lybs.ru
Память, как и женщина, изменяет именно тогда, когда на нее больше полагаешься. / Евгений Дударь


Книга: Философия / Горлач


Философия / Горлач

Современное человечество живет на грани веков: XX век уходит в историю, вызвав к жизни огромные перемены в социальной сфере: политике, экономике, культуре, духовной жизни. Значительно усложнилось жизни общества, структурно и функционально изменилось лицо мира, обострились глобальные проблемы, что стимулировало интерес к общим проблемам общественного развития, осмысление которых имеет важное значение для изучения качественных преобразований современного мира, понимание связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества, явлений реальной жизни. В XX веке окончательно развенчаны мифы человечества о возможности обустройства планеты без нищеты, голода и преступности. Мечта многих мыслителей превратить Землю в общечеловеческий дом, где царят равенство и всеобщее изобилие, окончательно перешла в категорию социальных фантазий. В условиях повсеместного обострения глобальных проблем человечество вплотную подошло к решению вопроса о выживании. На сложную ткань мирового общественного развития накладывается процесс резких изменений, новых идей и поступков - осуществляется становление Украины как суверенного государства, формируется гражданское общество. Все это побуждает к философскому осмыслению человеком своего отношения к действительности, ее мировоззренческой ориентации, осознание им своего места и роли в обществе. Радикально меняется представление о месте человека в мире и в жизни. Новую значимость приобретают вопросы социальной и личной активности, ответственности за свои поступки в связи с необходимостью пересматривать формы и направление деятельности. На передний план выходят вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия. В выяснении сложных проблем, формировании новых мировоззренческих ориентиров, ценностей особая роль принадлежит философии.

Философия имеет многовековой опыт критически-рефлексивного анализа суспільнозначимих ценностей и жизненных ориентаций. Во все эпохи философы стремились решать проблемы бытия человека, снова и снова возвращаясь к вопросу о том, что такое человек, в чем суть и смысл бытия, как ей жить и на какие ценности ориентироваться в периоды кризиса обычного образа жизни, в эпоху перехода от одних жизненных стандартов к другим. История культуры и история философии свидетельствуют, что в переломные периоды истории философские знания и философская деятельность приобретали наивысшего значения. Дело в том, что крутым поворотам истории, политическим переворотам, как правило, предшествуют качественные изменения в философском сознании общества. Так случилось во Франции в XVII ст., в Германии в XIX в. и др. В такие периоды философия помогает человеку глубоко осмыслить логику событий, своеобразие новой ситуации, выработать новое отношение к миру и самому себе. Видимо-таки настал «звездный» период философии. Конечно, философия, как и искусство, сама собой не может спасти мир, но мир не спасется, если не осуществится глубокое, в том числе и философское осмысление тех угроз и надежд, что доминируют в мире и в Украине. Бесспорно, нужны всесторонние фундаментальные знания о мире, оптимальные пути экономического, политического и культурного развития Украины. Но задача не в дифференциации, а в интеграции знания, сочетании знаний с гуманистическими ценностями. А это есть мудрость, которой учит философия. В Библии это называется добрым умом, т.е. умом, сочетающимся с гуманностью.

В учебнике авторы пытались реализовать не только идеи познания мира и личности, но исходили из того, что философия - форма общественного сознания, имеет свою специфику, предмет, категории и методы познания. Признается тот факт, что философия плюралистична. Ни одна философская школа не может заявлять о монополии на истину. Плюрализм становится здесь способом реализации многоплановости осознание специфики философии как относительно самостоятельного фактора духовной жизни общества. Философский плюрализм - результат неоднозначного отношения и понимание человеком мира. Методологическая концепция плюрализма в философии имеет объективные основания, поскольку пути движения к истине разные. Плюрализм - убедительное средство преодоления господствующего в философии десятилетия марксоцентризму. Марксоцентризм - серьезный методологический барьер, что не только блокировал научную реконструкцию истории философии, но и способствовал деформации всей истории. Вот почему, приступая к изложению некоторых вех истории философии, приходилось начинать не с самих историко-фило-софських фактов, а из своеобразной расчистки методологического почвы для понимания фактов.

Авторский коллектив исходит из того, что изучение курса философии должно вестись в соответствии с логикой курса, системой философского знания. Большое внимание уделяется внутренней логике построения учебного курса. Первый раздел начинается с выяснения природы мировоззрения, особенностей философского мировоззрения, характера философских проблем, предмета и метода философии, структуру философского знания и ее социальных функций. Далее выясняются основные положения национальных философских школ. С учетом новых потребностей впервые в украинских учебных пособиях по философии большое внимание уделяется анализу восточной философии: китайской, индийской, японской, арабской, турецкой. Опровергая мнение о том, что Украина не имеет в своей культуре собственной философии, в учебнике рассмотрены источники, истоки украинской философии. Это культура Киевской Руси. Ведь именно там закладывались основы письменности, языка, истории, литературы, мировоззрения. Содержание и суть отечественного и мирового историко-философского процесса освещены с методологической позиции, что позволяет учитывать конкретно-исторические условия жизни и деятельности философов, социокультурные, цивилизационные, религиозные и материальные факторы жизни общества. Второй раздел начинается с анализа понятия человек, выяснения ее природы, сущности и формы жизнедеятельности. Далее раскрывается суть мира как суть бытия человека. Бытие человека реализуется в обществе. В третьем разделе рассмотрен вопрос «природа», «общество», соотношение личности и общества. Человек выполняет функции субъекта социальной деятельности, только познавая свойства, отношения, законы объективного мира, что немыслимо без духовных усилий, творчества. Четвертый раздел посвящен философии духа, а пятый - актуальным проблемам космологии, философии развития, рассмотрены концепции развития от ранних, сложившиеся еще в античной философии, до современных, в том числе и синергетики.

Учебник ставит целью оказать помощь всем, кто интересуется современным состоянием и развитием философии в Украине и за рубежом, раскрыть специфику философских подходов к решению различных актуальных проблем современности. Конечно, учебники по философии имеют общий недостаток: в них подается уже готовая сумма знаний-результат философствования. Однако интерес представляет не только результат, но и путь к нему, осуществлен мыслителем. Авторы пытались передать специфику и особенности философского творчества. Много разделов учебника подан как рассуждения о какой-либо проблеме, сформулированы поисковые вопросы для повторения, широко представлены точки зрения на те или иные проблемы. Авторы стремились рассуждать о философских проблемах так, чтобы разрушить представление о философии как перечень застывших и неизменных истин. В создании учебника принимали участие разные авторы. Поэтому и стиль изложения не одинаков и и методы философствования не однотипные. Разнятся и точки зрения на некоторые проблемы. И это вполне оправдано. Философия была, есть и, надеемся, будет не монологичным, а полифоническим явлением духовной жизни общества.

Авторский коллектив будет благодарен за отзывы, советы, конкретные пожелания по поводу содержания проблем, их выбора, структуры учебного курса.

Книга: Философия / Горлач

СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия / Горлач
2. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
3. 1. Специфика и суверенность философского знания
4. 2. Проблемы и средства познания философии
5. 3. Предмет и особенности философии
6. Раздел 1 РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ ФИЛОСОФИИ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОСТЬ Глава 1 РАЗНООБРАЗИЕ ТИПОВ ФИЛОСОФИИ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОСТЬ Глава 1. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
7. 1. Становление философии в Древнем Китае
8. 2. Философия эпохи Западной и Восточной Хань
9. 4. Философия Китая в XIX в.
10. Глава 2. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
11. 2. Философская система (чарвака-локаята)
12. 3. Буддийская философия
13. 4. Философия истинного познания
14. 5. Ортодоксальная система философии Индии (санкхья)
15. 6. Философия спасения, духовного единения (Йога Патанджали)
16. 7. Философия осмысление и формирование понятий (Веданта)
17. 8. Ренессанс классической философии Индии
18. Глава 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
19. 1. Философия досократиків
20. 2. Философия периода античной классики
21. 3. Философско-этическая мысль эпохи эллинизма
22. Глава 4. ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
23. 2. Философские идеи периода феодальной раздробленности
24. 4. Подъем философской мысли в Японии (XIX - XX вв.)
25. Глава 5. ФИЛОСОФИЯ АРАБСКОГО ВОСТОКА
26. 1. Развитие философской мысли в Арабском Востоке (Средневековье)
27. 2. Классическая арабская философия
28. Глава 6. ФИЛОСОФИЯ ТУРЦИИ
29. 2. Развитие философии в Турции в XIX-ХХ вв.
30. Глава 7. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (конец XVI - начало XVIII вв.)
31. 1. Человек и природа - основная проблема философии XIV вв.
32. 2. Развитие социальной философии в XVII - начале XVIII вв.
33. 3. Философия Просвещения во Франции
34. Глава 8. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ
35. 1. Суть и содержание Просвещения
36. 2. Немецкая классическая философия
37. 3. Метод Георга Гегеля. Антропологический принцип Людвига Фейербаха
38. Глава 9. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА Глава 9. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА 1. Становление и развитие марксизма
39. 2. Проблемы человека и общества в философии марксизма
40. 3. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
41. Глава 10. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА Глава 10. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА 1. Основные черты и направления философии современного Запада
42. 2. Философия науки
43. 3. Структурализм
44. 4. Фрейдизм
45. 5. Герменевтика
46. Глава 11. РОССИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
47. 1. Русская религиозная философия
48. 2. Русская философия XX в.
49. Глава 12. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В УКРАИНЕ Глава 12. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В УКРАИНЕ 1. Источники и национальные особенности философии Украины
50. 2. Становление и развитие философской мысли в X-XIV вв.
51. 3. Философия Ренессанса и Просвещения (XV-XVIII вв.)
52. 4. Философия Украины в культуре романтизма XIX в.
53. 5. Натуралистически-позитивістські и социалистические идеи в философии Украины
54. 6. Философия Украины в XX ст.
55. Раздел 2. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ 2. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ Глава 1. ЧЕЛОВЕК Глава 1. ЧЕЛОВЕК 1. Проблема человека в философии
56. 2. Социально-деятельная сущность человека
57. 3. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека
58. Глава 2. ОНТОЛОГИЯ Глава 2. ОНТОЛОГИЯ 1. Суть и содержание категории бытия
59. 2. Суть, содержание субстанции
60. 3. Формы движения материи
61. 4. Пространство и время
62. Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 1. Сознание - предмет философского исследования
63. 2. Возникновение и развитие сознания
64. 3. Природа и структура сознания
65. Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Глава I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА Глава I. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА 1. Природа: понятие, сущность
66. 2. Природа и общество
67. 3. Человек и природа
68. Глава 2. ОБЩЕСТВО Глава 2. ОБЩЕСТВО 1. Общество - система объективной реальности
69. 2. Деятельность - способ общественного бытия человека
70. 3. Источники и движущие силы общественного развития
71. 4. Философия истории и ее эволюция
72. Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
73. 1. Современные теории политической системы
74. 2. Структура, функции и типы политической системы общества
75. 3. Правовое государство. Гражданское общество
76. Глава 4. ЛИЦО
77. 1. Человек: индивид, индивидуальность, личность
78. 2. Проблема личности в современной философии
79. 3. Понятие и структура свободы
80. 4. Историческая необходимость и свобода личности
81. Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ДУХА Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ДУХА Глава I. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ Глава I. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ 1. Суть познания
82. 2. Диалектика процесса познания
83. 3. Истина и ее критерии
84. Глава 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ Глава 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ 1. Духовная жизнь: понятие, сущность, структура
85. 2. Духовная жизнь общества
86. 3. Общественное сознание: структура и формы
87. Глава 3. ТВОРЧЕСТВО
88. 1. Проблема творчества в истории развития философской мысли
89. 2. Формы и разновидности творчества
90. 3. Этапы и структура творческого процесса
91. Глава 4. ЦЕННОСТИ Глава 4. ЦЕННОСТИ 1. Природа ценностей
92. 2. Типы ценностных ориентаций
93. 3. Ценности и современность
94. Глава 5. НАУКА Глава 5. НАУКА 1. Возникновения и закономерности развития науки
95. 2. Научное знание: специфика, строение, уровни
96. 3. Методология научного познания
97. 4. Наука и общество
98. Глава 6. КУЛЬТУРА Глава 6. КУЛЬТУРА 1. Культура: сущность и структура
99. 2. Человекосозидательная суть культуры
100. 3. Исторические коллизии культуры
101. Глава 7. МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ Глава 7. МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ 1. Мир повседневности: понятие, сущность
102. 2. Единство природно-экологических и социальных основ жизни человека
103. 3. Нравственность ориентации на жизнь
104. Раздел V. ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ Раздел V. ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ Глава 1. ВСЕЛЕННАЯ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИРОДА
105. 2. Релятивистские космологические модели
106. 3. Квантовое рождение Вселенной
107. Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ее АЛЬТЕРНАТИВЫ
108. 1. Источники философской концепции развития
109. 2. Классическая теория развития
110. 3. Становление современной философской концепции развития
111. ВЫВОДЫ

На предыдущую