lybs.ru
Для украинцев самый главный меридиан мира - это то, что проходит через Украину. / Юрий Липа


Книга: Философия / Щерба


Философия / Щерба

Философия всегда играла важную роль в жизни человека, определения ее статуса, формировании мировоззрения, выработке жизненной стратегии. Ее роль значительно возросла в XX веке, которое не имеет себе равных по масштабам и основательности преобразований. Она еще больше вырастет в нашем веке, которое продовжуватимутьрозди-рати глобальные проблемы. В их осмыслении и решении философия займет первостепенную роль. Поэтому XXI век станет веком философии.

Развиваясь стремительными темпами, общество сегодня часто меняет уклад своей жизни. Эти изменения затрагивают все сферы общества и каждого в частности. И какими бы разными не были интересы и цілілюдей, наперше место все же должно стать то, что объединяет их (спільнадоля, общечеловеческие ценности и идеалы). Все это должно быть хорошо осмыслено и занять первостепенное место, стать руководством к действию при планировании будущего. Каждый должен сделать свой вклад в решение современных глобальных проблем. Для этого ему необходимо открывать, развивать и реализовать свои способности.

Процесс становления и развития нашего государства требует подготовки высококвалифицированных специалистов, которые в любой сфере жизни могли бы проявить незаурядные знания, способности, таланты. Поэтому каждому из нас следует разумно относиться к решения настоятельных проблем, стремясь к тому, чтобы мысли были конкретными и обоснованными, уметь терпимо относиться к позиции другого.

Однако следует знать, что способность к эффективному рационального мышления не появляется сама собой. Для этого необходима большая и кропотливая работа по освоению знаний, которые создало человечество, и в первую очередь, достижений философской культуры. Без их освоения лицо будет пользоваться только бытовым мышлением, представлениями, которые не проникаютьу суть вещей, а охватывают лишь их поверхность. Такой способ мышления не позволит ей правильно сформировать свои жизненные позиции, идеалы, ценности. Путь разумного мышления лежит только через овладение философией, которая помогает достичь глубин человеческого бытия с его сложностями и противоречиями. Философия предполагает и критическое отношение к действительности, и прежде всего, к тому, что отживает. Воназай - ятапошукомновоговсамійреальності/псуперечностях, направлениях и средствах развития. Она направляет свой поиск в русло преобразования реальности, практики, которая является средством решения философских проблем и проявлением могущества человеческого разума.

Авторы пособия-викладачіЖитомирськихвузів-поставили перед собой цель помочь тем, кто изучает философию и вдоступній форме сформулировать представление о ее проблематике, средства и методы, понятия и категории, помогло бїм самостоятельно ориентироваться в проблемах современности.

Авторы не дают готовых истин, а показывают разные подходы при решении тех или иных вопросов и приглашают читателя к участівїхрозв'язанні. Они виходятьз того, щоберучи в этом участие, читатель сам научится разумно мыслить. В этой связи предпринята попытка формирования философского (разумного) мышления - умение оперировать понятиями, выдвигать и обосновывать новідумки, критиковать ошибочные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между явлениями, выявлять и анализировать противоречия, видеть все в постоянном изменении и развитии. В решении этих проблем ставится акцент на: научности и объективности, устранении лишних идеологических моментов; открытости к мировой философской мысли, отказа от духа конфронтации, замене его духом диалога, осмыслении и усвоении лучшего, что содержится в этой мысли; усилении проблемного характера обучения, совершенствовании логической структуры курса;

стимулирование самостоятельного мышления студентов; отказе от навязывания каких-то «истин в последней инстанции». Все это позволит сделать надлежащий анализ тех изменений, которые происходят в нашем обществе и мире в целом. В учебном пособии выделяются три основные части. Первой из них является историко-философская. В ней сделано краткое изложение основных философских школ прошлого и современности. Это обусловлено тем, что на каждом этапе своего развития человечество постоянно обращается к предыдущему опыту, чтобы черпать из него мудрость и не допускать ошибок, а этот опыт лучше всего выражает история философии.

Вторая частинаприсвяченарозглядуосновнихпроблем собственно философии. В нем рассматриваются проблемы бытия и его разновидностей; проблемы развития природы, человека, неизвестности; возможности, формы и методы познания мира.

В последней части анализируются проблемы соціальноїфіло-софии, говорится просуспільство, основы его существования, основные феномены и перспективы развития. Провозглашаются гуманистические идеалы и моральные ценности, указывается на необходимость борьбы за рівністьі справедливость, демократию и выживания человечества.

В руководстве красной нитью проходит мысль о том, что ни одна из философских концепций, в том числе и марксистская, не может претендовать на абсолютную истину в последней инстанции. Философский монизм и монополизм здесь не совпадают. Основой, которая может объединить все направления в философии, мо-жутьбути только общечеловеческие ценности. Именно они определяют, насколько та или иная философская система, школа отвечают насущным проблемам современности.

Подчеркивается, что философия - это особая отрасль знания, которая отличается от других отраслей знаний. ее осо ы ный статус проявляется в своеобразном стиле. Она влияет не только на интеллект, ай наемоціїлюдини,навесьспектрїїдуховнихздібно-стей, имеет свои способы обоснования и доказательности.

Для того чтобы понять философские проблемы, студентам следует освоить необходимые первоисточники, систематически готовиться к семинарским занятиям, дискуссий и др.

Пособие рассчитано на студентов вузов.

Авторы пособия будут благодарны всем, кто выскажет критические замечания, советы, пожелания.

Книга: Философия / Щерба

СОДЕРЖАНИЕ

1. Философия / Щерба
2. Часть i ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ Часть i. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 1. Философия - мировоззренческое знание.
3. 2. Возникновение философии.
4. 3. Основной вопрос и проблема метода в философии. Материализм и идеализм
5. 4. Значение и функции философии
6. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
7. 1. Философия стран Востока
8. 2. Философия Древней Греции и Рима
9. III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ III. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия Средневековья
10. 2. Философия Возрождения
11. IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Общая характеристика
12. 2. Онтология
13. 3. Гносеология
14. 4. Проблема человека, общества, государства
15. V. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ V. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философской мысли
16. 2. Естественно-научная картина мира и философская система И.канта
17. 3. Философская система и метод Гегеля
18. 4. Материализм Л.Фейєрбаха
19. VI. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ VI. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Формирование философии марксизма
20. 2. Основное содержание и особенности философии марксизма
21. VII. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ VII. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Становление и развитие философской мысли в Украине (XI-XVII вв.)
22. 2. Классическая эпоха украинской философии
23. 3. Современная украинская философия
24. VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Влияние культурных и мировоззренческих традиций
25. 2. Русская философия XVII-XIX веков
26. IX. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ IX. СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Особенности философской мысли конца ХІХ-ХХ вв.
27. 2. Позитивизм: сущность и эволюция
28. 3. Экзистенциально-антропологическая философия
29. 3. Религиозная философия
30. X. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА X. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА 1. Мир как совокупная реальность
31. 2. Понятие бытия
32. 3. Формы бытия и их специфика
33. XI. МАТЕРИЯ XI. МАТЕРИЯ 1. Становление и эволюция представлений о материи
34. 2. Философское понятие материи
35. 3.Сучасна наука о структуре и свойствах материи
36. 4. Атрибуты материи
37. XII. ЧЕЛОВЕК XII. ЧЕЛОВЕК 1. Природа, общество, человек а) Понятие природы. Биосфера и ноосфера
38. 2. Сущность и происхождение человека
39. 3. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность и воспитание
40. 4. Человеческая деятельность
41. 5. Жизнь, смерть и бессмертие
42. XIII. СОЗНАНИЕ XIII. СОЗНАНИЕ 1. Научно-философская постановка проблемы сознания
43. 2. Генезис сознания
44. 3. Сущность, особенности, структура сознания
45. 4. Материальное и идеальное
46. XIV. ДИАЛЕКТИКА XIV. ДИАЛЕКТИКА 1. Понятие диалектики, ее основные принципы
47. 2. Законы диалектики
48. 3. Категории материалистической диалектики
49. XV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
50. 1. Гносеологическая проблема в истории философской мысли
51. 2. Диалектика субъекта и объекта познания. Познание и практика
52. 3. Чувственное и рациональное в познании
53. 4. Истина, условия и пути ее достижения
54. 5. Практика - критерий истины
55. XVI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ XVI. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1. Наука как высшая форма рационального познания
56. 2. Методы научного познания
57. 3. Методология
58. Часть III ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Часть III ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ XVII. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА XVII. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА 1. Общество как особая сфера действительности
59. 2. Основные сферы общественной жизни
60. 3. Развитие человеческого общества. Необходимость и свобода
61. 4. Проблема прогресса и перспектив человечества
62. XVIII. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ XVIII. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 1. Понятие культуры, ее содержание и главные сферы
63. 2. Особенности развития культуры. Общество и культура
64. 3. Цивилизация - социальная форма бытия культуры
65. XIX. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА XIX. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1. Ценности, оценка, выбор
66. 2. Ценностные ориентации и их роль в жизни человека

На предыдущую