lybs.ru
Какие таланты у нас пропадают, зато какие бездари процветают! / Александр Перлюк


Книга: Лекции по истории мировой культуры / Поликарпов


Лекции по истории мировой культуры / Поликарпов

В учебном пособии изложен курс истории мировой культуры, начиная с первобытного общества и кончая XX в., который позволяет выявить сущность, структуру и функции культуры как сложного общественного феномена, а также ее роль в жизнедеятельности человека. Опыт, накопленный человечеством цротягом его культурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культура в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо от-вначити, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное ро сути ключевого значения, ведь культура выступает мощным фактором социального развития.

Культура играет все большую роль в формировании и укреплении гражданского общества, развития творческих способностей человека, построении правового общества. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, мышление, образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется в Действия осв-бистосуб'ективних факторов (установки сознания» уовні потребности, ценности и др.), влияющие на характ;формы и стиль свидетельствовании людей. Ценности, образцы и нормы поведения, возникают в результате деятельности по освоению мира, выступают одновременно в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятельности общества. Образ жизни, ориентированный не на приспособление к тем условиям жизни, которые существуют, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей, их образа Мышления.

Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необ-хідігого аспекта деятельности людный, которая в силу своего общественного характера предполагает организацию совместной деятельности общества и, следовательно, регулирования ее определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях. Этот процесс требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленного лдадетвом за время его существования. Пи социальный прогресс, ни самосовершенствования особенности невозможны без освоения духовных сокровищниц народов мира.

Поскольку в центре культурной политики государства находится забота о человеке, его интересы и потребности, особое место в социальной жизни занимают вопросы освоения им культурной среды: высшее, а также проблемы достижения высокого качества создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет важную интеграционную функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них па-требу к постижению мира как целого.

Наиболее обостряет эти вопросы жизни нашего общества. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными Ценностями между народами, а с другой - умения выйти за рамки привычных, но уже омертвевших представлений, дать бой ряда реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.

Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставленный культурных ценностей прошлого и современного. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое - современному» легко трансформируется сегодня в иную - «настоящее - прошлому». Именно вращаясь в такой цінносній двоєдності, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу от суеты к сути.

Известно, что история пронизана полосами моды на старину. Однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Происходят они в тот момент историко-культурного развития, который стал критическим, или уже не отдельные страны, а человечество в целом чувствует себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В таких условиях неизбежен рост загальносоці-альной потребности пристально всматривается в прошлое, чтобы направить его опыт в современное и будущее.

Реалии современного мира, которые сложились в настоящее время, привели к перелому в сознании человека. ее взгляд направлен в самых глубоких выходов за пределы собственной жизни, не ограничены в сознании датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расширения международных связей, привлечением к всемирного культурно-исторического процесса всех стран. Значительные социокультурные изменения, затрагивающие практически всех аспектов общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о международное взаимодействие, ее роль в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.

В основу учебного пособия по курсу мировой культуры положена концепция взаимосвязи культур мира, ее взаимодействия. С этой концепцией связана модель культурной диффузии. Межкультурные перенятие осуществляются с помощью таких механизмов, как завоевания, когда в менее развитой культуры вносятся существенные элементы более развитой (технология вооружения, элементы стратегии, структуры $лады, определенных способов политической интеграции); мирное перенятие и добровольная имитация образцов (искусство, урбанизация, профессиональная Специализация, организационная дифференциация).

Материал в пособии организован при помощи выработанной в отечественной классической культурной антропологии модели структуры культуры. В соответствии с данной моделью в культуре выделяются обыденный слой и специализированные сферы - искусство, наука, философия, религия, а также политическая и правовая отрасли, которые ориентированы как на поддержание социального порядка, так и обеспечение социальной значимости знания и поведения людей.

Следует помнить, что в научной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, который создает жизненную среду для себя и формирующийся под ее влиянием. Поскольку человек является существом творческим, которая превращает окружающий мир в соответствии с собственными историческими переменными целями, то необходима модель динамики ее социокультурной практики. Эта модель итог 20-летнего труда культуролога Е. О. Орловой не ограничивается только фиксацией устойчивых и повторяющихся времен, отвлеченных от человека аспектов культуры. В ней есть место подвижности преходящим чертам социокультурной жизни, которые обусловлены деятельностью и взаимодействием людей.

С точки зрения качественной социальной определенности культурной практики целесообразно выделить неспецифические и институционализированные ее формы. Неспецифичные формы - приватная жизнь, брачные и неформальные групповые отношения, мораль, практические знания, бытовая этика, предрассудки и тому подобное, что обычно называют повседневной жизнью (обыденный пласт культуры). Іституціоналізована деятельность, которая реализуется в пределах официально установленных организаций, зафиксирована в категориях «социальная активность» и «система общественного разделения труда». В плане теории культуры, то есть во время рассмотрения через призму деятельности, інституціоналізована отрасль общественного бытия и сознания может быть схематично представлена как совокупность специализированных сфер культуры. Часть их касается организации процессов социального порядка, жизнеобеспечения и взаимодействия (экономическая, политическая и правовая области культуры), а часть - к организации социально значимого знания и поведения (философия, наука, искусство, религия).

Автор преследовал цель ознакомления студентов с фундаменталй? ими достижениями мировой культуры, неотъемлемой частью как! является отечественная культура, раскрыть единство и разнообразие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека н социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании особенности, гуманизации общественных отношений. Курс истории світовоТ культуры, созданный на альтернативной основе, дает возможность приобщиться к сокровищнице мудрости и опыта, приобретенных человечеством в течение тысячелетий.

Концепция культуры в свете научного понимания истерии. Типология культур. Культура и природа. Модель структуры культуры. Мировая культура как целое. Единство и разнообразие соке окультурно-го процесса. Ступени эволюции мировой культуры

Развитие истории мировой культуры рассматривается нами, начиная со времени возникновения человеческого общества и заканчивая современностью. Сложность исследований В области этой научной дисциплины и в усвоении ее результатов заключается в том, что понятие «культура» слишком многозначно, имеет различные содержание и смысл не только в бытовой Речи, но и в разных науках, в том числе философии. Впервые в литературе слово «культура» встречается в произведении римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона «Тус-куланські диспуты» (45 г. до н. есть.). Этимологически оно относится к словам «возделывать», «обрабатывать». В ходе длительной эволюции от Цицерона ("культура ума есть философия") до И. Гердера (немецкий идеолог XVIII ст.), который включал в понятие культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесленничество, государственное управление, религию, изменил ее содержание.

В универсальной культурно-философской концепции Гердера понятие «культура» характеризуется как принадлежащее к человеческому роду, что подчеркнуто в нашем курсе. Считая становление культуры вторым рождением человека, Гердер в книге «Идеи философии истории человечества» писал: «Мы можем как угодно называть этот генезис Человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть обработкой почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда сплетение культуры и просвещения протянется до самого дальнего края земли».

Идеи, исторически сформулированные в период от Цицерона до Гердера, образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания культуры, которое и послужило предпосылкой и исходным пунктом для формулирования научного понимания понятия «культура».

Культура в свете научного подхода к истории основывается на динамике общественно-исторического развития. Это означает, что «культура» фиксирует содержательно-человеческий аспект общественных отношений, его можно определить благодаря вовлечению в процесс общественного производства объекты (предметы, знания, символические системы и др.), способов деятельности и взаимодействия людей, механизмов организации и регуляции их связей с окружением, критериев оценок окружения и связей с ним. Здесь культура понимается КАК процесс, результат и поле осуществления потенций человека в определенное время.

Понятие «культура» необходимо рассматривать в его дифференциально-динамических аспектах, что требует использованную ния категорий «общественная практика» и «деятельность», связывающих между собой категории «общественное бытие» и «общественное сознание», «объективное и субъективное» в ист торичному процессе. В научной философской литературе понятие «деятельность» предстает как одна из найфундаменталь-ных характеристик человеческого бытия. Действительно, подавая в произведении «святое семейство» общую характеристику человеческой истории, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История-?-не что иное, как деятельность человека, которая преследует своя? цель». Еще раньше К. Маркс подчеркивал, что человек является «деятельным природным существом», которая сама себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, понятие деятельности вмещает специфику социальной формы движения материи.

Предметная деятельность человека является основной, истинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой истории человечества, всей истории культуры. И если деятельность - это способ бытия общественного человека, то культура - способ деятельности человека, технология этой деятельности.

Именно в этом источнике в научной философии, если рассматривать «производство» обществом человека как «наиболее целостный и универсальный продукт общества», применяется термин «культивирование всех свойств Общественного человека». Иначе говоря, каждый отдельный индивид лишь тогда может считаться «культурным человеком», когда научится пользоваться достижениями общества, в котором живет. Ведь общественное производство выступает как условие и предпосылка ее деятельности. Культура же является принципом связи с человеком, способом ее вступления в социальной жизни. Развитие способностей к пользованию уже созданным и нагромадженим обществом, овладение способами этого пользования - вот что характеризует процесс культивирования человека.

В подобном понимании культуры на первый план выступает воспроизведение деятельности по исторически обусловленной основе - схеме, алгоритму, коду, матрице, канону, парадигме, эталоне, стереотипе, норме, традиции и др. Наличие определенных схем, которые передаются из поколения в поколения и предусматривают содержание и характер деятельности и сознания, позволяет зрозуміти4 сущность культуры как транслятора деятельности, аккумулятора исторического опыта. Культура представляет собой открытую систему, а ее алгоритмы позволяют высвободить практическую энергию действия общественного человека. Схемы деятельности, являясь глубинной сути выражения культуры, содержат в себе открытый спектр возможностей. Ведь с точки зрения общественной практики культура является постоянным движением: создание, воспроизводство, переделка и разрушение предметов, идей, привычек, оценок и пр. в процессе индивидуальной и совместной деятельности людей, общения, обмена между ними. Поэтому ее необходимо рассматривать в плане и типологии как отличия от природы, и структуры.

В современной культурологии и социологии понятие культуры находится в числе фундаментальных. Его считают таким же важным для анализа социальной жизни и деятельности индивида, как понятие «гравитация» для физики или понятие «эволюция» для биологии. Значительное повышение интереса к исследованию культуры вызвал лавинообразный рост определений культуры. Что не автор, то и собственное определение: общее их количество сегодня превышает пятьсот. Такая многозначность формулировок свидетельствует о полифункциональность, емкость и разнообразие понятия культуры. Некоторые авторы считают, что существуют религиозная и светская культуры (А. Но-левицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные) и мужские (мусульманская, европейская и др.). Третьи (В. Романов) отдают предпочтение мнению о существовании первобытных, древних и современных «теоретических» культур. В свете концепции научного понимания истории в основу типологии культуры следует положить типологии общественного воспроизводства (это не означает, что типологии другого рода следует отклонить, напротив, они также заслуживают внимания).

Роль и место культуры в деятельности человека возможно понять только на основе представлений о деятельности людей, которая в конечном итоге имеет воспроизводственный характер. Общественная репродукция заключает в себе воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологическую и организационную, а также культуру. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура рассматривается как необходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно как важная характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с репродукционным процессом вообще во всей его исторической конкретности. Поэтому понятно что с каждым типом общественного воспроизводства (простой, интенсивный и деструктивный) связан свой тип культуры, определяет ее место и значение в жизнедеятельности общества.

Обычное воспроизводство соотносится с культурой, сложившейся в условиях домашнего производства и сельскохозяйственного труда. В этой культуре субъект воспроизводства нацелен на неизменность масштабов воспроизводства, на максимальную адаптацию к природным ритмам, которые диктуют условия доурбанізованого земледелия. Для этой культуры характерно представление об окружающей среде как о данное человеку внешними силами, убеждение, которое не может меняться деятельностью человека, поскольку создано не ею. В культурах, сложившихся в таких условиях, даже активность самого человека рассматривается как результат действия сверхчеловеческих антропоморфных сил. С интенсивным типом воспроизводства связан качественно отличный тип культуры. В отличие от субъекта простого воспроизводства, ориентированного на адаптацию к заданным ритмов как систему неизменных смыслов, субъект динамичного типа культуры нацелен на совершенствование себя в единстве с совершенствованием человеческого мира, уже сформированного, созданного всей предшествующей человеческой активностью. Человек в таком типе культуры занят организацией ранее организованного, переосмыслением ранее Осмысленного, перестройкой ритмов мира, что его окружает, Именно поэтому субъект интенсивного типа воспроизводства должен сконцентрироваться для решения соответствующих проблем. Необходимое богатство накопленной культуры надо преобразовать, осмыслить и переосмыслить, постоянно углублять уже составлены понятия, формировать новые идеи, культурные новообразования. Деструктивном типа воспроизводства характерна недостаточная способность субъекта в силу тех или иных причин преодолевать внутренние и внешние противоречия, ограничивать потей деструктивных инноваций, обеспечивать необходимые параметры простого общественного воспроизводства, удерживать на минимальном для данного общества уровне эффективность производства и воспроизводства. Деструктивный тип характеризуется упадком культуры, недостаточной способностью находить эффективные средства и цель, будут стабилизировать ситуацию. Этот тип воспроизводства отличается других положительной ценностью, а возможность приближения к нему является стимулом для повышения активности субъекта, его попыткой воспрепятствовать этому процессу, а возможно, и перейти к более прогрессивного уровня и плетня воспроизведения, а также соответствующего типа и уровня культуры. Вообще такая ситуация складывается тогда, когда технология, организация производства рассчитаны на тип культуры, нацеленный на развитие, а реальный работник ориентирован на простое воспроизводство, на адаптацию в.межах своих «естественных» возможностей до уровня уже составленных техники и организации. При анализе культурных предпосылок научно-технического прогресса необходим учет исторических культурных традиций, воспроизводимых до определенной степени в культуре в силу ее устойчивость даже в условиях, когда меняется большинство экологических и социальных условий, порождающих традиционные нормы, обычаи, ценности, представления, образ и стиль жизни.

Тмин воспроизводства и культуры - понятия, призванные раскрыть философскую основу, дать теоретико-методологические обоснования внутреннего размежевания культуры. Когда же возникает необходимость в эмпирическом изучении процессов культурной дифференциации, культурных различий в обществе, ученые обращаются к более конкретным понятиям, с помощью которых становится доступным изучение реальностей культурного процесса. На этом пути все шире используется понятие «субкультура». И хотя единства ученых разных специальностей в применении его пока что не достигнуто, в большинстве случаев имеется в виду внутренняя дифференцированность культуры, воронок-ется в наличии специфических для социальных групп культурных признаков. Эти признаки можно обобщить в категориях «образ» и «стиль» жизни, которые отличают социальные группы. Они дают возможность выделить социально приемлемые формы социокультурной дифференциации (профессиональные, этнические и др.) от форм, угрожающих другим группам (например, преступность, тунеядство).

Тип воспроизводства, тип культуры и субкультура могут быть осмыслены как последовательно конкретный ряд понятий, призванных установить иерархию в изучении культурных общностей от глобальных розчленувань истории мировой культуры до эмпирических исследований локальных процессов в культуре.

Роль субкультур в культуре определяется необходимостью каждой культуры осваивать и «пропускать» через себя разнообразие мира. Субкультура - накопления-джувач своеобразия в культуре, она позволяет культивировать неосвоенное, выступая в качестве «лаборатории будущего». Культура и общество не имеют разрешения двигаться не «проверив» пути. Такими естественными и необходимыми экспериментами на пути движения культуры выступают субкультуры, которые опробовують те или иные новообразования.

Характеристика феномена культуры будет неполной без выяснения соотносительности природного и культурного. Аналитические исследования культурологии утверждают, что культура позабіологічна, сверхъестественная. Это касается и внешней природы, и внутренней, включенной в жизненные проявления человеческого организма. Таким образом, существует единство и различие природного и культурного.

Культура - это нечто противоположное природе, она существует вечно и развивается без вмешательства человека. В этом убеждение старинных культурологов верное - возможности существования культуры заданные существенно естественно. Возникновение культуры как сверхъестественного способа деятельности не исключает ее единства с природой ft не сбрасывает 8 счетов природных факторов в ее развитии. Даже на эмпирическом уровне можно констатировать то обстоятельство, что природное (в общих своих моментах как зовнішньоприрод-не среда и как имманентно-природное в самом человеке) не безразлично для форм, в которых живет и отливается культура. Стоит сравнить формы культурного бытия горных народов, живущих на Кавказе и в Андах, в Гималаях Кордильерах, чтобы убедиться: особенности ландшафта странным образом сказываются на многих черт сходства функционирования культуры. То же самое можно сказать и о народах, обитающих в тропиках или полярных районах, жителях океанических островов, обширных степных пространств. Подобный подход может быть ключом к выяснению этнического своеобразия культур.

Деятельность людей (особенно на ранних этапах человеческого развития) интимно связана с тем, что в своей першоздатності предлагает человеку природа. Это отражается в материальном и духовном производстве, характере общественной психологии и, особенно, в искусстве. Прямое воздействие природных условий на возникновение и развитие культуры наблюдается в разных направлениях: от воздействия на производство орудий труда и технологию трудовой деятельности до особенностей быта и явлений духовной жизни.

Человек и его культура несут в себе природу матери-земли, свою биологическую предысторию. Особенно наглядно это проявляется сейчас, когда состоялся выход в космос, где без создания экологической тайника в скафандрах или космических аппаратах жизни человека попросту невозможно. Культурное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. И только в этом смысле культура выступает как позаприродне, позабіологічне явление. Одновременно следует подчеркнуть, что культура не может быть над природой, поскольку она ее уничтожит. Ведь человек со своей культурой является частью экосистемы, поэтому культура является частью общей с природой системы. Мы должны сохранять присущее культуре разнообразие ее форм и проявлений, подобно тому, как стремимся сохранить все существующие виды животных и растений, представляющих собой уникальные наборы генов, полученных путем селекции на протяжении тысячелетий. Именно разнообразие культур и цивилизованных путей развития народов мира поможет избавиться от глобальной космической катастрофы, ведь унифицированные, однообразные культуры погибают навсегда.

Анализируя деятельную сущность человека в культурологическом аспекте, мы попробуем сопоставить с ней естественно-исторический фон, культуру и натуру. Ныне подтверждается научный прогноз, сделанный И. Кантом более двухсот лет назад, что в будущем естествознание и наука о человеке станут единой целостной наукой. Такая тенденция открывает перед человечеством и грани культуры будущего, которые знаменуют синтез гуманитарного и природоведческого научного знания.

Следует помнить, что в научной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, который создает жизненную среду для себя и формирующийся под ее влиянием. Поскольку человек является существом творческим, которая превращает окружающий мир в соответствии с собственными историческими переменными целями, то необходима модель динамики ее социокультурной практики. Эта модель не ограничивается только фиксацией устойчивых и повторяющихся времен, отвлеченных от человека аспектов культуры. В ней важное место занимают подвижность, прошлые черты социокультурного жизни, обусловленные деятельностью и взаимодействием людей. Такая модель позволяет описывать и объяснять возникновение, движение, декомпозицию культурных процессов, исходя из необходимости воздействия субъективного фактора на их содержательные, структурные характеристики, скорость и направленность.

С точки зрения качественной социальной определенности культурной практики целесообразно различать ее неспецифические и специализированные формы. Неспецифичные формы - частную личную жизнь, брачные и неформальные групповые отношения, мораль, практические знания, бытовая этика, предрассудки и тому подобное, что обычно называют повседневной жизнью (обыденный пласт культуры). Інституціоналізована деятельность, которая реализуется в пределах официально установленных организаций, зафиксирована в категориях «социальная активность» и «система общественного разделения труда». В плане теории культуры, то есть во время рассмотрения ее через призму деятельности, інституціоналізована отрасль общественного бытия и сознания может быть схематично представлена как совокупность специализированных сфер культуры. Часть их касается организации процессов социального порядка, жизнеобеспечения и взаимодействия (экономическая, политическая и правовая области культуры), а некоторые віднося4 ться к организации социально значимого знания и поведения (философия, наука, искусство, религия). Когда в первом случае человек осваивает необходимые знания и навыки благодаря повседневной опыта оперирования окружающими предметами, общения с другими индивидами, приобщению к культуре через доступные обычные средства, то во втором случае необходимы специализированная подготовка в учебных заведениях, освоение специальной литературы, использование инструкций для осуществления совместной деятельности.

Специализированные сферы культуры при их сопоставлении оказываются неоднородными с точки зрения их ориентации на переменные характеристики человека и его окружения. Устойчивость, универсальность, «абсолютное» являются объектом пристального внимания ь сферах философии и религии, в число задач которых входит поддержание «картины мира» с вирізненням и уста* новкою соотношение ее «инвариант». В сфере социальных» имодействия ориентация на поддержание длительных, обще-новначних границ и форм присуща отрасли права. Пение* отношение установившегося и переменного оказываются в сферах научного познания и экономики. В науке устоялось рассматривается как пределы, в которых разрешается свободно взаимодействовать с окружением, то есть преимущественный интерес здесь направлен на изменения. В экономической сфере вопрос о соотношении решаются в каждый конкретный временной период воспроизводства и инноваций. Важной специализированной сферой культуры, где это соотношение рационально определяется и приобретает социально нормативной формы, является сфера политики. Переменное попадает в зону особого внимания в сфере искусства. Именно этот вид деятельности крепче всего связан с непосредственными пер-. даниями людей. В зависимости от необходимости члены общества обращаются к специализированным сферам культуры как к общественным фондам образцов деятельности, взаимодействия, представлений для поддержания или замены своих связей с разными аспектами окружающего мира.

Каждая специализированная сфера культуры имел собственную культурную «язык», «код» (или набор «кодов»), специфика которых обусловлена особенностями деятельности и мировоззрения, которые здесь осуществляются. Благодаря этому специализированные сферы культуры приобретают высокую степень автономии в отношении друг к другу и к повседневной культуры. Одновременно между ними, когда необходимо, может осуществляться опосредованное взаимодействие, которое реализуется через социально-структурные единицы (например, общее образование, системы массовых коммуникаций, здравоохранения), или же через повседневную культуру а ее язык (именно с этого уровня начинается общение представителей различных сфер профессиональной деятельности).

Поскольку нашей задачей является рассмотрение бытия культуры на уровне родового субъекта (человечества), выяснение того, как живет и развивается мировая культура, следует представить ее как целостную, единую. В отечественной культурологии дается следующее определение: мировая культура как целое - это способ деятельности, технология родового субъекта (человечества), рождена позабіологічною (социально-экономической) субстанцией и охарактеризована в своем бытии единством приспособительно-преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов.

Мировая культура во времени и пространстве многообразна, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, очень богата формами. В современном состоянии она представлена буржуазной и советской культурами, разными культурами развивающихся стран и т.д. В современном состоянии мировой культуры существуют как вершинные проявления творчества, выявленные в успехах развитой науки, новейших технологиях, свершениях искусства, так и ее реликтовые, архаические образования, Подобные тем, которые еще сохранились у аборигенов Амазонки, Андаманских островов или внутренних районов Новой Гвинеи. Еще более многолики и многоцветные проявления культуры, рассмотренные в их истекшем историческом бытии. Не называя первобытных форм первобытнообщинного человеческой жизни, даже начиная с твердо зафиксированных шумерской и египетской культур, исследователь встречается с трудно перелічуваною множеством во время почти несовместимых факторов культурного бытия, с неповторимым своеобразием граней и оттенков явлений культуры.

Довольно экспрессивно высказался по этому поводу американский культуролог Р. Редфилд, описуючії впечатление человека, которая взялась за исследование понятия культуры. Он рассказывал, как ему во время чтения двадцятитом-ника «Золотой ветви» Фрэзера пришлось Пережить огромный восторг. «Как на параде,- пишет он,- передо мной проходили великолепные экзотические матери, тела которых отливали бронзой; жрицы в масках, переодетые в одежды другого пола; люди, смазанные благовониями и принесенные в жертву богам; демоны, которых выгоняют из дворцов Камбоджи, девушки из индейской деревни, которых при достижении зрелости заставляли сидеть в одиночестве в темноте; Короли, умертвлені как боги и боги, что встают из мертвых, когда их убивают - дикарское, невообразимое множество табу, магических ритуалов и обычаев, связанных с женитьбой, урожаем, опасностью и смертью. Эти тома напомнили мне арабские сказки «1001 ночи», наводнение причудливого и дивовижногб».

И не с тем же встречается нынешний читатель, когда открывает неувядающую «Первобытную культуру» Э. Тайло-ра, рассказывает не столько о собственно первобытной, сколько о культуре непиеемних народов прошлого века. В таких книгах, как «Своими глазами» Ю. Овчинникова, «Индейцы без томагавков» М. Стінгла, «Культура и мир детства» М. Мидта многих им подобных, содержатся свидетельства о том, что и сегодня в разных уголках Мира живут и действуют своеобразные, неповторимые, уникальные Культуры. Несомненно, культура от своего рожденный До наших дней никогда не была трафаретно-однообразной, она не похожа на уныло одинаковые, конвейерно-серийные продуктами.

Разнообразие форм культуры является порождением одного корня, тождественны в своей сущности способы единой человеческой деятельности. Это издавна поняла большинство проницательных исследователей. Еще Е. Тайлор во время сравнительного изучения отличных друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают разнообразие и постоянство явлений, которые заставили итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей доказывает наглядные черты единства, совпадения в пределах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить в один ряд жителей озерных поселений древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со середньоафриканським негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, совокупность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как настоящий гуманистический принцип рассмотрения культуры.

Научное понимание культуры основывается на признании единства и многообразия социокультурного процесса. Мы не отрицаем факта культурной относительности, но открываем культурный релятивизм, отрицающий всякую общность между культурами, утверждает их принципиальное от-гороженість, невхожість одна в одну. Что же превращает в единое целое культуру? Ведь одна из особенностей мирового социокультурного процесса развития - множественность существующих культур и чрезвычайное разнообразие ценностных шкал. Хотя европейцы и китайцы, африканцы и индийцы используют одни и те же машины, хотя все они происходят от одних и тех же кроманьонцев и принадлежат к одному биологическому виду, у них сложились совершенно разные традиции и шкалы ценностей. Образ мышления, стандарты жизни, нормы поведения, характер искусства даже у народов, которые живут в одинаковых географических условиях, никогда не были абсолютно одинаковыми. Классический пример тому - республики Закавказья.

Это дает возможность констатировать существование большого числа различных форм организации духовной жизни даже при относительной близости (а иногда и тождественности) материальных условий жизни. И хотя возникли разнообразные средства транспорта и связи, хотя существует миграция мод, которую не в состоянии остановить даже океаны, разделяющие континенты, хотя действуют пресса, радио, телевидение, это разнообразие и не думает исчезать. В этом и заключается великое благо для человечества.

Объем «генетического банка» той или иной популяции, прежде всего генетическое разнообразие ее индивидов, говорит о стабильности популяции, о ее способности противостоять внешним условиям. И в человеческом обществе имеет место нечто подобное. Но к действию генетических факторов приплюсовываются и общественные факторы. Появляется социально-культурное разнообразие, количество цивилизаций. Все это дает обществу определенные гарантии того, что в ситуациях кризиса оно будет способно найти необходимое решение, ибо культура в конечном счете содержит спрессованный человеческий опыт. Разумеется, в современных условиях происходит развитие унификации не столько культур, сколько поведения. Развитие техники навязывает определенный стандарт общения, но японец останется японцем, узбек - узбеком, итальянец - итальянцем. Особенности их культур приводят к существенной разнице в восприятии окружающего мира. Вполне возможно, что особенности национальных культур даже имеют тенденцию различаться.

Следует учитывать и другую особенность мирового социокультурного процесса - его целостное единство. Есть действительно общие основания существование того целого, что мы называем мировой культурой. Фундаментально общим выступает производственная деятельность людей, которая существенно объединяет всю историю человечества и превращает мировую культуру в действительно генетическую, историческую (діахронну) и системно-структурную (синхронную) целостность, и которую иногда называют «материнское лоно истории». Субстанция труда всегда останется тем, в роли чего как главный связь выступает основной критерий объединения в тотальность. Именно оно определяет совокупность генезісу функционирования и закономерное развитие всей мировой культуры. Эти положения касаются грунтовых тезисов научной философии, обусловленных теоретически и фактически.

Единство и загальнопроникливість, общение и обособление, взаимодействие и отталкивание, связи и противопоставления-вот что характеризует протирічну единство названных особенностей социокультурного процесса, противоречивое единство разных форм культурного бытия, присущих человечеству уже с первых шагов его истории.

Следующий развитие обнаружил упрощения мировой общности культуры. В результате роста и развития материального производства, перехода к классовых обществ умножались и расширялись контакты между группами людей. Существенное единство, заданное однородностью жизнедеятельности, материальным характером отношения к природе, дополнялась и обогащалась непосредственным общением. Английский археолог Г. Чайлд в книге «Прогресе и археология» привел ряд данных по прогрессирующему росту экономического и культурного обмена между народами. Так, в верхнем палеолите он осуществлялся в радиусе до 800 км, приблизительная за 2 тыс. лет до н.э.- уже в радиусе до 8 тыс. км, а к VIII в. н. э. охватил всю Азию, Аф

Книга: Лекции по истории мировой культуры / Поликарпов

СОДЕРЖАНИЕ

1. Лекции по истории мировой культуры / Поликарпов
2. ЛЕКЦИЯ 2. Первобытная культура
3. ЛЕКЦИЯ 3. Культура древнего Египта
4. ЛЕКЦИЯ 4. Культура Месопотамии
5. ЛЕКЦИЯ 5. Культура древнего Ирана
6. ЛЕКЦИЯ 6. Культура Индии
7. ЛЕКЦИЯ 7. Китайская культура
8. ЛЕКЦИЯ 8. Японская культура
9. ЛЕКЦИЯ 9. Культура классического арабского востока
10. ЛЕКЦИЯ 10. Культура Австралии
11. ЛЕКЦИЯ 11. Культура доколумбовой Америки
12. ЛЕКЦИЯ 12. Культура народов черной Африки
13. ЛЕКЦИЯ 13. Культура кочевников Евразии
14. ЛЕКЦИЯ 14. Классическая древнегреческая культура
15. ЛЕКЦИЯ 15. Культура древнего Рима
16. ЛЕКЦИЯ 16. Византийская культура
17. ЛЕКЦИЯ 17. Культура средневековой Руси
18. ЛЕКЦИЯ 18. Средневековая культура западной Европы
19. ЛЕКЦИЯ 19. Культура возрождения и барокко
20. ЛЕКЦИЯ 20. Культура эпохи европейского просвещения
21. ЛЕКЦИЯ 21. Русская и украинская культуры XIX - начала XX ВВ.
22. ЛЕКЦИЯ 22. Культура XX века
23. ЛЕКЦИЯ 23. Культура на пороге XXI века
24. ЛЕКЦИЯ 24. История мировой культуры и современность

На предыдущую