lybs.ru
Наиболее гнетут того, кто меньше требует. / Дмитрий ДОНЦОВ


Книга: Культурология, конспект лекций


Культурология, конспект лекций

Содержание I. КУЛЬТУРА - ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие “культура”.

2. Предмет и задачи учебного курса “Украинская и зарубежная культура”.

3. История развития культурологической мысли.
4. Современные культурологические теории.

1. Понятие “культура”

Происхождение понятия “культура”. Из всего разнообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют сейчас, мы выделяем некую особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждены, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые разнообразные - в зависимости от того, что понимается под культурой.

Слово “культура” - латинского происхождения, которое буквально означало обработку, уход, улучшение, возделывание. В классической древности оно впервые было зафиксировано в труде Марка Порция Катона “De agri cultura” (III в. до н.э.), посвященной заботам землевладельца, который обрабатывал землю с использованием рабского труда. Заботы отвечали духу времени: автор рекомендовал удерживать рабов впроголодь, загружать их работой без меры, чтобы удержать от воровства и легкомысленных занятий. Хозяину предписывалось быть скупым и осторожным, не впадать в излишества и никому не доверять.

Такое значение слова “культура” - “земледелие” - ушло в прошлое. Гораздо ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелии римские ученые Варрон, Колумелла (i в. до н.э.). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность труда, заинтересованность рабов. Слово “культура” приобрело многозначности у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона. В одном из своих писем он говорит о “культуре духа”, то есть о развитии умственных способностей, что является достойной задачей для свободного человека и дается благодаря занятиям философией.

Сыграв роль универсального языка в средневековой Европе, латина донесла до нас слово “культура” через тьму столетий. Правда, употреблялось оно только в словосочетаниях и означало степень мастерства в какой-либо области, приобретение мыслительных навыков (например, cultura juris - выработка правил поведения, cultura scientiae - усвоение науки, cultura literarum - совершенствование письма).

Такое разнообразие контекстов употребления слова “культура” не прошла бесследно. До XVIII ст., согласно выводам лингвистов слово “культура” стало отдельной, самостоятельной лексичною единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие “цивилизация”. Благодаря усилиям философов и историков, за последние три столетия скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсального значения, превратилось в философское понятие и стало объектом научных исследований.

Современные исследователи ищут аналоги термина “культура” в других языках. Так, в древнегреческой употреблялось слово “пайдейя”, что означало воспитания гармоничной личности (в ребенке), на китайском языке - “жэнь” и “вэнь” означали воспитание благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось о “дхармашастру” (учение о жизненных правила поведения и обязанности верующего). Это сходство оправдывает использование понятия “культура” для изучения разнообразных исторических фактов.

Определение понятия “культура”. Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке насчитывается несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известны: культура - это совокупность достижений человечества; все богатство материальных и духовных ценностей; это интегральный образ, объединяющий науку, образование, литературу, искусство, мораль, уклад жизни при определяющей роли мировоззрения. В таких определениях содержится указание и перечень элементов культуры.

Суть социального назначения культуры раскрывается в целом ряде дефиниций (определений). Например, культура-это: 1) надбіологічний способ адаптации (приспособления) человечества к природной среде, которое изменяется; 2) формы и способы коммуникации людей; 3) социальная память человечества; 4) нормативно-наследственное программирование общественного поведения людей; 5) характеристика типа общества или определенной стадии его развития; 6) единство человеческих действий, отношений и учреждений, обеспечивающих социальную стабильность. Современное понимание культуры в контексте социальной истории рассматривает ее как систему жизненных ориентаций человека. Культура - это сфера духовной, ценностной, коммуникативной организации общества, которая определяет нормы поведения, мышления, чувств различных слоев населения и наций в целом (Гуревич, 1991; Парахонский, 1995).

Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных в системы. Знаки - это сигналы, предметы, вообще все, что может быть носителем значения (например, звуки речи, буквы, цифры, слова и числа, символы, изображения и т.п.). Различают знаки “естественные”, т.е. те, которые возникли стихийно, и искусственные, специально придуманы людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы и знаки дорожного движения). Благодаря системной организации, которая присуща всем знакам общего пользования, социальная информация сохраняется, накапливается и передается от человека к человеку, от поколения к поколению. В связи с тем, что объем социальной памяти не безграничен, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков согласно их значимости для будущей деятельности людей.

Однако, как и предыдущие определения, знаковая теория опирается лишь на внешние стороны бытия культуры. Представим себе, что в результате какой-то страшной эпидемии люди исчезли. Все созданные человечеством и зафиксированные в знаках культурные ценности теряют значение. Иначе говоря, существование знаков имеет смысл только тогда, когда живут люди, которые их создают, воспроизводят и, главное, понимают. Поэтому в философском смысле слова, в культуре раскрывается творческий характер человеческого бытия, способность человека изменять природу, общество и самого себя, а также наделять продукты своей деятельности загальнозначущими функциями.

Таким образом, культура - это понятие, которое означает определенный исторический уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, воплощенный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в ценностях, которые создаются ими.

2. Предмет и задачи учебного курса “Украинская и зарубежная культура”

Культура изучается многими науками, как конкретными и прикладными, так и философскими. Каждая из наук воссоздает образ культуры в соответствии с своих задач и методов. Ведущая роль здесь принадлежит историко-филологическом цикла наук. Поэтому учение о культуре, при необходимости, выступает как комплексное междисциплинарное исследование, которое использует результаты многих гуманитарных наук как свои источники. Основными задачами и ступенями данного исследования является: 1) описание фактов культуры (прикладное культуроведение); 2) выявление закономерностей развития культуры (история культуры); 3) теоретическое объяснение культурных процессов (культурология, теория культуры); 4) построение универсальных моделей и научный прогноз перспектив культуры (философия культуры, футурология); 5) выработки рекомендаций для практической деятельности; 6) воспитание уважительного и бережного отношения к национальной и мировой культуры.

Опираясь на данные археологии, этнографии, палеоантропологии, исторической географии и других вспомогательных исторических дисциплин, культурология выдвигает предположение о происхождении культуры, о первичные факты культуры и их значение. Хронологические изменения в культуре фиксируются общественной историей, историей техники, науки, искусства, религии и другими историческими науками. Культурология осмысливает суть, движущие силы, причины и последствия этих культурных изменений. В ее задачи входит также консультирование культурных проектов, что предполагает использование краеведческих, архивных, библиографических источников.

Разработка общих проблем теории и истории культуры требует привлечения понятийного и методологического аппарата, который создается социологией, философией, этикой, эстетикой, информатикой. Тем самым достигается объединение эмпирического и теоретического уровней изучения культуры. При этом используются общенаучный, философские и специальные методы исследования. Среди последних особое значение имеют: 1) сравнительно-исторический метод (последовательное изучение культурного объекта, который изменяется); 2) типологический метод (сравнение различных культурных объектов с целью выявления типичных, общих для них свойств); 3) герменевтичний метод (интуитивно-художественное познание культурных значений).

Междисциплинарный характер культурологии определяет предмет, структуру и задачи учебного курса “Украинская и зарубежная культура”. Его первая часть посвящена вопросам теории культуры, в частности, соотношению общества, личности и культуры, культурной политики. Основное содержание курса составляет история культуры во всем ее пространственно-временном многообразии. Этот раздел содержит также основную педагогическую нагрузку, поскольку развивает эрудицию и воспитывает уважение к творческому наследию человечества. Чувство патриотизма и национальное самосознание формируются благодаря изучению украинской культуры и ее места в контексте мировой культуры, что составляет содержание последнего раздела курса и данного учебного пособия.

3. История развития культурологической мысли

Становление культурологической мысли началось в древнем мире, ее развитие имело свои особенности в Средние века и Новое время.

В древности для человека реальная жизнь не было чем-то отличным от мифологического мира. Древние религии были політеїстичними (политеизм - вера во многих богов). Люди общались с богами так же, как друг с другом. Мифологическое мышление как форма коллективного сознания составляет огромный пласт культуры, является культурной реальностью и, одновременно, содержит представление о культуре у древних. В этом случае восприятие культуры включало в себя поклонение, почитание, культ.

Древнегреческие философы Платон, Протагор, Полибий и китайский философ Сыма Цянь считали культуру частью божественной природы и ее проявлением. Подобно любому живому существу, культура рождается, живет и умирает, а этапы ее развития напоминают смену поры года. Традицию такого понимания культуры позже сохранят некоторые арабские ученые. Так, историк и философ Ибн Халдун утверждал, что полный цикл развития культуры происходит в течение 120 лет, после чего старая культура бывает “побежденной” другой, более сильной культурой (чаще всего - культурой кочевников). Это направление получило название “культурного натурализма”. Для него характерны: перенос рис природы на культуру, обожествление культуры во всех ее проявлениях, в том числе в форме государственной власти, идея цикличности развития культуры.

Чувствуя мироздание как высшую гармонию, древние греки стремились создать фрагмент совершенства на земле. Живым воплощением их представлений о гармонии, культурным образцом был полис - город-государство, которое формирует человека культуры. Так, Аристотель разрабатывал идею культурного человека как образцового гражданина. То есть, в целом понимание культуры носило гуманистический характер.

В средневековой Европе утверждается христианство - монотеистическая религия (монотеизм - вера в одного бога). Оно объединило в себе и мировоззрение, и философию, и этику, и правовые нормы, подчинило себе науку, образование, искусство. Соответственно проблемы культуры освещались в трудах философов-богословов. Для Августина Блаженного “без веры нет знания, нет истины”. Мировая история за Августином Блаженным является результатом божественного определения. “Греховному” светскому града он противопоставляет “град божий”, утверждая, таким образом, приоритет церкви.

Попытку совместить арістотелізм и христианство осуществит знаменитый католический богослов Фома Аквинский. Основной принцип его философии - гармония веры и разума, поскольку разум способен рационально доказать существование Бога и разбить возражения против истин веры. В разработанной им системе соединились, не смешиваясь, философия и теология, государство и церковь, гражданская и христианская добродетель.

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал. Культура представляется мыслителям Возрождения результатом свободной творческой деятельности человека. Свобода и творчество как принципы человеческого общежития противопоставляются средневековой иерархии, подчиненности церкви. Дж. Манетті пишет трактат “О достоинстве и совершенстве человека”, направленный против Папы Иннокентия III, Джованни Пико делла Мирандола создает “Речь о достоинстве человека”. Свободное творчество и достойное поведение становятся обязательным содержанием морально-этических соображений и концепций эпохи.

Принципиально по-новому культурный опыт прошлого и современности, причины возникновения и пути развития культуры переосмысливаются в XVIII ст. Просвещением. Эпоха стремится к целостному восприятию культуры человечества, понимая ее как продукт деятельности человеческого разума. В ряде работ понятие “культура” и “природа” противопоставляются. Так, Жан-Жак Руссо считает природу продуктом совершенного божественного разума, а культуру - несовершенного человеческого разума, негативно относится к культурному прогрессу. Устранению оппозиции “культура”-“природа”, поиска путей их гармоничного сочетания посвящены работы Иммануила Канта (1724-1804). За Кантом причиной возникновения культуры является общественная сущность человека. Философ выделяет две реальности: мир природы (животного начала, зла, жестокости) и мир свободы (человека, культуры, морали). Пересекаются и примиряются два противоположных начала в представлениях о прекрасном и в созидании прекрасного, что собственно и является целью культурной деятельности. В этике Кант вводит категорический императив, то есть обязательное и безусловное нравственное правило, всеобщий закон поведения, который преодолевает и исключает любое зло.

До второй половины XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка И.г.гердера. Для Гердера культура является следствием способности человека к творческой и мыслительной деятельности, которая находит выражение в языке, науке, ремесле, искусстве, государстве, религии, семьи. Гердер впервые определил культуру как необходимую и неотъемлемую реальность человеческого общества, утверждая, что некультурных народов вообще не существует. Есть более культурные и менее культурные народы. Уровень культуры философ связывает с прогрессом образования. В работе “О происхождении языка” (1772 г.) Гердер связывает появление языка с физиологически заложенной в человеке способностью к мышлению, в развитии языка видит прогресс культуры. Он одним из первых заинтересовался изучением национальных культур как форм существования мировой. Гердер выделил этапы, через которые проходит национальное возрождение: I - изучение истории, этнографии, II - формирование национального литературного языка, III - возникновение национальных политических организаций, борьба за независимость.

Окончательно оппозиция “природы” и “культуры” снимается в философии Георга Фридриха Вильгельма Гегеля, (1770-1831), для которого “культура есть... освобождение и работа высшего освобождения”, что понимается как поэтапное движение от природной непосредственности к высшей духовности. История человечества по Гегелю есть лестница вверх, по которым человек, освобождаясь, поднимается путем познания абсолютного духа. Гегель сводит культуру к духовному развитию человечества, понимая творчество как диалектическое восхождение духа.

В первой половине XIX в. появились работы российского ученого М.Я.Данилевського. В книге “Россия и Европа” он выдвинул концепцию “замкнутого (локального) развития культур”. Каждый народ, по Данилевскому, создает специфическую систему ценностей. Выработанная им культура слабо контактирует с другими культурами, противодействуя проникновению в ее “тело” чужеродных элементов. Данилевский создал “систему типов” человечества. Он писал, что есть народы, преданные идее государственности, а есть такие, которым она чужая. Есть люди, которые исповедуют идеалы рыцарства, чести, а есть их антиподы - хитрые обманщики, беспринципные торгаши. Народы Востока создали изысканную, но малорухому, созерцательную культуру, которая из поколения в поколение воспроизводит саму себя. На Западе была создана динамическая, утилитарно-практическая культура, направленная на преобразование природы и общества. Идеи Данилевского впоследствии сильно повлияли на культурологию ХХ ст.

Возникновение украинской культурологической мысли связано с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства. В Уставе Братства, в воззваниях “К братьям украинцам”, “К братьям русским”, “братьев поляков”, в произведениях его основателей - М. Костомарова (“Мысли об истории Малороссии””, “Две русские народности”), П. Кулиша (“Повесть об украинском народе”) - отстаиваются идеи культурной самобытности славянских народов, их права на свободное развитие, гарантированный свободным федеративным союзом славянских республик. Значительный вклад в развитие культурологической мысли внес М. Драгоманов (1841-1895 гг.). С позиций сравнительно-исторической методологии М. Драгоманов выступал против хуторянского етнографізму, выдвигал идеи свободного развития народной культуры в национальную культуру, пропитанную общечеловеческими ценностями. Целостную концепцию истории украинской культуры выдвинул М. Грушевский (1866-1934 гг.). Она базировалась на тезисах самобытности и самостоятельности украинской культуры. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование различных етноплемен еще с эпохи трипольской культуры. Не противопоставляя украинскую и русскую культуры, он все же считал первую более близкой к европейской культуре.

4. Современные культурологические теории

Анализ современных культурологических концепций преследует очень важную цель: дать представление об основных тенденциях и направления культурологии ХХ века, показать, как они оценивают состояние и перспективы современной культуры.

Для теории культуры ХХ в. характерен отход от общих концептуальных подходов, которые базируются на еволюціоністському понимании культурного развития. Концепция немецкого философа и историка О.Шпенглера относится к исследованиям, которые формируют современную культурологическую традицию. Она предполагает рассмотрение не только определенных культурных констант, благодаря которым возможен разговор о культуре в целом, но и анализ многообразия культур. Такие циклические теории культурного развития рассматривают каждую культуру как ценность в себе независимо от степени его цивилизованности, в общем потоке социокультурной динамики. В знаменитой работе “Закат Европы” О.Шпенглер раскрывает свою концепцию развития культуры как организма, который рождается, достигает расцвета и, истощаясь, приходит к своему естественному концу. Весь цикл, с его точки зрения, длится около тысячи лет. Цивилизацию Шпенглер считает симптом и выражение отмирания целого культурного мира, угасание творческого духа культуры. Отсюда и название его книги. Идея культурно-исторического круговорота, по Шпенглеру, находит свое подтверждение в различных культурах, каждая из которых уникальна. Его концепция рассматривает восемь равноценных по достигнутой зрелости культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, античную, византийско-арабскую, западноевропейскую и южноамериканскую (майя). Если эволюционисты концентрировали свое внимание на логике развития культуры, то Шпенглер отдавал предпочтение понятию “душа культуры”. Выделяя три типа души (“аполонічний”, “магический” и “фаустовський”), исследователь считал, что они лежат в основе соответственно античную, византийско-арабской и западноевропейской культур. Культура жива постольку, поскольку она сохраняет глубокую, неразрывную связь с человеческой душой. Душа культуры живет в душах людей, которые воспринимают символы, смыслы и ценности данной культуры. Когда же цивилизация подавляет и поглощает человека так, что “огонь души угасает”, она обречена на гибель. М.О.Бердяєв отмечал трагическое мироощущение Шпенглера: “В нем нет... цивілізаторського самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими поколениями”.

Концепцию локальных цивилизаций развивал британский культуролог а. тойнби в своей 12-томной работе “Исследование истории”. Многообразие форм социокультурной организации человечества, по Тойнби, базируется на своеобразии систем ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь - от самых грубых его проявлений до высших взлетов творчества. Каждая локальная цивилизация проходит в своем развитии четыре стадии: возникновения, роста, надлома и распада. Определяющим элементом ценностной системы А.тойнби считал религию, а экономическая и политическая сферы жизни цивилизации, по его мнению, подчиняются “духовному началу”. В общем Тойнби насчитывал 13 развитых цивилизаций, хотя в его раннем творчестве фигурировала 21 цивилизация. Особое значение его концепции заключается в раскрытии диалогической сущности развития культуры как серии “Вызовов”, которые бросаются природой и обществом, и “Ответов”, которые находит человеческая творческая духовность.

Интегральная концепция одного из основателей российской и американской социологии П.О.Сорокіна, изложенная им в работе “Социальная и культурная динамика”, также базируется на чередовании нескольких типов культур (суперсистем): 2-х основных (чувственного и ідеаціонального) и промежуточных (идеалистического). Фундаментальным принципом каждого культурного типа П.О.Сорокін считает способ познания, основанный на чувственном, рациональном или интуитивном восприятии. Современная чувственная культура с ее материалистическим окраской, по мнению ученого, переживает глубокий кризис, выход из которой возможен благодаря возвращению в абсолютных ценностей альтруизма, добра и веры, вследствие чего произойдет замена этого культурного типа следующим (идеациональным). В отличие от концепции О.Шпенглера теория П.сорокина отражает тенденцию поиска общей культурной основы человечества, реальных путей и механизмов выхода из культурного кризиса.

С осознанием кризиса культуры как распад ее внутреннего единства, противопоставление ее сначала общих идей и ценностей связано возникновение культурологического направления в философии неокантіанства. Значительный вклад в развитие теории культуры сделали В.Віндельбанд, М.Вебер, Г. Ріккерт, Е.Кассірер. М.Вебер зафиксировал драматическое положение западного человека между “небом” идеалов и “землей” эмпирической реальности. Е.Кассірер в своей “Философии символических форм” раскрывает многообразие автономных и самодостаточных, по его мнению, символических форм (например, язык, миф, наука и т.п.).

Глубокой внимания заслуживают феноменологические культурологические концепции. Е.Гуссерль рассматривает культурологическую проблематику с точки зрения “телоса” европейской культуры, которая раскрывается в ее историческом развитии. "Телос" - это определенный духовный образ культуры, соединенное духовными связями жизни людей и народов в рамках одной культуры. Преодоление кризиса европейской науки и культуры Е.Гуссерль видит в возвращении к истокам европейской духовности - рационализма и обязательного соотношения его с “жизненным миром” человека, восстановлением утраченной связи науки с человеком.

В начале и в середине ХХ в. происходит поворот в украинской культурологической мысли. После развития в русле культурологии Просвещения и раннего Романтизма, она начинает испытывать влияние иррационализма и волюнтаризма (Шопенгауэра, Ницше). Наиболее ярко это влияние воплотился в творчестве Д. Донцова (1883-1973 гг.), которая стала теоретической основой интегрального национализма.

Ярким отражением кризиса человеческой субъективности и гуманизма в современной культуре стала концепция М.Хайдеггера. Центральной темой в ней становится тема языка как средства коммуникации: “Мысль дает бытию слово: в жилище языка обитает человек”. Выход из культурного кризиса, ситуации видится Хайдеггеру в новом опыте мышления, которое опирается на древнегреческие первоисточники, на утверждение Протагора, что человек есть мера всех вещей.

Другим направлением в культурологии является психоанализ, который ставит перед западной культурой проблему бессознательного. Его основателем был австрийский психиатр З.Фрейд. Он выдвинул гипотезу о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики, где сосредоточены бессознательные желания и вытесненные из сознания идеи. “Оно” (как называет З.Фрейд бессознательное начало) активно вмешивается в человеческую жизнь, руководит им. Наше сознание (“Я”) - лишь игрушка в руках могущественной психической силы первичных желаний человека, которые базируются на стремлении к созиданию и продолжения рода или разрушения (Эроса-любви и Танатоса-смерти). Роль культуры в жизни человека, по Фрейду, заключается в способности сублимировать (заменять) примитивные побуждения. Благодаря культуре они приобретают формы стремление к творчеству, познанию и иной деятельности, которая этически приветствуется. Культура (“Над-Я”) выполняет роль внутреннего цензора, благодаря которому человек способен жить как социальное и культурное существо. К.Г.Юнг развил концепцию психоанализа, используя понятие “архетипов” - психических структур коллективного бессознательного. Благодаря им формируются образы, мысли и чувства людей, сохраняется коллективный исторический опыт, мифы и символы культуры.

Экзистенциальные концепции культуры К.Ясперса, Ж.-П. Сартра, а. камю привлекали внимание к проблемам современной культуры, которые возникают в результате отчуждения человека от социума. Люди будут бережнее относиться к своей жизни, если осознают абсурдность человеческого существования, - считают экзистенциалисты. Осознание абсурда бытия приводит к бунту, а этот последний - к свободе, ради которой человек готов пойти на все, поскольку в свободе она находит смысл своей жизни.

Заметное место в современной культурологии занимают концепции структурализма, разработанные К.Леві-Строссом, Р.барту, М.Фуко, Ж.Деррідою. : Структуралисты поставили задачу преодолеть описательность и исследовать культуру с помощью чисто научной методологии естественных наук, включающая формализацию, компьютеризацию, математическое моделирование. Структурирование осуществляется в различных областях культуры: языку и литературе, социальных представлениях и идеологии, искусстве и массовой культуре. К.Леві-Стросс утверждает, что все культурные представления (мифы, ритуалы, правила) являются определенного рода знаковыми системами, которые передают информацию и осуществляют культурный обмен внутри структуры. Гармонию чувственного и рационального начал (надраціоналізм), к которой необходимо стремиться современному человечеству, культуролог видит в феномене первобытного мышления. Целью структурного анализа является поиск системообразующего фактора, совокупности правил, по которым можно формировать культурные объекты.

Одной из самых распространенных в современной культурологии является игровая концепция культуры. Наиболее яркими ее представителями стали Й.Хейзінга, Х.Ортега-и-Гассет, М.бахтин. В работе “Homo ludens” (“Человек играющий”) Й.Хейзінга исследует игру как общий принцип становления и жизнедеятельности человеческой культуры. Ее культуротворча роль заключается в следовании добровольно установленным правилам, в обуздании стихии страстей при отсутствии гнета “серьезности”. Работы Й.Хейзінги содержат критику массовой культуры, которая перекликается с подходом Х.Ортеги-и-Гассета. Выдающийся испанский философ занимает особое место среди современных мыслителей, потому что объединяет в своей теории традиции “философии жизни”, неокантианцев, экзистенциализма. В работе “Восстание массы”, которая набрала широкую огласку, он анализирует состояние современной культуры и человека в ней. Оперируя образами “элиты” и “человека-массы”, мыслитель предупреждает об опасности всеобщего нивелирования, деперсонализации человека, власти “современного варвара”, разрушителя культуры. Преодоление культурного кризиса Ортега-и-Гассет усматривает не в коренном преобразовании общества, а в возвращении к иерархии большинства и элитарного меньшинства, которое создает основы культуры вследствие внутренней потребности. Сущность культуры, по мнению Х.Ортеги-и-Гассета, составляют спонтанность и отсутствие прагматизма.

В конце ХХ в. сформировался постмодернистское направление в культурологии. Постмодернизм испытал влияние многих современных интеллектуальных течений. Постмодернистское восприятие действительности проявляется в стремлении к деконструкции, децентрализации, отказ от авторитетов любого ранга, в отрицании норм и традиций рационализма. В работах Ж.-Ф. Лиотара, Ж.Делеза, Р.Рорті и др. отстаиваются ценности свободы во всем, спонтанной деятельности человека, игровом начале. Повышается интерес к иррационального и субъективного, неопределенного, неясных форм. Постмодернизм, плюралистический по своей сути, не боится разрушения единства существующей культуры, обосновывая неизбежность трансформации культуры в качественно новую форму. Разнообразие современных культурологических, направлений и концепций дает представление о широте человеческого мировоззрения и миропонимания и является обобщением историко-культурного опыта.

Книга: Культурология, конспект лекций

СОДЕРЖАНИЕ

1. Культурология, конспект лекций
2. II. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
3. III. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
4. I. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
5. II. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
6. III. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА
7. V. СРЕДНЕВЕКОВАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
8. VI. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ
9. X. КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В XX СТОЛЕТИИ
10. I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
11. III. УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII - Xv вв.)

На предыдущую