядов, то есть осуществление чисто человеческих действий, которые формировали душу человека.

Анализ сущности культуры, ее места, роли в обществе позволяет выделить основные взаимосвязанные стороны, аспекты культуры:

1. культура - рожденное обществом, присущее обществу социальное явление, отражающее его качественную характеристику и обогащает духовную жизнь человека;

2. культура - процесс творческой деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и самого человека в этом мире, на получение объективной и достоверной информации о мир, где главную роль играет наука и искусство;

3. культура призвана помочь человеку не только познать мир и саму себя, но и определить свое место в мире, мировоззренческие установки;

4. культура включает в себя сущность достигнутых человеком в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, а также соответствующих ценностных ориентаций человека в мире;

5. культура, создавая необходимые для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование социальных отношений людей;

6. культура выступает как мощный фактор формирования человеческих сущностных сил, формирования человека в человеке, превращение ее природных увлечений, потребностей, эмоций в настоящие человеческие. Именно в этом заключается ее гуманистический смысл.

Культурология сравнительно молодая наука. Оформление ее как специфической сферы гуманитарного знания достигает Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико, И. Гердера и Г. Гегеля.

Большинство культурологов сходятся на том, что в развитии культурологии можно выделить несколько основных теоретических концепций или парадигм как более менее відрефлексованих теоретических и методических положений, на которые опираются культурологические исследования.

Основные теоретические концепции или парадигмы:

1. циклическая концепция (или концепция циклических круговоротів);

2. еволюціоністська;

3. антропологическая;

4. философская;

5. революционно-демократическая.

Основоположником концепции циклического развития культуры считается итальянский философ Дж. Вико (1668-1740). Каждый народ, по мнению ученого, проходит цикл в своем развитии, который включает три эпохи: детство, или безгосударственный период, где ведущая роль принадлежит жрецам; юность, для которой характерно формирование государства и покорения героям; зрелость человеческого рода, где отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своего долга. Формой правления в этот период является монархия или демократическая республика. Достигнув высшей степени развития, люди снова падают на ниже. Эпоху средневековья Веко, например, трактует как «второе варварство».

Концепция циклического развития получила дальнейшего развития в трудах Н.данилевского (1882-1885), В. Шпенглера (1880-1936), А. Тойнби (1889-1975) и других ученых.

Еволюціоністська теория культуры представлена в работах американского ученого Л. Моргана (1818-1881) и английского историка Э. Тейлора (1832-1917) и других исследователей. Сущность этой концепции культуры состоит в том, что выдвигается и обосновывается принцип единства человеческого рода и родства потребностей различных народов в формировании культуры.

Анализируя культуру первобытного общества, Е. Тейлор сделал вывод, что развитие того или иного народа происходит прямолинейно, от простого к сложному. Л. Морган в развитии общества выделяет следующие основные стадии: дикость, варварство, цивилизацию. Ведущая идея эволюционизма - это прямолинейность культурного прогресса и обязательное требование для каждого народа пройти все необходимые стадии развития. Современный неоеволюціонізм в понимании культуры (Ю. Стюард, Дж. Мйорок). Религиозный эволюционизм П. Тейяра де Шардена; рефлексия как импульс возникновения и развития культуры. Меметика как направленность современной нееволюційної мысли.

Антропологическая или функциональная концепция культуры представлена в трудах выдающегося английского этнографа и социолога Б.К.Малиновського (1884-1942), французского этнолога и социолога К.Леві - Строса (1908-1991), американского этнографа А.Кребера (1876-1960) и других. Сущность этой концепции заключается в том, что возникновение и развитие культуры связывается с потребностями человечества. Б.К.Малиновський делит потребности, которые обусловили возникновение культуры, на первичные, производные и интегративные. Первичные потребности направлены на продолжение рода и обеспечения его жизнедеятельности, им соответствует развитие знаний, образования, жилищных условий. Производные потребности направлены на изготовление и совершенствование орудий труда, им соответствует развитие экономики и культуры хозяйствования. Интегративные потребности проявляются в необходимости сплочения и объединения людей, в необходимости авторитета. Удовлетворению этих потребностей соответствует политическая организация общества. Различие между культурами обусловлена различными способами удовлетворения потребностей.

Учредителями революционно-демократической или марксистской концепции культуры были К.Маркс (1818-1883) и Ф.энгельс (1820-1895). Она основывается на принципе, что определяющим в происхождении и развитии культуры является материально - преобразующая общественная деятельность людей, которая направлена прежде всего на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование высококультурной человека как общественного субъекта деятельности.

3. Основные функции культуры

Конечно, в реальной жизни общества выше названные аспекты дополняют друг друга, переплетаются. Анализ этих взаємопов'заних сторон культуры позволяет выяснить, в чем заключаются ее основные функции.

Основные функции культуры:

1. адаптационная

2. познавательная

3. аксиологическая (ценностная)

4. информационная

5. коммуникативная (диалог культур)

6. нормативная

7. гуманистическая

8. человекосозидательная (социализация личности)

9. воспитательная

10. мировоззренческая

Прежде всего, следует отметить адаптационную функцию культуры, которая дает возможность каждому индивидууму, который включается в процесс функционирования и развития приспосабливаться к существующим в обществе оценок и форм поведения.

Следующей по значимости является познавательная функция культуры, суть которой заключается в ознакомлении человека со знаниями, необходимыми для «владение силами природы И познания социальных явлений, для определения в соответствии с этим ценностного отношения к миру

Аксиологическая функция дает возможность выработать ценностные ориентации человека, корректировать нормы поведения и идентифицировать себя в обществе. Оценка произведений духовной и материальной культуры рассматривается в ней как артефакты в их информационно-семиотическом значении.

Важную роль играет информационная функция культуры, которая дает человечеству и обществу соответствующую информацию. Культура является средством, производит информацию. Вместе с этим она является устройством, которое запоминает эту информацию. Если сравнивать человеческое общество с компьютером, то роль культуры в обществе аналогична роли математического обеспечения в компьютере: она вмещает в себе язык, память, программы действий.

Коммуникативная функция выполняет передачу культурных ценностей, их усвоение и обогащение невозможны без общения людей, а именно общение осуществляется с помощью языка, музыки, изображения и. д., которые входят в сокровищницу культурных ценностей.

В содержание нормативной функции культуры входит отработка и распространение соответствующих норм поведения, которые общество диктует человеку, в соответствии с которыми формируется образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, способы поведения.

Следует отметить гуманистическую функцию культуры. Именно ее имел в виду М. Хотдеггер, рассматривая культуру как реализацию верховных ценностей путем культивирования человеческого достоинства.

Основу человекотворческой функции культуры составляет выявление и культивирование сущностных сил человека, их социальное и духовное восхваления и облагораживания.

Особое место принадлежит воспитательной функции: культура не только приспосабливает человека к определенной природной и социальной среды. Она еще и выступает универсальным фактором саморазвития человечества, человека. Каждого конкретного индивида или человеческую общность правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества. Последняя заключается в безостановочном процессе развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей, разнообразных человеческих способностей, продуцировании и осуществлении мечт и желаний, постановкой перед собой и достижении определенных жизненных целей, программ. Поэтому каждый новый этап в культурном развитии можно справедливо считать новым шагом в направлении расширения горизонтов человеческой свободы.

Мировоззренческая функция культуры проявляется в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму систему факторов духовного мира - познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных, волевых. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении. Следует отметить также, что мировоззренческое мышление и мировоззренческое представление в историческом плане черпают свое содержание в мифологии, религии, научном познании, т.е. в таких формах общественного сознания, включающие содержание культуры. Основным направлением культурного воздействия на человека является формирование мировоззрения, через который она включается в различные сферы социокультурной регуляции.


Книга: Культурология (конспект лекций КНЭУ)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Культурология (конспект лекций КНЭУ)
2. Тема 2. Генезис культуры и ее сущность
3. Тема 3. Культура как знаково-семиотическая система
4. Тема 4. Социокультурная динамика. Цивилизация и культура.
5. Тема 5. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
6. ТЕМА 6. КУЛЬТУРА И СОЦІОТЕХНОСФЕРА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
7. ТЕМА 7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
8. Тема 8. Ведущие тенденции развития мировой культуры
9. Тема 9. Модернизационные и постмодернізаційні процессы в современной культуре
10. Тема 10. Феномен украинской культуры. Тенденции развития современной украинской культуры.

На предыдущую