lybs.ru
Ищут счастья несчастливые. / Леонид Глебов


Книга: Хосе Ортега-и-Гасет Мысли о роман Перевод Вячеслава Сахно


Хосе Ортега-и-Гасет Мысли о роман Перевод Вячеслава Сахно

© Ortega y Gasset

© В.Сахно (перевод с испанского), 1994

Источник: Ортега-и-Гасет, Х. Избранные произведения. К.: Основы, 1994. 424 с. - С.: 273-305.

Сканирование и корректура: Aerius, SK (), 2004

Содержание

***

Упадок жанра

Присутствие

Не оценивая

Роман - жанр неспешный

Функция и дистанция

Два театра

Достоевский и Пруст

Действие и созерцание

Роман как "провинциальная жизнь"

Герметичность

Роман - жанр плотного письма

Упадок и совершенство

Психология воображения

Эпилог

Недавно Пио Бароха опубликовал(1) некоторые соображения по поводу своего последнего романа «Восковые фигуры». Он отмечает, что его беспокоит техника романа, а также что ему предлагают написать книгу в замедленном «tempo». Бароха имеет в виду наши разговоры о современном состоянии этого литературного жанра. Хотя я не считаю себя знатоком романистики, мне не раз приходилось задумываться над анатомией и физиологией этих мнимых организмов, которые образуют характерную поэтическую фауну последних ста лет. Если бы специалисты, которые разбираются в этом лучше,- романисты и литературоведы,- сделали одолжение и изложили свои соображения на эту тему, я никогда бы не осмелился напечатать мысли, что случайно меня посетили. Надеюсь, отсутствие более основательных соображений предоставляет определенной вартісності вот этим мыслям, что я их выкладываю, как Бог на душу положил, и без намерения кого-то поучать.

Упадок жанра

Издатели сетуют на обнищание романному рынке. Действительно, романов спродується меньше, чем раньше, а спрос на книги идеологического содержания, как на то, растет. Если бы не существовало других, более глубоких оснований для вывода об упадке этого литературного жанра, хватило бы уже этих статистических данных. Когда я слышу от кого-то из своих друзей, особенно от писателя начинающего, что он пишет роман, меня крайне удивляет его спокойный тон. Мне кажется, что на его месте мне было бы жутко. Может, и зря, но мне нечего дать тому совет, потому что я вижу в этой невозмутимости [273] незаурядную безжурність. Ведь написать хороший роман всегда было непросто. Но раньше достаточно было иметь на то талант. С тех пор труднота неизмеримо увеличилась, поскольку мало иметь талант романиста, чтобы создать хороший роман.

Злегковаження этому способствует упомянутой мной беспечности. Кто пренебрегает возможность исчерпания определенного литературного жанра, то мало размышлял над сущностью художественного произведения. Считать, что художественное произведение зависит только от субъективной и личной способности, поименованного вдохновением или талантом,- это сами строить бесплодные химеры и выказывать полное равнодушие к этому вопросу. В таком случае упадок жанра был бы обусловлен исключительно случайной отсутствием гениальных людей. В любой момент внезапное появление гения автоматически влекла бы новый расцвет наиболее падшего жанра.

Но разглагольствования о гения и вдохновения - это чистейшая магия, применение которой следует свести к минимуму, если желательно выяснить истинное положение дел. Представьте себе гениального лесоруба в пустынной Сахаре. Его эластичные мышцы и нагострена топор отнюдь ему не пригодятся. Лесоруб без леса, без-дрів'ї - это обычная абстракция. То же самое происходит в искусстве. Талант является лишь субъективной склонностью, которая воплощается в определенном материале. Этот материал не зависит от индивидуальных способностей, и когда его не хватает, то гений и ловкость не имеют никакого веса.

Любое литературное произведение принадлежит к определенного литературного жанра, как каждое животное - до своей отмены. (Идея Кроче, который отрицает существование художественных жанров, не оставила ни малейшего следа в эстетической науке). И художественный жанр, и зоологическая отмена означают ограниченный репертуар возможностей. Но поскольку художественную ценность имеют лишь такие возможности, которые, учитывая большую разницу между собой, перестань считать повторением друг друга, то получается, что художественный жанр представляет собой крайне ограниченный арсенал возможностей.

Не годится представлять себе роман (речь, прежде всего, о современный роман) как бескрайней Вселенной, из которого можно постоянно добывать новые формы. Лучше представить его как огромную, но не безграничную, рудню. Существует [274] определенное количество возможных романних тем. Добытчики первой очереди без особых усилий натолкнулись на новые глыбы, новые образы, новые темы. Сьогочасним труженикам выпадает, зато, разрабатывать мелкие и глибокозалеглі каменистые жили.

С этим репертуаром объективных возможностей, которым и является жанр, работает талант. Когда рудня исчерпывается, талант, какой бы большой, не могу ничего поделать. Конечно, никогда нельзя с математической точностью сказать, что какой-то жанр совсем иссяк, но в некоторых случаях это можно утверждать с достаточной определенностью. По крайней мере иногда приходится с полной очевидностью признавать, что материала не хватает.

Именно это, по моему мнению, и происходит сейчас с романом. Найти новые темы практически невозможно. Это первый фактор огромных объективных, а не личных трудностей при попытке написания романа, который отвечал бы требованиям сьогочасності.

В течение определенной эпохи романы могли жить только в самой новизны своих тем. Всякая новизна механически, словно под действием электроэнергии, продуцирующий индуцируемый ток, который добавляется к стоимости материала. Поэтому когда зачитывались книгами, которые сегодня нечего вчитать. Недаром сам жанр называется «новелла», то есть «новость». К этой стеснения - найти новые темы - добавляется другая, возможно знаменитее. Что больше разрабатывалась казна возможных тем, то более чутким и требовательным становился читательскую общественность. То, что передучора воспринималось как должное, вчера уже не должно было. Требовались лучшие и лучшие, незвичайніші, еще более новые сюжеты. Таким образом, одновременно с исчерпанием новых тем растет потребность в еще более поздних темах, пока, в конце концов, читатель не знечулюється до новых впечатлений. Это второй фактор трудностей, которые испытывает сегодня целый жанр.

То, что причина нынешнего упадка лежит не в несовершенстве сиюминутных романов, а значительно глубже, свидетельствует тот факт, что чем тяжелее их писать, тем хуже или не такими добрыми кажутся знаменитые древние «классические» произведения. Маловато их счастливо избежал знудження читателя.

Это неизбежное явление не должно знеохочувати авторов. Наоборот. В конце концов, постепенное воспитание читательской общественности, шлифовка восприимчивости и рафинирования вкуса зависят от писателей. Каждое произведение, более совершенный, [272] по передніший, перечеркивает этот последний и все другие такого же уровня. Как в сечи счастливчиком всегда становятся счет гибели своих противников, так и в искусстве победа требует жестокости. Одержав победу, произведение автоматически уничтожает легионы произведений, что перед тем были уважаемы.

Вообще я считаю, что жанр романа, если и не иссяк окончательно, то, бесспорно, доживает свой век. Он испытывает нехватки возможных сюжетов, что писатель вынужден компенсировать его изысканностью остальных необходимых для целостности романа компонентов.

Книга: Хосе Ортега-и-Гасет Мысли о роман Перевод Вячеслава Сахно

СОДЕРЖАНИЕ

1. Хосе Ортега-и-Гасет Мысли о роман Перевод Вячеслава Сахно
2. Присутствие По правде говоря, великий Бальзак кажется...
3. Роман - жанр неспешный Связи с этим, роман должен быть...
4. Достоевский и Пруст Между тем как одни большие светила...
5. Действие и созерцание Более десяти лет назад в «Размышлениях о...
6. Роман как «провинциальная жизнь» Следовательно, сроки следует поменять...
7. Роман - жанр плотного письма То, что я назвал герметичностью...
8. Психология воображения Эти заметки о романе проявляют упорную...

На предыдущую