lybs.ru
Запрета религию - опиумом станет наука. / Владимир Голобородько


Книга: Хосе Ортега-и-Гасет Бесхребетная Испания (Некоторые исторические замечания) Перевод Вячеслава Сахно


Хосе Ортега-и-Гасет Бесхребетная Испания (Некоторые исторические замечания) Перевод Вячеслава Сахно

© Ortega y Gasset

© В.Сахно (перевод с испанского), 1994

Источник: Ортега-и-Гасет, Х. Избранные произведения. К.: Основы, 1994. 424 с. - С.: 140-195.

Сканирование и корректура: Aerius, SK (), 2004

Содержание

Соединение и распад

Сила национализации

Почему существует сепаратизм?

Танго Монта

Партикуляризм

Водонепроницаемые переделы

Воинство

Открытое выступление

"Провозглашение"

Нет настоящих людей или нет масс?

Господство масс

Эпохи "Кітра" и эпохи "Кали"

Магия "повинности"

Образцовость и покорность

Отсутствие "лучших"

Императив отбора

Примечания

СОЕДИНЕНИЕ И РАСПАД

Думаю, не лишне было бы ради вклада в решение политических проблем несколько дистанцироваться от них, расположив их в исторической перспективе. Из этого мысленного удаления факты словно увиразнюються и невольно убирают осанки, в которой лучше проявляется их глубинная суть.

Это, скорее, историческая, а не политическая разведка. Изложенные здесь соображения о общественные группы и тенденции испанской сьогочасності не должны восприниматься как воинственные позиции. Они обозначены более доброжелательным созерцанием национального чина и направлены чисто теоретическим, а следовательно не наступательным, стремлением.

В «Римской истории» Моммзена есть, среди многих других, один очень важный момент, когда автор после определенных подготовительных разделов начинает повествование о судьбе Рима. Ряснотою исторических сведений римский народ представляет собой уникальный случай; это единственный народ, который разворачивает перед нашим зрением полный цикл своей жизни. Мы можем воочию наблюдать его день рождения и его угасание. Относительно других народов действо является фрагментарным: мы или не видели их поставання, или еще не видели их упадка. Итак, Рим является единственной известной нам завершенной траектории национального организма. Наши глаза могут сопроводить жестокую римскую квадригу в ее славной экспансии на просторах ойкумены, а затем остановиться на руинах, которые, несмотря на свое величие, не перестают ими быть. Из этого следует, что можно реконструировать только одну историю в строго научном смысле слова - историю Рима. Выдающимся архитектором этого здания был Мом-мзен. [140]

Поэтому вернемся к тому важному моменту, когда Моммзена начинает повествование о превратностях судьбы этого образцового народа. Перед листом чистой бумаги с пером в руке Моммзена сосредотачивается, подбирая первую фразу, начальный такт своей геркулесової симфонии. Стремительной и пестрой процессией проходят перед его взором римские события. Словно в агонии предстает перед ним всю жизнь вмирущого. Моммзена, проникшись жизнью латинской империи больше любого римлянина, еще раз просматривает головокружительную драматическую киноленту. Все то богатство его чувств воплощается в обобщения. Сочное перо бегает по листу бумаги, выводя эти слова: «История любой нации, а нации слишком латинского,- это широкая система сочетания» (1).

Эта фраза представляет собой принцип такой же веса для истории, как для физики вот этот: физическая реальность заключается, в конце концов, в уравнениях движений. Хотя тепло, свет и сопротивление в природе внешне незыблемые, на самом деле они подвижные. Мы понимаем объясняем некий феномен, когда обнаруживаем скрытый выражение, формулу его движения.

Если роль, которую в физике играет движение, в истории принадлежит процессам сочетание, то все будет зависеть от четкости самого понятия сочетание.

Тут мы сталкиваемся с ошибочным и весьма распространенным представлениям о формировании народа как о рост через расширение первоначального ядра. Эта ошибка происходит из другой, еще более древней, которая видит происхождения политического общества, государства в расширении семьи. Идея, что семья является социальным центром, а государство - словно выросла семья, препятствует развитию исторической науки, социологии, политики и многих других дисциплин (2).

Нет, историческое сочетание - это не расширение первоначального ядра. Вспомните, кстати, основные этапы эволюции Рима. Сначала Рим был общиной, что осела на горе Палатин и семи прилегающих холмах. Это Палатинский Рим, Septimontium, или Нагорный Рим. Впоследствии этот Рим соединяется с поблизькою общиной на холме Квірі-нал. С тех пор имеем два Рима - нагорный и пагорбковий. Уже этот первый эпизод римского сочетание опровергает образ расширения. Целостный Рим является не расширением Палатинского Рима, а сочетанием двух разных общностей в высшее единство. [141]

Этот Палатіно-квірінальний Рим существует среди многих других аналогичных поселений той же латинской расы, не имея с ними никакой политической связи. Идентичность расы не преминул ведет к объединению в один национальный организм, хотя иногда способствует этому процессу и облегчает его. Рим должен покорить общины латинян - своих расовых собратьев - теми же методами, которых века употребляет для интеграции в Империю таких отличных от себя людностей, как кельто-иберы и галлы, германцы и греки, скиты и сирийцы. Неверно, что национальное единство основывается на единстве крови, и наоборот. Расовое отличие, что не исключает исторического сочетание, подчеркивает специфику генезиса каждой великой державы.

Дело в том, что Рим вынуждает своих собратьев с Лацію к образованию социального тела, унитарного объединения, которое было foedus latinum, латинской федерацией, вторым этапом поступательного объединения.

Следующим шагом было усмирения этрусков и самні-тов - двух людностей отличного расы, что заселяли по-граниччя латинской территории. Доконавши этого, итальянский мир становится исторически органическим единством. Чуть позже остальные известного нами человечества в быстром прекрасном крещендо приобщается к итальянскому туловища, образуя гигантскую структуру Империи. Этот последний этап можно назвать колонизацией.

Итак, стадии объединительного процесса образуют совершенную восходящую линию - первоначальный Рим, двійчастий Рим, латинская федерация, итальянская единство, колониальная Империя. Этой схемы достаточно, чтобы продемонстрировать нам, что историческое .поєднання не является расширением исходного ядра, а скорее организацией многих уже существующих социальных объединений в новую структуру. Исходное ядро ни поглощает підкорювані народы, ни уничтожает характер их життьових единств, что они имели до того. Рим покоряет Галлию, но это отнюдь не означает, что галлы перестают чувствовать себя отличной от Рима социальной сущностью и что они растворяются в гигантской однородной массе, называемой Римской империей. Нет, галльский единство существует и дальше, но уже как составная часть большего. Сам Рим, начальное ядро сочетание, есть в этом колоссальном организме частью, которая пользуется привилегированным положением как главный фактор целостности. [142]

Чрезвычайно затемняет историю предположение, что после формирования высшего национального единства из низших ядер, они перестают существовать как активно отличительные элементы. С этой ошибочной мысли следует, к примеру, Арагон, Каталония и Страна Басков, присоединенные Кастілією, теряют свои различия. Ничего подобного! Покорение, унификация, сочетание не означает гибели сообществ как таковых; присущая им, хотя и придавленное, сила независимости продолжается; центробежная сила сдерживается центральной энергией, которая заставляет их жить как части общего, а не отдельно. Достаточно того, что центральная, строительная сила нации - в Рим Империи, Ка-стілія в Испании, Иль-де-Франс во Франции - уменьшается, тем самым автоматически подпитывая сепаратистскую энергию приобщенных сообществ.

Но фраза Моммзена не полностью завершена. История нации - это не только история ее творческого и восходящего периода; это также история ее упадка. И если первая заключается в сочетании, то вторая - в обратном процессе. История упадка нации - это история обширной дезинтеграции.

Поэтому надо взять за привычку понимать любую национальное единство не только как инертное совместную жизнь, а как динамическую систему. Для ее поддержания центральная власть является такой же существенной силой, как и сила распыления. Вес потолка, что давит на пилястры, не менее существенная для здания, чем противодействие пилястров, что держат потолок.

Усталость какого-либо органа на первый взгляд кажется самым обычным недомоганием. Наверное, мы думаем, что при идеальном здоровье усталости нет места. Впрочем, физиология утверждает, что без минимума усталости орган атрофируется. Для нормального функционирования он должен получать раздражение, уставать, а следовательно - подпитываться. Орган должен раз в раз получать незначительные ранения, которые бы поддерживали его в состоянии бодрствования. Эти незначительные ранения названо «функциональными стимулами». Без них организм не способен функционировать и жить.

Точно так уніфікаторська, центральная, тоталитарная энергия - как ее назвать, чтобы не ослабеть, требует противодействующего силы - силы распыление, центробежного, неистребимого импульса сообществ. Без этого стимулятора связь атрофируется, национальная [143] единство потерпит расписания, части распадаются, существуя порознь и возвращаясь к раздельному жизнь как независимые величины.

Книга: Хосе Ортега-и-Гасет Бесхребетная Испания (Некоторые исторические замечания) Перевод Вячеслава Сахно

СОДЕРЖАНИЕ

1. Хосе Ортега-и-Гасет Бесхребетная Испания (Некоторые исторические замечания) Перевод Вячеслава Сахно
2. СИЛА НАЦИОНАЛИЗАЦИИ Творческая сила наций - это quid divinum,...
3. ТАНТО МОНТА Уроженцы этого сурового плоскогорья,...
4. ПАРТИКУЛЯРИЗМ Одна из новых эмоций, призванных к жизни...
5. ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ ПЕРЕДЕЛЫ Единения, в котором создается...
6. ВОИНСТВО Чтобы не злоупотреблять в дальнейшем общими и абстрактными...
7. ОТКРЫТОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Психологию партикуляризма, которую я...
8. «ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ» * * В испанском языке это слово имеет также...
9. НЕТ НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ ИЛИ НЕТ МАСС? Как не странно, несмотря на...
10. ГОСПОДСТВО МАСС Нация - это организованная человеческая масса,...
11. ЭПОХИ «КІТРА» И ЭПОХИ «КАЛИ» Когда национальная масса...
12. ОБРАЗЦОВОСТЬ И ПОКОРНОСТЬ Порождена спонтанной генерацией...
13. ОТСУТСТВИЕ «ЛУЧШИХ» Первое, что должен сделать историк,...
14. ИМПЕРАТИВ ОТБОРА То, что наша раса не создала одолеть...

На предыдущую