lybs.ru
Придумав слово “ересь”, люди обозначили истину, доступную только гениям. / Владимир Канивец


Книга: Философия (курс лекций) - Буслинський


Философия (курс лекций) - Буслинський

Тема 1. Философия, ее сущность, особенности и функции
Философия как мудрость. Философия как форма общественного сознания. Особенности философского знания. Предмет философии. Альтернативные способы осмысления проблем бытия. Диалектика и метафизика. Философия и мировоззрение. Философия и наука. Философия и религия. Философия и право. Функции философии.

Философия как мудрость. Философия одна из древнейших наук, которая берет свое начало еще с VI века до нашей эры, то есть существует уже более 2500 лет. Она сложна по своему содержанию, предметом и функциями. Философия является одновременно формой общественного сознания, мировоззрением и наукой. Философию еще с древних времен определяли как любовь к мудрости (слово “философия” греческого происхождения - от phileo - люблю и sophia - мудрость). Что это означает? Что такое мудрость?

Чтобы выяснить эти вопросы следует иметь в виду, по крайней мере, три важных момента:

1) Философия имеет дело с наиболее общими, фундаментальными проблемами существования мира, а именно: его единства, природы, тенденций развития и т.п. Знание же общего, фундаментального является исключительно важным для познания истины, поскольку в общем более существенного, чем в частичном. Не случайно, патриарх мировой философии Аристотель, которого Гегель называл “учителем человечества” утверждал, что “тот, кто знает общее, знает больше того, кто знает частичное”.

Познать, выяснить общее - непросто, потому что оно неочевидно. Общее это такое, что не воспринимается на уровне ощущений. Общее является продуктом логического мышления. Оно представляет собой основную фундамент научного знания. Аристотель подчеркивал, что “знанием в наибольшей мере владеет тот, кто знает общее. Пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего находится от чувственных восприятий”.

Поскольку философия исследует наиболее общие проблемы существования мира, постольку она именно поэтому способна постичь его в целом, дать целостное представление о мире, его развитие, тенденции развития. Это касается также и мира самого человека, ее возникновения, развития, места в природе и т.д.

Представление о предмете в целом, его целостное видение является достоянием разума человека, свидетельством мощи его интеллекта, способности выяснять наиболее общие закономерности развития всего сущностного. “Философия, - отмечал Гегель, - занимается не отдельными ситуациями, а общим мышлением, поскольку проникает в целое (прослеживает общие закономерности...)”. Подобную мысль высказывал известный испанский философ Ортега-и-Гассет: “Философия, - говорил он, - является универсальной и абсолютной наукой”, философия - “ это поиск целого, общего”, “это познание Универсума”.

Сложные явления или процессы человек может охватить в мышлении в целом, но при условии, когда способна выделить наиболее общее, существенное, присущее всем этим явлениям или процессам. В этом контексте философия, как “поиск целого, общего”, соотносится с мудростью.

2) Философия без основания отождествляется со знанием першоначал, первопричин бытия. Эти знания, по мнению Аристотеля, следует отнести к “мудрости”. Потому что “мудрость есть наука об определяющие причины и начала”. И далее: “наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому что они владеют обобщенными знаниями и знают причины”; “ни Одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью, хотя они и дают важнейшие знания о одиночное, потому что они не указывают “почему”... Мудрыми считаются не те, кто имеет опыт, а те, что “знают причину”; “Мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается”. Аристотель объясняет, кого можно называть мудрым, и какой науки это касается:

“Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постигнуто для человека (восприятие чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудрее в любой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин”.

Философия исследует то, что “наиболее достойно познания - першоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное...”; “Итак, из всего изложенного следует, что имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первые начала и причины”. Такой наукой является философия. “Философия - наиболее ценная из наук, ибо направлена на познание первопричин, сущностного и вечного”.

Итак, мудрость отождествляется в философии с познанием первопричин и першоначал, “сущностного и вечного”.

3) Философия как мудрость, направленная на познание наиболее общего, “сущностного и вечного”, дает возможность раскрывать закономерные связи. Потому что такое закон? Закон - это отношение между сущностями, наиболее общий, установленный связь между вещами, который повторяется при соответствующих условиях и является объективным, внутренним, необходимым, общим и существенным. Поскольку философия занимается выяснением этого, постольку она и имеет отношение к мудрости. Мудрость, таким образом, является важным признаком философии, которая осмысливает действительность на основе познания наиболее общих связей, причин, тенденций развития и их практического (предметного) использования. Не случайно современный французский философ Мишель Гурина подчеркивает, что мудрость - не что иное, как умение использовать знания на практике - “искусство жить”.

Итак, философия как мудрость выясняет наиболее общие, фундаментальные проблемы существования мира; першоначала и первопричины бытия; она направлена на познание общих, устойчивых, необходимых связей между сущностями - закономерных связей. Таким образом, мудрость, как философский феномен, - это форма духовно-практического осмысления действительности, выяснение причин, тенденций развития всего сущностного, предвидение последствий этого развития на основе сочетания интеллекта и практического опыта.

Философия как форма общественного сознания.

В обществе имеют место многообразные отношения: материальные (экономические), политические, правовые, моральные, культурные и т.д. Но не все они равнозначны. Материальные (экономические) отношения составляют основу жизни человека и общества. Они являются определяющими, однако, чтобы понять сложные взаимоотношения человека и общества, человека с человеком этого еще не достаточно. Потому что люди в своей деятельности руководствуются не только материальными (экономическими) интересами, но и духовными. Они имеют соответствующие политические, правовые, философские, нравственные, эстетические и т.п. идеи и взгляды. Последние выделяются, становятся общими для определенных социальных групп и носят общественный характер. Они составляют общественное сознание.

Общественное сознание - это совокупность идей, теорий, концепций, взглядов людей, которые отражают их общественное существование или бытие. Поскольку общественное бытие человека является сложным и многообразным, постольку такой есть и общественное сознание. Викристалізованими формами общественного сознания является политическая, правовая, философская, нравственная, религиозная и т.п. Все эти формы представляют собой отражение различных сторон жизнедеятельности человека и общества.

С теоретико-познавательной точки зрения философия, как разновидность общественного сознания, является формой отражения действительности в сознании человека. Это отражение является сложным, теоретическим. Скажем, человек отражает мир, она видит, прежде всего, то, что очевидно, что дается в ее ощущениях. Это отражение действительности на уровне “мироощущение”, “мировосприятие”. Для философии как формы общественного сознания специфическим, присущим ей, является “миропонимание”, “світоз'ясування”. Последнее осуществляется человеком только в процессе ее теоретического мышления, путем абстрагирования, проникновение в наиболее существенное, общее. Такой способ постижения действительности дает возможность выяснить то, что не воспринимается на уровне ощущений. Объективные законы развития природы или общества нельзя, например, воспринять с помощью зрения, осязания или вкуса. Они воспринимаются только на уровне мышления.

Мышление - это процесс отражения мира в понятиях, суждениях, умозаключениях путем обобщения - выделение наиболее общих, существенных признаков, связей, свойств, отношений вещей, имеющих место в объективной действительности. Философия как форма общественного сознания, основывается именно на таком обобщающем отражении действительности и это является достаточно важным для понимания ее специфики, отличия от других наук. Философия, по выражению Гегеля “есть современная эпоха, которая постигнутая в мышлении”. Потому эпоху, ее сущность, тенденции развития можно постичь не в процессе “мироощущение”, а в результате “миропонимание” - теоретического мышления. Это - единственный способ охватить в целом такое сложное явление, как эпоха.

Особенности философского знания. Философия это система определенных знаний о природе, обществе, человеке, процесс ее мышления, познания. Эти знания в сравнении с естественнонаучным имеют свои особенности. В чем они заключаются?

Философские знания имеют наиболее высокий уровень обобщения, в результате которого выделяются общие черты, признаки, связи, отношения вещей и процессов, имеющих место в объективном мире. Процесс обобщения осуществляется путем абстрагирования - логического средства отклонение от того, что не является предметом исследования на данном этапе познания и концентрация внимания на том, что является таким предметом.

Человеческое познание, жизнь человека не мыслимо без абстракций. Человек не может ни познавать, ни практически действовать, ни общаться без абстрагуючої деятельности. Простейший акт познания - различение двух вещей - уже предполагает абстрагуючу деятельность человека. Если необходимо установить их различие, то мы не принимаем во внимание того, что для них является подобным, отклоняемся от него, и наоборот, если нам необходимо установить то, что для них является подобным, то мы мысленно отклоняемся от того, что для них является отличным. Это отклонение от тех или иных признаков предмета и является иллюстрацией процесса абстрагирования.

Философские знания фиксируются в понятиях, в которых отражается то, что является общим в вещах. Следовательно, не принимается во внимание то, что есть в них конкретным, отличным. Философские понятия являются результатом очень высокого уровня абстрагирования. В них не просто выделяется общее, а общее. Скажем, в таком понятии, как материя, отображается наиболее общее свойство окружающей нас действительности, а именно то, что она является объективной реальностью, независимой от воли и сознания человека. Как устанавливается такая самая общая свойство понятия “материя”? Путем абстрагирования, отклонения в процессе познания от конкретных ее свойств и концентрации внимания на более общих, вплоть до самых общих (всеобщих). Вот примерный путь такого абстрагирования: “эта роза” (имеет конкретную определенность: “эта”); роза (здесь мы уже абстрагируемся от определения “эта”). Слово “роза” фиксирует более общее, чем имеем в словосочетании “эта роза”. Далее. Слово “цветок”. Оно охватывает все цветы, имеющие место в действительности, то есть мы мысленно відхиляємось от конкретного разнообразия цветов, потому что внимание концентрируется на том общем, что есть у всех цветов. Далее. Слово “растение” включает в себя весь растительный мир и является более широкой абстракцией. Но это еще не является наиболее общим понятием. Мы можем идти дальше по пути абстрагирования (отклонение от конкретного). На этом пути более общим будет понятие “живое”. Последнее включает в себя не только весь растительном мир, но и животный. Понятие “живет” уже имеет очень высокий уровень абстрагирования. И, наконец, понятие “материя” фиксирует в себе общее, потому что в нем фиксируется все то, что существует объективно, т.е. понятие “материя” имеет наивысший уровень отклонения от конкретного, самый высокий уровень абстрагирования.

Каждая наука имеет свой понятийный аппарат, который дает возможность материализовать знания. Однако в отличие от понятий философии этот понятийный аппарат может быть применен только к конкретной области знаний. Скажем, экономическая наука имеет такие понятия, как “производительные силы”, “стоимость”, “прибыль”, “товар” и т.п. Они отражают сущность экономических процессов. Однако не могут быть применены для выяснения проблем теории познания, логики, диалектики и т.п., потому что имеют другой, отличный от философии уровень обобщения. Так же закон стоимости не может быть применен к выяснению проблем биологии, так как последняя имеет свои, присущие ей законы. Что же касается понятий философии, то они используются в процессе познания в любых областях действительности, поскольку эти понятия абстрагируются от всех сфер бытия, то есть в них выделяются наиболее общие признаки, присущие всем вещам и явлениям объективного мира. Поэтому понятие философии имеют самый высокий уровень обобщения.

2. Философские знания - это знания наиболее общих проблем бытия, а именно: мира, его единства, человека, его происхождения, мышления, познания, развития общества и т.д. Другими словами, это знание общего в системе отношения “мир - человек - деятельность”.

3. Философское знание - это такое знание, которое дает возможность с помощью своего понятийного аппарата адекватно отразить движение и развитие - текучка всего существующего.

Жизнь - меняющееся, подвижное. Спокойствие, что наблюдается в природе - вещь относительная. Лишь движение является абсолютной величиной. Ибо если предмет находится в данной системе в покое, то по отношении к другой системе он находится в движении. Такой закон природы. Диалектика отражает эти изменения, текучка, связи. Но как? Это непростой вопрос. Одно дело - это признать, что движение, изменение существует. Другая вещь, более сложная - отразить это движение, изменение в мышлении. Если мир меняется, движется, то философия должна иметь такой понятийный аппарат, который давал бы адекватное представление о таком движение и развитие.

Философия, еще со времен Гегеля, имеет возможность благодаря своим понятием, дать точное представление о движении, изменении, развитии, взаимосвязи вещей в объективной действительности. Поэтому философские понятия сами являются подвижными, біжучими; они резко отличаются гибкостью, взаємопереходами. Скажем, количество переходит в качество, а качество переходит в количество; возможность становится действительностью, последняя же является основой для новых возможностей; причина переходит в следствие, следствие может стать причиной другого явления, что связано с ним; содержание определяется формой, но последняя может быть смыслом для другого процесса и т.д. и т.п.

Таким образом, знания, которые фиксируются в понятийном аппарате философии позволяют адекватно отразить движение, изменения, взаємопереходи вещей через собственную гибкость, подвижность.

4. И, наконец, последнее. Философское знание составляет теоретическую основу мировоззрения, с помощью которого человек способен отобразить целостную картину мира в его многообразии.

Предмет философии. Учитывая вышеизложенное, можно определить и сам основной предмет философии.

Раскрытие предмета любой науки, и философии тоже, предусматривает определение соответствующего круга проблем, которые та или иная наука исследует, и которые являются для него специфическими, особенными. Для философии такими особыми проблемами, как было уже показано выше, есть общие проблемы существования мира, как природы, его единства, происхождения, тенденций развития и т.п. Субъектом же познания, осмысления этих проблем является человек как творческая, деятельная существо. Поэтому в предмет любой философской системы, любого ее направления необходимо включается как основное, - отношение “человек - мир”, его различные модификации.

Скажем, у Гегеля в основе его философской системы лежит так называемая “абсолютная идея”, которая является ни чем иным, как гиперболизированной об'єктивованою человеческим сознанием, “абсолютным разумом”. “Абсолютная идея, - подчеркивал философ, - есть разум, мышление, разумное мышление”; в философии экзистенциализма, в Ж.П. Сартра, абсолютизируется, преувеличивается “мир человека”, ее субъективность. “Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности”, - подчеркивал Ж. - П. Сартр; Эдмунд Гуссерль, основатель так называемой феноменологической школы, в предмет философии включал только “чистое сознание” - отделенную от существования и сознания конкретного человека; Л. Фейербах придерживался другой точки зрения. Для него “единственным, универсальным и высшим предметом философии” является “человек и природа как базис человека”; философские концепции, например, Д. Локка, П. Гольбаха и других основываются на приоритетности мира, природы, материи, их объективности и т.д.

Следовательно , при осмыслении основных проблем бытия философы так или иначе рассматривали их через призму отношения “человек-мир”. Не случайно Иоганн Фихте, представитель немецкой классической философии, считал, что развитие философии может происходить двумя основными путями - от вещи к идее (Фихте называл такой подход “догматизмом”) и от идеи к вещи (Фихте называл такой подход “идеализмом”).

Фактически же немецкий философ определил два основных противоположных направления в философии - материалистическое (“от вещи к идее”) и идеалистический (“от идеи к вещи”). Потому что такое материализм?

Материализм (от лат. Materialis - вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что природа, бытие, материя является первичным, а сознание, мышление, дух - вторичны. С точки зрения материализма, мир как природа является материальным, объективным, независимым от человека, его воли, сознания. А само сознание, мышление, дух является свойством высокоорганизованной материи, ее идеальным отражением.

Идеализм (от греч. Idea - идея, образ, понятие) - философское направление, противоположное материализму, который исходит из того, что сознание, мышление, дух первичным, а природу, бытие, материя - вторичными. Он делится на определенные разновидности - объективный идеализм и субъективный идеализм в зависимости от того, какое духовное першоначало кладется в его основу. Объективный идеализм за основу действительности принимает безличностное дух, разум, сознание (“абсолютный дух”, “абсолютный разум”, “чистое сознание”). Субъективный идеализм конструирует мир на основе особенностей индивидуального сознания и ставит этот мир в зависимость от него, от “Я”.

В чем причины такого різнополюсного отражение действительности? Какие познавательные корни такого отображения?

Альтернативные способы осмысления проблем бытия. Теоретико-познавательными основами материалистического отражения действительности является материально-предметные деятельность человека, практика; понимание “вторичности” человека по отношению к “первичности” природы независимости последней по отношению к человеку, его сознанию.

Античные философы, как правило, были стихийными материалистами. Они видели мир таким, каким он является, а именно: что мир предшествует человеку, а не наоборот, что он является объективным, независимым от его сознания, воли, желаний.

О первых философов Аристотель говорил, что они стремились выяснить “то, из чего сущее состоит, из чего как первого возникает и во что как в последнее оно возвращается; то, что как субстанция (начало - В. Б.), остается всегда одним и тем же и изменяется лишь в своих определениях... Поэтому они считают, что ни одна вещь не возникает и не уничтожается, так как всегда сохраняется одна и таже природа”.

Дело в том, что процесс познания является сложным и противоречивым.

Об этом свидетельствуют, по крайней мере, хотя бы такие моменты:

1. Конкретное (любая вещь) отображается в сознании человека непосредственно. Общие признаки вещей отражаются опосредованно. Конкретное дается человека на уровне ощущений. Общее же - на уровне мышления. Тогда возникает вопрос, а имеем ли мы на уровне мышления (как посредника между вещью и образом ее) адекватное отражение самой вещи? В чем сущность связи между общим и конкретным?

Это непростые вопросы, поэтому и выясняют их разные философы по-разному.

Практическая деятельность человека убеждала ее в том, что не ею создан мир, природа, а она является порождением этого мира, природы. Именно поэтому античные философы на первый план, как правило, ставили природу, ее самодостаточность, независимость от человека. Это и стало основой познавательной объективного, материалистического отражения действительности.

Относительно основ идеалистического отражения действительности, то следует отметить, прежде всего, значительные трудности, которые встречает человек на пути процесса познания, возможность создавать им такие познавательные образы и объекты, которых нет в действительности. Например, мы имеем представление о вещах, которые никто никогда не видел (мифологические образы). Но они есть в сознании.

В средние века (XIV) в философии продолжался спор между так называемыми номіналістами и реалистами по поводу природы общих понятий (универсалий).

Номиналисты (от лат. Nomen - имя, название) - Росцелін, Дунс Скот, У. Оккам считали, что реально существуют только отдельные вещи, а общие понятия о них - только названия, имена, порожденные человеческим мышлением. Более того, они утверждали, что общие понятия не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их конкретных свойств.

Реалисты (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) исходили из того, что общие понятия существуют реально (отсюда и название), независимо от вещей, предшествующих им, и есть их реально существующими духовными сущностями.

Как видим, философы давали разное толкование проблеме взаимосвязи общего и конкретного. Они не понимали того, что общие понятия отражают реальные признаки вещей, что объективно существуют, и что единичные, конкретные вещи не отделены от общего, а имеют его в себе.

Далее. С точки зрения философов-сенсуалістів (Дж. Локк, д. Дидро и др.), в мышлении нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях, поэтому истинным, подлинным познанием является эмпирическое познание, основанное на чувственном опыте (сенсуализм - от лат. Sensus - чувство, ощущение - направление в теории познания, который признает ощущения единственным источником знаний).

Рационалисты (Р. Декарт, Лейбниц и др.), исходили из того, что истинное, достоверное знание не может быть получено эмпирическим путем, с помощью опыта. Знания имеют лишь один источник - сам разум (рационализм от лат. - rationalis - разумный). Забегая вперед, следует подчеркнуть, что истинное познание возможно лишь при условии органического единства эмпирического и рационального познания на основе практики.

2. Образ предмета, любой вещи, является одновременно и объективным, независимым от человека, и субъективным, зависимым от нее, от ее ощущений. Потому что за источником образ предмета - объективный, а по форме - субъективный, присущий только человеку. Человек является субъектом познания, она выясняет сущность вещей, выделяет их общие признаки и многое зависит от ее интеллекта. Поэтому субъективный момент в познании имеет, безусловно, важное значение.

3. Познание, с одной стороны, как познание мира - безгранично. С другой стороны, оно имеет определенные границы, поскольку такие границы имеют конкретные вещи.

Если же в процессе познания эту сложность и противоречивость не учитывать, преувеличивать или недооценивать ту или иную его сторону, то неизбежны заблудження, неадекватное отражение действительности.

Идеалистический способ отображения проблем бытия как раз и основывается на преувеличении, абсолютизации субъективных моментов в процессе познания, игнорировании или отвержении его объективных моментов.

Это и является одной из основ альтернативного идеалистического отражение действительности.

Выясняя основы альтернативного отображения действительности, необходимо указать еще на одно такое обстоятельство - это преувеличение в процессе познания роли самих понятий. Вопрос стоит так: что является первым в познании - созданное в процессе познания понятие, или то, что отображается этим понятием.

С точки зрения здравого смысла, восходящим в познании выступает не понятие о вещи, а сами эти вещи, их общие признаки, которые и отображаются этим понятием. Ибо что такое “понятие”? Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие признаки, свойства, отношения предисловий. В процессе абстрактной деятельности человек выделяет наиболее общие моменты вещей и фиксирует их в понятии о данные вещи.

Казалось, что если отсутствует сам предмет, то не может быть и понятия о нем, не может быть представления о том, какие общие свойства ему присущи. Однако эта очевидная истина воспринимается философами по-разному.

Платон, например, считал, что понятие о вещи предшествуют вещам. Понятие есть их сущностями, сами же вещи таких сущностей не имеют. Вещи - текучие, переменные, переходные. Понятие же о вещи - вечные, самые важные.

Гегель тоже разделял подобную точку зрения. Он писал: “Ошибочно думать, что сначала предметы образуют содержание наших представлений, а уже потом привносится наша субъективная деятельность, которая посредством... операции абстрагирования... образует их понятие. Понятие, наоборот, есть истинно первым... и вещи имеют сущность... понятию”

Никто не отрицает важную роль понятий в науке. Они являются надежными средствами познания истины. Но большой ошибкой является преувеличение их значения в процессе познания, обособленности их от тех объектов, которые они отражают. Такое преувеличение, абсолютизация понятий в процессе познания и является составной альтернативного идеалистического отражения действительности в сознании человека.

При рассмотрении альтернативных способов (осмысление) проблем бытия следует иметь в виду и альтернативность в определении самой сути процесса познания, а именно: способен ли человек вообще познать окружающий мир, ей это не под силу?

Философы и эту проблему решали с альтернативных точек зрения. Например И. Кант считал, что сущность принципиально познать невозможно. Единственное, что подлежит познанию - это то, что видимо, что “появляется”, что является явлением. Разорвав необходимая связь между сущностью и явлением, Кант фактически стал на путь отрицания познания (на путь агностицизма. От греч. - gnosis - знание, а - отрицание). Другой известный философ Г. Гегель, наоборот, глубоко верил в способность человека познать окружающий мир. Он подчеркивал, что: “У скрытой и замкнутой сущности Вселенной нет силы, которая смогла бы противостоять лихости познания; она (сущность - В. Б.) должна раскрыться перед ним (человеком - В. Б.), показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими”.

Диалектика и метафизика. Альтернативность осмысления проблем бытия имеет место и в подходах к выяснению проблем развития, раскрытия его сущности, методов познания и т.д. Речь идет о диалектике и метафизике как определенных альтернативных философских концепций. Начнем с определения самих понятий “диалектика” и “метафизика”.

Понятие “диалектика”, если рассматривать его в историко-философском аспекте, имеет несколько определений: 1) в античной философии понятие “диалектика” означало искусство спора, субъективное умение вести полемику - умение найти противоречия в суждениях противника с целью опровержения его аргументов. Гегель один из первых обратил внимание на такую особенность античной диалектики, подчеркнув, что последняя имеет отношение к логике самого процесса познания. “Диалектика, - писал он, часто рассматривали как некое искусство, как будто она основывается на каком-то субъективном таланте, а не принадлежит к объективности понятия”; 2) под понятием “диалектика” понимают стиль мышления, который характеризуется гибкостью, компромісністю; 3) диалектика - это теория развития “абсолютной идеи”, “абсолютного духа” (у Гегеля); 4) диалектика - это учение о связях, имеющих место в объективном мире; 5) диалектика - это теория развития не только “абсолютной идеи”, “абсолютного духа”, как у Гегеля, но и развития материального мира, как у Маркса, которая учитывает разносторонность вещей, их взаимодействие, противоречия, подвижность, переходы и т.д.; 6) диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы общества и познания; 7) диалектика - это логика, логическое учение о законах и формах отражения в мышлении развития и изменения объективного мира, процесса познания истины. Элементы такого взгляда на диалектику мы находим уже в античной философии, в учении Гераклита, Аристотеля и других. Наиболее ярко такое понимание диалектики проявляется в философии Канта и особенно Гегеля. Так, Кант различает общую и трансцендентальную логику. Первую он считал формальной, вторую - диалектической, поскольку последняя изучает развитие знаний и не отклоняется от их содержания. Что же касается Гегеля, то он впервые дал всесторонне разработанную систему диалектики как логики мышления, абстрагирования, создания понятий; 8) диалектика - это теория познания, которая учитывает сложность и противоречивость последнего, связи субъективного и объективного в истине, единство абсолютного и относительного т.д., используя в этом процессе основные законы, категории и принципы диалектики, их гносеологические аспекты; 9) диалектика - это общий метод, методология научного познания, творчества вообще.

Итак, диалектика как философская концепция имеет ряд определений, которые дают представление о различных ее сторонах, разное содержание. В данном разделе речь будет идти о различных ее сторонах, разное содержание. В данном разделе речь будет идти о диалектике как теории развития, как логику и как теорию познания. Соответственно этому будут рассмотрены и альтернативность диалектики - метафизике. Что такое метафизика?

Термин “метафизика” означает: 1) “цель” (с греческого - между, после, через) - префикс, что характеризует промежуточное состояние вещи, ее изменение, перемещение и т.д.; 2) в современной науке употребляется для обозначения сложных систем, например, метатеория (теория о теории), метаматематика, металогика, метагалактика. “Физика” - природа, наука о природе, изучающая общие свойства материального мира. Термин “метафизика” дословно означает “после физики”. Данный термин был впервые применен в связи с классификацией философского наследия Аристотеля Андроником Радоським (1-й век до нашей эры), который объединил различные лекции и заметки Аристотеля по философии под таким названием. Впоследствии термин “метафизика” приобрел другого, более широкого философского значения.

Понятие “метафизика” в историко-философском аспекте имеет ряд значений: 1) метафизика - это учение о сверхчувствительные, недоступны опыту принципы и начала бытия (существования мира); 2) метафизика - это синоним философии; 3) метафизика в переносном смысле (повседневной) употребляется для обозначения чего-то абстрактного, малопонятного, умоспоглядального; 4) метафизика - это наука о вещах, способ выяснения мировоззренческих вопросов (смысл жизни, основной вопрос философии и т.д.), которые не поддаются постижению с помощью эксперимента и методов конкретных наук; 5) метафизика - это концепция развития, метод познания, альтернативный диалектике. В значении “антидіалектика” термин “метафизика” ввел в философию Гегель.

В чем же проявляется альтернативность диалектики и метафизики как двух концепций развития и методов познания?

1. Альтернативность метафизики и диалектики проявляется в понимании метафизики и диалектики проявляется в понимании связи старого и нового, того, что есть, с тем, что возникает и чему принадлежит будущее. Вопрос стоит так: новое отрицает старое или как-то его удерживает для своего дальнейшего развития? Старое полностью исчезает или в “снятом” виде остается в новом?

С точки зрения метафизики как концепции развития и метода познания старое полностью отвергается новым, поскольку они являются противоположностями, которые исключают друг друга. Это что-то вроде абсолютного уничтожения старого. Однако в объективной действительности все происходит значительно сложнее. Развитие необходимо включает в себя и старое, то есть все то, что необходимо для дальнейшего развития нового. А это уже диалектический взгляд на процесс связи нового со старым, противоположный метафизике, о чем уже шла речь выше.

2. Альтернативность метафизики и диалектики проявляется в понимании источника развития, движения, изменения. Фактически метафизика его серьезно и не исследует, ограничиваясь представлением о “першопоштовх” как источник движения, то есть находит его вне самими предметами и явлениями, что является недостаточным с точки зрения науки, диалектики. Последняя такое источник движения и развития усматривает во внутренней противоречивости вещей и явлений, в саморусі материи через эти противоречия.

3. Альтернативность метафизики и диалектики проявляется в понимании “механизма” развития, способа перехода от старой к новой качества. С точки зрения метафизики таким “механизмом” является изменение, движение как процесс уменьшения или увеличения, т.е. как количественное преобразование существующего вне качественными изменениями, скачкообразным развитием, когда возникает новое качество на основе количественных изменений.

4. Альтернативность метафизики и диалектики проявляется также в понимании направленности развития. Идет развитие сущему по прямой, по кругу или каким-то другим путем? Это достаточно важный философский вопрос, который выясняется, толкуется метафизикой и диалектикой противоположно. Диалектика, как известно, исходит из того, что развитие идет не по кругу, не по прямой, а по аналогии со спиралью, поскольку в процессе развития есть повторы, возвраты назад, воспроизведение того, что было, однако повторение, возвращение, воспроизведение на более высокой, чем предыдущая, основе, возникновение тех элементов, которых не было и которые приобретаются в процессе развития, давая показания о прогрессе, качественный рост, становление нового. Такое представление, конечно, дает диалектика как современная методология отражения действительности.

5. Альтернативность метафизики и диалектики оказывается в самом стиле мышления, осознания действительности. Для метафизики характерна односторонность, абсолютизация, прямолинейность, закостенелость, негибкость. С точки зрения диалектики, чтобы действительно знать предмет, необходимо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования. Надо брать предмет в его развитии, саморусі, изменении. Практика человека должна войти в полное определение этого предмета как критерий истины.

6. Альтернативность метафизики и диалектики проявляется в понимании сути истинного знания. Если диалектика исходит из того, что истинное знание предмета достигается через противоречивый синтез его противоположных определений, то метафизика истинность такого знания ограничивает принципу “или-или”, “или то, или другое”, синтез противоположных определений исключается.

7. Альтернативность метафизики и диалектики проявляется в понимании и самой сути познания. Метафизика рассматривает его как результат, диалектика - как процесс. Последнее позволяет охватить противоречивое единство абсолютной и относительной истин, показать их сложность, диалектику связи, качественные переходы от эмпирического до теоретического уровней.

8. И, наконец, последние. Альтернативность метафизики и диалектики проявляется в притяжении первой к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира, к подмене действительно целостного постижения его абстрактными конструкциями, переносом закономерностей развития отдельных сфер действительности на весь мир в целом, пытаясь дать законченное и неизменное мировоззренческую систему, что, с точки зрения диалектики, является недостаточным и поэтому неприемлемым.

Говоря о альтернативность метафизики и диалектики, необходимо, однако, подчеркнуть, что метафизика - это не есть что-то нелогичное, неразумное, безрезультатное. Метафизика - это исторически неизбежны философская теория развития и метод познания, которые имеют определенные достижения в развитии философии, ее категориального аппарата. Например, метафизика дала содержательную трактовку таких важных проблем, как соотношение свободы и необходимости, выяснила природу общих понятий, существенно обогатила понятийный и терминологический словарь философии и т.п. Однако с развитием науки метафизика обнаружила свою недостаточность и уступила диалектике как методу познания, осознания действительности.

Таким образом, исторически сложились две альтернативные концепции - метафизика и диалектика. Они являются противоположными по ряду важных, фундаментальных начал, а именно: источники развития, движения и изменения; понимание связи старого и нового; перехода от старого качества к новому; направленности развития; в понимании сути истинного знания; сущности познания; стиле самого мышления, а также в построении научной картины мира.

Такие альтернативные подходы к процессу познания, к изменению развития всего сущностного, безусловно, накладывают отпечаток и на мировоззрение человека, его світоуявлення и миропонимания.

Философия и мировоззрение. Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Что же такое мировоззрение? Следует подчеркнуть, что в определении этого понятия нет четкости. Оно не является общепризнанным. В современных философских трудах о мировоззрении говорится следующее: “мировоззрение - это форма общественной сведения; “мировоззрение - это форма самосознания личности”; “мировоззрение - это система взглядов на мир и на место человека в этом мире”; “мировоззрение - это система принципов деятельности человека”; “ мировоззрение - это взгляд человека на мир как целое”; мировоззрение - это способ духовно-практического освоения мира”.

Эти определения, безусловно, имеют смысл. Они свидетельствуют о том, что понятие “мировоззрение” - многогранное, отражает сложные процессы духовно-практической жизни человека. Из всех выше приведенных определений наиболее обобщенным является следующее: мировоззрение - это форма общественного сознания, способ духовно-практического освоения мира.

Философия и мировоззрение в этом контексте имеют органическое единство. Философия тоже является специфическим мировоззрением. Определенным способом духовно - практического освоения мира. Философия как мировоззрение является системой наиболее общих взглядов на мир, природу, общество, человека, познания. Философия как мировоззрение теоретически обосновывает свои положения и выводы, основные принципы социально-политической, научной, нравственной, эстетической деятельности человека, то есть осваивает мир как духовно (теоретически), так и практически.

Философия и мировоззрение, безусловно, имеют общность. В чем она заключается?

Общность философии и мировоззрения заключается в том, что они: 1) являются своеобразными формами общественного сознания, способами духовно-практического освоения мира; 2) имеют одинаковый предмет осмысления - отношение “человек - мир”; 3) дают целостное представление о мире, человеке, его происхождения и т.п.; 4) имеют общность по некоторым своим функциям (например, воспитательной).

Вместе с тем, философия и мировоззрение - это не тождественные понятия. В чем заключается их нетождественность?

1. Понятие “мировоззрение” более широкое по объему, чем понятие “философия”. Мировоззрение включает в себя разнообразные взгляды человека на мир - философские, религиозные, общественно-политические, экономические, этические, эстетические и т.п.

2. Для характеристики мировоззрения используются понятия “общая картина мира”, “мироощущение”, “мировосприятие”, “світоуявлення”, “миропонимание” и др. Для философии важными в этом контексте являются “миропонимание”.

3. Философия и мировоззрение разные по своей структуре. Первая включает в себя онтологию, логику, теорию познания (гносеологии), диалектику, антропологию и т.п. В структуру последнего включаются: (опыт, знания, вера, ценностные ориентации, убеждения и т.п.).

4. Философия представляет собой форму общественного сознания, мировоззрение и науку. Мировоззрение как система взглядов на мир, как способ духовно-практического освоения не является наукой. Мировоззрение может основываться на научных принципах.

5. Философия отражает и обосновывает свое осмысление мира своими методами, принципами, законами, своим логико-понятийным аппаратом, имея такую функцию, как логико-гносеологическая. Мировоззрение не имеет такой функции.

Философия и наука. Философия, как было показано выше, является не только формой общественного сознания, но и мировоззрением, определенным способом духовно-практического освоения мира. Теперь следует ответить на вопрос, а есть ли философия наукой?

Взаимосвязь философии и науки - традиционно неоднозначная и сложная проблема. Одни философы признают за философией статус науки (например, Аристотель, Гегель, Ортега-и-Гассет), другие это категорически отрицают (например, О. Конт, так называемые логические позитивисты - Р. Карнап, М. Шлик, Л. Витгенштейн и другие).

Философская концепция логических позитивистов - это “последовательный эмпиризм”. С точки зрения этого направления, все доступное нам знание о внешнем мире получается только благодаря эмпирическим наукам. Философия же представляет теоретическую отрасль знания, поэтому она не может быть наукой. “Философия, - писал Г. Карнап, - отныне не признается как особая отрасль познания, которая стоит рядом с эмпирической наукой”.

М. Шлик считал, что философия имеет право на существование, но лишь как теоретический средство для логического анализа языка - языка эмпирической науки. “Философия не является наукой”, - подчеркивал этот философ.

Возражения относительно философии как науки присуще и современной концепции сцієнтизму. Сцієнтизм (от лат. Scientia - знание, наука) - мировоззренческое направление в философии, в основе которого лежит представление о научное знание как наивысшую культурную ценность. Однако: а) в эту ценность включается только естественное и точное знание; б) научным знанием считается только то, которое добыто эмпирическим (опытным) путем, с помощью конкретных естественно-научных методов (метод - путь исследования, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания). С такой точки зрения, не только философия теряет свой статус, но и все гуманитарные науки объявляются произволом, необоснованными, в которых доминирует субъективизм, оценочные моменты. Действительно, философия не является экспериментальной наукой. Она не использует для своих проблем конкретно-естественные методы познания. Но это вовсе не означает, что философия не является наукой.

Философия не может строиться по естественнонаучными образцами. Она имеет свое “поле” исследования, свою меру точности и свою меру доказывания. Для философии основным предметом рассмотрения является, как известно, наиболее общие проблемы бытия природы, человека, общество, их отношение.

Философия подтверждает свои знания, как правило, не отдельными экспериментами, а широкими средствами человеческой предметной деятельности - практикой как совокупности материально-производственной, общественно-политической, экспериментально-научной, чувственно-созерцательной деятельности человека.

Естественные науки имеют своим предметом конкретные материальные объекты и свойства. Для химии, например, таким предметом является превращение веществ, изменение их состава или строения. Предметом физики является, как известно, природа, ее свойства. Физиология изучает жизнедеятельность целостного организма и его отдельных частей - клеток, органов, функциональных систем.

Вполне логично, что для познания сущности таких объектов и их свойств, применяются методы, приемы, операции, адекватные этим наукам, такие, скажем, как рентгеноструктурный, масспектрографічний, качественный, количественный и т.д. Эти методы, безусловно, дают возможность получить опытное знание, которое можно проверить экспериментально.

В отличие от естественных наук, философия имеет свою специфику. Основным предметом философии является, как это уже было показано выше, наиболее общие проблемы бытия. Философия - это наука о всеобщем. Последнее может быть познанным на пути использования широких абстракций, наиболее общих понятий, теоретического мышления - на уровне применения диалектики, ее основополагающих принципов: единства мира, связи, отображения, противоречия практики, историзма и т.д., на уровне диалектического метода.

Таким образом, сущность философских проблем бытия, которые являются наиболее общими, может быть выяснена, раскрыта адекватными ей общими методами.

Таким образом, сущность философских проблем бытия, которые являются наиболее общими, может быть выяснена, раскрыта адекватными ей общими методами.

Что же такое наука? Что включает в себя это понятие?

“Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания” (Советский энциклопедический словарь. М., 1982, стр. 876).

“Наука - форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества; система понятий о явлениях и законах действительности... Наука имеет целью исследования на основе определенных методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления (См. Философский словарь. Второе издание. К.,1986, стр. 416).

Далее. “Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, которые составляют ее предмет... на основе изучения законов, открываются ею” (См. Философский энциклопедический словарь. М., 1983, стр. 403, подчеркивание мое - В. Б.).

Следовательно, для науки (любой) важными структурными элементами являются: 1) предмет исследования; 2) законы, которые она открывает; 3) понятийный (категориальный) аппарат, который она использует; 4) методы исследования явлений и процессов действительности.

Философия, как наука, имеет все эти структурные элементы. Она имеет свой предмет, свои законы развития, свой понятийный аппарат и свои методы, что дает ей возможность адекватно отражать объективную действительность.

Что является общим для философии и науки?

Общим для философии и науки является то, что: 1) философия и наука являются формами общественного сознания; 2) философия и наука полученные знания представляют в теоретической форме, в форме логических доказательств своих выводов; 3) философия и наука являются структурными элементами научного мировоззрения, то есть включаются в структуру мировоззрения; 4) философия и наука имеют однопорядковые структурные элементы (предмет, законы, понятия (категории), методы исследования).

Вместе с тем, философия и наука имеют и различия: 1) в философии понятийный аппарат, законы имеют в отличие от любой науки всеобщий характер, то есть экстраполируются на все сферы действительности; 2) философия, как известно, является форой общественного сознания. Наука кроме этого выступает еще как непосредственная производительная сила общественного производства; 3) законы и понятийный аппарат философии выполняют функцию общей методологии познания. Законы и понятийный аппарат отдельной науки выполняют методологическую функцию только для этой науки; 4) философия дает общую целостную картину мира. Отдельная наука исследует лишь определенную сферу действительности и поэтому такой целостной картины мира дать не может; 5) философия включается в теоретическое обоснование любого мировоззрения. Наука является важной составляющей научного мировоззрения.

Для более содержательного выяснения особенностей философии, необходимо рассмотреть ее взаимосвязи с другими формами общественного сознания, например, с религией, правом, показать, что является для них общим и отличительным.

Философия и религия. Взаимосвязи философии и религии древние и разноплановые. Религия стояла у истоков философии. Последняя возникла позже на достаточно высоком этапе развития общества, самого человека, как человека, его теоретического мышления.

Религия - специфическая форма духовно-практического освоения мира. С одной стороны, она представляет собой соответствующие: поведение, чувства, культ и обрядность; с другой стороны, религия - это определенные взгляды, вера, представления, идеи и теории, то есть то, что составляет содержание религии как формы общественного сознания. Что является общим для философии и религии?

Общим для философии и религии является прежде всего то, что они представляют собой формы общественного сознания. Это, во-первых. Во-вторых, философия и религия являются историческими типами мировоззрения, определенными способами духовно-практического освоения мира; в-третьих, философия и религия отражают мировоззрения людей непосредственно. Философия и религия наиболее удалены от экономического базиса общества; в-четвертых, философия и религия являются важными составляющими духовной жизни общества.

Вместе с тем философия и религия имеют существенные отличия: во-первых, предметом философии является отношение “человек-мир”. Предметом религии является Бог, его творение; во-вторых, философия и религия имеют разную структуру. Структура философии состоит из онтологии (учение о бытии), логики, диалектики, теории познания, социального учения и т.д. В структуру религии входят: 1) религиозные идеи, взгляды и представления; 2) религиозные чувства; 3) религиозные культ и обрядность; в-третьих, философия основывается на доказательстве. Религия основывается на вере; в-четвертых, философия является формой познания, способом проникновения в сущность явлений. Религия является формой, способом интерпретации (толкования) того, что есть - соответствующих догм и постулатов; в-пятых, философия ориентируется, прежде всего, на интеллект человека, его разум. Религия действует прежде всего на чувства, эмоции (религиозные догмы нельзя понять умом); в-шестых, в философии, как правило, началом ее является общее, абстрактное начало (апейрон, субстанция, абсолютная идея, материя и т.д.). В религии, как правило, основополагающее начало - персонифицированное (Яхве, Христос, Магомет, Будда и т.п.). И, наконец, последнее. В сравнении с философией религия представляет собой более консервативную идеологическую форму отражения действительности, поскольку она основывается на неизменных традиционных догматов религиозного учения.

Философия и право. В системе форм общественного сознания (об этом речь пойдет более подробно в последующих разделах книги) значительный интерес для раскрытия специфики философии представляют взаимосвязи философии и права (правосознания). Прежде чем рассмотреть эти взаимосвязи необходимо определить само понятие права, правосознания.

Право, прежде всего, представляет собой волевую систему, состоящую из общеобязательных норм, предписаний и действий, обусловленных соответствующими общественными отношениями, с целью установления режима общественного порядка, осуществляется с помощью воспитательных мероприятий, а также государственного принуждения. Короче: право - это система социальных норм и отношений, которые охраняются и защищаются силой государства.

Право и правосознание - это не тождественные понятия. Право - это нормы, предписания, юридические законы, а правосознание - это знание и оценка действующего права в общественном сознании. Нередко правовая норма, юридический закон, который принимается в том или ином обществе не тождественны, не равнозначны с его оценкой в общественном сознании. Закон, норма устанавливает одно, а в общественном сознании это “одно” отвергается как неприемлемое. Поэтому на практике некоторые юридическое законы и нормы игнорируются, нарушаются, поскольку в общественном сознании они оцениваются негативно, как несправедливые.

Следовательно, когда мы рассматриваем связи философии и права, то речь идет о праве не как юридическую норму, закон, а о праве как форме общественного сознания.

Что является общим для философии и права?

Прежде всего, философия и право являются формами общественного сознания; философия и право подчинены общим закономерностям развития общественного сознания, выступая как специфическое отражение экономических, политических и других отношений данного общества; философия и право входят в духовной сферы общества как составляющие надстройки; философия и право имеют общую воспитательную функцию.

Кроме общего, философия и право имеют существенные различия. 1) В философии и права - разные предметы осмысления действительности. Предметом философии, как уже отмечалось выше, являются наиболее общие проблемы бытия, отношение “человек - мир”. Предметом права как формы общественного сознания, является оценка конкретных норм, предписаний, юридических законов и т.п., регулирующих поведение людей в обществе; 2) в философии отражаются объективные законы развития мира. Что же касается права, то в нем находят отражение юридические законы, которые устанавливаются людьми в интересах определенных социальных групп, классов и т.д.; 3) философия и право имеют разный уровень обобщения. Специфическими для философии является, как правило, широкие абстракции - философские понятия, законы и принципы, которые применяются при исследовании права, выяснении сущности правового сознания - философии права. Относительно же конкретных норм права, юридических законов и юридических понятий, то их использование в философии, ее изучении - ограниченное; 4) философия отражает экономическую структуру общества, его материальные отношения не прямо, а опосредованно - через политику, политическую деятельность людей. Право отражает экономические отношения общества - непосредственно. Право отражает экономические отношения общества - непосредственно. Право имеет прямую связь с экономическими отношениями, прежде всего с отношениями собственности; 5) И, наконец, последнее. Философия и право имеют разную структуру. О структуре философии речь шла выше, когда был рассмотрен вопрос о соотношении философии и мировоззрения. Что же до структуры права как формы общественного сознания, то она включает в себя два важных компонента: а) правовую идеологию как систему правовых взглядов, теоретическую правовое сознание социальной группы, класса; б) правовую психологию - несистематизированы правовые взгляды, представления, привычки, традиции, чувства, эмоции, которые формируются в практической деятельности людей.

Функции философии. Философия играет важную роль в обществе, прежде всего, в развитии общественного сознания, да и самого человека, его сущностных сил. Свидетельством этого являются важнейшие функции философии.

Функция (от лат. - исполнение, свершение) - способ деяния некой системы, органа, который направлен на достижение определенного результата. Философия как форма общественного сознания, как система определенных знаний, законов и принципов, имеет достаточно весомый функциональный потенциал.

Давно замечено, что существует связь между уровнем развития философии, и даже ее существование, и уровнем развития свободы человека, политической свободы, в частности. Ибо там, где развита философия, развивается и свобода. Философия создает благоприятную почву для этого через развитие духовных устоев общества. Она внедряет в общественное сознание общечеловеческие ценности - идеи свободы, неотъемлемых прав человека, справедливости, социального равенства и т.д.

Вспомним Джона Локка, который утверждал, что человек от природы имеет три неотрицательных права: право на жизнь, право на свободу и право на частную собственность, приобретенную честным трудом. Ф. М. Вольтер утверждал: “все люди рождаются свободными”; Т. Гоббс: “естественное право любого человека - это его свобода”. Г. Гегель: “Человек, как такая, свободная. Свобода духа составляет самое главное свойство ее природы”. Всю историю человечества немецкий философ связывал с “прогрессом в осознании человеком свободы”. “Частная собственность, - подчеркивал Гегель, - является единственной сущностной определенностью личности”; “Лишь в собственности (владении ею) личность есть ум”. М. Бердяев: “человеческая свобода - самодостаточная ценность. Нет ничего более важного, чем свобода человека. Все формы общественного строя оправданы лишь тогда, когда служат свободе человека, его развития”. Ж.-П. Сартр: “Человек не может быть то рабом, а то свободной. Она полностью и всегда свободен или его (человека) нет вообще.”

Подобные идеи разделяли и пропагандировали в свое время Ш. Монтескье, К. Гельвеций, Л. Фейербах, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет и многие другие.

Философы годами, веками из поколения в поколение привлекали эти идеи в общественное сознание, в правовую систему, способствовали развитию свободы человека. Скажем так: выдающиеся философы стояли у истоков европейской и мировой цивилизации, современной демократии и тогда, и теперь, в наше время. Их деятельностью и определялся и определяется влияние философии на общественное мнение, сознание человека, его культуру, на формирование общечеловеческих ценностей. Философия приобрела, таким образом, свою важную социально-практическую (предметно-действенное) и воспитательную функции.

Важной функцией философии является ее способность с помощью своего инструментария создавать понятийный аппарат, проникать в сущность явлений, выяснять объективные, закономерные связи между ними. Поэтому философия имеет теоретико-познавательную или логико-гносеологічну функцию. Она осуществляется с помощью многих форм и методов таких, как абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование, идеализация, формализация, суждение, понятие, умозаключение, идея, проблема, гипотеза и т.д.

Элитной для философии есть функция обще-методологическая, которая заключается в том, что ее основополагающие принципы, законы, понятийный аппарат могут быть использованы в любых сферах научного познания как общие методы исследования тех или иных явлений. Почему могут быть использованы в любых сферах научного познания? Потому что эти принципы, законы и т.п. являются результатом абстрагирования (выделение наиболее общего), что присуще всем сферам бытия и поэтому они применяются во всех сферах действительности.

Возьмем конкретный пример. В философии важным принципом, который используется в процессе познания является принцип историзма. Что он означает? Он означает не что иное, как рассмотрение предметов, явлений или процессов в их развитии, изменениях, саморусі: как то или иное явление возникло, какие этапы в своем развитии прошло и чем стало.

В связи с этим принцип историзма ставит перед исследователем ряд императивных, обязательных требований, а именно:

1) исходное требование - это качественная, сущностная ретроспективність, обратный анализ;

2) требование рассмотрения предпосылок возникновения того или иного явления;

3) рассмотрения явления с точки зрения его развития как закономерного процесса;

4) выделение в развитии явления определенные этапы (стадии, фазы, периоды), выясняя их особенности, отличия;

5) определение направления развития явления, его характер (он: прогрессивный, регрессивный, гармоничный, дисгармонічний, динамический, статический и т.п.);

6) раскрытие основной тенденции развития системы с целью предсказания ее будущего;

7) изучение истории понятийного аппарата определенного явления или системы относительно изменения их содержания, которое они имели прежде, и который теперь;

8) применение к познанию основных законов и принципов диалектики.

Безусловно, соблюдение этих требований принципа историзма - это нелегкая задача. Но только на этом пути возможно достижение объективной (независимой) истины. Другого пути к ней нет. Ибо метод, его знания применения - это вещь исключительно важна в процессе познания.

“Метод - самое первое, самое основное, - писал известный русский естествоиспытатель И. П. Павлов. - От метода, способа действия зависит вся серьезность исследования: при хорошем методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных”.

И, наконец, еще одна функция философии - мировоззренческая. Философия - это целостный обобщенный взгляд на мир, человека, их отношение, сущность происхождения, познания, а также на его грани, возможности, значение и т.д. Выясняя эти проблемы на теоретическом уровне, философия имеет фундаментальный мировоззренческий потенциал.

Философия, как известно, относится к гуманитарным наукам, которые немцы уместно называют “Schone Wissenschaften” - дословно “красивыми науками”. Аристотель отношении философии высказывался так: “Философия наиболее ценная из наук, ибо направлена на познание истины - первопричин, сущностного и вечного. Все другие науки..., но лучше ее нет ни одной”.

Философия как наука, форма общественного сознания и мировоззрение, имеет мощный гуманистический потенциал. Это проявляется в том, что она, во-первых, рассматривает человека как единственно возможный субъект. Человек включается в предмет философии в контексте соотношения “человек-мир”; во-вторых, философия утверждает человека как высшую ценность мира, творца знания вообще и философского в частности; в-третьих, философия благодаря своему логическому арсенала, своими формами и методами создания понятий, обобщений, развивает теоретическое мышление, язык, сущностные силы человека, его познавательные возможности. Не случайно известный теоретик языкознания Вильгельм фон Гумбольт указывал на неразрывную связь развития нации с развитием ее теоретического мышления. “Тем более развита нация, - писал он, - чем больше развита его речь, теоретическое мышление”; в-четвертых, философия любая, независимо от ее направленности и сущности - это форма познания, поиск истины, попытка проникнуть в мир вещей, идей и явлений; в-пятых, философия всегда стояла у истоков идеологии - мощного фактора влияния на общественное сознание, человеческую деятельность, общественный прогресс; в-шестых, философия выясняет фундаментальные мировоззренческие проблемы (“что есть что”, “почему”, “как”) и поэтому имеет глубокий мировоззренческий потенциал, является теоретической основой любого мировоззрения.

Положительная роль прогрессивных философских идей в обществе бесспорна. Защита неотъемлемых прав человека, которыми являются право на жизнь, свободу и частную собственность, формирование идеологии такого рода - все это является важным человеческим измерением философии. Если современные европейские страны и имеют такой уровень демократических свобод, такую правовую систему их защиты, то эти достижения необходимо отнести и в адрес европейских философов и европейской философии.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности философского знания?

2. Как соотносятся философия и наука?

3. Что такое мировоззрение?

4. Какие основные структурные элементы мировоззрения?

5. Чем отличается философия от религии?

6. В чем заключаются функции философии?

7. Что является предметом философии?

8. Какие основные исторические типы мировоззрения?

9. Чем отличается диалектика от метафизики?

Темы рефератов

1. Философия как форма общественного сознания.

2. Предмет философии.

3. Философия и мировоззрение.

4. Философия и наука.

5. Философия в системе культуры.

6. Философия и религия.

7. Философия и право.

8. Сущность диалектики.

9. Функции философии.

10. Альтернативные способы отражения проблем бытия.

Рекомендуемая литература

1. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х томах, т. 1, М., 1976, стр. 66, 67, 68, 69, 71.

2. Гурина Мишель. Философия. Перевод с французского, М., 1998, стр. 119.

3. Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1, М., 1974, стр. 347, 402.

4. Гегель. Лекции по истории философии. Соч. в 3-х томах, т. 3, М., 1976, стр. 66.

5. Гегель. Соч. в 3-х томах, т. 3, М., 1972, стр. 296.

6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. М., 1998, стр. 371.

7. Гумбольт Вильгельм. Избранные труды по языкознанию. М., 1984, стр. 230.

8. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991, стр. 10.

9. Спиркин А. Г. Философия. Учебник для вузов. М., 2000.

10. Философский энциклопедический словарь, 2-е издание, М., 1989.

11. Конке В. А. Основы философии. М., 2000.
12. Философия. Учебное пособие, 2-е издание, переработанное и дополненное (под ред. И. Ф. Надольного), К., 2001.

Книга: Философия (курс лекций) - Буслинський

СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия (курс лекций) - Буслинський
2. Тема 2. Историческое развитие мировой философии
3. Тема 3. Философское учение о бытии (онтология)
4. Тема 4. СПЕЦИФИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)
5. Тема 5. Сознание как человеческий феномен
6. Тема 6. Социально-практическая природа познания (гносеология).
7. Тема 7. Бытие общества (социальная философия)
8. Тема 8. ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
9. Тема 9. Философия культуры
10. Тема 10. Политическая жизнь общества

На предыдущую